Главная страница
Навигация по странице:

  • Государственное устройства [разделение властей; воды государственного устройства]

  • | Государственное право (внутригосударственное и междднароднпе прано]

  • §31. Внешнее государственное право касается от­ношения самостоятельных народов при посредстве их правительств друг к другу и основывается преимуще­ственно на особых договорах: международное право.

  • (Текст печатается по изд.: Работы разных лет: В 2 т. Т. 2. М., 1971. С. 35-54.) токвиль (тосреуше) алексис (1805-1859)

  • Основные работы

  • [...] Огромное преимущество американцев состоит в том, что они могут себе позволить совершать попра­вимые ошибки. Это же касается и государственных служащих.

  • Следует отметить, что, хотя правители демократи­ческого государства не всегда достаточно честны и разумны, его граждане просвещенны и сознательны.

  • Не следует также забывать о том, что в демократи­ческих государствах чиновники, выполняющие свои обязанности хуже, чем чиновники других государств, остаются у власти не слишком долго.

  • Но есть и еще одна причина, более общего харак­тера и более глубокая.

  • Важно, чтобы правители и массы граждан не были разделены противоположными или различными ин­тересами. Но это отнюдь не значит, что интересы всех должны полностью совпадать. Такого не бывает ни­когда.

  • Таким образом, чиновник в аристократическом государстве постоянно ощущает поддержку как со сто­роны общества, так и со стороны правительства.

  • Не знаю, есть ли на свете другая такая же либе­ральная аристократия, как английская, которая посто­янно давала бы столько достойных и просвещенных людей для управления страной.

  • | Политический режим в государстве (будущее - за демократическим государственным устройством] Токвиль А. Демократия к Амероке

  • Мы живем в эпоху великой демократической ре­волюции; все ее замечают, но далеко не все оценивают ее сходным образом.

  • Хрестоматия по тгп Радько. Хрестоматия по теории государства и права


    Скачать 3 Mb.
    НазваниеХрестоматия по теории государства и права
    АнкорХрестоматия по тгп Радько.doc
    Дата09.03.2017
    Размер3 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаХрестоматия по тгп Радько.doc
    ТипДокументы
    #3590
    страница9 из 73
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   73
    §27. Правительство есть индивидуальность в себе и для себя существующей воли. Оно есть сила, издаю­щая и применяющая или исполняющая законы.

    Пояснение. Государство имеет законы. Последние, стало быть, суть воля в ее всеобщей абстрактной сущ­ности, которая, как таковая, бездеятельна, так как принципы, максимы еще не выражают и не заключа­ют в себе какого-либо действительного веления, а [вы­ражают] лишь всеобщее веление. Для этого всеобще­го только правительство является деятельной и осу­ществляющей волей. Закон существует как обычай, правительство же представляет собой сознательную силу бессознательного обычая.
    Государственное устройства

    [разделение властей; воды государственного устройства]
    §28. Всеобщая государственная власть заключает в себе различные входящие в нее специальные власти:

    1) законодательную вообще; 2) административную и финансовую (чтобы создавать себе средства для осу­ществления свободы); 3) (независимую) судебную и полицейскую; 4) военную и власть вести войну и заклю­чить мир.

    Пояснение. Характер государственного устройства зависит прежде всего от того, осуществляются ли эти специальные власти непосредственно центром прави­тельства; затем, соединены ли некоторые из них в одной власти, или же они разделены; например, отправ­ляет ли правосудие непосредственно государь или регент, или же имеются специальные судебные учреж­дения; затем, объединяет ли в себе правитель также и церковную власть, и т. д. Важно и то, обладает ли в государственном устройстве верховный центр прави­тельства неограниченной финансовой властью в том смысле, что он может всецело по собственному усмот­рению как устанавливать, так и расходовать налоги. Затем, соединены ли некоторые власти в одной, напри­мер соединены ли судебная и военная власть в одном должностном лице. Характер государственного устрой­ства бывает определен еще и тем, все ли граждане принимают участие в управлении государством. Таким государственным устройством является демократия. Извращение последней — это охлократия, или господ­ство черни, когда та часть народа, которая не имеет

