И. К. Ларионов д э. н., профессор, заслуженный деятель науки рф
Скачать 7.92 Mb.
|
Рис. 1.6. Структура духовной сущности человека, его индивидуального “Я” Духовная сущность человека проявляется посредством его информационно/энергетического организма, вокруг которого сгруппированы частицы физико!химического среза мирозда! ния, совокупность которых под воздействием духовной сущно! сти и информационно!энергетического организма образует фи/ зический организм человека. На основе взаимодействия духовной сущности человека (ДСЧ) и информационно/энергетического организма (ИЭО), облаченного в атомы и молекулы, в процессе контактов с вне! шним миром образуется психический мир человека, часть ко! торого освещается его сознанием. Назовем эту часть составом сознания. Весь остальной психический мир человека образует его подсознательное. За бессознательным скрыто не только подсознание, но и сверхсознание (рис. 1.7). Подсознание человека можно уподобить радиоприемнику. Настраивая его на нужную волну, можно получать соответству! ющую информацию. Человек может непосредственно считывать информацию из информационного мира (информационного сре! за мироздания) при условии соответствующей организации сво! его подсознания. Неупорядоченное, плохо организованное под! сознание улавливает преимущественно информационные шумы. 75 Получение, обработка, преобразование, генерирование ин! формации является сложным, многоуровневым процессом (рис. 1.8). При рассмотрении рис. 1.8 необходимо иметь в виду ниже! следующее. 1. Индивидуальное “Я”, обладающее волей, сознанием, жиз! несуществованием, непосредственно считывает информацию из информационного мира, однако при помощи (посредстве) мозга. 2. Мозг выполняет роль, аналогичную телефонной станции, соединяя абонента (сознание “Я”) с отдельным участком инфор! мационного (интеллектуального) мира (ноосферы). 3. Такое подключение производится через мысленное про! изнесение слов в определенных наборах. 4. После подключения сознание совершает прыжок по ин! формационному миру, а затем возвращается в мозг, после чего мысленное произнесение другого набора слов обеспечивает сле! дующий прыжок в мир мысли и т. д. 5. При глубоком сосредоточении на проблеме, хорошо изу! ченной человеком, его сознание пребывает в определенных уча! Рис. 1.7. Структура бессознательного 76 Рис. 1.8. Механизм мышления — получения, обработки, преобразования, генерирования информации (на уровне взаимодействия сознания и подсознания) стках информационного мира, активно взаимодействует с ними, при этом почти не прибегая к помощи мозга (вот почему при на! чале решения сложной проблемы интенсивность биотоков моз! га наибольшая, а по мере углубления в нее их интенсивность ослабевает). 6. Энергоинформационный мозг человека представляет со! бой аналог совершенного компьютера, превосходящий по своим параметрам все возможные компьютеры на электронных схе! мах. Энергоинформационный мозг (ЭИМ) — это совершенное 77 орудие познания, которым человек овладевает лишь постепен! но, ступенчато, по мере эволюции, которая может быть значи! тельно ускорена через соответствующий психотренинг. В идеа! ле мышление может осуществляться без мысленного произне! сения слов, без физического мозга (скрытый за ним ЭИМ не! уничтожим, поскольку за ним скрыт вечный образ человека, созданного по образу и подобию Бога), а сознание при этом не! посредственно считывает информацию из ноосферы. 7. Словесно!знаковое мышление, связанное с развитием че! ловеческой культуры и цивилизации, осуществляется при помо! щи языка, мысленного произнесения слов, с задействованием биологического мозга. Но за этим мышлением, по мере развития духовного начала и интеллектуального потенциала человека, по! степенно вызревает иной, более глубокий и эффективный тип мышления, без задействования биологического мозга и исполь! зования словесных формулировок и даже знаков или символов. Новый уровень мышления основан на смысловых идентифика/ циях, непосредственном считывании информации в ноосфере, осуществляется через раскрытие потенциала духовной сущ/ ности индивидуального “Я” при использовании энергоинформа/ ционного мозга — этого психического компьютера, полученного человеком в дар от высших сил мироздания (но его освоение тре! бует от человека напряженной и кропотливой работы). 