Хрестоматия по тгп Радько. Хрестоматия по теории государства и права
Скачать 3 Mb.
|
В результате действия совокупности указанных законов тенденции правовой психики и развития получается прочная координированная система называемая правом социального поведения, прочный и точно определенный порядок, с которым отдельным индивидам и массам можно и приходится сообразоваться, на который можно полагаться и рассчитывать в области хозяйственных и иных планов и предприятий, вообще в области такого или иного устроения жизни. Между прочим, в психики публики и юристов имеется прочная ассоциация двух идей: «права» и «порядка», так что, напр., вместо слова «право» весьма обычно применение выражения «правопорядок» (КесМзогашипд). В предыдущем содержится научно-причинное объяснение этой ассоциации и, вообще, выяснение особых способностей и функций правовой этики, по сравнению с чисто императивной, в деле устроения и нормировки социальной жизни. Нравственность не создает координации поведения; мотивация есть односторонняя мотивация, притом относительно непрочная и ненадежная, поскольку же она действует, характер и содержание таковы, что имеется большое индивидуальное разнообразие мнений, характера, направления и степеней исполнения (отсутствие точно фиксированного шаблона, растяжимость и сжимаемость, смотря по индивидуальным мнениям и склонностям, понимании осуществления, и т. д.). Определенного «порядка», точно предопределенной и координированной системы социального поведения, прочного базиса для предвидения, сообразо-вания поведения, построения хозяйственных и иных планов и расчетов она не создает и по природе своей неспособна создавать. Она улучшает и смягчает социальное поведение, вызывая у отдельных личностей подчас весьма идеальное и выдающееся поведение и совершенствование характера, воодушевляющее и поощряющее других к подражанию и т. д.; но насущных и общих потребностей социальной жизни в прочной нормировке поведения (и твердой и неуклонной социально-воспитательной дисциплины) она не удовлетворяет и не может удовлетворять вследствие чисто императивной природы своей и других, с этим связанных, характерных свойств. В сфере той точной и определенной нормировки и координации социального поведения, которая создается правом, можно, дальше, различать разные специальные направления этой нормировки и координации, разные специальные, свойственные праву, в отличие от нравственности, социальная функции. Для общего ознакомления с характером и социальным значением права важно, в особенности, иметь в виду два направления этой нормировки, две специальные, весьма существенные для социальной жизни, функции права, которые можно назвать: 1) распределительною и 2) организационною функциями права. Атрибутивной природе правовой психики соответ-460 ствует функция наделения отдельных индивидов и групп социальными (зависящими от поведения членов общества по отношению друг к другу) благами, в частности дистрибутивная, распределительная функция в области народного (и международного) хозяйства, функция распределения частей плодородной почвы и других средств и орудий производства и предметов потребления, вообще хозяйственных благ, между индивидами и группами. Основной тип и главный базис распределения хозяйственных благ и вместе с тем основной базис экономической и социальной жизни вообще представляет явление собственности (индивидуально-основной базис т. н. частно-хозяйственного или «капиталистического» социального строя, или коллективной — основа первобытного или иного коллективистического социального строя). Что такое собственность и как объяснить себе соответственное социальное распределение, какими силами орудия производства и иные хозяйственныя блага распределены и закреплены за разными лицами (или их группами), и в чем состоит это закрепление? Люди так привыкли к явлению собственности, что для них обыкновенно здесь не возникает никаких проблем; то явление, что имения и разные другие предметы словно какими-то невидимыми связями закреплены за определенными лицами, наивному мышлению вовсе не представляется загадкой и не возбуждает любознательности и потребности причинного объяснения. Это относится и к современной юриспруденции, хотя ей приходится специально иметь дело с правом собственности, с определением его и т. д. Научного реально-психологического изучения и причинного объяснения подлежащих явлений здесь не имеется, и соответственных вопросов не возникает, как и в других областях правоведения, решающее