Главная страница
Навигация по странице:

  • | Государственная власть

  • Это означает, что власть, по родовой сущности своей, есть сила и притом волевая сила, а по видовому отличию своему она является правовою силою.

  • В отличие от всякой физической силы, государ­ственная власть есть волевая сила. Это означает, что способ ее действий есть по самой природе своей внут­ренний, психический и притом духовный [...].

  • В этих основополагающих соображениях содер­жатся уже, в сущности говоря, все аксиомы власти.

  • Первая аксиома власти гласит, что государствен­ная власть не может принадлежать никому помимо правового полномочия.

  • Вторая аксиома власти утверждает, что государ­ственная власть в пределах каждого политического союза должна быть едина.

  • Третья аксиома власти утверждает, что государ­ственная власть всегда должна осуществляться лучши­ми людьми, удовлетворяющими этическому и полити­ческому цензу.

  • Так, нарушение третьей аксиомы власти создает постепенно режим политической порочности и извра­щает в самом корне аристократическую природу госу­дарственности.

  • Четвертая аксиома власти утверждает, что полити­ческая программа может включать в себя только такие меры, которые преследуют общий интерес.

  • Народа.... Таковы основные аксиомы власти. И можно ска­зать с уверенностью, что грядущая судьба государ­ственности связана с их усвоением и осуществлением. I

  • Шарма правления (фундаментальное исследование проблем формы оравления)Ильин И.А. В монархии и республике [...] 1.1.1.

  • Итак, единоличие верховного органа не характер­но для республики.

  • Иногда это наличие двух или нескольких царей или императоров имело характер болезненный или катас­трофический; это было не явление порядка, а явление дезорганизации [...].

  • Таким образом, нельзя признать единоличность верховного государственного органа как присущую всем республикам и всем монархиям... 3.

  • Итак, порядок наследования по закону и по род­ству не является устойчивым признаком монархии. Наряду с этим голландские резиденты был наслед­ственны и пожизненны, но не были монархами.

  • Хрестоматия по тгп Радько. Хрестоматия по теории государства и права


    Скачать 3 Mb.
    НазваниеХрестоматия по теории государства и права
    АнкорХрестоматия по тгп Радько.doc
    Дата09.03.2017
    Размер3 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаХрестоматия по тгп Радько.doc
    ТипДокументы
    #3590
    страница64 из 73
    1   ...   60   61   62   63   64   65   66   67   ...   73

    Социальный состав страны: чем он первобытнее и проще, тем легче дастся народу солидарность, тем проще управление.

  • Уровень общей культуры и особенно правосозна­ния: чем он ниже, тем необходимее форма учреж­дения; полуобразованность будет добиваться рес­публики; истинное образование постигнет все преимущества монархии и всю ее творческую гиб­кость.

    9. Уклад народного характера: чем устойчивее, ду­ховно самостоятельнее личный характер у данного народа и чем меньшим темпераментом он отлича­ется (флегма!), тем легче осуществить корпора­тивный строй; народ, индивидуализированный не духовно, а только биологически, и притом бесха­рактерный и темпераментный, — может управ­ляться только властною опекой. Все это имеет значение, конечно, только при про­чих равных условиях.

    Теперь мы можем сказать, что идея «государства-учреждения» представлена в истории началом монар­хическим (и диктаториальным); главное орудие его — закон и указ; ему необходимо крепить чувство закон­ности и дорожить им. Идея же «государства-корпора­ции» представлена в истории началом республики (и демократии); главный способ его жизни — договор и голосование; ему необходимо крепить чувство свобо­ды и блюсти ее границы, дабы свобода не выродилась в личное произволение, в коррупцию и анархию.
    | Государственная власть

    [характер государственной власти; единство государственной власти]
    Ильин И.Й. О сдщносто правосознания

    (...) Политическое властвование состоит в социаль­но-сосредоточенном и юридически организованном влиянии воли одних, лучших и уполномоченных людей на волю других, подчиненных, причем подчиненные связуются не только правотою и силою власти, но и собственным правосознанием; это влияние должно служить торжеству собственного права, т. е. его обре­тению и осуществлению, как единого и общего поряд­ка жизни.

    Это означает, что власть, по родовой сущности своей, есть сила и притом волевая сила, а по видовому отличию своему она является правовою силою.

