Тённис Ф. Общность и общество (2002). Gemeinschaft und Gesellschaft
Скачать 12.89 Mb.
|
§ 23. Обычное право Вследствие этого в древних верованиях и мифах сложилось такое представление о труде пахаря или сеятеля, где последний уподоблялся мужу, выполняющему свой супружеский долг рождающиеся от такого союза дети подобны, таким образом, плоду, приносимому возделанным полем, тогда как безотцовщину можно сравнить с тростником, вырастающим на болоте без внедрения семени. И именно с этим — с упорядочением, упрочением, освящением подлинного брака (особенно там, где он развивается вчистую моногамию, равно как и с разделением и мирным использованием полей, а также со связующим обе эти сферы владением и привилегиями отдельных семей и их членов, с предоставлением приданого и порядком наследования — именно с этим в своих наиболее значительных проявлениях связано содержание обычая и данного в силу обычая права как обычного права [Gewohnheitsrecht]. — Наш обычай един с обычаем наших отцов, нашей страны и народа. Обычай в большей мере связан сего практикованием, чем с ощущением и мнением в ощущении он с большей живостью сказывается в боли и отвращении, когда бывает нарушен или в чем-то ущемлен, зачем следует соответствующая реакция, выражающаяся в действии или суждении мнение же вступается за него тем жестче, чем заметнее становятся происходящие в нем перемены, и потому чаще высказывается пожилыми людьми, а немолодыми Обычай и обычное право господствуют прежде всего в деревенской общине ив прилегающей к ней местности как своей всеобщей, действительной волей люди руководствуются им вот ношениях друг с другом, в более или менее обширных областях своих дели забот (господа — в своем господстве, слуги — в своем служении) и верят, что так они и должны поступать, потому что так поступают все, так поступали и их отцы, и что это правильно, потому что так было всегда. — Единодушие и обычай обусловливают и подразумевают друг друга, но могут и вступать между собой в разнообразные конфликты, вследствие чего разделяющая их граница неоднократно сдвигается. Их общее и необходимое содержание состоит в том, что они призывают и стремятся только к миру, те. прежде всего негативно противодействуют многочисленным причинам раздоров стремятся уладить и рассудить уже возникшие но уже из этих двух задач первая выпадает, скорее, на долю единодушия, в коем властвует семейный, корпоративный духа вторая — на долю обычая. Ибо в более узком домашнем кругу сего постоянными и близкими контактами всевозможные ссоры, трения и столкновения, конечно же, более вероятны в той мере, в какой там имеет место равенство возраста, сил и притязаний, но при смене аффектов и настроений они также и более скоротечны, легче переходят в раскаяние и могут быть прощены, а кроме того, скорее уступают вышестоящему авторитету, который здесь представляется абсолютно естественным, который зримыми само собой разумеющимся образом соединяет в себе разнообразные достоинства. Но по мере того как эти достоинства перестают быть собственными, всего лишь наследуются и опосредуются мышлением, те. по мере того как первоначальный круг расширяется, а родственные связи замещаются всего лишь соседскими, состояние раздора возникает хотя и реже, но зато он становится более глубокими ожесточенным, а его причинами отныне могут оказаться высокомерие, алчность и стремление к господству, а также ненависть, зависть и мстительность, и для того чтобы устранить раскол, возникший вследствие нарушения или посягательства на сложившиеся сферы свободы, собственности и чести, здесь должна возыметь действие власть традиционных норм, в которых закреплен отчасти дух прежней, стабильной действительности, отчасти накопленный опыт ранее принятых решений. Но вместе стем единодушию и обычаю присуща и позитивная мирная направленность они способствуют поддержанию естественных или привычных отношений и вменяют в обязанность дружеское содействие и помощь, придают изначальному, идеальному гармоническому единству душ — духу семейственности — более непосредственное (со стороны обычая, скорее, образное, символическое) выражение, и тем самым облегчают его усвоение и обновление. Таковы смысли ценность разнообразных празднеств и церемоний, где в соразмерных, гармонических формах проявляется причастность к общим радостями печалям, свойственная общности приверженность к высокому и божественному 24. Интегральное существо Но, будучи одновременно