И. К. Ларионов д э. н., профессор, заслуженный деятель науки рф
Скачать 7.92 Mb.
|
обратных и сетевых связей Прямой связи соответствует причинно!следственная связь в человеческом познании. Прямое воздействие одного предмета на другой вызывает обратную реакцию со стороны последнего — это отражено в принципе обратной связи, который был впервые сформулиро! ван в кибернетике, а затем стал использоваться во всех науках без исключения. Разрастание прямых и обратных связей, их взаимное на! ложение друг на друга образуют сети связей, которые также взаимно проникают друг в друга, образуя все более сложные связи, все более высокого порядка. В реальной действительности имеет место именно сетевое взаимодействие причин и следствий, при том что следствия пре! вращаются в причины, а причины — в следствия и обратно. Че! ловек, начиная познавать сетевые связи, не может сразу вос! принять их как целое, он сначала находит одну связь — пря! мую, потом другую — обратную и т. д., а когда прямых и обрат! ных связей выделено достаточно большое число, то они уже на! чинают (в познании) складываться в сети. Однако слишком боль! 96 шое число сетевых связей в виде их единого массива, без их дол! жной организации в систему, неудобоваримо для человеческо! го познания, они не способствуют ни должному познанию пред! мета обучения, ни выработке эффективного алгоритма поведе! ния. Чтобы адекватно познать предмет изучения и найти в от! ношении него такое поведение, которое приведет к успеху, вы! явленную совокупность сетевых связей необходимо должным образом организовать, на что и нацелен нижеследующий метод познания. 8. В сетях выделяются уровни иерархии, в пределах каждого из этих уровней сети структурируются, при этом в сетях связей выделяются наиболее ведущие звенья в сетях связей Ранее мы различали только два уровня иерархии — уровень явлений и уровень сущности. Однако уровень сущности разде/ ляется на несколько иерархических уровней, причем каждый более глубокий уровень относится к более поверхностному уров! ню аналогично тому, как причина соотносится со следствием. Сетевые связи структурируются на каждом уровне иерархии. Кроме того, структурируются сетевые взаимодей! ствия между уровнями иерархии. Выделение ведущих звеньев в сетевых связях аналогично нахождению в них нейтральных точек, как разрушительных, так и созидательных. Изложенное выше можно представить на рис. 1.12. 9. Непосредственное восприятие себя, других людей, окружающего мира, использование в познании не только логического мышления и практического эксперимента, но и интуиции, а также непосредственного созерцания истины на уровне сущности Экономические системы имеют дело прежде всего с людь! ми, а с вещами — лишь в той мере, в какой они служат точка/ ми пересечения отношений людей и их действий (собственно вещи на уровне первосущности и являются такими точками пе! ресечения отношений между глубинными сущностями живых существ). 97 Глубоко понимать себя, других людей, отношения между ними и их отношения к окружающему миру невозможно, опи! раясь только на логику, тем более только формальную (она ка! чественно ниже логики диалектической), необходимо непосред! ственное восприятие себя, других людей, окружающего мира, умение слушать голос интуиции, развитие способности вести с ней диалог. Все эти качества познания могут быть даны человеку как дар, видимо, он может их развить также сам из тех зерен, кото! рые уже присутствуют в его сущности. Никакое обучение в ву! зах, аспирантурах, у научных руководителей и т. д. этих качеств дать не может. Ведь то, что может раскрыться изнутри, не при! ходить извне. Высшим достижением внутреннего знания является непос/ редственное созерцание истины на уровне сущности. Такое созерцание не следует смешивать с созерцанием на уровне яв! лений, хотя нередко, созерцая явления (особенно в природе), человек своей интуицией проникает в скрытую за ними сущ! ность. Данные интуиции, созерцания сущности не следует проти! вопоставлять выводам, вытекающим из логического мышления, все они при их разумном применении не противоречат, а взаи! модополняют друг друга, поскольку они направлены на разные уровни и грани единой реальности. Рис. 1.12. Уровни, структуры и ведущие звенья (нейтральные точки) сетевых связей 98 Уровни познания можно изобразить в виде следующей шкалы: Наблюдение явлений Формальная логика Диалектическая логика Системное мышление Интуиция Созерцание на уровне сущности Углубление созерцания по уровням сущности, вплоть до первосущности 10. Практика является критерием разумного поведения, основой которого является адекватное понимание истины Принято считать, что практика является критерием исти! ны, однако в самом глубинном смысле истиной является перво/ причина, а она коренится в себе самой, а не в чем!