    4 Хрестоматия по теории государства и права



    собственности и придерживается недостойных взгля­дов, силой не допускает достойных граждан к государ­ственным делам. Демократия может возникнуть и со­храниться только при простых, неиспорченных правах и маленьких размерах государства. Аристократия — это государственное устройство, в котором исключи­тельное право управлять государством имеют только определенные привилегированные семьи. Извращени­ем ее является олигархия, когда число семей, имею­щих право управлять государством, незначительно. Такое положение дел опасно потому, что в олигархии специальные власти осуществляются непосредствен­но одним советом. Монархия — это государственное устройство, при котором управление государством находится к руках одного человека и по наследству остается в одной семье. В наследственной монархии исключены те споры и гражданские войны, которые могут возникнуть при смене престола в выборной монархии, ибо честолюбие могущественных особ не может питать никакой надежды на трон. Монарх, прав­да, не в состоянии непосредственно осуществлять всю правительственную власть и частично доверяет осуще­ствление специальных властей коллегиям или же го­сударственным чинам, которые именем короля под его надзором и согласно законам осуществляют возложен­ную на них власть. В монархии гражданская свобода более защищена, чем в других государственных уст­ройствах. Извращением монархии является деспотизм, когда правитель осуществляет управление государ­ством по своему произволу. Для монархии существен­но, чтобы правительство обладало по отношению к частным интересам людей достаточной твердостью и должной властью. Но с другой стороны, необходимо также, чтобы права граждан были защищены закона­ми. Хотя деспотическое правительство и обладает наи­высшей властью, однако при таком государственном устройстве в жертву приносятся права граждан. Дес­пот обладает наибольшей властью и может использо­вать силы своего государства произвольно. Но эта точка зрения как раз и является самой опасной. Госу­дарственный строй народа не есть чисто внешнее ус­

    тройство. Народ может иметь как то, так и другое го­сударственное устройство. Оно зависит главным обра­зом от характера народа, от его нравов, степени обра­зованности, от образа жизни и численности народа.

    §29. Граждане как отдельные люди подчинены го­сударственной власти и повинуются ей. Содержанием же ее и целью является осуществление естественных, т. е. абсолютных, прав граждан, которые не отказыва­ются от этих прав в государстве, а, напротив, только в нем и достигают пользования ими и развития их.
    | Государственное право

    (внутригосударственное и междднароднпе прано]
    §30. Конституция государства устанавливает в ка­честве внутреннего государственного права отношение специальных властей как к правительству — их выс­шему объединению, так и друг к другу, а также отно­шение к ним граждан, иначе говоря, участие в них граждан.

    §31. Внешнее государственное право касается от­ношения самостоятельных народов при посредстве их правительств друг к другу и основывается преимуще­ственно на особых договорах: международное право.

    Пояснение. Государства находятся скорее в есте­ственном, чем в правовом, отношении друг к другу. Именно поэтому между ними существует постоянный спор, так что они заключают между собой договоры и таким путем ставят себя в правовое отношение друг к другу. С другой же стороны, они совершенно самосто­ятельны и независимы друг от друга. Поэтому права между ними на самом деле не существует. Они могут, следовательно, произвольно нарушать договоры и дол­жны из-за этого всегда оставаться в известном недо­верии друг к другу. Как природные образования они относятся друг к другу соответственно своей силе. Они должны сами сохранять свое право, сами создавать его себе и поэтому вести между собой войну [...].

    (Текст печатается по изд.: Работы разных лет: В 2 т. Т. 2. М., 1971. С. 35-54.)

    токвиль (тосреуше) алексис

    (1805-1859)
    Французский социолог, историк и политический де­ятель. В 1831 —1832 отправился в США изучать тю-ремно-исправительную систему; в результате появи­лось произведение «Демократия в Америке» (1835), принесшее автору широкую известность. С 1838 — член Академии моральных и политических наук, впоследствии член Французской академии. Основные работы: «Демократия в Америке» (1835), «Старый порядок и революция» (1856).


    | Государственный аппарат

    (принципиальные проблемы организации

    и уеятельнвсти; значение принципа народовластия]

    Токвиль А. Демократия в Америке

    Воля народа есть, пожалуй, один из тех лозунгов, которым интриганы и деспоты всех времен и народов наиболее злоупотребляли. Одни считали, что эта воля выражается одобрением, исходящим от отдельных продажных приспешников власти; другие видели ее в голосах заинтересованного или боязливого меньшин­ства; некоторые даже находили, что воля народа наи­более полно проявляется в его молчании и что из са­мого факта его повиновения рождается их право пове­левать.

    В Америке, в отличие от других стран, принцип народовластия претворяется в жизнь открыто и плодо­творно. Он признается обычаями страны, провозгла­шается в его законах, он свободно эволюционирует и беспрепятственно достигает своих конечных целей [...].

