Главная страница
Навигация по странице:

  • Сказанное о воспитании детей относится и к вос­питанию народа, и к могучему средству этого воспита­ния — к политике права, к законодательной политике.

  • | Решающее значение атрибутивной функции в праве (исполнение требинаний нравственносто и ирава]

  • Главнейшими из таких характерных особенностей права по сравнению с нравственностью являются следующие

  • Исполнение правовых обязанностей возможно без участия и какой-либо жертвы со стороны обязанного

  • В области нравственности наши обязанности во- 5ще

  • Нравственные обязанности не могут быть испол­няемы без участия обязанного другими лицами, хотя бы они действовали от имени обязанного, и вообще для представительства в области нравственности.

  • 3. Отношение права и нравственности к прину­дительному исполнению.

  • Иначе в области правовой психики, которая удов­летворяется осуществлением атрибутивной функции, доставлением удовлетворения управомоченному, как бы оно ни произошло (...].

  • Не следует, впрочем, думать, будто право вообще относится безразлично к наличности или отсутствию и к содержанию намерения в психике совершающих те или иные действия.

  • 5. Отношение права и нравственности

  • Нарушение правовых и нравственных обязанностей (неисполнение нравственных и правовых обязанностей и вызываемые этим реакции в области нравственной о правовой психики)

  • Хрестоматия по тгп Радько. Хрестоматия по теории государства и права


    Скачать 3 Mb.
    НазваниеХрестоматия по теории государства и права
    АнкорХрестоматия по тгп Радько.doc
    Дата09.03.2017
    Размер3 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаХрестоматия по тгп Радько.doc
    ТипДокументы
    #3590
    страница44 из 73
    1   ...   40   41   42   43   44   45   46   47   ...   73

    Родители и воспитатели должны вообще обращать серьезнейшее внимание на развитие в детях сильной и живой правовой психологии: им следует заботиться о внушении детям не только нравственности, но и права; при том важно развитие, так сказать, обеих сторон права, внушение прав других и их святости, сильного уважения к ним, но точно так же и собствен­ных (воспитываемого) прав и уважения к ним. Надле­жащее развитие сознания и уважения чужих прав дает твердую опору для надлежащего, отдающего должное, отношения к ближним (в том числе для надлежащего уважения к личности других); развитие сознания соб­ственных прав сообщает воспитаннику надлежащее 431 личное достоинство и связанные с этим черты харак­тера (открытость, прямоту...). Воспитание «без права» дает в результате отсутствие прочной этической почвы и гарантий против житейских искушений, а что каса­ется специально отношения к человеческой личности, чужой и своей, то естественный продукт такого воспи­тания — «рабская душа» и вместе с тем неуважение чужой личности, деспотизм и самодурство.

    Развитие надлежащего активного правосознания, сознания собственных прав, важно в педагогике и с точки зрения развития житейской (хозяйственной и т. д.) дельности. Оно сообщает необходимую для жизни твердость и уверенность, энергию и предпри­имчивость. Если ребенок воспитывается в атмосфере произвола, хотя бы и очень благожелательного и ми­лостивого, если ему не выделяется известная сфера прав (хотя бы скромного, детского характера), на не­зыблемость которых он может надеяться, то он не приучится строить и выполнять с уверенностью жи­тейские планы. В частности, в экономической области не будет надлежащей уверенности, смелости и пред­приимчивости, а будет скорее апатия, действование на авось, ожидание благоприятных «случаев», помощи со стороны, милостей, подачек и т. п.

    Сказанное о воспитании детей относится и к вос­питанию народа, и к могучему средству этого воспита­ния — к политике права, к законодательной политике.

    От структуры права и направления законодатель­ной политики, в частности и в особенности от прове­дения принципа законности, от надлежащего развития системы субъективных прав вместо ожидания милос­тивого усмотрения, от твердости и незыблемости прав, гарантий против произвола и т. д., — в высокой степе­ни зависит развитие типа «гражданина», как особого идеального характера, экономической дельности, энер­гии и предприимчивости в народных массах и т. д.

    Весьма поверхностно и ненаучно было бы думать, что экономическое недомогание или процветание стра­ны зависит от того или иного направления «покрови­тельственной» или иной экономической политики, напр., оттого, кому оказываются «покровительство» и разные «воспособления» в сфере таможенной, подат­ной политики, в сфере разных технических и специ­альных мер по адресу той или иной отрасли народного труда и т. п.

