Главная страница
Навигация по странице:

  • Но ваша высшая мысль должна быть вам приказа­на мною — и она гласит: человек есть нечто , что дол­жно превзойти.

  • Итак, живите своей жизнью повиновения и вой­ны! Что пользы в долгой жизни! Какой воин хочет, чтобы щадили его!

  • КОРКУНОВ НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ (1853-1904]

  • Общетеоретические положения Н.М. Коркунова о государстве и праве имеют в наше время чрезвы­чайно актуальное звучание. Сочинения

  • | Методологические проблемы надки о праве (методологическая природа надко о праве; значение методологических принципов для познания надки и праве]

  • | Происхождение права (возникновение права; первичное сознание о праве)

  • Хрестоматия по тгп Радько. Хрестоматия по теории государства и права


    Скачать 3 Mb.
    НазваниеХрестоматия по теории государства и права
    АнкорХрестоматия по тгп Радько.doc
    Дата09.03.2017
    Размер3 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаХрестоматия по тгп Радько.doc
    ТипДокументы
    #3590
    страница21 из 73
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   73

    Для хорошего воина «ты должен» звучит приятнее, чем «я хочу». И все, что вы любите, вы должны сперва приказать себе.

    Ваша любовь к жизни да будет любовью к вашей высшей надежде — а этой высшей надеждой пусть будет высшая мысль о жизни!

    Но ваша высшая мысль должна быть вам приказа­на мною — и она гласит: человек есть нечто, что дол­жно превзойти.

    Итак, живите своей жизнью повиновения и вой­ны! Что пользы в долгой жизни! Какой воин хочет, чтобы щадили его!

    Я не щажу вас, я люблю вас всем сердцем, братья по войне! — Так говорил Заратустра.
    Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных дм»

    477. Война необходима. Только мечтательность и прекраснодушие могут ожидать от человечества еще многого (или даже особенно многого), когда оно разу­чится вести войны. Доселе же нам неведомы иные средства, которые или бы так же сильно и верно, как всякая великая война, внушать глубокую безличную ненависть, такое хладнокровие убийцы со спокойной совестью, такое гордое равнодушие к великим потерям, к своей собственной жизни и жизни близких, такой глухой, подобный землетрясению, трепет души; проби­вающиеся здесь ручьи и потоки, которые, правда, ка­тят с собой камни и всякий сор и уничтожают поля нежных культур, позднее, при благоприятных обстоя­тельствах, с новой силой приводят во вращение меха­низмы духовной мастерской. Культура отнюдь не мо­жет обойтись без страстей, пороков и злобы. — Когда римляне в императорскую эпоху несколько утомились от войн, они пытались обрести новую силу в травле зверей, в битвах гладиаторов и в преследовании хри­стиан. Современные англичане, которые в общем так­же, по-видимому, отказались от войны, прибегают к иному средству, чтобы возродить исчезающие силы: они пускаются в те путешествия, мореплавания, вое­

    хождения на горы, которые предпринимаются будто бы с научными целями, в действительности же для того, чтобы из всякого рода приключений и опасностей привезти домой избыточную силу. Придется, вероят­но, изобрести еще немало подобных суррогатов вой­ны, но именно из них будет все более уясняться, что такое высокоразвитое и потому неизбежно вялое чело­вечество, как современное европейское человечество, нуждается не только вообще в войне, но даже в вели­чайшей и ужаснейшей войне — т. е. во временном воз­врате к варварству, — чтобы не потерять из-за средств к культуре самой своей культуры и жизни.

    КОРКУНОВ НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ

    (1853-1904]
    Известный русский ученый, юрист. Профессор Санкт-Петербургского университета юридичес­кого факультета с 1878 г. Занимался проблемами общей теории права, государственного и между­народного права. Его произведениям присущи на­учная глубина, историзм, объективный подход к исследованию государственно-правовых явле­ний, стремление в максимальной форме раскрыть социальные аспекты права, правоотношений, по­казать их роль в организации и обеспечении гар­моничного функционирования общественной жизни.

