Хрестоматия по тгп Радько. Хрестоматия по теории государства и права
Скачать 3 Mb.
|
Если нет готового законного, обычно-правового или иного позитивного решения, то в области правовой психики является тенденция подыскать имеющееся позитивное решение для наиболее сходных, аналогичных, случаев, и воспользоваться этим решением в качестве позитивного масштаба и проч. и проч. (ср. ниже о разных видах позитивного права). Сверх позитивационной тенденции потребности унификации норм служат в праве еще разные другие специальные средства и стремления. Так, в случаях конкуренции разных видов позитивного права и возможности сомнений, какое из них в известных случаях, в известном месте, к известным лицам и т. д. должно применяться, проявляется тенденция выработки определенных правил для решения этого рода вопросов, и проч. 2. Тенденции точной определенности содержания и объема правовых представлений и понятий. Унификация норм (объединение общих правовых мнений и убеждений) с помощью выработки однообразного шаблона и т. д. весьма важна и необходима для приведения к единству и совпадению выводимых из общих норм конкретных обязанностей и прав (соответственных мнений сторон), но не достаточна. Дальнейшим условием достижения согласия является точная определенность содержания и объема подлежащих общих правил и отдельных представлений и понятий, входящих в их состав: представлений объектов обязанностей и прав, их природы, размера и т. д., представленной обстоятельств, обусловливающих наличность обязанностей и прав (релевантных фактов), и проч. В противном случае, напр., в случай неясности, двусмысленности подлежащих выражений и представлений, в случае растяжимости их смысла, объема и проч. — были б неизбежны конфликты в виду атрибутивного характера правовой психики. Представить себе, напр., что издаете такой закон: «служившие долгое время верою и правдою имеют право на получение от тех, которым они служили, единовременного вознаграждения достаточного размера или соответственной пенсии. Вследствие неопределенности объема и растяжимости представлений «долгое время», «верою и правдою» и т. д. представители атрибутивной стороны склонны были бы толковать и применять к своему положению подлежащее правило в направлении утверждения наличности права (напр., и в случаях не особенно долгой или даже весьма кратковременной службы, и в случаях малой доброкачественности службы и т. д.) и в направлении растяжения размера притязаний; а представители императивной стороны проявляли бы противоположной склонности; и это происходило бы и в случаях отсутствия сознательной недобросовестности; результатом такого закона была бы весьма злокачественная социальная язва, отравление отношений между служащими и работодателями разных категорий взаимною враждою, спорами, конфликтами и т. д. Чем неопределеннее и растяжимее смысл императивно-атрибутивного правила (соответственных представлений), тем более (се1епз рапЬиз) многочисленные и вредные конфликты оно способно порождать. Эта теорема не относится к нравственности вследствие чисто императивной, беспритязательной и, сообразно с этим, мирной природы нравственной психики. Мало того, относительно нравственности можно выставить прямо противоположное положение: не растяжимость, точная определенность здесь не только не необходима, но была бы прямо вредною; она мешала бы успешному осуществлению общественно-воспитательной функции нравственности. С точки зрения нравственного совершенствования желательно, чтобы нравственные начала допускали, сообразно силам данного индивида, растяжение, движение все выше и выше в деле их осуществления и поощрения и увлечете других примером, не давая повода ни для самодовольства по поводу точного исполнения требуемого и остановки в совершенствовании, ни для отчаяния и отказа от исполнения вообще в случае слабости — этических сил Нравственность должна быть для людей общим руководящим идеальным светом, который, с одной стороны, дает возможность соответственного скромного движения и приближения и для слабых и, с другой стороны, заставляет двигаться все выше и выше и сильных. Вместо точноопредленных указаний в таких случаях обязательно что-либо, что и сколько требуется, ни больше, ни меньше, она должна давать такие директивы, которые бы допускали различные степени осуществления, от скромнейших до высочайших. Изложенному соответствуют противоположные тенденции развития и характерные свойства содержащие права и нравственности: тенденция точной определенности содержания и не растяжимости объема представлений и понятий в области права, тенденция гибкости и растяжимости соответственных величин в области нравственности. Так, для права характерно стремление к точному, в области