    Экономическое недомогание и процветание зави­сит от характера миллионов субъектов хозяйственной деятельности, от типа «хозяев», от их энергии, пред­приимчивости, умения смело и уверенно задумывать и исполнять хозяйственные планы, полагаться на себя, а не на «авось» и проч. А для воспитания этих черт ха­рактера существенным условием является законность, пропитание всех областей социальной жизни, в том числе и экономической, правом.

    Чисто моральная, беспритязательная психика — очень высокая и идеальная психика, но она требует для нормального и здорового развитая характера еще дру­гой, притязательной, правовой психики. Без такого дополнения или, правильнее, без такого (императив­но-атрибутивного) фундамента нет здоровой этики, а существует почва для разных, подчас отвратительных, уродливостей.

    В обществе принято относиться к праву, как к чему то низшему по сравнению с нравственностью, менее ценному, менее достойному уважения. А есть учения (например, учение Л. Толстого, разные анархистичес-кие учения), которые относятся к праву прямо отрица­тельно. В основе этих воззрений, как видно из всего выше изложенного, лежит незнание природы и значе­ния той и другой ветви человеческой этики.
    | Решающее значение атрибутивной функции в праве (исполнение требинаний нравственносто и ирава]

    Петражицкий Я.И. Теория государства о права в связи с теорией нраистненнисти

    Сообразно атрибутивной природе правовых эмо­ций импульс в пользу исполнения правового долга имеет характер давления в пользу того, чтобы другой стороне, управомоченному, было доставлено то, что ему 433 причитается; что же касается поведения обязанного, то оно имеет значение не само по себе, а как способ и средство достижения этого результата на стороне уп-равомоченного. Напротив, нравственный импульс име­ет характер непосредственного и безотносительного давления в пользу определенного поведения, как тако­вого, а не как средства удовлетворения права другого.

    Вообще, в области нравственной психики импера­тивная функция, единственно здесь существующая, имеет самостоятельное и исключительно решающее значение. В области же правовой психики главное и решающее значение имеет атрибутивная функция, а императивная функция имеет лишь рефлекторное и подчиненное значение по отношению к атрибутивной. С точки зрения правовой психики, важно, чтобы упра-вомоченному, субъекту атрибутива, было доставлено соответственное получение, асс1реге, объекта атрибу­тива, чтобы было удовлетворено его право, атрибутив­ная сторона правоотношения, чтобы осуществилась атрибутивная функция; что же касается императивной функции, воздействия сознания императива, на пове­дение обязанного, осуществления объекта императи­ва, Гасеге, исполнения им своего долженствования, то эта сторона дела важна лишь как средство, и при том не единственно возможное средство (ср. ниже) для осуществления атрибутивного эффекта.

    Этим объясняются разные характерные явления в области права и особенности его по отношению к нрав­ственности, явления, которая представляются непонят­ными с точки зрения господствующего учения о пра­ве, как об «императивах» только, в смысле Беляши, обращаемых государствами или иными общениями к гражданам и т. п.

    Главнейшими из таких характерных особенностей права по сравнению с нравственностью являются следующие:

    1. Отношение права и нравственности к испол­нению обязанностей посторонними лицами вместо са­мих обязанных.

    Исполнение правовых обязанностей возможно без участия и какой-либо жертвы со стороны обязанного,

    ' лишь бы было доставлено кем — либо, хотя бы совер-хенно посторонним лицом, управомоченному то, что причитается [...].

    Разумеется, исполнение правовых обязанностей сесто обязанного третьими лицами может иметь ме-| лишь в тех случаях и постольку, когда и поскольку этим доставляется управомоченному то, что ему при­читается, надлежащее удовлетворение его права, по-кольку для этого удовлетворения не требуется дей-зие самого обязанного [...].

    В области нравственности наши обязанности во-5ще не могут быть исполняемы так, что кто-нибудь эугой делает за нас то, что нам следовало бы сде-ать, хотя бы для тех, в пользу коих это делается, было гзразлично, от кого исходит действие. Нравствен-эмоции, как чисто императивные, удовлетворя­ются только соответствующим императиву поведени­ем обязанного.

    2. Отношение права и нравственности к предста­вительству.

    Если, в виду решающего значения атрибутивной функции права, правовые обязанности могут быть исполняемы посторонними лицами, действующими от своего имени и на свой счет, поскольку этим доставля­ется то, что причитается управомоченному, то тем бо­лее понятно и естественно, что эти обязанности могут быть исполняемы при том же условии, т. е. при усло­вии доставляемого надлежащего удовлетворения упра­вомоченному, чрез представителей, т. е. третьих лиц, действующих в силу особых правовых отношений к обязанному от его имени и за его счет, напр., опекунов, управляющих имуществом обязанного и т. п.