8. В мышлении (познании, осознавании и т. п.) задействова! но не только сознание, в его взаимодействии с бессознательным, этим “покрывалом”, скрывающим мир информации, но и все индивидуальное “Я”, с его волей и жизнечувствованием (радо! стью — страданием). В принципе, информация не нужна, без! различна человеку, если она не связана с его целеустремленно! стью (волей, мотивом, целью и т. п.) и его жизнечувствованием. Абсолютное знание можно уподобить чистому экрану. И лишь воля в сочетании с жизнечувствованием видит на нем соответ! ствующие сцены из жизни. 9. Через целенаправленное использование хорошо органи! зованного подсознания человек может получать информацию и 78 готовые результаты мышления непосредственно. Например, человек может сосредоточенно посмотреть на большие масси! вы цифр, после чего его подсознание само совершит все необхо! димые математические действия и выдаст готовый ответ. В 60!е гг. Михаил Куни выступал с таким опытом. Зрители писа! ли мелом на 9 досках столбцы цифр. М. Куни бросал на каждую доску всего мгновенный взгляд, после чего писал сумму цифр. Его ответы проверялись подсчетом присутствующих и всегда оказы! вались верными. Иногда он из чувства юмора ошибался на одну единицу. Однако подобную работу подсознания (психического компьютера) не следует смешивать с интуицией. Через интуи! цию проявляется не подсознание, а сверхсознание. Заметим, что сверхсознание — это совсем не то, что превосходит сознание в качестве “луча прожектора”, исходящего из индивидуального “Я”, а то, что пребывает над уровнем обыденного существования человека, воплощенного в биологический организм. 10. В своей духовной сущности человек идентичен первоос! нове мироздания — Богу. Об этом говорится и в мировых религи! ях, в частности утверждается, что человек создан по образу и подобию Бога. То, что Бог постоянно присутствует в сознании че! ловека, отражено в таких фразах Евангелия: “Как долго ты был со Мной, и ты меня не узнал”, “И Он был в мире, и мир был с Ним, но мир его не узнал”. Христос учил о том, что верующий в Него должен идти за Ним, говоря о том, что Он одновременно и Сын Бога, и сын Человеческий. Следовать за Христом — значит де! лать его Дело. Вера без дел мертва. Христос учил: “Бог есть дух, и поклоняться ему надлежит в духе и истине”. “Хула на меня прощена будет, но хуле на Святой Дух нет прощения”, — гово! рит Христос. Уподобиться Христу — значит видеть в нем преж! де всего не внешний облик, а его истинное “Я”, пытаться раскрыть подобное “Я” в глубине своей сокровенной сущности. Ибо все мы одновременно и дети Бога, и дети человеческие. Говоря о духовной сущности человека, ее первостепенной значимости и роли, не следует забывать, что эта сущность дол! жна быть осознана, индивидуализирована на протяжении эво! 79 люции, человеку необходимо овладеть своим бессмертным об! разом, освоить свой психический компьютер. Кроме того, и это главное, каждому человеку необходимо раскрыть свой индиви! дуально!неповторимый, творчески!созидательный потенциал. Это возможно осуществить на протяжении очень долгого срока, измеряемого не физическим временем, а интенсивностью внут! ренних усилий. Духовные культуры Востока с глубокой древности учили о перевоплощении человеческой сущности во многие тела в про! цессе его эволюции. Раннее Христианство тоже признавало пе! ревоплощения, но затем церковь отказалась от этой идеи. Главное — это то, что человек призван раскрывать свой духовный, творческий, созидательный потенциал, но не абст! рактно, а в конкретных делах, на ниве высокоэффективной про! фессиональной деятельности, выбранной в соответствии со спо! собностями. В индивидуальном плане счастье человека состоит в рас! крытии его индивидуально!неповторимого, творчески!созида! тельного потенциала, аналогично тому, как Фауст у Гете хочет остановить мгновение в момент творчества. Во всех других жиз! ненных ситуациях, в которых Мефистофель удовлетворял все его желания, Фауст не захотел останавливать мгновение. И толь! ко творчество дало ему истинное счастье. В общественном плане высшее процветание человеческо! го сообщества окажется достигнутым тогда, когда все люди (или их большинство) будут заняты прежде всего раскрытием свое! го творческого, созидательного потенциала, соответственно, бу! дут распределены по рабочим местам и общественным ролям, которые в наибольшей степени способствуют этому. Подводя итоги рассмотрению многоуровневого состава че! ловека, прибегнем к помощи рис. 1.9. 2.3. Òèïû è óðîâíè ïîçíàíèÿ Объективно обусловленно существуют различные типы и уровни сознания. 