Главная страница
Навигация по странице:

  • Сущность государства состоит в том, что все его граждане имеют, помимо многих различных, противо­положных или одинаковых интересов и целей, одну, единственную цель и один, общий интерес [...].

  • Рассмотрим сначала механическое воззрение.

  • России нужно иное, новое, качественное и зижди­тельное.

  • Таким образом, предел учреждения — тоталитар­ная тюрьма; предел корпорации — всеобщая анархия.

  • Такими условиями являются. Размеры территории: чем больше территория го­сударства, тем необходимее сильная центральная власть и тем труднее проводить корпоративный строй.

  • Плотность населения: чем плотнее население в стране, тем легче организация страны; малая плот­ность может сделать форму учреждения совершен­но необходимой.

  • Державные задачи государства: чем грандиознее они, тем меньшему числу граждан они доступны и понятны, тем труднее осуществление корпоратив­ного строя.

  • Хозяйственные задачи страны: с примитивным хозяйством маленькой страны легко справится и республиканское государство.

  • Хрестоматия по тгп Радько. Хрестоматия по теории государства и права


    Скачать 3 Mb.
    НазваниеХрестоматия по теории государства и права
    АнкорХрестоматия по тгп Радько.doc
    Дата09.03.2017
    Размер3 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаХрестоматия по тгп Радько.doc
    ТипДокументы
    #3590
    страница63 из 73
    1   ...   59   60   61   62   63   64   65   66   ...   73

    Основная природа этой цели, т. е. именно то, что делает ее политическою, — состоит в ее единстве и общности для всех граждан [...].

    Сущность государства состоит в том, что все его граждане имеют, помимо многих различных, противо­положных или одинаковых интересов и целей, одну, единственную цель и один, общий интерес [...].

    Эта солидаризация интересов возникает так, что каждый член союза начинает понимать неосуществи­мость своей цели помимо осуществления чужих оди­наковых целей, и, притом, всех чужих. ...Создать раз­граничение и ограждение для каждых двух субъек­тов — значит установить общий обоим предел; мало того, это значит установить общий для обоих решаю­щий орган, т. е. правовой авторитет, творящий и при­меняющий право; и, наконец, — общее обоим правило, т. е. правовую норму или кодекс норм. Именно слова­ми: организовать правопорядок, значит создать единый общий союз (политическое «мы»), с единою общею правовою властью («наше» правительство) и единою общею системою права («наши» законы). Именно в этом и состоит организующая задача государства, в осуще­ствлении которой все одинаково заинтересованы. Каж­дый одинаково заинтересован в общем деле; или, что то же: все солидарны. На этой солидарности, именно на ней и только на ней— зиждется государство; в обнаружении ее и в служении ей состоит политичес­кая деятельность [...].

    Государство есть разновидность организованного сожительства, а в основе всякого сожительства людей, если оно не унизительно для них и не эфемерно, ле­жит духовная однородность и общность духовной куль­туры. Вот почему в основе всякого могучего и духовно-продуктивного политического союза лежит духовная солидарность сынов общей родины. Любовь к отече­ству есть любовь к тому самому национальному духу, совокупную и совместную жизнь которого организует и ограждает государство [...]. Итак: государство есть положительно-правовая форма родины, а отечество составляет истинное содержание политики...

    В понимании права и государства человеку пред­стоит пережить глубокое обновление. Должен быть окончательно отвергнут гибельный предрассудок о «внешней» природе права и государства; должна быть усмотрена и усвоена их «внутренняя», душевно-духов­ная сущность. Право только «проявляется» во внеш­нем, пространственно-телесном мире; сферою же его настоящей жизни и действия остается человеческая душа, в которой оно выступает с силой объективной ценности. Государство в своем осуществлении «пред­полагает» наличность множества телесно разъединен­ных людей, теорий и внешних вещей; но именно чело­веческая душа остается той средой, в которой зарожда­ется, зреет, протекает — и государственная жизнь индивидуума, и жизнь государства, как единого целого.

    Ильин И.А. Наши задачи. Историческая задача и будущее Риссии

    Есть два различных понимания государства и политики: механическое и органическое. Механи­ческое — отстаивает человеческую инстинктивную особь и ее частные интересы; оно измеряет жизнь количественно и формально. Органическое исходит от человеческого духа и восходит к национальному единству и его общим интересам; оно качественно и ищет духовных корней и решений. Которое из этих пониманий желательно и спасительно для грядущей России?

    Рассмотрим сначала механическое воззрение.

