Главная страница
Навигация по странице:

  • Таковы великие трудности, ожидающие всякого исследователя в деле формального отличения монар­хии от республики [...].

  • Возникает акт национального правосознания, на­ционального самочувствия и самоутверждения, и из него вырастает исторически государственное право­сознание и государственная форма народа.

  • Выражая это психологически, можно было бы ска­зать: у всякого народа своя особая «душа», и помимо нее его государственная форма непостижима.

  • [...] Б

  • Установим прежде всего юридическую природу федерации.

  • Вот краткий обзор этих псевдофедеративных по­пыток.

  • Созерцая судьбу этих псевдофедераций, прихо­дишь к двум главным выводам: 1. Федеративный строй имеет свои необходимые государственные и духовные предпосылки: 2.

  • Каковы же предпосылки здоровой федерации, и имеются ли они налицо у нас в России

  • Наконец, федерация возможна только там, где на­роду (или народам) присуще искусство соглаше­ния и дар политического компромисса [...]. Чтобы найти для России верный и спасительный

  • шш

  • Народ без характера — быстро разложит «наро­доправство» в анархию, в войну всех против всех.

  • Хрестоматия по тгп Радько. Хрестоматия по теории государства и права


    Скачать 3 Mb.
    НазваниеХрестоматия по теории государства и права
    АнкорХрестоматия по тгп Радько.doc
    Дата09.03.2017
    Размер3 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаХрестоматия по тгп Радько.doc
    ТипДокументы
    #3590
    страница65 из 73
    1   ...   61   62   63   64   65   66   67   68   ...   73

    5. Наконец, нельзя сказать о монархе, что полно­мочия его бывают бессрочны и пожизненны. Правда, нелегко найти в истории монарха, который занял бы престол на заранее определенное число лет. Однако историки повествуют нам о том, что один из замеча­тельнейших государей Рима, Октавиан Август, принял и утверждал свой «принципат» как срочный [...].

    Монарх по конституционным законам считается свободным от политической ответственности: отве­чает не он, отвечают его советники. Но стоит ли го­ворить о «безответственности» монарха, когда каж­дый миг его жизни грозит ему бессудной расправой, насильственным свержением или нападением заго­ворщиков, хорошо изучивших устройство дворца и его выходы? Правда, пока соблюдаются конституци­онные «приличия», монарха нельзя ни сместить, ни отдать под суд, ни лишить трона. Но эти «приличия» нарушаются слишком часто и безответственно: каж­дый считает себя «в праве» безответственно возло­жить на монарха всю ту ответственность, какую за­хочет его произвол [...].

    Таковы великие трудности, ожидающие всякого исследователя в деле формального отличения монар­хии от республики [...].

    Итак, оставим путь формальной индукции и попы­таемся найти более глубокие отличия [...].

    11.3.[...]Постигнуть жизнь и смысл государственной формы невозможно помимо правосознания. Ибо вся­кая государственная форма есть прежде всего «порож­дение» или «произведение» правосознания — конеч­но, не личного, но множества сходно живущих, сходно «построенных» и долго общающихся личных правосоз­нании [...].

    Возникает акт национального правосознания, на­ционального самочувствия и самоутверждения, и из него вырастает исторически государственное право­сознание и государственная форма народа.

    Выражая это психологически, можно было бы ска­зать: у всякого народа своя особая «душа», и помимо нее его государственная форма непостижима.

    Потому так нелепо навязывать всем народам одну и ту же штампованную государственную форму [...].

    4. Отсюда явствует, что сущность монархического строя в отличие от республиканского должна исследо­ваться не только через изучение юридических норм и внешних политических событий, но, прежде всего че­рез изучение народного правосознания и его строения. Здесь необходимо, однако, соблюдать известные иссле­довательские правила, при нарушении которых все может повести к полной неудаче или к произвольной выдумке [...].
    Ильин И.й. Наши задача. Историческая судьба и будущее России

    Прежде всего: государственная форма есть не «отвлеченное понятие» и не «политическая схема», безразличные к жизни народов, а строй жизни и жи­вая организация народа. Необходимо, чтобы народ понимал свой жизненный строй, чтобы он умел — именно «так» — организовываться, чтобы он уважал законы этого строя и вкладывал свою волю в эту орга­низацию. Иными словами: именно живое правосоз­нание народа дает государственной форме осуществ­ление, жизнь и силу; так что государственная форма зависит прежде всего от уровня народного правосоз­нания, от исторического нажитого народом полити­ческого опыта, от силы его воли и от его националь­ного характера [...].

    Каждый народ и каждая страна есть живая инди­видуальность со своими особыми данными, со своей неповторимой историей, душой и природой.

    Каждому народу причитается поэтому своя, осо­бая, индивидуальная государственная форма и консти­туция, соответствующая ему, и только ему. Нет одина­ковых народов и не должно быть одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и может стать гибельным [...].

