Главная страница
Навигация по странице:

  • Правда, естественное состояние такого человека могло быть состоянием несправедливости (тшзгиз) не потому, что люди в этом

  • | Понятие государства (государство - эти «объединение людей, подчиненных правовым законам») Кант И. Метафизика нравов

  • 1аЙП8 51с сИс*а), а в отношении к другим народам — просто властью (ро1еп11а) [...].

  • Государственная власть [разделение власти; законодательная, исполнительная [в лице правителя] и сддебная власть) Кант И. Метафизика нрании

  • Объединенные для законодательства члены такого общества (зос1е1аз

  • (ппрегап8) к повинующемуся (зиЬсШиз) [...). § 48. Все три власти в государстве, во-первых, координированы между собой наподобие моральных лиц (ро (е8 (а

  • | Принципы достижения печного мира (вечный мор - высшее политическое благо; договор о вечном море] Кант И. К вечному миру. Философское ороект

  • 1. «Ни

  • «Ни одно государство не должно насильственно вмешиваться в политическое устройство и управление другого государства» [...].

  • Состояние мира между людьми, живущими по соседству, не есть естественное состояние

  • Первая окончательная статья договора о вечном мире.

  • Третья окончательная статья договора о вечном мире.

  • Кант И. Метафизика нравив

  • Кант И. К вечввмд миру. Философской проект. Первая окончательная статья догвввра о вечввм мире Гражданское устройство каждого государства дол­жно быть республиканским.

  • Кант И. Метафизика нравов

  • Хрестоматия по тгп Радько. Хрестоматия по теории государства и права


    Скачать 3 Mb.
    НазваниеХрестоматия по теории государства и права
    АнкорХрестоматия по тгп Радько.doc
    Дата09.03.2017
    Размер3 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаХрестоматия по тгп Радько.doc
    ТипДокументы
    #3590
    страница6 из 73
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   73
    § 44. Мы познаем максиму насилия и злобу людей, толкающую их на взаимную вражду, до того как появ­ляется какое-нибудь внешнее имеющее власть законо­дательство, не из опыта, т. е. не из некоего факта, ко­торый делает необходимым принуждение публичных законов; какими бы благонравными и праволюбивыми люди ни представлялись, в порожденной разумом идее такого (неправового) состояния а рпоп заложено то, что, до того как создано основывающееся на публичных законах состояние, отдельные лица, народы и государ­ства никогда не могут быть гарантированными от на­силия друг над другом, притом каждый делает на ос­нове своего собственного права то, что ему кажется правым и благим, не завися в этом от мнения других; стало быть, первое, что такой человек обязан решить, если он не хочет отречься от всех правовых понятий, — это следующее основоположение: надо выйти из есте­ственного состояния, в котором каждый поступает по собственному разумению, и объединиться со всеми остальными (а он не может избежать взаимодействия с ними), с тем чтобы подчиниться внешнему опираю­щемуся на публичное право принуждению, т. е. всту­пить в состояние, в котором каждому будет по закону определено и достаточно сильной властью (не его соб­ственной, а внешней) предоставлено то, что должно быть признано своим, т. е. он прежде всего должен вступить в гражданское состояние.

    Правда, естественное состояние такого человека могло быть состоянием несправедливости (тшзгиз) не потому, что люди в этом состоянии строят свои отно­шения на одной только силе; но все же оно было состо­янием, в котором отсутствовало право (8(а(и$ шзВДае уасииз) и в котором, если право оказывалось спорным (тз соп1гоуег5ит), не находилось компетентного судьи, который мог бы вынести имеющий законную силу приговор; поэтому каждый человек, находящийся в таком состоянии, вправе насильно побуждать другого человека вступить в правовое состояние; дело в том, что (в естественном состоянии) хотя и можно по пра­вовым понятиям каждого приобретать нечто внешнее путем завладения или договора, но такое приобрете­ние все же лишь предварительное, пока оно не санк­ционируется публичным законом, потому что то при­обретение не определено никакой общественной (рас­пределяющей) справедливостью и не гарантировано никакой осуществляющей это право властью.

