Главная страница
Навигация по странице:

  • Если же угроза остается на бумаге, тогда она пе­рестает влиять, с ней перестают считаться, и право, в этой форме, становится бездейственным [...].

  • С) Принудительное влияние права в форме пря­мого и косвенного правового отбора.

  • Это прямое, влияние права на народонаселение проявляется прежде всего в удалении правом ряда мест с жизненной сцены. Речь идет о смертной казни.

  • Эта цифра станет поистине грандиозной, если учесть войны и их жертвы, жертвы массовых и груп­повых столкновений, происходящие на почве права и порождаемые правом.

  • Прямой и косвенный правовой подбор отражается и на других сторонах общественной жизни: моральной, экономической, политической, религиозной и т. д.

  • Значение повторения в жизни людей.

  • На этой силе повторения и основано дрессирую­щее влияние права [...].

  • Путем дрессирующего влияния права можно при­вить обычаи, как дурные и общественно вредные, так и хорошие, общественно полезные.

  • Право является фактором общественной жизни и имеет громадное влияние на поведение человека и ход общественных событий.

  • Все эти ответы можно свести к трем основным решениям.

  • Отрицая нравственно-правовой прогресс челове­чества, это течение тем самым отрицает и улучшение права с поступательным ходом истории.

  • Эта теория, выраженная рядом мыслителей, чрезвы­чайно образно и ярко формулирована в той же Библии.

  • Эта точка зрения выражена весьма многими уче­ными нашего времени.

  • Таков практический опыт человечества и указывае­мый им критерий улучшения или ухудшения как самого права, так и морально-правового состояния человечества.

  • Таких способов несколько. Остановимся на главных. Критерий интересов личности1.

  • Хрестоматия по тгп Радько. Хрестоматия по теории государства и права


    Скачать 3 Mb.
    НазваниеХрестоматия по теории государства и права
    АнкорХрестоматия по тгп Радько.doc
    Дата09.03.2017
    Размер3 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаХрестоматия по тгп Радько.doc
    ТипДокументы
    #3590
    страница71 из 73
    1   ...   65   66   67   68   69   70   71   72   73

    Влияние права путем угрозы наказанием и обе­щания награды было громадным, оно играло и до сих пор играет огромную роль в общественном поведе­нии и в социальной жизни даже теперь, когда, как увидим ниже, кары и награды начинают играть мень­шую роль, влияние их огромно. Если бы они были совершенно уничтожены, механизм общественной жизни стал бы значительно иным: преступления воз­росли бы, исполнение своих обязанностей многие сочли бы не нужным, и т. д. Само собой разумеется, чтобы право влияло путем наказания и наград на поведение, оно должно не только «угрожать» ими, но и выполнять свою угрозу. И чем скорее оно ее выпол­няет, чем неизбежнее это осуществление, чем, нако­нец, больше сама кара или награда, тем влияние пра­вовой угрозы карой и обещания награды больше и действеннее.

    Если же угроза остается на бумаге, тогда она пе­рестает влиять, с ней перестают считаться, и право, в этой форме, становится бездейственным [...].
    Поступка, вызываемые правовым принуждением

    В) Принудительное (вузком смысле), физическое вли­яние права. Под этим видом правового принудительного влияния разумеются те случаи, когда право физически заставляет людей исполнять его предписания. Так, свиде­тель, эксперт, виновный, не являющиеся на суд, приво­дятся и насильно принуждаются выполнить обязанности; должник, не уплачивающий своего долга, принуждается к этой уплате путем распродажи его имущества; солдат, уклоняющийся от несения воинской службы, принужда­ется к ее исполнению; пьяный, и не желающий покинуть чужой дом или улицу, арестуется и отводится полицией в участок; лицо, нападающее на другого, физически не до­пускается к избиению; толпа, пытающаяся разгромить ма­газин, физически (пожарными насосами, выстрелами и т. д.) вынуждается прекратить это правонарушение и т. д. Таких физически принудительных актов, обязанных сво­им существованием праву, ежедневно совершается мно­жество и в индивидуальном и в массовом масштабе. Не будь права, они не могли бы иметь места. Право здесь принимает форму настоящей физической силы и властью, чисто физическим путем, заставляет непокорных подчи­няться его велениям и тем самым является фактором об­щественной жизни.
    Влияние «правового отбора» на общественную жизнь

    С) Принудительное влияние права в форме пря­мого и косвенного правового отбора.

    Третьим видом принудительного влияния права на общественную жизнь являются те изменения в после­дней, которые вызываются, изменением народонасе­ления, производимым действием права.

    Это прямое, влияние права на народонаселение проявляется прежде всего в удалении правом ряда мест с жизненной сцены. Речь идет о смертной казни.

