Главная страница
Навигация по странице:

  • «И заповедал Господь Бог человеку, говоря от всякого дерева в саду ты будешь есть;

  • 73 Бытие, гл. 2, 3.

  • ФИЛОСОФИИ К орректор Л . Бон дарева

  • Подписано в печать 0 4 .1 2 .2 0 0 0 . Формат 60x88 1 /1 6

  • Никифоров А.Л. - Природа философии. - 1991. И с кус ст во. Философия bbн ере лиги я


    Скачать 5.02 Mb.
    НазваниеИ с кус ст во. Философия bbн ере лиги я
    Дата17.02.2020
    Размер5.02 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаНикифоров А.Л. - Природа философии. - 1991.pdf
    ТипДокументы
    #108846
    страница17 из 17
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17
    164

    Человек
    бодном творчестве, а для феномена свободного творчества необходима личность. Личность есть свободное творчество, творчество есть свободная личность. Такая свобода действительно не знает никаких ограничений существо, способное к свободному творчеству, может ускорять или замедлять ход времени, преодолевать законы природы, зажигать новые звезды. Свободный деятель всемогущ, поэтому Спиноза полагал, что такой свободой обладают лишь Бог или Природа, а человеку остается лишь выбирать из того, что они ему пред­
    ложат.
    Конечно, нам известно, что человек вынужден считаться с законами природы, с общественными законами, установ­
    лениями, нормами. Некоторые философы полагают, что вся деятельность человека подчинена внешним факторами, следовательно, несвободна. Но ведь это неверно Человек способен к творчеству, личность есть чистое творчество, и вся история человечества свидетельствует об этом. Например, согласно законам природы человек не может летать, и разум говорит ему, что, сколько руками ни маши, от Земли не оторвешься Рожденный ползать — летать не может Однако же человек летает На воздушном шаре, на самолете, на ракете. Эти возможности он сам создала не выбирал из того, что предоставляет природа. В процессе творчества он способен преодолеть любые препятствия и, как созидатель, способен соперничать с самой природой. Человек свободен.
    Вообще говоря, свобода человека безгранична — ничто внешнее неспособно воспрепятствовать свободному самовыражению личности. Сфера этого самовыражения может быть ограничена лишь самой личностью. Кант когда-то писал Две вещи наполняют душу всегда новыми все более сильным удивлением и благоговением. — это звездное небо надомной и моральный закон во мне. Ну, звездное небо сейчас уже мало кого удивляет — мы слишком хорошо его узнали. А вот моральный закон, живущий в душе каждого из нас, до сих пор вызывает благоговейное удивление. Каждый человек имеет представление о различии между добром излом ив своей деятельности руководствуется этим различием как самой высшей мерой.
    Добро есть нравственно положительное, благо, полезное, должное

