Хрестоматия по тгп Радько. Хрестоматия по теории государства и права
Скачать 3 Mb.
|
Если это так, то, очевидно, одна подзаконность правительственных актов не может быть признаваема достаточным выражением зависимости правительственной власти от законодательной. Оставаясь в пределах закона, т. е. действуя вполне правомерно, правительственная власть может, однако, резким образом разойтись с законодательной. Конституционный закон предоставляет, например, правительственной власти право объявления войны и заключенная мира; причем самый повод к объявлению войны или заключению мира не указаны и, конечно, не могут быть указаны законом. Народное представительство может желать мира, а правительство вполне легально может объявить войну. Общее направление народно-школьной политики государства может быть, разумеется, указано законом; но никакой закон не может определить деталей этой политики, интенсивности и целесообразности просветительных начинаний правительства. При таких условиях подзаконность правительственных актов отнюдь не является достаточной гарантией действительного подчинения правительственной власти законодательной. Единство, государственной власти могло бы оказаться поколебленным, если бы правительственная власть, в пределах закона, оставалась свободной от какого бы то ни было воздействия на нее верховной законодательной власти. Народное представительство должно иметь право и возможность решающим образом влиять на политику правительственной власти, определять ее направление, ставить ей цели. Зависимость правительственной власти от законодательной должна быть не только юридической, но и политической. Такая зависимость всегда и везде существовала и существует в правовом государстве [...]. ХВОСТОВ ВЕНИАМИН МИХАЙЛОВИЧ (1868-1020) Видный русский ученый — юрист, социолог, философ. Окончил юридический факультет московского университета. С 1895 по 1917 г. активно занимался научной и преподавательской деятельностью. Читал лекции по римскому праву, философии права, психологии и социологии. Будучи сторонником психологической теории права, но считает, что основным инструментом управления жизнью общества являемся психологическое принуждение, выступающее в форме норм права, нравов и морали. Право, государство, по мнению Хвостова должны служить истине, справедливости, добру и человеческому счастью. | Об обществе, государстве и праве [к вопросу о взаимных отношениях права, государства и общества; их значение в современной жизни] Хвостов В.М. Общая теория нрава Под именем общей теории права разумеется наука, ставящая себе задачей изучение самых основных вопросов правоведения. По существу таких вопросов можно выделить два: 1) вопрос о государстве и 2) вопрос о праве. Эти два понятия тесно связаны между собою. И государство, и право, как мы увидим, являются продуктами длинной и сложной культурной эволюции, и при этом развитие их взаимно обусловлено. Право и государство возникают в процессе постоянного взаимодействия и в развитом состоянии предполагают друг друга: в настоящее время мы не можем себе представить права без государства и государство без права. Вот почему эти два понятия и являются самыми основными в общей теории права. Взаимное отношение права и государства в развитом их состоянии можно выразить в следующей краткой формуле: государство есть наиболее совершенная и наиболее всеобъемлющая форма человеческого общежития, а право есть тот порядок, по которому должна происходить жизнь государственного общежития. Таким образом, оба эти понятия предполагают понятие человеческого общества или общежития. На этом понятии и приходится остановиться, прежде чем перейти к анализу природы государства и права. Под именем общества, в широком смысле этого слова, мы разумеем группу людей, находящихся во взаимодействии и связанных этим взаимодействием. Связь, которая объединяет отдельных людей в общество, может иметь различный характер, смотря по степени ее продолжительности и прочности, смотря по большей или меньшей ее полноте и общности. Поэтому при высоком состоянии культуры различается много видов общественных соединений. Каждый индивидуум принадлежит обыкновенно не к одному только общественному союзу, но сразу состоит членом многих общественных соединений, в которых он и находит удовлетворение своих разнообразных потребностей. Как уже сказано раньше, самой всеобъемлющей формой человеческого общежития является в настоящее время государство. Это — наиболее прочно организованный человеческий союз, в котором каждый индивидуум охвачен в наиболее широком круге своих интересов; союз этот является теперь единственным самостоятельным в том смысле, что все другие союзы в той или иной мере стоят от него в зависимости, так что государство в случае нужды могло бы довольствоваться самим собою, тогда как Другие общественные союзы опираются на государство и не столь широко охватывают жизнь своих членов, как государство. Однако, несмотря на все это, современный человек не удовлетворяется общением в государстве. Наряду с государством существуют и другие общественные союзы. Некоторые из них выходят даже за пределы государства (например, церкви). Но их существеннейшее отличие от государства состоит в том, что они не создают между своими членами столь общей связи, как государство; все они преследуют сравнительно специальные цели. Соответственно этому они и не имеют столь сильной и сложной организации, как развитое государство. Нет возможности перечислить все виды общественных соединений. Можно сделать лишь примерный перечень важнейших из них. 1. Целый ряд общественных образований основан на единстве кровного происхождения своих сочленов. Это — так называемые семейные и родовые союзы, значение которых было особенно велико до появления государства. 2. Большое значение в жизни современного государства имеют общественные группы, объединенные общностью экономических интересов. Таковы классы землевладельцев, промышленников, рабочих. Общность экономических условий нередко создает в этих классах и общие политические стремления, иногда несогласные между собою или прямо противоречивые. 