Главная страница
Навигация по странице:

  • Правовые отношения

  • Элементы правоотношения. Права и обязанности.

  • Не трудно, однако, убедиться в ошибочности и этой теории. Дело в том, что можно привести целый ряд случаев, когда интерес и право лица далеко не совпа­дают и даже прямо противоречат друг другу [...].

  • 1рбо являются пра­воспособными. Правоспособность, стало быть, есть понятие более широкое, тогда как дееспособность — более узкое понятие, распространяющееся на мень­ший круг лиц.

  • К числу условий, влияющих на правоспособность, принадлежит прежде всего возраст[...]. Другим условием, оказывающим влияние на пра­воспособность лица, служит пол [...].

  • На правоспособность, далее, оказывает влияние здоровье лица [...]. Затем, на правоспособность влияет родство [...].

  • Наконец, на правоспособность лица оказывает вли­яние и религия, которую оно исповедует [...].

  • Возможность существования идеальных субъектов права обусловлена самою природой правоотношений. Юридические отношения суть вообще идеальные от­ношения между лицами [...}.

  • Условия существования юридического лица. Из сказанного выясняется, в чем заключаются необходи­мые условия существования юридического лица.

  • Хрестоматия по тгп Радько. Хрестоматия по теории государства и права


    Скачать 3 Mb.
    НазваниеХрестоматия по теории государства и права
    АнкорХрестоматия по тгп Радько.doc
    Дата09.03.2017
    Размер3 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаХрестоматия по тгп Радько.doc
    ТипДокументы
    #3590
    страница40 из 73
    1   ...   36   37   38   39   40   41   42   43   ...   73

    Юридическим основанием аналогии служит то по­ложение, что к отношениям аналогическим должны применяться и одинаковые нормы. Вот почему закон может применяться по аналогии к случаям, сходным с теми, которые он предусматривает. Главное затрудне­ние заключается в том, что двух случаев, абсолютно сходных в действительной жизни, не встречается; по­этому, когда приходится разрешать случай, законом прямо не предусмотренный, то трудно подыскать закон, который бы предусматривал случай, совершенно сход­ный с данным. Для применения аналогии нужен слу­чай, сходный с данным по крайней мере в некоторых существенных признаках, в типических чертах [...].

    Аналогия закона, следовательно, имеет сходство с распространительным толкованием его; как распрост­ранительное толкование, так и аналогия закона извле­кают из него более, нежели заключается в самой букве закона. Но различие тут заключается в том, что при распространительном толковании исправляются несо­вершенства словесной редакции закона; при аналогии же этим не ограничиваются, но дополняют и расширя­ют самый смысл закона, руководствуясь общими на­мерениями и целями законодателя, которые вырази­лись как в данном отдельном законе, так и во всей системе законодательства [...].

    Не может быть применяема аналогия и к законам, устанавливающим привилегии. Точно так же вообще не может быть применяема она и в уголовном праве в силу того правила, что никакое деяние, не предусмот­ренное законом, наказанию не подлежит (пиПа роепа 383 зте 1еде), ибо применение аналогии в таком случае повело бы к тому, что наказывались бы деяния, кото­рые законом не воспрещаются. Как все виды толкова­ния закона вообще, аналогия находит себе широкое применение в праве вследствие недостатков и пробе­лов действующего законодательства, в особенности же вследствие того, что законодательство не может поспеть за беспрерывным развитием жизни. Несмотря на то, что законодательство, таким образом, отстает от жизни и толкование закона является необходимостью, многие законодательства до недавнего времени принципиаль­но враждебно относились не только к аналогии, но и к толкованию законов вообще, настаивая на необходи­мости буквального применения закона. Это происхо­дило вследствие того, что существовало когда-то очень распространенное ложное мнение, будто толкование закона есть не что иное, как обход его [...].

    Предоставляя судам такую свободу толкования, современные законодательства озабочены тем, чтобы она не нарушала равенства и однообразия в правосу­дии на всем протяжении государства. С этой целью в современных цивилизованных государствах учрежде­ны кассационные суды, которые следят за однообраз­ным толкованием и применением закона прочими суда­ми на протяжении всей государственной территории. Они рассматривают жалобы на приговоры отдельных судебных мест и отменяют их решения, если обнару­жится неправильность в толковании или нарушение закона [...].
    Правовые отношения

    {права в субъективном смысле; элементы правоотношения; юридические факты; классификация юридических отношений)
    Трубецкой Е.И. Лекции по энциклопедии права