содержанием и формой совместной жизни, единодушие приводит к утверждению естественного ив виде ростка уже а priori содержащегося в нем гармонического порядка, сообразно которому каждый член общности выполняет идол жен выполнять свою работу, пользуется и может пользоваться своей долей благ. Это означает, что такой порядок задан уже животно-органической природой человека, наличествует, стало быть, уже до всякой человеческой истории и культуры и нуждается лишь в развитии посредством свободного роста не требующего ничего, кроме благоприятных для него внешних условий, причем последние, конечно, могут включать в себя и исторические обстоятельства. Напротив, обычай даже в своих внутренних задатках может быть понят только исходя из уже развитой ментальной способности человека и из его труда он развивается входе такого труда и вместе сего развитием, в особенности, как уже было сказано, с развитием земледелия, и совершенствуется входе все более ловкого и умелого применения земледельческого, а также любого другого искусства. Ведь в народной общине всякая особенная сила, обязанность или привилегия, формируемая на основе собственных задатков и собственной деятельности, должна выводиться из соответствующей всеобщей, должна вытекать из всеобщей и равной сущностной воли и поскольку, таким образом, соотнося неравные обязанности и привилегии со своим единством, община осуществляет эту работу самостоятельно ив своем устройстве наделена способностью и волей к этому, постольку такая воля становится обычаем и (позитивным) правом. Это означает, что к отдельным индивидуумам или к отдельным группам община относится также, как организм к своим тканями органам отсюда происходят понятия чинов и сословий, которые, становясь постоянными а в семьях, например, даже наследуемыми в тоже время укрепляют свою взаимосвязь с целыми приумножают свою собственную свободу, если одно не происходит за счет другого, поскольку всегда ведь существует вероятность и опасность того, что у собственно служилых, подчиненных элементов обнаружится крен в сторону взаимосвязи, ау исполняющих собственно господские функции — в сторону свободы. Ибо первые в соответствии со своей природой тоже должны оказывать какое-то определяющее влияние на целое, а дефиниция вторых вне меньшей мере должна причислять их к членам или составным частям целого, которые как таковые призваны служить ему и руководствоваться им. Но все эти отношения и соответствующие им учреждения, где бы они ни возникали и какой бы ни принимали вид, суть обычные права и относятся к позитивному праву стало быть, они принадлежат ко всеобщей воле, поскольку она выступает как обыкновение и обычай. Народ той или иной страны, понимаемый в качестве субъекта и носителя такого позитивного правая называю интегральным существом [Gemein wesen]. Интегральное существо есть организованный народ как особая, индивидуальная самость и потому мыслится в возможных отношениях к своим членам или органам. В этом своем бытии интегральное существо выступает как институция естественного права, которая, однако, мыслится так, как если бы одновременно с актом ее учреждения она переходила в область позитивного права. Ибо всякая связь как для себя сущее существо покоится на взаимопонимании сохраняясь в общей для всех памяти и языке, она для большинства людей обладает объективной психологической действительностью, и точно также изначальная, поддерживаемая единодушием органическая взаимосвязь между людьми на определенной ступени развития и при определенных условиях превращается в идею и сущность интегрального существа. Сущность этане может возникнуть из обычая, ведь она является предпосылкой его самого. В состоянии или конституции интегрального существа следует, далее, различать существенные для него и тем самым необходимые и естественные (в этом, более определенном смысле) признаки или свойства, и всего лишь акци- дентальные, позитивные и потому изменчивые. Отсюда легко вывести нижеследующую классификацию интегральных существ 1) патриархальные, в которых общее владение землей и почвой уже наличествует в качестве фундамента, но еще не столь существенно 2) сельские, в которых оно наличествует и является весьма существенным 3) городские, в которых оно еще наличествует, но уже не так существенно. Используя эти понятия, мы надеемся в какой-то мере уловить текучие и крайне многообразные свойства их предметов. В той мере, в какой дом, деревня и город