Хрестоматия по тгп Радько. Хрестоматия по теории государства и права
Скачать 3 Mb.
|
По объединяющей связи государство резко отличается от других общественных соединений: церкви, свободных союзов, нации, класса и др. обществ [...]. Отличие государственного союза от церкви заключается в том, что последней объединяющей связью служит единство верований и культа; в первом — единство правовых норм, подданство и подчиненность общей власти. В церковный союз входят только те, кто верует сообразно учению данной религии и исполняет ее обряды; в государственный союз входят люди различных религиозных убеждений — православные, католики, буддисты, староверы и т. д., все те, которые являются подданными государства, которые объединены его правом и его властью. Если в древних обществах — в тотеме и роде — границы религиозного круга, с одной стороны, и тоте-мического и родового круга — с другой, обычно совпадали: члены одного тотема и рода веровали обычно одинаково, — то в государстве, в особенности в современном государстве, границы религиозного и государственного союза далеко не совпадают. Православная церковь есть в России, но она имеется и в Болгарии, и в Сербии, и в Румынии. С другой стороны, в России есть не только православные, но и люди иных религий. Если образно представить себе государство и церковь в виде кругов, то из сказанного следует, что эти круги при наложении далеко не совпадают друг с другом, а пересекаются: круг союза православных займет только часть России, а с другой своей половиной выйдет за пределы круга, обозначающего Русское государство. Последний будет пересечен, кроме того, рядом других кругов, обозначающих другие религиозные общества, католическое, протестантское, староверское и т. д. Правда, в прошлом государственная власть неоднократно пыталась ввести одну, обязательную для всех членов государства религию. Это делалось путем принудительного навязывания членам государства официально одобренной религии и преследования всех инаковерующих. Однако эти попытки никогда не имели успеха, гонение «еретиков» только укрепляло религию последних, усиливало их энтузиазм и увеличивало число их сторонников. Теперь свобода религии и веротерпимость являются основным положением всякого культурного государства. Со времени Французской революции 1769 г. свобода вероисповедания считается одним из неотъемлемых прав человека [...]. Государственный союз отличен и от национальности или национального союза людей. Под национальностью разумеют обычно общество людей, объединенное единством языка, общностью нравов, обычаев и исторических преданий. С этой точки зрения в пределах России существуют национальности: великорусская, украинская, еврейская, польская, татарская и т. д. Границы государственного и национального союза обычно не совпадают. Украинская и польская национальности входят не только в состав России, но и в состав Австрии и Германии; евреи живут почти во всех государствах и т. д. Таким образом, государственный и национальный союз означают явления разнородные и не всегда совпадающие [...]. Государство отлично и от класса. Под последним разумеется совокупность людей, объединенных общностью экономических интересов и занимающих в процессе производства однородное положение. Таковы классы капиталистов-предпринимателей, класс землевладельцев-помещиков, класс рабочих и т. д. Границы государственного и классового объединения совершенно различны. Государство объединиет людей, принадлежащих к различным классам; пределы классового союза выходят за границы государства: пролетариат России, Англии, Франции и др. государств принадлежит к одному классу и составляет нечто объединенное целое. Выражением его служит интернациональный союз пролетариата, ставящий на своем знамени девиз: «пролетарии всех стран, соединяйтесь». Социалистическое движение идет в значительной степени под знаменем классовой борьбы. Эта борьба по своим стремлениям враждебна государству: она пытается опрокинуть вертикальные государственные барьеры и заменить их международными классовыми границами, делением людей не по государствам, а по классам; люди одного класса всех государств должны составить одну международную организацию, люди другого класса другую и т. д.[...] Больше того, есть основания думать, что падение государства и всемирное объединение человечества совершится не в форме замены государственной организации классовой организацией и не в виде замещения государственного эгоизма классовым эгоизмом, а в форме сверхклассового и сверхгосударственного объединения всех людей, где, каждая личность будет равноправна с другими, без различия подданства, класса, пола, религии, рода и т. д. Только такое всемирное общество может быть идеалом грядущего [...]. Отличие государства от других союзов и обществ заключается в различии той же объединяющей связи: 1) в государстве такой связью является связь подданства, в других союзах объединяющее начало иное, 2) в государстве связь принудительная: не в государственных союзах она в большинстве случаев не принудительна, если она и является таковой, то благодаря тому же государству, 3) другие союзы не обладают верховной властью: их постановления могут быть отменены государственной властью; если они обязательны, то лишь постольку, поскольку признаны или терпятся властью государства. Государство же обладает верховной, ни от кого не зависящей властью. Эти признаки достаточно резко отделяют государство от других обществ и союзов [...]