И. К. Ларионов д э. н., профессор, заслуженный деятель науки рф
Скачать 7.92 Mb.
|
Ðàçäåë I. ÌÅÒÎÄÛ ÏÎÇÍÀÍÈß ÝÊÎÍÎÌÈ×ÅÑÊÈÕ ÑÈÑÒÅÌ 1. ×åëîâåê â ýêîíîìè÷åñêîé ñèñòåìå îáùåñòâà 1.1. Îãðàíè÷åííîñòü ìàòåðèàëèñòè÷åñêîãî ïîíèìàíèÿ ÷åëîâåêà Отдельный человек для материализма остался загадкой за семью печатями. Наиболее существенное в материалистическом подходе к человеку даже не то, что материалисты не способны раз! гадать его тайну. Само отношение к человеку со стороны материа! лизма основано на отрицании существования этой тайны. Совре! менные материалисты недалеко ушли от такой примитивизации. Например, в учебнике политической экономии под редакцией В.А. Медведева объявляется, что нравственность человека как эле! мент надстройки определяется экономическим базисом. Человек не может быть понят материалистами, потому что он не только и не столько существо материальное, сколько ду! ховное. Во многих школах экономической теории, в том числе эко! номического либерализма и монетаризма, понимание человека ограничено так называемым экономическим человеком. При этом человек считается одновременно и производителем, и по! требителем, сопоставляющим свои трудовые усилия с получа! емым вознаграждением и соответствующим образом определя! 29 ющим свое поведение в рамках выгоды. Все это действительно существует, но только как один из аспектов, срезов человека, более глубокого и многогранного. Марксистская политэкономия провозглашает человека глав! ной производительной силой общества и конечной целью разви! тия производства. Тезис возражений не вызывает, особенно если бы он был осуществлен в советской действительности. Но при этом остается невыясненным простой вопрос: работает ли человек для того, чтобы есть; ест ли он для того, чтобы работать; или и работа! ет, и ест, чтобы жить? Но если последнее, то в чем смысл этой жиз! ни заключается? Вопрос о смысле жизни имеет значение только для человека свободного, обладающего выбором из различных аль! тернатив. В реальной действительности люди скованы в одних сво! их проявлениях и более или менее свободны в других. В состоянии свободы и несвободы человека выделяются два качественных уровня. Первый уровень — материальный. Условия жизни чело! века на этом уровне могут колебаться от абсолютной несвободы (рабство, трудовые армии казарменного социализма, в том чис! ле в форме стройбатов и мест заключения) до полной свободы частного и группового предпринимательства и получения про! центов на накопленный капитал. Второй уровень — духовный. Он имеет свои подуровни, но от них мы в данном случае абстрагируемся. Здесь свобода и не! свобода определяются в зависимости от пробуждения в чело! веке индивидуального духовного начала, истинного Я. Степень понимания себя, других людей, окружающего мира является мерилом внутренней, духовной свободы человека. Внешним признаком такой свободы служит неподвластность догмам, сте! реотипам и предрассудкам. 1.2. Âíóòðåííÿÿ ñâîáîäà è òðóä Казалось бы, второй уровень свободы является предметом исключительно философии, но не экономики. Однако это не так. Как материальная свобода и несвобода, так и духовная в жизни 30 людей постоянно переплетаются. Соответственно переплета/ ются материальные и духовные стимулы к труду. Что заставляет трудиться работников современного циви! лизованного общества? Согласно многочисленным социологичес! ким опросам в странах Запада люди выдвигают два основных требования к работе. Во!первых, чтобы она нравилась или, по крайней мере, не угнетала. Во!вторых, вознаграждение за труд должно обеспечивать соответствующий стандарт жизненного уровня. При этом сама по себе номинальная величина заработ! ной платы не играет принципиальной роли. Деньги расценива! ются лишь как средство для приобретения благ. Иными слова! ми, работника интересуют не деньги, а тот набор благ, которые он может на них приобрести. Иной подход пыталась реализовать административно!