могут образовать то или иное интегральное существо, они одновременно представляют собой типы более обширных комплексов, в которых они могут сохранять жизнеспособность и развиваться. Характер подлинного и самостоятельного интегрального существа в наименьшей мере присущ отдельному дому ив наибольшей — отдельному городу. В связи с этим можно себе представить, что наиболее всеобщий и широкий круг находит свое выражение в патриархальном и генократическом интегральном существе, далее, в его рамках, множество более узких — в деревенском, соседском, проникнутым духом родины, и наконец, в рамках каждого из последних образуется несколько наиболее узких, городских. Точно также мы мыслим империю распадающейся на множество сельских или племенных областей, сельскую или племенную область — распадающейся на множество поместий, деревень и городов город уже не содержит внутри себя никаких интегральных существ (разве что таковыми считать деревни, зато распадается на отдельные корпорации и дома и, наконец, на множество индивидуумов. Но, таким образом, могут существовать и такие поместья, деревни и города, которые принадлежат непосредственно империи и сфере ее права, а также такие корпорации и дома, которые непосредственно принадлежат той или иной стране и подпадают под ее юрисдикцию § 25. Идея социального тела С общностью как таковой интегральное существо соотносится также, как животное (zoon) — с растением (phyton). Всеобщая идея живого существа воплощается в растении с большей чистотой, а в животном — с большим совершенством таки идея социального тела с большей чистотой воплощается в общности, с большим совершенством — в интегральном существе. Как вся жизнь растения состоит в его наличном бытии, питании и размножении, так общность дома целиком и полностью ориентирована во внутреннем направлении, а ее деятельность связана только с ней самой. У животного же особые, специально сформированные органы обращены вовне, они предназначены для защиты, поиска, захвата, для всякого рода борьбы однако при этом вегетативные функции сохраняют в них свою существенность, которой и служат вышеупомянутые органы подобным образом дело обстоит и с интегральным существом. Нервная система в ее связи с мускулатурой наделяет животное особыми способностями взаимосвязного ощущения и движения. Сходным образом интегральное существо предстает в виде войска [Неег]: как множество связанных между собой групп, часть которых, предназначенная и обученная двигаться впереди, развивает в себе особое чутье на врагов и друзей, восприимчивость к возможной добыче и опасности, становится во главе и передает свои импульсы остальным. Поэтому воеводское достоинство сохраняет тут действенность посреди каждого круга, а наивысшее достоинство с большей или меньшей отчетливостью выделяется среди них как королевское Интегральное существо и войско находятся на низшей ступени своего развития до тех пор, пока народили племя во всей своей совокупности снимается с прежних мест обитания и готовится к борьбе или завоеванию но воевать сподручнее мужчинами действительное войско набирается именно из мужчин. Оно пополняется из числа юношей, до поры остающихся в тылу, а его сила в значительной мере зависит также оттого, насколько женщины способны рожать и воспитывать крепких юношей. Интегральное существо — это не только войско, оно представлено системой семей, родов и общин но оно есть войско в той мере, в какой последнее сосредоточивает в себе объединенную и устремленную вовне мощь, в какой оно оказывает и воспринимает внешние воздействия. Но организованное собрание мужчин, принимая на себя ведущую, направляющую роль и обособляясь от первоначальной массы взрослых разумных людей которая в народе противопоставляется детям и старикам, а также чужаками слугами образует естественное единство, включающее таким образом, и женщин, получает свою привилегию и превосходство только как собрание войска и как таковое может полностью вытеснять и подменять собой это единство. Каждая из его групп собирается вокруг своего центра, своего отца-предводителя (герцога, а все группы вместе — вокруг их общего предводителя (князя или короля, все равно, избирается ли такой человек ими самими, или же его положение предопределяется традицией и верой а именно такая предопределенность представляется необходимой, когда ощущается всеобъемлющая родственная связь, так что избрание здесь лишь подтверждает ее или же (когда традиция