Главная страница
Навигация по странице:

  • Всякий может приобретать собственность движи­мую и недвижимую и располагать ею по закону; но приобретение собственности недвижимой на­селенной принадлежит известным только состоя­ниям.

  • Ни кто не обязан отправлять вещественных повин­ностей по произволу другого, но по закону или добровольным условиям. б)

  • Быть изъятым от общей очередной службы, но не быть, однако же, свободным от особенной служ­бы, которая на известные состояния положена за­коном.

  • П. Из различия прав гражданских, общих и особен­ных, возникает различие состояний, различие, которое по самой необходимости допустить должно.

  • В Англии и в Соединенных Штатах сие различие также не допускается; но приметить должно, что там земли обрабатываются большею частью наймом и кре­стьяне не имеют твердой оседлости.

  • Второй источник разделения состояний суть права политические. Выше было означено, что они состоят в участии в силах государственных: законодательной, судной и исполнительной.

  • Всем ли вообще подданным российским должны принадлежать равно права политические

  • К разрешению вопроса в первом виде представля­ются следующие уважения.

  • Сверх сего, самое приобретение собственности в обыкновенном порядке предполагает разум и трудо­любие.

  • Следовательно, нет сомнения, что люди, имеющие собственность, все без различия должны быть допус­каемы к Участию в правах политических.

  • На сем-то основано то важное правило, по коему во всех государствах, в самой Франции среди револю­ции, право выборов ограничено было только теми людьми, кои имеют собственность.

  • Философия права (основные тенденции развития)

  • Хрестоматия по тгп Радько. Хрестоматия по теории государства и права


    Скачать 3 Mb.
    НазваниеХрестоматия по теории государства и права
    АнкорХрестоматия по тгп Радько.doc
    Дата09.03.2017
    Размер3 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаХрестоматия по тгп Радько.doc
    ТипДокументы
    #3590
    страница13 из 73
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   73

    Из сего следует, что собственность недвижимых имений населенных не может принадлежать всем без различия, и должен быть класс людей, коему бы право сие принадлежало исключительно.

    Отсюда происходят следующие общие заключения: I. Права гражданские, как личные, так и веществен­ные, разделяются на два рода: одни суть общие всем подданным российским, другие особенные некоторым состояниям.

    а) Права гражданские общие:

    1. Никто без суда наказан быть не может.

    2. Никто не обязан отправлять личную службу по произволу другого, но по закону, определяющему род службы по состояниям.

    3. Всякий может приобретать собственность движи­мую и недвижимую и располагать ею по закону; но приобретение собственности недвижимой на­селенной принадлежит известным только состоя­ниям.

    4. Ни кто не обязан отправлять вещественных повин­ностей по произволу другого, но по закону или добровольным условиям.

    б) Права гражданские особенные:

    1. Быть изъятым от общей очередной службы, но не быть, однако же, свободным от особенной служ­бы, которая на известные состояния положена за­коном.

    2. Иметь право приобретать недвижимую собствен­ность населенную, но управлять ею не иначе, как по закону.

    П. Из различия прав гражданских, общих и особен­ных, возникает различие состояний, различие, которое по самой необходимости допустить должно.

    В древних республиках различие сие не было до­пускаемо. Всякий гражданин мог иметь всякого рода собственность, но сие происходило оттого, что соб­ственность большею частью обрабатываема была ра­бами, кои сами считались вещью.

    Во Франции сие различие, хотя сначала и не было допускаемо в законе, но впоследствии признано было нужным допустить его. Для сего установлено право первородства, по коему собственность без продажи должна обращаться навсегда в известных только родах.

    В Англии и в Соединенных Штатах сие различие также не допускается; но приметить должно, что там земли обрабатываются большею частью наймом и кре­стьяне не имеют твердой оседлости.

    В России распорядок сей был бы невозможен: 1) потому что воинская наша система и пространство земель ненаселенных непременно требуют оседлос­ти; 2) что наймом обрабатывать у нас земель по про­странству их и по малости населения также невозмож­но; 3) наконец, ежели бы система сия и была возмож­на, то в нравственных уважениях участь крестьянина сим безмерно бы отяготилась, а земледелие потерпе­ло бы великую расстройку. Участь крестьянина, от­правляющего повинности по закону и имеющего в возмездие свой участок земли, несравненно выгоднее, нежели положение бобылей, каковы суть все рабочие люди в Англии, и в Соединенных Штатах.

    Второй источник разделения состояний суть права политические. Выше было означено, что они состоят в участии в силах государственных: законодательной, судной и исполнительной.

    Всем ли вообще подданным российским должны принадлежать равно права политические?

    С тех пор как основалась в европейских госу­дарствах система выборов, или народного представ­ления, участие народа в силах государственных раз­делилось на два главные действия: в первом опреде­ляется, все ли вообще подданные должны иметь право избирания; во втором — все ли могут иметь право представления.

