Главная страница

Хрестоматия по тгп Радько. Хрестоматия по теории государства и права


Скачать 3 Mb.
НазваниеХрестоматия по теории государства и права
АнкорХрестоматия по тгп Радько.doc
Дата09.03.2017
Размер3 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаХрестоматия по тгп Радько.doc
ТипДокументы
#3590
страница12 из 73
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   73

По сим причинам нет, кажется, сомнения предло­жение закона исключительно присвоить державной власти. Быв окружена во всех своих важных деяниях Государственным советом, коего бытие установляется не произволом ее, но коренным государственным зако­ном, нет сомнения, что власть Державная всегда будет иметь более способов предлагать законы в зрелости, нежели каждый член законодательного сословия. И, впро­чем, какая польза для нее отлагать предложение закона полезного или предлагать закон вредный? Первым она стеснит только себя в собственных своих деяниях, а вто­рой будет отвергнут в законодательном сословии.

Есть, однако же, исключение, которое необходимо, должно допустить в сем правиле.

  1. Когда какою-либо мерою правительства явное сде­лано будет нарушение коренному государственному закону, как-то личной или политической свободе.

  2. Когда правительство в установленное время не представит узаконенных отчетов.

В сих только двух случаях законодательное сосло­вие может собственным своим движением, предварив, однако же правительство, предложить дело на уваже­ние и возбудить узаконенным порядком следствие против того министра, который подписал сию меру и просить вместе с тем его отмены.

Б. В уважении закона

Хотя уважение закона собственно принадлежит законодательному сословию, нельзя, однако же, исклю­чить из оного министров. Есть ли подвержены они ответственности в мерах, ими принимаемых, то самая справедливость требует дозволить им лично объяснять и поддерживать предложения правительства.

2. О действии державной власти в порядке испол­нительном

Существо части исполнительной требует по всей необходимости единства. Истинна сия всеми едино­гласно принята. В самых республиках исполнение боль­шею частью всегда вверяемо было одному лицу.

Посему нет сомнения, что в России вся исполни­тельная часть должна принадлежать власти державной.

Но выше уже было замечено, что образ исполне­ния может столько отступить от разума закона, что, есть ли часть сия составлена будет без всякой связи с по­рядком законодательным, она может соделать самый закон игралищем прихоти и произвола. Отсюда проис­ходит необходимость ответственности, коей формы могут быть различны, но существо одинаково.

Существо ответственности состоит в следующих предположениях.

  1. Предполагается, что власть державная, предлага­ющая, отвергающая закон, никогда не может дей­ствовать сама собою против его разума.

  2. Предполагается также, что Совет, яко сословие, содействовавшее предложению и утверждению за­кона, не может поступить против его разума. А по­сему:

  3. Всякая мера, приемлемая в нарушение закона, вменяется не державной власти и не Совету ее, но подчиненным ей исполнителям или министрам, кои посему лично, каждый по своей части, подверга­ются за них ответу, и сие обязательство приемлют они на себя самым подписыванием актов. Отсюда происходит;

  4. Что подписание актов всегда предполагается со­вершенно свободным.

Внешние формы сей ответственности должны быть самые простейшие, и они будут, без сомнения, таковы­ми, когда постановится правилом, чтоб члены законо­дательного сословия имели право предъявлять обви­нения их против министров, и, когда предъявление их большинством голосов признано будет основательным и вместе с тем утверждено будет державною властью, тогда наряжается суд или следствие.

В сих пределах ответственности власть державная, действуя в исполнении закона, всегда будет освещае­ма мнением народным и, следовательно, будет действо­вать с достоверностью и без всякого внимания к слу­хам посторонним.

3. О действии державной власти в порядке судном Власть судная в источнике своем не что другое есть, как власть исполнительная. Всякое дело, всякий спор, предмет суда составляющий, есть не что другое в существе своем, как жалоба на нарушение закона. Власть судная удостоверяется в сем нарушении и вос-становляет закон в его силу, то есть приводит его в исполнение.

По сему понятию порядок судный, яко часть по­рядка исполнительного, принадлежит по существу своему власти державной, и для сего-то везде и у всех народов суд ее именем производится.