    Если бы до вступления в гражданское состояние ни одно приобретение не признавалось правовым, даже предварительное, то само гражданское состоя­ние оказалось бы невозможным. В самом деле, по фор­ме законы, касающиеся моего и твоего в естественном состоянии, содержат в себе то же, что предписывают законы в гражданском состоянии, поскольку граждан­ское состояние мыслится исключительно в соответ­ствии с чистыми понятиями разума; разница лишь в том, что в этом гражданском состоянии указаны усло­вия, при которых законы могут быть приведены в ис­полнение (сообразно с распределяющей справедливо­стью). — Итак, если бы в естественном состоянии даже предварительно не было внешнего мое и твое, то не было бы и правовых обязанностей в отношении этого внешнего мое и твое, а следовательно, и никакой по­требности выйти из этого состояния.

    § 47. Акт, через который народ сам конституирует­ся в государство, собственно же говоря, лишь идея такого акта, единственно благодаря которому можно мыслить его правомерность, —это первоначальный договор, согласно которому все (отпев е1 зтдиН) в составе народа отказываются от своей внешней свобо­ды, с тем чтобы снова тот час же принять эту свободу как члены общности, т. е. народа, рассматриваемого как государство (итуегз1); и нельзя утверждать, что госу­дарство или человек в государстве пожертвовал ради какой-то цели частью своей прирожденной внешней свободы; он совершенно оставил дикую, не основан­ную на законе свободу, для того чтобы вновь в полной мере обрести свою свободу вообще в основанной на законе зависимости, т. е. в правовом состоянии, пото­му что зависимость эта возникает из его собственной законодательствующей воли.

    | Понятие государства

    (государство - эти «объединение людей, подчиненных правовым законам»)

    Кант И. Метафизика нравов

    § 43. Совокупность законов, нуждающихся в обна­родовании для того, чтобы создать правовое состояние, есть публичное право. — Оно, следовательно, представ­ляет собой систему законов, изданных для народа, т. е. для множества людей, или для множества народов, ко­торые, оказывая друг на друга влияние, в правовом состоянии, когда действует одна объединяющая их воля, нуждаются в конституции, чтобы пользоваться тем, что основано на праве. — Такое состояние отдельных инди­видов в составе народа в отношении друг к другу назы­вается гражданским (з1аги$ сп/Шз), а их совокупность в отношении своих собственных членов — государством (спл1а8), которое в силу своей формы как нечто связан­ное общей заинтересованностью всех в том, чтобы на­ходиться в правовом состоянии, называется общностью (гез риЬНса 1аЙП8 51с сИс*а), а в отношении к другим народам — просто властью (ро1еп11а) [...].

    § 45. Государство (сгуиаз) — это объединение мно­жества людей, подчиненных правовым законам. По­скольку эти законы необходимы как априорные законы, т. е. как законы, сами собой вытекающие из понятий внешнего права вообще (а не как законы статутарные), форма государства есть форма государства вообще, т. е. государство в идее, такое, каким оно должно быть в соответствии с чистыми принципами права, причем идея эта служит путеводной нитью (поппа) для любого действительного объединения в общность (следователь­но, во внутреннем).
    Государственная власть

    [разделение власти; законодательная, исполнительная [в лице правителя] и сддебная власть)

    Кант И. Метафизика нрании
    § 45. В каждом государстве существуют три влас­ти, т. е. всеобщим образом объединенная воля в трех лицах (1паз ро1Шка): верховная власть (суверенитет) в липе законодателя, исполнительная власть в лице пра­вителя (правящего согласно закону) и судебная власть (присуждающая каждому свое согласно закону) в лице судьи (ро1ез1аз 1ед1з1а(опа, гез1опа е1 шсИаапа), как бы три суждения в практическом силлогизме: большая посылка, содержащая в себе закон всеобщим образом объединенной воли; меньшая посылка, содержащая в себе веление поступать согласно закону, т. е. принцип подведения под эту волю, и вывод, содержащий в себе судебное решение (приговор) относительно того, что в данном случае соответствует праву.

