Главная страница
Навигация по странице:

  • [...] Государство создает новое основание для об­щественной сплоченности [...].

  • [...] Прежде всего государство ставит себе задачей народное образование. Оно не только считает себя

  • Другим основным государственным типом являет­ся республика [...].

  • [...] Идея представительства есть остаток средне­векового взгляда на государство с частной точки зре­ния, перенесение в публичное право частноправовых институтов [...]. I

  • Формы права (понятое формы права; многообразие форм права; закон п его воды; пределы действия закона)

  • Согри8 ]ипз

  • {...] В зависимости от усмотрения государственной власти формы права могут быть весьма различны, смотря по времени и месту. Историческая действитель­ность вполне подтверждает такое предположение.

  • Взаимное отношение различных форм права, осо­бенно важнейших — закона и правовых обычаев, вы­зывает интерес с точек зрения исторической, догмати­ческой, а также критической.

  • Под именем закона понимается норма права, ис­ходящая непосредственно от государственной власти в установленном заранее порядке.

  • [...] Второй признак закона тот, что норма права исходит непосредственно от государственной влас­ти, составляет прямое выражение воли органов вла­сти [...].

  • [...] Законы различаются по форме выражения, по своему содержанию, по последствиям, по объему дей­ствия.

  • Хрестоматия по тгп Радько. Хрестоматия по теории государства и права


    Скачать 3 Mb.
    НазваниеХрестоматия по теории государства и права
    АнкорХрестоматия по тгп Радько.doc
    Дата09.03.2017
    Размер3 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаХрестоматия по тгп Радько.doc
    ТипДокументы
    #3590
    страница33 из 73
    1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   ...   73

    Именно то обстоятельство, что общество, лежащее в основе государства, сливается в общем инстинкте политического самосохранения, дает основание пред­полагать ту солидарность между государством и обще­ством, которая выражается в положении: всякий на­род имеет власть, какой он заслуживает. Другими слова­ми, утверждается, что, так как в основе государственной власти лежит общественная поддержка, вытекающая из признания строения и деятельности этой власти, то всякое государственное устройство и всякое государ­ственное управление отвечают убеждениям, направле­нию и настроению общества.

    [...] Государство создает новое основание для об­щественной сплоченности [...].

    [...] Вопрос о цели государства издавна занимал внимание как философов, так и политических писате­лей. Только в новейшее время этот вопрос стал несколь­ко стушевываться.

    Самая постановка вопроса может быть двоякая. Можно спрашивать, зачем существует государство, какая цель того общения, которое носит название го­сударства? Иначе становится вопрос, когда отыскива­ют, какие цели преследует существующее государ­ство? В первом случае речь идет об абсолютной цели, во втором — об относительной [...].

    [...] Поиски абсолютной цели направлены к уста­новлению единой, вытекающей из самого существа государства, цели, которая всегда и всюду, во всех исторических формах проявления государства, оста­ется неизменной. Такая цель устанавливалась не эм­пирически, а чисто рационалистически, она вытекала не из наблюдения над фактами действительной жизни, а из идеала совершенного государства. Практическое побуждение к отысканию абсолютной цели заключа­лось в определении дедуктивным путем тех задач, ко­торые должна преследовать государственная власть. Так в древности Платон и Аристотель полагали, что целью всякого государства является утверждение нрав­ственности, — взгляд, поддержанный в новейшее вре­мя Гегелем [...].

    Существует весьма распространенное представле­ние, что правовое государство то же самое, что госу­дарство конституционное, «Правовое и конституцион­ное государство — синонимы». Но это совершенно не так. Правовое государство есть проблема, поставлен­ная государству временем; конституционное государ­ство есть наилучшее, по воззрению времени, средство для осуществления этой задачи. Мы можем себе пред­ставить идеального абсолютного монарха, издающего законы и строго наблюдающего за их исполнением. Классические писатели на предположении такого иде­ального монарха строили свои симпатии к монархи­ческой форме. Но историческая действительность не дает нам такого идеала, а там, где лично монарх сочув­ствует правовому порядку, окружающие его сферы постоянно сталкивают его, часто помимо его воли, с прямого пути твердой законности. Вот почему, поста­вив требование государства, в котором право соблю­далось бы в точности, XIX в. указал на конституцион­ную форму, как на лучшее средство, гарантирующее правовой порядок.

