Главная страница
Навигация по странице:

  • Российском университетском образовании. В последние годы своей научно-педагогической деятельности Габ­риэль Феликсович занимался

  • | Философия права (содержание философии права; ее соотношение с философией, специальными юридическими надками и социологией; общая теория права] ■ернекнч

  • Общая теория права. История философии права. III.

  • Таковы те различные отрасли человеческого зна­ния, с которыми должна прийти в соприкосновение философия права для того, чтобы выполнить свои за­дачи.

  • [...] При всей важности социологии для правове­дения она не в состоянии поглотить юридических наук, имеющих свои особые задачи и доставляющих социо­логии необходимый материал [...].

  • Отсюда видно, что философия права и социология не совпадают, а сотрудничают, помогая одна другой. Философия права пользуется социологией для того

  • Хрестоматия по тгп Радько. Хрестоматия по теории государства и права


    Скачать 3 Mb.
    НазваниеХрестоматия по теории государства и права
    АнкорХрестоматия по тгп Радько.doc
    Дата09.03.2017
    Размер3 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаХрестоматия по тгп Радько.doc
    ТипДокументы
    #3590
    страница31 из 73
    1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   73

    Весьма трудные проблемы вытекают из того фак­та, что иногда люди принимают на себя обязательства, вследствие представленных им ложных сведений. Суду приходится решать, в какой степени подобные ложные данные лишили заключившее сделку лицо возможно­сти осуществлять его свободную волю. Весьма часто нелегко отличить ошибку в суждении, которую суд вовсе не обязан исправлять, от вызванного обманом неправильного представления, которое, с точки зрения закона, дает обманутому лицу право на судебную за­щиту!...].

    Одним из наиболее обычных примеров является тот случай, когда какие-либо лица издают проспект, в ко­тором они дают ложные сведения касательно догово­ров, заключенных до образования компании, а затем говорят, что договоры эти могут быть подробно рас­смотрены в бюро стряпчего. Суды всегда, однако, при­держивались того мнения, что лица, поверившие в правильность этих ложных данных, не лишаются пра­ва возмещения на том лишь основании, что они не ознакомились с договорами.

    Кроме анализа юридического акта, как выражения свободной воли, его еще приходится исследовать с точки зрения согласия его с принятыми нормами. Ведь никакой индивидуальный гражданин и никакая ассо­циация не могут стремиться к тому, чтобы созидать или изменить права способом, который запрещен законом государства. Их правосозидающая деятельность по необходимости подчиняется юридическим рамкам, установленным государством. Например, было бы со­вершенно напрасно завещать деньги в пользу какой-либо церкви, в пользу, скажем, лондонского римско-католического собора, для того чтобы там служились заупокойные мессы о завещателе. Такой юридический акт, который в Испании или Италии был бы вполне юридически действителен, в Англии не имел бы ника­кого значения, ибо закон 1547 г. запрещает «суевер­ные действия».

    Необходимость согласования юридического акта с установленными нормами идет еще дальше: по об­щему признанию юридические акты, противоречащие установленным понятиям нравственности или обще­ственной пользы, с юридической точки зрения, нич­тожны, — так напр., назначение приза, вознагражда­ющего наиболее искусный обман, совершенный в течение последнего года, не будет признано действи­тельным никаким судом, хотя бы по форме своей со­глашение это было безупречно, и хотя бы входящие в программу состязаний обманы не подлежали уголов­ному преследованию. По мнению английского суда, духовное завещание, в котором имущество завещано определенному лицу под тем условием, чтобы это лицо не поступало в армию или во флот, юридически нич­тожно, ибо поставленные условия очевидно направ­лены против общественной пользы (дело Бирда про­тив Галля) [...].

    В этих случаях договоры противоречили «обще­ственной пользе». Но право идет еще дальше и отка­зывается охранять какой-либо договор, который осно­ван на частной безнравственности. Исходя из принци­па «ех 1игр1 саиза поп огпиг асио», закон отказывается признавать действительность договора, цель которого, очевидно, безнравственна. Так, в одном недавнем деле Опфил против Райт, к ответчице был предъявлен иск с требованием уплаты денег за квартиру в 5оиШатр1оп Коллг. Свидетельскими показаниями было установлено, что агент истца во время заключения договора о найме квартиры знал, что ответчица была содержанкой одно-

    лица, которое постоянно ходило к ней на квартиру, этому суд нашел, что истец через своего агента сознательно сдал свою квартиру для безнравственной цели и что, следовательно, он не мог требовать наем­ной платы (...].

