Д. Белл. Грядущее Постиндустриальное Общество. Грядущее постиндустриальное
Скачать 5.69 Mb.
|
XX. С. XXX]). предсказания. Первым была устойчивость того, что М.Вебер называл “сегрегированными статусными группами” — расовыми, этническими, языковыми, религиозными, — чьи принципы, сплоченность и эмоциональная близость в большинстве случаев оказывались более мощными и устойчивыми, нежели классовые, и чьи границы разделяли классы. В развитых индустриальных странах, таких как Бельгия иди Канада, не в меньшей степени чем в племенных сообществах Африки иди коммунальном индийском обществе, статусные группы вызвали к жизни конфликты, оказывавшие на общество порой гораздо более радикальное воздействие, чем классовые столкновения. Вторым фактором стало “свертывание” рабочего вопроса. Конфликт интересов и проблемы трудящихся — в смысле неравного распределения полномочий между управляющим и рабочим в вопросах организации труда — сохраняются, но центр этого конфликта сместился, а методы переговоров между сторонами стали более институцио-нализированными. “Свернутыми” оказались не только политические трения; встает даже вопрос о том, насколько профессиональные психологические особенности, которые Т.Веблен и Дж.Дьюи поместили в центр своих социологических теорий, могут быть перенесены на другие аспекты человеческого поведения. (Буржуа был буржуа и днем, и ночью; нелегко сказать то же самое о менеджерах, которые могут быть исполнительными руководителями днем и весьма расхлябанными личностями по ночам.) Основной же факт состоит в том, что “рабочий вопрос” перестал быть центральным для самих трудящихся, и тем самым он перестал обладать тем значением, которое могло бы позволить ему выстроить все остальные социальные проблемы вокруг данной оси. В ближайшие десятилетия возможные требования реорганизации труда, снижение производительности, сохраняющаяся опасность инфляции, обусловленной диспропорциями производительности в материальном производстве и сфере услуг, угрозы, исходящие от зарубежных конкурентов, а также другие проблемы, такие, как несговорчивость некоторых расовых объединений или двойной монополизм — профсоюзов и не входящих в них работников в строительном секторе, — все это может резко обострить вопросы трудовых отношений. То, что часть профсоюзов может сосредоточить внимание не на доходах и потреблении, а на проблемах производства и изменяющемся характере труда, — это даже к лучшему. Однако совершенно маловероятно, что эти проблемы примут идеологический или “классовый” оттенок, равно как и то, что они окажутся слишком политизированными. Основными политическими проблемами в следующем десятилетии скорее всего будут (на национальном уровне) такие обусловленные общественными интересами вопросы, как здравоохранение, образование, защита окружающей среды и (на местном уровне) преступность и муниципальные организации. Все они имеют в значительной мере коммунальную природу, и в их решении на национальном уровне трудящиеся могут занять весьма либеральные позиции, а на местном — быть разделенными интересами тех групп, к которым они относятся. Все это весьма далеко от предсказаний “Манифеста Коммунистической партии” 1848 года и студенческих революционеров 1968-го. В экономике “рабочий вопрос” сохраняется. Но не в социальной жизни и культуре. В этом отношении изменения, воплотившиеся в постиндустриальном обществе, возможно, представляют собой историческую метаморфозу в жизни западного общества37. 37 Сова Минервы, как заметил Г.Гегель, вылетает только с наступлением сумерек, и ирония истории состоит в том, что рабочие, особенно в Европе, могут обрести более острое классовое сознание именно сейчас, когда пролетариат находится в фазе структурного упадка и когда возникли наиболее серьезные экономические препятствия на пути достижения им своих целей. ГЛАВА III Параметры знаний и технологии: новая классовая структура постиндустриального общества Начнем с притчи, все остальное — ее толкование. “...