    Незначительное с первого разу количество лиц, убиваемых по приговору права, будет весьма значи­тельным, если учесть количество жертв за всю исто­рию человечества. Их придется считать не тысячами, а сотнями тысяч и даже миллионами. Цифра расстре­лянных и убитых по приговору суда, при военных положениях на месте преступления, при усмирении бунтов, при индивидуальных правовых конфликтах и т. д., весьма значительна и теперь. В прошлом она была несравненно больше.

    Эта цифра станет поистине грандиозной, если учесть войны и их жертвы, жертвы массовых и груп­повых столкновений, происходящие на почве права и порождаемые правом.

    Количество таких лиц за всю историю человече­ства, поистине громадно. Здесь право выступает в роли фактора, удаляющего из жизни лиц, не подчиняющих­ся его велениям. Иными словами, право выступает в роли фактора социального подбора.

    Эта роль права станет еще более важной, если учесть результаты не только прямого, но и косвенного правого отбора. На состав и характер народонаселения право действует не только путем прямого удаления преступников из жизни, но и косвенным путем: други­ми наказаниями, ссылкой, тюрьмой, каторгой и т. д. [...].

    Прямой и косвенный правовой подбор отражается и на других сторонах общественной жизни: моральной, экономической, политической, религиозной и т. д.

    Такова в основных чертах социальная роль права, как принудительной силы {...].

    Влияние права на поведение человека и обществен­ную жизнь не исчерпывается очерченными формами действия права, как чисто мотивационной силы и как силы принудительной; к этим видам необходимо доба­вить еще дрессирующую роль права.

    Значение повторения в жизни людей.

    Это влияние его основано на значении привычки и повторения. Повторение тех или иных действий, как известно, играет громадную роль в жизни человека. Если человек крадет один, другой и третий раз, то в результате такого повторения правовое убеждение его,

    И.Л. сомкни

    состоящее в недозволенности кражи, расшатывается, акты кражи становятся для него привычными, и в итоге мы получали профессионального вора. И обратно: если человек в тяжелых условиях нужды или при соблазни­тельных случаях находит в себе силу воздержаться от кражи один, другой и третий раз, то повторение воз­держания от кражи имеет своим результатом укрепле­ние правового убеждения: «кража — преступна», с одной стороны, с другой — создание прочной и силь­ной привычки отказа от кражи при всяких условиях. Таким образом, получается индивид, который ни в коем случае не пойдет на такое преступление [...}.

    То же громадное значение играет повторение по отношению ко всему нашему поведению. Человек, со­лгавший много раз, или позволивший несколько раз брать взятки, в силу повторения, становится привычным лжецом или привычным взяточником. И обратно, лицо, воздержавшееся от лжи и взятки много раз, приобрета­ет привычку говорить всегда правду и никогда не лгать.

    Роль повторения огромна, как в жизни животных, так и в жизни человека. У первых, в силу повторения, при одинаковых условиях создаются автоматические шабло­ны поведения, способные превратиться в настоящий инстинкт. То же применимо и к человеку, у которого, повторение создает настоящую привычку, властно при­нуждающую его действовать по шаблону этой привычки.

    На этой силе повторения и основано дрессирую­щее влияние права [...].

    Из сказанного следует, что дрессирующая роль права играет немалое значение в поведении людей и в общественной жизни. Право и здесь выступает, как определенная сила. Эта сила может быть использова­на и плохо и хорошо.

    Путем дрессирующего влияния права можно при­вить обычаи, как дурные и общественно вредные, так и хорошие, общественно полезные.

    Примером первых может служить прививка рабс­ких привычек и рабской психологии; примером вторых — прививка психологии и поведения свободного человека.

    Все здесь зависит от того, в чьих руках находится аппарат официального права и на служение каким це­лям он посвящен. Дурные правители могут причинить немало вреда обществу путем использования этого аппа­рата; и обратно, разумный и честный правитель может содействовать развитию и прогрессу общества, умелым использованием механизма и влияния права. Право прививало человечеству на протяжении истории нравы и обычаи и дурные и хорошие. Но число последних было гораздо больше. В общем и целом сила права служила хорошим и общественно полезным целям. Такая роль права является нормой, обратная исключением. Резюме:

    1. Право является фактором общественной жизни и имеет громадное влияние на поведение человека и ход общественных событий.

    2. Это влияние права проявляется в трех основных формах: а) в чисто мотивационном влиянии его, в) во влиянии его, как принудительной силы, с) вли­янии его, основанном на роли повторения и при­вычки (дрессирующая роль права) [...].