ослабевает, а знание утрачивается) обращается к ней за заменой. Но чем в меньшей мере избрание мыслится как руководствующееся произволом, тем больше оно, по-видимому, нуждается в божественной помощи и вдохновении, которые могли бы сделать выбор благоприятными правильным точно также и Ф. Тённис брошенный жребий предоставляет выбор судьбе или некой невидимой власти. Такие представления сохраняют жизнеспособность до тех пор, пока объективное единство старается противостоять сознательности субъектов, способной их преодолеть. Единство наиболее совершенным образом выражается в согласии и единодушии множества людей далее, в совете и общем решении вождей и, наконец, в определяющей воле государя. Все эти силы должны сообразоваться друг с другом для того, чтобы действовать совместно. А это было бы затруднительно и маловероятно, если бы связующие их нормы не предстояли им как привычные и освященные верой, как независимые от их возможных волевых решений. Поэтому каждый из этих органов, и все они вместе, будь тов их всего лишь внутреннем или также и внешнем соединении, не могут творить справедливое решение, а могут лишь находить его они подчиняются праву, а не возвышаются над ним 26. Каста воинов — Дворянство Войско, поскольку оно предназначено для обороны или завоевания той или иной страны, должно состоять из мужчин, обладающих непосредственной долей в собственности этой страны, ибо только в них, по всей видимости, сильная воля к этому может наличествовать как естественная и восприниматься ими как чувство долга. Ценность земле и почве впервые придает только земледелие однако военная община — все равно, участвует ли она в серьезной битве, упражняется ли в военных играх или, руководствуясь тем же настроением, по древней привычке, отправляется на охоту, расценивая ее как битву с дикими зверьми, — вряд ли приспособлена к тому чтобы посвятить себя утомительному домохозяйству, пахоте, посеву и сбору урожая. Поэтому там, где (и до тех пор, пока) вышеупомянутая необходимость и обыкновение имеют всеобщий характер, работа на полях и уход за домашними животными выпадает на долю женщин и детей. Если же в условиях прочного мира интегральное существо всего народа заполняет собой некую обширную область, так что сохраняется лишь нужда в охране границ империи, и если, в тоже время, тяжеловооруженный конный воин становится вследствие этого регулярной, но потому также и более редкой войсковой единицей, то те вожди, что прежде возглавляли лишь более или менее многочисленные группы, образуют особую воинскую касту которая ввиду того, что она объединяет в себе старейшин и прямых потомков прародителей целых племенных подразделений (например, кланов, совпадает с сословием дворянства ив дальнейшем таки называется. Поэтому дворянство свободно в особом и более высоком смысле, а именно в своей связи с совокупной империей или, в более узком смысле, со страной, которую оно призвано защищать, а пожалуй, таки расширять ее пределы. Свобода простолюдинов в сравнении с ним более ограниченна, если только сами они не бывают, как и прежде, способны и готовы присоединиться к войску или послужить его действенному пополнению, или не принадлежат более узкому интегральному существу, которое, будучи избавлено от воздействия этих обстоятельств, должно подтверждать свою зависимость от империи только оказанием вещественных услуг ее государям. Дворянство же может осуществлять свое господство отчасти за счет своей особой собственности, обладая которой отдельный человек оказывается равен всем членам деревенского товарищества или марки, или, по крайней мере, некоторому их числу, через целиком и полностью зависимых от него слуг, — поскольку такое сословие может появиться из изначально подчиненного ему населения или образоваться благодаря иммиграции чужаков, или же, наконец, возникнуть благодаря, пусть и незаконному, увеличению численности самогб свободного народа — или, если это невозможно или недостаточно, кормиться за счет вкладов, подношений, услуг крестьян, осевших вокруг его двора. До тех пор пока подразумевается, что деревенские общины в соответствии с почитаемой и оберегаемой традицией являются законными собственниками в отношении своей полевой марки, такие подношения понимаются как исключительно добровольные хотя и вменяемые в обязанность обычаем. Если в политическом смысле, те. в смысле интегрального существа, барон или рыцарь каких господин стоит над ними, тов