И. К. Ларионов д э. н., профессор, заслуженный деятель науки рф
Скачать 7.92 Mb.
|
Отличительные характерные черты стратегии социального управления Сущностно!структурный анализ категории стратегического управления экономическими системами обладает не только те! оретическим, познавательным значением, но и играет важную практическую роль в разработке стратегических проблем уп! равления. Это позволяет поставить систему вопросов в ходе раз! работки стратегии управления, поиски ответов на которые при! ведут к разработке эффективной стратегии развития системы. Комплекс таких вопросов представляется в следующем виде: 1. Следует ли скорректировать миссию системы, дерево ее целей и задачи развития, если это необходимо, то каким обра! зом конкретно? 2. Какие факторы развития (в том числе факторы произ! водства) наличествуют в системе? 3. Не упущены ли какие!либо факторы развития, в особен! ности интеллектуально!информационного, социального, психо! логического, духовного порядка? 4. В полной ли мере активизированы все факторы разви! тия, если нет, то почему? 786 5. Каков механизм взаимодействия факторов развития (в том числе производства)? 6. В чем сильные и слабые места их комбинирования и вза! имодействия? 7. Как можно усилить и развить сильные стороны и нейтра! лизовать слабые или даже превратить их в сильные? 8. Следует ли улучшить действующий механизм комбини! рования и взаимодействия факторов развития или он требует замены качественно новым механизмом? 9. Если механизм комбинирования и взаимодействия сле! дует улучшить, то как это следует осуществить конкретно? 10. Если механизм комбинирования и взаимодействия не! обходимо заменить качественно новым, то какова модель этого нового механизма? 11. Каковы способы и этапы замены старого механизма новым? 12. Каковы линии изменений по всем единичным мерам пре! образования и как эти меры и изменения могут быть преобра! зованы в систему? 13. В каком конкретно виде могут быть разработаны долго! срочные планы и программы развития управляемой системы? 14. Каким конкретно образом эти планы и программы могут быть объединены в единое целое — системную стратегию развития? 15. Каково состояние и перспективы развития среды, окру! жающей управляемую систему? 16. Может ли управляемая система воздействовать на ок! ружающую ее среду, и если может — то как конкретно? 17. Как система планов и программ согласуется с состояни! ем и динамикой окружающей среды и какие коррективы в эти планы и программы следует внести в связи с прогнозом развер! тывания внешней ситуации вокруг управляемой системы? 18. Каковы критерии и показатели успешного развития уп! равляемой системы? 19. Каковы способы активизации и гармонизации методов, интересов и стимулов участников системы долгосрочных пла! нов и программ? 787 20. Каков механизм контроля за осуществлением планов и программ? 21. Каковы структуры, методы и формы управления систе! мой долгосрочных планов и программ? 22. Каков круг ответственных за разработку и выполнение планов и программ? 23. Каковы конкретно вознаграждения и санкции, приме! няемые в процессе стратегического управления? 24. Как должны корректироваться стратегические планы и программы и стратегия развития в целом? 1.9. Âçàèìîñâÿçü ñòðàòåãèè óïðàâëåíèÿ ñ óïðàâëÿåìûìè ñèñòåìàìè è èõ ôóíêöèÿìè В современной теории управления преобладает ситуаци! онный подход, т. е. такой, когда система управления и его мето! ды определяются на основе учета конкретной ситуации, в осо! бенности объекта управления, характера его развития и состо! яния и динамики его внешней среды. При этом: а) либо под управляемую систему подбираются функции, позволяющие ей как минимум сохранить себя и как максимум укрепиться, развившись качественно и расширившись по мас! штабам деятельности; б) либо под необходимый и заранее определенный набор функций создается соответствующая управляемая система, состоящая из субъекта и объекта управления. Определенные системы и методы управления, благоприят! ные в одних случаях, могут быть губительными в других. Каждая управляемая система индивидуально/конкретна. В то же время в существенной части своих черт управляемые системы обладают определенной общностью. При этом разли! чаются типы и виды управляемых систем. Соответственно, различаются: – общие основы и методы управления; – системы и методы управления (СМУ) для систем опреде! ленных видов (классов); 788 – СМУ для индивидуально!