и исключительное значение имеет наивно-проекционная точка зрения, вообще не знающая и не касающаяся подлежащих реальных феноменов и их причинного действия. И с этой, проекционной, точки зрения делаются попытки определить природу собственности. Эти попытки до ДВ ^ сих пор не увенчались успехом, и вопрос о природе собственности, так же как и другие важнейшие и основные проблемы правоведения, представляет спорный вопрос. Многие юристы, в особенности те, которые ограничиваются специальным изучением гражданского права, не вникая в более общие проблемы науки о праве, считают собственность (как и другие более специальные, т. н. «вещественные права, права на вещи) непосредственною («не видимою связью лица с вещью») и усматривают существо этой связи во власти лица над вещью, в (полном и исключительном) господстве над нею. Каким образом право может создавать «непосредственные связи» между людьми и вещами и какова природа этих (мнимых) «связей», это остается невыясненным. Что же касается господства лица над вещью, наличности которого обыкновенно усматривают существо права собственности, то следует заметить, что и в том случае, если не «вещь» находится во власти собственника, а собственник во власти «вещи», напр., собственник зверинца в лапах своего же медведя или тигра,— право собственности этим нисколько не затрагивается, не нарушается и т. д. Между прочим, Кант считает собственность метафизическою связью, умопостигаемым, сверхчувственным владением. Сознание неудовлетворительности господствующей теории вызвало в Новое время попытки иначе определить существо собственности. Некоторые юристы полагают, (что собственность состоит в запретах «правопорядка» или государства и т. п.), а именно в запрещениях посягать на данную вещь, обращенных ко всем людям кроме одного (собственника). По этому учению, в отличие от прежнего, собственность представляет отношение не к вещи, а к другим людям и, притом, сотношение, существующее между собственником и всеми другими; здесь уже получается власть не над вещью, а над всеми другими людьми. Но и эта теория не может быть признана удовлетворительной. Странным в ней представляется, между прочим, то логическое следствие, что, если, напр., кто-либо сделает или купит в лавке булавку или иной предмет, то все готтентоты и прочие люди, какие живут на земле, попадают в особое положение и отношение к покупщику, по их адресу возникают запреты и т. п.; некоторые предлагают считать так, что запреты возникают не по адресу всех, а только по адресу возымевших намерение посягнуть на чужую вещь. Но как быть, если нет никого, желающего производить посягательства? Тогда, за отсутствием запретов, окажется, что нет и собственности. Но если и оставить эти затруднения в стороне и поверить в возникновение запретов по адресу всех людей или некоторых, то все-таки теория не достигает цели, ибо совершенно непонятно, как из запретов посягать на вещь по адресу всех, кроме одного лица, может возникнуть принадлежность права распоряжения, пользования и т. д. для этого одного. Если запретить всем вход в ограду или часть леса, где находятся олень или зубры, то эти животные не сделаются от этого собственниками подлежащего лесного участка. То же, еще в большей степени, относится к попытке конструировать собственность, как запреты по адресу некоторых. Для создания научной теории собственности нужно, прежде всего, исходить из того, что собственность не есть явление внешнего и объективного (хотя бы метафизического) мира; она состоит отнюдь не в какой-то умопостигаемой или иной связи человека с вещью и не в совокупности запрещений кем бы то ни было по чьему бы то ни было адресу изданных (наивно-конструктивные теории). Она есть психическое — эмоционально-интеллектуальное — явление и существует единственно в психике того, кто приписывает себе или другому право собственности. Кто приписывает другому право собственности, тот считает себя (и других) обязанными терпеть любое отношение к вещи (всякое воздействие на нее, употребление и злоупотребление, ии е1 аЬиН) со стороны этого другого и со своей стороны воздерживаться от всякого воздействия на вещь (без дозволения другого, собственника), и притом сознание этих обязанностей переживается императивно-атрибутивно, т. е. представляемое пользование и свобода от вмешательства со стороны других переживаются, как нечто причитающееся собственнику. Кто приписывает себе право собственности на данное мнение или иной предмет, тот считает других