В порядке исполнительном предполагается ответ­ственность, почему надлежало бы таковую же ответ­ственность допустить и в порядке судном.

Но каким образом учредить сию ответственность во множестве и разнообразии частных споров? Для сего надлежало бы допустить по каждому делу жалобы частных людей в законодательное сословие и по каж­дому делу ответственность и объяснение министра юстиции.

Очевидное неудобство сего предположения заста­вило искать других способов учредить судную ответ­ственность. Положено, чтобы судьи избираемы были самыми теми лицами, для коих суд устанавливается. Таким образом, власть судная по существу своему ос­талась в правах власти державной, но исполнение ее вверила она избранию тех самых лиц, кои могли бы приносить на нее жалобы. Сим учреждением сила ответственности слагается уже с власти исполнитель­ной и переходит прямо на самих судей и первоначаль­ных их вверителей.

Но ответственность в суде может быть двоякая — в существе дела и в судных обрядах.

Власть державная, вверив лицам избранным суд в существе его, не могла, однако же, вверить им охране­ние обрядов. Обряды судные составляют часть публич­ного права; они по всей необходимости требуют еди­нообразия. Они столько суду существенны, что часто перемена или нарушение их изменяет самое существо дела. Каким образом можно предположить, чтоб тыся­чи избранных судей могли соблюсти их единообразие? Какое смешение могло бы произойти, есть ли бы в одной провинции по одному и тому же делу понимали формы судные иначе, нежели в другой?

Отсюда необходимость, чтобы охранение судебных форм основано было на том же правиле единства, на коем вообще часть исполнительная должна быть поставлена.

По сему понятию о порядке судном, он слагается из двух установлений: первое из них, относящееся к существу дела, державная власть вверяет свободному выбору подданных и, слагая вследствие того ответ­ственность сей части, передает ее так сказать, тому же началу, от коего истекает и власть законодательная. Второе установление — надзор и охранение форм су­дебных, остается и с ответственностью, к тому принад­лежащею, исключительно в порядке исполнительном.

Из сего следует, что действие власти державной в суде должно быть ограничено одним установлением вла­сти, надзирающей и охраняющей судебные обряды [...].
I Законодательство

(уложение законов; виды законвв, уставов, положений]

Сперанский М.М. Введение к уложению государственных законов

Составление закона имеет три стихии: предложе­ние его, уважение и утверждение.

Выше были означены причины и ограничения, по коим два из сих стихий закона, предложение и утвер­ждение, вверяются исключительно державной власти.

Уважение закона принадлежит законодательному сословию.

В органических законах означен состав и движе­ние сего сословия.

Здесь нужно только с точностью определить пред­мет его; определение сие весьма существенно: от него зависит сила самого установления.

Есть ли понятие закона распространить на все постановления без изъятия, тогда все соделается пред­метом законодательного сословия, дела придут в совер­шенное смешение и единство исполнения исчезнет.

Есть ли, напротив, понятие закона так стеснить, чтобы оно относилось только к одним самым общим положениям, тогда власть исполнительная не будет иметь своих пределов, и под видом исполнения самый закон разорится.

Все постановления, коими государство управляет­ся, составляют неразрывную связь последствий, из одного начала стекающих. Начало сие весьма просто: не делай другому того, чего не желаешь себе.

Но не все сии последствия равно существенны для политической и гражданской свободы.

В отношении к свободе они могут быть разделены на два главные класса:

В первом должно положить те постановления, ко­ими вводится какая-либо перемена в отношениях час­тных людей между собою.

Во втором те, кои, не вводя никакой существенной перемены, учреждают только образ исполнения первых.

Первым принадлежит в точном смысле именова­ние закона, вторым уставов и учреждений.

Первые должны составлять предмет законодатель­ного сословия, вторые же относятся к действию влас­ти исполнительной.

Здесь представляется одно существенное приме­чание. Хотя уставы и учреждения не переменяют за­конов, тем не менее, определяя образ их исполнения, они могут столько их обессилить, что самое существо их останется ничтожным, хотя и сохранятся все вне­шние их формы. Сие то уважение было началом уста­новления ответственности.

