Главная страница
Навигация по странице:

  • К вопросу о ценности орава (правда, справедливость о свобоуа как главное п самое существенное в содержание права)

  • Хрестоматия по тгп Радько. Хрестоматия по теории государства и права


    Скачать 3 Mb.
    НазваниеХрестоматия по теории государства и права
    АнкорХрестоматия по тгп Радько.doc
    Дата09.03.2017
    Размер3 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаХрестоматия по тгп Радько.doc
    ТипДокументы
    #3590
    страница51 из 73
    1   ...   47   48   49   50   51   52   53   54   ...   73

    В связи с этим общим перерождением государ­ственной власти изменяется и характер Верховенства или суверенитета ее. Пока власть была и оставалась фактическим господством людей, государства или, вернее, люди, обладающие властью в государстве, очень ревниво относятся к тому, чтобы государствен­ная власть была во что бы то ни стало высшею властью на земле. Но когда суверенитет фактического господ­ства заменяется суверенитетом права, тогда для госу­дарств утрачивается смысл настаивать на том, чтобы каждое из них само по себе обладало высшею влас­тью. Во всех конституционных государствах выраба­тываются приблизительно одни и те же нормы, регу­лирующие организацию и деятельность государствен- 499

    ной власти. При сходстве этих норм, и деятельность различных государств часто оказывается сходной или даже тождественной. Это и приводит к выделению особых, уже вполне тождественных норм, норм меж­дународного права, которые как бы становятся над самими государствами. Внешним органом историчес­кого процесса в этом случае является международное общение [...].
    К вопросу о ценности орава

    (правда, справедливость о свобоуа как главное п самое существенное в содержание права)

    Кистяковскнй Б.Й. Социальные науки и право

    [...] Право не может быть поставлено рядом с та­кими духовными ценностями, как научная истина, нравственное совершенство, религиозная святыня. Значение его более относительно, его содержание создается отчасти изменчивыми экономическими и социальными условиями. Относительное значение права дает повод некоторым теоретикам определять очень низко его ценность. Одни видят в праве толь­ко этический минимум, другие считают неотъемле­мым элементом его принуждение, т. е. насилие. Если это так, то нет основания упрекать нашу интеллиген­цию в игнорировании права. Она стремилась к бо­лее высоким и безотносительным идеалам и могла пренебречь на своем пути этою второстепенною цен­ностью.

    Но духовная культура состоит не из одних ценных содержаний. Значительную часть ее составляют ценные формальные свойства интеллектуальной и волевой де­ятельности. А из всех формальных ценностей право, как наиболее совершенно развитая и почти конкретно ося­заемая форма, играет самую важную роль. Право в гораздо большей степени дисциплинирует человека, чем логика и методология, или чем систематические упраж­нения воли. Главное же, в противоположность индиви­дуальному характеру этих последних дисциплинирую­щих систем, право — по преимуществу социальная система и притом единственная социально дисципли­нирующая система. Социальная дисциплина создается только правом; дисциплинированное общество и обще­ство с развитым правовым порядком — тождественные понятия.

    С этой точки зрения и содержание права высту­пает в другом освещении. Главное и самое суще­ственное содержание права составляют справедли­вость и свобода. Правда, справедливость и свобода составляют содержание права в их внешних относи­тельных, обусловленных общественной средой фор­мах. Но внутренняя, более безотносительная, духов­ная свобода возможна только при существовании свободы внешней; последняя есть самая лучшая школа для первой. Еще более важную роль играют внешние формы для справедливости, так как только благодаря им справедливость превращается из ду­шевного настроения в жизненное дело. Таким обра­зом, и все то ценное, что составляет содержание права, приобретает свое значение в силу основного формального свойства права, выражающегося в его дисциплинирующем действии.

    Если иметь в виду это всестороннее дисципли­нирующее значение права и отдать себе отчет в том, какую роль оно сыграло в духовном развитии рус­ской интеллигенции, то получатся результаты край­не неутешительные. Русская интеллигенция состоит из людей, которые ни индивидуально, ни социально не дисциплинированы. И это находится в связи с тем, что русская интеллигенция никогда, не уважала пра­ва, никогда не видела в нем ценности; из всех куль­турных ценностей право находилось у нее в наиболь­шем загоне. При таких условиях у нашей интелли­генции не могло создаться и прочного правосознания, напротив, последнее стоит на крайне низком уровне развития.