    § 46. Законодательная власть может принадлежать только объединенной воле народа. В самом деле, так как всякое право должно исходить от нее, она непременно должна быть не в состоянии поступить с кем-либо не по праву. Но когда кто-то принимает решение в отно­шении другого лица, то всегда существует возмож­ность, что он тем самым поступит с ним не по праву, однако такой возможности никогда не бывает в реше-

    ниях относительно себя самого (ибо уо1епИ поп Ш шипа). Следовательно, только согласованная и объе­диненная воля всех в том смысле, что каждый в отно­шении всех и все в отношении каждого принимают одни и те же решения, стало быть, только всеобщим образом объединенная воля народа может быть зако­нодательствующей.

    Объединенные для законодательства члены такого общества (зос1е1аз сшНз), т. е. государства, называют­ся гражданами (снгез), а неотъемлемые от их сущности (как таковой) правовые атрибуты суть: основанная на законе свобода каждого не повиноваться иному зако­ну, кроме того, на который он дал свое согласие, граж­данское равенство — признавать стоящим выше себя только того в составе народа, на кого он имеет мораль­ную способность налагать такие же правовые обязан­ности, какие этот может налагать на него; в-третьих, атрибут гражданской самостоятельности — быть обя­занным своим существованием и содержанием не произволению кого-то другого в составе народа, а сво­им собственным правам и силам как член общности, следовательно, в правовых делах гражданская лич­ность не должна быть представлена никем другим [...].

    § 47. Каждая из трех указанных властей в государ­стве представляет собой определенный сан, и, как не­избежно вытекающая из идеи государства вообще и необходимая для его основания (конституции), каждая из них есть государственный сан. Все эти власти содер­жат в себе отношение общего главы (который с точки зрения законов свободы не может быть никем иным, кроме самого объединенного народа) к разрозненной массе народа как к подданному, т. е. отношение повели­теля (ппрегап8) к повинующемуся (зиЬсШиз) [...).

    § 48. Все три власти в государстве, во-первых, координированы между собой наподобие моральных лиц (ро(е8<:е8 соогсппа^ае), т. е. одна дополняет дру­гую для совершенства (сотр1етеп1шп ас! зиШоепИат) государственного устройства; но, во-вторых, они так­же и подчинены друг другу (зиЬогс1та1ае) таким обра­зом, что одна из них не может узурпировать функции другой, которой она помогает, а имеет свой собствен-

    3 Хрестоматия по теории государства и права

    ный принцип, т. е. хотя она повелевает в качестве от­дельного лица, однако при наличии воли вышестоя­щего лица; в-третьих, путем объединения тех и дру­гих функций они каждому подданному предоставля­ют его права.

    Об этих трех видах власти, рассматриваемых с точки зрения принадлежащего каждому из них сана, правильно будет сказать, что в том, что касается внеш­него мое и твое, воля законодателя (1ед1з1а1оп8) безуп­речна (нтергепеп-з1Ъе1) способность к исполнению у верховного правителя (зшшш гес!опз) неодолимо (1ггез1зиЬе1), а приговор верховного судьи (зиргехт шсиаз) неизменяем (шарре1аЬе1) (...].

    Итак, таковы три различные власти (ро(ез1аз 1ед1з1а1опа, ехеси1опа, шсНаапа), благодаря которым государство (аупаз) обладает автономией, т. е. само себя создает и поддерживает в соответствии с законами сво­боды. В объединении этих трех видов власти заключает­ся благо государства (за1из ге1риЪИсае зиргета 1ех ез1); под благом государства подразумевается не благополу­чие граждан и их счастье — ведь счастье (как утверж­дает и Руссо) может в конце концов оказаться гораздо более приятным и желанным в естественном состоянии или даже при деспотическом правлении; под благом государства подразумевается высшая степень согласо­ванности государственного устройства с правовыми принципами, стремиться к которой обязывает нас ра­зум через некий категорический императив.
    | Принципы достижения печного мира

    (вечный мор - высшее политическое благо; договор о вечном море]

    Кант И. К вечному миру. Философское ороект

    1. «Ни один мирный договор не должен считаться таковым, если при его заключении тайно сохраняется основа новой войны».

