опорный конспет. опорный конспект Лопушанский. И. Д. группа 6196 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования С анктПетербургский государственный морской технический университет (СПбгмту) Опорный конспект
Скачать 145.57 Kb.
|
Религиозные и традиционные правовые семьиМусульманское право – система норм, выражающих в религиозной форме в основном волю религиозной знати и в той или иной степени санкционируемых и поддерживаемых теократическим исламским государством. В своей основе оно сложилось в эпоху раннего средневековья в Арабском халифате и основано на религии – исламе. Ислам исходит из того, что существующее право пришло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Право Аллаха дано человечеству раз и навсегда, поэтому люди должны руководствоваться этим правом, а не создавать свое под влиянием постоянно изменяющихся социальных условий жизни. Согласно теории мусульманского права, божественное откровение нуждается в разъяснении и толковании, на что и ушли века кропотливой работы мусульманских юристов-факихов. Их усилия были направлены не на создание нового права, а лишь на то, чтобы приспособить данное Аллахом право к практическому использованию. Поскольку, согласно исламу, мусульманское право отражает волю Аллаха, оно охватывает все сферы общественной жизни, а не только те, которые обычно относят к правовой сфере. Так мусульманское право в широком смысле определяет молитвы, которые мусульманин должен читать, посты, которые он должен соблюдать, милостыни, которые он должен подавать, и паломничества, которые он должен совершать. Причем к соблюдению этих правил нельзя принуждать. В этом смысле мусульманское право рассматривается как единая исламская система социально-нормативного регулирования, которая включает как юридические нормы, так и неправовые регуляторы, в первую очередь религиозные и нравственные, а также обычаи. Различие между мусульманской юридической наукой и светской юридической наукой заключается в том, что мусульманская правовая система берет начало в Коране и считает право плодом божественных установлений, а не продуктом человеческого разума и социальных условий. Хотя ислам - самая молодая из трех мировых религий (его возраст приближается к 14 векам), он получил очень широкое распространение. Ислам является не только определенной идеологией, религиозно-этическим учением, но и особой культурой, цивилизацией. Нормы его нацелены как на решение религиозно-культовых вопросов, так и на регулирование повседневного поведения мусульман, на формирование образа их жизни в целом. Спустя столетие после смерти Пророка Мухаммеда (634 г.) в Арабском халифате к власти пришла династия Омейядов, проводившая агрессивную, завоевательную политику, в результате которой ислам пересек Северное побережье Африки и проник в Испанию. На востоке он перешел границы Персии и достиг Инда. В XY в. последовала вторая волна исламского нашествия. Завоеватели, ведомые султанами Османской империи, разбили Византийскую империю, взяли Константинополь (1453 г.) и установили господство ислама в Юго-Восточной Европе. Ислам получил признание и в Азии. Мусульманское право как совокупность определенных норм сформировалось за первые два века существования ислама. Последующие века практически не принесли ничего нового. Этот застой приписывается так называемому «закрытию врат» человеческих усилий – иджтихаду. Однако шиитские школы никогда не признавали этого «закрытия». Поэтому право шиитов всегда было гораздо более гибким, чем право, исповедуемое суннитскими школами. В целом вплоть до XIX в. эволюция мусульманского правосознания находила свое отражение преимущественно в религиозно-юридических комментариях и сборниках фетв, которые по-новому истолковывали традиционные положения и принципы шариата, никогда не отвергая их прямо и не изменяя их привычного звучания. Этому способствовали сравнительно медленные темпы общественного развития, господство религиозной формы общественного сознания. В таких условиях мусульманское право более или менее отвечало своему социальному назначению. С упадком Османской империи на Ближнем Востоке усилилось политическое влияние Западно-Европейских государств. Мусульманские лидеры после контакта с внешним миром осознали, что для того, чтобы выдержать политическую и экономическую конкуренцию с европейскими государствами, необходима модернизация государственной и правовой систем. Процесс законодательных реформ начался, и в сферу отношений, которые раньше регламентировало только мусульманское право, вторглись нормативные источники европейского происхождения. Это процесс затронул прежде всего торговое право и процесс, морское право. Со временем мусульманское право, например, в Британской