    Общетеоретические положения Н.М. Коркунова о государстве и праве имеют в наше время чрезвы­чайно актуальное звучание. Сочинения: Лекции по общей теории права. СПб., 1886; Международное право. СПб., 1886; Русское государственное право. СПб., 1893; История фило­софии права. СПб., 1896.


    | Методологические проблемы надки о праве (методологическая природа надко о праве; значение методологических принципов для познания надки и праве]
    Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права

    [...] Из всех отраслей науки именно в правоведе­нии с особенной силой чувствуется потребность в обобщающей системе. Дело в том, что мы вовсе не можем наблюдать право в его целом. Небесный свод с его звездами или тело животного мы прежде всего воспринимаем как одно целое, и только научный ана­лиз научает нас видеть в них сложный агрегат мно­жества отдельных элементов. Не так в праве. Тут не­посредственному наблюдению доступны лишь отдель­ные законы да отдельные юридические сделки, и только с помощью научного синтеза мы соединим эти отдельные элементы в целостное представление юри­дического порядка, права, как особого фактора обще­ственной жизни. Потому в правоведении отрывочность научного знания не находит себе противовеса в цело­стности непосредственного восприятия. Конечно, и отдельные юридические отношения людей находятся между собой в связи, и связи тесной. Но ни сами они, ни эта связь между ними не представляются нагляд­ными, осязательными, и притом юрист не непосред­ственно изучает их. Он изучает, собственно, обычаи, законы, судебные решения, сделки частных лиц, но весь этот материал представляется на первый взгляд разрозненным, и притом, чем выше развитие обще­ственной жизни, тем эта раздробленность больше. Развитие общественной жизни приносит с собою все большее и большее осложнение тех разнообразных, сталкивающихся между собой человеческих интере­сов, разграничение которых составляет задачу права. В сложной общественной жизни одни и те же интере­сы могут становиться друг к другу в самые разнооб­разные отношения и каждая форма их взаимного со­отношения требует для своего разграничения особой юридической нормы. В современных законодатель­ствах, напр., имущественные интересы частного лица не разграничиваются поэтому одним общим законом, а множеством разнообразных постановлений, содер­жащихся в различных отраслях законодательства. По­лучить полное и целостное представление о том, как нормируются правом частные имущественные инте­ресы, возможно поэтому только посредством научно­го синтеза множества разрозненных постановлений законодательства.

    Вместе с тем нет другой науки, которая бы так близко соприкасалась с непосредственными вопроса­ми жизни. Можно, пожалуй, найти человека, во всю свою жизнь никогда не заинтересовавшегося вопро­сами естествознания и истории. Но прожить свой век, никогда не задаваясь вопросами права, дело совершен­но немыслимое. Каким мизантропом вы ни будьте, как ни чурайтесь вы людей, вам не обойти вопросов о праве. По крайней мере одно право, право личной свободы, не может вас не интересовать. Чуждаясь людей, вы должны же сказать им: здесь сфера моей личности, сюда вы не имеете права вторгаться.

    Таким образом, в правоведении сильнее, чем где-либо, должно было сказаться стремление к обобщен­ному знанию. И действительно, наряду со специальны­ми юридическими науками существует издавна стрем­ление создать науку, которая бы давала целостное знание о праве. Такова, прежде всего, энциклопедия права: она идет первым из намеченных выше путей к обобщению знания, заботится о расширении количе­ства знания, о соединении всего фактического мате­риала в одной общей системе. Философия права, на­против, стремится дедуктивно построить учение о пра­ве, учение необходимо злостное по самому своему источнику. Наконец, зарождающаяся на наших глазах общая теория права ставит себе задачей извлечь об­щие начала права из накопленного специальными юридическими науками эмпирического материала [...].

    [...] Итак философия права не может быть призна­на отличной от энциклопедии наукой. Философия пра­ва и энциклопедия права одно и то же. Это только под­готовительные стадии к образованию одной обобщаю­щей дисциплины — общей теории права. Потребность в такой общей теории сознавалась уже давно, но преж­де в ней видели нечто отличное от энциклопедии, дол­женствующее существовать наряду с ней. Таково воз­зрение Фалька. Он предлагает заменить естественное право общей теорией права, которая бы содержала изложение общих юридических истин, получаемых путем анализа положительного права. Но тогда эта мысль не получила сколько-нибудь широкого распро­странения, и только в настоящее время она начинает завоевывать себе признание. С особенною обстоятель­ностью развивает ее П. Мюллер. Он определяет общую теорию права как систему основ права (5уз1ет с5ег КесМздгипёе). Помимо практических целей, задача правоведения представляется двоякой. Во-первых, оно обрабатывает практический материал права в систе­матическом, спекулятивно-идеалистическом, истори­ческом и эмпирико-реалистическом направлениях; затем из полученного таким образом правового мате­риала оно извлекает общие основы права, обрабатыва­ет их, сообразно их внутренней связи, в цельную (дезсЫоззеп) систему общей теории права и применя­ет их как руководящие принципы для оценки имеюще­гося материала права и для развития права и правове­дения. Самая общая теория права, конечно, не может никак иметь непосредственного применения в жизни, ибо она содержит только общие основы права, а не отдельные правоположения, определяющие действи­тельные житейские отношения. Невозможно также из ее общего содержания путем интерпретации, путем логического и диалектического развития понятий об­разовать практическое право. Движение и развитие права имеет свое основание в элементах естественных житейских отношений. Теоретик же из этих отноше­ний и из порождаемого ими практического права из­влекает общие понятия. Таким образом, и теория пра­ва зависит от реальных отношений, а не наоборот. Деятельность теоретика должна быть направлена к тому, чтобы понять практическое право и реальные людские отношения как одно связное целое, этот об­щий организм разложить на его отдельные органы и элементы, определить их соотношение и взаимодей­ствие, нормы и цели их действия, а также назначения как целого, так и частей. В особенности общая теория проверяет положительное право с его технической и логической (ЬедпгШспе) стороны, выясняет руково­дящие правовые принципы из совокупности, связи (2изаттепЬапд) и сущности общественного организ­ма и сводит их к общим основам людской деятельнос­ти в обществе и государстве. Общая теория права есть, таким образом, краеугольный камень системы право­ведения; она связывает отдельные дисциплины и их содержание в одно целое. Общая теория права для того чтобы соответствовать своей цели, должна прилагать к своему содержанию масштабы строгой объективности и избегать всяких субъективных построений. Если те­перь собственному содержанию отдельных дисциплин предпосылаются общие соображения, то это потому, что мы не имеем еще годной теории права и что каж дый юрист ощущает потребность изложить часть сво их воззрений на право [...].
    | Происхождение права