бю! рократическая система в Советской стране. Бюрократы от эко! номики в течение десятилетий пытались разработать шкалу заработной платы и премий в зависимости от достижения тех или иных плановых показателей. Стимулирование труда мыс! лилось при помощи обесценивающихся рублей вплоть до того, что за них уже мало что можно было купить. Достойный чело! века уровень жизнесуществования, обеспечение жизненного стандарта, необходимого для воспроизводства квалифицирован! ного работника, во внимание не принимаются до сих пор. Выда! ющиеся советские специалисты при условии эффективной че! стной работы по государственным ставкам заработной платы, налогам, ценам не способны были даже отдаленно приблизить! ся к минимальному жизненному стандарту заурядного работ! ника в странах Запада. Однако как в нашей стране, так и в странах Запада есть немало людей, для которых нажива, увеличение денег и других богатств превращаются в жизненную доминанту. Здесь налицо частный случай еще одного, третьего стимула трудовой актив! ности. Человеку свойственна потребность занимать то илииное место в системе взаимоотношений людей. Общественное при! 31 знание, слава, почет, уважение, с одной стороны, возможность проявлять власть и произвол, с другой, — это внешние призна! ки занятия определенного места в иерархии общественных отношений. 1.3. Ñîöèàëüíàÿ íîîñôåðà Система взаимоотношений людей внешне проявляется в их материальных действиях, статусе, потреблении и т. п. Но в сво! ей внутренней природе эта система охватывает связи между психикой людей, их индивидуальным сознанием, другими сло! вами, принадлежит психическому миру или ноосфере планеты. Человек, даже лишенный своего физического тела, способен существовать в ноосфере, будучи облачен в более тонкие тела (эфирное, астральное и т. д.). Через ноосферу происходит как взаимный обмен жизненными энергиями, так и вампиризация таких энергий одними людьми за счет ее поглощения у других. Борьба за место в ноосфере и за поглощение обращающих! ся в ней энергий происходит в двух основных формах: в процес! се выживания в трудных или экстремальных условиях; в игре (спорте), условия которой достаточно серьезно принимаются как участниками, так и болельщиками. Критерий серьезности — это бессознательная отдача своей жизненной энергии для игры, буд! то одни жокеи, а другие болельщики, делающие свои ставки на лошадей, проносящихся по ипподрому жизни. К сказанному добавим, что только отдельные выдающиеся индивидуальнос! ти могут поглощать жизненную энергию из космического океа! на жизни и не нуждаются в ноосфере для энергетического под! питывания своей психики. Сравним двух людей. Один увлечен наукой и большую часть своих жизненных сил отдает разработке определенной пробле! мы. Другой, будучи бизнесменом, обладает капиталом, который не истратить в течение тысячи лет при самом расточительном личном потреблении. Тем не менее все свои силы он тратит на увеличение своего капитала. Несмотря на существенные раз! личия, у обоих этих людей общим является то, что каждый из 32 них бессознательно стремится к облюбованной им ячейке в но/ осфере. Ученый ищет не только информацию, но и признание себя, своих усилий и результатов людьми, ценящими опреде! ленный тип информации. Бизнесмен накапливает свой капитал для расширения степени своего признания всеми теми, кто це! нит накопление капитала. Аналогичным образом спортсмен стремится своим резуль! татом добиться признания у конкурентов и болельщиков. Вся! кий спорт имеет смысл в условиях состязательности, при нали! чии большего или меньшего количества людей, задетых состяза! нием за живое. В противном случае будет иметь место самая обыч! ная физкультура. К спорту близка борьба за достижение власти, даже доходящая до войны. И в данном случае имеет место состя! зание за место в ноосфере. За порцию ее энергетики. 1.4. Òðè ñòèìóëà ê òðóäó Таким образом, выделяются три стимула к труду: 1) сам процесс труда при условии, если он носит творческий характер и раскрывает внутренние потенции человека (в творчестве че! ловек поглощает жизненную силу непосредственно из Космо! са); 2) обеспечение определенного жизненного стандарта в ма! териальной жизни (освобождение от угнетения нуждой и дис! комфортом); 3) занятие соответствующего устремлениям лич! ности места в системе общественных отношений (в ноосфере, с учетом потребления обращающихся в ней жизненных энергий). Все означенные выше стимулы к труду у каждого конкрет! ного человека выражены далеко не в одинаковой степени и на! ходятся в той или иной комбинации. Кроме того, один вид сти! мула способен накладываться на другой. Например, человек очень часто приобретает дорогостоящие вещи не столько ради них самих, сколько ради признания своей личности людьми че! рез выставление напоказ престижных предметов потребления. Это позволяет утвердить себя в системе общественных отноше! ний, занять определенное место в ноосфере. 