Библиотека состоит из неопределенного, возможно, бесконечного числа шестиугольных галерей, среди которых расположены огромные вентиляционные стволы, окруженные очень низкими оградами... Здесь есть все: подробная история будущего, автобиографии архангелов, достоверный каталог библиотеки, тысячи и тысячи ложных каталогов, демонстрация ложности этих каталогов, демонстрация ложности достоверного каталога, гностическое евангелие Бэзидидов, комментарий к этому евангелию, подлинное свидетельство о вашей смерти, варианты каждой из книг на всех языках, интерполяции каждой книги во всех книгах. Когда было провозглашено, что в Библиотеке имеются все книги, первой реакцией была бурная радость. Люди почувствовали себя властителями секрета, недоступного сокровища. Не было ни одной частной иди мировой проблемы, которой бы не существовало адекватного решения, находившегося в одном из шестиугольников. Вселенная оказалась осознанной, а мир в одночасье раздвинулся до безграничия, свойственного лишь надежде... За взлетом ожиданий последовала — что было вполне естественно — глубокая депрессия. Осознание того обстоятельства, что в одном из шкафов определенного шестиугольника находятся драгоценные, но недоступные книги, казалось почти непереносимым. Богопротивная секта внушала, что от каких-либо поисков необходимо отказаться и что люди должны перебирать буквы и символы до тех пор, пока в результате невероятной удачи им не удастся составить канонические труды... Другие, наоборот, полагали, что первоочередная задача состоит в том, чтобы избавиться от бесполезных сочинений. Они наводняли шестиугольники, демонстрируя свои не всегда фальшивые удостоверения, с раздражением бегло перелистывали какой-нибудь том, а затем забраковывали целые шкафы, обрекая их на уничтожение: их аскетическая, здоровая ярость стада причиной бессмысленной гибели миллионов книг. Исчезли их названия, но скорбящие по поводу уничтоженных в результате этого безумия “сокровищ” не учитывают двух очевидных фактов. Во-первых, библиотека настолько огромна, что любое ее сокращение, произведенное человеческими существами, бесконечно мало. Во-вторых, каждая книга, конечно, уникальна и незаменима, однако (поскольку библиотека является всеохватывающей) всегда имеются сотни тысяч ее несовершенных факсимильных повторений — трудов, отличающихся только одной буквой иди одной запятой... Библиотека безгранична и периодична. Если бы какой-то вечный странник пересек ее в любом направлении, он обнаружил бы через много веков, что те же самые тома повторяются в одинаковом беспорядке (который, повторяясь, образовывает порядок: порядок как таковой). Мое одиночество испытывает радость от этой прекрасной надежды”'. Хорхе Луис Борхес. “Вавилонская библиотека” ТЕМПЫ ПЕРЕМЕН Немного найдется людей, чьи попытки осмыслить современное им общество были бы столь же тщетными, как усилия Генри Адамса, отпрыска одной из самых именитых американских семей. Его дед, Джон К. Адаме, был последним представителем патрицианства в политике и в конечном счете пал перед напором джексоновского попудизма. Г.Адамс сознавал, что представителям родовой аристократии, к которым он принадлежал, нет места в массовой демократии. Чтобы понять себя и свое время, он обратился к истории. 1.Barges J.L. The Library of Babel // Borgres J.L. Labyrinths. N.Y., 1962. Отрывок приводится автором с разрешения New Directions Publishing Corporation и Laurence Pollinger Ltd. В течение сорока пяти лет Г.Адамс размышлял о прошлом. Он написал внушительную “Историю Соединенных Штатов”, которую уже сегодня не читают, и много путешествовал, подражая римским прогулкам Э. Гиббона. В итоге в известной автобиографии, написанной от третьего лица и названной “Обучение Генри Адамса” он признал свою неудачу. “Человеческое сознание, — писал он, — всегда стремится вырваться, словно испуганная птица из клетки, из хаоса, который его окружает...” Он обнаружил, что находится в такой же клетке. “Адамсу никогда не удавалось проследить действие закономерности в истории, что было причиной его неудач в ее изучении, так как хаос не может быть познан...” Тем не менее он не оставил поисков скрытого порядка истории. В результате, как он писал, “после десяти лет усилий он оказался повергнутым ниц в машинном павильоне Всемирной выставки 1900 года, где его историческое представление было перевернуто внезапным взрывом совершенно новых сил”. Это открытие произошло в большом зале, где находились электрические двигатели. В энергии, исходившей от динамо-машин, Г.