Хрестоматия по тгп Радько. Хрестоматия по теории государства и права
Скачать 3 Mb.
|
Законы издаются для того, чтобы им повиновались и чтобы их исполнение было вынуждаемо. Воли и действия членов общества регулируются не только соображениями удобства, добровольным решением, привычкой, склонностью или чувством долга, но и социальной необходимостью. Если воли и действия членов общества не прилажены друг к другу подобно частям машины, или правильнее подобно органам живого тела, общество не может существовать. Здесь, как и во всяком создании рук человеческих, приходится, быть может, мириться с известной неправильностью; однако, если бы каждый член общежития позволил себе действовать так, как будто его соединение с другими носит чисто случайный и добровольный характер, союз перестал бы действовать и вместо достижения лежащих в его основе целей стал бы метаться из стороны в сторону из-за прихотей его членов. Насколько простираются эти цели, воля общества является верховным авторитетом, и потому устанавливаемые ею правила должны иметь обязательную силу. Вот почему в большинстве случаев правила эти снабжены санкциями, угрозами неприятных последствий в случае нарушения— как, например, штрафов, уплаты убытков. Временного или постоянного исключения, лишения духовных благ, напр. причастия, отлучения от церкви или анафемы в религиозных общинах, заключения под стражу или даже смертной казни в случае нарушения законов государства. Вынуждение к исполнению законов в форме прямого принудительного исполнения или в форме наложения наказания не является, однако, необходимым признаком юридической нормы. Достаточно, чтобы в большинстве случаев имелась налицо санкция, хотя при исключительных обстоятельствах требования справедливости, выражаемые законом, могут быть и не осуществлены, — должник может оказаться несостоятельным, преступник может убежать. С другой стороны, некоторые законы лишены прямой санкции и исполнение их зависит от признания их обязательности подлежащими лицами. Вообще мы должны помнить, что рано или поздно мы непременно придем к такой точке, где закону подчиняются не в силу материального принуждения, а по другим основаниям, в силу сознательного признания, или в силу инстинктивного подчинения, или привычки, или отсутствия организованного сопротивления. Если бы это не было так, государства и юридические системы не могли бы существовать. Число людей, которые могут прибегать к приказанию и принужде- 28В нию, является, обыкновенно, бесконечно малой величиной по сравнению с числом тех, которыми приходится руководить и которых приходится иногда принуждать. Закон всесилен только до тех пор, пока преступники находятся в меньшинстве и нация в большинстве своем остается лояльной. А это значит, что решающим моментом в существовании закона является не столько материальная возможность принуждения, сколько психологическая привычка признавать обязательность норм, установленных общественной властью, и подчиняться им. Законы — это нормы. Но что такое нормы в юридическом смысле слова? Норма может быть определена, как указание относительно поведения. Каждый из этих терминов требует особого рассмотрения. Указание не является обязательно приказанием: оно заключает в себе только объявление того, что правильно и что неправильно. Надпись на придорожном столбе не приказывает вам идти направо или налево, но она говорит вам, что если вы пойдете направо, вы придете в место А, в которое вы хотите попасть; если вы пойдете налево, то вы очутитесь в месте Б, т. е. вы пойдете неправильной дорогой, поскольку вы имеете в виду вашу определенную цель. Точно так же бывает и в праве. Есть целый ряд юридических норм, которые только указывают условия, соблюдение которых общество признает необходимым, если кто-либо желает достигнуть. Если я желаю продать свой дом, я должен сделать это посредством письменного документа, изложенного в известной форме. Если я попытаюсь продать его иным образом, например, передав его покупателю в присутствии свидетелей, сделка не будет иметь никакого юридического значения, и я не смогу настаивать на уплате уговоренной цены. Для того чтобы данная сделка была действительной, я должен был бы исполнить указание отд. 4 Статута об обманных действиях, который представляет из себя закон, снабженный санкцией ничтожности. С другой стороны, есть много законов, обладающих карательной санкцией. Это значит, что налагающее их общество считает их обязательными не только с точки зрения взаимных отношений его членов, но и с точки зрения его собственных, прямо или косвенно затронутых