количеств к математически точному, определению объектов обязанностей — прав. Между прочим, разные позитивные права, в том числе древнее римское, предусматривают случаи предъявления со стороны управомочных притязаний, заключающих в себе требование большего, хоть на минимальное количество, хоть на час раньше и т. п., чем им причитается (ргизрегШо), и связывают это с серьезными невыгодными последствиями, напр., с лишением всего права и т. п. Точно так же запрещается и связывается с невыгодными последствиями, напр., с удвоением размера долга, неправильное отрицание права другого или хоть минимальной части его объема со стороны обязанного. Эти явления представляют одновременно и особые средства, действующие в пользу предупреждения разногласий и конфликтов между правовыми сторонами, и наглядные в характерные иллюстрации к нашему тезису об определенности элементов содержания права, в частности объектных определений. Ибо наказания за требование большего чем следует, и за отрицание части долга представляют меры, предполагающие возможность точного определения по действующему праву размеров долгов — прав. Точно так же право проявляет тенденции точно предопределять те обстоятельства, те факты, признаки и т. д., с наличностью коих связывается наличность обязанностей — прав (релевантные факты); с этим связан казуистически характер нрава, предусмотрение с его стороны множества всевозможных категорий фактических комбинаций и т. д. Напротив, нравственность ограничивается, главным образом, лишь указанием общих направлений рекомендуемого поведения (будьте кротки, милосердны, помогайте нуждающимся и т. п.), оставляя величайший простор для разнообразия индивидуальных взглядов в конкретных случаях относительно наличности обязанностей и размера их исполнения. Оказывать помощь всем нуждающимся было бы немыслимо и для богатейших, так что соответственный принцип морали заключает в себе только общих директив, в пределах которого условия помощи, характера, размер и проч. зависят от личных взглядов, остаются совсем неопределенными. Некоторые нравственные заповеди имеют, впрочем, сходный с юридическими вид в том отношении, что они, по-видимому, точно, даже иногда с математическою точностью, предопределяют условия наличности обязанности и предмета таковой; таков, напр., характер частных евангельских заповедей о непротивлении злому: о подставлении левой щеки в случае удара в правую, об отдаче верхнего платья в случае отнятия рубашки, о том, чтобы идти 2 поприща, если принуждают идти 1 поприще. Но такие изречения имеют не тот смысл, что их так буквально и следует понимать и исполнять (как это было бы уместно в области права), а лишь смысл образных выражений для указания общего направления поведения. С неопределенностью и растяжимостью содержания нравственности связаны характерный для нравственности понятия добродетелей и совершенства («Итак будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный»), святости, нравственного идеала характера и поведения и т. п. Добродетель означает более высокую, чем средний уровень, степень исполнения начал нравственности, а совершенство, святость, идеал—высочайшую степень. В области права имеется или исполнение обязанности, и в неисполнение, нарушение; простора для множества степеней исполнения, а тем более для расширения и растяжения до бесконечности здесь нет—вследствие определенности условий, предметов обязанностей и т. д. 3. Стремление права к достижению контролируем ости и доказуемости релевантных» фактов. Для предупреждения разногласии и конфликтов представителей императивной и атрибутивной стороны в праве весьма важно, далее, избегать связывания обязанностей и прав с такими фактами, признаками и т. д., наличность которых не поддается объективному контролю, проверке и бесспорному для обеих сторон установлен!»; возведете не поддающихся контролю и доказательству категорий фактов в юридически релевантные было бы обильным источником сомнительности и спорности соответственных прав и обязанностей. И вот в сфере права действует тенденция избежания этого, игнорирования фактов этого рода, в виде простого непринятия их во внимание или в виде замены их другими (суррогатами), подающимися бесспорному установлению напр., не подавшийся контролю, по существу важный во многих областях права—в области наследственных, семейственных, сословных и иных прав, факт происхождении (зачаггия) данного типа от мужа его матери игнорируется правом с заменою его особыми правилами определения брачного происхождения. «Родившийся» не раньше истечения определенного количества дней со дни заключения брака и не позже истечения определенного количества дней после прекращения брака признается происходящим, от мужа