Адамс уловил проблеск секрета, который позволил бы людям понять проблемы своего времени. В девятнадцатом столетии, писал он, человечество, по общему согласию, измеряло свой прогресс количеством добытого угля. Темпы увеличения мощи, подученной от его использования, восторженно отмечал он, могут служить “динамометром”. В период между 1840 и 1900 годами производство угля возрастало вдвое каждые десять дет; при этом с точки зрения эффективности каждая тонна в 1900 году позволяла вырабатывать в три-четыре раза больше энергии, чем в 1840-м. Динамометр истории начал свой бег с арифметических пропорций перемен; однако с 1900 года новые факторы — Г.Адамс имел в виду изменение представлений о мире в результате открытия рентгеновских лучей и радия — стали формировать представления о новых, не поддающихся обычным ощущениям силах. Все это закладывало, по его словам, основание новой, социальной физики, новой динамики истории, управляемой фундаментальным секретом общественного развития — законом ускорения. Непреодолимые препятствия больше не стоят на пути, писал он в своей автобиографии со смешанным чувством восторга и тревоги. “Раньше жизнь человека была ограничена рамками невозможного. Когда мальчику не исполнилось и шести лет, он оказался очевидцем того, как четыре прежде нереальных вещи воплотились в жизнь: океанский пароход, железная дорога, электрический телеграф и дагерротип... Он стад свидетелем роста добычи угля в Соединенных Штатах с нулевой отметки до трехсот и более миллионов тонн в год. Однако, что гораздо более важно, он наблюдал, как число ученых, находивших себе применение в обеспечении этого прогресса, — наиболее точный показатель его успехов, — составлявшее в 1838 году несколько десятков или сотен, увеличилось в 1905-м до многих тысяч, причем каждый из них обладал подготовкой такого уровня, который никогда не достигался ранее, и был вооружен инструментами, имевшими точность, позволявшую обнаруживать истоки движущих сил в потайных местах, о каких, казалось, не догадывалась сама природа... Если наука и далее будет увеличивать свою сложность в два—четыре раза на протяжении каждых десяти дет, то даже математика в скором времени станет недоступной для понимания-Человек средних интеллектуальных возможностей (каким был Адаме) уже начинал ощущать... что с 1900 года он был более не способен понимать [науку]”2. Г.Адамс попытался создать “социальную физику” — расчет темпов изменений, который был бы так же точен, как законы механики. То, что ему не удалось этого сделать — так же, как, возможно, это не удастся и никому другому, — является скорее всего лишь проявлением того, что человеческое существо противится попыткам свести его противоречивую натуру к какой-то линии на букаге. Однако Адамсу удалось понять (и он, вероятно, стал первый человеком своего времени, преуспевшим в этом), что характерной чертой нашей жизни становятся ускоряющиеся темпы перемен. Если обратиться к его эссе “Применение правила периодичности к истории”, можно впервые встретиться в исторической работе с крутой кривой, иллюстрирующей экспоненциальный рост знаний, и почувствовать себя в определенной мере путешественником, достигшим вершины горы и впервые увидевшим открывшиеся перед ним бескрайние просторы Тихого океана. 2 Adams H. The Education of Henry Adams: An Autobiography. Boston - N.Y., 1918. P. 494-495. Сегодня идея экспоненциальных кривых, отражающих любое ускорение удваивающимися темпами, стала вещью обычной. Так, мы знаем, что время, необходимое для кругосветного путешествия, в период с 1889-го — то есть с момента плавания Н.Блая — и до 1928 года, когда состоялся первый кругосветный перелет на самолете, каждую четверть столетия сокращалось вдвое, а затем стадо сокращаться за такой же срок в десять раз. Д.Прайс утверждает (в связи с проблемой, которую мы подробнее рассмотрим ниже), что со времен Ньютона объем научных работ удваивался каждые 15 лет, иди увеличивался приблизительно в три раза в течение активного периода жизни ученого. Важно иметь в виду, что эти экспоненциальные кривые не только отражают резкое изменение в масштабе времени, но и все более быстро трансформируют характер наших знаний и самой жизни. К.