    (возникновение права; первичное сознание о праве)
    Коркунов Н.М. Лекции по общей теории прана

    [...] Объяснение происхождения права не может ограничиться указанием лишь на то, как развивает­ся право. Главный и самый трудный вопрос заклю­чается в объяснении первоначального возникновения права, в объяснении того, каким образом появляется впервые самое сознание о праве. В современном быту, мы зйаем, право творится и развивается созна­тельною деятельностью и при этом отправляются от сознания недостатков или неполноты уже существу­ющего права. Но откуда же взялось первоначальное сознание о праве? Разрешение этого вопроса тем труднее, что сознание всегда предполагает уже го­товый объект, готовое содержание. Обыкновенно, объект одного акта сознания дается предшествующим ему, также сознательным актом. Но когда речь идет о первоначальном возникновении сознания о чем-либо, такое объяснение неприменимо. Остается пред­положить или врожденность правосознания, или что первоначально объект правосознания дается бессоз­нательным актом.

    Врожденность правосознания можно понимать двояко. Можно, во-первых, считать, врожденным са­мое содержание права. Но это равносильно приня­тию гипотезы естественного права, несостоятель­ность которой мы уже доказали. Можно, во-вторых, считать врожденным только сознание необходимо­сти существования юридических норм, независимо от их возможного содержания. Но если бы это было так, тогда понятие права с самого начала должно бы являться в человеческом сознании в самой общей 218 Ф°Рме. и притом определенно отграниченным от других понятий, напр. нравственности, религии. В действительности же мы наблюдаем как раз обрат­ное: правосознание возникает первоначально в час­тной форме и общее понятие права, обнимающее все его конкретные формы, является сравнительно по­здно. Неразвитой человек знает только отдельные права, и общее понятие права ему недоступно. Точно так же и обособление права от нравственности и религии есть сравнительно позднейшее явление. Первоначально право, нравственность, религия, при­личие — все это смешивается воедино. Таким обра­зом нельзя принять врожденности правопонятия и в такой форме [...].

    (...) В силу одинаковости условий и несложности отношений в первобытном обществе, люди в нем, ес­тественно, ведут совершенно одинаковый образ жиз­ни. Малое развитие сознательной мысли, скудость и ограниченность испытываемых впечатлений, сильно развитая наклонность к подражанию приводят к тому, что первобытный человек в большинстве случаев действует так же, как и другие, так же, как отцы и деды. В силу этого в каждом из них образуется уве­ренность, что при одинаковых условиях все будут поступать одинаково. Человек ожидает такого одина­кового, обычного поведения, он рассчитывает на него, и в этом расчете располагает и устраивает свои собственные дела. Если затем в каком-либо частном случае он обманется в своих расчетах, если кто-либо поступит в отношении к нему не так, как он ожидал, не так, как другие обыкновенно поступают в подоб­ных случаях, человек испытывает чувства недоволь­ства, гнева. Он обращается к обманувшему его на­дежды с нареканиями, он старается ответить ему. По мере того как такие столкновения повторяются, пред­ставление о нарушении установившегося, обычного поведения ассоциируется с представлением об уп­реках, о гневе, о мести со стороны тех, кто терпит ущерб от такого нарушения. И вот, в силу этого, прежнее инстинктивное, бессознательное, само со­бой складывавшееся соблюдение обычаев переходит 219 в сознательное. Теперь обычай соблюдается уже не в силу только бессознательной привычки, бессозна­тельной к тому склонности, а в силу представления о тех неприятностях, какие влечет за собой наруше­ние обычая. Следовательно, привходит уже сознание обязательности обычая. Обычай соблюдается и тог­да, когда есть интерес, есть стремление его нару­шать, — соблюдается ради избежания тех неприят­ностей, тех невыгод, какие влечет за собой наруше­ние. Возникновение такого сознания об обязательности (орршюпесеззйаИз) и превращает простое обыкнове­ние, соблюдаемое бессознательно, инстинктивно, в сознательно соблюдаемый, в признаваемый обяза­тельным юридический обычай, являющийся перво­начальной формой выражения юридических норм. Таким образом возникновение права обусловлено со­знательным соблюдением известных правил поведе­ния как обязательных, но содержание этих перво­начальных юридических норм не творится созна­тельно. Оно дается бессознательно сложившимися обыкновениями.

