Хрестоматия по тгп Радько. Хрестоматия по теории государства и права
Скачать 3 Mb.
|
Мысль о том, что с разрушением старых устоев тотчас же водворяется истинная свобода, принадлежит анархической, а не демократической теории. Отсюда она проникла в различного рода народнические учения. В противоположность этому анархическому взгляду современные исследователи демократии единодушно признают, что как более поздняя и сложная форма политического развития она требует и большей зрелости народа. По существу своему ... демократия есть самоуправление народа; но для того, чтобы это самоуправление не было пустой фикцией, надо, чтобы народ выработал свои формы организации. Это должен быть народ, созревший для управления самим собою, сознающий свои права и уважающий чужие, понимающий свои обязанности и способный к самоограничению. Такая высота политического сознания никогда не дается сразу, она приобретается долгим и суровым опытом жизни. И чем сложнее и выше задачи, которые ставятся пред государством, тем более требуется для этого политическая зрелость народа, содействие лучших сторон человеческой природы и напряжения всех нравственных сил. Но эти же условия осуществления демократии вытекают и из другого ее определения как системы свободы, как политического релятивизма. Если демократия открывает широкий простор свободной игре сил, проявляющихся в обществе, то необходимо, чтобы эти силы подчиняли себя некоторому высшему обязывающему их началу. Свобода, отрицающая начала общей связи и солидарности всех членов общения, приходит к самоуничтожению и разрушению основ государственной жизни. Наконец, те же требования известной высоты нравственного сознания народа вытекают и из свойственного демократии стремления к равенству. Подобно страсти к свободе, и страсть к равенству, если она приобретает характер слепого стихийного движения, превращается в «фурию разрушения». Только подчиняя себя высшим началам, и равенство, и свобода становятся созидательными и плодотворными основами общего развития. Вот почему сторонники демократии на всех языках и в самых разнообразных вариантах повторяют одну и ту же мысль: демократия невозможна без воспитания народа, без поднятия его нравственного уровня. И не следует ли признать знаменательным, что именно у английских писателей, которые в прошлом своей страны имеют пример особливо закономерного и последовательного развития демократического строя, повторяется сейчас старая мысль Лавеле о значении для демократии глубокого религиозного чувства. Не удивительно, если у тех же сторонников демократии мы находим решительно выраженное утверждение, что «истинной демократии еще нет», что демократия все еще остается задачей, подлежащей осуществлению, «проблемой будущего», что современные демократии нуждаются в глубочайшей реформе для того, чтобы выйти на «прямой путь». Степень отдаленности современных демократий от демократического идеала познается в особенности в одном очень существенном пункте, а именно в вопросе о фактическом осуществлении народовластия [...]. И действительно, в демократиях с естественной необходимостью над общей массой народа всегда выдвигаются немногие, руководящее меньшинство, вожди, направляющие Общую политическую жизнь. Это давно замеченное и притом совершенно естественное явление, что демократия практически всегда переходит в олигархию, в правление немногих. Новейше исследование Брайса дало убедительнейшие подтве] ждения этому старому наблюдению ... Брайс подтверждает, что, и вообще говоря, «демо! ратия не имеет более настойчивого и более коварно] врага, чем власть денег». И неудивительно, если ск< рее остроумный, чем основательный критик демокр; тии Шпенглер делает вывод, что «при посредстве д нег демократия уничтожает самое себя»... Демократия имеет некоторые бесспорные преим; щества, но она имеет и свои неистребимые недоста ки, — вот что говорит современная политически мысль, сменившая религиозное отношение к демо] ратии научным. Но этого мало. Современная наука должна призна-и еще одно очень существенное положение, на которс мы должны теперь остановиться. И там, где демократ» существуют уже многие десятки лет, где они прояви/ способность противостоять величайшим опасностям обнаружили удивительную доблесть граждан, как эг, было во времена недавней мировой войны, они пер живают сейчас какое-то внутреннее недомогание, и пытывают какой-то серьезный кризис. Весьма знам нательно, что автор одного из самых значительных н вейших трудов о демократии Гирншоу озаглавил сво книгу характерным обозначением: «Демократия на ра путье», а другой, еще более компетентный исследов тель, Брайс, в конце своего труда приходит к вывод что демократия находится теперь в положении «пути: ка, который, стоя на опушке большого леса, видит пр< собою несколько тропинок, расходящихся при их уд лении, и не знает, какая