33 1.5. Èíôîðìàöèÿ è òðóä Только индустриальные страны Запада, в известной мере некоторые новоиндустриальные страны (Южная Корея, Тай! вань, Сингапур) приближаются к обеспечению благосостояния подавляющего большинства населения. В них вызревает тен/ денция кардинального изменения стимулов к труду и жизне/ деятельности при переходе от индустриальной стадии разви! тия производительных сил к информационной. В информационном обществе доля труда в сфере матери/ ального производства станет ничтожно мала. Преобладание автоматизированной техники вероятно не только в производ! стве, но и в сфере потребительских услуг. Главной ценностью в таком обществе становится информация. Наиболее произ! водительным и пользующимся наибольшим общественным при! знанием выступает труд по производству новой информации, понимаемой в самом широком смысле слова — от научного от! крытия до произведения искусства. Однако труд в сфере ин! формации в сравнении с трудом в сфере материального произ! водства помимо прочего имеет одно принципиальное отличие. Вследствие легкости копирования новой информации обще/ ственно полезной признается лишь такая, которая превышает уже имеющиеся мировые стандарты. Информация второй, третьей и других категорий никому не нужна. Напротив, мате! риальные предметы воспроизводятся и в своих худших каче! ствах — на всех самого лучшего не хватит. Поэтому в матери/ альном производстве и сфере потребительских услуг находят применение относительно худшие работники. Не так в сфе/ ре производства информации. Лишь относительно небольшая доля трудоспособного населения способна производить ее на должном уровне. Ведь существенные различия в способностях людей, их талантах остаются всегда. В итоге развитым индуст! риальным странам в будущем предстоит преодолеть кризис, связанный как с избыточностью большей части трудоспособ/ ного населения по сравнению с потребностями общества в ре! зультатах ее труда, так и с проблемой смысла жизнесуще/ ствования, свободного времяпровождения миллионов людей. 34 В народной поговорке давно подмечено, что голод лечится зна! чительно легче сытости, для этого достаточно куска хлеба. 1.6. Äóõîâíûé êðèçèñ ÷åëîâå÷åñêîé öèâèëèçàöèè è åãî ïðåîäîëåíèå Назревающий духовный кризис человеческой цивилизации может быть преодолен только на основе качественного прорыва людей в сферу духа, установления сознательного контакта с другими мирами и сферами существования путем овладения передвижением в многомерных пространствах, одним из изме! рений которых является время. Симптомом такого передвиже! ния являются летающие тарелки, представляющие, по убеж! дению академика В. Казначеева, вовсе не жителей далеких пла! нет, но существ, проникающих к нам из другого пространства и времени, пронизывающего наше. Традиционные религии, учившие о контактах с иными ми! рами, основывались на вере, несовместимой с сознательным, творческим проникновением в глубины мироздания. Именно несовместимость информационного общества с традицион/ ной духовной культурой, основанной на вере, является пред/ дверием кризиса цивилизации. Она неизбежно стоит перед дилеммой: впасть в духовное разложение изнутри или уста/ новить сознательный контакт с более высокими мирами и более высокими существами, чем человек, не опираясь при этом на внесознательную веру. Последнее может быть определено как переход от информационного общества к обществу духов/ но/психологическому. Духовно!психологическая культура дол! жна стать ведущей сферой человеческой деятельности. Говоря о переходе человеческого общества от индустриаль! ной стадии развития к информационной (постиндустриальной), от нее — к духовно!