И. К. Ларионов д э. н., профессор, заслуженный деятель науки рф
Скачать 7.92 Mb.
|
2.4. Ìåòîäû ñèñòåìíîãî ïîçíàíèÿ, íàèáîëåå àêòóàëüíûå äëÿ ýêîíîìè÷åñêèõ ñèñòåì Каждая отрасль знания, выступающая как в виде науки, так и учебной дисциплины, имеет присущую ей методологию познания, которая представляет собой динамичную систему методов изучения предмета отрасли знания, который охва! тывает определенную совокупность объектов изучения. Напри! мер, предметом исследования может быть управление органи! заций, а его объектом — конкретная организация, допустим фирма, или некоторое число фирм, обладающих определенной общностью. Все методы познания любой отрасли знания без исключе! ния подразделяются на три большие группы: 1. Всеобщие методы, присущие каждой отрасли знания без исключения (системный подход, метод научной абстракции, ди! алектический метод, единство логического и исторического и др.). 2. Особенные методы, свойственные определенной группе отрасли знания, в частности экономическим отраслям знания, экономическим или социологическим наукам, когда, например, в экономических науках применяются методы экономической статистики, а в социологических — методы социологических опросов. 3. Единичные методы, характерные для отдельной отрасли знания. Приведенная выше классификация, как и многие другие во всевозможных отраслях знания, не носит жесткого характера. Кроме того, существуют отрасли знания на стыке двух и более наук, например политическая экономия (на стыке экономики и политики), социально!экономические науки (на стыке соци! альных и экономических наук). В разных отраслях знания час! то применяется определенный набор одних и тех же методов, однако роль и значение каждого из них существенно различа! ются в каждой науке. Ниже мы рассмотрим наиболее важные методы познания применительно к экономическим системам и управлению ими, 87 в том числе и стратегического порядка, не выделяя отдельно всеобщие, особенные и единичные методы познания, остановив! шись на наиболее важных для нашей отрасли знания методах. При этом нужно иметь в виду исключительную сложность экономических систем и управления ими, особенно в его стра! тегическом ракурсе. Для осуществления эффективного управления экономичес! кими системами, выработки оптимальной стратегии их разви! тия необходимо обладать глубокими познаниями, применяя при этом соответствующие методы исследования в области: 1) состояния общества на всех его уровнях, от семьи до че! ловеческого сообщества в целом, изучаемого рядом наук, в том числе и социологией; 2) культуры в разных ее типах, видах и формах, в том чис! ле религиозной, в качестве одного из важнейших факторов, оп! ределяющих состояние общества и его развитие; 3) социальной психологии и психологии личности; 4) духовной сущности человека и духовной сферы общества в качестве основы мотивации поведения отдельной личности, социальных групп и сообществ; 5) экономики в качестве материального фундамента жиз! несуществования общества и отдельной личности; 6) политики как области регулирования взаимодействия противоречивых интересов больших групп людей, объединен! ных в государства, партии, общественные организации, рели! гиозные конфессии и др., в том числе и геополитики; 7) управления, в том числе и особенности стратегического. Для того чтобы собирать, обрабатывать и генерировать раз! нообразную информацию в названных выше областях, необхо! димо овладеть рядом методов познания. На наиболее важных из них остановимся ниже. 1. Метод системного исследования Об этом методе уже упоминалось ранее в качестве осново! полагающего метода всякого познания, в том числе и в области экономических систем и управления ими. 88 Системный подход исследования получил оформление в современной науке в ХХ веке в связи с развитием кибернетики. В СССР был создан комплекс исследовательских институтов, специализирующихся на системных исследованиях, в частно! сти Институт системного анализа АН СССР, который после рас! пада Советского Союза был преобразован в РАН — Российскую академию наук. Сам метод системного познания был известен уже в дале! кой древности, что получило свое выражение, в частности, в древней индусской притче о слоне и мудрецах, слепых от рож! дения. Однажды несколько слепых мудрецов впервые в своей жиз! ни повстречали слона и постарались составить о нем представ! ление путем