    Ибо иначе это было бы только перемирие, времен­ное прекращение военных действий, а не мир, кото­рый означает окончание всякой вражды и присоеди­нять к которому прилагательное «вечный» есть уже подозрительный плеоназм. Мирный договор уничтожа­ет все имеющиеся причины будущей воины, даже те, которые, быть может, в данный момент не известны самим договаривающимся сторонам и которые впос­ледствии могут быть хитро и изворотливо выисканы в архивных документах. Если называть вещи своими именами, то сохранение (гезегуаНо теп1аНз) на буду­щее старых претензий, о которых в данный момент ни одна из сторон не упоминает, так как обе слишком обессилены, чтобы продолжать войну, хотя и исполне­ны преступного намерения использовать для этой цели первый удобный случай, есть иезуитская казуистика, не достойная правителя, так же как и готовность к обоснованию подобных действий не достойна его ми­нистра.

    Разумеется, тем, кто в соответствии с просвещен­ными понятиями государственной мудрости видит истинное достоинство государства в постоянном уве­личении любыми средствами его могущества, наше мнение покажется ученическим и педантичным.

    2. «Ни одно самостоятельное государство (большое
    или малое — это не имеет значения) ни по наследству,
    ни в результате обмена, купли или дарения не должно
    быть приобретено другим государством».


    Дело в том, что государство (в отличие, скажем, от земли, на которой оно находится) не представляет со­бой имущества (раШтопшт). Государство — это об­щество людей, повелевать и распоряжаться которы­ми не может никто, кроме его самого. Поэтому всякая попытка привить его, имеющего, подобно стволу, соб­ственные корни, как ветвь, к другому государству, означала бы уничтожение первого как моральной личности и превращение моральной личности в вещь и противоречила бы идее первоначальною договора, без которой нельзя мыслить никакое право на управ­ление народом [...].

    3. «Постоянные армии (тиез регреШиз) со време-
    нем должны полностью исчезнуть». Ибо, будучи по-
    стоянно готовыми к войне, они непрестанно угрожа-
    ют ею другим государствам. Они побуждают их к
    стремлению превзойти друг друга в количестве воо­руженных сил, которое не имеет предела, и посколь­ку связанные с миром военные расходы становятся в конце концов обременительнее короткой войны, то сами постоянные армии становятся причиной воен­ного нападения с целью избавиться от этого бремени. К тому же нанимать людей, для того чтобы они убива­ли или были убиты, — значит использовать их как простые машины или орудия в руках другого (госу­дарства), а это несовместимо с правами человека, присущими каждому из нас. Иное дело — доброволь­ное, периодически проводимое обучение граждан обращению с оружием с целью обезопасить себя и свое отечество от нападения извне. Накопление бо­гатств может привести к тем же результатам, а имен­но; другие государства, усмотрев в том военную угро­зу, будут вынуждены прибегнуть к упреждающему нападению (так как из трех сил: вооруженной силы, силы союзов и силы денег — последняя может быть наиболее надежным орудием войны), если бы не было так трудно определить размеры этой угрозы.


    4. «Государственные долги не должны использо-
    ваться для целей внешней политики».


    Поиски средств внутри страны или вне ее вызы­вают подозрения, если это делается для экономичес­ких нужд страны (улучшение дорог, строительства новых населенных пунктов, создания запасов на слу­чай неурожайных лет и т. д.). Но как орудие борьбы держав между собой кредитная система, при которой долги могут непомерно увеличиваться, оставаясь в то же время гарантированными (поскольку кредиторы не предъявляют свои требования одновременно), — ост­роумное изобретение одного торгового народа в этом столетии — являет собой опасную денежную силу, а именно фонд для ведения войны [...].

    1. «Ни одно государство не должно насильственно вмешиваться в политическое устройство и управление другого государства» [...].