конкретной системы. Социальные и экономические системы различаются по кру/ гам охватываемых элементов, начиная с семьи и отдельно взя! того предприятия или одного из его структурных подразделе! ний и завершая уровнями суверенного государства и его эконо! мики, а также уровнем человеческого сообщества и мировой экономики в целом. В рамках каждого круга социальных и экономических сис/ тем различаются их типы. Например, социально!экономичес! кие системы в масштабе государства могут относиться к раз! личному типу, в частности рабовладельческому обществу, фе! одализму, капитализму, социализму, смешанной общественной системе, на этапе постиндустриального или информационного развития. В пределах одного и того же типа социально!экономичес! ких систем существуют их различные виды. Например, виды социализма в СССР, ГДР, Вьетнаме, на Кубе и т. п. разительно отличались друг от друга, аналогично тому, как капитализм в США отличается от капитализма в Индии. В рамках типов и видов социально!экономических систем существуют индивидуально!конкретные системы. Кроме того, встречаются уникальные, индивидуально!неповторимые соци! альные системы. Каждая экономическая система обладает: а) миссией, т. е. определенным предназначением, предце! лью или глобальной целью (у древних индусов каждый человек и система обладали своим предназначением, т. е. миссией, кото! рая называлась дхармой); б) деревом целей, вырастающим из корня миссии системы. Экономическая система в соответствии с ее миссией, дере! вом целей и окружающей средой обладает функциями и под/ функциями. Как только создана система с определенной миссией, то следствием этого является объективное определение в потен! циале ее дерева целей, функций и подфункций. 789 В данной связи перед стратегией управления экономичес! кой системой объективно обусловленным образом возникают следующие задачи: 1) четко осознать миссию системы, дать ей девиз; 2) перевести из потенциального состояния в актуальное и оформить: а) дерево целей; б) функции; в) подфункции; 3) учесть, проанализировать и оценить ресурсы экономи! ческой системы с учетом потенциала их комбинирования, выя! вить возможности их исчерпания и пополнения; 4) охарактеризовать состояние внешней для системы сре! ды и спрогнозировать ее развитие; 5) оценить потенциал команды менеджеров, которые уже присутствуют в системе или которых можно в нее привлечь в случае замены команды (либо создания системы и ее управлен! ческой команды заново). На основе решения пяти вышеназванных задач можно по! добрать (скомбинировать) оптимальную организационно!управ! ленческую структуру экономической системы и создать наибо! лее эффективную для данного случая систему управления. Пятая задача взаимодействует с первыми четырьмя зада! чами по принципу обратной связи, как объект управления вза! имодействует с субъектом управления. При этом существует возможность многовариантных подходов. К экономическим системам помимо мировой экономики в целом, экономики ее межгосударственных блоков, нацио/ нальных экономик в целом относятся самые разнообразные предприятия и организации всех уровней в области производ! ства общественно!полезной продукции, как материальной, так и интелектуально!информационной, в виде товаров или услуг. Сюда, например, относятся производственные предприятия, финансово!промышленные группы, научно!исследовательские организации, высшие, средние и начальные учебные заведения, учреждения здравоохранения, культуры и т. д. В теории и практике менеджмента особенно обстоятельно разработаны методы управления, в том числе и стратегическо! 790 го, применительно именно к уровню отдельно взятой организа! ции, предприятия, фирмы и т. д. В существенной части с учетом необходимой коррекции эти методы применимы и к управлению экономическими система! ми более высокого уровня, в том числе и в стратегическом клю! че, однако далеко не во всем. Экономические системы более вы! сокого уровня обладают весьма значительной спецификой. Та! кая специфика учитывается далеко не всегда, в частности, по! тому что вопросы управления экономическими системами на глобальном уровне и на уровне национального государства раз! работаны на порядок менее глубоко и обстоятельно, чем управ! ление экономическими системами на микроуровне. Недостаточная разработанность вопросов управления эко! номическими системами на национальном и глобальном уров! нях обуславливается следующими причинами: 1) засекреченность процесса разработки и принятия реше! ний стратегического порядка на глобальном уровне и в масшта! бе отдельно взятой страны; 2) корыстные интересы, связанные с анализом ситуации в социально!