    К разрешению вопроса в первом виде представля­ются следующие уважения.

    Закон составляется в защиту лица и собственнос­ти. Следовательно, положив право личное равным, чем более человек приемлет участия в собственности, тем естественно более печется о ее охранении.

    Сверх сего, самое приобретение собственности в обыкновенном порядке предполагает разум и трудо­любие.

    Из сего следует, что в общем исчислении чело­век, имеющий собственность, по уважению собствен­ных своих польз, более приемлет участия в доброте закона и более соединяет вероятностей к правильно­му его усмотрению, нежели человек без собственно­сти или бобыль.

    Следовательно, нет сомнения, что люди, имеющие собственность, все без различия должны быть допус­каемы к Участию в правах политических.

    Но есть ли вместе с ними допустить к сему учас­тию и людей, собственности не имеющих, тогда голос и суждение сих последних по числу их, без сомнения, возьмет перевес, и, следовательно, все избирательные силы народа перейдут в руки тех самых, кои наименее в доброте сих выборов имеют участие и наименее способов к правильному их усмотрению.

    На сем-то основано то важное правило, по коему во всех государствах, в самой Франции среди револю­ции, право выборов ограничено было только теми людьми, кои имеют собственность.

    Нет сомнения, что и у нас тому же правилу должно следовать и потому постановить, что в составлении выборов никто не может участвовать, кто не имеет недвижимой собственности или капиталов промышлен­ности в известном количестве.

    Сверх сего, есть в обществе положения, кои по образу жизни и воспитания не дозволяют предполагать ни довольно разума, ни столько любочестия, чтоб допу­стить людей, ими занимающихся, к составлению зако­на. Таковы суть состояния домашних слуг, ремеслен­ных и рабочих людей и поденщиков, хотя бы они и имели собственность, в капиталах состоящую.

    К разрешению вопроса во втором виде представ­ляются те же уважения. Есть ли собственность долж­на быть принята основанием в праве выборов, то кольми паче она должна быть предпочтена в праве представления. По сим-то причинам во всех государ­ствах полагается известный доход для права пред­ставления, и доход сей должен быть выше, нежели оклад для выборов.

    Из сего обозрения прав гражданских и политичес­ких открывается, что все они в рассуждении принад­лежности их на три класса могут быть разделены: 1) права гражданские общие, всем подданным при­надлежащие;

    1. права гражданские частные, кои должны принад­лежать тем только, кои образом жизни и воспита­ния к ним будут приуготовлены;

    2. права политические, принадлежащие тем, кои име­ют собственность.

    Из сего происходит следующее разделение состо яний:

    1. дворянство;

    2. люди среднего состояния;

    3. народ рабочий [...].

    ЧИЧЕРИН БОРИС НИКОЛАЕВИЧ (1028-1004)
    В 1849 г. окончил юридический факультет Мос­ковского университета. Он ученик Т.Н. Грановс­кого, профессор, доктор наук. В 1868 г. уходит вместе с группой профессоров в отставку в знак протеста против нарушения университетского ус­тава. Избирается на должность городского главы, которую исполнял один год. Сотрудничал с А.И. Герценом. Сформулированный им полити­ческий принцип «либеральные меры и сильная власть» имел поддержку в правительственных кругах. Работы Б.И. Чичерина в области юриспру­денции не потеряли своего теоретического и прак­тического значения и в наше время. В последние годы жизни им написан ряд интересных произве­дений по естественным наукам (экологии, химии, начертательной геометрии).


    Философия права

    (основные тенденции развития)