интересов. Так, например, если лицо, совершившее неправомерную продажу, настаивает на удержании уплаченных ему денег, утверждая, что продажа эта была вполне правильна, государство возьмет у него деньги и при этом подвергнет его наказанию за пренебрежение к авторитету объявления, сделанного законодательным органом государства. Гражданин подчиняется юридической норме не как произвольному приказанию, а как объявлению прав, имеющему за собой авторитет государства или данной ассоциации. Юридические нормы имеют в виду руководить поведением людей, т. е. их действиями и внешними отношениями друг к другу; они не имеют в виду регулировать мысли и желания людей. Цель закона — обеспечить общественный порядок, и потому он должен регулировать отношения между людьми, а не их внутреннее сознание. Иногда пытались разрешить и эту последнюю задачу, например, при преследованиях еретиков, — но в этих случаях руководящие мотивы не были юридического свойства. С нашей современной точки зрения неправильных подобных преследований заключается не в самом факте принятия известных мер против мнений, признаваемых ложными, а в характере этих мер. Церковь имеет полное право осуждать мнения, которые она считает ложными или безнравственными; она может выступать против сторонников этих мнений, применяя свои собственные средства — покаяние и, наконец, отлучение. Но передача виновного в руки светской власти и попытка навязать правильную веру с помощью полиции и палача с нашей современной точки зрения не могут быть оправданы. В то же самое время более или менее прогрессивные общества не рассматривают поведения как ряд чисто внешних явлений. Его нельзя уподобить таким феноменам, как падение камня или удар молнии. Поведение — результат воли, а воля вызывается к действию мотивами. В виду этого современная юриспруденция тщательно старается выяснить, является ли поведение в том или другом случае результатом обыкновенного сознания и рассудка, или же оно обусловлено такими факторами, которые лишают его характера сознательности. Сумасшедшие сплошь и рядом убивают людей, и против них возбуждается обвинение в убийстве; но если следствие показало, что поступок был вызван умственным расстройством, то он рассматривается точно так же, как любое явление природы, и не влечет за собой уголовной ответственности. Убийцу, конечно, пошлют в лечебницу или поставят под надзор. Но это будет мерой предосторожности, а не мерой наказания, и может случиться, что после выздоровления его опять отпустят на свободу. Точно так же действие, которое, будучи совершено взрослым, было бы проступком, рассматривается просто как несчастье, если оно совершено ребенком. Мальчик до семи лет, поджегший стог с сеном, не может быть признан виновным в поджоге. С другой стороны, некоторые действия трактуются законом различно, соответственно имевшейся в виду цели: умышленное убийство, с юридической точки зрения, весьма различно от убийства неумышленного, и сожжение дома по неосторожности не влечет за собою для виновного лица таких же последствий, какие влечет умышленный поджог. Таким образом, мы видим, что юридическая доктрина рассматривает поведение, как продукт свободной воли или, вернее, как продукт воли, руководимой нормальным рассудком. Однако к вмешательству закона можно обратиться не только после совершения события, когда несчастье уже стало совершившимся фактом; закон предусматривает точно так же и предупредительные меры: слабоумные, например, не только подвергаются надзору и ряду ограничений для того, чтобы предупредить нанесение ими вреда соседям, но им также назначают попечителей для того, чтобы они не расточали своего состояния и вообще не употребляли бы его безрассудным образом. Дальнейшее развитие этих положений относится к учениям о вменяемости, ответственности, гражданской дееспособности и т. д. Здесь я хочу только указать, что воля и ум не оставлены правом без рассмотрения и что правовые нормы считаются с обоими этими факторами для оценки поведения, — конечно, лишь постольку, поскольку они влияют на поведение. Приведенные выше простые иллюстрации дают нам ключ, который будет весьма полезен при исследовании случаев другого рода, именно, тех случаев, когда юридические правила стремятся обеспечить исполнение истинного намерения индивида. Независимо от вопроса о правах и обязанностях, создаваемых обязательством» современному праву важно, чтобы обязательство было результатом согласия, т. е. свободной воли. Запугивание, подкуп, обман, в некоторых случаях ошибка, касающаяся фактов, повлекут за собою недействительность обязательства, формально