    I Законы развития права

    (правовой прогресс или регресс развития человечества]

    Сорокни О.А. Элементарный учебник общее теории права в связи с теорией государства

    (...) В предыдущем мы познакомились с понятием права и видели, что по своему содержанию оно изменчи­во, оно различно у разных лиц и народов, и меняется с ходом истории. Сам собой встает вопрос: в какую же сто­рону направлено изменение права, становится ли оно по своему содержанию с поступательным ходом истории и лучше, совершеннее, или наоборот, с ходом истории оно становится хуже. Этот вопрос равносилен вопросу: улуч­шается ли в морально-правовом отношении человечество с ходом истории или нет? Есть ли морально-правовой прогресс человечества или таковой отсутствует? Вопрос этот возник уже давно и получил множество ответов.

    Все эти ответы можно свести к трем основным решениям.

    Теороя морально-правового регресса

    Одни мыслители утверждали, что никакого мораль­но-правового прогресса человечества нет. С поступа­тельным ходом истории человечество не только не ста­новится лучше в морально-правовом смысле, но, на­оборот, становится хуже. Идеал морально-правового человека находится не впереди, а позади, на заре ис­тории.

    Типичными примерами такого взгляда могут слу­жить древние космогонии, в частности, библейская. В последней говорится, что вначале люди были чисты и невинны; как боги, они не знали ни добра, ни зла. Но потом появился искуситель, люди впали в грех и с тех пор испортились. На почве этих преданий неко­торые церковные и светские мыслители, в противо­положность теории Дарвина, построили свою, глася­щую, что не человек произошел от обезьяны, а наобо­рот, обезьяна есть выродившийся человек.

    Отрицая нравственно-правовой прогресс челове­чества, это течение тем самым отрицает и улучшение права с поступательным ходом истории.
    Теория круговоротов

    Второе решение поставленного вопроса гласит: с поступательным ходом истории нет ни морально-право­вого прогресса, ни регресса, а есть «топтание на одном месте», прохождение определенного круга и возвраще­ние к исходному положению. Сообразно с этим и эволю­ция права сводится к «шагу на месте». Право, подобно белке в колесе, пройдя определенный цикл изменений, снова возвращается к отправному пункту, снова начина­ет проходить прежний круг.

    Эта теория, выраженная рядом мыслителей, чрезвы­чайно образно и ярко формулирована в той же Библии.

    «Род проходит и род приходит, а земля пребывает во веки, — читаем мы в книге Екклезиаста.— Восходит солнце и заходит солнце и спешит к месту своему, где оно восходит. Что было, то и будет. Что делалось, то и будет делаться и нет ничего нового под солнцем. Бы­вает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое», но это было уже в веках, бывших прежде нас».
    Теория нравственно-правового орогресса

    Третий ответ на вопрос о морально-правовом улуч­шении человечества и прогрессе самого права решает его положительно. Он гласит, что с поступательным ходом истории человечество в общем и целом (не без временных поворотов и задержек) совершенствуется в морально-правовом отношении, улучшается и право человечества.

    Эта точка зрения выражена весьма многими уче­ными нашего времени.

    Таковы три основные решения поставленного воп­роса. Которое же из них истинно? Прежде всего при­ходится отбросить, как ложную, теорию круговоротов. Право изменяется, но в своем изменении оно не повто­ряет никаких циклов, наблюдение всей жизни челове­чества и истории права не дает никакого основания для теории круговоротов. Никакой народ и никакое право в своем изменении не повторяет раз пройденного круга.

    Остаются, следовательно, теория прогресса и тео­рия регресса. Для того, чтобы решить, которая из них правильна, необходимо, очевидно, предварительно ус­ловиться: что мы понимаем под лучшим и что под худ­шим; иными словами, необходимо установить критерий морально-правового улучшения и морально-правового ухудшения (прогресса и регресса).

    Только установив такой критерий, можно говорить: улучшается ли право или нет. Если право в своем раз­витии приближается к такому критерию или идеалу, напр., к заповеди: «любите друг друга», — налицо бу­дет правовой прогресс; если удаляется от состояния, указываемого этим идеальным критерием, налицо бу­дет правовой регресс [...].

    Мораль и право всех народов, всех времен прямо или косвенно, в различных терминах, хорошим и долж­ным поведением по адресу «ближних» считали поведе­ние, совпадающее с заповедью любви и солидарности, поведение, как выше было указано, полезное для группы, а не поведение, руководствующееся заветом ненависти к ближнему, причинения ему вреда, т. е. поведение об­щественно-вредное. Дозволенными и должными актами, как мы видели, были акты общественно полезные; недо­зволенные, преступные — акты социально-вредные.

    Таков практический опыт человечества и указывае­мый им критерий улучшения или ухудшения как самого права, так и морально-правового состояния человечества.