    Чичерин Б.Н. Философия права

    Пятьдесят лет тому назад философия права зани­мала выдающееся место в ряду юридических наук. Каково бы ни было разнообразие взглядов на философ­ские основания права, признавалось, как несомненная истина, что они должны служить руководящими нача­лами практики. Философия права была одним из важ­нейших предметов преподавания в университетах; она порождала обширную ученую литературу. И это имело глубокий смысл, ибо область права не исчерпывается положительным законодательством. Последним опре­деляются те юридические нормы, которые действуют в данное время и в данном месте. Но юридические законы не остаются вечными и неизменными, как за­коны природы, которые нужно только изучать и с ко­торыми всегда надобно сообразоваться. Положитель­ные законы суть произведения человеческой воли и, как таковые, могут быть хороши или дурны. С этой точки зрения они требуют оценки. По той же причине они изменяются, сообразно с изменениями потребно­стей и взглядов. Чем же должен руководствоваться законодатель при определении прав и обязанностей подчиняющихся его велениям лиц? Он не может чер­пать руководящие начала из самого положительного права, ибо это именно то, что требуется оценить и изменить; для этого нужны иные, высшие соображе­ния. Он не может довольствоваться и указаниями жизненной практики, ибо последняя представляет зна­чительное разнообразие элементов, интересов и тре­бований, которые приходят в столкновения друг с дру­гом и между которыми надобно разобраться. Чтобы определить их относительную силу и достоинство, надобно иметь общие весы и мерило, то есть руководя­щие начала, а их может дать только философия. Нельзя разумным образом установить права и обязанности лиц, не зная, что такое право, где его источник и какие из него вытекают требования. Это начало тесно связа­но с самою человеческою личностью, а потому необхо­димо исследовать природу человека, ее свойства и назначение. Все это вопросы философские, которые поэтому не могут быть решены без глубокого и осно­вательного изучения философии. Отсюда та важная роль, которую играла философия права в развитии европейских законодательств. Под влиянием выраба­тываемых ею идей разрушался завещанный веками общественный строй и воздвигались новые здания. Достаточно указать на провозглашенные философией XVIII в. начала свободы и равенства, которые произве­ли Французскую революцию и имели такое громадное влияние на весь последующий ход европейской исто­рии.

    Это увлечение идеями имело, однако, и свою обо­ротную сторону. Возносясь в отвлеченную область, философская мысль мало обращала внимания на ре­альные условия жизни. К практике она относилась чисто отрицательно; нередко она строила фантастичес-



    кие здания, которые не могли найти приложения в реальном мире, Таков был Общественный договор Руссо. Таковым же в особенности является последнее произведение самой крайней идеалистической фило­софии — социализм.

    Подобное направление, естественно, вызвало ре­акцию. По общему свойству человеческого ума, склон­ного предаваться односторонним течениям, она обра­тилась не только против увлечений идеализма, но и против философии вообще. В движении мысли произо­шел крутой поворот. Дошедши до крайних пределов одностороннего пути и не видя исхода, мышление вне­запно перескочило на противоположный конец. Вмес­то того чтобы строить здание по общему плану, оно принялось воздвигать фундамент на основании чисто практических соображений. Метафизика была отвер­гнута, как бред воображения, и единственным руково­дящим началом всякого знания и всякой деятельности признан был опыт.

    Последняя односторонность оказалась, однако, горше первой. Если идеализм, витая в облаках, преда­вался иногда фантазиям и действовал разрушительно на практику, то в нем самом заключалась и возмож­ность поправки: под влиянием критики односторонние определения заменяются более полными и всесторон­ними. Реализм же, лишенный идеальных, то есть ра­зумных начал, остается бессильным против самых нелепых теорий. Именно на почве реализма социализм, в самых крайних своих формах, не встречая надлежа­щего отпора, более и более покоряет себе массы. Са­мое понятие о праве совершенно затмилось в совре­менных умах. Оно было низведено на степень практи­ческого интереса, ибо для идеальных начал не остается более места. Германская юриспруденция, в лице одно­го из самых видных своих представителей, прямо про­возгласила, что право есть политика силы. Оно являет­ся выражением эгоизма, но не личного, а обществен­ного, превращающего отдельное лицо в вьючное животное, осужденное носить непосильное бремя об­щественных тяжестей, под которым оно изнемогает. Не только право, но и сама нравственность выводится из того же начала. Индивидуализм должен быть выгнан из этого последнего угла, из области внутренней сове­сти, в которой он старается укрыться. Таковы теории, в настоящее время господствующие в стране, которые полвека тому назад были родиной самого глубокого и возвышенного идеализма. Очевидно, они идут прямо на руку социалистам, которых все стремления клонят­ся к тому, чтобы массой, одушевленной эгоистически­ми целями, подавить всякую самостоятельность отдель­ного лица и не дать никому возвыситься над общим низменным уровнем.