    Власть есть, прежде всего, сила. Это выражается в том, что она есть способность к воздействию и вли­янию. Бессильная власть есть в логическом отношении бессмыслица, а в государственном отношении — па­губный призрак, фантом или симуляция; такая власть никому не нужна, ибо она лишена подлинной, жизнен­ной реальности; она опасна и гибельна, потому что ведет весь государственный союз к разложению. Для того чтобы государство могло быть и действовать, ему необходима эта подлинная энергия, сосредоточенная и организованная в живое единство. Сущность жизни состоит в действии и притом в целесообразном дей­ствии; способность же к такому действию есть живая сила. Поэтому сказать «сильная власть» все равно, что сказать «подлинная, живая власть» или «власть, соот­ветствующая своей природе и своему назначению». Государство со слабою властью нежизнеспособно. Ослабление и расшатание власти есть умерщвление государства. Поэтому все то, что слагает силу власти — авторитет, единство, правота цели, организованность и исполнительность понудительного аппарата, — все это образует самую основу государственного бытия.

    В отличие от всякой физической силы, государ­ственная власть есть волевая сила. Это означает, что способ ее действий есть по самой природе своей внут­ренний, психический и притом духовный [...].

    Власть есть сила воли. Эта сила измеряется не только интенсивностью и активностью внутреннего волевого напряжения, осуществляемого властителем, но и авторитетною непреклонностью его внешних проявлений. Поэтому человек с нерешительною, ко­леблющеюся, раздвоенною волею, поддающийся не­предметным влияниям, мягкий и уступчивый — не способен к власти. Назначение власти в том, чтобы создавать в душах людей настроение определеннос­ти, завершенности, импульсивности и исполнительно­сти. Властвующий должен не только хотеть и решать, но и других систематически приводить к согласному хотению или решению. Властвовать, значит как бы на­лагать свою волю на волю других; однако с тем, чтобы это наложение добровольно принималось теми, кто подчиняется. Властвование есть тонкий, художествен­но слагающийся процесс общения более могучей воли с более слабой волей. Этот процесс создает незримую и невесомую атмосферу тяготения периферии к цен­тру, многих разрозненных воль к единой, организован­ной, ведущей воле. Создание такой атмосферы есть дело особого искусства, требующего не только интен­сивности волевого бытия, но и душевно-духовной про­зорливости, подлинного восприятия бессознательной жизни других и умения ее воспитывать. Властвующий должен сделать из своей воли, во-первых, силу, пред­метно одержимую государственною целью, и, во-вто­рых, действительный и единый волевой фокус народ­ной жизни. Жизнь государства состоит в таком согла­совании воль (координация), которое, оставаясь по существу добровольной координацией, принимает форму волевой субординации (подчинения). И вот, за­дача властвующего состоит в том, чтобы на путях под­чинения воспитать волю к автономному согласованию и насытить духом этой добровольной координации — субординирующую форму государственности. Таково волевое задание власти; и только на этом основании государство может превратиться в действительное и неунизительное единение воль.

    К этому присоединяется правовой характер госу­дарственной власти. Он обозначает, что воля государ­ства, как разновидность человеческой воли, не бес­предметна и не развязана, но предметно связана эти­ческим содержанием. Этим определяется духовное, а не просто социально-психическое бытие государства. Выделенная в процессе социальной дифференциации и политически организованная воля народа сохраняет свою духовную природу, свою объективную цель, свои принципы и свои мерила. Государственная власть со­блюдает свою истинную духовную природу только тогда, если она остается верна своей цели, своим пу­тям и средствам; она получает свое священное значе­ние только из этой последней, духовной, нравственной и религиозной глубины.

    В этих основополагающих соображениях содер­жатся уже, в сущности говоря, все аксиомы власти.

    Взятые вместе, они утверждают, что основная природа права и государства мирится не со всяким восхожде­нием к власти; что есть пути к власти, вступать на которые — значит разрушать и самую власть, и госу­дарство. Борьба за государственную власть должна при всяких условиях сохранять свою политическую при­роду; в противном случае путь погубит самое достиже­ние, и средство убьет свою цель. Политика имеет свои необходимые пути и формы, и людям никогда еще не удавалось нарушать и попирать их безнаказанно.

    Первая аксиома власти гласит, что государствен­ная власть не может принадлежать никому помимо правового полномочия.

    Это явствует из того, что законодатель естествен­ной правоты должен обладать особою — предметною и духовною компетентностью: только духовно-зрячий че­ловек имеет основание и право принять на себя влас­тное руководство общественной жизнью. В порядке политической целесообразности этого потребует прин­цип организации, покоящейся на разделении функций, на их распределении, на общественном соглашении и признании. Мало того, правосознание требует, чтобы самая власть воспринималась не как сила, порождаю­щая право, но как полномочие, имеющее жизненное влияние (силу) только в меру своей правоты...

    Власть, совсем лишенная правовой санкции, есть юридически индифферентное явление: она не имеет правового измерения. Получить правовую санкцию она должна и от конституционного закона, и от признаю­щего правосознания.