    Чем же обеспечивается правовой порядок против произвола государственной власти? В разное время выдвигались различные гарантии: а) неотъемлемые права личности, Ь) принцип разделения властей, с) пра­вовое самоограничение власти, й) подчиненность го­сударства стоящему над ним праву. В действительнос­ти такою гарантиею является только сдерживающая сила общественного мнения.

    В новейшее время на место правового государства все настойчивее выдвигается «культурное государ­ство» (Ки1гигз1аа1). Напряженное состояние, в котором находятся сейчас все государства, заставляет искать все новых источников политической силы. Опыт фран­ко-прусской войны, в которой, по общему мнению, победу одержал школьный учитель, показал, какая ог­ромная сила заключается в культурном развитии сол­дата. Русско-японская война еще раз подтвердила, что все преимущества на стороне той армии, солдаты ко­торой проникнуты наибольшею сознательностью. От­сюда выяснилось все значение духовного момента для государственного могущества. Самая техника военная, все более усложняющаяся не только в морском, но и в сухопутном деле, настоятельно требует повышения уровня развития солдат, особых знаний, находчивости, инициативы.

    С другой стороны никогда еще состязание за меж­дународные рынки не достигало такой остроты, как в последнее время. Можно сказать, что для каждого го­сударства состояние его промышленности и торговли есть вопрос его политического существования. В так называемое мирное время идет постоянная и ожесто­ченная война между государствами за экономическое преобладание. И здесь опыт показывает, какую роль играет духовный момент, высота развития рабочих и размах коммерческой инициативы их руководителей.

    Государство уже не может предлагать гражданам предаваться мирно своим занятиям, оставив всецело власти заботу о внешней безопасности. Сейчас эта последняя требует настоятельно сознательной помощи со стороны патриотически настроенных граждан. Но сочувствие гражданина государству зависит от того, что дает ему государство [...].

    [...] Прежде всего государство ставит себе задачей народное образование. Оно не только считает себя

    обязанным предоставить каждому подрастающему гражданину возможность элементарного знания, но и признает себя в праве требовать от каждого гражда­нина приобщения к культуре. Современное государ­ство уже не довольствуется наблюдением, как гражда­не его, побуждаемые личным интересом, поднимают экономическую производительность страны. Оно само спешит содействовать экономической деятельности частных хозяйств организацией кредита, страхования, улучшением путей сообщения, отыскиванием новых рынков, устройством образцовых хозяйств и т. п. С дру­гой стороны оно стремится развить в гражданах сво­бодную инициативу, которая давала бы возможность наилучшего использования этих условий. Свободная инициатива предполагает чувство свободы, которое развивается только на почве строгой законности и доверия к общественным силам [...].
    I Форма государства

    [классификация государственных форм)

    Шершеневич Г.Ш. Общая теория права. Вып. IV

    [...] Историческая и современная нам действитель­ность представляет чрезвычайное разнообразие госу­дарственных форм. Классификация их, установление основных типов всегда привлекали к себе внимание мыслителей. К разрешению этой задачи подходили не только с одной логической стороны, но вносили и по­литический момент, обусловленный интересами исто­рической эпохи [...].

    С точки зрения цели классификации должна быть принята в соображение та сторона, которая является наиболее существенной для внутреннего государствен­ного и правового порядка. Такою стороною необходи­мо признать государственное устройство [...].

    Монархия есть такая форма государства, в кото­рой имеется единоличный, наследственный и безответ­ственный орган власти. Источник силы этого органа заключается в исторической традиции, в мистическом уважении или к самой идее монархии или к долго царствующей династии. В представлении неразвитого человека абстрактная власть только и умещается в образе живого человека. Личные качества монарха, его ум или неразвитость, доброта или жестокость, смелость или трусость, имеют уже второстепенное значение, способствуя лишь повышению или понижению монар­хических чувств в стране [...].

    Историческая действительность представляет нам два вида монархии: абсолютную и ограниченную или конституционную. В исторической последовательности абсолютная монархия предшествует конституционной и, даже уступив ей место, долго оказывает влияние на свою преемницу.

    Под именем абсолютной монархии, автократии, самодержавия понимается такая форма государства, при которой вся государственная власть полностью сосредоточивается в руках одного человека: князя, короля, царя, императора. Законодательство, управле­ние, суд своими источниками сходятся все в этом цен­тре. Никакой конкурирующей власти в государстве не может быть — все существующие власти производны от власти монарха.

