Главная страница
Навигация по странице:

  • Толкование права и юридическая аналогия (критика нормы праоа, ее виды; тилкование нормы права, его виды и приемы; результаты толкования; аналпгия как среуствп ввспилнения пробелов права)

  • Поэтому всегда необходимо, после грамматичес­кого анализа-нормы, перейти к ее логической интер­претации, т. е. установить ее истинный смысл при помощи иных средств, состоящих в распоряжении юриста.

  • При толковании статей, входящих в состав инкор­порации, каков наш Свод Законов, большое зна­чение имеет сличение статьи инкорпорации с теми подлинными указами, на которых она осно­вана.

  • Таковы важнейшие средства толкования. Что ка­сается результатов толкования, то они могут быть раз­личны.

  • Законодатель употребил двусмысленное выраже­ние. В таком случае логическая интерпретация дол­жна показать, какой смысл слова соответствует воле законодателя.

  • Хрестоматия по тгп Радько. Хрестоматия по теории государства и права


    Скачать 3 Mb.
    НазваниеХрестоматия по теории государства и права
    АнкорХрестоматия по тгп Радько.doc
    Дата09.03.2017
    Размер3 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаХрестоматия по тгп Радько.doc
    ТипДокументы
    #3590
    страница57 из 73
    1   ...   53   54   55   56   57   58   59   60   ...   73

    Этот внешний признак может быть на практике очень полезен при разграничении публичных право­отношений от гражданских. Но одного его недостаточ­но. Дело в том, что право может иногда и не указать, в какой именно форме должен защищаться известный интерес, признанный достойным покровительства пра­ва. В таких случаях практика должна обратиться к рассмотрению самого существа правоотношения, что­бы определить, в какой форме оно должно получить защиту [...].
    I К вопросу о происхождении права

    (школа естественного права; историческая школа права; связь орава с политический экономией, религией; источники (фирмы) прана]
    Хвостов В.М. Общая теороя ораоа
    (...) Право есть система норм, предназначенных для практического применения, для удовлетворения из­вестным жизненным запросам. Поэтому свое содержа­ние право черпает прямо из жизни. Чем сложнее де­лается жизнь человеческого общества, тем сложнее и богаче содержанием становятся и регулирующие ее течение юридические нормы.

    Только то право может рассчитывать на практи­ческий успех, которое откликается на запросы, выдви­гаемые народной жизнью, избирает средства, пригод­ные для удовлетворения этих запросов, и по содержа­нию своему понятно народу, среди которого оно должно применяться. Таким образом, выработка права пред­полагает основательное знакомство с народной жиз­нью в данный момент времени. Право, не отвечающее запросам жизни или не соответствующее культурному уровню народа, было бы правом мертвым; такие нор­мы, хотя бы создание их вызывалось самыми идеаль­ными и высокими побуждениями законодателя, не могли бы с успехом применяться на практике. В игно­рировании этого характера права и состояла важней­шая ошибка школы естественного права, которая гос­подствовала в юриспруденции XVII и XVIII вв. Предста­вители этого учения мечтали о создании идеального права, которое бы вытекало из основных черт неис­порченной человеческой природы и соответствовало бы требованиям естественного разума. А так как чело­веческая природа считалась всегда и повсюду равной, то предполагалось, что такое идеальное право было бы вечным и неизменным, могло бы повсюду применять­ся. Исторически сложившееся право, с точки зрения этого воззрения, представлялось лишь продуктом оши­бок и непонимания, более или менее безобразным ук­лонением от идеала. Мудрый законодатель должен бы был его уничтожить и заменить естественным правом, выведенным из требований разума.