    Оно видит в человеке прежде инстинктивную особь, имеющую свои «желания» и «потребности»: каждый желает меньше работать, больше наслаждать­ся и развлекаться; плодиться и наживать; иметь свои безответственные мнения и беспрепятственно выс­казывать их; подыскивать себе где угодно единомыш­ленников и объединятся с ними; ни от кого не зави­сеть и иметь как можно больше влияния и власти. Ведь люди родятся «равными», и потому каждому из них должны быть предоставлены одинаковые права для отстаивания своих «желаний» и «потребностей»: это «неприкосновенные права и свободы», которые «не терпят ограничений». Поэтому каждая челове­ческая особь должна иметь в государственных делах равное право голоса. Сколько людей, столько равных голосов. Что кому нравится, то пусть каждый беспре­пятственно и отстаивает. Единомышленники всех стран пусть свободно объединяются; поданные голо­са пусть подсчитываются; большинство голосов бу­дет все решать. «Тогда пойдет все гладко и станет на место» [...].

    Что же касается качества всех этих «желаний», планов и затей у всех этих «единомышленников», а особенно мотивов и намерений всех этих «голосовате-лей», — то до них никому не может быть дела: все это ограждается неприкосновенною «свободою», ненарушимым «равенством» и «тайною» голосования. Каждый «гражданин», как таковой, заранее считает­ся разумным, просвещенным, благонамеренным и ло­яльным, неподкупным и «почтенным»; каждому дает­ся возможность обнаружить все свои «доблести» и прикрыть словами о «публичном благе» все свои за­мыслы и затеи. Пока не пойман — он не вор; пока не взят с поличным — он требует к себе всеобщего ува­жения. ... Главное, «свобода», «равенство» и «счет голосов». Государство есть механическое равновесие частных (личных и партийных) вожделений; государ­ство строится как компромисс центробежных сил, как лицедейство политических актеров. И политика дол­жна двигаться «по равнодействующей» (по паралле­лограмму сил!) взаимного недоверия и состязающих­ся интриг [...].

    К сожалению, это воззрение (насколько я знаю) нигде не высказано в такой откровенно отчетливой форме. Оно и не является доктриной; это лишь молча­ливый политический «догмат», укоренившийся в мире и выдаваемый за само собою разумеющуюся «сущ­ность демократии»: все формально свободны, все фор­мально равны и все борются друг с другом за власть ради собственных интересов, прикрываемых общею пользою [...].

    Тот, кто хочет верно понять сущность государства, политики и демократии, — должен с самого начала отказаться от искусственных выдумок и ложных докт­рин. Так, например, это есть вздорная выдумка, будто все люди «разумны», «добропорядочны» и «лояльны»; жизнь свидетельствует об обратном, и надо быть со­всем слепым, чтобы этого не видеть, или совсем про-лганным, чтобы лицемерно отрицать это. Точно так же это есть ложная доктрина, будто право голоса можно предоставить людям независимо от их внутренних свойств и качеств; скажем совсем точно — независимо от их правосознания. Это есть величайшее заблужде­ние, будто государственный интерес состоит из суммы частных интересов и будто на состязании и на компро­миссе центробежных сил можно построить здоровое государство. Это есть слепой предрассудок, будто миллион ложных мнений можно «спрессовать» в одну «истину»; или будто «честно» сосчитанные «свобод­ные» голоса способны указать истинное благо народа и государства: ибо надо не только «честно» считать, но считать-то надо именно честные и разумные голоса, а не партийные бюллетени.

    Итак, жизнь государства слагается не арифмети­чески, а органически. Самые люди, участвующие в этой жизни, суть не отвлеченные «граждане» с пустыми «бюллетенями» в руках, но живые личности, телесно-душевно-духовные организмы; они не просто нужда­ются в свободе и требуют ее, но они должны быть достойны ее.

    Избирательный бюллетень может подать всякий; но ответственно справляться с бременем государствен­ного суждения и действия — может далеко не всякий. Человек участвует в жизни своего государства — как живой организм, который сам становится живым ор­ганом государственного организма; он участвует в жизни своего государства всем: телесным трудом, но­шением оружия, воинскими лишениями, напряжения­ми и страданиями; своею лояльною волею, верностью сердца, чувством долга, исполнением законов, всем своим (частным и публичным) правосознанием. Он строит государство инстинктивной и духовной предан­ностью, семейной жизнью, уплатою налогов, службою и торговлею, культурным творчеством и даже славою своего личного имени.