80 Первый тип познания — осмысление. Такое познание при! суще лишь духовной сущности человека, его индивидуально! неповторимому “Я”. Это знание недоступно ни энергоинформа! ционному мозгу, ни тем более электронному компьютеру. Речь идет о живом, непосредственном знании, внутренне присуще! му индивидуальному “Я”, обладающему волей, сознанием, жиз! нечувствованием в их триединстве. Осмысление нельзя смеши! вать с информацией, отражением в сознании фактов мирозда! ния. Осмысление по своей сущности субъектно (не путать с субъективностью). Осмысление является результатом инди/ видуальной работы человека в области познания Истины. Ос/ мысление в принципе невозможно выразить вовне, оно невы/ разимо. Ни один человек не может передать другому свое ос! мысление знаний, информации и т. п.. Другому можно передать информацию, знания, но не их смысл. До смысла человек может дойти только сам. Внешне в этом может помочь аналогия, прит! ча, стечение обстоятельств, воздействие другой личности. Но, заметим, только помочь самому открыть смысл, но никак его не передать. Смысл скрыт за внутренней мистерией, его невозмож! но засекретить. Печать тайны можно наложить только на зна! ния, информацию, факты. Подлинное творчество в сфере по/ знания осуществляется на стезе смысла. Смысл не только не материален, но и не идеален, ибо он принадлежит Духу. Рис. 1.9. Многоуровневый состав человека 81 Все мироздание можно представить в виде голограммы, состоящей из совокупности нейтральных точек, причем каж! дая точка отражает в себе всю голограмму в целом. Каждая та! кая точка занята индивидуально неповторимым “Я”. Индиви! дуальное “Я” погружено в первооснову мироздания, оно непос! редственно сознает себя индивидуальным центром Абсолюта, жизнеощущает себя таковым и проявляет себя в соответствии с этим восприятием, хотя на начальных этапах эволюции эта духовная истина осознается индивидуальными центрами Бы! тия очень смутно, совсем не доходя до их ума. Осмысление чего/ либо — это соотнесение того или иного информационного кли/ ше с целостной первоосновой мироздания с позиции индиви/ дуального центра сознания = воления = жизнечувствования, принадлежащего по своей сущности к этой первооснове. Генерирование новых смыслов — эта функция принадле! жит только человеку (и Богу). Именно через генерирование но! вых смыслов осуществляется подлинное творчество в сфере познания. Это творчество недоступно никаким компьютерам, ни в виде биоинформационного мозга, ни тем более в виде элект! ронного механизма. Осмысление цельно, универсально, оно универсализирует информационные клише (совокупности битов информации, организованные в подсистемы и системы) с позиций (точки зре! ния) познающего индивида. Однако осмысление нельзя считать субъективным. Оно — синтез субъектности и объектности, осуществляемый индивидуально. Аналогичным образом подлинное знание относительно внешнего мира выражается не только в познании его универ! сальных, всеобщих законов, но и в осознании механизмов, спо! собов того, каким конкретно образом действие этих законов пре! ломляется в конкретной ситуации. Истина конкретна, а ее практическая значимость выражается золотым правилом: нужное действие, в нужном месте, в нужное время. Здесь на! блюдается синтез всеобщности и конкретности в области внеш! него, экстравертного знания. Аналогичным образом во внутрен! 82 нем, интравертном знании осмысление осуществляется через синтез субъектности и объектности. Итак, осмысление по своей сущности духовно цельно, уни! версально. Эта цельность, универсальность выражается в ин! формационном мире и процессе его познания в виде системнос/ ти, системном подходе, системном анализе и т. п. Второй тип познания — поиск, восприятие, обработка, сис! тематизация информации, принадлежащей, как уже отмечалось ранее, к определенному срезу Бытия (информационному миру). Информация — это именно информация и ничто другое. Ин! формацию нельзя отождествлять с ее записью в виде знаков, оформлением в словесном виде. Информация, даже не будучи записана на каком!либо материально!вещественном носителе (книга, электронная запись в компьютере, кодирование через ге! нетические структуры и т. п.), существует объективно, пребыва! ет в мире информации. Информация может быть выражена в зна! ковой или словесной форме, но может быть и не выражена. Третий тип познания — это изучение различного рода ин/ формации, облаченной в словесно/знаковую форму. Это именно тот тип знания, с которым сталкиваются люди в процессе обу! чения профессиональной деятельности. Первый и второй типы познания присутствуют внутри третьего типа, они как бы по! крыты им в виде внешней оболочки. Познание различается не только по типам, но и по уровням. Первый, поверхностный, уровень познания назовем уров/ нем очевидности. За этим уровнем пребывают другие уровни познания, каж! дый последующий из них более глубокий, фундаментальный, чем предыдущий. Например, изучается организм человека на уровне способ! ности бегать, прыгать, поднимать тяжести определенного веса, различать цвета и звуки и т. п. Это первый, поверхностный уро! вень. На втором, более глубоком, уровне изучается физиологи организма. 