    В XIX столетии вся Западная Европа перешла от абсолютной монархии к монархии конституционной. Сущность конституционной монархии заключается не в разделении властей, потому что государственная власть неделима, и не в обособлении функций власти, потому что оно противоречит действительности. В са­мом деле, в появлении нового закона соучаствуют мо­нарх и парламент при всякой форме конституционной монархии, а при парламентаризме — парламент, глав­ная задача которого законодательство, оказывает ре­шительное влияние на управление. В конституционной монархии имеются два органа власти и между ними образуется совместное властвование, при чем роль каждого органа определяется обыкновенно в особом акте, называемом конституцией [...].

    Другим основным государственным типом являет­ся республика [...].

    Республиканская форма разделяется на два вида: на непосредственную республику и представительную республику. Первый из этих видов характеризуется тем, что народ принимает непосредственно, в полном составе, участие в законодательной, а отчасти и прави­тельственной деятельности. Такая непосредственная демократия встречается в Древней Греции, и до наших дней сохранилась, хотя не в полной своей сущности, в нескольких кантонах Швейцарии. Увеличение населе­ния современных государств сделало совершенно нео­существимой непосредственную республику, которая должна была в Новое время принять вид представи­тельной республики, характеризующейся тем, что го­сударственная власть сосредоточивается в руках вы­борных лиц, которым доверяется издание законов, направление исполнительной власти и контроль над нею.

    Представительная республика получает свое наи­менование от выборных лиц, которым присваивается имя народных представителей. Но это народные из­бранники, а не народные представители, потому что неизвестно, кого они представляют [...].

    [...] Идея представительства есть остаток средне­векового взгляда на государство с частной точки зре­ния, перенесение в публичное право частноправовых институтов [...].
    I Формы права

    (понятое формы права; многообразие форм права;
    закон п его воды; пределы действия закона)

    Шершеневич Г.Ф. Общая теория нрава. Вып. II

    [...] Право, с развиваемой мною точки зрения, — это правила общежития, поддерживаемые государ­ственною властью. Чтобы подданные могли ознако­миться, по внешним признакам, с содержанием норм права, необходимо воле властвующих выражаться в оп­ределенной заранее форме. Эта форма может быть едина, но она может быть и различна.

    Различные формы, в которых выражается право, носят издавна название источников права. Термин этот представляется, однако, мало пригодным в виду своей многозначности. Под этим именем понимают­ся: а) силы, творящие право, напр., когда говорят, что источником права следует считать волю Бога, волю на­родную, правосознание, идею справедливости, госу­дарственную власть; б) материалы, положенные в основу того или другого законодательства, напр., ког­да говорят, что римское право послужило источником для германского гражданского кодекса, труды учено­го Потье для французского кодекса Наполеона, Ли­товский Статут для Уложения Алексея Михайловича; в) исторические памятники, которые когда-то имели значение действующего права, напр., когда говорят о работе по источникам, напр., по Согри8]ипз сгуШ», по Русской Правде и т. п.; г) средства познания действу­ющего права, напр., когда говорят, что право можно узнать из закона.

    Разнообразие значений, придаваемых выражению «источники права» в той же науке права, вызывает необходимость обойти его и заменить другим выраже­нием — формы права. Под этим именем следует пони­мать различные виды права, отличающиеся по спосо­бу выработки содержания норм. Выбор форм зависит всецело от государственной власти [...].

    {...] В зависимости от усмотрения государственной власти формы права могут быть весьма различны, смотря по времени и месту. Историческая действитель­ность вполне подтверждает такое предположение.

    Государственная власть может разрешить своим судебным органам применять те правила общежития, которые выработались самою жизнью в общественной среде силою бытовых отношений/Власть предполага­ет, что такие правила по данному вопросу должны были образоваться или должны будут образоваться. Нормы обычного права, хотя и создаются в своем содержании помимо государственной власти, но юридическую обя­зательность приобретают по воле государственной власти. Поэтому допустимость обычного права и пре-332 делы ее определяются самим законодателем [...].

    Государственная власть может предоставить сво­им органам управления выработку общих правил по­ведения граждан, в развитие закона или в пополнение его недостатка. Очевидно, что такие административные распоряжения или обязательные постановления по­черпают свою силу не в самих органах управления, а в дозволении, исходящем от органов власти. Чем слож­нее общественная жизнь или чем менее твердо начало законности, тем больший простор для этой формы права, которая, как и все другие, держится только авторитетом государственной власти [...].