экономическом смысле, те. в смысле изначальной патриархальной общности, которую всегда следует рассматривать как базис интегрального существа, он в тоже время стоит подними в той мере, в какой имеет место упомянутое отношение, он зависит от их благосклонности, от их доброй воли, подпитывается и поддерживается общиной как ее служебный орган 27. Народи община Но если каждое интегральное существо в территориальном плане выступает как множество поместий, деревень и городов или же распадается на такие кон- федерированные территории, то каждая из этих составных частей, поскольку она оседает на закрепляемой за ней земле и почве и может ее защищать, имеет определенную тенденцию и способность к тому, чтобы самой стать интегральным существом. В той мере, в какой ей это удается ив какой она сама, в свою очередь, не составляется из возможных интегральных существ, она в тоже время является наиболее совершенными интенсивным выражением интегрального существа ив силу тесного совместного проживания, меньшей вероятности внутренних трений, каковые могут возникать между самостоятельными и способными себя защитить телами, чаще всего выступает в виде мобильного войскового, а потому также и полномочного судебного собрания. В этом значении идея интегрального существа реализуется в форме города господствующего над определенной областью. Подобно полису древнегреческой культуры, он может даже быть единственным действительным интегральным существом, которое, только вступая в какой-либо союз, может произвести и поставить над собой другое интегральное существо (и тогда последнее только в сфере религиозного и творческого воображения можно мыслить как изначальное и порождающее, — или же, подобно вольному городу германской культуры, будучи частью или продуктом какой-либо страны, империи, выделиться на общей почве за счет своего могущества и богатства и тем не менее, вкупе с другими такими же городами, стать в такое отношение к этому их союзу, которое аналогично первому (как если бы этот союз был образован, сконструирован ими, тогда как в последнем случае союз может избежать превращения во всего лишь фиктивное, понятийное единство благодаря своей реальной, априорной и священной природе. Но как город относится к своему союзу, так свободный и способный за себя постоять мужчина, гражданин, относится к своему городу. Совокупность граждан взирает на интегральное гражданское существо как на произведение своего искусства, как на воплощение своей идеи. Они обязаны ему своей свободой, своей собственностью и честью и все же само оно обладает своим бытием лишь благодаря их взаимосвязанным разумным волям, хотя и является необходимым, непроизвольным порождением этих воль: порождением не только их случайного, теперешнего, но и их сущностного, пронизывающего целые поколения единства. Если воля того или иного интегрального существа на его собрании бывает регулярно представлена одним человеком (государем, несколькими (знатью, старейшинами) или многими людьми (толпой, народом) в их единодушии, тов наиболее обширном, патриархальном интегральном существе главенствует монарх, в более узком, поземельном — дворянство, а в наиболее узком, городском — народ. Если изначально монарха можно уподобить голове (или головному мозгу, дворянство — ганглиям спинного мозга, а толпу — многочисленным центрам симпатической нервной системы, тов конце концов, овладевая собой, именно последняя становится мыслящей потенцией, подобной головному мозгу в способном к восприятию и волению теле, и может выполнять такую функцию даже с ббльшим совершенством, чем предыдущие, поскольку более тесное сосуществование и более частые внутренние контакты ставят передней более сложные проблемы, а также поскольку эта ее способность заостряется в постоянном упражнении и обучении и потому с большей вероятностью может развиться в высший разум, в благороднейшее политическое искусство. Однако совершенного величия интегральное существо достигает только в случае согласованной работы этих трех органов, хотя в эмпирическом проявлении один из них может получать преобладающее, а другой — недостаточное развитие. И кроме того, помимо своего позднейшего, особенного значения, в котором она выполняет роль координирующего фактора, народная община, конечно же, может сохранять и более древнее, всеобщее, благодаря которому она дает зримое представление о субстанции интегрального существа и о его целом, из которого впервые происходят