. Государством является союз людей, объединенных в одно единство не только связью подданства, но и связью подчинения государственной власти. Сущность всякой власти была определена выше. Отличительными чертами государственной власти являются: ее верховенство, самостоятельность и принудительность. Государственная власть есть власть верховная и самостоятельная. Это значит, что она ни от кого не зависит, не имеет над собой никакой высшей власти и ни от кого не исходит. Она сама себе довлеет. Этими чертами она резко отличается от других — производных и подчиненных властей. Министр, комиссар, земское самоуправление и т. п. — также обладают властью, но их власть является властью подчиненной, производной: она подчинена верховной государственной власти и от нее проистекает. Этот верховный и самостоятельный характер государственной власти носит название суверенитета. Всякое самостоятельное государство — суверенно. Государство, потерявшее эти черты верховности и самостоятельности, перестает быть государством. Если бы над верховной властью России стала германская государственная власть, это означало бы исчезновение России, как государства. Из сказанного следует, что государственная власть формально не ограничена, что она «имеет право». Выносить какие угодно решения и издавать какие угодно законы. Однако эта неограниченность только формальная. Фактически же пределом каждой государственной власти является правосознание его граждан. Власть, действующая наперекор этому правосознанию, обречена на падение, ее законы на фактическую неприменимость и бессилие. Следующей чертой государственной власти является ее принудительный характер. За государственной властью признается право принудительно заставлять исполнять свои приказы. Преступник, присужденный к тюрьме, принуждается отбыть положенное наказание. Гражданин, уклоняющийся от исполнения воинской повинности, принуждается к ее отбытию, у неисправного должника распродадутся имущество и т. д. Властные отношения существуют и вне государственной жизни; но принудительным характером в современном государстве обладают только те лица, за которыми право принуждения признано государством: родитель может принуждать детей, учитель — учеников, начальник — подчиненных и т. д., лишь в тех пределах, в каких за ним государственной властью признано право власти и принуждения; следовательно, и власть и право принуждения принадлежат им не в силу собственного права, а в силу признания или предоставления им права, принуждении государственной властью. Итак, верховенство, самостоятельность (суверенитет) и принудительность — таковы свойства государственной власти, отличающие ее от других властей. Следовательно, здесь организационная роль права проявляется в весьма резкой и отчетливой форме. Конкретными носителями прав такой власти, т. е. лицами и группами лиц, за которыми признавалось право верховного, самостоятельного и принудительного управления и властвования над членами государства — подданными — в истории были различные лица и группы лиц. В абсолютных деспотиях таким носителем власти был деспот-монарх, в теократических государствах — верховный жрец, он же и монарх; такими носителями далее были король, император. В народоправствах властью были: собрания граждан государства и выбранные народом вожди; в конституционных государствах — король и народное представительство; в республиках — законодательное собрание и т. д. Несмотря на пестроту конкретных носителей власти в истории развития государств, все же можно подметить одну основную черту: это уменьшение пропасти между властью и народом [...]. Выше было показано, что все характерные черты государства имеются у территориально племенного общества. Последнее обычно представляет общество, осевшее на определенной территории. И государство нормально является обществом, занимающим определенную территорию, на которую и распространяется власть государства. Под понятием государственной территории разумеется все пространство суши и воды, на котором данная государственная власть господствует. На одной и той же территории не может существовать двух государственных властей [...]. Раз государственная власть есть власть верховная и самостоятельная, то в каждом государстве может быть только одна верховная власть. Такая власть тем самым будет властью единой. Перед этой единой властью в каждом государстве стоит множество задач. Властвование требует выполнения самых разнообразных функций. Но все эти функции могут быть сведены к трем основным: к зако-нодательствованию, к суду и к управлению. Первая состоит в издании официальных правовых норм — законов, регулирующих жизнь граждан и обязательных для всех членов государства. Вторая — в разрешении правовых споров, в защите и восстановлении нарушенного права. Третья — в исполнении закона и решений суда, т. е. в управлении государством, сообразно нормам его права. К этим трем функциям сводится деятельность государственной власти. Исторически в прошлом они часто объединялись в руках одних и тех же носителей или органов власти. Но опыт человечества показал, что такое соединение не всегда целесообразно, что оно ведет к произволу власти, к нарушению свободы и прав граждан, а тем самым — к нарушению законов {...]