то ином, в том числе и не в практике, иначе это не первопричина. Одни на! зывают первопричину Богом, другие Абсолютом, третьи пер! воосновой мироздания и т. д. Первопричина пребывает на са! мом глубоком уровне сущности. На этом уровне истина сама в себе несет свою достоверность, если она требует доказательств (поддержки, опоры) в чем!то другом, то это не истина. Истины на менее глубинных уровнях критерием имеют не практику, а истины на более глубоких уровнях. Сказанное не означает, что не следует прибегать к доказательствам тех или иных утверж! дений. Доказательства, основанные на логике, во многих случа! ях необходимы. Однако всякая логика основана на аксиомах. А вот уже в отношении аксиом необходимы другие приемы по! знания, а именно интуиция и непосредственное созерцание сущности. 99 11. Необходимо различать познание объектов исследования, могущее быть выраженным вовне для других людей, и постижение скрытого за ними смысла, которое всегда остается в глубине человека и если может быть предано другому, то только чисто внутренне, минуя какое=либо внешнее выражение (слова, знаки и т. д.) Внешнее знание, т. е. знание о внешних объектах и внешних соотношениях между ними, развертывается в виде информа! ционного потока, текущего между двумя полюсами — конкрет/ ным (отдельным явлением, предметом) и общим (тем одинако! вым, что содержится во многих явлениях, предметах). Внутреннее знание, т. е. знание смысла (смысла сущнос! тей и смысла явлений), раскрывается в виде смыслового пото/ ка, текущего между двумя полюсами — индивидуальным (ин! дивидуально!неповторимым, истинным “Я”) и универсальным (сущностью, единением всех индивидуально!неповторимых, истинных “Я”, которое суть Любовь и Бог). В Евангелии сказано: “Не познавший Любви не познал Бога, потому что Бог есть Любовь”; “Имеющий все знание и власть, так что и горы могущий увидеть, но не имеющий Любви, ничего не имеет”. Эти утверждения являются выражением смысла, раскрываемого в глубине сокровенной сущности человека. А вот, что говорит наука в лице современной физики. Все частицы Вселенной связаны внутри себя в единое целое, взаи! модействие между ними осуществляется вне пространства и времени, иначе говоря в мгновение, остановившееся в вечности. Как видим, внутреннее духовное знание и знание объекти! вированной науки не противоречат друг другу, а взаимно до! полняются. 12. Все свои симпатии и антипатии, привычки, предрасположенности притяжения и отталкивания, которые на идивидуально=конкретный манер свойственны каждому человеку, должны быть отброшены, иначе говоря необходимо подняться над ними, только тогда возможно познание, адекватное истине Если отбросить все субъективное, то как после этого воз! можно, вообще, познание, что будет двигать познавательный 100 процесс, к чему он будет стремиться, зачем, вообще, нужно тог! да познавать? Ведь чисто нейтральное познание невозможно, в абсолютном свете ничего невозможно различить, так же как и в абсолютной тьме, только сочетание, игра света и тени дает кар! тины, доступные восприятию. Все это так. Однако у познающе! го должна быть линия познания, конкретизируемая сначала на цели (проблемы), а потом и на задачи (вопросы). При отбрасы! вании всего субъективного линия познания сохраняется. Само познание осуществляется через выявление сети соотношений между линией познающего субъекта и линией предмета (или объекта) познания. 13. Истинный ученый, мудрец в подлинном смысле этого слова, должен быть полностью открытым для познания истины и формы ее проявления Истина может явиться в самых неожиданных видах и фор! мах, причем далеко не авторитетных. Величайший мудрец, по! терявший способность учиться у непосредственного ребенка, перестает быть мудрецом, превращаясь в самовлюбленного кре! тина. “Будьте, как дети, иначе не войдете в Царство Небесное”. Истина является таким царством, а такое царство — Истиной. “И познайте Истину, и Истина сделает Вас свободными”, — го! ворит нам Евангелие. 