своей матери и т. и. Так как, наряду с разными физическими фактами, к неподдающимся контролю фактам относятся многие психические, то тенденции контролируемости юридических фактов проявляется в рачных областях права в форм» отрицательного отноивения к возведению в релевантные факты разных психических явлений. Но для правильного понимания существа дела и причинной связи явлений следует имей в виду, что дело не в различии внутреннего и вяеншвего мира, а в контролируемости или неконтролируемости подлежащих фактов. Факт зачатия есть физический (физиологический) факт, но он не поддается контролю, и право не возводит его в релевантный факт, а заменяет суррогатами; факт сильного эмоционального возбуждения, напр., яростного гнева вследствие оскорбления, есть психический факт, но он поддается установлению, напр., со стороны свидетелей ссоры и убийства «в запальчивости и раздражении», и он возводится уголовным правом в релевантный, уменьшающий наказание, факт. Сверх указанной тенденции в праве действует еще стремление достигнуть возможно большей объективной достоверности и бесспорности фактов с помощью разных иных средств. Большая роль в праве письменных документов, нотариальных засвидетельствований, свидетельских показаний и проч. и проч.— тоже связана с атрибутивною природою права и ею объясняется. Нравственности, вследствие чисто императивной природы, указанные тенденции и явления вполне чужды. Социальная потребность и необходимость такого приспособления содержания права, чтобы имелось точное предопределение условий обязанностей-прав, точное определение их объектов и их размеров, возможность объективного констатирования бытия или небытия фактов, возводимых в релевантные, и т. д. — тем настоятельнее, чем ниже культура данного народа; ибо чем менее культурны люди, тем резче и кровопролитнее соответственные конфликты, тем больше эгоистической неуступчивости, не правдивости и проч. Сообразно с этим можно дедуктивно предвидеть в качестве законов исторического развитая права, что указанные выше тенденции права проявляются в форме, тем более резкой и абсолютной, тем более игнорирующей и коверкающей существо дела, чем древнее право, т. е. ниже культура. И действительно, точная и абсолютная определенность содержания и объема, игнорирование фактов, могущих возбуждать споры, и т. д. — представляют такие свойства содержания права, которые в особенно поразительной форме свойственны древнему праву. 4. Унификация конкретных правоотношений. Явление суда и связь его с императивно-атрибутивной природой правовой психики. Установленные выше законы-тенденции развития и приспособления права ведут к тому, что в громадном большинстве конкретных случаев достигается унификация правовых мнений противостоящих сторон, совпадает приписываемаях другой сторона обязанностей или, прав с тем, что себе приписывает другая сторона, и обратно. Но абсолютное исключение всяких поводов для правовых диссонансов между сторонами на почве выработки однообразного шаблона общих правовых начал с содержанием, надлежаще приспособленных к приведенному к одному знаменателю правовых мнений сторон, с точным определением условий, объема прав и обязанностей и т. д., является недостижимым. Как бы превосходно ни было приспособлено право в указанных отношениях к достижению совпадения правовых мнений сторон, все-таки возможны несовпадения вследствие сомнений и разногласий относительно релевантных фактов, относительно подведения их под те или иные общие начала права и т. п. Наряду с развитием единого позитивного шаблона норм и надлежащим приспособлением их содержания к притязательной и конфликтной природе правовой психики, и независимо от этого, существует потребность в унификации конкретных прав и обязанностей (соответственных мнений), как таковых, для предупреждения или устранения вредных и опасных конфликтов, связанных с императивно-атрибутивной природой правовой психики. Средством такой унификации является обращение спорящих к третьему, незаинтересованному лицу с просьбой разобрать и решить их спор, т. е., исследовав обстоятельства дела (релевантные факты), высказать свое мнение относительно того, на что одна из сторон по отношение к другой или обе взаимно могут притязать, к чему они обязаны, с тем, чтобы впредь это мнение для обеих сторон было одинаково обязательно,— вообще замена индивидуально-различных правовых мнений сторон третьим мнением, правовым мнением третьего лица (или совокупности лиц), как единым, для обеих сторон обязательным решением. Явление выработки такого третьего правового мнения мы назовем судом (или процессом), третье мнение судебным решением. Это, между прочим, особый случай позитивации права, выработки позитивного права особого