из них выведет его». Эти заклл чения чрезвычайно знаменательны. В противополо; ность политическому оптимизму недавнего прошлог когда казалось, что демократия есть нечто высшее окончательное, что стоит только достигнуть ее, и в< остальное приложится, теперь приходится признать, ч демократия, вообще говоря, есть не путь, а только ра путье, не достигнутая цель, а проходной пункт ... Я думаю, что в этом ощущении и сознании пол жения, к которому привела современная демократи как распутья, заключается весьма глубокая интуиция, весьма тонкое восприятие самого существа демократии. Поскольку демократия есть система свободы, есть система политического релятивизма, для которого нет ничего абсолютного, который все готов допустить, — всякую политическую возможность, всякую хозяйственную систему, лишь бы это не нарушало начала свободы, — она и есть всегда распутье; ни один путь тут не заказан, ни одно направление тут не запрещено. Над всей жизнью, над всей мыслью господствует принцип относительности, терпимости, широчайших допущений и признаний. «Современные общества, — говорит Гюи-Гран, — представляют собою открытые дома, все влияния в них могут вступить между собою в борьбу, все возможности осуществиться». Или, как выражает ту же мысль Гасбах, «демократия есть как бы пустое пространство, в котором могут развиться самые разнообразные политические стремления, в предположении, что их носители находятся в большинстве». Все это лишь различные формы одной и той же мысли. Да, демократия всегда есть распутье, есть система релятивизма, система открытых дверей, расходящихся в неведомые стороны дорог. И если в наши дни это чувствуется с такой яркостью и осязательностью, то именно потому, что среди народов, живущих под властью демократии, стали обнаруживаться стремления оставить распутье и выйти на какой-либо твердый путь. Говоря иными словами, система свободы и свободной игры жизненных интересов и сил, система открытых дверей и неопределенных возможностей как бы утомила людей и не удовлетворяет их более. Этого нельзя, конечно, сказать о всех; но что весьма значительные группы в современных демократиях выражают недовольство и жаждут перемен, это — общеизвестный факт. ПЕТРАЖИЦКИЙ ЛЕВ ИОСИФОВИЧ (1004-1031) Ученый-юрист, основатель психологической школы права. Его учение стало непосредственной предпосылкой возникновения социологической юриспруденции и других новейших социолого-психологических концепций права в Европе. Основные произведения: «Теория права и государства в связи с теорией нравственности», «Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология», «Очерки философии права», «Права добросовестного владельца на доходы с точки зрения догмы и политики гражданского права». | К вопросу об определении понятий права и нравственности (научный смысл и значение уеления этических явлений на императивно-атрибутивные (право) и чисти императивные (нравственность)) Пвтражицкой П.И. Теория государства а права в спав с теорией нравственности Как видно из предыдущего изложения, установленное деление этических явлений на два вида и соответственное определение понятия права представляют самостоятельную классификацию явлений, независимую от принятого в юридических сферах словоупотребления и коренным образом с ними расходящуюся. Значительно ближе эта классификация к той, бессознательной, классификации, которая имеется в обыденном, общенародном словоупотреблении. Вообще можно сказать, что общенародный язык, в отличие от профессионального юридического, проявляет тенденцию применять слово «право» в тех случаях, когда имеется императивно-атрибутивное, правовое в нашем смысле, сознание, и сообразно с этим «право», как слово народного языка, имеет, так же как и наш термин «право», несоизмеримо более обширный смысл, чем то же слово «право», как слово профессионально — юридического языка. Ближайшее исследование тенденций общенародного применения слов «право» и «нравственность», «нравственный» и т. д. обнаружило бы, впрочем, и некоторые несовпадения с соответственной предложенной выше терминологией. Главное несовпадение состоит в том, что по отношению к тем бесчисленным этическим переживаниям, которые по нашей терминологии относятся к интуитивному праву, обыденное словоупотребление применяет безразлично то слово «право», то слово «нравственный» или соединяет вместе оба выражения: «я имею нравственное право», «он не имеет нравственного права» и т. п. В этом отношении, т. е. поскольку в таких случаях применяется и слово «нравственный», обыденный язык приближается к привычным воззрениям юристов, которые то, что по нашей терминологии относится к интуитивному праву, относят, когда они по какому либо поводу на него наталкиваются, к нравственности; поскольку же обыденный язык все-таки в таких случаях применяет и слово «право», это соответствует нашей