Хаскинс, президент Института Карнеги в Вашингтоне, в своем президентском докладе за 1965—1966 годы писал, что еще в 1920 году “было широко распространено мнение, что Млечный Путь действительно исчерпывает собой всю Вселенную. Только за последние 10 лет мы полностью осознали, что наша галактика в действительности является лишь одной из миллионов или, возможно, миллиардов других галактик, заполняющих небеса и простирающихся на расстояния, о которых мир 20-х и даже 50-х годов не мог иметь сколько-нибудь реального представления...” Только в последнее десятилетие мы узнали о квазарах (квазизвездных радиоисточниках), причем один из них, открытый чуть больше двух дет назад, представляет собой источник электромагнитного излучения, превышающий по мощности наше Солнце примерно в два с половиной триллиона раз. Подобные открытия радикально изменили наши представления о природе и пределах Вселенной. Сами их темпы за последние триста дет, со времен Галилея, повысились настолько, что информация, полученная только в последние несколько дет, позволила создать целостную картину и взаимно увязать отдельные представления, формирование которых потребовало многих десятилетий. Это повторяется во многих областях знания — от исследований астрономов до постижения биологии. Столетие назад монах Г.Мендель заложил основы генетики. Несколькими годами позже молодой биохимик Ф.Мишер с помощью ферментов проник в протоплазму живой клетки и открыл основы ее ядра. Потребовалось семьдесят пять лет после работ Ф.Мишера, чтобы в 50-е годы Л.Полинг и Р.Корей выдвинули теоретические положения о молекулярной структуре генов, и менее десяти лет, чтобы Крик и Уотсон дешифровали основы генетического кода. Как бы ни был значим каждый из этих примеров, простой и важнейший факт, который Генри Адаме проницательно отметил еще в 1900 году, состоит в том, что никогда больше дети не будут жить в том же мире — социальном и интеллектуальном, — который населяли их отцы и деды. Тысячелетиями — и это и сегодня можно сказать относительно некоторых угодков мира, хотя таковые неуклонно сокращаются, — дети, идя по стопам своих родителей, следовали установившемуся образу действий и заведенному порядку, имели общую с ними книгу знаний и морали, поддерживали тесные связи с домом и семьей. Сегодня ребенок не только обречен на радикальный разрыв с прошлым; он должен готовить себя к неизвестному будущему. И эта задача стоит [не только перед отдельным человеком, но и] перед всем обществом. ИЗМЕНЕНИЕ МАСШТАБОВ Второй важный факт, отличающий современность от прошлых времен, — это “изменение масштабов” нашей жизни. Рассмотрим прежде всего вопрос о числах. Любопытно, что в период, когда была принята Конституция, которой и сейчас руководствуется американское общество, в тринадцати штатах проживало менее четырех миллионов человек. Из них 750 тыс. составляли чернокожие рабы, поставленные вне общества. Население было молодо — его средний возраст составлял всего 16 лет, — и не более 800 тыс. мужчин достигли избирательного возраста. Когда Джордж Вашингтон был приведен к присяге как первый президент Соединенных Штатов, население Нью-Йорка, тогдашней столицы страны, составляло всего 33 тыс. человек. В городах жили немногие. Лишь 200 тыс. человек населяли “городские районы”, в каждом из которых было сосредоточено 2500 или более жителей. Существуя изолированными группами, образующими небольшие общины, или проживая в малонаселенных районах, люди редко передвигались на большие расстояния, и гость издалека был для них редкостью. Поскольку это был мир земледельцев и источником искусственного освещения служили в основном свечи и керосиновые лампы, повседневная жизнь была связана с движением солнца (кстати, обращение “добрый день” пришло из земледельческой эпохи), и “ночная жизнь” была исключением. Новости обычно распространялись в виде слухов, и существовало лишь несколько газет, в которых освещались преимущественно местные события. Представления рядовых граждан о мире и его политической жизни были чрезвычайно ограниченными. Что же мы видим сегодня? В настоящее время население Соединенных Штатов превышает 200 млн. человек, из них более 110 млн. живут в урбанизированных районах, т.е. в пределах местности, окружающей городской центр с населением не менее 50 тыс. человек. Мало кто живет или работает в условиях социальной изоляции (60 процентов занятых в обрабатывающей промышленности работают на предприятиях, каждое из которых применяет труд более 500 человек). Даже фермеры вовлечены в единое национальное общество через средства массовой информации и современную культуру. Однако наиболее примечательное различие состоит в том (и здесь проявляется реальное изменение масштабов по сравнению с 1798 годом), с каким числом людей знаком каждый из нас, о скольких он знает, или, иначе говоря, в том, каким образом мы воспринимаем наш мир. Сегодня любой человек на работе, в школе, по