вида. Стороны приписывают себе соответственные обязанности и права со ссылкою на решение судьи или суда, как на авторитетно-нормативный факт. Под установленное понятие суда с точки зрения психологической теории права, следует отметить, подходят не только разбирательство дела и постановление решения со стороны государственных судов, особых официальных учреждении, а и бесчисленные иные, психологически однородные и находящиеся в одинаковой причинной связи с императивно-атрибутивной природой права, явления; напр., разбирательство и решение правовых в нашем смысле споров детей по поводу принадлежности игрушек, дележа конфет, исполнения их, детских, договоров и т. п. со стороны отца, матери, няни и т. д., товарищески суд между детьми или взрослыми по поводу обид, присуждающий обидчика к извинению или т. п., разбор и решение споров разбойников о принадлежности добычи или известной части со стороны атамана шайки, и пр., и пр. Вообще суд, сознание потребности в нем, обращение к третьим за решением, подчинение этим решениям, как позитивно-нормативным фактам, и т. д. — весьма распространенное в различнейших областях наличности и действия правовой психики явление, психологически естественный продукт и дополнение императивно-атрибутивной природы этой психики, одна из форм проявления установленной выше общей унификационной тенденции этой психики. Что явления права и суда находятся во взаимной связи, это, конечно, не новое для науки права положение. В психике публики и юристов имеется крепкая ассоциация «соответственных представлений, так что слово и представление «суд» вызываешь представление «право» и т. д.; но природа причинной связи явления суда со специфическою природою права остается невыясненною в современной юриспруденции и не может быть научно выяснена за отсутствием надлежащего понятия права. Вообще научная, адекватная, георга суда—явления, свойственного далеко не только той области явлений, которую юристы относят к праву (как и научные теории других, указанных выше, явлений и тенденции), достижима только на почве понятая и изучения права, как императивно-атрибутивных переживаний. | Функции права (общественные функции праиа; распределительная функция права, в исобеннисти н природе собственности] Пеиражицкий Л.И. Теория государства о праиа о сиязи с теорией нравственности С различием специфической природы правовой, атрибутивной, и нравственной, чисто императивной, психики связано различие функций, исполняемых в социальной жизни той и другой ветвью человеческой этики. Уже выше было указано, что правовое сознание, как таковое, имеет иное значение в области мотивации поведения, нежели нравственное сознание. Правовой психики, сообразно императивно-атрибутивной природе подлежащих моторных возбуждении, свойственно двустороннее мотивационное действие: наряду с пассивною этическою мотивацию (сознания долга) имеет место активная (сознание управомоченности), так что получается соответственно координированное индивидуальное и массовое поведение. При этом пассивно правовая мотивация вследствие атрибутивной силы подлежащих эмоций, вследствие сознания, что другой стороне причитается то, что является предметом нашего долженствования, оказывает более решительное и неуклонное влияние на поведение, чем чисто императивная мотивация, как что соответственное поведение представляется не чем-то особенным и заслуживающим похвалы, а само собою разумеющимся; оно становится общим, относительно неуклонно соблюдаемым, правилом. Далее, на стороне правового актива имеется не только поощрительно санкционирующая мотивация в пользу осуществления права, но и тенденция добиваться причитающегося, независимо от усмотрения и воли обязанных, требовать, домогаться, заставлять обязанных подчиняться, с помощью разных средств, в том числи насильственных, и, сверх того, тенденция злостных, мстительных и вообще репрессивных реакций по адресу нарушителей. Это оказывает добавочное мотивационное давление на обязанных в пользу неуклонного соблюдения требований нрава. Вообще, указанные две тенденции, влияющие на поведение обеих сторон в пользу неуклонного осуществления требований права, придают упомянутой выше социальной координации поведения особенно крепкий, правильный и прочный характер. Этому содействует еще указанная дальше, связанная с императивно-атрибутивною природою права, унификационная тенденция развитая и приспособления этой ветви человеческой этики, в частности широкое развитие имеющего решающее значение, в случай сомнений и разногласий, однообразного для членов общежития, позитивного шаблона форм и точная предопределенность условий обязанностей — прав, точная фиксация содержания и объема (объектов) этих обязанностей и прав и т. д. |