    И для исполнения наших нравственных обязанно­стей мы можем пользоваться помощью других лиц; напр., оказание помощи ближнему во имя нравствен­ного долга не теряет своего нравственного характера и своей нравственной ценности от того, что дальше было совершено не собственными руками дающего, а прислано по почте или через посланного. Но послан­ный является здесь только орудием исполнения наших решений, точно так же, как наша рука; так что действие, исполненное физически другим, является психически нашим действием, продуктом наших решений.

    Иной характер имеет представительство в техни­ческом смысле. Оно состоит в самостоятельных дей­ствиях другого, в исполнении собственных решений представителя с отнесением юридических последствий этих действий представляемому. И вот, если предста­витель обязанного (хотя без его ведома и желания) доставляет от его имени удовлетворение управомочен-ному, то признается, что обязанный исполнил свою обязанность (чрез представителя), что он вполне удов­летворил требованиям права.

    Наряду с представительством императивной сто­роны, обязанного, в праве имеется место еще и для представительства атрибутивной стороны, управомо-ченного — для истребования и принятия исполнения от имени управомоченного.

    Разные, связанные с атрибутивной природой права и не существующего в области нравственности, дого­ворные и иные акты распоряжения правовыми долга­ми — правами, установления их, прекращения, отчуж­дения и т. д. — тоже допускают представительство.

    Таким образом, в области права исполнение юри­дических обязанностей и разные другие юридические акты могут происходить между двумя сторонами без всякого фактического их участия — путем соответ­ственных действий представителей. Поэтому, напр., возможно и такое явление, что между двумя новорож­денными младенцами происходить взаимное договор­ное установление обязанностей, их исполнение и т. д.

    Нравственные обязанности не могут быть испол­няемы без участия обязанного другими лицами, хотя бы они действовали от имени обязанного, и вообще для представительства в области нравственности.

    3. Отношение права и нравственности к прину­дительному исполнению.

    Исполнение нравственных обязанностей, сообраз­но чисто императивной природной нравственности, может быть только добровольное. Если обязанный не подчиняется нравственному императиву, а подверга­ется физическому насилию, ведущему к такому внеш­нему результату, как если бы он исполнил свою обя­занность, напр., если у него насильно берут то, что он должен был бы дать добровольно, то реализации, един­ственно существующей — императивной функции нравственности здесь нет, и об исполнении нравствен­ной обязанности в данном случай не может быть речи.

    Иначе в области правовой психики, которая удов­летворяется осуществлением атрибутивной функции, доставлением удовлетворения управомоченному, как бы оно ни произошло (...].

    (...) Но есть такие права, которые направлены именно на добровольное совершение чего-либо со сто­роны обязанного, так что достижение соответственно­го внешнего эффекта путем принуждения не является доставлением причитающегося, не есть надлежащее удовлетворение (...).

    4.Отношение права и нравственности к намере­ниям обязанных в области исполнения обязанностей.

    Если право может довольствоваться действием тре­тьего лица вместо обязанного или принудительным до­быванием требуемого для управомоченного, поскольку этим удовлетворяется атрибутивная функция, то тем бо­лее понятно и естественно, что правовая психика доволь­ствуется при том же условии, т. е. при условии доставле­ния удовлетворения управомоченному, совершением того, что для этого требовалось, со стороны обязанная хотя бы это произошло случайно, без желания и намере­ния обязанного, напр., вследствие его разъясненное™ или чисто автоматических движений или иного, незави­сящего от его намерений, стечения обстоятельств.

    Иное отношение нравственности, чисто императив­ной этики, к этой стороне дела исполнения обязанно­стей. Если обязанный не имел желания и намерения исполнить требуемое, и только случайно получился такой результат, как если бы он действовал намерен­но, то о действии и реализации императивной, в обла­сти нравственности единственной, функции и о соглас­ном с нравственностью поведении, о нравственном по­ступке, не может быть речи.

    Не следует, впрочем, думать, будто право вообще относится безразлично к наличности или отсутствию и к содержанию намерения в психике совершающих те или иные действия.

    В области правонарушений и других юридически релевантных, влекущих за собою такие или иные юри­дические последствия, действий, договоров и проч., намерения действующих и в праве не лишены значе­ния. Так, по праву культурных народов, случайное причинение зла без умысла и вообще без всякой вины со стороны причинившего не влечет за собою того наказания, которое полагалось бы в случае наличнос­ти вины. Причинение зла по небрежности влечет за собою иные, менее строгие, последствия, чем умыш­ленное причинение и т. д. В области договоров и иных юридических актов принимается во внимание то, что имелось в виду, хотя бы оно не было прямо высказано, и пр.