месту жительства, в профессиональной и социальной сфере непосредственно общается с сотнями людей, и если учесть современную необычайно высокую мобильность — географическую, профессиональную и социальную, — каждому из нас в течение жизни приходится узнать в качестве знакомых или друзей несколько тысяч человек. С учетом же тех лиц, которых преподносят нам средства массовой информации, — а также в связи с развитием политической жизни и ростом разнообразия в сфере культуры, — число людей (и мест), которые знает каждый из нас, устремляется вверх экспоненциальными темпами. Что же происходит, когда население начинает переживать этот скачок, [как меняются] социальное сознание, контакты и взаимодействие? Рассмотрим количественные скачки в росте населения, хотя бы на примере последнего столетия. Только в 1859 году, после многих тысяч лет достаточно развитой социальной жизни, население мира достигло одного миллиарда человек. Второй миллиард добавился через 75 дет (с 1850 до 1925 год), а третий — всего через 35 — к 1960 году. Скорее всего, показатель в четыре миллиарда будет достигнут к 1980 году, и если нынешняя тенденция останется неконтролируемой, пятый миллиард добавится всего за десять дет, к 1990 году. Как отмечает Р.Ревелл, при нынешних уровнях рождаемости и смертности прирост населения только за период с 1965 до 2000 года превысит все количество ныне живущих людей. Если же взглянуть на удваивающиеся темпы роста населения в ином ракурсе, можно подсчитать, что из всех людей, когда-либо живших на Земле, пятая часть жива сегодня. Однако изменение масштабов — это не просто количественный рост прежних институтов. Ни один биологический организм или человеческое сообщество не могут претерпеть изменения в размерах и, соответственно, в масштабах, не меняя своих форм и структуры. Этот общий принцип был установлен Галилеем еще 350 лет назад. Выдающийся биолог д'Арси Уэнтуорф Томпсон, рассматривая эту проблему в своем классическом труде “О росте и форме”, пишет: “[Галилей] говорил, что если бы мы попытались строить корабли, дворцы иди храмы чрезмерных размеров, то реи, балки и, сваи не выдержали бы нагрузок и разрушились; таким же образом природа не может взрастить дерево или создать животное сверх определенного размера, сохраняя при этом прежние пропорции и используя те же материалы, которые подходили для конструкций меньшего размера. Объект разрушится под тяжестью собственного веса, если мы... не изменим соответствующие пропорции...”3 Согласно Галилею, изменения в пропорциях происходят в соответствии с математическим принципом, известным в пространственной Эвклидовой геометрии как закон квадрата-куба: с увеличением объема в кубе ограничивающая его поверхность увеличивается только в квадрате. Изменение социальных институтов не следует строго пространственному закону, однако хотя такое сравнение имеет биологический контекст, существует про 3 D'Arcy Thompson. On Growth and Form. Cambridge, 1963. Vol. I. P. 27. цесс структурной дифференциации, “в результате которой одна структура иди организация превращается в две, отличающиеся друг от друга по своей внутренней субординированности и функциям в системе, частью которой они являются, но представляющие собой в определенной мере “функциональный эквивалент” прежнего, менее дифференцированного элемента”4. Концепция структурной дифференциации, восходящая к Э.Дюркгейму и М.Веберу и развитая Т.Парсонсом и его учениками, является сегодня, вероятно, ключевой социологической концепцией, позволяющей анализировать бурные социальные изменения. Она указывает, что по мере роста масштабов и функций социальных институтов создаются четко определенные подсистемы для решения тех иди иных задач. С развитием специализированных подсистем возникают также новые проблемы, [в первую очередь] связанные с вопросами координации, иерархии и социального контроля. В контексте социальных изменений процесс дифференциации прослеживается вплоть до ранних человеческих сообществ, где, например, первоначально неразрывно связанные жреческие и политические функции (воплощенные во власти фараонов в Древнем Египте) развились позже в обособленные религиозные и политические институты (хотя эти две функции оставались символически взаимосвязанными в Японии даже после “революции Мэйдзи”, а в Англии воплощены в одном человеке до сегодняшнего дня). Семья, которая в свое время была важнейшим социальным