терминологии. Но как совпадение в общем нашей терминологии с житейским словоупотреблением, так и указанные и другие возможные (и даже психологически неизбежные вследствие свободы и неустойчивости обыденного языка, склонности к метафорам и пр.) случаи несовпадения не имеют с научно-классификационной точки зрения никакого значения. Полное совпадение образованного класса и классового понятия с каким бы то ни было, профессиональным или общенародным, словоупотреблением вовсе не означало бы не только научности, но даже фактической удачности подлежащей классификации; и точно так же несовпадение с таким или иным словоупотреблением ничего не доказывает против подлежащей классификации. Сознательно-научное образование классов и классовых понятий должно сообразоваться не с указанием такого или иного языка, т. е. исторически бессознательно сложившихся привычек называния, а с задачами познавания и объяснения явлений, в частности с задачами образования правильных научных теорий, т. е. таких учении о классах явлений, в которых утверждаемое и объясняемое связано логически или причинно со специфическою природою (специфическим отличием, сШТегеппазресШса) образуемых классов. Именно с этой задачей было сообразовано предыдущее образование высшего класса, общего рода, под именем этических явлений и деление этого класса по характеру подлежащих этических эмоций на два подкласса, на два вида: 1) императивно — атрибутивные этические явления с принятием для них в качестве термина имени «право», 2) чисто императивные этические явления с принятием для них в качестве термина имени «нравственность». Таким образом, установленные понятия вполне свободны от словотолковательнаго характера (каковой присуще другим попыткам определения права и нравственности); они не имеют в виду определить, что значат, что обнимают собою слово «право» и слово «нравственность» в области того или иного словоупотребления. Поэтому, между прочим, и такие возражения против предлагаемых классов и классовых понятий, которые бы исходили из привычки возражающего или кого-либо другого называть иначе такие или иные объекты образованных классов, например, называть разные императивно — атрибутивные явления не правом, а иначе, некоторые «нравственностью», другие «нравами», третьи «религиозными заповедями» и т. д., не были бы серьезными и научными возражениями. Сюда, напр., относятся возражения, что такие то, относимые нами к праву, явления — «несомненно не право», а «нравственные нормы» или «правила обращения в обществе», и что, таким образом, предлагаемое нами понятие права содержит в себе смешение права с нравственностью, общественными нравами и проч. Такие возражения не соответствовали бы природе и смыслу оспариваемого и задачам и смыслу научной классификации, а выражали бы только наивную веру в слова и привычки называть или не называть известные объекты известным именем, как нечто, определяющее природу подлежащих объектов, так что иное название было бы противно их природе. К той же категории относились бы сомнения и возражения такого рода, что предлагаемые понятия не содержать в себе указания отличительных признаков права, ибо такие то явления, относящаяся к нравственности или к общественным «нравам», тоже имеют императивно-атрибутивную природу и т. д. ответы на эти и т. п. возражения с точки зрения установленной классификации простой: ведь все то, что имеет императивно-атрибутивную природу, по установленной классификации, следует относить к соответственному классу; таков именно смысл научной классификации (в отличие от словотолковательных определений). Вообще споров и сомнений по поводу общности и отличительности признаков установленных нами классов и классовых понятий не может быть. Ибо к соответственным классам, по смыслу научной классификации, относится только то, что обладает подлежащими признаками, так что все подлежащие объекты неизбежно должны иметь подлежащие признаки, эти признаки неизбежно общие; с другой стороны, к этим классам относится все то, что обладает этими признаками, так что за пределами класса и классового понятия остается только отличное от объектов данного класса; установленные признаки неизбежно отличительные признаки. Обычные теперь споры об общности и отличительности признаков предлагаемых понятий объясняются их словотол-ковательной природой, тем обстоятельством, что решается задача найти общие и отличительные признаки всего того, что исследователи привыкли называть так то, напр., правом, нравственностью и т. д.; относятся разные объекты к классу или исключаются из него не по их объективным свойствам, а по привычкам называния; здесь не только возможны сомнения об общности и отличительности признаков, приписанных всему, называемому одним именем, но даже иногда можно наперед предсказать, что общих и отличительных признаков объектов подлежащей группы