Главная страница
Навигация по странице:

  • Этому противоречит идея живого, выступающая в той же книге. Одушевленная телесность, интуитивное постижение единства, которое усматривается как органическое в некоторой связи, Gemeinschaft

  • 52 Ibid. S. 129. 53 См Ibidem. 405

  • клеток (см Tönnies F.

  • Точные локализации (дом, деревня город) менее важны, чем воление а. Связь, естественным образом имеющая место

  • Soziologische Studien und Kritiken. Erste Sammlung. S. 15 ff. 57 Tönnies F.

  • Полное развитие исчисляющего мышления — это уже Ge­ sellschaft

  • 63 Ibid. S. 108. 64 Ibid. S. 101. 65 См Ibidem. 66 Ibid. S. 40. 410

  • 68 Ibid. S. 41. 69 Ibid. S. 42. 70 Ibidem. 71 Ibid. S. 25. 411

  • Тённис Ф. Общность и общество (2002). Gemeinschaft und Gesellschaft


    Скачать 12.89 Mb.
    НазваниеGemeinschaft und Gesellschaft
    АнкорТённис Ф. Общность и общество (2002).pdf
    Дата02.05.2017
    Размер12.89 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаТённис Ф. Общность и общество (2002).pdf
    ТипДокументы
    #6553
    страница25 из 29
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   29
    Thomas Hobbes Leben und Lehre. S. 125 f.
    49 Ibid. S. 128. Разумеется, Теннис не забывает о собственно научном вкладе Декарта, несопоставимом по значению с гоббсов-
    ским. Но речь идет о ретроспективной оценке философской позиции Ibid. S. 120 f.
    404
    оснований мыслить нечто большее, реально сущее вне наших представлений, кроме субстанции, те. тел, и их движения Представление же об их качествах ложно и мешает объяснить и движение тел, и их восприятие Но раз Гоббс — предтеча современной науки, то каково же современное Теннису научное воззрение Если же теперь правильно сформулировать это понятие сущего или субстанции, то оно, в свою очередь будет совпадать с понятием энергии, которое, как и первое нейтрально относительно атрибутов" душа" и тело, но при этом, конечно, как правило, мыслится и понимается как материальное, а по потребности — как психическое 52 Весьма любопытным образом понятие органического не всплывает даже в предметном указателе к книге о Гоббсе. Теннис лишь мимоходом замечает, что и теперь психология и биология, несмотря наряд попыток, в основном, все еще робеют сделать шаг к указанному единству, тек энергии как фундаментальному единству Ход развития науки, по Теннису, можно было бы тогда представить следующим образом от пестрого мира свойств и форм, (древность) к универсуму бескачесгвенных ив лучшем случае) только протяженных и взаимодействующих тел (новое время, а затем — к единому, энергии понимаемой то как материальная, то как психическая (современная Теннису наука Центрами этой энергии и являются упомянутые вначале атомы — «нечтости, кои суть ничтожества, и ничтожества, кои суть нечтости».
    Этому противоречит идея живого, выступающая в той же книге. Одушевленная телесность, интуитивное постижение единства, которое усматривается как органическое в некоторой связи, Gemeinschaft и, наконец, протяжение (пространственная близость, достижимость) должны были бы сопрягаться друг с другом, в отличие от неорганического, которое можно все далее или далее разлагать вплоть до непротяженных центров сил. Но и это еще было бы слишком просто. Следует помнить, что для Тенниса весь универсум тоже может пониматься как органическая связь. Универсум становится целым благодаря притяжению. Однако это целое невозможно наблюдать, его пространство и время безмерны с человеческой точки зрения наши восприятия теряются в нем как рыбачий челн в океане, и опираться на восприятие возможно, только если наблюдение становится «разлагающе аналитическим. Поэтому См Ibid. S. 130 f.
    52 Ibid. S. 129.
    53 См Ibidem.
    405
    чтобы мыслить целое как первичное по отношению к его частям, нужно в высшей степени сильное их взаимное притяжение, препятствующее механистическому способу объяснения Натурфилософия уводит нас за пределы обыденных представлений о пространстве и времени, тогда как областью этических понятий является обозримое и явно плотно связанное между собой. Здесь обнаруживается, таким образом, точка расхождения (или точка схождения) этики и науки базис восприятия, непосредственная данность ощущений. Но пути отсюда ведут в разные стороны либо к неизмеримости большого и бескачественности малого, либо к неразложимой цельности живого. Этика (философия культуры, социология) — не биология и не психология. Объект ее описаний может быть представлен в научных категориях, поскольку наука имеет дело совсем универсумом. Но ее описания принадлежат к иному жанру слишком сильно отличаются от остальной природы образования социальной воли, так что наука меняет здесь свою природу, и понятия интуитивного, диалектического воззрения оказываются живой, меняющейся реаль­