    Русские партийные монархисты по своей полити­ческой наивности всегда были склонны смешивать самодержавие монарха с абсолютизмом и восприни­мать власть законного Государя как абсолютную. А между тем это далеко не одно и то же, и власть за­конного монарха не может быть абсолютною.

    Термин «абсолютной» власти происходит от латин­ского глагола аЪзоИго, что значит развязываю, разре­шаю, все дозволяю. И вот абсолютизм утверждает, буд­то монарх стоит выше всякого права и закона, будто власть его не знает никаких границ; будто ему все позволено — всякое произволение, бесправие, проти-возаконие и преступление.

    «Самодержавие» монарха указывает как раз на обратное: на правовую и законную природу его власти. Самодержавный монарх есть высший правовой орган государства; его верховенство устанавливается правом и есть правовое верховенство. Власть монарха не дает­ся ему ни от иноземцев, ни от внутригосударственных сил (например, от армии, от гвардии, от народного го­лосования, от дворянства, от финансовых кругов); нет, она принадлежит ему в силу закона и возводит его от­ветственность к высшим источникам правосознания — к совести, к патриотизму, к Богу. Осуществляет же он ее независимо от всякой чужой воли, именно постольку, поскольку закон присваивает ему его основные полно­мочия — законодательные, исполнительные, судебные и воинские. В этом его «самодержавие».

    Это необходимо продумать и понять раз и навсег­да: самодержавие отвергает, осуждает и исключает абсолютизм, а абсолютизм отвергает основное в пра­вах Государя, ибо он не признает его законным мо­нархом, он отрицает его высокое звание верховного субъекта права, самую правовую форму монархии. Именно поэтому абсолютизм несовместим с самодер­жавием, этим высшим проявлением законности на троне, правосознания у Монарха, чувства обязанно­сти и ответственности у верховного в государстве лица.

    Политико-территориальное устройство государства [реальные основы федерального государства; критика «псевдофедеративных лозунгов»]

    Ильин И.А. Наши задачи. Историческая сддьба и бдддщее России

    [...] Большинство наших доморощенных федерали­стов имеет лишь смутное представление о предмете своих мечтаний: они не понимают — ни юридической природы федерации, ни условий возникновения здо­рового федерализма, ни истории федеративной госу­дарственности. Видят во всем этом некую завершитель­ную форму «политической свободы», которая якобы должна всех удовлетворить и примирить, и, по старой русской привычке, решают: «Чем больше свободы, тем лучше!» И потому федерация заносится ими в список «всего высокого и прекрасного» и вписывается и про­грамму российского оздоровления.

    Установим прежде всего юридическую природу федерации.

    Латинское слово «федус» означает договор и союз, и далее — порядок и закон. В науке государственного права федерацией называется союз государств, осно­ванный на договоре и учреждающий их законное, упо­рядоченное единение. Значит, федерация возможна только там, где имеется налицо несколько самостоя­тельных государств, стремящихся к объединению. Федерация отправляется от множества (или, по край­ней мере, от двоицы) и идет к единению и единству. Это есть процесс отнюдь не центробежный, а центро­стремительный. Федерация не расчленяет (не диффе­ренцирует, не разделяет, не дробит), а сочленяет (ин­тегрирует, единит, сращивает). Исторически это бывало так, что несколько малых государств, уже оформивших­ся политически и попытавшихся вести независимую жизнь, убеждались в том, что внешние опасности и внутренние трудности требуют от них единения с дру­гими такими же государствами — сочленения, сраще­ния, интеграции. И вот они образовали единое государ­ство, заключая друг с другом договор о том, в чем именно будет состоять это единение и в каком закон­ном порядке оно будет осуществляться. Это единение обычно провозглашается как «вечное» [...].

    [...] Типичное возникновение классического феде­ративного государства: снизу — вверх, от малого — к большому, от множества — к единству: это есть процесс политического срастания, т. е. целесообразное движе­ние от разрозненности ко взаимопитающему единению. При этом федеральные конституции устанавливают, в чем именно политически срастающиеся малые государ­ства сохраняют свою «самостоятельность» и в чем они ее утратят; обычно самостоятельность предоставляется им во всем, что касается каждого из них в отдельности и что неопасно для единства. И вот если впоследствии союзное государство начинает превышать свою компе­тенцию и вмешиваться в местные дела, сторонники местной самостоятельности ссылаются на федеральную конституцию и говорят: «Мы — федералисты! У нас не унитарное государство, а федеративное! Да здравству­ет законно признанная местная самостоятельность!» Отсюда идея «федерализма» получает помимо своего главного, объединяющего и центростремительного зна­чения — еще и обратный оттенок: неугасшей самобыт­ности частей, их самостоятельности в законных преде­лах, их органической самодеятельности в недрах боль­шого союза. Важно отметить, что этот «обратный оттенок» имеет смысл не юридический, а политичес­кий, ибо он касается не конституционной нормы, а ее практического применения и осуществления.