экономической и политической сферах, происходя! щими в них процессами, принимаемыми по ее поводу стратеги! ческими и тактическими решениями; 3) груз инерции; 4) тенденциозность, как подсознательная, так и осознанная; 5) пропагандистское зомбирование населения со стороны средств массовой информации, находящихся под контролем сил, преследующих корыстные интересы. 791 2. Îñíîâíûå ðû÷àãè êîñâåííîãî âîçäåéñòâèÿ ñòðàòåãè÷åñêîãî ïîðÿäêà 2.1. Èíôîðìàöèÿ è èíôîðìàöèîííûå ïîòîêè, èõ ïðèìåíåíèå â ñòðàòåãè÷åñêîì óïðàâëåíèè Нарастание самых разнообразных информационных пото! ков, их интенсификация служат признаком перехода общества от индустриальной к информационной стадии развития. Это не означает, что общество должно деиндустриализироваться, вер! нуться на лоно природы и жить деревнями, связанными в еди! ное общепланетарное целое компьютерной сетью. Индустрия должна быть не только сохранена, но ее необходимо развивать и расширять, но на качественно новой основе, преобразовывая ее в практически безотходные замкнутые циклы, гармонично вписанные в возрождаемую природу. Именно прорывы в сфере информации (в виде прорывных научно!технических разрабо! ток и технологий) позволяют осуществлять подобное преобра! зование индустрии, при этом имеет место центрирование, по! ляризация технико!технологических информационных потоков на целевой установке преобразования индустрии в направле! нии сочетания (синтеза) ее экологичности и высшего типа про! изводительности. С переходом к информационной стадии развития общества производство информации становится более важным, ценным, значимым в сравнении с производством товаров и бытовых ус! луг, другими словами информатизация в качественном и коли! чественном аспектах одновременно начинает превалировать над индустрией, вместо того чтобы обслуживать индустрию, выс! тупая ее придатком, как это имело место в прошлом и во многом 792 все еще имеет место до сих пор. Казалось бы, вызревающая в данном отношении тенденция общественного развития ясна. Однако информация при всей ее значимости никогда не может стать самоцелью, она не может служить себе самой. Нет и не может быть чистого, полностью объективного знания, хотя мно! гим подобный вывод может показаться странным. Но даже та! кая, казалось бы, безусловно объективная характеристика, как вес тела, по существу является соотношением между его весом и весом сначала субъективно, а потом общепризнанно избран! ного эталонного тела, которому присвоено название грамма, ки! лограмма, тонны. То же самое можно сказать и об измерении времени. Всякое действие человека имеет в качестве побуди! тельного толчка мотив, интерес, осознание которых превраща! ет их в цель. Соответственно, информация собирается и струк! турируется человеком исходя из его целевых установок. Завое! вание и использование в своих интересах внешнего мира осу! ществлялось человеком при помощи индустрии, соответствен! но, информация обслуживала этот процесс, будучи центриро! вана на решении конкретных индустриальных задач. Информатизации, переросшей границы индустрии, для сво! его дальнейшего развития потребуется центрирование на ка! чественно новых целях, что равнозначно революции в сфере целевых установок как отдельных личностей, так и общества в целом. В чем природа грядущей информационной революции? Известно, что человек по своей многоуровневой природе, духовной и материальной, имеет целевые установки двух ти! пов. Один тип связан с созданием комфортных условий биоло! гического существования, его продлением на возможно более долгий срок, обеспечением личной безопасности в материаль! ном мире. На этой почве зародилась масса побочных целевых установок, связанных с элементами престижа, с утверждением собственной личности в психике других людей благодаря как обладанию вещами обеспечивающими комфорт и безопасность, так и личным заслугам в их производстве или концентрации в собственном распоряжении, в особенности при помощи облада! 