институтом, объединявшим экономические, бытовые, рекреационные и другие функции, также модифицировалась, результатом чего стало обособление семейной и профессиональной систем, а семейное фермерство, семейный бизнес или семейная торговля стали утрачивать свое значение. В современном индустриальном обществе наиболее значительную внутреннюю дифференциацию обнаруживают экономические институты. Когда возникло противостояние сходных по своей сущности форм и сообществ, появились конкуренция и “нарастающая борьба за существование”. В прошлом такая конкуренция часто приводила к войнам между сообществами, становясь их главной причиной. В современном обществе, где экономиче- 4. Parsons Т., Smelser N.J. Economy and Society. L., 1956. P. 255-256. ский рост обеспечивается прежде всего через увеличение производительности, а не эксплуатацию иди грабеж, такая конкуренция приводит к разделению труда и возникновению отношений взаимозависимости. Чтобы достойно ответить на вызов конкуренции иди избежать ее, структурные элементы общества (регионы, города, фирмы) встали на путь специализации, сужая сферу свой профессиональной деятельности и тем самым дополняя друг друга. Таким же образом, как усложнение процесса поставки товаров на все более крупные рынки вызывал разделение торговли на оптовую и розничную, шла и профессиональная специализация, сопровождая рост отдельных фирм и экономики в целом. Так же, как возникло разделение собственности и управления, оказались дифференцированными и различные задачи менеджмента, в результате чего производство, финансы, маркетинг, технологические исследования, работа с персоналам и тому подобное становились предметом новых формировавшихся профессий5. То, что уже давно стало знаменательной и неотъемлемой чертой экономической жизни, сегодня начинает проявляться также в образовании и интеллектуальной жизни. Рост университетов с 5 тыс. до 50 тыс. студентов представляет собой не просто линейное увеличение их масштаба, а крупные изменения во внутренней структуре. Если в прошлом (и это в определенной мере еще остается справедливым для Оксфорда и Кембриджа) вопросы финансирования, административного управления, приема и обучения были прерогативой единого академического органа, то теперь мы видим сложную иерархию хозяйственных чиновников, администраторов, руководителей учебных подразделений и исследовательских институтов, должностных лиц, отвечающих за приек студентов, и преподавателей, причем первые и последние находятся между собой в сложных отношениях бюрократического типа. В научно-исследовательских институтах и академических учреждениях идет аналогичный процесс роста дифференциации — и напряженности — в коллективе. Если в этом плане и 5 О ходе дискуссии по проблемам теории “структурной дифференциации” см.: Parsons Т. Some Reflections on the Institutional Framework of Economic Development // Parsons T. Structure and Process in Modem Societies. Glencoe (111.), I960. P. 98-132. имеет место нечто, отличающее вторую половину двадцатого столетия от первой, то это проникновение специализации функций из сферы экономики в сферу интеллектуальной деятельности. Эти две концепции — темпы перемен и изменение масштабов — представляют собой идеи, вокруг которых может быть построено обсуждение ключевых структурных компонентов постиндустриального общества — знания и технологий. ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗНАНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗНАНИЯ Каким образом можно датировать общественное изменение? Как определить время появления новой социальной проблемы? Что касается характера знания, то переломным моментом я условно назвал бы 1788 год. Как отмечается во вводных замечаниях к 11-му изданию Британской энциклопедии, “ее первые издания (1745—1785 годы), как и все предшествовавшие ей аналогичные работы, составлялись одним иди двумя людьми, которые могли считать все сферы человеческих знаний полем приложения своих усилий. Начиная с 3-го издания (1788 год) при составлении энциклопедии впервые решено было полагаться на знания специалистов”. Такова дата, когда единый массив знаний был расчленен на части. Следует отметить, что в подготовке издания энциклопедии 1967 года принимали участие около 10 тыс. “известных экспертов”. Что понимается под “знанием”? “Энциклопедия” означает “полный спектр”, и в сферу этого определения может быть включено все, что известно человеку (что записано иди сказано). Для целей данной главы я определяю знание как совокупность субординированных фактов или суждений, представляющих собой аргументированное утверждение или экспериментальный результат, способный быть переданным другим людям с использованием средств связи в определенной систематической форме. Таким образом, я отличаю знание от новостей и сообщений развлекательного характера. Знание состоит как из новых суждений (исследования), так и новых изложений уже известных суждений (учебники). Это определение имеет более широкий характер, чем некоторые из принятых философских понятий подобного рода. Так, М.