вообще никогда не будет найдено, ибо их, кроме общности и отличительности имени, не существует. Слова, существующие привычки называния, могут играть роль не при образовании классов и классовых понятий и их обосновании или оспаривании, а только в области образования или подыскания удобных имен для образованных классов. Вместо образования новых имен для образованных нами двух классов этических явлений мы предпочли заимствовать существующие и в общенародном языке (хотя и не в профессионально-юридическом словоупотреблении), вообще, так применяемые слова («право» и «нравственность»), что имеется приблизительное совпадение. Если кто не согласен с избранием в качестве терминов этих слов, а считает более подходящими иные какие-либо иные термины, то возможно обсуждение этого вопроса; но только следует понимать, что дело идет о словах, а не о существе дела, не о научной уместности и оправдании образования соответственных классов и понятий (могущих быть без изменения существа дела названными как угодно, хотя бы и буквами а и Ь или цифрами 1 и 2, или остаться без всякого особого названия). Научная оценка по существу деления этических переживаний на два вида по характеру этических эмоций, т. е. принятая атрибутивной природы подлежащих эмоций долга за отличительный признак (аШегепиа зресШса) одного вида (права), чисто императивной природы подлежащих эмоций долга за отличительный признак другого вида (нравственности), должна касаться годности этого деления, как средства и базиса для добывания научного света, для правильного познания и объяснения явлений. Если с предлагаемыми классификационными признаками связаны и ими объясняются (или с помощью их могут быть предвидены дедуктивно и открыты) такие или иные дальнейшие характерные особенности образованных классов, могут быть установлены такие или иные законы (тенденции), специально относящиеся к установленным классам (им адекватные), то деление научно оправдано, и чем обильнее подлежащий научный свет, тем выше научная ценность этого деления. Уже из предыдущего изложения видно, что с атрибутивною природою правовых эмоций, с одной стороны, с чисто императивной природою нравственных эмоций, с другой стороны, связаны и ими объясняются соответственные различия в области интеллектуального состава правовых и нравственных переживаний и в области подлежащих проекций. В области правовой психики имеется соответствующее императивно-атрибутивной природе правовых эмоций осложнение интеллектуального состава, состоящее в двусторонно-сти, парности субъектных представлений (субъекты обязанности—субъекты права) и объектных (объекты обязанности—объекты права), в отличие от нравственности, интеллектуальный состав которой в этом отношении беднее, проще, имеет не парный, а простой, односторонний характер (только субъекты обязанностей, только объекты обязанностей, без субъектов и объектов притязаний). Точно так же иной, тоже осложненный, двусторонний, парный характер имеют правовые эмоциональные фантазмы, проекций, в отличие от нравственных, односторонних. Нормы права представляются с одной стороны обременяющими, с другой стороны наделяющими, нормы нравственности только обременяющими. В нравственности имеются только односторонние обязанности, в праве— двойственные связи между двумя сторонами, долги одних, активно закрепленные за другими, правоотношения, представляющие для одних обязанности, для других права. С этими различиями в интеллектуальном составе и в характере проекции связаны и ими объясняются, далее соответственные различия во внешних формах отражения и выражения правовых и нравственных переживаний, в структуре соответственных выражений народных языков, форм изложения соответственных памятников и проч. В свойственном правовой эмоционально-проекционной психике закрепления долга одного за другим мы нашли, далее, свет для объяснения непонятных для современного правоведения характерных явлений правовой символики, символа связывания рук—держания, подачи руки и иных длинных предметов, символов крови, дыхания, вручения документа и т. д. Между прочим, уже само явление установления обязанностей путем договора, акта, состоящего из предложения (оферты) и принятая (акцепта), представляет характерное для права, чуждое нравственности, явление, объясняющееся, атрибутивною природою подлежащей этики и представляющее акт предложения долга для закрепления, с одной стороны, акт закрепления за собою предлагаемого, с другой стороны. То же относится к разным другим актам, направленным на такое или иное изменение правоотношений, к т. н. юридическим сделкам, представляющим распоряжения правовыми обязанностями—правами, к уступке своих прав, т. е. долгов других, третьим лицам (за вознаграждение или безвозмездно) и иным актам распоряжения чужими обязанностями, как своим добром, что в нравственности немыслимо, и т. д. |