Главная страница
Навигация по странице:

  • Так скажут нам политические доктринеры [...]. Мы ответим им.

  • «Зачем говорить заведомую неправду, будто все народы шли этим путем

  • Каковы же эти предпосылки творческой демократии 1.

  • Народ, лишенный искусства свободы, будет на­стигнут двумя классическими опасностями: анархией и деспотией... 2.

  • Человек, имеющий здоровое правосознание, есть свободный субъект прав; он имеет волю к лояльности

  • Новая конституция России должна совместить преимущества авторитарного строя с преимущества­ми демократии, устраняя опасности первого и недо­статки второй.

  • ГАМБАРОВ ЮРИЙ СТЕПАНОВИЧ (1884-1920]

  • | Научные подходы к изучению права (орано как предмет научного изучения)

  • Хрестоматия по тгп Радько. Хрестоматия по теории государства и права


    Скачать 3 Mb.
    НазваниеХрестоматия по теории государства и права
    АнкорХрестоматия по тгп Радько.doc
    Дата09.03.2017
    Размер3 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаХрестоматия по тгп Радько.doc
    ТипДокументы
    #3590
    страница66 из 73
    1   ...   62   63   64   65   66   67   68   69   ...   73

    Во-вторых, участник народоправства должен иметь волевую независимость и гражданское мужество. Это дается не легко. Легче всего это дается человеку, иму­щественно стоящему на своих ногах: крестьянину-соб­ственнику, людям «среднего класса», квалифицирован­ному кадру пролетариата, богатым гражданам. Имен­но в этих слоях демократия и имеет свою главную опору. Обнищавший народ, опустившийся до состоя­ния черни, быстро выродит и погубит всякое народоп­равство.

    Наконец, некая исторически-национальная и госу­дарственная ткань солидарности. Люди должны быть вращены в нее трудом, семейственностью, правосозна­нием, религиозным чувством и патриотизмом. Ею дер­жится всякое государство, особливо же демократичес­кое. Нет ее, нет этой незримой творческой спайки в национальное всеединство — и корпоративное устрой­ство государства становится неосуществимым. Тогда

    надо искать спасения в государстве-учреждении, кото­рое должно будет медленно, но упорно крепить эту ткань солидарности и растить корпоративные навыки, т. е. демократические способности в народной массе [...]. Такова основа демократии-После большевиков Россию может спасти — или величайшая государственная дисциплинированность русского народа или же национально-государственно-воспитывающая диктатура. Какая же психологическая наивность нужна для того, чтобы верить, будто русский народ, всегда страдавший недостатком характера, силы воли, дисциплины, взаимного уважения и доверия, найдет в себе именно после этих долгих лет рабства и растления эту сверхвыдержку, эту сверхумеренность, сверхволю и сверхсолидарность для осуществления демократического строя?

    Подорваны все духовные и все социальные осно­вы демократии — вплоть до оседлости, вплоть до веры в труд, вплоть до уважения к честно нажитому имуще­ству. В клочки разодрана ткань национальной солидар­ности. Повсюду скопилась невиданная жажда мести. Массы мечтают о том, чтобы стряхнуть с себя гипноз подлого страха и ответить на затяжной организован­ный террор — бурным дезорганизованным террором. И в этот момент им предложат: 1) «Демократическую свободу»; 2) «Право всяческого самоопределения»; и 3) «Доктрину народного суверенитета». Кто же будет отвечать за неизбежные последствия этого? [...].

    Мы должны предвидеть, что трезвые политичес­кие соображения [...] не убедят «доктринеров от демок­ратии». Они внушили себе раз и навсегда, что демок­ратическая форма государственной жизни есть выс­шая и самостоятельная ценность, воздух бытия, свет жизни, радость существования, гарантия всяческой справедливости, смысл творчества [...]. Так они и ста­вили этот вопрос перед началом революции, когда по их директивам из всех углов страны, бывало, шли ре­золюции: пока нет истинно демократического учреди­тельного собрания — невозможно ни научить, ни учить­ся, ни лечить, ни лечиться, ни заседать, ни обсуждать, ни решать, ни торговать, ни печатать, ни вообще вести какую бы то ни было жизнь. Словом, демократия или гибель! [...].