обязанными терпеть любое (какое ему заблагорассудится хозяйничанье, обращение с вещью, и воздерживаться от вмешательства («не вступаться») и притом переживает эти психические акты с атрибутивной силою: любое и исключительное (свободное от вмешательства других) хозяйничанье ему причитается, и этому должны другие подчиняться. Импульсивная сила соответственных императивно-аттрибутивных эмоций создает такое давление на поведение приписывающих себе и другим права собственности и дает в результате такое индивидуальное и массовое поведение людей, какого бы не было и не могло быть в социальной жизни без указанных эмоционально-интеллектуальных факторов. А именно, что касается хозяев, то сознание своего права на исключительное хозяйничанье является авторитетною санкцией соответственного отношения к вещи и к ближним, создает такую мотивацию и такое поведение, какое мы именно наблюдаем в действительной социальной жизни, как типическое поведение собственников. Что касается приписывающих другим право собственности, то императивно-атрибутивное сознание своего долга воздерживаться от посягательств на чужие вещи и терпеть любое хозяйничанье других, сознание того, что иное отношение было бы посягательством на чужое право, лишением другого того, что ему авторитетно предоставлено, причитается, создает такую мотивацию и вызывает такое поведение, какое мы именно наблюдаем в общественной жизни, как «само собою разумеющееся» и эпидемическое, общесоциальное отношение в чужим вещам и их хозяевам (не соблюдаемое лишь спорадически и довольно редко некоторыми субъектами исключительного свойства, этически недоразвитыми или регенератными, ворами, 464 грабителями и т. п.). В результате этой, двусторонней, координированной мотивации и соответственного поведения получается такой социальный процесс, что имения, орудия производства и т. д. представляются как бы закрепленными за разными лицами какими то «невидимыми связями». Впрочем, в пользу представления наличности особой связи между липом и вещью и соответственных наивно-конструктивных теорий действуют, кроме ассоциации идей, создающихся на почве указанных только что явлений, еще другие психические процессы, вызываемые непосредственно атрибутивными эмоциями. Атрибутивная природа правовых моторных возбуждении ведет к проекции при читаемости, предоставленное™, принадлежности различных представляемых объектов представляемым субъектам; на почве этих эмоций получается проекция лежащих на одних, принадлежащих другим долгов, принадлежащих им прав, проекция принадлежности долгов, принадлежности прав; авторитетно предоставленым, принадлежащим другому представляется, далее, то, что требуется от обязанного; если дело идет о платеже известной суммы денег или доставлении иных предметов, то проекция принадлежности на почве атрибутивных моторных возбуждений простирается и на эти предметы: упра-вомоченные получают «свое», при расплатились по взаимным долгам удерживают «свое» (т. е. то, что им причитается от другой стороны); тенденция проекции принадлежности разных объектов действует, естественно, с особою силою и особым постоянством и упорством в тех областях, где дело идет о правовой предоставленности не по отношению к определенному только другому лицу (относительной предо-ставлен-ности), а по отношению ко всем другим, к каждому, кто бы он ни был (абсолютной предоставленности, ср. ниже). Этим объясняется особенно упорное и постоянное приписывание принадлежности вещи субъекту аттрибутива в области интересующих нас правовых переживаний и само название «собственность» (и соответственные имена других языков: ргорпе1аз, ЕШепШигл ит. д.). «Принадлежность» вещи «собственнику» есть эмоциональная проекция, эмоциональная фанатизма, так же как, напр., «аппетитность», «привлекательность», «отвратительность», «красота», «безобразие» и т. п. свойства, приписываемые под влиянием разных моторных раздражений предметами и явлениями внешнего мира. На почве незнания природы соответственных явлений и следования наивно-проекционной точке зрения получается уверенность в существовании какой-то связи между лицом и вещью, хотя она и «невидима». Как видно из предыдущего изложения, явление собственности, как реальный феномен, имеется не где-то в пространстве, в виде связей между людьми и вещами или между людьми, а в психики собственников и других, приписывающих кому-либо права собственности. Для замены наивно-фантастических, конструкций подлинным научным изучением и познанием (путем