    Тот же критерий диктуется и современной мораль­но-правовой совестью человечества. С точки зрения этой совести идеальным обществом будет такое, где все­стороннему развитию личности — умственному, нрав­ственному и художественному — предоставлен полный простор, где интересы одной личности не противоречат интересам других, где человек для человека является богом, где люди действенно и самоотверженно любят и уважают друг друга, где они в своем поведении пресле­дуют прежде всего и больше всего общее благо всех и преследуют не по принуждению, или по корысти, а по доброй воле, — в силу сознания чистого общественного долга. Нет сомнения, что такое, а не противоположное общество, построенное на взаимной грызне и борьбе, на унижении, ненависти одних к другим, является иде­алом для современного правового сознания.

    Сообразно с сказанным, идеалом права по содер­жанию является право, определяющее поведение и общественную организацию, соответствующую только что очерченному виду общества, основанного на вза­имной любви и солидарности и построенного на прин­ципе служения личности [...]..

    Указав искомый критерий, мы теперь должны были бы дать ответ на вопрос: существует ли правовой про­гресс человечества. Однако предварительно мы долж­ны решить еще один вопрос: какими объективными мер­ками мы можем определить, приближается ли правовое состояние человечества с ходом истории к указанному идеальному состоянию или удаляется от него? Где и в чем могут состоять объективные измерители роста или уменьшения солидарности и любви? В чем искать необ­ходимый нам морально-правовой термометр?

    Такого термометра в буквальном смысле нет. Но есть ряд способов, позволяющих объективно решать: приближается или удаляется правовое состояние че­ловечества к очерченному идеалу права.

    Таких способов несколько. Остановимся на главных.
    Критерий интересов личности

    1. Выше мы видели, что право идеального обще­ства — это право, отданное на служение личности и интересам ее развития. Верховной ценностью идеаль­ного общества является человеческая личность, ее бла­го и ее интересы. Отсюда следует вывод: если с посту­пательным ходом истории право все более и более рас­крепощает личность, увеличивает ее свободу и ее основные права, все более и более ценит интересы ее развития, это будет первым доказательством правово­го прогресса человечества.
    Критерий правового равенства пвчввств

    2. Из принципа «самоценности личности» следу­ет принцип правового и морального равенства лич­ностей. Только равноправные личности могут быть равноценными. Только равноценные личности могут быть самоценными. Отсюда вывод: если с поступатель­ным ходом истории правовое и моральное равенство личностей возрастает, это будет вторым свидетель­ством правового прогресса человечества.
    Критерий количественного роста солиррнпсти и социально-благожелательного поведения

    3. Третьим критерием правового прогресса может быть количественный рост альтруизма и солидарности. Способом количественного измерения солидарно — аль­труистической энергии является исчисление количества лиц, по адресу которых требуется правом альтруистичес­ки-солидарное поведение, т. е. число лиц, по адресу ко­торых не допускается совершение злостных и вредных для них поступков, с одной стороны, и интересы которых защищаются правом, с другой. Если мы имеем два оди­наковых общества, из которых в первом социально-благо­желательное поведение требуется только по адресу 100 человек, а во втором — по адресу 100 ООО человек, то количественно любовь и солидарность во втором об­ществе будут в 1000 раз больше, чем в первом. Отсюда следует вывод: если с поступательным ходом истории окажется, что число лиц, по адресу которых требуется социально-благожелательное поведение, все более и более растет, то при прочих равных условиях это будет третьим доказательством правового прогресса челове­чества.
    Критерий качественного роста солидарности о социальна благожелательного ооведення

    4. Наряду с количественным критерием солидар­ного и социально-благожелательного поведения для определения правового прогресса должен быть при­менен и качественный критерий, определяющий ин­тенсивность и глубину социально-благожелательно­го поведения. Солидарность и общественно-любов­ное поведение по своей глубине имеют различные степени. Начинаясь от незначительных услуг, вроде уступки места соседу в трамвае или в вагоне, они доходят до актов самопожертвования ради блага об­щества или других людей. Эта качественная сторона дела, естественно, не может быть обойдена. В при­менении к праву она может быть исследована по тому минимуму социально-благожелательного поведения, который требуется правом данного общества от его членов

    [...] Если мы увидим, что с ходом истории все более и более повышаются требования права, предъявляе­мые людям в отношении взаимно-благожелательного поведения, это будет четвертым доказательством пра­вового прогресса человечества.
    Критерий падения наказаний

    5. Пятым критерием изменения правового прогрес­са человечества может служить падение наказаний и наград, применяемых правом для принуждения членов общества к социально-благожелательному и обще-ственнополезному поведению {...].
    1   ...   65   66   67   68   69   70   71   72   73


    написать администратору сайта