    ШЕРШЕНЕВИЧ ГАБРИЭЛЬ ФЕЛИКСОВИЧ

    (1883-1012)

    Один из популярнейших в России профессоров юриспруденции. Его лекции приводили в восхище­ние студентов. Г.Ф. Шершеневич энциклопе­дист в области государственно-правовых наук. Выпускник Казанского университета. В 1886 г. защитил магистерскую диссертацию (Система торговых действий), а в 1892 г. —докторскую (Ав­торское право на литературные произведения). Преподавал в Казанском университете, а затем в Московском университете. Его работы отличают­ся глубокой содержательностью, оригинальным научным подходом к исследованию государствен­но-правовых явлений общественной жизни. Тео­ретические положения и практические выводы автора актуальны и в наше время. Они в полном объеме могут быть использованы в Российском университетском образовании. В последние годы своей научно-педагогической деятельности Габ­риэль Феликсович занимался исследованием об­щетеоретических проблем государства и права. Произведения: Общее учение о праве и государ­стве. М„ 1908; Общая теория праваМ., 1911;Общая теория права. М., вып. I - ГУ, 1911-1912.

    | Философия права

    (содержание философии права; ее соотношение с философией, специальными юридическими надками и социологией; общая теория права]

    ернекнч Г.Ф. Философия ораоа. Т. 1. Часть теоретическая. Общая неярок яраяа

    [...] В понимании задач философии права так же мало твердо установленного, как и в понимании задач философии вообще [...].

    На философию права оказало влияние одно важ­ное обстоятельство — это историческое разобщение между философией права и юридическими науками. В то время как юристы занимались исключительно толкованием и систематизированием норм положитель­ного права, философия права разрабатывалась по преимуществу лицами, весьма мало или даже вовсе не причастными к правоведению. Одни изучали право, как оно дано им в нормах, не задаваясь мыслью о том, каким оно должно быть и даже может ли оно быть иным, а философы создавали идеальное право, не зная, что такое право в действительной жизни и как приме­няются его нормы. Эта разобщенность продолжается, к сожалению, и доныне [...].

    [...] Перед нами обнаружились две стороны фило­софии права, теоретическая и практическая. Но к ним примыкает еще третья — историческая. Понятия че­ловека составляют сами продукт исторического раз­вития. Чтобы оценить значение приобретенных совре­менным знанием теоретических понятий и поставлен­ных современной жизнью практических целей, надо сопоставить их с понятиями и целями других эпох. Отсюда выясняется содержание современной науч­ной философии права, которое состоит из следующих трех частей.

    1. Общая теория права.

    2. История философии права.

    III. Политика права.

    Рассмотрим теперь, в каком отношении находится философия права к наукам, с одной стороны, к фило­софии — с другой.

    Отношение философии права к специальным юри­дическим наукам выражается в том, что она должна исследовать все те понятия, которые лежат в основа­нии последних, и выработать при помощи этих поня­тий и на почве исторического опыта общий идеал пра­вового порядка. Отдельные юридические науки будут пользоваться в своей систематической работе установ­ленными философией теоретическими понятиями, а в политике займутся вопросом об осуществлении, каж­дая в своей области, идеала, начертанного общими штрихами той же философией права. Тогда восстано­вится общее представление о правовом порядке как о чем-то цельном, ныне совершенно ускользающее от внимания, благодаря изучению права лишь по частям. На обязанности специальных юридических наук лежит доставление философии права материала, по возмож­ности обработанного и готового для высших обобще­ний. Только тогда установится правильная связь как между отдельными юридическими науками, так и меж­ду правоведением вообще и философией права.