    Приложение
    Зло — нравственно отрицательное, вредное, предосуди­
    тельное.
    Легко заметить, что это наше обыденное понимание добра и зла, философия почти ничего не добавляет к содержанию этих понятий. Конечно, философы пытались уточнять, что же такое нравственно положительное, и этика, раздел философии, как раз занимается этим. Однако нет какого-то общепризнанного истолкования добра. Каждый человек понимает добро и зло по-своему, и часто, пытаясь делать добро, мы приносим зло, а порой и сознательно делаем зло. Это неудивительно. Удивительно то, что каждый человек сознает это различие городской житель и крестьянин, европеец и африканский абориген, живущий на берегах Конго, добропорядочный гражданин и бандит, вор, мошенник, даже политики журналист. Быть может, именно осознание различия между добром излом и делает человека человеком.
    «И заповедал Господь Бог человеку, говоря от всякого дерева в саду ты будешь есть;
    А от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо вдень, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь...
    И сказал змей жене нет, не умрете;
    Но знает Бог, что вдень, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, ивы будете, как боги, знающие добро и зло Да, осознав различие между добром излом, зверь умер, родился человек. И граница между добром излом, которую проводит для себя человек, это и есть граница его свободы 74.
    5. Заключительное слово biИтак, мы познакомились с полусотней философских категорий, с основными проблемами философии, с главными направлениями в решении этих проблем, с основными областями философии. Как мне представляется, таким должен быть тот базис философского образования, который позво­
    73 Бытие, гл. 2, 3.
    74 Увы, здесь мое разбушевавшееся перо было остановлено твердой рукой издателя Стоп Если Вами овладела страсть к самовыражению, пишите новую книгу. Верно. Придется писать
    Заключительное слово
    лит человеку с пониманием читать философские сочинения и на который может опираться более глубокое изучение тех или иных философских систем и проблем. Сейчас я порой сталкиваюсь стем, что человек, пространно рассуждающий оправах человека, о трансцендентном или прекрасном, не может внятно ответить на простой вопрос о том, что такое движение или причина. Нет базиса Конечно, и это не пособие по философии, это лишь приблизительный очерк, набросок основ философии, приведенный лишь в качестве иллюстративного примера.
    Я не стал бы защищать отдельные формулировки и даже структуру моего очерка в целом. Здесь возможны разные варианты. Однако мне кажутся заслуживающими внимания две идеи. Философия имеет некоторый теоретический базис, независящий от каких бы тони было философских школ, течений, систем. Этот базис тесно связан с обыденным мировоззрением, и эту связь необходимо учитывать в преподавании философии.
    От этих идей я не хотел бы отказаться.
    Мне не нравятся разговоры об отмене философских курсов в вузах. Яне верю в то, что человек рожден для бизнеса или для исполнения какой-то профессиональной функции, нужной обществу или государству. Эти занятия — лишь одна и не самая важная сторона жизни большинства людей. Знакомство с философией может помочь человеку осознать свое единственное — предназначение в мире. Поэтому такое знакомство необходимо каждому. Но как пробиться философу сквозь жвачку рекламы, голливудских триллеров и дис- кетно-кассетный мусор к сознанию молодого человека Вот вопль, который я обращаю к своим друзьями коллегам
    Научное издание biАлександр Леонидович НИКИФОРОВ
    ПРИРОДА ФИЛОСОФИИ
    Основы
    ФИЛОСОФИИ
    К орректор Л . Бон дарева
    Художественное оформление С. Ж егло
    О ригинал-макет Н . Татарин ова В оформлении книги использованы рисунки Д ен иски Назар о ва
    Идея-Пресс
    ИД № 00208 от 10 октября Наши книги спрашивайте в московских магазинах Оптовые закупки 247-17-57; 939-47-13 (“гнозис”)
    Подписано в печать 0 4 .1 2 .2 0 0 0 . Формат 60x88 1 /1 6 Печать офсетная Бумага офсетная № 1 Гарнитура SchoolBookC
    Печ. л. 10,5 Тираж 5000 Заказ 7840
    123056, Москва, Тишинская пл. д. 6, кв. Отпечатано в Производственно-издательском комбинате ВИНИТИ
    140010, г. Люберцы Московской обл, Октябрьский пр-т, Тел. 554-21-86
    Издательство «Идея-Пресс» имеет честь предложить Вашему вниманию издательский проект из х книг к 80-летию ВЕНСКОГО КРУЖКА г. Виктор К раф т. Венский кружок с.
    Книга представляет особую ценность в качестве единственного и "из первых рук" (В. Крафт — член Венского кружка) описание истории создания уникального в XX в. объединения интеллектуалов и подробный анализ основных положений логического позитивизма дог. ВЕНСКИЙ КРУЖОК И «ER K E N N T N IS». 560 с.
    Сборник имеет целью представить Венский кружок и его печатный орган — журнал «Erkenntnis» — публикациями наиболее значимых и интересных статей за период с 1930 по
    1937 гг. Практически все материалы будут впервые переведены на русский язык. Это 8 статей М. Шлика; 7 статей Р.
    Карнапа; 4 статьи О. Нейрата; 4 статьи Г. Фейгля; статьи О. Гана Ф. Вайсманна; Э. Цильцеля на вечные и актуальные темы единство науки, истина, значение, взаимоотношения психологии и логики, реализм, смысл понятий этики и др

    3. ДРУЗЬЯ И КОЛЛЕГИ (1930— 1952). 720 св тт.
    Сборник(и) статей, представляющие попытку реконструкции панорамы становления и развития программы логического позитивизма в работах членов Берлинской группы Венского кружка — Гемпель К, Рейхенбах Г, Греллинг К,
    Дубислав В членов Львовско-Варшавской школы — Лука- еевич, К. Айдукевич, Лесьневский, Завирский, А. Тарский и др, коллег в Англии — Льюис С, Рамсей Ф, Айер и др, США — Куайн У, Нагель Е, Чизом Р, Селларс У. Практически все материалы будут впервые переведены на русский язык. ТРАГЕДИЯ И ТРИУМФ ВЕНСКОГО КРУЖКА судьбы логического позитивизма во второй половине
    XX в. (1 9 5 2 — 1970). 800 св тт.
    Сборник(и) статей представляют попытку хронологической реконструкции лет логического завершения разработки теории логического позитивизма и одновременной его самоликвидации, а также реконструкции влияния идей логического позитивизма на философию XX в, их развитие как на Западе, таки в России. Большинство работ будут впервые представлены на русском языке. Среди авторов
    Гемпель К, Рейхенбах Г, Куайн У, Пап А, Нагель Э, Кар­
    нап Р, Айер, Брейтуэйт, Ф. Франк, Крэйг и др. В сборник предполагается включение статей российских философов, разрабатывающих проблематику логического позитивизма.
    Предполагается написание вступительных статей и поиск иллюстративного материала для оформления всех книг
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17


    написать администратору сайта