наблюдения) подлежащих реальных явлений и следует обратиться к психологическому изучению этих явлений с помощью соответственных методов: самонаблюдения и соединенного метода внутреннего и внешнего наблюдения, в виде простого наблюдения или экспериментального (Введение § 3), напр., опытов с детьми для изучения их психики права собственности, времени и степени развития, интенсивности, подлежащих правовых эмоций и т. д. И это — одна из важных и интересных задач будущей психологической науки о праве (далеко не исчерпанная предыдущими общими и краткими замечаниями). Такое изучение не исключает возможности (и полезности для технических целей практической юриспруденции) определения собственности с проекционной точки зрения, лишь бы эта точка зрения была сознательною, критическою, а не наивно-проекционной. С этой точки зрения собственность представляет правовой долг, обязанности одних, закрепленные за другими. Субъектом обязанности является «каждый», кто бы он ни был, «все и каждый», т. е. то, что означают соответственные местоимения, то, что представляют себе принимающие соответственные выражения; а отнюдь не миллиарды людей на земном шаре или т. п., как выходит по учениям современной юриспруденции, располагающей разные элементы права, духовного явления, по разным местам внешнего мира. Как было бы наивно в области грамматического анализа предложения: «всякий человек сам лучше знает, что ему приятно, или логического анализа соответственного суждения, думать, что подлежащее в этом случай состоит в громадной массе людей, рассеяных по всему земному шару или т. п., точно так же продукта принципиального недоразумения — представления юристов о несметных количествах субъектов обязанностей, адресатов запретов и т. п. в области права собственности и других прав, в которых субъектом обязанности является каждый, кто бы он ни был — т. н. абсолютных прав (ср. Введение, § 2, о наивно-реалистических теориях). Что касается самой обязанности — нашего права собственности, то здесь дело идет о сложной обязанности — сложной, из двух элементов состоящей, прав. А именно, право собственности есть сочетание: а) юр. обязанности («всех и каждого») терпеть всякие воздействия на вещь со стороны собственника, т. е. правомочия собственника на всякие, хотя ему заблагорассудится, воздействия на вещь. Объектом обязанности является терпение любого воздействия на вещь со стороны собственника, объектом права собственника является любое воздействие на вещь (любое хозяйничанье с его стороны и т. д.). Впрочем в выражении «любое воздействие на вещь» (объект права), «терпение любого воздействия на вещь» (объект обязанности) следует внести оговорку: кроме разве особенно изъятых (правом данного времени, данного места) действия. Для выражения того, что собственник имеет право не на специально определенные и перечисленные действия, а на всяческие (и не поддающиеяся, по своему многообразно, перечисление) действия, кроме особо изъятых, мы назовем интересующее нас право собственника «общим» правом воздействия на вещь, обязанность противоположной стороны «общей» обязанностью терпеть воздействия собственника на вещь (причем условный термин «общий» не означает абсолютно-общий, не исключает возможности особых изъятий), б) Вторым составным элементом собственности является лежащая на каждом, закрепленная активно за собственником, «общая» обязанность воздержания от посягательства на чужую вещь «общее» право собственника на свободу от посягательств. Объектом обязанности является здесь воздержание от каких бы то ни было воздействий на чужую вещь (кроме разве особо изъятых, что и обозначено нами выражением: «общая» обязанность воздержания от воздействий), объектом права является свобода от всяких (кроме особо изъятых) посторонних воздействий. Изложенное о собственности применимо ти1аг1з тШапсаз к другим правовым явлениям, создающим социальную принадлежность (принадлежность во мнении общества) разных хозяйственных благ отдельным индивидам и коллективным группам и определяющим социальное распределение благ. Сюда относятся прочие т. н. «вещные» права или права на чужие вещи, напр., сервитута водопоя или пастьбы скота на земле соседа бы умаляли предоставленное управомоченному пользователю. В отличие от общего в указанном выше смыслов долга терпения и воздержания, права собственности, здесь дело идет о специальных обязанностях терпения и воздержания, о терпении известного, специально определенного поведения со стороны управомоченного и т. д. |