психологической 1 , нужно иметь в виду, что 1 В известном смысле эта стадия может рассматриваться так же, как информационная, но только с качественным различием: информация цен! трируется не на индустрии и не на ее обслуживании, а на просыпающем! ся от спячки человеческом духе — внутреннем выражении его бессмерт! ной индивидуальности, качественно идентичной Богу. 35 индустрия и информационное обслуживание не отбрасывают/ ся, но лишь преобразуются и отходят как бы на второй план. Человек, достигший полного материального благополучия и комфорта, стоит перед выбором из трех жизненных альтер/ натив. Одна из них — впасть в духовное, психическое, а затем и физическое разложение. Другая альтернатива — сознатель! но прорваться в высшие миры. На третьей нужно остановиться особо. Люди могут стремиться занять высокое место в иерархии ноосферы не за счет творческого продуктивного труда и при! знания его результатов другими людьми, но путем достижения власти, приобретаемой всеми средствами без разбора, начиная от грубого насилия и произвола и кончая интригами, подлостью и обманом. Именно такие люди становятся источником войн, общественных потрясений, массового террора. Если в обществе будущего основная масса людей сможет достичь уровня полного материального благосостояния и ком! форта, то в прошлой человеческой истории этого уровня дости! гали лишь представители элиты. И на протяжении веков они либо разлагались в праздности, разврате, пьянстве, либо на! правляли свои усилия в сферу духа, мистики, религии, либо отдавались инстинкту властолюбия. Нередко в одном и том же человеке сочетались все три означенных выше тенденции. Но если в прошлом борьба за власть приводила к массовым жертвам, лютой эксплуатации трудящихся, грабительским вой! нам и т. п., то в современном и будущем обществах инстинкт властолюбия, получивший в свое распоряжение ядерную энер! гию, биотехнологию, индустрию, способную вызвать экологичес! кую катастрофу общепланетного масштаба, может привести все человечество к гибели. Если страны Запада начинают бороться с экологическим кризисом, то этого нельзя сказать о развивающихся странах. Но ведь экология Земли общая для всех. Отрицание индивидуального бессмертия и возможности сознательной связи людей с иными мирами делает жизнь чело! 36 века бессмысленной. При этом жизнь человечества замыкается сама в себе. Такая самозамкнутость становится почти полной в условиях тотального материализма, но она имеет место в чело! веческой истории и в условиях выхолащивания живой сущнос! ти религий, когда они центрируются на оторванном от людей фетише и используются в эгоистических интересах сильных мира сего. 1.7. Ñèñòåìà ÷åòûðåõ êàñò Как это ни покажется странным, но система четырех каст существует в любом более или менее развитом человеческом обществе. Такое деление на касты приобретает реакционный характер именно в условиях самозамкнутого общества. Вспомним систему каст Индии. Первоначально она возник! ла под импульсом высших цивилизаций, которым доступно пе! ремещение не только в пространстве, но и во времени. Система каст основывалась на идее космической эволюции и перевопло! щении живого существа, восходящего от одного уровня духовно! го развития к другому, более высокому. Идея исходного и конеч! ного равенства не только людей, но и всех живых существ соче! талась с идеей лестницы космической эволюции, иерархии жи! вых существ на основе различия уровней их духовного развития. Для каждой касты в Индии существовало свое внутреннее при! звание (дхарма). Исполняя его, человек переходил из одной кас! ты в другую, более высокую, чаще уже в своем следующем воп! лощении, но порой и на протяжении одной человеческой жизни. Призвание низшей касты (шудры) состояло в выработке духов! ного качества трудолюбия, прилежания. Следующая каста (вай/ шью) должна была развивать в себе предприимчивость, инициа! тиву, изобретательность. Сфера действия этой касты — торгов! ля, коммерция, предпринимательство и т. п. Каста воинов и пра/ вителей (кшатрии) видела свое назначение в служении высшим идеалам, в жертвовании собой ради их воплощения в окружаю! щей жизни. И наконец, высшая каста жрецов (брамины), не имея прямой власти, управляла обществом через правителей и вои! 37 нов, способствуя восприятию ими идеалов и высших духовных истин. Духовная каста могла выполнять такую роль лишь при условии непосредственного контакта жрецов (браминов) с дру! гими, более высокими мирами, способности проникновения в мир духа, истины и любви. В дальнейшем потеря творческого огня, живого контакта с этим миром, догматизация и формализация духовных учений не позволили жрецам выполнять свое истинное