3) Весьма важные потребности человека удовлетворяются при помощи союзов, основанных на религиозной связи. Сюда относятся всякого рода религиозные общины и церкви; как уже замечено, эти союзы часто выходят за пределы отдельных государств. 4. Иногда большое значение приобретает чисто культурное деление общества: различие классов образованных и необразованных, разные общественные соединения в целях научных, литературных, художественных. 5. В пределах каждого развитого государства существуют особые союзы политического характера; сюда относятся, помимо политических партий в конституционных государствах, разного рода местные общины (городе1 кие, сельские), на которые иногда возлагается выполнение части государственных задач. 6. В последнее время, особенно в истории XIX в., большое внимание привлекает к себе понятие нации, как общественного образования. Нация не есть синоним государства; напротив, некоторые государства включают в себя несколько наций, и одна нация может оказаться раздробленною по нескольким государствам. Как доказал Ел-линек, нация объединяется вообще не какой-либо объективной связью (например, не языком; не религией и т. п.), а только субъективным сознанием образующих ее людей. «Группа людей, сознающих себя объединенными множеством общих своеобразных культурных элементов и общим историческим прошлым и потому отличными от других людей, образует нацию... Субъективное единство нации по своей природе есть продукт высшей культуры и хотя издавна уже находится в зародышевом состоянии, но с полною силою проявляется лишь в новейшее время». 7. Наконец, следует отметить приобретающий все большее и большее значение наиболее широкий вид общественного соединения, а именно: международное общение. Все культурные государства в настоящее время находятся в тесном общении между собою. Помимо политического, культурного и религиозного влияния, которое эти государства оказывают друг на друга в таком общении, следует отметить чисто юридическую его сторону. Оно привело к тому, что государства стараются придать более упорядоченную форму своим взаимным отношениям, подчинить их твердым правилам. Так возникает особая отрасль права — право международное. На почве такого общения государства уже теперь общими силами выполняют некоторые культурные задачи. Возникли постоянные международные союзы и постоянные соглашения, без которых современная культура обойтись не может (всемирный почтовый и телеграфный союзы, международные соглашения о железнодорожных тарифах, о выдаче преступников и т. п.). | Общее учение о государстве (опреуеяение государства; признаки государства; цело государства) Хвостов В.М. Общая теороя права [...] Государство есть одна из форм человеческого общежития, один из видов общественных союзов. Поэтому, для того чтобы вывести формулу, которая бы содержала в себе определение государства, следует остановиться на тех признаках, которые отличают государство от других общественных союзов и тем самым определяют место государства в общей системе человеческого общежития. Таких признаков мы можем указать несколько; они заключаются в особенностях, свойственных трем основным элементам государства; эти элементы суть: 1) верховная власть, 2) территория, 3) население. Важнейшим отличительным признаком государственного союза является верховная власть. Подчинение этой власти и объединяет отдельных граждан в общий государственный союз. Благодаря массовому подчинению, власть эта стоит выше воли отдельных подданных и по силе своей превышает силу власти, существующей в каком-либо ином общественном союзе. Характерная черта государственной власти состоит в ее принудительности [...]. Но принудительностью еще не исчерпываются отличительные черты верховной власти государства. От других принудительных союзов государство отличается своей самостоятельностью. Это значит, что верховная власть совершенно независима в решении тех вопросов, которые входят в круг ее ведомства. Государственная власть сама организует разного рода учреждения для выполнения своих задач и определяет их личный состав не подчиняясь при этом каким-либо указаниям и воздействиям со стороны иной высшей власти. Эту самостоятельность государственной власти не следует, однако, смешивать с неограниченностью. Неограниченность не является необходимым признаком верховной власти. Союз лишь тогда может претендовать на значение государства, когда его власть самостоятельно действует и организуется в пределах своего ведомства. Но самые пределы этого ведомства могут быть ограничены. Мыслимо такое отношение, при котором пределы ведомства одного государства определяются тем, что будет для него оставлено другим государством. На этом основано различие между государствами суверенными и несуверенными. «Суверенитет есть способность исключительного самоопределения. Поэтому только суверенное государство может — в пределах установленных и признанных им самим правовых границ — совершенно свободно нормировать содержание своей компетенции. Несуверенное государство, напротив, самоопределяется свободно лишь в пределах, отмежеванных его государственному ведению. Способность самоопределяться и обязываться по собственной воле является отличительным признаком всякой самостоятельной господствующей власти. Поэтому и несуверенному государству принадлежит правовая власть нормировать свою компетенцию. Но эта власть ограничена правом стоящего над ним общения. Поэтому из двух постоянно соединенных между собою государств то государство, которое не может расширить свою государственно-правовую компетенцию путем собственного законодательства и ограничено в этом отношении правопорядком другого государства, — не суверенно, между тем, как государство, могущее путем соответственного закона ограничить государственно-правовую компетенцию другого государства, есть государство суверенное». Таким образом, суверенитет или неограниченность не есть необходимый признак государственной власти. Только этим путем и можно юридически объяснить характерные для новейшего времени образования так называемых союзных государств, каковыми являются, например, Германская Империя или Северо-Амери-канские Соединенные Штаты. Союзное государство есть образованное из нескольких государств суверенное государство, по отношению к которому отдельные, образующие его, государства являются несуверенными. Эти государства самостоятельно организуются и действуют, но лишь в пределах той области дел, которая для них оставлена высшим единством — суверенным государством. За утрату суверенитета эти государства вознаграждаются тем, что принимают известное участие в осуществлении верховной власти высшего единства, коллективного государства. Государственная власть последнего исходит от его отдельных членов — несуверенных государств, — связанных в одно государственное единство [...]