    Правоотношения. Обращаясь к учению о праве в субъективном смысле, мы прежде всего должны вспом­нить то определение субъективного права, которое дано было выше. Право в субъективном смысле, — как гласи­ло это определение, — есть та сфера внешней свободы, которая предоставляется лицу нормами объективного права. Объективное право состоит из совокупности юри­дических норм и олицетворяет собой общественный эле­мент права. Напротив того, право в субъективном смыс­ле заключает в себе индивидуальные права или право­мочия отдельных лиц и служит выражением личного элемента в праве. Право в субъективном смысле слага­ется из правомочий и обязанностей, причем правам од­них лиц всегда соответствуют обязанности других. Юри­дическая свобода одного лица непременно заключает в себе притязание, требование, обращенное к другим ли­цам, чтобы они уважали эту свободу. Всякое право поэто­му предполагает известное отношение лица — обладате­ля права ко всем другим лицам, которое называется юри­дическим отношением, или правоотношением.

    Правомочие и обязанность суть две стороны, эле­менты юридического отношения. Поэтому, прежде чем приступить к рассмотрению этих элементов правоот­ношения, нам необходимо познакомиться с сущностью самого правоотношения. Господствующее в науке воз­зрение определяет правоотношение как урегулирован­ное правом отношение одного лица к другим лицам и вещам. В этом смысле высказываются между прочим Регельсбергер и Дернбург. Нетрудно, однако, убедить­ся в ошибочности этого определения. Юридические отношения суть всегда отношения между лицами [...].

    Отношения лица к вещам право касается вообще лишь постольку, поскольку это необходимо для урегу­лирования отношений между лицами. Если отношение лица к вещи не нарушает прав другого лица, то праву до него нет никакого дела [...].

    (...) Таких постановлений права, которые регули­ровали бы только отношение лиц к вещам, а не лиц между собою, не существует вовсе. Многие юриди­ческие отношения возникают по поводу вещей, но, в конце концов, всегда суть отношения между лицами. Под юридическими отношениями или правоотноше­ниями, таким образом, следует понимать регулируе­мые нормами объективного права отношения лиц между собою [...].

    Элементы правоотношения. Права и обязанности.

    Выяснив вопрос о сущности правоотношения, мы мо­жем перейти к рассмотрению отдельных его элемен­тов. Элементами всякого правоотношения являются: правомочие, обязанность, субъект, обладающий правом, и объект права. Начнем с выяснения сущности право­мочия. Прежде всего нам необходимо познакомиться с теми решениями этого вопроса, которые дают так на­зываемая волевая теория права и теория интересов, представителем которой является Иеринг.

    По смыслу волевой теории, сущность права, как объективного, так и субъективного, сводится к воле. Правовые нормы служат выражением воли того на­рода или общества, среди которого они действуют; правомочие же лица есть та сфера, в которой господ­ствует индивидуальная воля, защищенная нормами объективного права. По этой теории правоспособ­ность совпадает с волеспособностью. При такой не­совершенной формулировке волевой теории Иерин-гу, разумеется, не трудно было доказать ее негодность. Нелепо, например, отождествление правомочия с во­лей лица, потому что есть много лиц, обладающих пра­вами, но не имеющих сознательной воли: таковы дети, сумасшедшие [...].

    На основании всех этих соображений Иеринг пришел к тому убеждению, что не воля, как утвержда­ла волевая теория, а интерес лица составляет сущность правомочия. Право, по учению Иеринга, слагается из двух элементов: материального, под которым разуме­ется интерес, выгода правообладателя, обеспечиваемая правом, и формального, который состоит в защите или охране интересов лица против всяких возможных по­сягательств. Право в субъективном смысле, с этой точки зрения, определяется как защищенный интерес.

    Не трудно, однако, убедиться в ошибочности и этой теории. Дело в том, что можно привести целый ряд случаев, когда интерес и право лица далеко не совпа­дают и даже прямо противоречат друг другу [...].

    Итак, мы должны прийти к заключению, что тео­рия интересов, предложенная Иерингом, так же не основательна, как и опровергнутая им волевая теория права. Право в субъективном смысле не есть ни выра­жение воли лица, ни защищенный юридическими нор­мами интерес. Оно есть та сфера внешней свободы, которая отводится лицу нормами субъективного права. При таком определении субъективного права отпада­ют все затруднения, связанные с разобранными нами теориями. Цель права, согласно предложенному опре­делению, состоит в том, чтобы очертить ту сферу внеш­ней свободы лица, в которую не должны вторгаться другие лица. Предоставляя лицу правомочие, право не спрашивает, соответствует ли это правомочие интере­сам данного лица, выгодно ли оно ему или нет [...].

    Субъекты права. Лица физические. Субъектом права называется всякий, кто способен иметь права независимо от того, пользуется ли он ими в действи­тельности или нет. Способность иметь право называ­ется правоспособностью [...]. Основная задача настоя­щего отдела заключается в разрешении вопроса о том, кто является субъектом права, кого следует считать правоспособным.