    2. «Ни одно государство во время войны с другим не должно прибегать к таким враждебным действиям, которые сделали бы невозможным взаимное доверие в будущем, в мирное время, как, например, засылка тай­ных убийц (регсиззогез), отравителен (уепегкп), нару­шение условий капитуляции, подстрекательство к из­мене (регйиеШо) в государстве неприятеля и т. д.»

    Это бесчестные приемы борьбы. Ведь и во время войны необходимо испытывать хоть какое-нибудь до­верие к образу мыслей врага, иначе нельзя будет зак­лючить никакого мира и враждебные действия пре­вратятся в истребительную войну (Ье11шп пиетесшт). Война есть печальное, вынужденное средство в есте­ственном состоянии (где не существует никакой су­дебной инстанции, приговор которой имел бы силу за­кона) утвердить свои права силой. Истребительная война, в которой могут быть уничтожены обе сторо­ны, а вместе с ними и всякое право, привела бы к вечному миру лишь на гигантском кладбище челове­чества. Итак, подобная война, а также использование средств, которые открывают пути к ней, должны быть, безусловно, воспрещены. А то, что названные сред­ства неизбежно приводят к ней, явствует из того, что эти гнусные дьявольские приемы войны, войдя в упот­ребление, недолго удерживаются в пределах войны, например шпионаж (ии ехр1ога(опЬиз), когда одни пользуются бесчестностью других, которую сразу не­возможно искоренить, но переходят в мирное состо­яние, совершенно уничтожая тем самым его назна­чение...

    Хотя указанные выше законы объективно, т. е. по замыслу власть имущих, являются запрещающими законами (1едез ргоЫЬШуае), однако некоторые из них относятся к разряду строгих (1едез 8тс1ае), действую­щих независимо от обстоятельств и требующих немед­ленного осуществления (№1,5, 6), другие. (№ 2, 3, 4), субъективно расширяющие полномочия (1едез 1а1ае), допускают возможность отсрочить исполнение, не упуская из виду цель и не отодвигая ее до несуществу­ющего дня (аб! са1епааз дгаесаз, как говорил Август), возможность восстановления, например свободы госу­дарств, лишившихся ее согласно пункту 2; отсрочка здесь необходима для того, чтобы поспешными дей­ствиями не повредить цели. Ведь запрещение в дан­ном случае касается лишь способа приобретения, ко­торый впредь не должен иметь силы, а не состояния владения, которое хотя и не имеет необходимого пра­вового основания, но в свое время (мнимою приобре­тения) считалось всеми государствами в соответствии с тогдашними взглядами правомерным [...].

    Состояние мира между людьми, живущими по соседству, не есть естественное состояние (51а1из паШгаПз); последнее, наоборот, есть состояние войны, т. е. если и не беспрерывные враждебные действия, то постоянная их угроза. Следовательно, состояние мира должно быть установлено [...].

    Первая окончательная статья договора о вечном мире.

    Гражданское устройство каждого государства дол­жно быть республиканским [...].

    Вторая окончательная статья договора о вечном мире.

    Международное право должно быть основано на федерализме свободных государств. Народы в качестве государств можно рассматривать как отдельных лю­дей, которые в своем естественном состоянии (т. е. независимости от внешних законов) уже своим совме­стным существованием нарушают право друг друга, и каждый из них в целях своей личной безопасности может и должен требовать от другого совместного вступления в устройство, подобное гражданскому, где каждому может быть обеспечено его право. Это был бы союз народов, который, однако, не должен быть государством народов [...].

    Третья окончательная статья договора о вечном мире.

    «Всемирно-гражданское право должно быть огра­ничено условиями всеобщего радушия».