    Основная ошибка этого воззрения состояла имен­но в том, что неверно было исходное положение о равной повсюду человеческой природе. На самом деле природа эта вовсе не всегда и не везде одинакова. Нельзя подводить под один масштаб умственную и этическую физиономию дикаря и культурного евро­пейца. Самый склад мышления способен меняться по мере культурного прогресса. Нечего уже и говорить об изменении техники, форм народного хозяйства и окружающей среды. Вот почему все попытки создать естественное право завершились неудачей; авторы их, в сущности, воспроизводили действующее право, при­давая ему более или менее субъективную окраску. Таким образом, крупным шагом вперед является гер­манская историческая школа в юриспруденции, воз­никновение которой в первой четверти XIX в. связы­вается с именами двух ученых — Савиньи и Пухты. По учению исторической школы право не есть нечто произвольное или данное по откровению. Право есть историческое явление. Оно представляет собою про­дукт органического раскрытия народного духа, раз­вивается так же, как и другие продукты народного духа, например, язык и нравы. Поэтому право по су­ществу — национально и имеет различное содержа­ние в разные эпохи. Нужно отметить, впрочем, что в учении исторической школы правильна была лишь основная идея об историческом характере права. Самый же процесс возникновения права представи­тели этой школы рисовали не вполне правильно. История права представлялась процессом органичес­кого развития, постепенного раскрытия народного духа. Самый народный дух есть величина слишком метафизическая и неуловимая, чтобы с ней могла оперировать наука. История права, с точки зрения этой теории, получает вид слишком схематического, логического процесса. Моменту сознательного зако­нодательного творчества придавалось слишком мало значения, на первый план чрезмерно выдвигалось обычное творчество народных масс, которое по харак­теру своему ближе подходит к теории раскрытия на­родного духа. В то же время усиленно подчеркивался национальный характер права. И то, и другое поло­жение не соответствует фактам: обычай играет срав­нительно большую роль лишь в примитивном праве, да и в нем не вполне отсутствует момент совершенно сознательного творчества; национальному характеру права не соответствуют общеизвестные факты, ука­зывающие на огромное значение заимствования в развитии права (рецепция римского права новыми народами). Да и вообще, весь процесс развития права вовсе не похож на мирное, диалектическое развитие начал, заложенных в народном духе. Право выраба­тывается в результате борьбы противоположных ин­тересов, в его развитии бывают периоды застоя и даже регресса. Органическим процессом развитие права можно назвать лишь в том смысле, что и этот процесс подлежит действию социальных законов, которыми определяется вообще ход развития человеческих об­ществ.

    Из сказанного ясно, что история права находится в тесной связи со всеми остальными сторонами исто­рии культуры. Совершенно наглядна связь права с народным хозяйством. Под именем народного хозяй­ства мы разумеем планомерную деятельность народа, направленную на удовлетворение материальных по­требностей населения. Право имеет своей задачей

    прежде всего регулировать эту экономическую дея­тельность, поставить ее в такие условия, при которых она совершалась бы наиболее успешно, а продукты ее распределялись бы наиболее справедливо. Ясно по­этому, что всякое изменение в характере народного хозяйства, выдвигающее новые запросы жизни, неиз­бежно отражается и на содержании норм права, ко­торые должны теперь регулировать новые экономи­ческие отношения. Самые изменения в области тех­ники, отражающиеся на характере экономической жизни, отзываются неминуемо и на праве. Достаточ­но припомнить по этому поводу то, что было выше сказано об образовании государства и о том значении, которое имело для строя общественных отношений, а стало быть, и регулирующих их норм изменение в характере занятий: переход к кочевому и оседлому быту. Стоит вспомнить и о тех переменах в праве, которые вызваны были великими техническими пе­ременами и открытиями, которыми изобилует конец XVIII и весь XIX в.

    Таким образом, не подлежит никакому сомнению связь права с политической экономией. Однако было бы весьма ошибочно преувеличивать эту связь и ут­верждать, что право целиком зависит исключительно от экономических отношений, что оно есть простая «надстройка над народным хозяйством» или простое «зеркало народного хозяйства», отражающее в себе все его перемены. Такое представление слишком од­носторонне. В истории права большое значение, по­мимо экономических отношений, играют идеи и чув­ства. Нужно припомнить хотя бы ту роль, которую в истории играли разного рода инстинкты, вроде, на­пример, расовой вражды. Эти инстинкты часто не дают людям возможности мирно жить в таких услови­ях, которые, казалось бы, только располагают к само­му мирному экономическому сотрудничеству (Испа­ния, современная Австро-Венгрия). Не меньшую роль всегда играло и религиозное чувство. Крестовые по­ходы повлекли за собою ряд важных изменений в хозяйстве и праве, но вызваны были они, конечно, не чисто экономическими мотивами, а главным образом

    1.М. кисти

    религиозным чувством. Ужасные процессы против ведовства и колдовства, которые унесли тысячи жертв в начале новых веков, вызваны были, главным обра­зом, силою распространившихся в обществе суевер­ных идей и представлений. О значении, которое име­ет в истории права идея справедливости, нам нечего распространяться после всего сказанного раньше по этому поводу.