    Власть, лишенная законной санкции, возникает в катастрофических случаях дезорганизации или пере­ворота; и тогда ее задача и ее спасение в том, чтобы опереться на санкцию правосознания (своего и народ­ного), которое одно только и компетентно создать но­вую конституционную форму и тем восполнить недо­стающую формальную санкцию. Если же это ей не удастся, новая форма не будет создана, то неизбежное разложение, проистекающее из непризнания власти и углубления дезорганизации, увлечет за собою и дефек­тивную власть, и самое государство.

    Власть, лишенная признания и уважения, обнару­живается в тех случаях, когда исторически сложивший­ся режим изживается и переживает себя, так, что правосознание властвующих кругов отстает от роста народных потребителей общественного правосознания; задача и спасение такой власти состоит в том, чтобы, опираясь на имеющуюся формальную санкцию зако­на, повить свое политическое воленаправление и тем заслужить санкцию правосознания. Если же это ей не удастся и правосознание народа не примет ее, то ее настигнет переворот со всеми опасностями первого исхода.

    Понятно, что власть, не уполномоченная ни кон­ституционною формою, ни приемлющим правосозна­нием, — может только симулировать законодательство, правление и суд, ибо она останется претендующею и посягающею силою; и даже естественное право, слу­чайно ею провозглашенное и утвержденное, останется или отвлеченною формулою, или навязанным и мерт­вым жизненным трафаретом. По-видимому, эта пер­вая аксиома власти, требующая правового полномочия, поддерживается самою жизненною механикою госу­дарства.

    Вторая аксиома власти утверждает, что государ­ственная власть в пределах каждого политического союза должна быть едина.

    Это явствует из того, что естественное право вы­ражает необходимую форму самого духа и что, поэто­му, оно само едино, как един Дух и едина Его правота. В порядке политической целесообразности этого тре­бует принцип государственного единения, связующе­го множество людей именно их отношением к общему и единому источнику положительного права.

    Единство государственной власти следует пони­мать, конечно, не в смысле единства «органа» или нераспределимости функций и компетенции, но в смысле единого организованного воленаправления, выражающегося в единстве обретаемого и осуществ­ляемого права. В пределах одного союза в один и тот момент одно и то же — не может быть сразу «правом» и «не правом». Положительное право, по самому смыс­лу своему, определительно, недвусмысленно и едино; это единство его есть проявление присутствующей в нем и освещающей его естественной правоты. И госу­дарственная власть, имеющая высокое назначение формулировать естественную правоту в виде положи­тельных норм, получает отсюда значение единого и единственного компетентного источника права; так, что только полномочное приобщение к ней может сообщить человеку или органу правоустанавливающую компе­тенцию.

    Правосознание, по самому существу своему, не может признать одинаково «правовыми» две исключа­ющие друг друга нормы или два исключающие друг друга веления. И, точно также, оно не может признать одинаково «государственными» две исключающие друг друга или стоящие в противоборстве власти. В каждом политическом союзе государственная власть, несмот­ря на все свои разветвления, по самому существу сво­ему, единственна; наличность двух государственных властей свидетельствует о наличности двух политичес­ких союзов. Может быть так, что эти два «государства» только еще зарождаются или уже отживают, или же являются обломками распавшегося политического со­юза; но, если две возникшие власти не сливаются в одну единственную, то они, рано или поздно, начинают между собою борьбу из-за личного состава и террито­рии юридического лица, и война между ними стано­вится неизбежною. Поэтому государство, внутри кото­рого возникли две власти, стоит перед гражданскою войною и внутренним разложением; а правосознанию приходится отметить попрание одной из аксиом влас­ти и совершить выбор.

    Третья аксиома власти утверждает, что государ­ственная власть всегда должна осуществляться лучши­ми людьми, удовлетворяющими этическому и полити­ческому цензу.

    Это определяется высотою, сложностью и ответ­ственностью самого задания, разрешение которого предполагает в человеке художника естественной пра­воты. В порядке политической целесообразности этого требует принцип авторитета власти и принцип добро­вольного признания ее со стороны правосознания подчиненных. Власть, лишенная авторитета, хуже, чем явное безвластие; народ, принципиально отвергающий правление лучших или не умеющий его организовать и поддерживать, является чернью; и демагоги суть его достойные вожди [...].

    Так, нарушение третьей аксиомы власти создает постепенно режим политической порочности и извра­щает в самом корне аристократическую природу госу­дарственности.

    Четвертая аксиома власти утверждает, что полити­ческая программа может включать в себя только такие меры, которые преследуют общий интерес.

    Это явствует из того, что государственная власть имеет призвание утверждать естественное право, а естественное право совпадает именно с общим, духов­ным интересом народа и гражданина. В порядке поли­тической целесообразности это определяется тем, что только служение общему интересу превращает госу­дарственную власть в действительный, авторитетный центр политического единения.