    Философия права не может быть построена на одних юридических науках. Именно основные понятия, которыми пользуется правоведение, выходят за преде­лы области, отведенной ему для специального изуче­ния. Право есть одно из проявлений общественности, и чтобы его понять, необходимо отграничить его от других проявлений в той же области познания. Отсю­да следует, что право, в его целом, есть понятие соци­ологическое, а не юридическое. Если право есть про­изведение человеческое, то уяснение его сущности невозможно без понимания природы человека во всех ее проявлениях, без проникновения в потребности человека, его способности, стремления. Теория права должна начинать с антропологического момента. Пра­во ставит своей целью определить отношения между людьми, которые приходят в столкновение если не исключительно, то преимущественно на почве борьбы за материальное благополучие, — и здесь философия права приходит в тесное соприкосновение с полити­ческой экономией. Когда возбуждается вопрос, что заставляет людей соблюдать установленные нормы права и что побуждает к нарушению их, когда возни­кает вопрос, чем поддерживается власть одних людей над другими, необходимая для понятия о государ­стве, — то исследователь должен искать ответа психо­логического, а не юридического. Если философия пра­ва, в своей практической части, ставит вопрос, какие цели желательно достигнуть при помощи того могуче­го оружия, которое называется правом, она выходит за границы правоведения и почерпает свои положения в этическом источнике. Применяя нормы права к конк­ретным случаям, систематизируя и обобщая юридичес­кий материал, юрист пользуется общими законами логики, а не каким-то специальным юридическим мышлением.

    Таковы те различные отрасли человеческого зна­ния, с которыми должна прийти в соприкосновение философия права для того, чтобы выполнить свои за­дачи.

    Из всего сказанного выясняется также отношение философии права к общей философии. Это прежде всего отношение части к целому, от которого она не может отличаться по существу. Проблемы философии права для своего выяснения требуют твердой теорети­ческой почвы, какую способна дать только философия. С другой стороны, философия, занятая выработкой общего мировоззрения на основании выводов отдель­ных наук, не в состоянии, при современном развитии знания, вступать в непосредственное сношение с каж­дой специальной наукой. Философия права является в данном случае в роли посредницы.

    Это как бы мост, перекинутый от философии к правоведению. По этому мосту провозится от правове­дения к философии отчасти обработанный юридичес­кий материал для того, чтобы потом вернуть его с той стороны вполне обработанным при помощи таких средств, которыми правоведение не располагает [...].

    Мы видим, что уже в самом наименовании теория права сливается с философией права. То же обнару­жится при рассмотрении содержания. Рассматривая право того или другого народа, мы замечаем в нем черты двоякого рода, свойственные только данному праву и общие ему с правами других народов. В том, что встречается как общее в различных правах, следу­ет опять-таки различать: то необходимое, без чего ни одно право не может обойтись, и то случайное совпа­дение, которого может и не быть. Общее и необходи­мое — это и есть объект философии права или теории права. Общее и необходимое — это основные, высшие понятия в правоведении. Из сказанного уже следует, что эти понятия не могут быть созданы а рпоп, так как они создаются а ро$1епоп, посредством отвлечения от положительного права. Второй вывод тот, что вместе с положительным материалом изменяются и основные

    понятия, а следовательно, и сама теория права, поло­жения которой имеют поэтому историческую, но не абсолютную ценность [...].

    При построении понятий из положительного пра­ва общая теория права отбрасывает все индивидуаль­ное, свойственное тому или другому законодательству, и выбирает лишь типическое, свойственное всем зако­нодательствам. Это не значит, однако, что общая тео­рия права имеет дело со всем, что оказывается общим всем законодательствам. Из того, что всюду запреща­ется брак на свояченице, не следует, чтобы это поло­жение составило объект общей теории права. После­дняя выбирает не только общие положения, но и необ­ходимые, т. е. такие, без которых общежитие данного культурного типа существовать не может, каковы, напр., понятия о субъекте права, о договоре, о государ­ственной власти.

    В очерченном сейчас виде общая теория права стремится объяснить право как историческое явление путем анализа самых высших его понятий. С этой точ­ки зрения общая теория права есть философия дей­ствительности, в частности философия права [...].

    Ни философия вообще, ни, в частности, филосо­фия права не в состоянии обнять всего научного мате­риала: философия, как мы видели, всегда оперирует с высшими обобщениями, подносимыми ей науками. С точки зрения приведенного возражения выходит, что философия права неизбежно совпадает с общей тео­рией права, поскольку обе изучают право в его целом. На долю философии права выпала бы только одна задача, несвойственная общей теории, — это изучение права в частности. Но тогда что же осталось бы за специальными науками?