    Притом, что особенно важно, идеи и чувства раз­виваются самостоятельно; их развитие вовсе не оп­ределяется всецело теми экономическими отношени­ями, которые в каждый данный момент сложились в народе. Напротив, бывают такие положения, что на­зревшая экономическая потребность не может полу­чить удовлетворения вследствие недостаточного уров­ня знаний, отсутствия необходимых идей; бывает и так, что развитие идей опережает эволюцию экономичес­ких отношений и идеи, весьма симпатичные людям, оказываются практически неосуществимыми в сло­жившейся экономической обстановке. Вообще, сведе­ние социальных отношений к действию одного како­го-нибудь фактора, признаваемого главным и основ­ным, неосуществимо, по крайней мере, при нынешнем уровне наших знаний, а может быть, и навсегда оста­нется неосуществимым в пределах научного метода. Такого рода попытки приводят только к чрезмерному упрощению взглядов на процессы социальной жиз­ни, причем это упрощение на деле не оправдывается фактами: социальная жизнь много сложнее подобных упрощенных схем.

    В результате мы должны сказать, что право никог­да не является простым отражением экономического быта народа в данную эпоху; запросы этого быта пре­ломляются в праве под влиянием идей и чувств, живу­щих в народе.

    Все, изложенное до сих пор, дает нам представле­ние о том, откуда юридические нормы получают свое содержание. Но не менее важным является вопрос о том, как эти нормы возникают и получают обязатель­ную силу. Это вопрос о так называемых источниках права.

    Под этим именем мы разумеем те формы, в кото­рых возникают и получают обязательную силу юриди­ческие нормы. Основных таких форм две: закон и обы­чай. В международном праве такое же значение имеет, как уже не раз упоминалось, договор между государ­ствами. Сверх того, вспомогательное значение имеет при образовании права деятельность юристов, хотя самостоятельного источника права юриспруденция не составляет.

    В дальнейшем мы остановимся на учении о законе, обычае, юриспруденции и так называемой автономии. Есть еще формы образования права, вроде римского преторского эдикта, который представляет собою не­что среднее между законом и обычаем, но на таких единичных образованиях нет нужды останавливаться в общем курсе теории права [...].
    Толкование права и юридическая аналогия (критика нормы праоа, ее виды; тилкование нормы права, его виды и приемы; результаты толкования; аналпгия как среуствп ввспилнения пробелов права)

    Хввствв В.М. Общая теория врава

    [...] Первой задачей юриста, применяющего право к жизни, является установление истинного смысла той нормы, которую он применяет, или же отыскание и построение нормы, отсутствующей в положительном праве. Эти цели достигаются при помощи двух глав­ных операций: толкования и аналогии. Важность этих операций подтверждается и законом. Ст. 9. Уст. гражд. судопр. гласит: «Все судебные установления обязаны решать дела по точному разуму действующих законов, а в случае их неполноты, неясности, недостатка или противоречия основывать решение на общем смысле законов». Ст. 10: «Воспрещается останавливать реше­ние дела под предлогом неполноты, неясности, недо­статка или противоречия законов. За нарушение сего правила виновные подвергаются ответственности, как за отказ в правосудии».



    Но, прежде чем приступить к толкованию нор­мы, юрист должен убедиться в том, действительно ли применяемое им правило есть юридическая норма и каков его настоящий текст. Это — задача так назы­ваемой критики. Критика различается высшая и низшая. Задача высшей критики состоит в том, что юрист убеждается, действительно ли данное прави­ло есть юридическая норма. Если дело касается обы­чая, то мы уже знаем, какими средствами пользуется суд для его констатирования. Если же применению подлежит норма закона, то высшая критика выясня­ет, точно ли данная норма исходит от законодатель­ной власти и издана ли она ею в надлежащем поряд­ке. Низшая критика применяется лишь к нормам, изложенным в письменной форме, и имеет своею целью установление правильного текста нормы; та­ково, например, устранение опечаток в официальном издании закона.

    Покончивши с критикой, юрист переходит к тол­кованию. Последнее основано на том соображении, что слова, в которых редактирована применяемая норма, являются только средством, при помощи которого ав­тор нормы выразил вовне свою мысль. Для юриста эти слова, которые в законе он изменить не может, суть только средства познания воли законодателя. При по­мощи толкования он, пользуясь словами закона, уясня­ет себе волю законодателя, скрывающуюся за этими словами.

    Принято различать два вида толкования: легаль­ное и доктринальное. Но, строго говори, легальное, или автентическое, толкование не есть настоящее толкова­ние; так называется разъяснение нормы права, исхо­дящее от законодательной власти. Такое разъяснение само является нормой права: значение его покоится не на его внутренних достоинствах, а на велении власти. Единственное отличие его от других норм состоит в том, что ему придается обратная сила, так как в нем, по мысли законодателя, не заключается никакого нового содержания, а лишь пояснение старой нормы. Един­ственным настоящим видом толкования является тол­кование доктринальное или научное, которое исходит 563

    от юриста, не наделенного законодательной властью, и ценность которого опирается только на его внутрен­ние достоинства.