Шедер различает три класса знания: знание в области действия и контроля (Herrschaftswissen); знание в области нематериальной культуры (Bildungswissen) и знание в духовной области (Erioesungswissen) (в переводе Ф.Махдупа — инструментальное Знание, интеллектуальное знание и духовное знание). Мое определение, однако, уже, чем всеобъемлющая классификация Ф.Махдупа, который в “Производстве и распределении знаний в Соединенных Штатах” пишет, что “объективная интерпретация, соответствующая тому, что известно, будет менее удовлетворительной, чем субъективная интерпретация в соответствии со значением, которое знающий придает знаемому, т.е. в соответствии с тем, кто знает, почему и зачем”6. Используя затем “субъективное значение известного для знающего как критерий”, Ф.Махдуп различает пять типов знания: 1. Практические знания, которые пригодны для использования в работе, решениях и действиях и могут быть подразделены, в соответствии с видами человеческой деятельности, на: а) профессиональные знания; б) предпринимательские знания; в) знания навыков физического труда; г) знания в области ведения домашнего хозяйства; д) иные практически применяемые типы знания. 2. Интеллектуальные знания, удовлетворяющие интеллектуальную любознательность человека и считающиеся составной частью либерального образования, гуманистического и научного обучения, общей культуры и приобретающиеся, как правило, в результате активного сосредоточения усилий на оценке существующих проблем и ценностей. 3. Бесполезные и развлекательные знания, вызванные к жизни неинтеллектуальной любознательностью или желанием получить легкое развлечение или эмоциональный стимул, включающие местные слухи о происшествиях, в том числе криминальных, легкие романы и рассказы, шутки, игры и т.п., приобретающиеся, как правило, в результате пассивного отдыха после занятий 6 Machiup F. The Production and Distribution of Knowledge in the United States. Princeton (N.J.), 1962. P. 21. “серьезными” делами и подходящие для удовлетворения эмоциональных потребностей человека. 4. Духовные знания, имеющие отношение к религиозному пониманию Бога и путей спасения души. 5. Нежелательные знания, находящиеся вне сферы интересов человека, обычно приобретающиеся случайно и сохраняющиеся бесцельно7. Р.Лэйн, выдвинувший идею “общества знания” (knowledge society), стремится подвести философско-эпистемодогический фундамент под свою концепцию. Подобно Ф.Махлупу, он включает в нее как “знаемое (известное)”, так и “состояние знания”, однако стремится также подчеркнуть возрастающее социальное самосознание, обеспечиваемое таким знанием. Р.Лэйн пишет: “В качестве первого приближения к определению можно сказать, что обладающее знаниями общество (knowledgeable society) — это такое общество, члены которого в большей мере, чем члены других сообществ: а) познают основы своих представлений о человеке, природе и обществе; б) руководствуются (возможно, бессознательно) объективными стандартами истины, а при достижении высокого уровня образования следуют научным правилам доказательства и построения выводов; в) выделяют значительные ресурсы на получение знаний, в результате чего имеют большой их накопленный объем; г) систематически собирают, организуют и интерпретируют знания для извлечения из них всего того, что полезно для практических целей; д) используют знания для демонстрации (и, возможно, модификации) своих ценностей и целей, а также для их совершенствования. В той же мере, в какой основанием “демократического” общества являются государственные и межличностные отношения, а основанием “общества изобилия” — экономика, корни общества, обладающего знаниями, уходят в эпистемодо-гию и логику познания”8. Определения такого рода не являются ни правильными, ни ошибочными; они скорее устанавливают некоторые границы ис- 7 Machiup F. The Production and Distribution of Knowledge... P. 21-22. 