793 ния властью. Другой тип целевых установок связан с внутрен! ней мотивацией, нахождением глубинного смысла жизни, скла! дыванием отношений с людьми не на базе вещного достатка и места в иерархии власти и престижа, а на основе внутреннего притяжения или отталкивания. Иначе говоря, если первый тип целевых установок возникает в условиях дефицита, ограничен! ности материального комфорта и безопасности, то второй тип может возникнуть только в условиях их достатка. Но чтобы цели другого, более высокого, типа утвердились в человеческом об! ществе, необходимо их сознательно и целенаправленно генери! ровать со стороны его элиты. Ведь без нахождения смысла и гар! монии в душе человека при каком угодно материально!техни! ческом обеспечении он никогда не обеспечит себе ни полного вещественного комфорта, ни подлинной безопасности. Душев! ные болезни быстро и неизбежно приводят к заболеванию тела. Душевная дисгармония приведет к вражде, в конечном итоге — к уничтожению людьми друг друга. Нахождение новых смыслов и целевых установок, т. е. про! ведение смыслоцелеполагающей революции в обществе являет! ся не только условием перехода к новой исторической ступени общества, но и условием выживания человечества при обостря! ющемся экологическом кризисе, корень которого нужно искать в извращении целевых установок современной цивилизации. Осуществить смыслоцелеполагающую революцию может только новая элита человечества, которая способна сформи/ роваться на основе организации принципиально нового типа, вызревающей в недрах интенсивных информационных по/ токов. Все прошлые и настоящие элиты в человеческом обществе создавались и структурировались прежде всего на почве влас! ти и денег, во вторую очередь — на базе духовно!интеллекту! альных способностей. Эти элиты являли и до сих пор являют собой организационные структуры, строящиеся на основе двух принципов: 1) наличие во главе лидера (вождя и т. п.); 2) наложение на членов оргструктуры значительных дисципли/ 794 нарных обязательств, ограничивающих степень личной сво/ боды (№ 1 и № 2 и т. д.), что компенсируется привилегиями и преимуществами, как реальными, так и мнимыми. Обе вышеназванные сущностные черты обусловливают не! избежную тенденцию деградации любой организационной структуры, начиная от церкви, политической партии и кончая научным сообществом. Что заставляет сделать подобный вывод? Прежде всего, последователи лидера всегда ниже его по творчески!созидательному потенциалу. Лидер!первопроходец — открыватель нового качества. Последователи идут по проторен! ным им путям. После неизбежного ухода лидера занимающий его место последователь в качественном отношении поведет воз! главляемую организацию вниз, хотя чисто внешне она может приобретать более яркий блеск и быстро расширять сферу сво! его влияния. Тем не менее имеет место духовно!психологичес! кая и культурная энтропия, поскольку потеря качественного роста в ноосфере может означать только деградацию. Кроме того, личность всегда сознательно или бессознатель! но пытается компенсировать потерю некоторой степени своей свободы, что выражается либо в деформации реально пресле! дуемых организацией целей, либо в ее расколе. Очевидно, что организации старого типа не могут решить задач, возникающих при переходе от индустриальной стадии развития к информационной, а затем и духовно!психологичес! кой, что связано с созданием смыслоцелевого стержня инфор! мационных потоков. Более того, организации старого типа не! избежно становятся все более слабыми по мере нарастания и интенсификации информационных потоков. Ведь классические организации лидерски/авторитарного типа могут существо! вать только в условиях духовно/культурного патернализма, когда формирование личности происходит от поколения к по! колению в рамках узкого информационного коридора. Однако эти рамки все более размываются современными информаци! онными потоками. При этом нивелируются традиционные ду! ховно!культурные ценности, что при запаздывании формиро! 