    Как и в предыдущих статьях, здесь речь идет не о филантропии, а о праве, и радушие означает право каждого чужака на то, чтобы тот, на чью землю он прибыл, не обращался бы с ним как с врагом. Он мо­жет изгнать его, если это не сопряжено с гибелью пришельца, но, пока последний живет там, он не дол­жен обходиться с ним враждебно. Это еще не право

    быть гостем, на что может претендовать каждый (для такой цели необходим особый благотворительный до­говор, который делал бы его на определенное время членом дома), но лишь право посещения, которое при­надлежит всем людям и силу права общего владения земной поверхностью, на которой, как на поверхности шара, люди не могут рассеяться до бесконечности и поэтому должны терпеть соседство других; изначаль­но же никто не имеет большего права, чем другой, на существование в данном месте земли [...].

    Более или менее тесное общение между народа­ми земли развилось всюду настолько, что нарушение права в одном месте чувствуется во всех других. Из этого видно, что идея права всемирного гражданства есть не фантастическое или нелепое представление о праве, а необходимое дополнение неписаного кодек­са как государственного, так и международного пра­ва к публичному праву человека вообще и, таким об­разом, к вечному миру. И только при этом условии можно льстить себя надеждой, что мы постепенно приближаемся к нему.
    Кант И. Метафизика нравив

    Итак, морально-политический разум произносит в нас неотменимое уе(о: никакой войны не должно быть; ни войны между мной и тобой в естественном состоя­нии, ни войны между нами как государствами, кото­рые внутренне хотя и находятся в законном состоянии, но внешне (во взаимоотношениях) — в состоянии без­закония; война— это не тот способ, каким каждый должен добиваться своего права. Следовательно, вопрос уже не в том, реален ли вечный мир или нереален (еш Ошд о<1ег ЧГпётд зе1) и не обманываемся ли мы в нашем теоретическом суждении, когда допускаем пер­вое; вопрос в том, что мм должны поступать так, как если бы было реально то, чего, быть может, нет, долж­но содействовать обоснованию его и принятию такого строя, который представляется нам для этого наиболее пригодным (может быть, республиканизм всех госу­дарств вместе и каждого в отдельности), дабы устано­вить вечный мир и положить конец проклятой войне, на которую до сих пор как на главную цель были на­правлены внутренние устроения всех без исключения государств. И если бы даже полное осуществление этой цели оставалось всегда лишь благим пожеланием, все же мы, без сомнения, не обманываемся, принимая максиму неустанно действовать в этом направлении, ибо эта максима — наш долг; если же мы сочли мо­ральный закон в нас обманом, то это вызвало бы от­вратительное желание отречься от всякого разума и по своим основоположениям зачислить себя наряду с остальным рвотным миром в один и тот же механизм природы.

    Можно сказать, что установление всеобщего и постоянного мира составляет не просто часть, а всю конечную целью учения о праве в пределах одного лишь разума; ведь состояние мира — это единствен­ное гарантированное законами состояние моего и тво­его среди множества живущих по соседству друг с другом людей, стало быть, людей, существующих вме­сте при одном государственном строе; но правило, (которым им следует руководствоваться) должно быть заимствовано не из опыта других людей (которым до сих пор удавалось наилучшим образом им пользовать­ся) в качестве нормы для других, а вообще а рпоп заимствовано разумом из идеала правового объедине­ния людей под публичными законами, ибо все приме­ры обманчивы (они могут лишь пояснять, но ничего не могут доказать) и, таким образом, нуждаются в мета­физике, необходимость которой неосторожно призна­ют даже те, кто над ней смеется, когда, например, как это часто бывает, они говорят: «Наилучший строй тот, где власть принадлежит не людям, а законам». В са­мом деле, что может быть более метафизически субли­мированным, чем именно эта идея, которая все же в соответствии с их собственным утверждением облада­ет самой верной объективной реальностью, легко об­наруживаемой и в происходящих случаях, и которая единственная, если только ее испытывают и проводят не революционным путем, скачком, т. е. насильствен-' ^ ным ниспровержением существующего до этого не­правильного строя (ибо в этом случае вмешался бы момент уничтожения всякого правового состояния), а путем постепенных реформ в соответствии с прочны­ми принципами, может при непрерывном приближе­нии привести к высшему политическому благу — веч­ному миру.
    I Государственный аппарат

    (принципиальные проблемы организации и деятельности]

    Кант И. Метафизика нравов

    Б. К праву верховного повелителя в государстве относится также: 1) распределение должностей, т. е. ведение дел, которое оплачивается [...].