    «Чтобы приучить людей к истинной свободе, надо непременно дать им полную свободу. Чтобы пробудить правосознание в народе, надо предоставить все на его усмотрение. Чтобы проснулась честность, лучше всего дать людям возможность воровать и не воровать, — тогда только они поймут на собственном опыте, что вором быть постыдно. Чтобы приучить людей к осмыс­ленному голосованию, необходимо дать им право рас­полагать своим голосом свободно: лет десять, двадцать, тридцать, а может быть и больше, они будут торговать своими голосами (продавая их за иностранную валю­ту), голосовать за демагогов, за интернациональных агентов, за политических проходимцев и просто за своих домашних жуликов, а впоследствии, пройдя че­рез все это, они научатся голосовать умнее и лучше. Все народы шли этим путем и так учились демократии; русский народ не лучше прочих. Когда ребенок учится ходить, то он первое время падает: что же из этого? Стрелок не сразу попадает в цель, а сначала много и долго промахивается. Только самоуправляясь, люди приучаются к самоуправлению. Кто боится воды, тот никогда не научится плавать: Россия должна сделать­ся демократическим государством как можно скорее и во что бы то ни стало, любою ценою. Это главное, это самое важное. Если она при этом еще и еще пострада­ет, то это несущественно. Пусть осуществится демок­ратия, хотя бы ценою всероссийского распада и ново­го значительного уменьшения народонаселения в Рос­сии! За науку свободы никакая цена невысока. Надо выбирать. Одно из двух: или тоталитарное рабство — или последовательная демократия. Третьего исхода нет!»

    Так скажут нам политические доктринеры [...]. Мы ответим им.

    «Нет, есть еще третий исход, и именно он должен быть найден и осуществлен в жизни: это твердая, на­ционально-патриотическая и по идее либеральная дик­татура, помогающая народу выделить кверху свои под­линно лучшие силы и воспитывающая народ к трезв­лению, к свободной лояльности, к самоуправлению и к органическому участию в государственном строитель­стве. Только такая диктатура и может спасти Россию от анархии и затяжных гражданских войн»

    «Чтобы приучить людей к свободе, надо давать им столько свободы, сколько они в состоянии принять и жизненно наполнить, не погубляя себя и своего госу­дарства; безмерная и непосильная свобода всегда была и будет — сущим политическим ядом».

    «Чтобы пробудить правосознание в народе, надо воззвать к его чести, оградить его от погромных экс­цессов властными запретами и предоставить на усмот­рение народа не более того, чем сколько он сумеет понять и понести, не погубляя себя и своего государ­ства. Безмерные полномочия никогда не приводили к добру, а только вызывали политическое опьянение и разнузданность страстей. И ныне ни одна государ­ственная конституция не предоставляет ни одному народу таких полномочий».

    «Чтобы проснулась и окрепла честность, отнюдь не надо выпускать из тюрем всех уголовных (как это было сделано в России в марте 1917 г.) и отнюдь не надо обеспечивать им безнаказанность. Честность есть раз­новидность свободной лояльности, а она воспитывается поколениями. Сентиментальное и фальшивое непротив­ленчество только поощряет злое начало в людях».

    «Чтобы приучить людей к государственно-верно­му изволению, надо начинать с ограниченного права голоса: давать его только оседлым, только семейным, только работящим, только никогда не служившим в компартии, только возрастно зрелым, только приемле­мым и для избирателей и для национальной власти. Иными словами: надо начинать с системы неимуще­ственных цензов, обеспечивающих необходимый ми­нимум почвенности, честности и государственного смысла с тем, чтобы в дальнейшем, по мере оздоровле­ния народа и страны, расширять круг голосующих. Все остальное было бы доктринерским безумием и погуб-лением России».

    «Зачем говорить заведомую неправду, будто все народы шли этим путем?

    На самом деле ни один народ не имел такого про­странства, такого климата, таких границ, такого исто­рического бремени, такого многонационального соста­ва, таких трудностей и соблазнов, такой героической жертвенности, такого государства и такой культуры! Ни один народ не проходил через такое мученическое насилие и растление, какое принесла с собой комму­нистическая революция» [...].

    «Самое важное — это бытие России. Она должна прежде всего восстать из порабощения и возобновить свою хозяйственную и духовную жизнь. А потом только, в меру своих наличных способностей к корпоративно-государственной форме, — она может думать о своем демократическом облачении. Россия должна продолжать свое великое, вековое, религиозно-национальное Дело, свое общечеловеческое культурное служение. Это глав­ное, это самое существенное. Она не может и не должна платить «любую цену» за псевдодемократическое разнуз-дание, которое доктринеры называют «свободою»; от этого разнуздания они сами погибнут первые, если не успеют опять спастись за кордон. Но наша скорбь не о них, а о России. Лозунг «демократия немедленно и во что бы то ни стало» один раз привел уже в России к тотали­тарной диктатуре. Он грозит такой же диктатурой и впредь, но уже антикоммунистической» [...].

    Демократический строй далеко не всегда и не вез­де у места. Он имеет свои необходимые основы или «предпосылки»: если нет их налицо, то ничего, кроме длительного разложения и гибели, демократия не дает.