    В большинстве юридических энциклопедий отдел о субъекте права начинается с положения, что субъек­том прав является человек, физическое лицо. Положе­ние, что люди являются субъектами прав, само собой очевидно и не нуждается в разъяснении [...].

    В действительности, однако, существует и призна­ется целый ряд субъектов права, которым вовсе не соответствуют действительные конкретные люди. Из ряда примеров мы легко убедимся, что понятие субъек­та прав и понятие лица, физически существующего, не совпадают между собой [...].

    Свобода, которая с нашей точки зрения составляет содержание правомочия, не есть физическое или пси­хическое состояние или свойство какого-либо реаль­ного субъекта. Мы определили правомочие, как «сво­боду, предоставляемую лицу нормами объективного права». Для того чтобы предоставлять свободу, призна­вать ее за кем-либо, не требуется непременно реаль­ного существования того лица, за которым признается свобода: для этого достаточно предполагаемого, воз­можного существования такого лица [...].

    Правоспособность и дееспособность физических лиц. Из предшествующего изложения видно, что поня­тие «субъекта прав» и понятие лица, физически суще­ствующего, не совпадают. Поэтому самый термин «фи­зическое лицо», ходячий в современной юриспруден­ции, может быть употребляем только с той неизбежной оговоркой, что он не вполне точно выражает обозна­ченное понятие: под физическим лицом надо разуметь лицо индивидуальное, единичное, в противоположность лицам коллективным, которые называются лицами юридическими; лицом физическим обыкновенно назы­вается всякий индивид правоспособный, т. е. могущий обладать правами.

    От правоспособности следует отличать дееспособ­ность. Мы видели, что под правоспособностью разу­меется способность лица иметь права, независимо от того, приобрело ли оно право и имеет ли их в дей­ствительности. Под дееспособностью разумеется спо­собность совершать юридические действия, т. е. уста-новлять собственной волею свои правоотношения. Понятно, что не все правоспособные лица в то же время и дееспособны. Например, дети, сумасшедшие не могут совершать никаких юридических сделок — ни покупать, ни продавать, ни подписывать векселя. Напротив, лица дееспособные ео 1рбо являются пра­воспособными. Правоспособность, стало быть, есть понятие более широкое, тогда как дееспособность — более узкое понятие, распространяющееся на мень­ший круг лиц.

    Все люди правоспособны, но не все обладают пра­воспособностью в одинаковой мере. Различие в право­способности отдельных лиц находит себе основание в самой природе людей: не все одинаково разумны, оди­наково одарены волей; не все достигают Одинакового развития умственного и нравственного [...].

    1. К числу условий, влияющих на правоспособность, принадлежит прежде всего возраст[...].

    2. Другим условием, оказывающим влияние на пра­воспособность лица, служит пол [...].

    3. На правоспособность, далее, оказывает влияние здоровье лица [...].

    1. Затем, на правоспособность влияет родство [...].

    2. Пятым условием, влияющим на правоспособность человека, служит гражданская честь. Гражданская честь состоит в признании за человеком доброго имени, того достоинства, которое считается принад­лежностью всякого гражданина, не запятнавшего себя никакими неблаговидными деяниями [...].

    3. Наконец, на правоспособность лица оказывает вли­яние и религия, которую оно исповедует [...].

    4. Кроме перечисленных условий, на правоспособ­ность влияет еще и подданство. Иностранные под­данные в пределах чужого государства не пользу­ются политическими правами; в области права гражданского, напротив, проводится принцип рав­ноправности, хотя и он подлежит некоторым огра­ничениям [...].

    Юридические лица. Кроме лиц индивидуальных, обыкновенно называемых «физическими», субъекта­ми права могут быть еще и так называемые юриди­ческие лица. Кроме отдельных людей носителями прав и обязанностей могут быть союзы людей и учрежде­ния. Так мы говорим о правах и обязанностях госу­дарства, земства, акционерных компаний, благотвори­тельных обществ и т. п. Словом, кроме индивидуаль­ных субъектов права, по-видимому, существуют еще и лица собирательные, искусственные, создаваемые для удовлетворения общественных потребностей или же для осуществления коллективных целей группы ча­стных лиц, причем эти собирательные лица носят на­звание лиц юридических [...].