    Эту аксиому можно выразить так, что программа власти должна быть приемлема для зрелого государ­ственного правосознания; не просто для «наличного в народе правосознания», но для его духовно-верной, предметной глубины. Постановление себя лицом клипу с этой глубиною правосознания и с общим государ­ственным интересом — составляет основную задачу всякой честной политической партии [...].

    [...] Наконец, шестая аксиома власти утверждает, что государственная власть принципиально связана распределяющей справедливостью, но что она имеет право и обязанность отступать от нее тогда и только тогда, когда этого требует поддержание национально-духовного и государственного бытия народа.

    Это явствует из того, что национальная духовная культура есть та общая первооснова жизни, помимо которой индивидуальный дух существовать не может; интерес же этой культуры включает в себя всякий индивидуальный интерес, подобно тому, как интерес организма включает в себя и подчиняет себе отдель­ные интересы всех своих членов. В порядке политичес­кой целесообразности это определяется тем, что госу­дарство, как целое, имеет известные самостоятельные задачи, разрешение которых бывает иногда возможным только при условии отказа от справедливого учета и ограждения всех интересов всех групп и классов; пос­ледовательное и немедленное проведение справедли­вости может при известных условиях разрушить наци­ональное и политическое бытие Народа....

    Таковы основные аксиомы власти. И можно ска­зать с уверенностью, что грядущая судьба государ­ственности связана с их усвоением и осуществлением.
    I Шарма правления

    (фундаментальное исследование проблем формы оравления)

    Ильин И.А. В монархии и республике

    [...] 1.1.1. Современная юриспруденция, в своем школьном трафарете, пытается отличить монархию от республики по правовому положению верховного го­сударственного органа. Обычно считается, что верхов­ный орган государства есть тот, который имеет право принимать решающее участие в законодательстве и в управлении, а до известной степени и в организации правосудия. И в монархии, и в республике этот орган является единоличным: единственная персона монар­ха и единственная персона президента. И вот, если права этой персоны наследственны, длятся бессрочно или пожизненно и сама сия персона не подлежит за свои действия ни ответственности, ни санкции, то сие есть монарх, а строй, возглавляемый им, есть монар­хический. Если же права этой персоны приобретают­ся на основании избрания, если они ограничены опре­деленным, заранее установленным сроком и сама сия персона за свои действия формально ответственна, то перед нами президент и республика (...].

    [...] Надо признать, что при тщательном историчес­ком изучении отличие монархии от республики раство­ряется в целом множестве неуловимых переходов и нахождение единого и определенного формального критерия представляется неосуществимым [...].

    2. Так, прежде всего единоличность верховного
    государственного органа не подтверждается ни в рес-
    публиках, ни в монархиях.


    В республиках во главе государства стояло неред­ко не одно лицо, а два лица или целая коллегия. Изве­стно, что в республиканском Риме государство возглав­лялось не одним консулом, а двумя [...].

    Итак, единоличие верховного органа не характер­но для республики.

    Но оно не решает и вопроса о монархии, ибо ис­тория знает множество случаев, когда в одной стране, в одно и то же время был не один монарх, а два и более.

    Иногда это наличие двух или нескольких царей или императоров имело характер болезненный или катас­трофический; это было не явление порядка, а явление дезорганизации [...].

    Таким образом, нельзя признать единоличность верховного государственного органа как присущую всем республикам и всем монархиям...

    3. Далее, напрасно было бы думать, что монарх
    вступает на престол всегда по праву наследия, а пре-
    зидент всегда избирается. История дает многое мно-
    жество избранных государей и все время сообщает нам
    о монархах, вступивших на престол не по наследству
    и не по избранию [...].


    Итак, порядок наследования по закону и по род­ству не является устойчивым признаком монархии. Наряду с этим голландские резиденты был наслед­ственны и пожизненны, но не были монархами.

    4. Верховенство царской власти также не является
    ее постоянным признаком.


    Правда, в современной теории можно найти такое утверждение, что монарх есть лицо, которое принима­ет решающее участие в осуществлении верховной в государстве законодательной и правительственной власти; монархическое государство не может иметь ни в области законодательства, ни в области управления легальной воли, которая не была бы в то же легальною волею монарха. Но если мы обозрим историко-полити-

    ческий сериал законов и событий, то мы увидим, что история изобилует царями, королями и императора­ми — зависимыми, ограниченными, политически бес­сильными, юридически подчиненными, завоеванными, покоренными, приравненными к государственным чиновникам или управителям [...].
    1   ...   60   61   62   63   64   65   66   67   ...   73


  • написать администратору сайта