    Каковы же эти предпосылки творческой демократии?

    1. Первое: народ должен разуметь свободу, нуждать-
    ся в ней, ценить ее, уметь пользоваться ею и бороться
    за нее. Все это вместе должно быть обозначено, как
    искусство свободы. Нет его — и демократия обречена.


    Народ, лишенный искусства свободы, будет на­стигнут двумя классическими опасностями: анархией и деспотией...

    2. Второй предпосылкой творческой демократии яв-
    ляется достаточно высокий уровень правосознания [...].


    Человек, имеющий здоровое правосознание, есть свободный субъект прав; он имеет волю к лояльности

    (законопослушанию), он умеет блюсти и свои, и чужие полномочия, обязанности и запретности; он есть жи­вая опора правопорядка, самоуправления, армии и государства.

    Человек, лишенный правосознания, подобен зве­рю и ведет себя, как волк. Человек, способный только к повиновению из страха, превращается в волка, как только отпадает страх. Человек без чувства ответствен­ности и чести — не способен ни к личному, ни к обще­ственному самоуправлению, а потому не способен и к демократии.

    Если в народе нет здравого правосознания, то де­мократический строй превращается в решето злоупот­реблений и преступлений. Беспринципные и проныр­ливые люди оказываются продажными, знают это друг про друга и покрывают друг друга: люди творят пре­дательство, наживаются на этом и называют это «де­мократией». Спасти их и их страну от гибели может только строгий авторитарный (отнюдь не тоталитар­ный!) режим.

    3. Третьей предпосылкой является хозяйственная самостоятельность гражданина. Я разумею при этом не богатство, и не предпринимательство, и не земель­ную собственность, но личную способность и обще­ственную возможность кормить свою семью честным, хотя бы и наемным трудом. Свободный гражданин должен чувствовать себя в жизни самостоятельным работником, не извергнутым из жизни своей страны, но органически включенным в реальный жизнеоборот. Только тот, кто чувствует себя самокормильцем, при­носящим пользу своему народу, имеет основу для не­зависимого суждения в политике для неподкупного волеизъявления и голосования. Он имеет под ногами некую творческую почвенность и в душе тот реальный образ мыслей, который возводит к верному пониманию государственного хозяйства и к верному ощущению государственных польз и нужд. Без этого демократия быстро вырождается в непрерывную схватку беспоч­венных рвачей: о государстве и его устроении, о роди­не и ее спасении не думает никто, потому что все за­няты личной добычей [...].

    4. Есть минимальный уровень образования и осве-
    домленности, вне которого всякое голосование стано-
    вится своею собственной карикатурою. Здесь нужна
    не элементарная грамота, которая позволяет человеку
    вместо «приложения руки», вымазанной чернилами,
    нарисовать буквами свою фамилию. Здесь нужно по-
    нимание самого выборного процесса и предлагаемых
    программ, умная оценка кандидатов, разумение госу-
    дарственного и экономического строя страны и его
    нужд, верное видение политических, международных
    и военных опасностей; и, конечно, приобщенность к
    источникам правдивых сведений [...].


    Есть уровень необразованности, малообразованно­сти и неосведомленности, при котором голосует не народ, а обманываемая толпа; и из этого возникает не демократия, а охлократия (правление темной толпы). И нужно быть совсем наивным, чтобы воображать, будто люди, которым обманно морочили головы 30 — 40 лет, завтра станут «сознательными гражданами», спо­собными разобраться в государственном вреде и по­литической пользе [...].

    5. Но и этого мало: необходим политический опыт,
    которого в будущей России будут лишены и более об-
    разованные слои, и менее образованные массы.


    Надо вдуматься и представить себе все отчетливо. Тридцать — сорок лет подряд голодом, страхом и пыт­кою людей отучали от самостоятельного мышления, от политической и хозяйственной инициативы, от ответ­ственного решения; и с утра до вечера, от рождения до смерти людям завивали души мертвыми и ложными схемами вульгарного марксизма и пошлостями «диа­мата». Каких граждан, каких демократов готовила этим коммунистическая власть? Не граждан, а рабов тота­литарного государства; не политиков, а до смерти напу­ганных карьеристов; не деятелей, а пролаз и доносчи­ков — готовил советский режим; людей, совершенно лишенных государственного кругозора и честного, — да, именно, честного, — опыта и самостоятельного, — да, именно, самостоятельного, — разумения.

    6. А между тем настоящая, творческая демократия
    предполагает в человеке еще целый ряд свойств и
    способностей, без которых она становится обманным лицедейством и разбазариванием национального дос­тояния.


