Главная страница
Навигация по странице:

  • т де л ь ных научных

  • хом

  • Чтобы уяснить себе эту господствующую и обус­ловливающую роль государственной власти, рассмот­рим ее отношение к наиболее обыденной форме него­сударственной власти, именно к власти родительской.

  • Хрестоматия по тгп Радько. Хрестоматия по теории государства и права


    Скачать 3 Mb.
    НазваниеХрестоматия по теории государства и права
    АнкорХрестоматия по тгп Радько.doc
    Дата09.03.2017
    Размер3 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаХрестоматия по тгп Радько.doc
    ТипДокументы
    #3590
    страница49 из 73
    1   ...   45   46   47   48   49   50   51   52   ...   73

    гуманитарных наук, то и очередь, должны орие: что такая взаимная орие друг на друге не может гического фундамента ни для
    Все это заставляет нас мы не можем методологич ровать науку о праве ней сти гуманитарных наук. Эта уки о праве на гуманита] целом осуществима только и? аналитической и критической объединяющего разрозне: за, которые даются филоо ей культуры в частности. Итак, праве была методологически должна быть ориентирована не нитарно-научной дисциплине и сти их, а прежде всего на ко при посредстве ее на наук, объединенных при ную систему научного знания |_|.

    Несомненно, принципы нуждаются в дальнейшей быть примененными к запросам ного знания и, в частности, к ных наук в их новейшей полняет современное н представители его понимают но и достигают далеко не нашему глубокому убежд для развития научного знания наук в частности, то в которое представлено В. В Э. Ласком и друг.: оно обращав! на построение философе! ния, которое рассматривается, ■ но познавшее свой предмет, а научного знания путем анализа ваний науки и вскрытия тех методологических прин­ципов, которые лежат в основании отдельных научных

    дисциплин. Согласно с этим пониманием задач фило­софского критицизма, В. Виндельбандом и Г. Риккер-том были разработаны вопросы, касающиеся методоло­гической природы, своеобразного научного интереса и особой цели познания, свойственных историческим наукам. То широкое распространение, которое получи­ли идеи Виндельбанда и Риккерта, относящиеся к этой области научного знания, тот живой отклик, который они встретили в кругах специалистов-историков, и, наконец, приобретенное ими очень большое число сто­ронников и последователей — все это, несомненно, свидетельствует о плодотворности методологической работы, произведенной этими философами. В том же направлении, в котором разработан методологический характер исторических дисциплин, представителями этого философского направления ведется разработка и методологических основ других гуманитарных наук. Согласно с руководящими идеями философской шко­лы В. Виндельбанда и Г. Риккерта гносеолого-методо-логические принципы гуманитарно-научного знания могут быть вполне выяснены только в связи с основ­ными началами философии культуры. Но философия культуры представителями этого направления не стро­ится в виде готовой и законченной деонтологической системы, как это сделал Г. Коген. Здесь в соответствии с истинным духом философского критицизма она вы­является в своих основных предпосылках в виде сис­темы ценностей [...].

    [...] Правильно понять мысль Канта о том, что по­нятие права есть философское понятие, можно только тогда, если обратить внимание на то, что он сопостав­лял это понятие не с чисто философскими понятиями, как душа, мир и Бог, которые не имеют отношения к научному познанию, а с такими понятиями, как суб­станция и причина. Понятия субстанции и причины он считал категориями, лежащими в основании всего эмпирического естествознания, благодаря которому мы осознаем их. Следовательно, и понятие права он дол­жен был признать как бы категорией, лежащей в осно­вании эмпирической науки о праве и проникающей в наше сознание при посредстве ее. Именно такой взгляд

    на понятие права вытекает из того макета «Метафи­зики нравов» Канта, где он определяет это понятие. К этому надо прибавить, что для Канта, как вообще для мыслителей его эпохи, понятие права было понятием естественного права. Однако это понятие он не отде­лял всецело и не противопоставлял безусловно эмпи­рическому или позитивному праву, гтаавм этим не­примиримый дуализм между идеальным и реальным правом. Напротив, скорее надо заключить, что поня­тие естественного права для него было в практической области регулятивной идеей, а в области теоретичес­кой — познавательным принципом для позитивного и эмпирического права. Но в то время, как в эпоху Кан­та уже существовало эмпирическое естествознание, так что он мог дать его философское обоснование, эмпи­рическая наука о праве в ее подлинной значении была еще только в зачаточном состоянии. Поэтому в эпоху Канта еще нельзя было дать философское обоснова­ние науки о праве, и его попытка в этом направлении не удалась.