14. Необходимо распознавать методы обмана, использованные в построении теории, ходячих рассуждений и т. п. Многие научные и популярные теории, ряд произведений литературы и искусства созданы не из миссии поисков истины и раскрытия творчески!созидательного потенциала человека, а для социального зомбирования людей в определенном русле с эгоистически корыстными целями. Человек, адекватно познающий себя, других людей и ок! ружающий мир, действует исходя из собственных интере/ сов. Те учение, которые помогают людям адекватно познавать мир, не ждут и не могут ожидать того, чтобы люди перестали действовать исходя из собственных интересов и стали действо! вать из чужих интересов. Напротив, эгоистичные корыстные 101 люди, стремящиеся к тому, чтобы другие люди действовали в их корыстных целях, а не их собственных, пытаются дезориен! тировать окружающих людей, привить им искаженное миро! воззрение, ложные ценности и понятия. После окончания Вто! рой мировой войны Дж. Ф. Даллес, выступая в Конгрессе США, откровенно говорил о том, что народу СССР нужно прививать ложные ценности с целью завоевания нашей страны изнутри. На дезинформацию общественного сознания народонаселения Советского Союза США за годы холодной войны потратили око! ло 1 трлн долларов и добились желаемого для них результата. Правители великой державы с согласия значительной части населения добровольно сдали американцам львиную долю гео! стратегических позиций, народ подвергся экономическому ге! ноциду (население ежегодно сокращается на 1 млн человек, средняя продолжительность жизни упала на 10 лет), люди тру! дятся за многократно сниженную зарплату, все наиболее цен! ное вывозится за рубеж, а значительная часть вырученных при этом денег оседает в зарубежных банках. На протяжении веков сложилась целая наука и культура обмана людей, в том числе и мировоззренческого, и ценностно! го. Прививая людям ложное мировоззрение и ложные ценнос! ти, корыстные люди, образующие правящие элиты с отрица! тельным знаком, осуществляют управление массами людей, в том числе целыми странами и их населением, в своих эгоисти! ческих целях, в том числе и стратегического порядка. Как действует на человека обман, свидетельствует следу! ющее высказывание В.А. Шмакова: “Дайте человеку нож и ска! жите — убей другого. Он содрогнется и откажется. Но скажите ему же, что надо убивать ради неких высоких целей — он убьет сотни и тысячи”. Многие войны, а межэтнические и межрелигиозные все без исключения, оказались развязанными только в результате со! знательного обмана, методично внедряемого в сознание людей. Необходимо системное изучение теории и практики миро! воззренческого и ценностного обмана не с целью его осуществ! 102 ления, а для того, чтобы не попадать в его сети и помогать дру! гим людям не поддаваться обману и освобождаться из его пут. Здесь накоплена значительная масса информации, которая подлежит осмыслению и обработке, в том числе в виде произве! дений художественной литературы. Например, в “Фаусте” Гете Мефистофель рекомендует все знания разделять на отдельные части, не занимаясь тем, как эти части сложить в единую систе! му. Именно по этому пути пошло развитие науки на протяже! нии последних столетий. И только в XX в. родилась кибернети! ка как робкая попытка системного познания на механическом уровне. Тот же Мефистофель рекомендует на каждую пробле! му навешивать ярлык (давать определения в наше время). Яр! лыки создают иллюзию знания, и путь познания останавлива! ется. 15. Человек идет не от заблуждения к истине, а от меньшей истины к большей истине Во всяком знании (теории, концепции) содержится доля истины, смешенная с заблуждениями. Даже в заведомо ложных учениях, распространяемых с корыстными целями, содержит! ся доля истины, иначе бы их никто не принял. Но в них доля ис! тины выполняет роль наживки на крючке лжи. Заглатывая та! кие доли истины, смешанные с ложью, человек погружается в пучину лжи, потому что в этом смешении преобладает ложь, если же преобладает истина, хотя и смешанная с заблуждения! ми, она сама будет вытеснять их как чуждые ей элементы, со! ответственно, человек станет продвигаться от меньшей истины к большей. 