    Установим далее, что федерация совсем не есть ни единственный, ни важнейший способ срастания малых государств друг с другом. История показывает, что малые государства нередко сливались в единое боль­шое — не на основе федерации, а на основе поглоще­ния и полного сращения унитарную державу [...].

    Таким образом, история знает два различных пути при возникновении более крупных держав. Оба начи­нают с нескольких или многих отдельных государств. Один путь — договорного объединения (федерации); другой путь — политического включения, экономичес­кого и культурного срастания в унитарное государство.

    Однако, наряду с юридически прочными и поли­тически жизнеспособными союзами государств, исто­рия знает еще и мнимые, фиктивные «федерации», не возникавшие в органическом порядке — снизу, а ис­кусственно и подражательно насаждавшиеся сверху. Мы называем их «псевдофедерациями»...

    Всякий, изучавший историю человечества, знает, что мода наблюдается не только в сфере одежды, но и во всех сферах жизни. Люди переимчивы и подра­жательны; изобрести свое, новое им гораздо труднее, чем перенять готовое у других. Тут проявляется и закон экономии сил, и лень, и психическая зараза, и волевое внушение, и боязнь «отстать от века». И ко­нечно, еще одно довольно глупое рассуждение: «что другому полезно, то и мне хорошо»; «ему удалось, а я еще получше сделаю». В политике же к этому присое­диняются и другие факторы: с одной стороны, влия­ние сильной и богатой страны; с другой стороны, пропаганда, отчасти идеологическая и открытая, от­части же закулисно-конспиративная. Свою заразу несет революция и свою — реакция. Народы пере­нимают друг у друга — и государственные учрежде­ния, и политические преступления (как убиение мо­нарха) [...].

    Вот краткий обзор этих псевдофедеративных по­пыток.

    По мере того как государства средней и южной Америки освобождались от испанского или португаль­ского суверенитета, они пытались выработать себе новую конституцию, почти везде оказывалось две партии: партия либералов-федералистов, желавшая подражать Соединенным Штатам, и партия консерва­торов-унитаристов-централистов, понимавшая, что та­кое подражание приведет только к вящим беспоряд­кам, федералистические попытки были сделаны в Ар­гентине, Боливии, Бразилии, Венесуэле, Колумбии, Коста-Рике, Мексике, Доминиканской республике и Чили. Политические предпосылки для такого строя имелись разве только в Аргентине и Бразилии...

    Созерцая судьбу этих псевдофедераций, прихо­дишь к двум главным выводам: 1. Федеративный строй имеет свои необходимые государственные и духовные предпосылки: 2. Где этих жизненных предпосылок нет, там введение федерации неминуемо вызывает вечные беспорядки, нелепую провинциальную вражду, граж­данские войны, государственную слабость и культур­ную отсталость народа.

    Каковы же предпосылки здоровой федерации, и имеются ли они налицо у нас в России?

    Федеративный строй имеет свои основы, вне кото­рых он или останется «на бумаге», или превратится в гибельную «псевдофедерацию», разлагая и ослабляя страну и вызывая бесконечные внутренние трения, перевороты, гражданские войны и смуты.

    1. Первая основа федеративного строя состоит в на­личности двух или нескольких самостоятельно офор­мленных государств. Где их нет, там о федерации не следует и говорить.... Политические амебы, коче­вые пустыни, фиктивные «якобы государства» веч­но мятущиеся и политически взрывающиеся общи­ны [...] не могут федерироваться {...]. Заключать с ними договор было бы нелепым делом: они подле­жат не федерации, а культурной оккупации и госу­дарственному упорядочению. Такова и бывает их ис­торическая судьба.

    2. Эти оформленные государства должны быть срав­нительно невелики, настолько, чтобы единое, из них вновь возникающее государство имело жиз­ненно-политический смысл... Чем больше террито­рия, чем многочисленнее население, чем разнооб­разнее составляющие его народы, чем сложнее и крупнее державные задачи — тем труднее осуще­ствить федеративную форму государства, тем выше и крепче должно быть правосознание в стра­не. И потому есть условия, при которых требова­ние федерации равносильно началу антифедера­тивного расчленения.