    И совсем не в том смысле, что государство, как некий тоталитарный Левиафан есть «все во всем», все поглощает и всех порабощает; но в том смысле, что «ткань государственного бытия» слагается из органи­ческой жизни всех его граждан. Каждое индивидуаль­ное злодейство совершается «в ткани» государства, вредит ему и разрушает его живое естество; и каждое доброе, благородное и культурное деяние гражданина совершается в ткани государства, строит и укрепляет его жизнь. Государство не есть какая-то отвлеченность, носящаяся над гражданами; или какой-то «я-вас-всех давишь» вроде сказачного медведя, который садится на жителей домика и передавливает всех. Государство находится не «там где-то», вне нас (правительство, полиция, армия, налоговое ведомство, чиновничий ап­парат); нет оно живет в нас, в виде нас самих, ибо мы, живые человеческие личности, мы есмь его «части», или «члены», или «органы». Это участие несводимо к внешним делам и к внешнему «порядку»; оно включает и нашу внутреннюю жизнь. Но это «включение» со­стоит не в том, что «мы ничего не смеем», а «государ­ство все смеет»; что мы — рабы, а государство рабов­ладелец; что гражданин должен жить по принципу «чего изволите?». Совсем нет. Тоталитарное извраще­ние есть явление сразу больное, нелепое и преступ­ное. В государство включаются (строят его, укрепляют его, колеблют его, совершенствуют его или, наоборот, разрушают его) — все свободные, частноинициатив-ные, духовно-творческие, внутренние настроения и внешние деяния граждан [...].

    Государственное дело совсем не есть «сумма» всех частных претензий, или компромисс личных вожделе­ний, или равновесие «классовых» интересов. Все эти вожделения и интересы — близоруки: они не смотрят ни в государственную ширь, ни в историческую даль. Каждый стяжатель промышляет о «своем» и не пони­мает, что настоящий гражданин мыслит об общем. Государственное же дело начинается именно там, где живет общее, т. е. такое, что всем важно и всех объе­диняет; что или сразу у всех будет, или чего сразу у всех не будет; и если — не будет, то все развалится и упразднится, и все рассыплется, как песок.

    Такова совместная и общая безопасность жизни; такова национальная армия; такова честная полиция; таков правый суд; таково верное и мудрое правитель­ство; такова государственная дипломатия; таковы шко­лы, дороги, флот, академии, музей, больницы, санитар­ная служба, правопорядок, всяческое внешнее благо­устройство и ограждение личных прав [...].

    Государство состоит из народа и ведется прави­тельством; и правительство призвано жить для народа и черпать из него свои живые силы, а народ должен знать и понимать это и отдавать свои силы общему делу. Верное участие народа в жизни государства дает этому последнему его силу. В этом выражается демок­ратическая сила истинной государственности. Слово «демос» означает народ; слово «кратос» выражает силу, власть. Настоящее государство «демократично» в том смысле, что оно черпает из народа свои лучшие силы и привлекает его к верному участию в своем стро­ительстве. Это означает, что должен происходить по­стоянный отбор этих лучших сил и что народ должен уметь верно строить свое государство.

    Не следует думать, будто самый способ этого отбо­ра лучших сил раз и навсегда найден и будто этот способ применим во всех странах и у всех народов. На самом деле каждый народ в каждую эпоху своей жиз­ни может и должен находить тот способ, который наи­более подходящ и целесообразен именно для него. Всякое механическое заимствование и подражание может дать здесь только сомнительные или прямо ги­бельные итоги.

    Если же этот качественный отбор не происходит или не удается, то правят неспособные или просто порочные элементы и начинается развал государства. А если народ неспособен верно строить свое государ­ство, — в силу политического бессмыслия, или в силу частного стяжательства, или в силу безволия, или же в силу морального разложения, — то государство или погибнет, или же начинает строится по типу «учреж­дения» или «опеки».

    Отсюда необходимо сделать вывод: то механичес­кое, количественное и формальное понимание государ­ства, которое осуществляется в западных демократи­ях, не есть ни единственно возможное, ни верное. Напротив, оно таит в себе величайшие опасности; оно не блюдет органическую природу государства; оно отрывает публичное право человека от его качества и способности; оно не единит граждан в Общем, а утря­сает в компромисс их своекорыстные голоса. Поэтому такая форма «государственности» и «демократии» не обещает России ничего доброго и не подлежит ни за­имствованию, ни воспроизведению.

    России нужно иное, новое, качественное и зижди­тельное.

    Ильин И.й. О монархии и республике

    [...] Государство как «многоголовый» или совокуп­ный субъект права может строиться по принципу «уч­реждения» или по принципу «корпорации».