    Но за последнее полустолетие превращение науки о праве в эмпирическую науку стало совершившимся фактом. Если философское развитие после Канта мог­ло привести к отрицанию эмпирического характера науки о праве, то теперь такое предприятие не имеет шансов на успех. Кого в этом не убеждает современ­ное состояние общей теории права, того должно убе­дить поразительное развитие догматической юриспру­денции, ибо она уже может доставить материал и для построения известной части философской системы. Но теперь, когда эмпирический характер предмета науки о праве не может подлежать сомнению, должны быть критически проверены и ее методологические предпо­сылки.

    Такая проверка требует совершенно исключитель­ной по своей сложности работы. С одной стороны, для этого надо использовать богатый научный опыт, добы­тый при попытках чисто эмпирического построения науки о праве, причем нельзя забывать, что эти попыт­ки, как мы видели, далеко не увенчались полным успе-482 хом- С другой — если мы теперь уже не считаем, по­добно Канту, понятие права лишь этической и позна­вательной категорией, то и не можем сомневаться в том, что в нем есть элементы трансцендентальной первичности, о чем свидетельствует хотя бы движение в пользу возрождения естественного права. Разнооб­разие элементов, входящих в научное познание права, еще увеличивается благодаря тому, что право в своем эмпирическом бытии связано с самыми различными областями явлений. Однако задача теперь не в том, чтобы слить эти элементы воедино, объединив созда­ваемое позитивистическим эмпиризмом с выявляемым проверенным и очищенным неокантианством, а в том, чтобы более строго, тщательно и детально расчленить различные составные части и направления научного познания права. Только этим путем можно подготовить почву для заключительного синтеза, который должен привести к цельному и полному знанию о праве. Эта задача может быть разрешена только коллективными усилиями нашего поколения [...].
    I Государство о государственная власть

    (властвование - необходимый атрибут государственности; сущность госддарственной власти; суверенитет)

    Кистяковсквй Б.А. Социальные науки и право

    [...] Государство получает свое наиболее яркое выражение во власти. Вместе с тем власть является основным признаком государства. Только государство обладает всей полнотой власти и располагает всем и ее формами. Все остальные социальные организации обладают лишь частичною властью или какою-нибудь одной из ее форм. Притом власть всех остальных со­циальных организаций нуждается для своего осуще­ствления в санкции и в поддержке со стороны госу­дарственной власти.

    Чтобы уяснить себе эту господствующую и обус­ловливающую роль государственной власти, рассмот­рим ее отношение к наиболее обыденной форме него­сударственной власти, именно к власти родительской. 483

    Не подлежит сомнению, что власть родителей над деть­ми, возникающая в силу физиологических причин, предшествует государственной власти и существует как бы независимо от нее. Но в современных цивили­зованных государствах она, с одной стороны, огра­ничивается государственною властью, а с другой — охраняется; ею. Ограничение родительской власти со стороны государства заключается в том, что государ­ство требует, чтобы родительская власть была направ­лена на разумные цели: на физическое, умственное и нравственное воспитание детей, на их рост и разви­тие, а не на истязание, извращение и калечение детей. Государство ограничивает родительскую власть также известными возрастными пределами, оно точно опре­деляет момент совершеннолетия детей, по наступлении которого родительская власть прекращается. С другой стороны, государство охраняет родительскую власть, не допуская постороннего вмешательства в ее разум­ные проявления.

    Возникающая в других видах социальных органи­заций власть еще больше находится в зависимости от государственной власти. Не подлежит, например, со­мнению, что у хозяина или заведующего каким-нибудь промышленным заведением — мастерской, фабрикой, заводом или торговым предприятием — есть некото­рая власть над служащими в этих заведениях. Но эта власть основана исключительно на договорах, а выпол­нение договоров гарантируется государственной вла­стью; в частности, в случае возникновения спора из-за отказа подчиняться требованиям работодателя, суд должен решить, был ли заключен договор, действите­лен ли он, и входит ли в число обязательств, установ­ленных договором, выполнение тех или других распо­ряжений хозяина или заведующего заведением. Госу­дарство создает также известные ограничительные условия для заключаемых договоров; так, все договоры должны заключаться на известный срок и не могут устанавливать бессрочных обязательств; затем обуслов­ленные договорами действия не должны противоре­чить нравственности, гигиене и социальным интере­сам; особенно значительны ограничения договоров,

    Б.Д. кнстяковский

    создаваемые новейшим социальным законодательством в интересах всего общества. Все это показывает, что границы и формы власти работодателя над рабочими всецело зависят от государства, если не считать нрав­ственного авторитета работодателя, который очень часто даже совсем отсутствует, и если отвлечься от общей экономической зависимости человека, живуще­го исключительно своим трудом, так как эта зависи­мость непосредственно не является зависимостью од­ного лица от другого.