    ностью».
    Таким образом, выстраивается весьма соблазнительный ряд соответствий. С одной стороны подлинность социальной жизни — Gemeinschaft — этика — интуитивное воззрение — органическая связь с другой стороны мнимость, преходящий характер социальной жизни — Gesellschaft — механистическая наука о природе — несоизмеримость человеку всего бесконечно малого и бесконечно обширного. Скажем ли мы, что
    «Gesellschaft» — это предмет натурфилософии или механической позитивной науки, а что подлинно человеческое исследует социология как этика Или мы скажем, что о социальной жизни может судить интуитивное воззрение, художественная фантазия, но что науке — именно позитивной науке — доступно только мнимое и преходящее, что именно потому-то и может она его разложить, поскольку органической целостности здесь нет Но мнимость а — для кого она Для того, кто в нем живет и о нем судит, или для того, кто за ним наблюдает Наблюдает откуда Как это возможно, что водном рассуждении говорится не только о двух формах но и предполагается, что этим формам соответствуют два типа знания, которые объединяются. чем Обложкой Именем автора Попробуем хотя бы отчасти разобраться в этой проблеме
    Откуда берется цельность, сильное взаимное притяжение частей органического целого Его началом является воля. Она выступает, во-первых, как причина представления (народная вера, художественная фантазия не тождественны простой
    рецептивносги), во-вторых, как причина предметов представления Тот, кто наивно созерцает органическое, желает чтобы оно было живым, а не разлагает его на атомы Кто желает а, тот образует Gemeinschaft с теми, на кого Уже здесь мы можем зафиксировать принципиальное для всей структуры аргументации Тенниса различение между сущностной волей и избирательной волей как проблему В книге о Гоббсе Теннис часто указывает на важную, по его мнению, ошибку английского философа, который не рассматривает представляющий рассудок в качестве активного фактора, одного из явлений универсума. Однако сам он повторяет эту ошибку (если здесь вообще можно говорить об ошибках, поскольку не хочет ни отказаться полностью от описаний универсума (хотя бы только самых общих и метафизических, ни описать волю и социальное как часть универсума. Сущностной воле, — говорит Теннис, — имманентно движение, так что здесь имеет место психическая каузальность, те. сосуществование и последовательность чувств бытия, влечения и деятельности, которые ... можно мыслить как проистекающие из изначального состояния этой индивидуальной воли (Gemeinschaft und Gesellschaft. S. 88). Избирательная воля остается вне деятельности. И таким образом, соответственно этому понятию, мышление словно бы механическим принуждением действует на нервы и мускулы, а тем самыми на члены тела. Поскольку это представление можно реализовать лишь в рамках физикалистского или физиологического воззрения, постольку требуется само мышление рассматривать как движение те. как функцию мозга а мозг — как объективно реальную, заполняющую пространство вещь (Ibid. S. 89). Но каково представление самого Тенниса как наблюдателя Разделять оба воззрения он не может, отказаться от одного в пользу другого не хочет, и вопрос о месте воли в универсуме остается открытым Не следует идти ниже уровня клеток, говорит Теннис. Каждая клетка, каждая ткань и орган — это определенный комплекс единой в себе воли, соотнесенной с самою собой и своим внешним. Итак же обстоит дело совсем организмом, который, продолжим мы вслед за Теннисом, мог бы пониматься как Gemeinschaft
    клеток (см
    Tönnies F. Gemeinschaft und Gesellschaft. S. 94).
    407
    он однозначно позитивно ориентирован, так что единство воль тех, кто образует Gemeinschaft, и есть само созерцаемое и во
    лимое ими единство. Но здесь нет воли к волению», нет избирательной воли к сущностной воле. Прочным исходным пунктом для Тенниса является естественная, органическая совместная жизнь. Остается только выяснить, насколько сильно она может быть релятивирована разумно-волевым началом. Животное волевое отношение (самый характерный пример — отношение материк плоду, возникающее без посредства представлений) отличается от человеческого человеческая воля, говорит Теннис, может быть ориентирована на чужие тела, например, в силу владения ими, стремления к ним, произвольного распоряжения ими. Тела эти могут быть как человеческими, таки животными, однако лишь в первом случае