    Те из молодых юристов, которые, возмущаясь гос­подствующими течениями, признают в современном мире полную «дезорганизацию правосознания» и, в особенности в учении Иеринга, видят «лишь один из симптомов общей болезни, общей нравственной и идей­ной дегенерации теперешней переходной эпохи куль­туры», сами не в состоянии выбиться из проложенной колеи. Они хотят восстановить старое естественное право, но, при полном недостатке философской подго­товки, не знают, как к этому приступить. По примеру Иеринга они смешивают право с политикой и возве­щают науку будущего — цивильную политику, которая должна быть возрождением естественного права! Чего только нет в этой науке будущего! Тут и проповедь любви ап. Павла, которая должна сделаться целью правоведения (!), и экономическое устройство обще­ства по новейшим рецептам немецких социалистов, кафедры которых теории представляют полнейший хаос всякого рода юридических, нравственных, эконо­мических и политических понятий. Нет только того, что составляет источник и основание всякого права — человеческой личности, с ее духовной природой и вытекающими из нее требованиями. Лица рассматри­ваются просто как склады товаров (Си1ег81а1юпеп), по которым произведения размещаются государством, на основании соображений общественного блага, более и более приближаясь к идеалу любви, т. е. коммунизму. Целью цивильной политики ставится распределение имуществ, которое признается не частным, а обще­ственным делом, а потому должно заведываться госу­дарством, по общему плану. О том, что людям что-ни­будь принадлежит, чего нельзя у них отнять без нару­шения справедливости, нет и речи. Справедливость не состоит в том, чтобы воздавать каждому свое, как опре­деляли римские юристы; это не более как смутное чувство, которым прикрываются чисто голословные утверждения. Признается, что государство может по своему произволу постановлять все, что угодно, напри­мер, что процент с капитала должен принадлежать не собственнику, атому, кто употребляет капитал. Автору, по-видимому, даже не приходит в голову, что если бы государство издало подобный закон, то разом прекра­тились бы все сделки и займы и промышленность ста­ла бы на точке замерзания. Законодательство, которое вздумало бы сделать такое постановление, следовало бы прямо посадить в дом умалишенных. Но всего изу­мительнее то, что эти взгляды самого новейшего изде­лия подкрепляются авторитетом римских юристов. Правда, последние не имели понятия о цивильной политике, которая, к благополучию человеческого рода, даже в настоящее время еще не родилась и, можно надеяться, никогда не родится. Столь же мало они знали о теориях современных социалистов кафед­ры и социал-политиков. Поэтому их рассуждения от­кидываются, как негодные. Хотя юридическая логика признается самым существенным элементом право­ведения, однако это относится лишь к логике будущей цивильной политики, а не к прославленной логике римских юристов, которая обличает только их полное экономическое невежество. Важное значение их заклю­чается не в том ясном и верном юридическом смысле, с помощью которого они, разрешая жизненные стол­кновения, создали цельную и стройную систему пра­ва, что и делало их всегда предметом удивления, а в том, что они были бессознательными органами како­го-то никому неизвестного обычного права какого-то неизвестного народа, ибо что такое был римский на­род во времена Империи? С этой точки зрения буду­щая цивильная политика должна пользоваться их указаниями, чтобы постепенно приближаться к идеа­лу любви.

    Таковы юридические воззрения, которые появля­ются в настоящее время в Германии и у нас, как пос­леднее слово новейшей науки. Если бы все эти стран­ные измышления были произведением молодого че­ловека, хватающего вершки и желающего выдумать что-нибудь свое, то это было бы понятно и не имело бы значения. Но когда все это является под пером уче­ного, хотя недавно выступившего на литературном по­прище, но обнаруживающего в своих ранних произ­ведениях обширные сведения, тонкий ум и блестящий талант, то это служит указанием на ту школу, из кото­рой он вышел. По собственному выражению автора, это один из признаков того полного затмения право­сознания, которое составляет характеристическую черту современных обществ.

    Если таковы понятия юристов, то чего же можно ожидать от не юристов. Во Франции презрение к ин­дивидуализму не достигло до такой степени, как в Гер­мании. Там живы еще предания Французской револю­ции, с провозглашенными ею началами свободы и равенства; там и в учреждениях, и в мыслящих сферах сохраняются понятия о правах человека. Но эти поня­тия были порождением метафизики, а метафизика от­вергается, как устаревший хлам; господствующая ныне положительная философия признает, что мы сущности вещей не знаем и не имеем ни малейшего понятия о метафизической природе человека, из которой выте­кают эти права. И духовная личность, и свойственная ей свобода воли — все это считается метафизически­ми бреднями, которые надобно выкинуть за борт. Но тогда что же остается? Остается скептицизм, и на нем думают основать начала свободы и равенства. Хотя мы истинной природы человека не знаем, хотя мы не зна­ем даже, что такое добро, однако мы все-таки можем гипотетически стремиться, может быть, и к неосуще­ствимому идеалу права. Но так как это не более как гипотеза, то мы должны предоставить каждому идти к этому идеалу по-своему, лишь бы он не нарушал чу­жой свободы и всеобщего равенства. Устройство прак­тических отношений определяется, таким образом, неспособностью к теоретическому познанию. Очевид­но, однако, что при такой, хотя и совершенно туман­ной, постановке вопроса ни о каком равенстве не мо­жет быть речи. Каковы бы ни были границы челове­ческого познания, нельзя поставить на одну доску ге­ния и глупца, глубокого ученого и круглого невежду. Всего менее могут это делать последователи положи­тельной философии, которые признают науку высшим руководящим началом человеческой жизни. Основатель ее, Огюст Конт, был весьма далек от подобных выво­дов, не имеющих за собой ни фактического основания, ни логической связи.
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   73


    написать администратору сайта