. Отсюда появилась теория разделения властей, впервые точно формулированная Монтескье в XVIII в. Для того чтобы свобода народа не подвергалась опасности, по мнению Монтескье, необходимо разделение властей друг от друга. «Если в одном и том же лице объединены законодательная и исполнительная власти, — писал он, — нет свободы, ибо можно опасаться, что законодатель издает жестокие законы для того, чтобы также безжалостно проводить их в жизнь. Нет также свободы, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если законодатель будет и судьей, то власть над жизнью и свободой граждан превратится в произвол, так как судья станет законодателем. То же получится, если судебная власть будет присоединена к исполнительной, ибо тогда судья может стать угнетателем». «Все погибло, — восклицал Монтескье, — если один человек или одна группа людей владеют всеми тремя властями: законодательной, исполнительной и судебной». Чтобы этого не было, Монтескье рекомендовал, отделить друг от друга эти власти, чтобы каждая из них сдерживала другую, а все вместе охраняли граждан. Мысли Монтескье по форме были ошибочны: в государстве не может быть разделения властей, ибо государственная власть едина. Но основное содержание их — необходимость разделения функций единой государственной власти и исполнения этих функций специальными органами власти — эта мысль была правильной и вошла в жизнь [...]. Дальнейшими основными условиями этой правильности, законности и соответствия политики управления народным интересам являются:
Это условие достигается установлением: 1) судебной ответственности органов исполнительной власти в случае преступлений по службе и других нарушений закона, 2) политической ответственности, заключающейся в обязанности кабинета министров уйти в отставку, если ему выражено недоверие народными представителями или если его политика признана нецелесообразной [...]. ■ Формы государства [характеристика основных форм правления; гпсууарства простые и сложные) Сорокин П.А. Элементарный учебник общей теории права в соязо с теорией государства [...] Государство, будучи союзом совместно живущих людей, объединенных в одно целое связью подданства, определенным правом и общей государственной властью, конкретно в истории выступало в различных видах: были государства большие и малые, с населением, состоящим из людей одной религии и национальности, и людей разных религий и национальностей, с населением, распадавшимся на резко различные касты и сословия, и с населением, как теперь, не распадающимся ни на касты, ни на сословия, а только на экономические классы. Были государства по преимуществу торговые, земледельческие и промышленные, признающие рабство и не допускающие его и т. д. По своей политической организации государства также разнородны. Здесь основным признаком их является организация власти и формы государственного властвования. Обходя историю последних и описание промежуточных форм государственного устройства, остановимся здесь на кратком очерке основных форм правления. С точки зрения организации власти все государства могут быть разделены на два основных класса: на монархию и на республику. Та и другая в свою очередь делятся на ряд видов [...]. В чем же главная разница между монархией и республикой. Она заключается в следующем: монархическая форма государства означает, что власть в государстве принадлежит высшему носителю государственной власти на основе его собственного права. В монархии монарху предоставлено окончательное решение по всем важнейшим государственным актам. Народ здесь не обладает никакой властью, или обладает ею в весьма малой степени. Народ в монархии или вовсе устранен от управления, или участвует в нем лишь в ограниченном объеме. Иначе обстоит дело в республике. Под республикой разумеется такая форма государства, где власть принадлежит самому народу и только ему. Здесь сам народ прямо или через посредство избранных им представителей и управляет государством, и решает все важнейшие государственные дела. Таково главное различие между монархическим и республиканским государствами. Из этого различия вытекает и ряд других. Раз в монархии монарх обладает властью на основе собственного права, то это означает, что он царствует «Божьей милостью» и может стоять даже выше закона. Сам закон здесь прежде всего — лишь просто выражение воли монарха. Иначе в республике. Здесь власть принадлежит народу. Поэтому закон в республике может и должен быть выражением воли народа. Всякий закон, не утвержденный самим народом (или его представителями), ничтожен; это — вовсе не закон. Поэтому же и глава республиканского государства управляет государством не на основе собственного права, не «Божьей милостью», а только «волею народа». В монархии власть (престол) — наследственна; она от одного государя переходит к его потомкам, помимо воли народа, в силу простого факта наследования. В республике власть от избранного народом главы государства (президента) к другому переходит не по воле президента и не в силу наследования, а в силу народного избрания. На место одного главы государства в республике становится лишь тот, кого выберет народ. В монархии короли обладают властью пожизненно; в республике президент выбирается лишь на определенный срок или на определенное количество лет. Во Франции, напр., президент выбирается на семь лет, в Северо-Американских Штатах — на четыре года. По истечении этого срока президент должен уступить место другому лицу, тому, кого выберет народ. Раз в монархии король управляет государством на основании своего права, «Божьей милостью», то он и не ответственен перед народом за свои действия. Какие бы преступления он ни совершил, его нельзя предать суду и приговорить к наказанию. Во всех монархиях особа монарха считается «священной», неприкосновенной и безответственной. Не то в республике. Если здесь президент управляет лишь волею народа, то он перед народом несет и ответственность за свои действия. За тяжелые преступления, вроде измены, он может быть предан суду и приговорен к наказанию. Таковы основные различия между монархическим и республиканским образом правления. Едва ли нужно говорить, какая из этих форм государственного устройства лучше и более соответствует интересам народа. Ответ ясен сам по себе и гласит: для народа более лучшей формой правления является республика. |