предназначе! ние. В итоге они оказались ненужными правителям и воинам, которые стали опираться не на живые идеалы духа, а на соб/ ственную волю, быстро выродившуюся в произвол. Тем самым они стали воплощать в себе слепую силу. В такой ситуации ме! тодами комбинирования и хитросплетений каста купцов и пред/ принимателей захватывает реальную власть, используя мас/ ки жрецов, правителей, воинов. Политика сменяется полити/ канством. Внешне для поверхностного взгляда мало что изме! нилось — та же самая религия, те же самые касты. Но люди, их внутреннее ядро и устремления кардинально изменились. Падение общества на этом не останавливается. Политика! ны неизбежно раскалываются на группы, ведя ожесточенную борьбу за власть. При этом нужно помнить, что при сохранении внешних форм каст браминов и кшатриев они, по существу, уже исчезли, остались лишь единичные люди, уже не составляющие социального слоя. При четырех формальных кастах в обществе сохранились лишь две: вайшью, правящие под маской трех выс! ших каст, и лишенные всяких прав шудры. В такой ситуации часть политиканов, наиболее деградировавшая в плане нрав/ ственности, вступает в коалицию с наиболее темной, отста/ лой частью шудр, с тем чтобы, опираясь на нее, обеспечить себе монополию власти. Именно так открывается запретная дверь в мир хаоса, проглатывающего общество, до этого впад! шее в процесс разложения. Сравним описанную выше модель древних обществ, кото! рую можно при внимательном изучении наблюдать у многих народов, с современным человеческим обществом. Если не об/ 38 манываться масками, мы найдем полную аналогию. Так, возьмем современное демократическое общество, где все пользуются одинаковыми гражданскими правами, равны перед законом, на равных условиях избирают правительство. В то же время внутри этого общества мы видим четыре основополагаю! щие касты. Во!первых, слой, формирующий духовную культу! ру общества, его ментальность (ученые, деятели культуры). Во! вторых, аппарат управления и профессиональные военные. В! третьих, предприниматели, бизнесмены. В!четвертых, различ! ные категории работников, начиная от серых и белых воротнич! ков и кончая ремесленниками и фермерами. Однако в сравнении с известными историкам древности об! ществами новая система каст имеет существенные отличия: она не оформлена законом; люди, принадлежащие разным кас! там, имеют одинаковые конституционные права; массовым яв! лением стал переход людей из одной касты в другую; в рамках одной семьи ее члены принадлежат к разным кастам; один и тот же человек может диверсифицировать свою личную и соци! альную активность и потому одновременно принадлежать к не! скольким кастам; кастовость возникает не сверху, а образует! ся, естественно, снизу. Деление общества на касты, оформленное законом, тради! цией, официальной идеологией или без оных, являет собой прин/ ципиально иной принцип классификации общества, чем его подразделение на классы и социальные группы. Первое исходит из полюса духа. Духовное начало инспи! рирует психическую структуру человека, стиль его поведения, жизненное целеполагание, настрой на тот или иной вид труда, определяет характер личной, социальной активности. Вторая классификация исходит из полюса объективной материальной действительности, выделяя такие принципиальные призна! ки, как отношение к власти и средствам производства, способ и формы присвоения общественного богатства. В принципе обе классификации имеют право на жизнь, по! скольку в конкретных людях может преобладать как полюс 39 духа, так и полюс окружающих их материальных условий. Одни люди активно творят свою жизнь, другие пассивно следуют за обстоятельствами. Часто один и тот же человек активен в одних гранях своей личности и пассивен в других. На протяжении че! ловеческой истории в ее разные периоды также может преоб! ладать полюс духа или материи, соответственно, на централь! ный план выдвигается та или иная классификация, хотя обе они присутствуют одновременно. Социология выделяет различные социальные группы и под! группы, которые как бы пронизывают собой касты и классы. Например, женщины, молодежь, пенсионеры, национальности, этнические образования и т. п. Нужно обратить внимание на еще одну классификацию, касающуюся социально!психологического типа работника. |