Понеже закон не мог всего объять и учредить, и учреждения и уставы, быв оставлены одной власти исполнительной, могли самый закон испровергнуть, то и принято правилом, чтоб закон был исключительно предметом законодательного сословия, но учреждения и уставы стояли бы под его же ответственностью.

Таким образом, действие законодательного сосло­вия разделилось на две части: одно прямое — состав­ление закона; другое косвенное — изыскание ответа во всех уставах и учреждениях.

Прямое действие законодательного сословия не может быть уничтожено без уничтожения самого су­щества сословия; но косвенное всегда может быть обращено в прямое, естли правительство того пожела­ет, ибо сим не уменьшается власть законодательного сословия, но возрастает.

Из сего следует:

  1. что никакой закон не может иметь силы, есть ли не будет он составлен в законодательном сословии;

  2. что, напротив, учреждения и уставы состоят во власти правительства, но с ответственностью его в том, что не нарушают они закона;

  3. что ответственность сию может правительство сложить, внося уставы и учреждения в законода­тельное сословие.

По сему понятию о законе и учреждениях, сила и имянование закона присвояется следующим постанов­лениям:

  1. Уложению государственному и законам органичес­ким, ему принадлежащим;

  2. Уложению гражданскому;

  3. Уложению уголовному;

  4. Уложению коммерческому;

  5. Уложению сельскому;

  6. Всем общим дополнениям и изъяснениям предме­тов, в уложения сии входящих.

Сверх сего вносятся в законодательное сословие и подчиняются порядку закона следующие уставы и учреждения:

  1. устав судебный;

  2. все уставы, определяющие положение какой-либо части в связи ее с другими; 131


9) общие судебные и правительственные учрежде­ния, как-то учреждения новых судебных и прави­тельственных мест;

  1. все постановления о налогах и общих народных повинностях, как времянных, так и всегдашних;

  2. продажа и залог государственных имуществ и ис­ключительных на них привилегий;

  3. вознаграждение частных людей за имущества, для общей пользы необходимые.

Исключая сих статей, все прочие уставы и учреж­дения остаются на ответственности правительства и в его расположении.

Сюда принадлежат:

  1. постановления о мире и войне;

  2. все великие меры, приемлемые правительством к спасению Отечества среди каких-либо бед­ствий;

  3. все частные наказы, учреждения и распоряжения, Удостоверяющие, изъясняющие и дополняющие прежние уставы и учреждения и разрешающие ча­стные в них сомнения и затруднения [...].


| Права подданных

(гражданские и политические права и их классификация)

Сперанский М.М. Введение к уложении государственный законов

Здесь представляются два важные вопроса к раз­решению:

  1. должно ли в России допустить разделение состоя­ний;

  2. в чем должно состоять сие разделение? /. Причины разделения состояний

Выше было примечено, что Россия стоит ныне во второй епохе феодального состояния, в епохе, когда власть самодержавная, соединив в себе все силы госу­дарственные, обладает свободою подданных, как поли­тическою, так и гражданскою.

Но обладание сие имеет у нас три степени.

Первый и самый высший степень обладания пада­ет на ту часть народа, которая не имеет ни политичес­кой, ни гражданской свободы. В сем положении нахо­дятся крестьяне помещичьи.

Второй степень обладания простирается на тех подданных, кои имеют гражданскую свободу, но не имеют политической. В сем положении находятся у нас так называемые люди свободного состояния: купцы, мещане, и государственные крестьяне.

Третий степень обладания относится к тем, кои, хотя и не имеют прав политических, но, имея право гражданское, сверх того разделяют с державною вла-стию право обладания в первой степени. В сем поло­жении находится дворянство.

Таким образом, народ российский разделяется на три класса.

Первый класс, дворянство, представляет остаток тех древних феодальных установлений, в коих державная власть, то есть соединение прав политических и граж­данских, разделялась между известными родами. Впос­ледствии времени политические права от них отторгну­ты, но гражданские остались неприкосновенны, и роды сии наследственно делят их с державною властию.