    Правосознание нашей интеллигенции могло бы развиваться в связи с разработкой правовых идей в литературе. Такая разработка была бы вместе с тем показателем нашей правовой сознательности. Напря­женная деятельность сознания, неустанная работа мысли в каком-нибудь направлении всегда получа­ют свое выражение в литературе. В ней прежде все­го мы и должны искать свидетельств о том, каково наше правосознание. Но здесь мы наталкиваемся на поразительный факт: в нашей «богатой» литературе в прошлом нет ни одного трактата, ни одного этюда о праве, которые имели бы общественное значение. Ученые юридические исследования у нас, конечно, были, но они всегда составляли достояние только спе­циалистов. Не они нас интересуют, а литература, приобретшая общественное значение; в ней же не было ничего такого, что способно было бы пробудить правосознание нашей интеллигенции. Можно ска­зать, что в идейном развитии нашей интеллигенции, поскольку оно отразилось в литературе, не участво­вала ни одна правовая идея. И теперь в той совокуп­ности идей, из которой слагается мировоззрение нашей интеллигенции, идея права не играет ника­кой роли. Литература является именно свидетельни­цей этого пробела в нашем общественном сознании. Как не похоже в этом отношении наше развитие на развитие других цивилизованных народов! У англи­чан в соответственную эпоху мы видим с одной сто­роны трактаты Гоббса «О гражданине» и о государ­стве — «Левиафан» и Фильмера о «Патриархе», а с другой — сочинения Мильтона в защиту свободы слова и печати, памфлеты Лильборна и правовые идеи уравнителей — «левеллеров». Самая бурная эпоха в истории Англии породила и наиболее край­ние противоположности в правовых идеях. Но эти идеи не уничтожили взаимно друг друга, и в свое время был создан сравнительно сносный компро­мисс, получивший свое литературное выражение в этюдах Локка «О правительстве».

    У французов идейное содержание образованных людей в XVII столетии определялось далеко не одними естественнонаучными открытиями и натурфилософс­кими системами. Напротив, большая часть всей сово­купности идей, господствовавших в умах французов этого века просвещения, несомненно, была заимство­вана из «Духа законов» Монтескье и «Общественного договора» Руссо. Это были чисто правовые идеи; даже идея общественного договора, которую в середине XIX столетия неправильно истолковали в социологическом смысле определения генезиса общественной органи­зации, была по преимуществу правовой идеей, уста­навливавшей высшую норму для регулирования обще­ственных отношений.

    В немецком духовном развитии правовые идеи сыг­рали не меньшую роль. Здесь к концу XVIII столетия создалась уже прочная многовековая традиция благо­даря Альтузию, Пуфендорфу, Томазию и Хр. Вольфу. На­конец, в предконституционную эпоху, которая была вместе с тем и эпохой наибольшего расцвета немецкой духовной культуры, право уже признавалось неотъем­лемой составной частью этой культуры. Вспомним хотя бы, что три представителя немецкой классической фи­лософии — Кант, Фихте и Гегель уделили очень видное место философии права в своих системах. В системе Гегеля философия права занимала совершенно исклю­чительное положение, и потому он поспешил ее изло­жить немедленно после логики или онтологии, между тем как философия истории, философия искусства и даже философия религии так и остались им ненаписан­ными и были изданы только после его смерти по запис­кам его слушателей. Философию права культивировало и большинство других немецких философов, как Гер-барт, Краузе, Фриз и др. В первой половине XIX столе­тия «Философия права» была, несомненно, наиболее часто встречающейся философской книгой в Германии. Но помимо этого уже во втором десятилетии того же столетия возник знаменитый спор между двумя юрис­тами — Тибо и Савиньи — «О призвании нашего вре­мени к законодательству и правоведению». Чисто юри­дический спор этот имел глубокое культурное значение; он заинтересовал все образованное общество Германии и способствовал более интенсивному пробуждению его правосознания. Если этот спор ознаменовал окончатель­ный упадок идей естественного права, то в то же время он привел к торжеству новой школы права — истори­ческой. Из этой школы вышла такая замечательная книга, как «Обычное право» Пухты. С нею самым тес­ным образом связано развитие новой юридической школы германистов, разрабатывающих и отстаивающих германские институты права в противоположность римскому праву. Один из последователей этой школы, Безелер, в своей замечательной книге «Народное право и право юристов» оттенил значение народного право­сознания еще больше, чем это сделал Пухта в своем «Обычном праве».