    К тому времени, когда воздействие законов и ре­зультаты революции стали мало-помалу очевидными для всего общества, демократия уже одержала безого­ворочную победу. Демократия восторжествовала на деле, захватив власть в свои руки. Против нее не доз­волялось даже вести борьбу. Высшие сословия подчи­нились ей безропотно и без сопротивления, как злу, сделавшемуся отныне неизбежным. С ними произош­ло то, что случается обычно с теми, кто теряет свое могущество: на первый план выходят чисто эгоисти­ческие интересы каждого в отдельности, а поскольку власть уже не возможно вырвать из рук народа и по­скольку массы не вызывают у них столь глубокой нена­висти, чтобы не подчиняться им, постольку они реша­ют добиваться во что бы то ни стало благосклонности народа. В результате самые демократические законы один за другим были поставлены на голосование и одобрены теми самыми людьми, чьи интересы страда­ли от этих законов в наибольшей степени. Действуя таким образом, высшие сословия не возбудили против себя народного гнева: напротив, они сами ускорили торжество нового строя. И — странное дело! — демок­ратический порыв всего неудержимее проявлялся в тех штатах, где аристократия пустила наиболее глубокие корни [...].

    [...] Огромное преимущество американцев состоит в том, что они могут себе позволить совершать попра­вимые ошибки.

    Это же касается и государственных служащих.

    Легко увидеть, что американская демократия часто ошибается в выборе людей, которым она доверяет власть. Однако всем не легко ответить на вопрос, поче­му управляемое этими людьми государство процветает.

    Следует отметить, что, хотя правители демократи­ческого государства не всегда достаточно честны и разумны, его граждане просвещенны и сознательны.

    Народы демократических государств, постоянно занятые своими делами и ревниво оберегающие свои права, не позволяют своим представителям отклонять­ся от определенной общей линии, диктуемой их инте­ресами.

    Не следует также забывать о том, что в демократи­ческих государствах чиновники, выполняющие свои обязанности хуже, чем чиновники других государств, остаются у власти не слишком долго.

    Но есть и еще одна причина, более общего харак­тера и более глубокая.

    Конечно, народное благо требует от правителей добродетелей и талантов. Но еще в большей степени оно требует общности интересов граждан и правите­лей. В противном случае добродетели могут стать бес­полезными, а таланты — опасными.

    Важно, чтобы правители и массы граждан не были разделены противоположными или различными ин­тересами. Но это отнюдь не значит, что интересы всех должны полностью совпадать. Такого не бывает ни­когда.

    Еще не найдено политическое устройство, которое бы в одинаковой степени благоприятствовало разви­тию и процветанию всех классов, составляющих об­щество. Классы представляют собой нечто вроде от­дельных наций внутри одного народа, и опыт показы­вает, что отдавать какое-либо из них в руки другого также опасно, как позволять одному народу распоря­жаться судьбой другого. Когда у власти стоят одни богатые, интересы бедных всегда в опасности. Если бедные диктуют свою волю, под удар ставятся интере­сы богатых. В чем же заключаются преимущества де­мократии? Реально они заключаются не в том, что демократия, как говорят некоторые, гарантирует про­цветание всем, а в том, что она способствует благосо­стоянию большинства.

    Люди, которые в Соединенных Штатах руководят делами общества, часто не обладают такими же талан­тами и моральными качествами, как те, кого к власти приводит аристократия. Но их интересы смешиваются и сливаются с интересами большей части их сограж­дан. Они могут совершать нечестные поступки или серьезные промахи, но они никогда не будут система­тически проводить политику, враждебную большин­ству, их правление никогда не будет отличаться опас­ной нетерпимостью.

    В демократическом обществе плохая работа чинов­ника — это всего лишь отдельный факт, оказывающий влияние только во время исполнения им своих обязан­ностей. Коррупция и некомпетентность не являются теми общими интересами, которые могли бы надолго объединить людей.

    Продажный и неспособный чиновник не станет дей­ствовать сообща с другим чиновником только потому, что тот тоже туп и продажен. Они не будут совместно трудиться для процветания коррупции и некомпетентно­сти. Ведь властолюбие и махинации одного могут приве­сти к разоблачению другого. В демократических государ­ствах пороки чиновников обычно индивидуальны.

    В государстве, управляемом аристократией, обще­ственным деятелям присущи классовые интересы. Иногда, правда, они могут сближаться с интересами большинства, но чаще отличаются от них. Из них вы­растают длительные связи, сплачивающие всех обще­ственных деятелей, побуждающие их объединять и согласовывать действия, целью которых не всегда яв­ляется благо большинства. При этом правители свя­заны не только друг с другом, но и с немалым коли­чеством граждан, тех представителей аристократи­ческого сословия, которые не занимают никаких государственных должностей.

    Таким образом, чиновник в аристократическом государстве постоянно ощущает поддержку как со сто­роны общества, так и со стороны правительства.