    Что касается гражданской службы, то здесь возни­кает вопрос: имеет ли суверен право по своему усмот­рению отнять должность у того, кому он сам ее пожа­ловал (должностное лицо не совершило при этом ни­какого преступления) ? Я утверждаю: нет! Ибо то, что объединенная воля народа никогда не решит в отно­шении гражданских служащих, и глава государства не сможет решить в отношении этой воли. А народ (имен­но на него падают расходы, связанные с назначением на должность служащего) хочет, вне всякого сомнения, чтобы этому последнему возложенная на него работа была по плечу, но это возможно только благодаря дли­тельной подготовке и обучению, за время которой он не может быть обучен другому делу, которое дало бы ему средства к существованию; стало быть, должности занимали бы, как правило, люди, которые не обладали бы нужным умением и зрелостью суждений, достига­емой опытом; а это противоречит цели государства, для (осуществления) которой необходимо также, чтобы каждый служащий поднимался с низшей должности на высшую (в противном случае высшие должности попадали бы в руки одних только негодных людей), стало быть, мог бы рассчитывать на пожизненное обеспечение.

    I. КАНТ

    I Форма государства

    (форма государства [автократия, аристократия, демикратия] и форма (сиосой] управления [республиканская или деспотическая])

    Кант И. К вечввмд миру. Философской проект. Первая окончательная статья догвввра о вечввм мире

    Гражданское устройство каждого государства дол­жно быть республиканским.

    Устройство, основанное, во-первых, на принципах свободы членов общества (как людей), во-вторых, на основоположениях зависимости всех (как подданных) от единого общего законодательства и, в-третьих, на законе равенства всех (как граждан государства), есть устройство республиканское — единственное, проис­текающее из идеи первоначального договора, на кото­рой должно быть основано всякое правовое законода­тельство народа. Это устройство, следовательно, есть само по себе именно то, которое первоначально лежит в основе всех видов гражданской конституции; однако возникает вопрос: является ли оно единственным, ко­торое может привести увечному миру?

    Помимо своего безупречного происхождения из чистого источника правовых понятий республиканское устройство открывает желанную перспективу вечного мира, основа которого состоит в следующем. — Если (это не может быть иначе при подобном устройстве) для решения вопроса: быть войне или нет? — требует­ся согласие граждан, то вполне естественно, что они хорошенько подумают, прежде чем начать столь сквер­ную игру. Ведь все тяготы войны им придется взять на себя — самим сражаться, оплачивать военные расхо­ды из своих средств, в поте лица восстанавливать опустошения, причиненные войной, и в довершение всех бед навлечь на себя еще одну, отравляющую и самый мир, — никогда (вследствие всегда возможных новых войн) не исчезающее бремя долгов. Напротив, при устройстве, в котором подданный не есть гражда­нин (следовательно, не при республиканском), этот вопрос вызывает наименьшие сомнения. Ведь верхов­ный глава здесь не член государства, а собственник его; война не лишит его пиров, охоты, увеселительных замков, придворных празднеств и т. п., и он может, следовательно, решиться на нее как на увеселитель­ную прогулку по самым незначительным причинам, равнодушно предоставив всегда готовому к этому дип­ломатическому корпусу подыскать приличия ради ка­кое-нибудь оправдание.