    Далее, говорят, что в общей теории права юрист подходит к основным понятиям с точки зрения юриди­ческой критики, т. е. он анализирует их до того места, где кончается правоведение, тогда как работа филосо­фа здесь только начинается, потому что его задача связать эти юридические понятия с общей философи­ей. Однако определить основное юридическое понятие, само право, в пределах юридических — задача совер­шенно невыполнимая для юриста. Без социологии и этики общей теории права никогда не удастся выяс­нить, что такое право или что такое государство. Ос­новные юридические понятия выходят за границы специальных юридических наук, и потому-то они и нуждаются в философском освещении.

    Общая теория права, говорят еще, есть системати­ческое изложение основных юридических понятий с чисто формальной стороны, тогда как философия пра­ва стремится определить место и значение права в мировом порядке. И это возражение не может быть признано веским. Место права в мировом порядке — это есть отношение права к иным проявлениям обще­ственности, более всего к нравственности; значение права — это оценка социальной роли права в культур­ной жизни. Без решения того и другого вопроса поня­тие юриста о праве не может быть полным. Не опре­делив места права в мировом Порядке, юрист не имеет теоретического понятия о праве, потому что опреде­ление понятия всегда достигается ограничением по отношению к другим понятиям. Если же речь идет о том, какую задачу жизни выполняет человеческий дух установлением права, — то этот вопрос метафизичес­кий, лежащий за пределами научной философии [...].

    С точки зрения тех, которые полагают, что филосо­фия права, оставаясь на строго научной почве, может изучать только действительность и потому не должна ставить вопросы о желательном праве — могло пока­заться соблазнительным слить философию права с социологией. Право должно быть изучаемо только со­вместно с другими сторонами социальной жизни, и лишь установленные таким путем законы развития и сосуществования общественных явлений могут соста­вить задачу философии права, как части целого [...].

    [...] При всей важности социологии для правове­дения она не в состоянии поглотить юридических наук, имеющих свои особые задачи и доставляющих социо­логии необходимый материал [...].

    Отсюда видно, что философия права и социология не совпадают, а сотрудничают, помогая одна другой. Философия права пользуется социологией для того,

    чтобы выяснить себе генезис основных понятий, как право, государство, преступление, а социология пользу­ется анализом основных понятий, который производит философия права, для того чтобы точнее проследить возникновение и развитие права, государства, преступ­ления среды, в связи и в зависимости от других про­явлений общественности [...].
    Б. Методология юридических наук

    [...] Как вопрос об объекте правоведения, так и вопрос о задачах и методах юридических наук пред­ставляются весьма мало разработанными в литерату­ре. Здесь имеется ряд причин, объясняющих это пе­чальное явление. Можно сказать, что сознание приемов творения всегда следует за самым творчеством и пото­му внимание к методологии выдвигается всегда поздно, когда наука уже дала довольно значительные резуль­таты. Однако если принять во внимание почтенный возраст правоведения и тот интерес к методологичес­ким вопросам, какой успела проявить политическая экономия, наука сравнительно молодая, то оправдать юристов довольно трудно. Во-вторых, логика, которая ставит себе целью разработку методологии, общей и специальной, совершенно пренебрегает правоведени­ем. Представители этой философской науки преиму­щественно воспитаны на математике и естествознании. Из социальных наук внимание их сосредоточивается на этике, экономике и отчасти социологии. Особые приемы догматического правоведения им совершенно чужды. Если методология специальной науки должна разрабатываться не логиками, а специалистами ввиду особенностей, свойственных каждой дисциплине, то неразработанность юридической методологии обуслов­ливается крайнею отсталостью той юридической на­уки, на обязанности которой лежит разработка общих теоретических вопросов именно общей теории права.

    Как всякий вообще путь определяется местом на­значения, так и научный метод [...] зависит от той за­дачи, какую ставит себе данная наука. Поэтому преж­де всего необходимо выяснить, каковы задачи, которые имеет в виду правоведение. Если успех науки обуслов­ливается правильно выбранным методом исследова­ния, а выбор метода определяется задачей науки, то важность и настоятельность поставленного вопроса не может подлежать сомнению {...].
    1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   73


    написать администратору сайта