и которым обусловливаются вышеупомянутые центры и субъекты власти. Нов таком понимании народ, как последняя инстанция, в качестве интегральных частей, безусловно, включает в себя всех кто каким-либо образом принадлежит общности, всех женщин, детей и стариков, дипломатических представителей и слуги тем не менее всегда остается лишь меняющимся проявлением их неизменной общности 28. Товарищество и объединение Йз всех используемых в этом сочинении положений вытекает, что всякая корпорация, или связь между людьми, может быть понята и как своего рода организм, или органическое произведение искусства, и как своего рода орудие, или машина. Ибо в действительности суть бытия такой вещи состоит не в чем ином, как в постоянно наличествующей, общей для всех сущностной воле или в конституированной, общей для всех избирательной воле, причем и таи другая мыслится уже не в своей множественности, а в своем единстве. Если мы применим имя товарищества [Genossenschaft] для обозначения первого понятия (общностной связи, а имя объединения [Vere in] — для обозначения второго (понятия связи общественной, то из этого следует, что товарищество может быть описано и понято только как продукт природы, как нечто становящееся, имеющее определенное происхождение и определенные условия своего развития. Следовательно, оно соотносится с понятием интегрального существа. Напротив, объединение есть мысленно сконструированная, или вымышленная, сущность, которая служит своим учредителям для того, чтобы в тех или иных отношениях выражать их общую избирательную волю здесь впер вую очередь нужно ставить вопрос о цели, для которой оно предназначается в качестве средства или причины. Далее оно применяется к понятию государства как универсального общественного объединения. — Психологическая или метафизическая сущность товарищества и, следовательно, интегрального существа, всегда представляет собой некую волю, или жизнь, а точнее, неограниченную по своей продолжительности совместную жизнь его членов. Поэтому оно всегда отсылает к изначальному единству сущностных воль, которое я назвал взаимопониманием и, каково бы ни было его развитие из этого единства, его содержание каждый раз бывает столь обширно, сколь велика та интенсивность, с которой оно утверждается в бытии в качестве обычая и права это содержание имеет, таким образом, безусловную и вечную значимость для его членов, и последние только из него выводят свое собственное право, которым они обладают в отношении друг друга и, далее, против друг друга, а следовательно, также ив отношении собственной самости товарищества и противнее, поскольку эта самость не может произвольно менять свою актуальную волю. Но волевая сфера целого должна мыслиться как наличествующая до всех отдельных волевых сфер, так что свобода и собственность людей представляет собой лишь модификацию свободы и собственности интегрального существа. Однако во всеобщей общностной взаимосвязи сфера каждого товарищества, опять-таки, была бы обусловлена и определена более ранним товариществом, товариществом более высокого уровняв которое первое входит в качестве его члена, до тех пор пока перед нами, наконец, не предстало бы наивысшее товарищество в виде охватывающего все человечество интегрального существа. А именно такова была идея церкви и универсальной всемирно-духовной империи идея, которая сама по себе бессмертна, а потому может вновь обрести жизнеспособность и пребыть на почве более высокого сознания, прошедшего через горнило науки. — Напротив, всякое объединение покоится на совокупности контрактов, которые каждый его субъект заключает с каждыми эта совокупная договоренность, как бы вызывающая к жизни вымышленную личность, называется статутом [Statut]. Статут наделяет объединение волей, назначая ему определенное представительство он дает ему цельно цель эта может быть только такой, в отношении которой все контрагенты сознают свое единство, дает ему средства для того, чтобы преследовать такую цель или стремиться к ее достижению, каковые средства должны заимствоваться и составляться из их собственных средств. Средства эти частично представляют собой права в отношении известных действий отдельных лиц, которыми объединение (юридически) может располагать таким же образом, как индивидуум располагает своими в сфере своей избирательной воли. Тем самым они представляют собой фрагменты свободы. Таковы принудительные права. Выше мы уже рассматривали, каким