795 вания их аналога на более высокой ступени развития приводит к разложению общества на уровне смысла и цели. Последнее таит в себе опасность деградации и даже гибели. Конечно, не следует искусственно забегать вперед в осу! ществлении смыслоцелеполагающей революции. Для очень мно! гих людей на долгие годы сохранится приемлемость традици! онных систем смысла и целеполагания. Но зато другим людям, вышедшим из патерналистских информационных коридоров, необходимо возможно быстрее находить новый смысл жизни и новые цели в условиях свободных информационных потоков, помня, что душа человека не терпит пустоты в еще большей сте! пени, чем природа. Смыслоцелеполагающая революция осуществляется в ин! формационном пространстве, в отличие от политической рево! люции она носит не разрушительный, а созидательный харак! тер. Движущей силой этой революции являются информацион! ные потоки, генерируемые творчески мыслящими людьми. При этом такие потоки являют собой протоорганизации принципи! ально нового типа. Во!первых, в информационном потоке нет одного лидера. Личность многогранна. В одной грани выше одна личность, в другой — другая. Соответственно, все участники потока одно! временно и учителя, и ученики по отношению друг к другу, хотя, разумеется, одни более продвинуты, а другие — менее, но, что принципиально важно, самый великий мудрец способен учить! ся у ребенка, в противном случае он совсем не мудр. В инфор! мационном потоке преодолевается тенденция его деградации, связанная с наличием одного лидера. Поток при достижении необходимого качества превращается в цепную реакцию бес! конечности возрастания смысла, целеполагания и соответству! ющих им знаний и конструкторско!технологических разрабо! ток, в том числе и в сфере общественной жизни. Во!вторых, каждый вступивший в информационный поток вкладывает в него информацию в меру возможности и жела! ния, черпает ее в меру вместимости, не только не ограничивая 796 свою свободу, но и увеличивая ее. Соответственно, ни один член потока не имеет мотива ни покидать, ни деформировать его. В!третьих, деформация потока могла бы иметь место толь! ко в случае внесения в него элементов дезинформации и псев! доинформации (информационного шума). Однако это противо! речит самой природе потока. И чтобы ее утвердить, поток сле! дует структурировать и организовать так, чтобы информация вкладывалась в него экономно, концентрированно, “без воды”. Это позволит потребителям информационного потока во много раз с меньшим временем и силами овладевать цельным, систем! ным знанием. Это же одновременно позволит избежать дезин! формации. Ведь в основе всякого обмана лежит абсолютизация одной из граней истины при забвении ее других граней. Систем! ный, многогранный подход позволит этого избежать. В!четвертых, участие в должным образом структурирован! ном и организованном потоке поможет наиболее продвинутым людям находить друг друга, будет их взаимно усиливать, что позволит в конечном итоге создать новую элиту общества как в области науки, культуры, техники, так и политики. В!пятых, специализированные информационные потоки (помимо универсального) призваны помогать людям находить свои ниши в жизни, выбирать разумные варианты поведения в них, что будет означать развитие высокой организации обще! ства, точнее самоорганизации. В!шестых, информационные потоки нового типа будут от! личаться интенсификацией информации и ее самоумножением независимо от носителей информационных потоков, будь то пе! чатная продукция или компьютерная сеть. В!седьмых, в самой инфраструктуре информационных по! токов сохраняют силу прежние принципы организации и управ! ления — единоначалие и самоокупаемость, прибыльность. Одна! ко эти подразделения должны не диктовать содержание инфор! мационных потоков, но лишь обслуживать их. Иначе информа! ционные структуры окажутся лишенными доверия со стороны общества и вынуждены будут прекратить свое существование. 