16. Продвижение по пути познания осуществляется так, что человек сначала познает какую=либо истину пассивно, потом активно, активное познание одновременно содержит в себе нишу для восприятия, пока пассивного, истины более высокого порядка, после чего эта более высокая истина воспринимается активно и т. д. Такое познание можно уподобить лазанию по канату, когда чередуются движения левой и правой рук. 103 Представим, что человек пассивно познал некую истину. Затем он начинает ее структурировать, вычленяя в ней элемен! ты, находить соотношения между ними и т. д. Такое структури! рование означает уже активное познание этой же истины. Те! перь человек не только знает ее, но и способен активно выра! зить вовне в действиях или передаче другим людям. Но человек при этом еще не осознал саму свою активность, при помощи которой он активно познал истину. Как только он осознал в дос! таточной степени не только эту активность, но и механизм ее действия, он тем самым пассивно познает эту новую активность. После этого все продолжается по этому же циклу без каких!либо ограничений. Цикл остается тот же самый, изменяются запол! няющие его истины. 17. Различие психологических типов людей (в частности по созвездиям, годам животных и т. д.) неизбежно сказывается на тональности процесса познания, его последовательности, превалировании отдельных методов и приемов, но оно не должно сказываться на эффективности познания истины, если человек искренне ищет ее, а не имитирует мыслительный процесс на базе внушенных ему ложных ценностей, стереотипов складывания отдельных мыслей Различия в методах, последовательности, интенсивности познания зависят прежде всего от пола — мужчина или жен! щина. Причем это различие существует не только в физичес! ком теле, но и в духе, в истинном индивидуальном “я”, которое либо мужчина, либо женщина. Согласно примитивизации со сто! роны многих теософов концепции перевоплощения человечес! ких душ во многие тела, встречаются утверждения, будто одни и те же индивидуальности попеременно воплощаются в тела мужчин и женщин для приобретения разного опыта. Однако такое имеет место не как система, а как патология, когда мужс! кое “я” воплотилось в тело женщины и обратно. В нормальных условиях мужскому “я” соответствует тело мужчины, а женс! кому “я” — тело женщины. Отрицание полярности (+ и –) в цар! 104 стве индивидуальностей обедняет это царство, сводит его на уровень пустой абстракции. Такое отрицание означает также отрицание духовного характера Любви мужчины и женщины, сводя их любовь лишь к сексу, открывая дорогу для всевозмож! ных извращений на почве пола. В их основе лежит отрицание пола в сфере духа. Созвездие, в котором рожден человек, его год, наследствен! ность родителей, условия жизни, духовный и кармический по! тенциал, накопленный в периоды существования до рождения в данном физическом теле, все это вместе взятое самим суще! ственным образом оказывает влияние на те тональности, в ко! торых человек познает себя, других людей и мир в целом. Помимо тональностей познания существуют уровни по/ знания. Уровень познания человека определяется уровнем его внутреннего развития. Уровень развития человека в сфере познания определяет! ся тем, на какой уровень сущности явлений способно проник! нуть его сознание и свободно оперировать на нем (см. схему сущ! ностных уровней познания). 18. Существующие во множестве методы познания, применяемые в тех или иных науках, используемые также и в изучении экономических систем и управления ими, должны корректироваться и видоизменяться в соответствии с ее спецификой В данном случае имеются в виду приемы и методы матема! тики, статистики, социологических исследований и др. 19. Необходимо сочетание логического и исторического подходов к экономическим системам и управлению ими Принято считать, что последовательности логического и исторического развития совпадают, но только логического яв! ляет собой очищенное от случайного и второстепенного истори! ческое. С такой позицией вполне можно согласиться, но с неко! торыми уточнениями. 105 Во!первых, логическое должно быть адекватным последо! вательности внутреннего развития сущностных элементов, структур, процессов. Во!вторых, само историческое развитие должно восприни! маться возможно ближе к тому, что на самом деле имело место, а не было тенденциозно искажено или придумано. В!третьих, развитие осуществляется не по кругу, а по спи! рали, когда происходит периодическое возвращение к ситуаци! ям, уже имевшим место в прошлом, но с привнесением к ним нового качества, причем существенного порядка (а не только новых форм проявления). В!четвертых, исторический подход к исследованию соци! ально!экономических процессов должен быть продлен в буду! щее путем прогнозирования возможных сценариев их дальней! шего развития. |