ощупывания его тела. Потрогав слона, мудрецы стали спорить о том, на что похож слон. Один, ощупывавший ногу слона, утверждал, что слон похож на колонну здания, дру! гой, тот, что трогал живот слона, доказывал — слон подобен ги! гантской бочке. Державшемуся за хвост слона, тот представил! ся веревкой, а за хобот — толстым канатом. К спорящим сле! пым мудрецам подошел обыкновенный зрячий человек и рас! судил их, сказав, что ноги слона похожи на колонны, его туло! вище — на огромную бочку, хвост — на веревку, хобот — на канат. Притча о слоне и слепых мудрецах крайне актуальна для всех наук наших дней без исключения. Дело в том, что необхо! димость системного анализа всеми признается на словах, а ког! да доходит до изучения конкретной проблемы, то в ней обычно видят лишь ряд ее сечений, выдавая их за полную проблему, игнорируя другие сечения. 2. Метод мотивации Нет и не может быть абстрактного и абсолютно нейтрально! го знания, если к таковым не относить всевозможный информа! ционный мусор. Действительно, в основе всякого знания лежит: а) соотношение между субъектом и объектом познания того или иного рода; 89 б) заинтересованность субъекта познания в получении оп! ределенных результатов, что связано с определенной мотива! цией жизнесуществования этого субъекта. На языке графики всякое знание — это система векторов прямых и обратных связей между субъектом и объектом поз! нания. У каждого субъекта жизнесуществования, а неотъемлемым элементом жизнедеятельности является познание, существу! ют два исходных мотива, выражающихся в соответствующих целевых установках: а) цель/минимум — обеспечить самосохранение субъекта в качестве системы жизнедеятельности, иначе говоря — выжи! вание, стабилизация; б) цель/максимум — повысить качество жизнедеятельно! сти и (или) расширить ее сферу, раскрыть в ней новые возмож! ности. Изучение разного рода информации, на первый взгляд, со! вершенно нейтральной, никак не связанной с мотивацией жиз! недеятельности субъекта, в действительности ориентировано на поиск новых возможностей (пространств) жизнедеятельности субъекта или обнаружение возможных угроз. Уже в глубокой древности отдельные люди прекрасно осоз! навали краеугольную важность мотивации познания. В индус! ской книге Катха — Упанишад сказано: “Темные люди, погряз! шие в невежестве, и ученые люди, очень много думающие о сво! их знаниях, похожи на слепых, водимых слепыми, они ходят вокруг да около, хватаясь то за одно, то за другое, не укрепив! шись на прочной основе — знании смысла жизни”. Ранее уже отмечалось, что психика человека может быть уподоблена радиоприемнику, настраивая ее на определенную волну, можно получать информацию из ноосферного мира. В основе настроя психики как аппарата познания лежит мотива! ция субъекта. Человек как познающий субъект может в своих действиях исходить из своей индивидуальной сущности, тогда исходным 90 импульсом является творчество познания, в результате чего проявляется творческий созидательный потенциал глубинной сущности человека. Такому познанию соответствует нравствен! ность, просветленная духом и основанная на непосредственном восприятии жизни и ее глубоком осмыслении. Нравственность происходит из глубин истинной сущности человека. “Совесть, — писал О. Бальзак, — это голос Бога в душе человека”. Как познающий субъект человек в своей деятельности мо! жет исходить также из эгоистического начала, которая как скор! лупа окружает индивидуальную сущность человека. В резуль! тате эгоистических импульсов активизируется познание, на! правленное на захват ресурсов и ценностей субъектом позна! ния за счет отнятия их у других субъектов, что наиболее дей! ственным образом осуществляется через их обман. Продуциро! вание дезинформации, насыщение познавательного простран! ства информационными шумами, распространение информаци! онных капканов и тупиковых подходов в привлекательной обо! лочке, деформация целей и ценностей вплоть до полной дезо! риентации личности, ее информационное зомбирование, насаж! дение желательной информации не через непредвзятое воспри! ятие истинны и интеллектуальную аргументацию, а через воз! действие на эмоциональную природу и через подсознательное внушение, все это вместе взятое осуществляется особо актив! ными корыстными личностями в мире информации на протя! жении многих поколений с целью обмана окружающих их