правильного. Равным образом в случаях наследственных распоряжений возникают весьма важные вопросы относительно свободы решений и здравого ума завещателя. При всех вообще обстоятельствах человеческое поведение оценивается в связи с выражаемой в нем волей;, хотя исходной точкой для права является внешнее поведение, а не внутреннее сознание человека. Подведем итоги. Мы видели, что юридические нормы содержат в себе указание относительно правильного и неправильного поведения, формулированное согласно воле общества и имеющее в виду руководить волями его членов. Такие указания будут поддерживаться всеми мерами, находящимися в распоряжении издавшего их общества, начиная с физического принуждения и кончая ничтожностью действия и исключением члена, из общества. Если это так, то право легко отличимо от нравственности. Цель права — подчинение индивида воле организованного общества, между тем как нравственность стремится подчинить индивидуума велениям его собственной совести. В первом случае результат достигается комбинацией воль, согласующей их друг с другом. В то же время ясно, что в каждом здоровом обществе законы, регулирующие распределение юридической мощи, должны согласоваться с признанными моральными предписаниями. Существенное расхождение между теми и другими неизбежно приведет к дурным результатам, в виде расхождения мнений и неопределенности социального поведения. В соединении, порожденном этим сочетгпшем воль, каждая входящая в него воля должна пользоваться свойственной ей широтой действия и объемом мощи. Поэтому закон можно определить как ряд правил относительно распределения и осуществления мощи над лицами и вещами, — правила, которые установлены и исполнение которых вынуждается обществом. Должна быть установлена известная иерархия воль: в простейшем случае одно лицо приобретает мощь или власть над другим лицом в том смысле, что оно мо>жет руководить волей этого другого лица и заставлять ее служить его собственным интересам или какой-либо общей цели. Такие цели могут быть весьма ра знообраз-ны, например, пользование землей или иным и вещами, пользование услугами, получение барышей и т. д. Однако, во всех этих случаях общей их чертой является мощь той или иной воли, позволяющая ей обязывать другие воли. Предлагаемое определение права, как мне кажется, подходит ко всем стадиям исторического развития. Оно столь же правильно относительно первобытных юридических норм, исполнение которых вынуждалось в значительной степени путем самоуправства, как и относительно тех высокосложных государственных организаций настоящего времени, которые стремятся создать совершенные системы судебны х средств защиты прав и государственных санкций. Оно охватывает как муниципальные постановления, обычаи, постановления автономных организаций, так и: соттоп 1ауг и разработанное парламентское законодательство. В нем находит себе место обязывающая сила конституционного и международного права. Оно принимает в расчет уголовное и гражданское право, нак азание и санкцию ничтожности. Главное его достоинство в том, что оно придает большее значение цели права, чем средствам, при помощи которых вынуждается его осуществление [...}. I Юридические факты и юридические акты (значение установления юридических фактов; рипь юридических актив) Виноградов П.Г. Очерки по теории права [...] Целая сеть юридических норм раскинута над социальной жизнью, события которой то и дело пересекаются линиями юридических прав и обязанностей: обстоятельства, сколько-нибудь важные, большею частью имеют известную юридическую сторону. Таким образом, наряду с различными фактами и актами деловых отношений, духовного общения и социальных отношений, возникает ряд юридических фактов и актов, от которых зависит изменение и развитие прав. Вряд ли нужно отмечать, что эти юридические факты и акты являются не только простым отражением соответствующих им явлений обыденной жизни, но и имеют особые, свойственные им атрибуты, которые часто чувствует на себе обыватель. Начнем с исследования юридических фактов. Слово «факт» в противоположение праву иногда употребляется юристами по отношению к обстоятельствам, оказывающим влияние на решение юридического вопроса. При представлении и разборе доказательств в судебных процессах дело идет о фактах в этом именно смысле. Здесь каждая малейшая подробность, относящаяся к вещи, лицу, или обстоятельству, может оказаться ценной, — например, следы ног или пальцев руки могут иметь величайшую важность для распознания преступника. С другой стороны ясно, что сыщик или поверенный, собирающий доказательства с