    [...] По многим вопросам, соприкасающимся с ре­лигией, государственная власть, не желая вступать в борьбу с церковью, придавала обязательную силу ка­нонам, определявшим отношение граждан между со­бою. Каноны являлись, а отчасти еще и являются сей­час, формами права не сами по себе, а вследствие поддержки власти. Как только государство отнимает у них эту защиту — каноны немедленно теряют юриди­ческое свойство и выходят из разряда форм права. Государство Нового времени, почувствовав в себе силу, вступает прямо в борьбу с церковью и устанавливает нормы, прямо противоположные по содержанию ка­нонам.

    В истории роль формы права принадлежала судеб­ной практике, а в настоящее время такое значение имеет в Англии судебный прецедент. Современные европейские законодательства вообще не признают судебную практику формою права, но вопрос этот не бесспорен как со стороны догматики, так и со стороны законодательной политики.

    Взаимное отношение различных форм права, осо­бенно важнейших — закона и правовых обычаев, вы­зывает интерес с точек зрения исторической, догмати­ческой, а также критической.

    Историческое соотношение между правовым обы­чаем и законом выражается в следующем. Первона­чально право выражается почти исключительно в фор­ме правовых обычаев; из общей массы правил обще­жития выделяются те, которые признаны судом, — период господства обычного права. В дальнейшем го­сударственная власть, собирая правовые обычаи, про­изводит по своему усмотрению отбор между ними, обеспечивая свою защиту одним и отказывая в этой защите остальным, а с другой стороны, начинает про­являть законодательную деятельность, издавая, одна­ко, в виде законов, прежние обычаи — период совме­стного действия обычая и закона. Наконец, третья ста­дия в этом взаимоотношении состоит в том, что власть выражает в форме закона свою личную волю и не стесняется стариной, а потому отодвигает, своею си­лою, авторитет обычного права, — период полного гос­подства закона.

    С догматической точки зрения вопрос о соотноше­нии между правовым обычаем и законом заключается в том, следует ли считать обе формы права вполне равносильными, или же правовые обычаи, получая свою силу от государственной власти, принуждены уступать место непосредственному выражению ее воли в виде закона. Другими словами, вопрос сводится к тому, может ли правовой обычай отменить силу соот­ветствующего по содержанию закона? [...].

    [...] С развитием индивидуальности в обществен­ную жизнь вносится все сильнее начало сознатель­ности. Традиция уступает место целесообразности. И только закон способен служить средством для со­знательного устроения жизни на началах разумности и справедливости. Правда, не всегда закон выполняет это назначение, порою он производит обратное дей­ствие, но важно то, что закон, а не правовой обычай, способен направлять взаимные отношения людей к выработанному сознательно идеалу [...].

    [...] Формою права, преобладающею в настоящее время у всех цивилизованных народов, является закон, который совершенно отодвинул на задний план все иные формы. Возможность для организованного обще­ства создавать правила поведения, обязательные для всех, выражается именно в законодательной деятель­ности.

    Под именем закона понимается норма права, ис­ходящая непосредственно от государственной власти в установленном заранее порядке.

    Прежде всего закон есть норма права, т. е. общее правило, рассчитанное на неограниченное число слу­чаев [...].

    [...] Второй признак закона тот, что норма права исходит непосредственно от государственной влас­ти, составляет прямое выражение воли органов вла­сти [...].

    [...] Наконец, третий признак закона состоит в том, что воля органов государственной власти, творящей норму права, должна выразиться в установленном за­ранее порядке. Этот формальный момент выражения воли необходим совершенно независимо от организа­ции государственной власти [...].

    [...] Законы различаются по форме выражения, по своему содержанию, по последствиям, по объему дей­ствия.

    Прежде всего, по форме, в какой выражается тре­бование законодателя, законы могут быть разделены на: 1) приказы и 2) запреты. Конечно, все законы, выра­жая волю органов государственной власти, обращены к подчиненным ей лицам в виде требований. Поэтому все законы, как нормы права, составляют приказы в широком смысле слова. Но это требование власти может быть выражено в положительной или в отрица­тельной форме.

    Приказы и запреты, объединяясь в стремлении возбудить в гражданах мотив согласовать свое поведе­ние с требованиями правового порядка, расходятся между собой в том отношении, что приказы побужда­ют к совершению определенных действий, тогда как запреты удерживают от совершения определенных действий [...].
    1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   ...   73


    написать администратору сайта