83 На третьем уровне исследуются физико!химические про! цессы в организме. На четвертом — генетические коды организма. На пятом — энергоинформационный “двойник” физичес! кого организма. Этот “двойник” (эфирное, астральное тела) не содержит в себе ни малейшей частицы вещества и не может быть воспринят техническими приемами. Данный уровень доступен лишь экстрасенсорным способностям человека, носящим врож! денный характер и могущим быть усиленными путем соответ! ствующего психотренинга. Наконец, на шестом уровне познается духовный первооб! раз человеческого организма. Здесь не поможет даже экстра! сенсорная чувствительность. Ведь духовное познается только духовным. На этом уровне познавать может лишь осознавшее себя в качестве духовного центра мироздания индивидуальное “Я” человека. Число уровней познания различно по отношению к каждо! му предмету изучения, определяясь сущностью и природой это! го предмета. Применительно к любому предмету изучения всегда выде! ляются как минимум два уровня: – уровень поверхностный; – уровень сущности, который в зависимости от характера изучаемого предмета может состоять, в свою очередь, из не! скольких уровней. Допустим, изучается какая!либо производственная фирма в качестве социального организма. Изучение этой фирмы как таковой относится к поверхностному уровню познания. Следующий уровень изучения — уровень сущности — это исследование законов и механизмов организации людей как та! ковой, с выяснением ее специфики в области производственной деятельности. Уровень сущности всегда представлен законами и законо! мерностями, определяющими характер развития сущностных процессов, а также механизмами, посредством которых сущно! 84 стные процессы проявляются на поверхностном уровне явле! ний, что может быть представлено рис. 1.10. Рис. 1.10. Познавательные уровни сущности и поверхности, законы и закономерности, механизмы их проявления Рис. 1.10 может быть конкретизирован с учетом взаимодей! ствия изучаемого предмета с его внешней средой (рис. 1.11). Рис. 1.11. Познавательные уровни поверхности и сущности изучае! мого предмета с учетом его взаимодействия с внешней средой 85 Познание жизнесуществования или функционирования изучаемого предмета, будь то человек, объект природы или со! циальный организм на уровне сущности, с выяснением совокуп! ности соответствующих законов и закономерностей и присущих им механизмов проявления, может быть осуществлено только на системной основе, чему соответствует системный метод ис! следования, основанный на свойственных ему принципах, ко! торые сводятся к нижеследующим. 1. Изучаемый предмет рассматривается как система, т. е. структурируемая совокупность сущностных элементов, обра! зующих в единстве данный предмет. 2. Предмет!система исследуется в динамике, через взаи! модействие его сущностных внутренних элементов как друг с другом, так и с сущностными процессами, протекающими в его внешней среде. 3. Совокупность законов и закономерностей, определяющих внутреннее жизнесуществование или функционирование пред! мета, а также его развитие, берется в качестве системы. 4. Совокупность законов и закономерностей, определяющих сущностное взаимодействие предмета и внешней среды, также принимается во внимание как система. 5. Механизм проявления законов и закономерностей, опре! деляющих внутреннее жизнесуществование или функциониро! вание предмета, его развитие, раскрывается в виде системы. 6. Механизм проявления законов и закономерностей, опре! деляющих сущностное взаимодействие предмета и внешней среды, исследуется как система. Системный подход к исследованию предмета (или пробле/ мы) помимо прочего, в том числе и вышеизложенного, предпо/ лагает объединение в единую систему ряда приемов (способов) познания. Такие приемы (способы), наиболее актуальные для познания социальных процессов и явлений, хотя их примене! ние и выходит далеко за рамки познания социальной сферы, рассматриваются в последующем разделе. |