    Ничего аналогичного в развитии нашей интеллиген­ции нельзя указать. У нас при всех университетах со­зданы юридические факультеты; некоторые из них су­ществуют более ста лет; есть у нас и полдесятка специ­альных юридических высших учебных заведений. Все это составит на всю Россию около полутораста юриди­ческих кафедр. Но ни один из представителей этих кафедр не дал не только книги, но даже правового этю­да, который имел бы широкое общественное значение и повлиял бы на правосознание нашей интеллигенции. В нашей юридической литературе нельзя указать даже ни одной статейки, которая выдвинула бы впервые хотя бы такую, по существу неглубокую, но все-таки верную и боевую правовую идею, как Иеринговская «Борьба за право». Ни Чичерин, ни Соловьев не создали чего-либо значительного в области правовых идей. Да и то, хоро­шее, что они дали, оказалось почти бесплодным: их вли­яние на нашу интеллигенцию было ничтожно; менее всего нашли в ней отзвук именно их правовые идеи. В последнее время у нас выдвинуты идея возрождения естественного права и идея о праве, как психическом явлении, обладающем большою воспитательною и орга­низующей силой. В нашу научную литературу эти идеи внесли значительное оживление, но говорить о значе­нии их для нашего общественного развития пока преж­девременно. Однако ничто до сих пор не дает основа­ния предположить, что они будут иметь широкое обще­ственное значение. В самом деле, где у этих идей тот внешний облик, та определенная формула, которые обыкновенно придают идеям эластичность и помогают их распространению? Где та книга, которая была бы способна пробудить при посредстве этих идей право­сознание нашей интеллигенции? Где наш «Дух законов», наш «Общественный договор»?

    Нам могут сказать, что русский народ вступил чересчур поздно на исторически путь, что нам незачем самостоятельно вырабатывать идеи свободы и прав личности, правового порядка, конституционного госу­дарства, что все эти идеи давно высказаны, развиты в деталях, воплощены, и потому нам остается только их заимствовать. Если бы это было даже так, то и тогда мы должны были бы все-таки пережить эти идеи; недо­статочно заимствовать их, надо в известный момент жизни быть всецело охваченными ими; как бы ни была сама по себе стара та или другая идея, она для пере­живающего ее впервые всегда нова; она совершает творческую работу в его сознании, ассимилируясь и претворяясь с другими элементами его; она возбужда­ет его волю к активности, к действию; между тем пра­восознание русской интеллигенции никогда не было охвачено всецело идеями прав личности и правового государства, и они не пережиты вполне нашей интел­лигенцией. Но это и по существу не так. Нет единых и одних и тех же идей свободы личности, правового строя, конституционного государства, одинаковых для всех народов и времен, как нет капитализма или другой хозяйственной или общественной организации, одина­ковой во всех странах. Все правовые идеи в сознании каждого отдельного народа получают своеобразную окраску и свой собственный оттенок.

    Притупленность правосознания русской интелли­генции и отсутствие интереса к правовым идеям явля­ются результатом застарелого зла — отсутствия како­го бы то ни было правового порядка в повседневной жизни русского народа. По поводу этого Герцен еще в начале пятидесятых годов прошлого века писал: «пра­вовая необеспеченность, искони тяготевшая над наро­дом, была для него своего рода школою. Вопиющая несправедливость одной половины его законов научи­ла его ненавидеть и другую; он подчиняется им, как силе. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности. Русский, какого бы он звания ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство». Дав такую безотрадную характеристику нашей правовой неорганизованности, сам Герцен, однако, как настоящий русский интелли­гент, прибавляет: «Это тяжело и печально сейчас, но для будущего это — огромное преимущество. Ибо это показывает, что в России позади видимого государства не стоит его идеал, государство невидимое, апофеоз существующего порядка вещей».

    Итак, Герцен предполагает, что в этом коренном недостатке русской общественной жизни заключает­ся известное преимущество. Мысль эта принадлежа­ла не лично ему, а всему кружку людей сороковых годов и, главным образом, славянофильской группе их. В слабости внешних правовых форм и даже в полном отсутствии внешнего правопорядка в русской обще­ственной жизни они усматривали положительную, а не отрицательную сторону. Так, Константин Аксаков утверждал, что в то время, как «западное человече­ство» двинулось «путем внешней правды, путем госу­дарства», русский народ пошел путем «внутренней правды». Поэтому отношения между народом и Госу­дарем в России, особенно до-Петровской, основыва­лись на взаимном доверии и на обоюдном искреннем желании пользы. «Однако, — предполагал он, — нам скажут: или народ или власть могут изменить друг другу. Гарантия нужна!» — и на это он отвечал: «Га­рантия не нужна! Гарантия есть зло. Где нужна она, там нет добра; пусть лучше разрушится жизнь, в ко­торой нет добра, чем стоять с помощью зла». Это от­рицание необходимости правовых гарантий и даже признание их злом побудило поэта-юмориста Б.Н. Ал-мазова вложить в уста К.С. Аксакова стихотворение, которое начинается следующими стихами: «По при­чинам органическим мы совсем не снабжены здра­вым смыслом юридическим, сим исчадием сатаны. Широка натура русская, нашей правды идеал, не вле­зает в формы узкие юридических начал» и т. д. В этом стихотворении в несколько утрированной форме, но по существу верно, излагались взгляды К.С. Аксакова и славянофилов.