лю! дей и создания на этой основе благоприятной почвы для при! своения возможно большей доли богатства общества и всевоз! можных привилегий. Как говорится, рыбку легче ловить в мут! ной воде. В деле отрицательного информационного воздействия на общественное сознание, психологию личности, ее жизненные ценности и цели жизнесуществования корыстные лица, заня! тые дезинформацией, часто действуют не в одиночку, а образу! ют преступные сообщества. В наше время появилось много пуб! ликаций, раскрывающих методы обмана, применяемые лидера! ми тоталитарных сект в части их членов. Подобные методы при! 91 менялись на протяжении тысячелетий. В результате наука и культура людей, особенно гуманитарная, у всех народов мира без исключения, но в разной степени, насыщена целыми плас! тами дезинформации, обмана, замаскированной лжи. При этом обман обычно смешивается с долей истинны, приобретая тем самым видимость правдоподобности. Необходимо сделать два вывода краеугольного значения из вышесказанного. Во!первых, процесс познания предопределен его исходным мотивом. Стремление к истине и высоким благородным целям создает тип знания, ориентированный на истину. Напротив, эго! истический мотив познания способен познавать только утили! тарные истинны, создавая обман. Даже великие истины, явлен! ные человечеством, подвергаются деформациям, нередко пол! ностью искажаются. “И познайте истину, истина сделает вас свободными”, — учил Христос. Эта фраза начертана в фойе ЦРУ США. Однако значение этой фразы, которое в нее вкла! дывается всей деятельностью этого американского ведомства, ничего общего не имеет с той истиной, о которой говорится в Евангелии. Во!вторых, с детства личность человека погружается в мир информации, перемешанной с дезинформацией. Освободиться от деструктивного мира дезинформации нельзя только за счет обучения в школе и вузе, изучения множества книг, общения с информированными людьми, обучения у “духовных” учителей, которые чаще всего оказываются главными дезинформатора! ми. Ведь вся получаемая при этом информация всегда в той или иной степени связана с сознательно запущенной дезинформа! цией, особенно в гуманитарных отраслях знания. Существует выход — выработать внутри свой познающей сущности способ! ность различения истины и лжи. Это сугубо внутренняя мисте! рия человеческой личности. “Не рожденный свыше — не может войти в царство небесное”, — говорится в Евангелии. Без откры! тия в сознании “окна истины” (Будда после многих лет размыш! лений вдруг прозрел истину, повторяя потом много раз “во мне 92 открылось окно”) человек не способен ее лицезреть. Различе! ние истины и обмана — это пока еще “осязание” истины, но и оно дает человеку нить Ариадны, позволяя ему выйти из лаби! ринта обмана. Каждый человек, если он начнет искренне стре! миться к Истине и Добру, при этом не полагаться ни на какие авторитеты вовне не из гордыни, а исходя из принципа, соглас! но которому только осознанная, прочувствованная в глубине сокровенной сущности Истина является таковой (даже от дей! ствительных духовных авторитетов можно получить в лучшем случае лишь ее словесные формулировки), то в результате ис! кренней попытки понять себя и окружающий мир, свое пред! назначение в нем сможет раскрыть в себе способность различе! ния истины и обмана. Интуиция никогда не обманывает челове! ка. Именно она источник различения истины и обмана. Однако нужно учиться слышать голос интуиции, вести с ней диалог. 3. Исследование сущности процессов, скрытой за разнообразными их внешними проявлениями За всеми внешними формами и движениями в мироздании, в том числе и в социально!экономической сфере на всех ее уров! нях, скрыты сущностные процессы, которые и являются пред! метом изучения науки. Если бы видимость совпадала с сущнос! тью, то наука оказалась бы излишней. Путь к сущности лежит через диалектический метод ис! следования, предполагающий: а) выявление глубинных, сущностных факторов, лежащих в основе изучаемого объекта; б) нахождение устойчивых связей между этими фактора! ми, с их оформлением в виде законов и закономерностей; в) анализ противоречий между сущностными факторами, с их оформлением в виде законов и закономерностей; г) определение тенденций развития сущностных факторов и их взаимодействия в качестве основы для прогнозирования ситуации в связи с изучаемым объектом; д) нахождение круга возможностей изменения сущностных факторов и их взаимодействия, определяющих судьбу изучае! 