8 Lane E.E. The Decline of Politics and Ideology in a Knowledgeable Society // American Sociological Review. Vol. 21. No. 5. October 1966. P. 650. пользования терминов. При рассмотрении проблем всеобъемлющих социальных изменений следует учитывать эти формулировки. Однако для целей социальной политики, [в центре которой находится] необходимость определять пропорции распределения ресурсов общества для конкретных целей социального характера, я предложил бы более узкое определение: знание — это то, что объективно известно, это интеллектуальная собственность, принадлежащая определенному лицу иди группе лиц и удостоверенная авторским правом иди какой-либо другой формой социального признания (скажем, публикацией). Это знание оплачивается — на основе времени, затраченного на исследование и изложение его результатов, и на основании расходов, связанных с его распространением и передачей при обучении. Знание подвержено оценкам со стороны рынка, высших административных и политических должностных лиц иди равных им по положению людей, которые могут высказывать суждения в отношении как ценности результатов, так и обоснованности претензий на ресурсы, когда таковые предъявляются. В этом смысле знание является составной частью социальных инвестиций; оно представляет собой законченное изложение [чего-либо] в форме книги, статьи или даже компьютерной программы, записанной на бумагу иди магнитную ленту с целью передачи, и подвержено грубой количественной оценке. Нет необходимости подчеркивать, что такое утилитарное определение не претендует на включение таких вопросов “социологии знания”, как социальное установление идей, их взаимосвязи, их отношение к тем или иным структурным основам и т.п. Любая оценка специфического характера того или иного конкретного набора знаний, безусловно, потребует рассмотрения подобных вопросов, однако в данном случае это не входит в мои задачи9. ИЗМЕРЕНИЕ ЗНАНИЯ Проявления роста. В последние годы мы привыкли к утверждениям, что знание увеличивается экспоненциальными темпами. 9 О всеобъемлющей парадигме, излагающей типы вопросов, на которые должна ответить социология знания, см.: Merton R.K. The Sociology of Knowledge // Social Theory and Social Structure. Glencoe (111.), 1957. P. 460-461. Первый грубый подсчет — и первое предупреждение о том, что рост знаний порождает проблему их хранения и поиска, — относятся к 1944 году, когда Ф.Райдер, сотрудник библиотеки Уэслианского университета, опубликовал выкладки о том, что книжные фонды американских научных библиотек удваиваются в среднем каждые 16 лет. Взяв в качестве примера для исследования десять колледжей, он показал, что в период с 1831 года (когда в библиотеке каждого из них имелось в среднем по 7000 книг) по 1938 год библиотечный фонд удваивался каждые 22 года; соответствующие же цифры для крупнейших американских университетов за тот же период свидетельствовали, что там удвоение происходило каждые 16 лет10. На примере Иельского университета Ф.Райдер показал, как эта проблема будет выглядеть в будущем: “...В начале XVIII столетия Иельская библиотека имела около 1000 томов. Если бы удвоение происходило каждые 16 дет, их число в 1938 году достигло бы 2,6 млн. томов, фактически же оно составило в 1938 году 2,7 млн., что поразительно близко к “стандартным” темпам роста... Не составляет большого труда подсчитать, что в 1849 году протяженность книжных полок библиотеки Иельского университета составляла полторы мили, а ее карточный каталог занимал приблизительно 160 ящиков. В 1938 году ее 2,7 млн. томов занимали полки протяженностью в 80 миль, а каталоги всех видов, размещенные в различных местах, должны были составить порядка 10 тыс. ящиков. Для обслуживания этой библиотеки требовался штат численностью свыше двухсот человек, из которых, вероятно, половину составляли каталогизаторы”". Ф.Райдер размышлял — и эти размышления выглядели в тот период эксцентрично — о том, что произойдет, если Йельская библиотека будет и впредь продолжать расти “темпами, не более самых консервативных”, которыми фонды библиотеки увеличивались в предыдущий период. В этом случае, подсчитал он, в 2040 году Иельская библиотека будет иметь “приблизительно 200 млн. томов, которые будут занимать более б тыс. миль полок. Набор |