    Чтобы республиканское устройство не путать (как это обыкновенно делают) с демократическим, нужно отметить следующее. Формы государства (сгупаз) мо­гут быть разделены или по различию лиц, обладающих верховной государственной властью, или по способу управления народом его верховного главы, кем бы этот последний ни был. Первая форма называется собствен­но формой господства (кэппа ппреги), и возможны лишь три вида ее, а именно: суверенитетом обладает или одно лицо, или несколько лиц, связанных друг с дру­гом, или же все, вместе составляющие гражданское общество (автократия, аристократия, демократия; власть монарха, дворянства, народа). Вторая форма есть форма правления (кнтпа гедгаиш) и касается того способа, каким государство распоряжается полнотой своей власти; этот способ основан на конституции (на акте общей воли, благодаря которому масса становит­ся народом), и в этом отношении форма управления может быть республиканской, или деспотической. Рес­публиканизм есть государственный принцип отделе­ния исполнительной власти (правительства) от законо­дательной; деспотизм — принцип самовластного испол­нения государством законов, данных им же самим; тем самым публичная воля выступает в качестве частной воли правителя. Из трех форм государства демократия в собственном смысле слова неизбежно есть деспотизм, так как она устанавливает такую исполнительную власть, при которой все решают по поводу одного, и во всяком случае против одного (который таким образом не согласен), следовательно, все, которые не являются всеми, что представляет собой противоречие всеобщей воли самой себе и свободе.

    Любая непредставительная форма правления есть; по сути дела, псевдоформа (17п1огт), потому что в од­ном лице не может выступать законодатель и испол­нитель собственной воли (как не может общее боль­шой посылки силлогизма быть в то же время частным в меньшей посылке); и хотя два других государствен­ных устройства всегда недостаточны, поскольку допус­кают подобный способ правления, тем не менее при них возможен способ правления, сообразный с духом представительной системы, как об этом по крайней мере заявил Фридрих II: он всего лишь верховный слуга государства-демократии, делает это невозможным, так как каждый хочет быть господином. — Поэтому можно сказать: чем меньше персонал государственной влас­ти (число властителей), но чем более представитель­ный характер она носит тем полнее раскрывает госу­дарственное устройство возможности республиканиз­ма, и он смеет надеяться путем постепенных реформ в конце концов подняться до такого состояния. По этой причине аристократии труднее, чем монархии, а демок­ратии совершенно невозможно (кроме как путем на­сильственной революции) достичь единственно совер­шенного правового устройства.

    Гораздо важнее для народа способ правления, чем форма государства (хотя в последней много значит большее или меньшее соответствие указанной цели). Но первому, если он соответствует понятию права, принадлежит представительная система, при которой только и возможен республиканский способ правления, но без которой (при любом устройстве) он становится деспотическим и насильственным. — Ни одна из древ­них так называемых республик не знала этой системы, в результате чего они должны были попросту выродить­ся в деспотизм, при котором верховная власть одною представляется наиболее терпимой [...].

    Республиканское устройство единственное, впол­не соответствующее праву людей, но установить, а тем более сохранить подобное устройство до такой степе­ни трудно, что, по мнению многих, оно должно было бы быть государством ангелов, так как люди со своими эгоистическими склонностями не способны к столь возвышенному по форме устройству. Но здесь общей, основанной на разуме воле, почитаемой, но на практи-

    ке бессильной, природа оказывает поддержку с помо­щью как раз тех же эгоистических склонностей. Так что лишь от хорошей организации государства (а это во всяком случае под силу человеку) зависит, как на­править силы этих склонностей, чтобы каждая из них или сдерживала разрушительное действие другой, или уничтожала его. С точки зрения разума результат по­лучается такой же, как если бы этих склонностей не было совсем, и тем самым человек принуждался бы быть если не морально хорошим человеком, то все же хорошим гражданином. Проблема создания государ­ства разрешима, как бы странно это ни звучали, даже для народа дьяволов (если только они обладают рас­судком). Она сводится к следующему: «Так располо­жить некоторое количество разумных существ, кото­рые в своей совокупности для поддержания жизни нуждаются в общих законах, но каждое из которых втайне склонно уклоняться от них; так организовать их устройство, чтобы, несмотря на противоположность их личных побуждений, последние настолько парализова­ли друг друга, что в публичном поведении людей ре­зультат был бы примерно таким, как если бы они не имели подобных злых устремлений». Такая проблема должна быть разрешимой.
    Кант И. Метафизика нравов

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   73


    написать администратору сайта