    нам в высшей степени важны чувства и представления другого человека Единство воль особенно велико в случае взаимосвязи растительной жизни благодаря рождению Телесное дает о себе знать в непосредственном чувстве родства ив сексуальном инстинкте, хотя уже для взаимоотношений братьев и сестер куда большую роль играет память. Пространственная близость кровных родственников не столь важна, как продолжительность, устойчивость связи, нов целом теснота, плотность связи как в пространстве, таки во времени значительна для Gemeinschaft'а.
    Точные локализации (дом, деревня город) менее важны, чем воление а. Связь, естественным образом имеющая место

    на ограниченном пространстве, продолжается в силу душевной настроенности даже при взаимном удалении тел, так что в конечном счете духовная дружба образует род незримой местности, мистический град и собрание, который словно бы животворен художественной интуицией, творческой волей Таки любовь
    скорее т ре­

    бует
    пространственной близости, чем порождается ею, сохраняться любящих может и на удалении Существенная непространственность а означает, что его нельзя представить как органическую вещь в собственном смысле слова, как непосредственно созерцаемый в пространстве большой организм. Его определения — это определения воли F.
    Soziologische Studien und Kritiken. Erste Sammlung.
    S. 15 ff.
    57
    Tönnies F.
    Gemeinschaft und Gesellschaft. S. 8.
    58 Ibid. S. 1.
    59
    C
    m
    .:
    Ibid. S. 21.
    408
    Взаимное тяготение к единению называется сущностной волей. Чья это воля Такой вопрос можно задавать только сточки зрения сформировавшегося европейского индивидуализма, предполагая полную раздельность индивидов и воль. Но сама постановка его в такой форме была бы ошибочна. Сущностная воля — не индивидуальная воля. О ней нельзя сказать что она просто в некоторой мере присуща отдельным членам а, потому что самой этой отдельности, помимо сугубо телесной , нет в е, спаянном сущностной волей. Сущностная воля, говорит Теннис, — это психологический эквивалент человеческого тела но это не значит, что
    Gemeinschaft и на самом деле представляет собой большой организм, в точности подобный по своему устройству меньшим организмам живой природы. В сущностной воле различаются три вида Это — органическая воля, определяемая жи-
    вотно-ментальной волей животная воля, выражаемая одновременно волей органической и ментальной, и сама ментальная воля в своей обусловленности органически-животной волей В свою очередь, противопоставляемая ей избирательная воля вообще может рассматриваться как продукт мысли, а это уже предполагает готовый образ человеческого организма воли Конечно, если сущностная воля есть психический эквивалент тела, то реальным эквивалентом сущностной воли
    опять-таки оказывается тело, не механическое, могущее быть разложенным на мельчайшие бескачественные частицы, а то и на комплексы отношений, но тело органическое. Однако
    Gemeinschaft составлен из других органических тел, способных не только конституировать, но и репрезентировать целое. Не образуя пространственно тело в собственном смысле, члены сообщества воспринимают и представляют его именно как органическое целое, а не агрегат независимых индивидов. Но и наблюдатель, если он полагается на философскую интуицию или художественную фантазию, а не на механистический дискурсивный анализ, усматривает здесь сущностную цельность при внешней пространственной раздельности. Так реп­
    резентируют семью ее члены мать и дети, братья и сестры отец — это различные позиции в семье каждый человек здесь ibid. S. 87 f.
    61 Ibid. S. 92.
    62 Ibid. S. 107. Можно ли это понимать так, что человеческое тело в конечном счете не может быть релятивировано? Мы еще увидим, что в противном случае рушится конструкция а Ф. Тённис
    409
    есть самостоятельный организм, но лишь в семье как целом он — отец, сын или брат. И как отец, сын или брат он представляет семью в целому отца должна быть жена и дети, у сына — родители и братья и т.п.). Одновременно это целое есть форма, независимая от конкретных общностей, и только в этом качестве — предмет чистой социологии. Итак же образуются соседство и дружба.
    В органическом чувстве несомненного (кровного) родства кроется сила притяжения почти исключительно инстинктивной любви. Как сам организм в некотором роде более реален чем интеллектуальные фикции механистически разлагаемого мира, таки в области социального связь будет тем более органической = реальной, чем меньше она обусловлена рассудком Духовная общность — не рассудочная общность, и город — область дружбы и духовного а — не тоже самое, что большой город воплощение а. Но мышление становится господином, Богом, извне сообщающим движение инертной массе. И, таким образом, оно должно мыслиться оторванным от изначальной воли (которой оно же и порождается) и свободным, представляющими содержащим в себе волю и желания, а не представляемыми содержащимся в них Предварительная ступень интеллекта в сущностной воле — память, в которой Теннис различает собственно память, фантазию и осознанное воспоминание, фантазию же характеризует как в высшей степени субъективную, те обусловленную своеобразной энергией памяти, работу Память есть сохранение непосредственных идей, а фантазия и осознанное воспоминание суть свободное оперирование разложение и соединение этих идей, причем сопоставляющее оперирующее с понятиями мышление или вычисление рассматривается как особое ответвление памяти.65