. Вторым отличительным признаком государства с точки зрения господствующей в юриспруденции теории является территория. Так называется то пространство земли и воды, на котором государственная власть может осуществлять свои функции. Таким образом, все находящиеся в пределах государственной территории лица подчинены действию государственной власти; с другой стороны, никакая иная власть не может распоряжаться в границах государственной территории без разрешения власти данного государства. За пределы своей территории государственная власть не выходит; за этими пределами кончается область государственного властвования и возможны лишь международные сношения [...]. Третьим элементом государства является народ, т. е. совокупность людей, составляющих государственный союз и объединенных подчинением верховной власти. Конечно, в народе должны быть представлены все естественные элементы человечества, т. е. мужчины и женщины, возрастные группы [...]. [...] Характерным признаком понятия народ является то, что он состоит из свободных людей; немыслимо государство, состоящее только из рабов. Свобода же, как свойство членов народа, состоит в том, что эти члены признаются в глазах государства личностями, наделенными юридическими правами и обязанностями. Между государством и подданными существуют взаимные юридические отношения, из которых для подданных возникают, с одной стороны, охраняемые правом обязанности перед государством, с другой же стороны — признанные правом притязания к государству. На этой почве для граждан возникают так называемые субъективные публичные права. Публичные права граждан можно разделить на несколько категорий. С одной стороны, сюда относятся такие положения законов и обычаев, которыми запрещается органам власти вторгаться в известную неприкосновенную для них сферу интересов граждан; отсюда возникает право на неприкосновенность личности, содержащее в себе гарантии гражданина от незаконного задержания, право на неприкосновенность жилища, на неприкосновенность собственности, на сохранение тайны почтовой корреспонденции. С другой стороны, сюда принадлежат те положения права, которые налагают на органы государства обязанность допускать беспрепятственно известные действия граждан, совершаемые ими в одиночку или коллективно; так получается право гражданина на свободное передвижение, на свободное выражение мыслей путем печати, на устройство собраний и союзов, на отправление религиозного культа. Далее, за гражданами признается право на известные положительные услуги со стороны государства; таково, например, право гражданина привлекать на помощь гражданский суд для защиты своих частных прав. Наконец за гражданами может быть обеспечено право на участие в самом осуществлении государственной деятельности, например, право активно и пассивно участвовать в выборах в законодательные учреждения, каковы у нас Государственная Дума и Государственный Совет [...]. Объединяя в одну общую формулу совокупность всех указанных выше элементов государства, получим следующее определение государства: это союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти [...]. [...] Хотя с точки зрения усвоенного нами органического воззрения на природу государства, мы не можем считать последнее организацией, преднамеренно установленной людьми для достижения заранее определенных целей, но это, конечно, не исключает вопроса о тех целях, которые может преследовать в своей деятельности уже сложившееся государство. Государство, как волевая общественная организация, располагает весьма могущественными средствами, с помощью которых может влиять на все стороны деятельности входящих в его состав людей. Оно регулирует своими распоряжениями эту деятельность, может создавать для нее благоприятные условия или же тормозить ее. Вопрос о цели государства и есть, по существу, вопрос о том, в каком именно направлении и в каких пределах должно государство развивать свою деятельность, чтобы быть действительно полезным для 536 прогресса [...]. Вопрос о цели государства можно решить поэтому лишь в относительном смысле. Конечно, всякое государство прежде всего должно позаботиться об охране своей внешней безопасности и об установлении прочного и справедливого правопорядка внутри страны. Но затем оно должно в известных пределах взять на себя и заботу о благосостоянии граждан. В каких именно пределах, — это должно определяться целесообразностью. Вмешательство государства в область благосостояния полезно в тех случаях, когда соответствующие заботы не могут быть выполнены силами самих граждан или же могут быть ими выполнены хуже, чем государством. Поэтому границы желательного государственного вмешательства могут меняться в разные эпохи и при разных условиях. То, что было настоятельно необходимо при известных условиях, может оказаться положительно вредным при других обстоятельствах. Вообще же наиболее поддаются государственному регулированию те области жизни, которые состоят в деятельности более или менее однородной, безличной, легко допускающей внешний контроль и принуждение. Материальная культура поэтому в общем сравнительно в большей степени поддается регулированию государства и больше может получить от него полезного содействия, нежели культура духовная. |