Второй класс, купечество, мещанство и прочее, основался переходом и постепенным освобождением из третьего.

Третий класс, крепостные люди, вначале имели некоторый степень гражданских прав. Они могли иметь собственность и право перехода с одних земель на другие. Но впоследствии, по мере того, как от удель­ных владельцев права политические переходили и присоединялись ко власти державной, права граждан­ские сегО последнего класса, как бы в вознаграждение первых, переходили к их помещикам и, наконец, раз­ными обстоятельствами, особенно же системою состав­ления военных наших сил, быв укреплены к земле, потеряли как личную, так и вещественную свободу.

Таково есть настоящее разделение состояний в России.

Два только могут быть источника всех разделений: права гражданские и политические.

Первый источник. Права гражданские, то есть безопасность лица и имущества, суть первое и неотъем­лемое достояние всякого человека, входящего в обще­ство. Противно природе человека предполагать, чтоб кто-либо согласился жить в таком обществе, где ни жизнь, ни имущество его ничем не обеспечены.

Рабы всегда и везде существовали. В самых рес­публиках число их почти равнялось числу граждан, а участь их там была еще горше, нежели в монархиях.

Не должно, однако, из сего заключать, чтоб раб­ство гражданское было необходимо. Конституция древ­них республик и нравы века были причиною сего уста­новления. Мы видим, напротив, государства обширные и многонаселенные, в коих рабство сего рода мало-п о малому уничтожилось.

Нет никакого основания предполагать, чтобы в России не могло оно уничтожиться, есть ли приняты будут к тому действительные меры.

Но чтобы меры сии были действительны, они дол­жны быть постепенны.

Гражданская свобода имеет два главные вида: сво­бода личная и свобода вещественная. Существо пер­вой состоит в следующих двух положениях:

1. без суда никто не может быть наказан;

2. никто не обязан отправить личную службу иначе,
как по закону, а не по произволу другого.
Существо свободы второго рода, то есть веществен-
ной, основано на следующих положениях:


  1. всякий может располагать своею собственностью по произволу сообразно общему закону; без суда никто собственности лишен быть не может;

  2. никто не обязан отправлять вещественной служ­бы, ни платить податей и повинностей иначе, как по закону или по условию, а не по произволу дру­гого.

Должно ли оба сии рода гражданской свободы предоставить всем вообще подданным без всякого ог­раничения?

Два уважения здесь представиться могут: 1. В свободе личной. Закон, личную свободу опреде­ляющий, не может быть для всех одинаков. Есть род службы, предполагающий особенный образ воспитания и науки, который не может быть со­вместен со всеми родами промышленности. Тако­ва есть служба высших чинов в порядке судном, в управлении и в войске. Есть ли допустить равен­ство во вступлении и в службу и всех без различия подчинить одной очереди, тогда высшие звания наполнятся людьми, воспитанием к ним не преду­готовленными, и один из важнейших предметов общественного образования исчезнет. Из сего следует, что закон, определяющий службу, не может быть без изъятия; он должен допустить сие изъятие в пользу тех, кои наукою и воспитанием будут приуготовляться к высшим родам службы; но ни в ка­ком предположении никого не должен он освобождать от службы.

Здесь открывается первое различие, которое дол­жно по необходимости допустить в личном гражданс­ком праве; никто не должен быть его лишен, но не все могут иметь его в равном степени. 2. В свободе вещественной. Основание свободы ве­щественной есть собственность. Закон, определя­ющий сию собственность, также должен иметь свои степени. Право собственности движимой и не­движимой, но не населенной, должно принадле­жать всем без различия; но собственность насе­ленная предполагает такие отношения, к коим не все могут быть способны. Она предполагает управ­ление и, следовательно, знание законов правитель­ства, коего нельзя достигнуть без особенного к тому образования. Странно бы было допустить, чтобы помещичий крестьянин, разбогатев по случаю, купил деревню, населенную другими подобными крестьянами, и управлял бы ею по закону, тогда как власть его, воспитанием не предуготовленная, ни познания закона, ни морального к себе уваже­ния приобресть не может.
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   73


написать администратору сайта