    Выставленное выше положение о различии отно­шений правовой и нравственной психики к намерени­ям и основание этого положения имеют в виду специ­альное исполнение требуемого со стороны обязанного и психические условия этого исполнения.

    5. Отношение права и нравственности к моти­вам исполнения.

    С той же точки зрения, с точки зрения атрибутив­ной природы правовой психики и решающего значе­ния доставления удовлетворения управомоченному, можно легко дедуктивною предвидеть или объяснить то явление, что право относится безразлично к моти­вам исполнения; если обязанный доставил управомо­ченному то, что ему причиталось, с точки зрения пра­вовой психики все в порядке, хотя бы действие обя­занного было вызвано какими либо посторонними, никакого отношения к праву не имеющими мотивами, напр., эгоистическими, желанием достигнуть для себя какой либо выгоды, страхом невыгоды и проч., или даже злостными мотивами, напр., желанием скомпромети­ровать управомоченного.

    Иная роль принадлежит мотивам совершения тре­буемого в области нравственной психики вследствие чисто императивной ее природы. Если человек руко­водствуется в своем поведении корыстными или ины­ми посторонними по отношению к нравственности мотивами, то о действии и реализации нравственности не может быть речи; а так как здесь не имеется свой­ственного праву, вследствие его атрибутивной приро­ды, явления, состоящего в удовлетворении соответ­ственной психики из-за реализации атрибутивной фун­кции, то для удовлетворения нравственной психики требуется, вообще, наличность нравственных мотивов. Во избежание недоразумений следует иметь в виду:

    а) ошибочно было бы думать, будто право вообще,
    т. е. и во всех других областях, относится безразлично к
    мотивам действия. Так, в области уголовного права куль-
    турных народов мотивы совершения преступного дея-
    ния не лишены в разных случаях значения при опреде-
    лении наказания. И в разных других областях права
    мотивы совершения действия, напр., известного заве-
    щательного распоряжения, принимаются во внимание.


    б) точно так же ошибочно думать, будто право регу-
    лирует исключительно внешнее поведение, т. е. телод-
    вижения, или довольствуется чисто внешним поведени-
    ем, признавая для исполнения достаточным известный
    внешней эффект, независимо от явления внутреннего
    мира. Независимо от изложенного выше о нормировке
    и требовании чисто внутреннего поведения со стороны
    права в смысле императивно-атрибутивной этики, сле-
    дует иметь в виду, что и в разных областях права в смысл
    словоупотребления юристов от обязанных требуется
    наряду с внешними поступками и разные внутренние
    действия. Напр., опекун, государственный чиновник,
    управляющий чужими делами и т. п. обязаны в тех слу-
    чаях, где решение какого либо вопроса зависит от их
    усмотрения, применять внимательное и добросовестное
    усмотрение, и на это направлено притязание управомо-
    ченного, подопечного, государства, доверителя и т. д. Для
    исполнения юридической обязанности, для удовлетво-
    рения подлежащего право притязания в этих случаях
    требуется именно добросовестное усмотрение и реше-
    ние, независимо от того, является ли результатом этого
    усмотрения совершение полезного действия или вред-
    ного или не совершение полезного, объективного вред-
    ного бездействия. И в этих случаях право довольствует-


    ся осуществляемойатрибутивной функции, независимо оттого, какие мотивы побудили обязанного к заботливо­му усмотрению: сознание долга или личный интерес, стремление заслужить одобрение, получить орден или иную награду и проч.; но притязание управомоченного направлено здесь на психическое, внутреннее поведе­ние, а не чисто внешние акты. Следует вообще ясно различать два совершенно различных вопроса: вопрос о том, что требуется от обязанного для управомоченного (куда относятся разные внешние и внутренние дей­ствия), вопрос о том, какое значение имеют мотивы, побуждения, по которым совершается требуемое (внут­реннее или внешнее действие) [...].

    Нарушение правовых и нравственных обязанностей (неисполнение нравственных и правовых обязанностей и вызываемые этим реакции в области нравственной о правовой психики)

    Петражоикий П.И. Теория государства в права в свяэв с теорией нравственности

    Для познания характерных свойств и причинных тенденций правовой и нравственной психики важно, далее, изучение психических процессов, вызываемых нарушением правовых и нравственных обязанностей в психике нарушителя и окружающих.
    1   ...   40   41   42   43   44   45   46   47   ...   73


    написать администратору сайта