797 В настоящее время все человеческое общество, включая и российское, как и его экономика, исходные и конечные парамет! ры которой определяют состояние общества и основные тренды его развития, находится в ситуации глубокого и затяжного кри! зиса системного порядка. Основным инструментом преодоления этого кризиса объективно призваны стать разумным образом организованные потоки, которые должны очистить обществен! ное сознание от дезинформационных клише, с одной стороны, а с другой — создать интеллектуальную основу для осознания обществом своего коренного интереса жизнедеятельности, что повлечет за собой преобразование мотивации жизнедеятельно! сти в направлении приведения ее в соответствие с объективны! ми требованиями законом экологии человека, природы, обще! ства. А это уже, в свою очередь, потянет за собой соответствую! щее преобразование экономических систем на всех уровнях об! щественного воспроизводства. Под социально/экономическим возрождением общества понимается системный многоуровневый процесс, охватываю! щий все стороны жизнедеятельности людей на всех уровнях его существования и развития, начиная от нахождения смысла ин! дивидуальной и социальной активности личности (раскрывает и формирует в обществе духовно!культурную сферу) и кончая способами обеспечения материального благосостояния (образует экономическую сферу хозяйственной деятельности). Современная духовная и социально!экономическая жизнь России характеризуется трудноразрешимыми противоречи/ ями между следующими моментами: – не только любому трезвомыслящему исследователю, но и простому объективному наблюдателю становится все более очевидным, что наша страна неуклонно сползает в системный кризис, чреватый катастрофой, геноцидом народов России по аналогии распространения ситуации в Чечне на все государство (это чувствует почти каждый ее гражданин, но далеко не все доводят это чувство до ясного осознания, исходя из элементар! ной и вполне оправданной психической самозащиты, посколь! 798 ку и без того наполненная тяготами жизнь в случае предвиде! ния катастрофы становится просто невыносимой, однако в слу! чае нахождения ясного пути выхода из кризиса этот барьер са! мозащиты снимается — следовательно, всякий критический анализ ситуации должен сопровождаться конструктивными предложениями, иначе самоанализ будет отвергнут на подсоз! нательном уровне); – существует много различных рецептов излечения рос! сийского общества, некоторые из которых могли бы способство! вать выходу из кризиса и устойчивому вступлению страны на путь процветания, но только при одном общественном усло/ вии — принятии этого рецепта достаточным числом социаль! но активных людей, способных повести за собой подавляющее большинство российского общества (опираясь, естественно, на силу, но не на насилие, без навязывания принуждением того или иного образа жизни десяткам миллионов людей), и данное непременное условие отсутствует, поскольку российское об! щество в социально!мировоззренческом плане разделено на ряд сегментов (коммунизм, социал!демократия, национальный капитализм, компрадорский капитализм под маской лозунгов рынка и демократии, православная монархия и др.); разделе! ние общества на разные социальные мировоззрения сопровож! дается феноменом наполеонотворчества, когда многие поли! тические общественные деятели создают в рамках одних и тех же социально!мировоззренческих сегментов центрированные на свою собственную личность партии и движения, тем самым многократно усиливая социально!политический раскол обще! ства; – миллионы активных в личностно!индивидуальном плане людей, не примыкающих ни к одной партии и общественному движению, все свои силы тратят на выживание и обеспечение себе и своей семье благосостояния в одиночку, не понимая, что в случае падения России в пропасть не только придет конец их личному благополучию, но и физическое выживание их вме/ сте с семьями окажется под большим вопросом. 799 Только такое социально/политическое движение может получить в современной идейно!мировозренчески расколотой России реальную власть и при ее посредстве изменить вектор развития общества от катастрофы к процветанию, которое сумеет: а) консолидировать в органическое целое здоровые, жизне/ способные начала, присутствующие во всех мировоззренчес/ ких сегментах общества (кроме компрадорского капитализма); б) привлечь на свою сторону большинство индивидуаль/ но/личностно активных людей, которые в настоящее время пытаются решить свои проблемы в отрыве от решения проблем общества. Решить данную двуединую задачу возможно лишь на ос/ нове создания и внедрения в российское общество (в перспекти! ве — и во все мировое сообщество) принципиально новых мо/ тивов и целей жизнедеятельности смыслообразующе/инфор/ мационной природы. Уже древние греки в своих мифах подметили, что боги, прежде чем наказать человека, накладывают повязку неве/ дения на его глаза. Еще ранее древние индусы учили, что все пороки человека имеют оправдание в невежестве, но само оно не имеет оправдания. В “Катха!