целью установления вины, не должен примешивать обстоятельств, которые не имеют значения для дела и только запутали бы вопрос. В самом деле, при допросе свидетелей судья может не допускать не относящихся к делу вопросов и предъявления ненужного материала. Однако в этом случае, хотя и сказывается влияние определенных юридических форм, целью производства является разрешение вопросов факта, а не вопросов права. Было ли совершено убийство или нет? Было ли это умышленное убийство? Была ли это драка, приведшая к нанесению смертельной раны? Совершил ли преступление именно данный человек, обвиняемый? Сделал ли он это по собственному побуждению или по наущению другого? Вот вопросы, на которые приходится отвечать. Расследование вращается вокруг обстоятельств повседневной жизни, а потому и решение всех этих вопросов обычно представляется присяжным, взятым из среды обывателей, для которых подлежащие их разрешению вопросы должны быть ясно и тщательно формулированы судом. Положим, что эти вопросы так или иначе разрешены, что присяжные, например, вынесли вердикт: А был убит в ссоре своим товарищем, который был в это время пьян. Раз это установлено, мы имеем дело с юридическими фактами. Факт случайной смерти, последовавшей от непредумышленного нападения, и тот факт, что виновный был пьян, имеют определенное юридическое значение. Судом будет постановлен приговор, который определит эти последствия для данного случая сообразно известным снабженным санкцией юридическим нормам. Для судебного решения, вся история ссоры, с ее мелочными инцидентами и деталями, исчезнет из поля зрения и в качестве своего единственного результата оставит за собой вердикт. Через посредство этого вердикта, применение судом норм и субъективных прав будет все же зависеть от фактов; но это будут «юридические факты», так сказать скелет события, из которого удалены все несущественные обстоятельства. Убийца, быть может, был, хотя и вспыльчивым, но симпатичным человеком, убитый, напротив, не внушал ничего, кроме неприязни и презрения. Все эти черты однако исчезнут из юридического факта, как несущественные, ибо закон не может проводить подобных различий и право совсем негодного человека на охрану его жизни и тела столь же священно, как и право самого благородного из граждан. Подобно тому, как факт приобретает схематические очертания, так же точно и личность убитого делается просто человеком вообще, так сказать человеком правовой абстракции, лишенным всех атрибутов, 296 кроме одного существенного качества, — именно, что он имеет полное право на защиту его жизни государством. В свою очередь, с юридической точки зрения опьянение само по себе может быть важным фактом. Однако к делу нисколько не относится, было ли выпитое вино дурного качества или становился ли преступник раздражительным и склонным к насилию, когда он находился под влиянием опьянения. Судьи, принимая в соображение данный факт, как важное условие при установлении юридических последствий, сосредоточат свое внимание только на одной особенности опьянения, — именно на том существенном с юридической точки зрения обстоятельстве, что алкоголь влияет на сознание преступника и на вытекающем отсюда усилении или уменьшении его ответственности. Подведя итоги, мы должны признать две совершенно различные категории фактов, существующих не только в юридической теории, но и в действительных определениях положительного права. Согласно этому, в учении о судебных доказательствах, мы имеем с одной стороны «факты, которые доказывают», т. е. материалы, которые помогают установить «подлежащий рассмотрению факт», а с другой — «факты, которые следует доказать», т. е. все то, что становится определенным юридическим фактом, как только оно установлено путем доказательств. Любопытный пример юридических проблем, возникающих в связи с этим, можно заимствовать из одного американского дела «штата Айовы против Белла». Ночью в комнате одного дома был обнаружен живший по соседству человек, забравшийся туда тайком. Это было бы явным покушением на грабеж, если бы не было доказано, к счастью для обвиняемого, что в это время он был пьян. Согласно предложению судьи, принятому и присяжными, отсюда был сделан вывод, что обвиняемый в то время не сознавал, что он направился в чужой дом. Однако в случае умышленного или неосторожного убийства вряд ли можно было бы ссылаться перед английским или американским судом на опьянение, как на смягчающее вину обстоятельство. Наоборот, судьи много раз подчеркивали, что факт опьянения сам по себе не влечет непременно более мягкого отношения к преступнику. |