    Различается два вида научного толкования по тем приемам, которыми оно пользуется: толкование грам­матическое, опирающееся на законы языка, и толкова­ние логическое, оперирующее иными средствами. Следует заметить, что терминология эта — далеко не безупречна, так как и грамматическое толкование ос­новывается, конечно, на законах логики.

    Под именем грамматического толкования разуме­ют процесс, при котором толкователь, руководствуясь законами языка, анализирует словесные формулы норм закона. Он определяет, какой смысл, по законам грам­матики, имеют те слова и обороты, к которым прибег­нул законодатель. При этом принимается во внима­ние различие в употреблении одних и тех же слов в разных местностях и даже индивидуальное словоупот­ребление, свойственное законодателю. Большое зна­чение имеет разница между специально юридичес­ким значением некоторых слов и обыденным их упот­реблением.

    Само по себе грамматическое толкование почти никогда не бывает достаточным. Оно может показать, что известное слово имеет разные значения, но не укажет, в каком значении оно употреблено законода­телем в данном случае. Да и вообще, оценка речи за­конодателя по всем правилам грамматики может дать результат, не соответствующий действительности, так как именно грамматические правила могли быть нару­шены при редактировании нормы.

    Поэтому всегда необходимо, после грамматичес­кого анализа-нормы, перейти к ее логической интер­претации, т. е. установить ее истинный смысл при помощи иных средств, состоящих в распоряжении юриста.

    1. Одним из важных средств является изучение свя­зи данной нормы с другими положениями права или даже со всей системой права. Ни одна норма в праве не стоит изолированно: все право пред­ставляет из себя целое, проникнутое известными общими принципами и положениями, так что смысл каждой нормы понятен лишь по связи ее с другими.

    1. Чрезвычайно большое значение для толкования права имеет история права. Она нам показывает, как сложилась толкуемая нами норма, какое состо­яние ей предшествовало, ответом на какую потреб­ность жизни или на какой недостаток старого пра­ва является данная норма. Очень часто норма права совершенно не может быть понята, если не знать той нормы, которая с ее изданием была от­менена или изменена.

    2. Юрист должен приглядываться и к современной жизни, чтобы иметь ясное представление о ее за­дачах и о тех целях, которые преследуются пра­вом. Только при этом условии нормы права полу­чают в его руках значение жизненных правил, а не формальных и сухих предписаний. Поэтому экономические и социальные исследования совре­менности, освещающие смысл происходящих вок­руг нас явлений, могут пролить свет и на смысл норм действующего права.

    3. Важным вспомогательным материалом для толко­вания современных законов, издающихся в резуль­тате иногда весьма долговременного обсуждения, является материал, оставленный инстанциями, ко­торые вырабатывали текст закона, так называе­мые мотивы законопроекта. Впрочем, с этим ма­териалом нужно обращаться осторожно, так как иногда закон, при окончательной его выработке, получает не тот вид, в каком представляла его себе комиссия, составлявшая проект закона и мотивы к нему.

    4. При толковании статей, входящих в состав инкор­порации, каков наш Свод Законов, большое зна­чение имеет сличение статьи инкорпорации с теми подлинными указами, на которых она осно­вана.

    Таковы важнейшие средства толкования. Что ка­сается результатов толкования, то они могут быть раз­личны.

    1. Толкование может показать, что текст нормы впол­не соответствует мысли законодателя. В таком слу­чае норму нужно применять буквально.

    2. Может оказаться, что текст нормы совершенно расходится с мыслью законодателя: законодатель не выразил той мысли, которая у него была, и выразил совсем не то, что хотел. Тогда суду немыс­лимо применять данную норму: мысль законодате­ля не воплощена в норме права, а то, что выраже­но в норме, не есть мысль законодателя. Остается решать дело так, как будто в нормах права есть пробел.

    3. Законодатель употребил двусмысленное выраже­ние. В таком случае логическая интерпретация дол­жна показать, какой смысл слова соответствует воле законодателя.

    4. Законодатель выразил свою мысль или в слиш­ком широкой, или в слишком узкой форме. В та­ком случае результатом толкования будет: 1) или ограничение применения нормы более узким кру­гом случаев, чем это следует из ее буквальной ре­дакции, — ограничительное толкование, 2) или же, напротив, распространение применения нормы на более широкий круг отношений, чем это следу­ет из буквы нормы, — распространительное тол­кование.
    1   ...   53   54   55   56   57   58   59   60   ...   73


    написать администратору сайта