    То же самое надо сказать и относительно всяких частных товариществ, организаций и союзов. Подчи­нение отдельных членов решениям их большинства всецело зависит от вперед выраженного добровольно­го согласия на это, например, путем принятия устава. Если какая-нибудь частная организация налагает на своих членов некоторые наказания, напр., денежные штрафы, то они имеют значение лишь ввиду заранее принятого на себя со стороны членов обязательства их нести и уплачивать. Но в случае отказа членов органи­зации подчиняться ее постановлениям, у нее нет пря­мых средств вынудить это подчинение. Промышлен­ные товарищества, основанные на формальных дого­ворах, могут обратиться к суду, т. е. опереться на силу государственной власти; однако и государство оказы­вает им поддержку только в тех пределах, в каких оно вообще охраняет договоры; во всяком случае оно пре­доставляет каждому члену любого товарищества право во всякое время из него выйти и всегда порвать с ним связь при соблюдении известных условий. Общества, организации, союзы, преследующие идеальные цели, принятие устава которых не влечет для их членов формально-юридических последствий и не создает обязательств, подобных основанным на договоре, не могут даже обращаться к судам для того, чтобы застав­лять своих членов выполнять свои постановления. Поэтому единственная репрессия, которая находится в распоряжении частноправовых организаций этого типа, не могущих воспользоваться государственной властью, заключается в том, что они могут подвергать своих членов исключению. Конечно, исключение из среды, напр., исключение из товарищеской среды, бы­вает иногда очень чувствительно для лица, подвергше­гося такой каре. В качестве угрозы исключение может оказывать настолько сильное воздействие, что оно создает для организации известный престиж или ав­торитет власти. Но это лишь одна из форм власти, именно власть психического воздействия или нрав­ственного авторитета. Власть государства гораздо бо­лее полна и многостороння.

    Однако существуют публично-правовые организа­ции, которые не являются государствами и в то же время обладают некоторою сходное с ними властью. Эта форма власти присвоена всем самоуправляющим­ся и автономным организациям. Ею располагают са­моуправляющиеся городские и земские общества, со­словные организации, церкви и другие религиозные общины, поскольку они организованы в публично-пра­вовые корпорации; присуща она также и автономным университетам. Отличительная черта этих организаций заключается в том, что к ним обязательно принадле­жат все лица известной категории; так, наприм., зем­ства и городские общества включают в себя всех лиц, живущих на их территории; в известную религиозную общину, организованную в публично-правовую корпо­рацию, входят обязательно все ее единоверцы. Эти организации имеют право принудительно облагать всех своих членов установленными ими налогами. Они могут также, не прибегая к содействию судов, чисто экзекуционным путем заставлять принадлежащих к ним лиц выполнять свои постановления. Такие постанов­ления по своим материальным признакам часто имеют даже характер законов, и только в видах терминологи­ческого удобства они называются не законами, а обя­зательными постановлениями. Все это — черты, по преимуществу свойственные государственной власти. Однако все эти публично-правовые организации при­меняют не свою власть, а власть государства, они об­ладают властью лишь постольку, поскольку государство наделяет их ею; помимо государства они никакой вла­стью не располагают. Государство отличается от этих публично-правовых союзов тем, что оно ни от кого не заимствует своей власти; оно обладает своей собствен­ной властью, которая не только возникает в нем самом, но и поддерживается и ограничивается его собствен­ными средствами.

    Только весь народ, организованный как одно це­лое, т. е. составляющий государство, обладает подлин­ною государственною властью. Государство и есть правовая организация народа, обладающая во всей полноте своею собственною, самостоятельною и пер­вичною, т. е. ни от кого не заимствованною властью [...].