    Из существующих учений о юридическом лице прежде всего обращает на себя внимание так называ­емая теория фикций, коей родоначальником является знаменитый Савиньи; теория эта и в настоящее время находит себе многочисленных приверженцев. Сущ­ность ее сводится к следующему: с одной стороны, для достижения целого ряда необходимых целей, которые не могут быть осуществлены разрозненными усилия­ми отдельных человеческих индивидов, представляет­ся необходимым создавать учреждения и корпора­ции, наделяя их правами имущественными и други­ми. С другой стороны, этим правомочиям недостает такого реального субъекта, который мог бы считаться их обладателем, носителем. Между тем, прав бессубъ­ективных быть не может; мы не можем говорить о правах иначе, как, приписывая их кому-нибудь; поэто­му право в подобных случаях прибегает к фикции, т. е. создает лицо вымышленное, искусственное. В действи­тельности субъектом прав может быть только человек; так называемые лица юридические суть лица только фиктивные [...].

    [...] В самом деле, фикция есть вымысел, предполо­жение чего-то несуществующего: между тем, приписы­вая права учреждениям и корпорациям, мы вовсе не вынуждены вымышлять что-либо несуществующее: со­единения людей в обществе, преследующие определен­ные цели, а равным образом и учреждения с опреде­ленными функциями суть величины весьма реальные. Раз «субъект прав» — вообще не то же, что человек, то называть учреждения и корпорации юридическими лицами — вовсе не значит создавать фикции [...].

    Субъект прав — вообще не то же, что физически существующее человеческое лицо: если мы станем на эту точку зрения, то всякие затруднения в признании нормальных, идеальных юридических лиц субъектами права падают сами собою. Субъектами права могут быть признаны соединения людей, как, напр., корпо­рации, ученые и благотворительные общества; нако­нец, субъектами права могут быть и создаваемые че­ловеком идеальные лица, предназначенные служить каким-либо общественным целям, — учреждения.

    Возможность существования идеальных субъектов права обусловлена самою природой правоотношений. Юридические отношения суть вообще идеальные от­ношения между лицами [...}.

    Нетрудно убедиться в полезности и необходимос­ти существования таких коллективных лиц. Кроме потребностей, которые могут быть удовлетворены оди­нокими усилиями отдельных людей, существуют мно­го потребностей, личных и общественных, которые могут быть удовлетворены только путем кооперации, соединенными усилиями нескольких или многих лиц.

    И вот для осуществления таких целей, превышаю­щих силы отдельных индивидуумов, люди соединяют­ся в союзы, образуют государства, создают акционер­ные компании, вообще коллективные и искусственные лица, предназначенные служить общим целям. Эти лица наделяются правами, без которых они не могут осуществлять свои цели, и потому приобретают значе­ние юридических лиц [...].

    Условия существования юридического лица. Из сказанного выясняется, в чем заключаются необходи­мые условия существования юридического лица.

    1. Для существования юридического лица необходи­мо прежде всего существование такой цели, кото­рая не может быть достигнута одинокими усилиями отдельного лица и требует для своего существова­ния соединенных усилий нескольких человек. Цель эта, кроме того, не должна быть мимолетной и пре­ходящей. Всякое юридическое лицо есть организа­ция постоянная, а поэтому и цель его должна быть длящаяся, постоянная.

    2. Наличность цели есть, таким образом, первое ус­ловие для возникновения юридического лица. Дру­гим условием является существование материаль­ного субстрата, т. е. тех сил, фактических условий, без которых не может быть достигнута цель, ради которой учреждается юридическое лицо. Субстра­том юридического лица может быть или имуще­ство, назначенное для определенной цели, или определенные физические лица, или то и другое вместе. Можно представить себе возникновение юридического лица, которое не располагает ника­ким имуществом, и субстрат которого составляют только лица. Например, благотворительное обще­ство при своем возникновении может не иметь ни копейки денег (деньги могут быть собраны и после возникновения общества). Возможно также возник­новение юридического лица без наличности чело­веческих лиц, входящих в состав его членов. Если правительство решит основать университет и ас­сигнует известную сумму на приобретение необ­ходимого имущества, то университет, как юриди­ческое лицо, будет существовать раньше приема студентов, назначения ректора и профессоров. Нельзя, однако, говорить о существовании юриди­ческого лица, не имеющего ни членов, ни имуще­ства. Наличность известного субстрата в виде лиц или имущества безусловно необходима для возник­новения юридического лица. 3. Наконец, третьим и последним условием существо­вания юридического лица является и юридическое признание. Положим, имеются все названные уже данные для возникновения юридического лица; есть цель, для которой хотят учредить юридичес­кое лицо, есть необходимое имущество и лица. Но для существования юридического лица этого еще недостаточно. Нужно еще, чтобы данное лицо было признано, как таковое, каким-либо внешним пра­вовым авторитетом.
    1   ...   36   37   38   39   40   41   42   43   ...   73


    написать администратору сайта