Упанишаде” сказано: “Уче! ные люди, очень много думающие о своих занятиях, и темные люди, погрязшие в невежестве, похожи на слепых, водимых слепыми, они ходят вокруг да около, не укрепившись на проч! ной основе — на знании смысла жизни”. Иисус Христос отпе! чатал в ноосфере Земли духовным огнем великие слова: “И ПОЗНАЕТЕ ИСТИНУ, И ИСТИНА СДЕЛАЕТ ВАС СВОБОД! НЫМИ”. Все беды общества, в том числе и российского, коренятся в полной дезинформированности большинства его членов. Снять повязку неведения с глаз запутавшихся в лабиринте социаль/ но/экономико/политической жизни людей — первая задача, которую необходимо решить на пути оздоровления общества на национальном и мировом уровнях. 800 Решение данной задачи может быть обеспеченно лишь на основе запуска в обществе системы информационных пото/ ков (СИП), поляризованных двумя исходными мотивами: – служением истине; – служением родному Отечеству, имея в виду как возрож! дение своей Родины, так и создание условий для возможно бо! лее полного раскрытия творчески!созидательного потенциала каждой личности, помня, что государство может быть действи! тельно могучим только в том случае, если будет процветать на! селяющий страну народ, и, наоборот, раскрытие положитель! ного потенциала граждан и народа в целом возможно в совре! менном сложном и раздираемом конфликтами мире только под защитой со стороны мощного государства. Задачи создания СИП нельзя трактовать как копирование странами мира, включая и Россию, систем информирования граждан в странах Запада. Подлинно свободные информацион/ ные потоки в настоящее время вообще отсутствуют во всех странах мира без исключения (не было их и в известной нам истории человечества). Утверждение о свободных потоках ин! формации на Западе является мифом. В действительности в западных странах (теперь и в России) имеет место право лично/ сти распространять любую информацию (кроме государ! ственных секретов, прямой пропаганды национальной розни и т. п.), что нельзя отождествлять со свободным потоком инфор! мации по следующим причинам: Во!первых, в условиях выплескивания на сознание каждо! го отдельного человека лавины самой разнообразной информа! ции, псевдоинформации (информационного шума) и дезинфор! мации, с явным преобладанием двух последних, подлинно цен! ная информация, как правило, не доходит до массового обще! ственного сознания, будучи достоянием лишь отдельных ана! литиков, и то далеко не в полном объеме в отношении отдельно взятой личности. Во!вторых, широкое распространение информации в обще! стве возможно только (если не применять технологию устной 801 передачи от одного лица к другому в виде цепной реакции) че! рез СМИ, прежде всего телевидение и многотиражные издания. Однако все СМИ находятся под монопольным контролем лиц, представляющих либо крупный капитал, либо власть (как офи! циальную, так и теневую), соответственно, вся деятельность СМИ (за исключением случайных прорывов) нацелена не на свободный поток подлинной информации, а на обслуживание корыстных интересов крупных капиталистов и власть предер! жащих при превращении в самоцель процесса накопления ка! питала и стремления к захвату и удержанию власти. В здоро! вом обществе капитал и власть должны служить народу, но это отсутствует во всем нашем мире. Отсутствие подлинно свободных информационных потоков оказывает разрушительное воздействие не только на обще/ ство в целом (не позволяя утвердить истинное народовластие, могущее существовать только на фундаменте объективного ин! формирования своих граждан), но и на отдельную личность. а) Личность может полностью раскрыть свой творчески/ созидательный потенциал, в чем и состоит подлинное счас/ тье человека (в “Фаусте” Гете мгновение счастья останавлива! ется в порыве творчества) только в условиях свободы, а она до! стигается прежде всего в свободе внутренней, и лишь уже на ее основе имеет смысл достижение свободы внешней. Внутренняя свобода предполагает осмысление личностью себя, своего мес/ та и своей цели в мироздании в условиях освобождения всех граней личности от предрассудков, различных внушений, зомбирования и т. п. Такое освобождение дается только силь! ным