    Наука государственного права в XIX столетии приложила величайшие усилия к тому, чтобы найти чисто юридическое решение вопроса о государствен­ной власти. Для Достижения этой цели она тщательно проанализировала разницу между государственной и негосударственной властью и произвела сравнитель­ную оценку отличительных свойств той и другой, ис­следовав всевозможные гипотезы и углубившись в мельчайшие и тончайшие детали. Идя по этому пути, она использовала тот богатый идейный материал, ко­торый был накоплен в философско-политической ли­тературе прошлых веков, проверила его при помощи обильных данных, почерпнутых из политической и правовой жизни современных государств; и перерабо­тала его в точно формулированные и логически резко отграниченные юридические понятия. В предшество­вавшие исторические эпохи мыслители и ученые, быв­шие непосредственными свидетелями постоянного роста и укрепления государственной власти, решали по преимуществу политические вопросы и задания, для чего они в своих научных построениях всегда исходи­ли из тех или иных чисто философских предпосылок. Напротив, наука государственного права в XIX столе­тии сосредоточила свое внимание исключительно на юридико-догматической стороне вопроса о признаках государственной власти, формы которой, казалось, более или менее установились и кристаллизовались. Это точное отграничение научной проблемы, подлежа­щей решению, приведшее к превращению ее в строго юридико-догматическую проблему, составляет отличи­тельную черту научной деятельности представителей 487 государственного права в истекшем столетии. Бла­годаря ему была создана чрезвычайно богатая госу­дарственно-правовая литература, имеющая исключи­тельно высокое значение по своей методической цен­ности.

    Однако окончательный результат всей этой гро­мадной научной работы не вполне соответствует тем стремлениям, которыми она вдохновлялась, и вызы­вает, несомненно, чувство неудовлетворенности. Ос­новная цель этой научной работы — определить сущ­ность государственной власти, формулировав ее в строго логически построенном юридическом понятии, — далеко не вполне достигнута. С юридико-догматичес-кой точки зрения осуществление этой цели заключа­лось в том, чтобы найти такой признак государствен­ной власти, который давал бы возможность всегда бе­зошибочно отличать ее от власти негосударственной. Интересующие нас исследования были направлены в первую очередь и главным образом на анализ и точ­ное определение понятия суверенитета. В этой части произведенную научную работу можно считать совер­шенно законченной и увенчавшейся полным успехом. Суверенитет теперь окончательно определен, как высшая власть, юридико-догматическое понятие ко­торой не допускает никаких степеней и никаких де­лений. Понятия ограниченного суверенитета, умень­шенного суверенитета, полусуверенитета или делимо­сти суверенитета сплошь противоречивы; а потому они не пригодны для научного объяснения государ­ственно-правовых явлений. Но решение дальнейше­го вопроса, является ли суверенитет неотъемлемым признаком государства или нет, находится в совер­шенно безнадежном положении. Решение этого воп­роса чрезвычайно важно для выяснения природы федеративного государства, т. е. для определения го­сударственно-правового характера как самого союз­ного государства, так и государств-членов. Наряду с этим от того или иного решения его зависит и опре­деление государственно-правового положения авто­номных колоний Англии и других переходных госу­дарственно-правовых форм.

    Подвергнув всестороннему исследованию, с одной стороны, свойства государственной власти, а с дру­гой — сущность суверенитета, одни ученые приходят к заключению, что суверенитет не есть необходимый признак государственной власти. Напротив, другие ученые-государствоведы на основании точно такого же исследования энергично настаивают на том, что власть без суверенитета не является государственной влас­тью. Те государствоведы, которые не считают сувере­нитет неотъемлемым признаком государственной вла­сти, употребили все свои усилия на поиски такого признака, который мог бы быть признан отличитель­ным свойством всякой государственной власти. Про­изведенные ими систематические поиски увенчались, по их мнению, полным успехом, так как искомый при­знак был ими найден. Они доказывают, что отличитель­ная черта государственной власти заключается в том, что государство обладает своею собственною, первич­ною и ни от кого не заимствованною властью. Напро­тив, сторонники того взгляда, что только суверенитет отличает государственную власть от негосударствен­ной, приводят ряд веских соображений в подтверж­дение того, что и автономные провинции обладают своею собственною властью и что власть их часто первична и ни от кого не заимствована. Таким обра­зом, здесь получается непримиримое противоречие. Это противоречие представляется иногда настолько безысходным, что вызывает скептическое отношение к постановке самой проблемы. Под влиянием скепти­цизма некоторые ученые начинают подвергать сомне­нию даже исходные понятия всего этого теоретичес­кого построения. Они отрицают научную правомер­ность Понятия «суверенитет» и доказывают, что оно должно быть изгнано из современной науки государ­ственного права, так как оно является пережитком го­сударственных форм прошлого. Однако это устране­ние центрального объекта спора только видоизменяет самую проблему, но нисколько не продвигает ее реше­ния вперед.
    1   ...   45   46   47   48   49   50   51   52   ...   73


    написать администратору сайта