    Участнику демократического строя необходимы личный характер и преданность родине, черты, обес­печивающие в нем определенность воззрения, непод­купность, ответственность и гражданское мужество. Нет этого — и он пустое место, картонный кирпич в стене, гнилое бревно, проржавевшее кольцо в цепи, заранее обеспеченный предатель. Демократический режим, в котором такие люди преобладают, — не ру­шится только тогда, когда некому толкнуть его. Бесха­рактерные люди неспособны ни к какому благому на­чинанию; они только кажутся людьми; они мнимые величины. Граждане, научившиеся интернационализ­му, суть граждане всех остальных государств, только не своего собственного. Голосователи, не имеющие определенных воззрений и не умеющие их отстаивать, подобны тем резиновым игрушкам-зверюшкам, кото­рых надувают сзади и из коих потом чужой воздух выходит с писком, а сами они валятся на бок. Что же сказать о продажных? Ведь деньги-то будут только у иностранцев, а нищему — и вменить его продажность трудно. Человека, лишенного чувства ответственности, совсем нельзя подпускать ни к какому публичному делу: все погубит, словчится и скроется в толпе за ее многоголовой неуловимостью. А гражданское мужество есть сущее условие жизни — для всего демократа, во всякой демократии.

    Но о демократии мы мыслим гораздо выше и луч­ше, чем господа формальные демократы. И утвержда­ем следующее: страна, лишенная необходимых пред­посылок для здоровой творческой демократии, не дол­жна вводить у себя этого режима до тех пор, пока эти основные предпосылки не будут созданы. До тех же пор введение демократического строя может быть толь­ко гибельным для этой страны.

    Новая конституция России должна совместить преимущества авторитарного строя с преимущества­ми демократии, устраняя опасности первого и недо­статки второй.

    ГАМБАРОВ ЮРИЙ СТЕПАНОВИЧ (1884-1920]
    Автор многих работ по теории государства и пра­ва и гражданскому праву. Профессор Московско­го университета. Один из основателей в Париже Высшей русской школы общественных наук. Преподаватель Брюссельского университета. С 1906 г. — заведующий кафедры гражданского права в Петербургском Политехническом инсти­туте. Его общетеоретические работы в области го­сударства и права, методологические подходы к изучению государственно-правовых явлений об­щественной жизни представляют практический интерес для всех ветвей государственной власти Российской Федерации.


    | Научные подходы к изучению права (орано как предмет научного изучения)

    Гамбаров М.С. Задача современного правоведения

    [...] Предмет юриспруденции, по общепринятому воззрению, составляет только положительное, т. е. действующее в данной стране и в данное время пра­во, а задачу — истолкование этого же положительного права, в видах его применения. «За пределами знания и применения существующего права — нет юриспру­денции», — говорил один из виднейших ее представи­телей, бывший мюнхенский профессор Алоиз Бринц. Другой, еще более высокий авторитет современной юриспруденции, вдохновитель нового гражданского уложения Германии, недавно умерший Виндшейд, назы­вал юриспруденцию прямо «служанкой» законодателя и хотя прибавлял, что эта служанка носит на голове корону властителя («Ете Мада тиетег Неггзспегкгопе»), но не объяснял, почему корона, а не цепи должны символизи­ровать такую служанку.

    т.е. ГЙМБАРОВ

    Не рискуя ошибиться, я могу сказать, что подав­ляющее большинство как немецких, так и французс­ких, итальянских и всех других юристов так называ­емых культурных народов идет еще далее в ограниче­нии предмета и задачи юриспруденции, ставя на место действующего права одно действующее зако­нодательство и устраняя, таким образом, из своего ведения все, кроме толкования законов, как един­ственно возможного теперь, по этому учению, источ­ника права [...].

    Подобное заключение юриспруденции в пределы действующего закона выходит из предположения о неподвижности права, облеченного в форму закона, — по крайней мере, до тех пор, пока этот закон не отме­нен, — и оно же осуждает ее на застой, ежедневно вскрываемый практикой жизни, за которой не поспе­вает ни одно законодательство, как бы всесторонне и предусмотрительно оно ни было. Если сюда прибавить еще оперирование исключительно дедуктивной мето­дой — и притом в худшей ее форме, называемой апри­оризмом, который отвергается всем современным зна­нием, особенно в приложении к наукам о конкретных явлениях или о фактах действительной жизни, — а юриспруденция принадлежит, несомненно, к разряду таких наук, — то нам сделается понятным, почему эту именно отрасль знания считают рутиной, скованной схоластикой и не дающей ничего, кроме непроницае­мых для здоровых людей формул и сухой казуистики, полезной, может быть, для практики, но, конечно, не­достойной названия науки [...].
    1   ...   62   63   64   65   66   67   68   69   ...   73


    написать администратору сайта