    Такое объяснение происхождения права делает понятным так же, почему первоначально в праве ви­дят непроизвольный, необходимый порядок, почему ему приписывают даже божественное происхожде­ние. Сознание людей находит право уже готовым, ус­тановившимся, как результат бессознательно выраба­тывающихся обычаев. Не умея естественным путем объяснить их происхождение, в них видят божествен­ное установление. Право получает таким образом в глазах людей значение объективного порядка, неза­висящего от человеческой воли, стоящего выше люд­ского произвола.

    Признавая исстари установившиеся обычаи обя­зательными, человек не отличает в них первоначаль­но форму от содержания. Соблюдение обычая всеце­ло признается обязательным: форма, так же как и кро­ющееся в ней содержание. Потому первые стадии развития права всегда отличаются крайним форма­лизмом [...).

    I Общество как условие развития орава (природа общества: разнообразие подходов]

    Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права

    [...] Мы до сих пор рассматривали право отвлечен­но от той среды, в которой оно образуется и действует. Средой этой служит общество. Только в обществе об­разуется и действует право, потому что его задача — разграничивать интересы людей в их взаимных отно­шениях. Где нет общения людей, где человек является обособленным, там нет места праву.

    Всякое явление определяется той средой, где оно совершается. И развитие права не может не быть обус­ловленным общественной средой. Задача наша теперь и заключается в том, чтобы выяснить природу и влия­ние на право общества и в особенности государства, как той формы человеческого общения, которая имеет ближайшее отношение к праву.

    В объяснение природы общества выставлялось и выставляется немало разнообразных теорий. Большин­ство их можно свести к двум основным различиям в воззрениях на природу общества. Одни видят в обще­стве искусственное произведение людей, их произволь­ное установление — это воззрение механическое. Для других общество — естественный факт, возникающий и развивающийся помимо участия человеческой воли, само собой, необходимо и закономерно подобно есте­ственным организмам, — это воззрение органическое.

    Эпохой процветания и господства механической теории были XVII и XVIII столетия. Тогда понимание общества как человеческого изобретения, как людской выдумки было общим убеждением. Господство в то время механической теории общества обусловливалось частью общим, преобладающим характером тогдашне­го философского мировоззрения, частью царившими тогда психологическими учеными. Философские сис­темы XVII и XVIII столетий рассматривали мир не как живое целое: мир для большинства из них представ­лялся распадающимся на две резко обособленные ча­сти — дух и материю — лишь внешним образом, меха-

    нически сопоставленные друг с другом. Сообразно с таким миросозерцанием, все в мире стремились свес­ти к механизму, даже самые организмы считали не более как автоматически действующими машинами. При таких условиях, конечно, и общественные явле­ния не могли найти для своего объяснения иной тео­рии, как механической.

    К тому же результату приводили и обе существо­вавшие тогда психологические теории: и теории врож­денных идей, и сенсуализм. При всей их противопо­ложности, обе эти теории сходились в отрицании пре­емственного психического развития чередующихся поколений. Одна из них признавала, что человек во все эпохи является в мире с одним и тем же, всегда неиз­менным, запасом врожденных идей; другая полагала, что он является с столь же неизменною бессодержа­тельностью духа, черпающего все свое содержание только из личного опыта. Таким образом и для сенсу­алиста, и для сторонника врожденных идей психичес­кое развитие ограничивалось по необходимости узки­ми рамками отдельной индивидуальной жизни. Каж­дый начинает свое духовное развитие непременно с начала и притом с одного и того же неизменного нача­ла. Между сменяющими друг друга поколениями от­рицалось существование необходимой преемственной связи. Каждое поколение людей — сам себе господин, живет, как знает и только для себя. Отсюда прямой вывод, что и общественный быт есть не необходимый результат преемственного развития человечества, а лишь произвольное установление людей.
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   73


    написать администратору сайта