Индии, так много заимствовало из общего права, что даже появилась возможность говорить об «англо-магометанском праве». Во французских колониях стало внедряться кодифицированное романо-германское право. В 1876 г. в Египте начал действовать Гражданский кодекс, составленный по французскому образцу. В тот же период Египет воспринял и французский Торговый кодекс. Позднее, в ХХ в., реформы коснулись семейного и наследственного права. Чтобы оправдать законодательные новшества в глазах правоверных мусульман, пришлось доказывать, что новые источники права гармонируют с принципами шариата. Вторжение источников права европейского типа оказалось в немалой мере необратимым процессом, затронувшим все исламские страны. Значение, удельный вес и сфера действия исламского права уменьшились, а само это право также восприняло кое-что из европейских кодификаций. Однако обе эти тенденции не следует преувеличивать, особенно в свете той волны активизации ислама, которая в последней четверти XX столетия и в начале XXI в. характеризует политическую жизнь многих мусульманских государств. Эта активизация сопровождается и требованиями отказа от западных правовых моделей, полного восстановления всех норм и принципов мусульманского права Основу индуизма составляют учения о перевоплощении души и о карме. Согласно этим учениям все хорошие и плохие поступки человека, совершаемые им на земле, образуют зародыш его следующего существования, которое определяется моральными качествами истекшей жизни. Если человек испытывает лишения в нынешней жизни и занимает низкое положение в обществе, то он тем самым искупает грехи, совершенные его душой в прежних воплощениях. Если же человек занят благими помыслами и его поведение отличается поразительными добродетелями и благочестием, то он может питать надежду, что родится заново в более благоприятных обстоятельствах, возможно, как член высшей касты. Его душа может также освободиться из вечной круговерти жизни и смерти и станет частью божественной природы в виде высшего духовного бытия. Это учение является оправданием кастовой структуры индусского общества, которая присуща индуизму, будучи его религиозной, философской и социальной системой. На основе положений индийской Конституции 1950 г. отменены все правила, регулировавшие привлечение к ответственности за нарушение понятий о кастовой принадлежности. Сегодня в Индии кастовая система переживает глубокие перемены. Индусское право является неотъемлемой частью индуизма. Классическая индусская система одна из древнейших в мире. Веды – сборник индийских религиозных песен, молитв, гимнов и присловий, созданные на разных отрезках II тысячелетия до н.э. и раньше, - содержат древнейшие тексты, отдельные строки которых можно истолковать как правила поведения. Но хотя индусы считают веды божественным откровением и источником религии и права, их практическое влияние на духовную жизнь индусского населения было весьма незначительным. Дхарма – сложное, не имеющее никаких аналогий в европейских языках понятие. В самом широком смысле оно означает всеобщий порядок в мире, пронизывающий и организующий всю живую и неживую материю. В более же узком и распространенном значении дхарма – это долг, обязанности, правила поведения, одним словом, образ жизни идеально благочестивого и добродетельного индуса. Как и в мусульманском мире, в XI-XII вв. постепенно сформировались основные школы индусского права, отличающиеся различными подходами к решению трех важных вопросов: права наследования, правового режима имущества отдельных членов нераздельной семьи и раздела семейного имущества. Существуют две главные школы: Митакшара и Дайябхата. Эти школы вместе с их подшколами и разветвлениями господствуют подобно мусульманским правовым мазхабам, каждая в определенных географических районах. Индусское право всегда признавало, что обычаи, которых издавна придерживаются в определенном регионе, касте, клане или семье, должны рассматриваться как источник права. Современное индусское право – личное право индусов, видоизмененное законами и обычаем, еще действующем, например, в Бирме, Малайзии, Сингапуре. Оно непосредственно используется при рассмотрении следующих дел: - семейное право – законность детей, опекунство, усыновление, семья из трех и более поколений раздел имущества, наследование имущества. - семейные общественные вопросы – религиозные и благотворительные пожертвования; - вопросы чисто общественного характера – дамбупат (защита должников), преимущественное право на покупку, клятвы, операции с бенами (продажа через посредника) и передача имущества посредством завещания; - кастовое право и отлучение. Индусские идеи сохранились также в концепции государственного землевладения. |