образом они вытекают из всевозможных обязательств. Однако объединение в отличие от отдельного человека, по природе своей уже неспособно осуществить такое принуждение. Оно может действовать только через своего представителя, роль которого выполняет либо отдельный индивидуум, либо собрание. Если это индивидуум, то дело обстоит как ив том случае, когда последний пытался бы осуществить принуждение от своего собственного имени. Если же это собрание, то оно хотя и может принимать решения как некое целое, однако в своих действиях распадается на множество отдельных субъектов, которых должна побуждать или принуждать к действию его воля, поскольку само по себе оно неспособно ник какому действию и нет никакой уверенности в том, что к совместному действию в задаваемом его волей направлении окажется способным хотя бы большинство, как сумма отдельных его членов. Поэтому для того, чтобы получить возможность осуществлять принуждение, личность, представляющая то или иное объединение, подобно всякому другому лицу, должна в избытке располагать человеческими силами также и помимо средств принуждения а приобрести такие силы в общественном состоянии возможно только путем договора. Она должна поэтому располагать достаточным количеством денег как всеобщим покупательным средством. Но и тогда осуществление принуждения остается связанным с одним существенным условием. Таковое состоит в по меньшей мере негативном воздействии общества в целом Принуждение может быть с надлежащей надежностью и регулярностью осуществлено только тогда, когда никто не выказывает готовности и не позволяет побудить себя к тому, чтобы поддержать принуждаемого субъекта в его нежелании подчиниться, или когда число тех, кто готов оказать ему такую поддержку, оказывается исчезающе малым в сравнении с властью тех, кто осуществляет принуждение, так что подавление всех подобных попыток должно быть не менее жестким, чем принуждение в отношении самого правонарушителя. Таким образом, если экономическая сторона любого контракта (или обмена) предполагает соучастие общества в придании ему значимости, то правовая сторона предполагает такое соучастие в придании контракту обязательной действенности. Сохраняя нейтралитет общество делает сопротивление невозможным, если перевешивают силы того, кто прав. Преобладание одного отдельного человека над другим, как моментальное и непременное действие, в нормальном случае исключено, потому как у каждого найдется достаточно сил для того, чтобы противостоять одиночке. Следовательно, тот, на чьей стороне справедливость, должен заручиться поддержкой дополнительных сил. Поэтому любое объединение было бы бессильно противостоять реальным лицам, если бы не располагало имуществом или доходом, а именно (в развитом обществе) — деньгами. Эти деньги должны быть предоставлены или отпущены ему заранее. Они должны находиться в его свободном распоряжении. Распоряжаясь ими, объединение распоряжается также и человеческими силами. Оно может испытывать потребность в них и ради других целей, не только для принуждения, оказываемого во внешней и внутренней сфере, и, возможно, даже исключительно ради других целей, вытекающих из его главной цели, например из его торго во-предпринимательской деятельности. Форму, в которой объединение выражает свою избирательную волю ив виде всеобщих положений [Sätze] адресует ее своим подчиненным, я называю уставом [Satzung]. Выполнение подчиненными таких уставных положений как связующих норм представляет собой обобщенную в понятии и оплачиваемую услугу сама по себе она не может мыслиться как обязательная, но выполняет функцию эквивалента, предлагаемого в момент обмена. Индивидуальная личность тоже может выражать свою волю в виде всеобщих повелений и исполнять таковые. Доверитель всегда является законодателем для своего доверенного лица. Но формальный характер уставных положений подобает объединению потому, что последнее, даже когда оно представлено собранием, нуждается в определенном предусмотренном статутом) схематизме для того чтобы вообще сформулировать свою волю и огласить ее в виде действенного решения. Потому же наиболее естественным для него оказывается наиболее всеобщая форма выражения, с помощью которой в конкретный момент времени можно достичь наибольшего эффекта, когда применение этих решений в менее общих и, далее, в единичных случаях может быть препоручено вышеупомянутым, зависимым от него лицам 29. Характер государства |