93 мого объекта с целью выработки мер улучшения его качествен! ных и количественных параметров. В ряде случаев сущностные факторы и их взаимодей/ ствие могут быть выявлены методом статистического (количе! ственного) анализа. Однако такой анализ часто приводит к оши! бочным результата, когда полученные в его результате выводы распространяются не только на настоящее время, но и на буду! щее. Ведь по мере развития событий происходят качественные изменения в сущностных соотношениях, скрытых за изучаемым объектом. Соответственно меняется направленность и интенсивность его развития, что уже не соответствует экстраполяции процес! сов на основе учета их динамики в настоящем и прошлом. Главным направлением исследования сущностных процес! сов является не количественный (статистический) метод иссле! дования, а качественный метод, каким и является диалектика. В основе диалектики лежит ряд принципов: – различение явления и сущности; – вскрытие сущностных противоречий как источников раз! вития; – анализ взаимодействия сущностного содержания и его внешней формы с учетом прямых и обратных связей; – нахождение объективно действующих законов и законо! мерностей. 4. Метод научной абстракции и моделирования процессов Сущностный подход к проблеме предполагает выделение самого главного, существенного в изучаемом предмете 1 , что предполагает отбрасывание всего второстепенного, несуще! ственного. Такое выделение главного и отбрасывание второсте! пенного называется методом научной абстракции. 1 Предмет исследования — это то, на что направлено исследование. Объект исследования — это совокупность или система явлений, об! разующих единое целое, которое имеет место в рамках предмета иссле! дования. 94 Этот метод известен уже с давних времен, будучи представ! лен в трудах философов древней Индии и древней Греции, про! изведениях более поздних философов. В XX в. этот метод получил свое дальнейшее развитие в виде моделирования. Модели процессов строятся на основе выделения в них глав! ных, существенных характеристик. Модели представляют сущ! ностные процессы в виде динамичного развертывания взаимо/ действия сущностных факторов, лежащих в их основе. 5. Конкретизирование законов и закономерностей посредством механизмов действия и их моделирование Важно не только вскрыть сущности, скрытые за внешними явлениями, найти присущие им законы и закономерности, но и изучить механизмы действия законов и закономерностей. Эти механизмы существуют на двух уровнях. I уровень, базовый уровень механизма действия законов и закономерностей, характеризуемый взаимодействием сущнос! тных процессов. II уровень, практический уровень механизма действия за! конов и закономерностей, характеризующий взаимодействие механизмов базового уровня с процессами и ситуациями, име! ющими место на уровне явления. Механизмы действия законов и закономерностей на их обо! их уровнях могут представляться в виде моделей, которые тоже относятся к одному из двух уровней: базовому и практическо! му. Соответственно различаются: – базовые модели механизма действия законов (закономер! ностей); – практически ориентированные модели механизма дей/ ствия законов (закономерностей). 6. Дальнейшее конструирование механизмов действия законов (закономерностей) через привязку этих механизмов к конкретной ситуации на уровне явлений Самые совершенные описания механизмов действия зако! нов (закономерностей) при их наилучшем моделировании оста! 95 нутся без какой!либо практической пользы, если они не подвер! гнуться дальнейшей конкретизации, выражающейся в их при/ вязке к конкретным обстоятельствам. В данной связи еще напомним золотое правило всякой успешной деятельности: нуж! ное действие, в нужном месте, в нужное время. Учет конкретных обстоятельств предполагает, с одной сто/ роны, учитывание прямых и обратных связей между процесса! ми, протекающими на уровне сущности, и процессами, проте! кающими на уровне явлений, а с другой — нахождение путей, методов эффективного применения механизмов сущностных процессов с конструированием оптимальных форм и способов их взаимодействия с процессами, протекающими на уровне яв! лений, имея в виду возможно большую рационализацию этих процессов с позиций миссии системы и ее целей. 7. Необходимость учета прямых, |