    Мало того, что в аристократических государствах чиновники имеют общие интересы и цели с опреде­ленной частью своих современников, им также близки интересы грядущих поколений, которым они, можно сказать, служат. Они трудятся не только для настояще­го, но и для будущего. Все ведет этих чиновников к единой цели: и страсти граждан, и их собственные страсти, и даже интересы потомков.

    Возможно ли противостоять такому напору? Поэто­му нередко в аристократических обществах классовые интересы порабощают даже честных людей, и они, сами того не замечая, постепенно изменяют общество, сообразуясь только со своими интересами, а также делают все для того, чтобы обеспечить надежное буду­щее своим потомкам.

    Не знаю, есть ли на свете другая такая же либе­ральная аристократия, как английская, которая посто­янно давала бы столько достойных и просвещенных людей для управления страной.

    Однако нельзя не признать, что английские зако­ны часто жертвуют благом бедного ради блага богато­го и правами большинства ради привилегий некото­рых. Вот почему сегодняшняя Англия — это страна крайностей, в которой бед не меньше, чем могущества и славы.

    В Соединенных Штатах, где государственные слу­жащие не защищают классовых интересов, непрерыв­ный процесс управления в целом приносит пользу, хотя правители нередко бывают некомпетентны и даже достойны презрения.

    Можно сделать вывод о том, что демократические учреждения таят в себе силу, благодаря которой отдель­ные люди, несмотря на свои пороки и заблуждения, содействуют общему процветанию, тогда как в арис­тократических учреждениях есть нечто такое, в силу чего деятельность талантливых и добродетельных лю­дей приводит к страданиям их сограждан. Так, случа­ется, что в аристократических государствах обществен­ные деятели творят зло, не желая этого, а в демокра­тических — благо, не замечая этого.
    | Политический режим в государстве

    (будущее - за демократическим государственным устройством]

    Токвиль А. Демократия к Амероке

    Среди множества новых предметов и явлений, привлекших к себе мое внимание во время пребыва­ния в Соединенных Штатах, сильнее всего я был пора­жен равенством условий существования людей. Я без труда установил то огромное влияние, которое оказы­вает это первостепенное обстоятельство на все тече­ние общественной жизни. Придавая определенное направление общественному мнению и законам стра­ны, оно заставляет тех, кто управляет ею, признавать совершенно новые нормы, а тех, кем управляют, вы-104 нуждает обретать особые навыки.

    Вскоре я осознал, что то же самое обстоятельство распространяет свое воздействие далеко за пределы сферы политических нравов и юридических норм и что его власть сказывается как на правительственном уров­не, так и в равной мере в жизни самого гражданского общества; равенство создает мнения, порождает опре­деленные чувства, внушает обычаи, модифицируя все то, что не вызывается им непосредственно.

    Таким образом, по мере того как я занимался изу­чением американского общества, я все явственнее усматривал в равенстве условий исходную первопри­чину, из которой, по всей видимости, проистекало каж­дое конкретное явление общественной жизни амери­канцев, и я постоянно обнаруживал ее перед собой в качестве той центральной точки, к которой сходились все мои наблюдения.

    Затем, когда мысленным взором я обратился к нашему полушарию, мне показалось, что я и здесь могу выделить нечто подобное тому, что я наблюдал в Но­вом Свете. Я видел равенство условий, которое, не достигая здесь, в отличие от Соединенных Штатов, своих крайних пределов, ежедневно приближалось к ним. И мне показалось, что та самая демократия, кото­рая господствовала в американском обществе, стреми­тельно идет к власти в Европе [...].

    Мы живем в эпоху великой демократической ре­волюции; все ее замечают, но далеко не все оценивают ее сходным образом.

    Одни считают ее модным новшеством и, рассмат­ривая как случайность, еще надеются ее остановить, тогда как другие полагают, что она неодолима, посколь­ку представляется им в виде непрерывного, самого древнего и постоянного из всех известных в истории процессов [...].

    Повсеместно самые различные события, случаю­щиеся в жизни народов, оказываются на руку демок­ратии. Все люди помогают ей своими усилиями: и те, кто сознательно содействует ее успеху, и те, кто и не думает служить ей, равно как и люди, сражающиеся за демократию, а также люди, провозгласившие себя ее врагами. Все они бредут вперемешку, подталкивав­мые в одном направлении, и все сообща трудятся на нее: одни — против своей воли, а другие — даже не осознавая этого, будучи слепыми орудиями в руках Господа.

    Таким образом, постепенное установление равен­ства условий есть предначертанная свыше неизбеж­ность. Этот процесс отмечен следующими основными признаками: он носит всемирный, долговременный характер и с каждым днем все менее и менее зависит от воли людей; все события, как и все люди, способ­ствуют его развитию.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   73


    написать администратору сайта