    3. Далее, договаривающиеся государства должны ре­ально нуждаться друг в друге — и стратегически, и хозяйственно, и политически; иначе федерация не сложится или не удержится, федерации вообще не выдумываются и не возникают в силу отвлечен­ных «идеалов»: они вырастают органически. Но мало взаимной нужды и пользы: нужно, чтобы народы поняли эту нужду, признали эту пользу и захотели этого единения [...]. От распада далеко не всегда спасает и единство: национальное, языковое, культурное и религиоз­ное [...]. Если же имеется налицо множество наци­ональностей, различных по языку, по крови и по религии, то федеративное объединение их будет почти невероятным. Маленькую Швейцарию (с четырьмя национальностями и языками и со мно­гими религиями) спасло три фактора: исконное свободолюбие, нажим соседей и горы. Но Кавказ не знал федерации, его племена боролись насмерть и сдавались порознь [...].

    1. Есть государственные формы, осуществимые при примитивном, наивном и шатком правосознании. Так, унитарное государство гораздо меньше зави­сит от уровня народного правосознания, чем феде­ративное; авторитарное государство гораздо мень­ше вовлекает граждан в свое строительство, чем демократическое. Но именно поэтому федерация и демократия возможны только там, где в народе воспитано чувство долга, где ему присущи свобод­ная лояльность, верность обязательствам и догово­рам, чувство собственного достоинства и чести и способность к общинному и государственному самоуправлению [...].

    2. Наконец, федерация возможна только там, где на­роду (или народам) присуще искусство соглаше­ния и дар политического компромисса [...]. Чтобы найти для России верный и спасительный

    путь, русское политическое мышление должно прежде всего освободиться от формализма и доктринерства и стать почвенным, органическим и национально-исто­рическим. Государственный строй не есть пустая и мертвая «форма»: он связан с жизнью народа, с его природою, климатом, с размерами страны, с ее исто­рическими судьбами и — еще глубже — с его характе­ром, с его религиозною верою, с укладом его чувства и воли, с его правосознанием — словом, с тем, что составляет и определяет его «национальный акт». Го­сударственный строй есть живой порядок, вырастаю­щий из всех этих данных, по-своему выражающий и отражающий их, приспособленный к ним и неотрыв­ный от них. Это не «одежда», которую народ может в любой момент сбросить, чтобы надеть другую; это есть скорее органически прирожденное ему «строение тела», это его костяк, который несет его мускулы, его органы, его кровообращение и его кожу [...].

    Люди, предлагающие для России федеративный строй на том основании, что он некоторым другим народам «помогает», обязаны прежде всего спросить себя: «а что повествует об этом история самой России? Имеются ли хоть какие-нибудь данные для того, чтобы уповать на успех в этом деле?»

    Внимательно изучая историю России, мы видим, что возможность установить федеративное единение была дана русскому народу четыре раза: 1. В Киевс­кий период, до татарского нашествия (1000—1240); 2. В Суздальско-Московский период, под татарским игом (1240- 1480); 3. В эпоху Смуты (1605-1613) и, на­конец, 4. В 1917 г. в период так называемой «февраль­ской революции» [...}.

    Надо быть совсем близоруким и политически наи­вным человеком для того, чтобы воображать, будто эта исторически доказанная тысячелетняя неспособность русского народа к федерации сменилась ныне в ре­зультате долгих унижений и глубокой деморализации искусством строить малые государства, лояльно пови­новаться законам, блюсти вечные договоры и преодо­левать политические разномыслия во имя общего бла­га. На самом деле имеются все основания для того, чтобы предвидеть обратное.

    Государственный строй новой России должен быть по форме унитарным, а по духу федеративным. Един­ство державы и центральной власти не может зави­сеть от согласия многих отдельных самостоятельных государств (областных или национальных); это разва­лит Россию. Но единая и сильная центральная власть должна выделить всенародное единение духом братс­кой солидарности.

    И.Я. шш

    лает со своим «голосом» человек, лишенный чувства собственного достоинства? Он продаст его повыгоднее первому же ловкому покупателю голосов [...].

    Народ без характера — быстро разложит «наро­доправство» в анархию, в войну всех против всех.

    Однако помимо этих духовных основ и условий демократии есть еще социальные основы. Во-первых, народ, потерявший оседлость жилища, крепость семьи и уважение к труду, становится беспочвенным и поли­тически несостоятельным; он приближается к римско­му плебсу эпохи цезаризма. Люди перестают быть политическими индивидуумами и становятся пылью, трагическим сором, несущимся по ветру. Вспомните войну Белой и Алой розы, перечитайте исторические драмы Шекспира и не делайте себе иллюзий! Кто не имеет оседлого жилища, тот легко становится «ландс­кнехтом», ищущим себя «кондотьери». Кто не дорожит традициями своего честного рода и своим семейным очагом, тот превращается незаметно в авантюриста. У кого отнят смысл труда, тот перестает быть гражда­нином. Народ, находящийся в таком состоянии, не способен к государственному самоуправлению, к кор­поративному строю, к демократии.
    1   ...   61   62   63   64   65   66   67   68   ...   73


    написать администратору сайта