личностям и только в части ее граней, поскольку при от! сутствии СИП на это требуется время, превосходящее длитель! ность земной жизни. Лишь очень и очень немногим удается про! рваться в состояние полной внутренней свободы. б) При переходе общества от индустриальной стадии раз! вития к постиндустриальной информационной перед человеком возникает дилемма: использовать всемерную информатиза/ цию, в особенности компьютеризацию, в качестве орудия, ум/ 802 ножающего творчески/созидательные способности личности; превратить личность, человеческую психику в придаток к ком! пьютеру, трансформировав тем самым человека в психоробо/ та, что сделает человечество придатком к грандиозной систе! ме информационных технологий, развивающихся по своим соб! ственным законам, без контроля за этой системой со стороны человека и часто вопреки его собственным интересам. в) При разрастании масштабов человеческого знания, его все более дробной специализации в сознании отдельно взятых ученых теряется не только цельное видение научных достиже! ний культуры и цивилизации, но даже видение избранной от! расли знания — например, представители отдельных областей физики и математики уже перестают понимать друг друга. г) Назрела необходимость разработки такого интегрально! го универсального знания о человеке, обществе, природе, кото! рое смогло бы вместить в сознание отдельно взятая личность. На первый взгляд это может показаться утопичным — ведь даже самая развитая личность при наличии феноменальной памяти не способна охватить даже существенный фрагмент информации, накопленной современной наукой и техникой, не говоря уже о нарастании объемов этой информации неизмери! мо более быстрыми темпами, чем скорость ее усвоения самой способной личностью. Однако проблема неразрешима в случае расположения всей информации на одной плоскости (на одном уровне). Если же структурировать информацию по ее иерархи! ческим уровням, выделяя сущностные компоненты и механизм их взаимодействия, способы его проявления на конкретной плос! кости реализации с выяснением сущностной природы каждой такой плоскости и ее места в иерархии плоскостей, тем самым отсеивая массу несущественной информации, то поставленная задача становится вполне разрешимой. Примечательно только, что если на уровне одноплоскостной эмпирической информации человек страдает от информационной перегруженности, то в отношении сущностной информации, охватывающей скрытые 803 механизмы (системы) взаимодействия глубинных, сущностных элементов реальности человек испытывает, напротив, инфор! мационный голод. Знание (информация) и осмысливание обладают каче! ственно различной сущностью: если знание является резуль! татом объективированного вовне процесса познания, то осмыс! ление знания возникает в глубине человеческой индивидуаль! ности в качестве реакции на то или иное знание со стороны Уни/ версума, содержащего в себе все многообразие мироздания в цельном, интегрированном виде (каждый элемент мироздания при этом отражает в себе всю его совокупность и одновремен! но полностью раскрывает свою собственную сущность как его неотъемлемая органическая часть или индивидуальный срез). Именно осмысление является тем философским камнем (ду! ховным магнитом), который способен иерархически структу/ рировать лавину информации, превратив ее в универсальное знание. При массовом распространении современного образования в психике человека все более увеличивается массив знания, и одновременно уменьшается не только его осмысление, но сам процесс смыслотворчества (осмысление — это творческое дей! ство) неуклонно угасает в сравнении с прошлыми эпохами. Это обусловлено односторонним экстравертным (направленным во внешний мир, исходя из утилитарных целей) креном западной цивилизации. Однако противоположный крен — в направлении внутренней сущности, в стремлении к нирване (экстазу и т. п.) при игнорировании знаний о внешнем мире, что характерно для мистического Востока, тоже приводит к угасанию смыслотвор! чества. И только лишь постоянное взаимодействие, активный внутренний диалог между обозначенными выше двумя крайни! ми полюсами, их интеграция в единый динамичный и непрерыв! ный процесс способны породить подлинно универсальное жи! вое знание, раскрывающее Истину, ту Истину, которая делает человека свободным. |