    Было бы ошибочно думать, что игнорирование значения правовых принципов для общественной жизни было особенностью славянофилов. У славяно­филов оно выражалось только в более резкой форме, а эпигонами их было доводимо до крайности. Стояв­ший в стороне от славянофилов К.Н. Леонтьев утвер­ждал, что «русский человек скорее может быть свя­тым, чем честным» и чуть не прославлял наших со­отечественников за то, что им чужда «вексельная честность» западноевропейского буржуа. Наконец, мы знаем, что и Герцен видел некоторое наше пре­имущество в том, что у нас нет прочного правопо­рядка. И надо признать общим свойством всей нашей интеллигенции непонимание значения правовых норм для общественной жизни...

    Основу прочного правопорядка составляет свобо­да личности и ее неприкосновенность. Казалось бы, у русской интеллигенции было достаточно мотивов про­являть интерес именно к личным правам. Искони у нас было признано, что все общественное развитие зави­сит от того, какое положение занимает личность. По­этому даже смена общественных направлений у нас характеризуется заменой одной формулы, касающей­ся личности, другой. Одна за другой у нас выдвигались формулы: критически мыслящей, сознательной всесто­ронне развитой, самосовершенствующейся, этической, религиозной и революционной личности. Были и про­тивоположные течения, стремившиеся потопить лич­ность в общественных интересах, объявлявшие лич­ность яиапШе педНдаЫе и отстаивавшие соборную личность. Наконец, в последнее время ницшеанство, штирнерианство и анархизм выдвинули новые лозун­ги самодовлеющей личности, эгоистической личности и сверхличности. Трудно найти более разностороннюю и богатую разработку идеала личности, и можно было бы думать, что по крайней мере она является исчерпы­вающей. Но именно тут мы констатируем величайший пробел: наш индивидуализм всегда был неполным и частичным, так как наше общественное сознание ни­когда не выдвигало идеала правовой личности. Обе стороны этого идеала — личности, дисциплинирован-
    ной правом и устойчивым правопорядком, и личности, наделенной всеми правами и свободно пользующейся ими, чужды сознанию нашей интеллигенции.

    Целый ряд фактов не оставляет относительно этого никакого сомнения. Духовные вожди русской интеллигенции неоднократно или совершенно иг­норировали правовые интересы личности, или выка­зывали к ним даже прямую враждебность. Так, один из самых выдающихся наших юристов-мыслителей К.Д. Кавелин уделил очень много внимания вопросу о личности вообще: в своей статье «Взгляд на юриди­ческий быт древней Руси», появившейся в «Совре­меннике» еще в 1847 г., он первый отметил, что в истории русских правовых институтов личность зас­лонялась семьей, общиной, государством и не полу­чила своего правового определения; затем с конца шестидесятых годов он занялся вопросами психоло­гии и этики именно потому, что надеялся найти в теоретическом выяснении соотношения между лич­ностью и обществом средство к правильному реше­нию всех наболевших у нас общественных вопросов. Но это не помешало ему в решительный момент в начале шестидесятых годов, когда впервые был под­нят вопрос о завершении реформ Александра II, проявить невероятное равнодушие к гарантиям лич­ных прав. В 1862 г. в своей брошюре, изданной ано­нимно в Берлине, и особенно, в переписке, которую он вел тогда с Герценом, он беспощадно критиковал конституционные проекты, которые выдвигались в то время дворянскими собраниями; он считал, что на­родное представительство будет состоять у нас из дворян и, следовательно, приведет к господству дво­рянства. Отвергая во имя своих демократических стремлений конституционное государство, он игно­рировал, однако, его правовое значение. Для К.Д. Ка­велина, поскольку он высказался в этой переписке, как бы не существует бесспорная с нашей точки зрения истина, что свобода и неприкосновенность личности осуществимы только в конституционном государстве, так как вообще идея борьбы за права ЭОо личности была ему тогда совершенно чужда (...].

    Пути возвышения врава

    (основные элементы нового порядка издания законов должны бы приводить к ростд о сознании русского правительства и общества значения о силы закова, а вместе с тем о орава как нормы)
    Кистяковский Б.А. Социальные науки и прааи
    1   ...   47   48   49   50   51   52   53   54   ...   73


    написать администратору сайта