    Полное развитие исчисляющего мышления — это уже Ge­
    sellschaft, и об органическом единстве здесь говорить не приходится. Здесь каждый — сам по себе те. не притягивается к другими другими и не образует сними подлинной связи Индивиды оказываются враждебными один другому единицами, области их деятельности и власти четко отделены друг от друга, так что каждый воспрепятствует соприкосновению с ним другого и его вхождению в эту область, что рассматрива­
    63 Ibid. S. 108.
    64 Ibid. S. 101.
    65 См Ibidem.
    66 Ibid. S. 40.
    410

    ется как тождественное враждебности Для общества в состоянии покоя, говорит Теннис, такое негативное отношение субъектов друг к другу является нормальным, базовым. Никто не захочет ничего сделать для другого, разве что в обмен на нечто такое, что он считает равноценным, а еще лучше — более ценным, чем то, что может дать сам. Таким образом, чем обладает и что потребляет один, тем не обладает и тоне потребляет другой нет общего блага имеются лишь блага, ценные
    по отдельности для отдельных субъектов. И все-таки: пока длится эта воля давать и брать, этот предмет пребывает общим благом, социальной ценностью,
    а общая воля может быть помыслена лишь как единая»
    Итак, эта единая воля соотносится с некой общей областью и общим временем навесь период взаимодействия, но только в течение его
    субъекты
    хотят
    этой общности. Воля к обмену обобщается, все принимают участие в отдельном акте и подтверждают его, он становится абсолютно-публичным».69 Общее благом ож ет быть лишь фиктивным, те. соотнесенным с фиктивным же субъектом и. его волей. А достаточным основанием
    для изобретения такой фикции является уже то, что обмен предполагает соприкосновение субъектов, возникновение общей для них области на все время совершающейся трансакции. В области обмена где воля одного субъекта еще
    не вполне, другого — уже
    не вполне ориентирована на предмет обмена, в период обмена не принадлежа всецело ни одному из них, предмет обмена оказывается социальной ценностью,
    а воля, которая соотнесена с ним, является общей волей.
    Как таковая она едина и требует от каждого завершить обмен, который, таким образом есть объединенный и единый акт, содержание фиктивной социальной воли Место а всегда конкретно, связано с деятельностью и ее результатами, будь то дом или пашня или даже город как место поклонения богами духовной общности. Нов то время как домохозяин, крестьянин или гражданин обращают свой взор к внутреннему, к центру места, а, к которому они принадлежат, торговый класс, напротив, обращается вовне его занимают лишь линии соединяющие между собой местности, тракты и средства передвижения. Таким образом, он живет как бы в середине всякой Ibidem.
    68 Ibid. S. 41.
    69 Ibid. S. 42.
    70 Ibidem.
    71 Ibid. S. 25.
    411
    области, которую стремится решительно пронизать собой и полностью преобразовать. Вся эта земля представляет для него лишь рынок Очевидно, что обмен, таким образом , не знает никаких граница область его может в конечном счете объять весь мир каждая земля может стать областью торговли но чем шире эта область, тем больше она выступает как земля а тем свободнее обмен, тем вероятнее, что чистые законы общения-обмена вступят в силу, а качества, которыми помимо того еще обладают люди относительно друг друга, напротив, отпадут. И таким образом область торговли концентрируется, наконец, в единственном главном рынке, в конечном счете — мировом рынке, от которого начинают зависеть все остальные рынки И настоящие хозяева на нем — класс торговцев, значение остальных людей — нуле­
    вое.74
    Область договора есть именно бескачественное пространство современной науки. Ни дом, ни поле, ни город, те. ничто из того, что может быть схвачено в конкретных этически-пра-
    вовых понятиях, но просто область измышленная, определяемая чисто количественно как больше или меньше, вплоть до самой большой области мирового рыщса (слова глобализация в ту пору еще не знали. Продемонстрируем это еще на сравнении собственности как владения и собственности как состояния. Первое, говорит Теннис, есть собственность органическая и внутренняя, второе — внешняя и механическая Ibid. S. 55.
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   29


    написать администратору сайта