    Жизнь учреждения (например, больницы, гимна­зии) строится сверху, а не снизу. Это означает, что люди, заинтересованные в деятельности этого учреждения, получают от него благо и пользу в том порядке, кото­рый предписывается самим учреждением; они не фор­мулируют самостоятельно ни своего общего им всем интереса, ни своей общей цели. Они не имеют и пол­номочия действовать от лица учреждения. Они «про­ходят» через него, но не составляют его и не строят его. Они послушно принимают от учреждения форму жизни и деятельности, распоряжения, заботы, услуги и благодеяния. Не их слушаются в учреждении (боль­ных, гимназистов), а они слушаются в учреждении. Учреждении само решает, принимает оно их или нет; и если принимает, то на каких условиях и до коле. Они не выбирают его органы и не имеют права «дезаву­ировать» или сменять его должностных лиц; и далеко не всегда могут самовольно отвергнуть его услуги и «уйти». Следовательно, учреждение строится по прин­ципу опеки над заинтересованными людьми. Оно име­ет свои права и обязанности, свой устав, свою органи­зацию; но все это оно получает не от опекаемых; оно не отчитывается перед ними, и должностные лица не выбираются опекаемыми, а назначаются. Больные в больнице не выбирают врачей; дети в детском саду не могут сменить свою воспитательницу; гимназисты в гимназии не вырабатывают себе программу препода­вания; эпилептики не назначают себе режима; преступ­ники не могут изменить порядок своего заключения; солдаты, выбирающие себе офицеров и главнокоман­дующего, суть явление бредовое; кадеты не могут са­мовольно уйти из кадетского корпуса; студенты при­нимаются в университет, но не определяют его целей и задач, и профессора не слушаются их распоряже­ний. И поскольку государство есть не более чем учреж­дение, постольку народ в нем не управляет собою и не распоряжается, а получает свой правопорядок и все его блага (безопасность, гарантию прав, правосудие, финансовое управление, лечение, просвещение и т. д.) в порядке опеки, повиновения и воспитания. Понятно, что принцип учреждения, проведенный последователь­но до конца, погасит всякую самодеятельность граж­дан, убьет свободу личности и духа и приведет к тота­литарному строю и его каторжным порядкам.

    Напротив, корпорация строится не сверху, а сни­зу. Она состоит из активных, уполномоченных и пер­воначально равноправных деятелей. Они объединяют­ся в единую организацию по своей собственной воле: хотят — входят в нее, не хотят — выходят из нее (клу­бы, кооперативные общества и т. д.). Эти люди имеют общий интерес и вольны признать его или отвергнуть. Если они признают его и входят в эту корпорацию, то они тем самым имеют и полномочие участвовать в ее организации. Они уполномочены формулировать свою общую цель, ограничивать ее, выбирать голосованием необходимые органы, утверждать и дезавуировать их, «отзывать» свою волю, погашать свои решения боль­шинством голосов... Корпорация начинает с индивиду­ума, с его мнения, изволения и решения; с его свободы и интереса. Она строится снизу вверх и основывает все на голосовании; она вырастает из свободно-при­знанной солидарности заинтересованных деятелей. И поскольку государство есть корпорация «чистой воды», постольку оно принимает и последовательно проводит принцип «все через народ»; и самые учреж­дения его, без которых нй одно государство все же не может ни жить, ни действовать, — оказываются под­лежащими корпоративному контролю. Понятно, что принцип корпорации, проведенный последовательно до конца, погасит всякую власть и организацию (правом индивидуального выхода, неповиновения или даже, по древне-польски, правом «НЬегат уе1о»); тогда государ­ство разложится и начнется анархия.

    Таким образом, предел учреждения — тоталитар­ная тюрьма; предел корпорации — всеобщая анархия.

    На самом же деле государство в своем здоровом осуществлении всегда совмещает в себе черты учреж­дения с чертами корпорации: оно строится и сверху, и снизу, и по принципу властной опеки, и по принципу выборного самоуправления. Ибо есть такие государ­ственные дела, в которых необходимо властное распо­ряжение; и есть такие дела, в которых уместно и по­лезно самоуправление [...].

    [...] Необходимо считаться прежде всего с налич­ным в данной стране и в данную эпоху уровнем народ­ного правосознания, определяя по нему то жизненное сочетание из учреждения и корпорации, которое будет наилучшим при данных условиях жизни.

    Такими условиями являются.

    1. Размеры территории: чем больше территория го­сударства, тем необходимее сильная центральная власть и тем труднее проводить корпоративный строй.

    2. Плотность населения: чем плотнее население в стране, тем легче организация страны; малая плот­ность может сделать форму учреждения совершен­но необходимой.

    3. Державные задачи государства: чем грандиознее они, тем меньшему числу граждан они доступны и понятны, тем труднее осуществление корпоратив­ного строя.

    4. Хозяйственные задачи страны: с примитивным хозяйством маленькой страны легко справится и республиканское государство.

    5. Национальный состав страны: чем однороднее он, тем легче народу самоуправляться.

    6. Религиозное исповедание народа: однородная ре­лигиозность облегчает управление, многообраз­ная — затрудняет; обилие воинствующих испове­даний и противогосударственных сект может стать прямою опасностью для государства.
    7. 1   ...   59   60   61   62   63   64   65   66   ...   73


    написать администратору сайта