Главная страница
Навигация по странице:

  • Теории личности СПб., 2000. 161 Приложение

  • Спиноза Б Этика / / Спиноза Б Избранные произведения М, 1957, т. 1, с. 362. 163 Приложение

  • Никифоров А.Л. - Природа философии. - 1991. И с кус ст во. Философия bbн ере лиги я


    Скачать 5.02 Mb.
    НазваниеИ с кус ст во. Философия bbн ере лиги я
    Дата17.02.2020
    Размер5.02 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаНикифоров А.Л. - Природа философии. - 1991.pdf
    ТипДокументы
    #108846
    страница16 из 17
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17
    Приложение
    здаваемый нашим сознанием, наукой, от самого объективного мира и всегда помнить о том, что любое представление о вещах и людях может оказаться ошибочным.
    В конце концов, все проблемы гносеологии стягиваются в одну что такое истина и как ее получить В повседневной жизни слово истина служит для выражения согласия, признания чего-то фактом, для обозначения глубокого, сокровенного знания о мире, содержащегося в Откровении, и т.д. Гносеология уточняет одно из значений этого слова.
    Истинной (или просто истиной) называется та мысль, которая соответствует своему предмету, те. представляет его таким, каков он на самом деле. Соответственно, ложной будет та мысль, которая не соответствует своему предмету, те. представляет его не таким, каков он на самом деле.
    Это очень просто предложение Москва — столица России истинно, ибо Москва действительно является столицей России предложение Тверь — столица России ложно, ибо на самом деле это не так. В сущности, именно таким пониманием истины мы часто руководствуемся в повседневной жизни. Скажем, насобирав в лесу поганок и мухоморов, мы приходим домой, и нам говорят сердобольные соседи Эти грибы ядовиты. Не обращая внимания на предостережения окружающих, мы жарим и съедаем свою добычу, а потом, уже лежа в больнице, со вздохом признаем Да, соседи были правы, эти грибы действительно ядовиты».
    Вот такое понимание истины здравым смыслом выразили еще Платон и Аристотель, поэтому концепцию истины, рассматривающую ее как соответствие мысли действительности, часто называют классической концепцией истины или теорией корреспонденции ( от англ.
    correspondence
    — соответствие. По-видимому, такое понимание истины глубоко укоренено в обыденном мировоззрении, поэтому оно и держится в нем вот уже более двух тысяч лет. Идея, выражаемая классической концепцией истины, на первый взгляд проста если наш мысленный образ вещи, ситуации, мира в целом похож на саму вещь, ситуацию, мир сам по себе, то этот образ истинен. Он помогает нам ориентироваться в мире и успешно действовать. Эта идея нашла выражение в марксистской теории отражения, согласно которой истина и наше сознание в целом представляют собой отражение внеш
    Познание него мира, причем слово отражение несло в своем содержании мысль о зеркале, о сходстве отображаемого с отобра­
    жением.
    На уровне здравого смысла, повседневного опыта, обыденного мировоззрения все это выглядит вполне приемлемым. Однако философы приходят в отчаяние, пытаясь уточнить классическое понимание истины. Многие из них перед лицом столетних неудач вообще отказываются говорить об истине и считают понятие истины абсурдным. Почему?
    Можно указать, по крайней мерена три проблемы, которые возникают в связи с попытками уточнения классической концепции истины.
    Во-первых, чрезвычайно неясно, что означает соответствие мысли действительности или реальному положению дел. Ну, когда речь идет о чувственном образе, то это соответствие еще можно истолковать как сходство образа и вещи. Я могу допустить, что мой чувственный образ стола как-то похож на сам стол (да и то это самостоятельная сложная проблема, в чем мы могли убедиться, рассматривая вопрос о первичных и вторичных качествах. Но о каком сходстве можно говорить, когда речь идет о мысли и предмете В каком смысле утверждение Треугольник имеет три угла похоже на треугольник Ясно, что ни о каком сходстве речь здесь идти не может. Но тогда что такое соответствие Это до сих пор открытый вопрос.
    Во-вторых, как узнать, где истина, а где ложь, как отличить истину от заблуждения Это вопрос о критерии истины, о ее признаках. Декарт, например, полагал, что критерием истины являются ясность и отчетливость если некоторая мысль мне совершенно ясна, то она и истинна. По- видимому, этот критерий мало что дает. Вот две противоположных мысли Слоны живут в Австралии и Слоны не живут в Австралии. Обе мне ясны, но какая из них истинна Марксистская философия в качестве критерия истины предложила рассматривать практическую деятельность если, руководствуясь какой-то мыслью, я добиваюсь успеха в деятельности, то эта мысль истинна. По-видимому, во многих случаях этот критерий помогает нам отличить истину от заблуждения. Если я покупаю ружье, еду в Австралию охотиться на слонов и, прочесав ее вдоль и поперек, не нахожу

    Приложение
    ни одного слона, то вправе заключить, что мысль Слоны живут в Австралии ложна и истинна противоположная мысль. Хочешь узнать, щедр человек или скуповат, — сходи с ним в ресторан или попроси у него взаймы хочешь узнать, не сгнила ли твоя картошка, — попробуй ее почистить. Критерий практики на первый взгляд так прости очевиден, что мы, советские философы, иногда удивлялись почему же наши зарубежные коллеги не хотят его признать Верно, на уровне повседневного опыта он функционирует неплохо. Но уже и здесь выясняется, что ложные идеи также приводят к успеху в практической деятельности. Простой пример мы до сих пор ориентируемся на местности, исходя из того, что Солнце и весь небосвод вращаются вокруг Земли. А уж когда речь заходит о более сложных вещах, о научных теориях, то и само понятие практики становится чрезвычайно расплывчатым.
    Наконец, третий важный вопрос, связанный с классическим понятием истины, встает при попытке оценить историю человеческого познания. Классическая концепция знает лишь два понятия — истину и ложь. Допустим, в настоящий момент мы умеем из совокупности современного человеческого знания и убеждений выделить истину и отделить ее от лжи. Взглянув сточки зрения современных истинна предшествующие идеи и теории, мы обнаружим, что все они — или, по крайней мере, большая часть — ложны. Скажем, сейчас нам совершенно ясно, что естественнонаучные взгляды Аристотеля ложны, что медицинские идеи Гиппок­
    рата и Галена ложны, что теории эволюции Кювье или Ла­
    марка ложны, что даже великий Ньютон ошибался в своих представлениях о природе света, пространства и времени. Но как же сплошная цепь заблуждений могла привести к современной истине И как это люди могли жить и действовать, руководствуясь исключительно ложью Что-то здесь не так. Значит, оценка истории познания требует каких-то новых понятий либо изменения смысла классического понятия истины.
    Предложено немало решений указанных проблемно пока среди них нет ни одного, которое не порождало бы, в свою очередь, еще более трудных вопросов. Поэтому многие философы предпочитают вообще не говорить об истине. Неко­
    158

    Человек
    торые же предлагают отказаться от классического понимания истины и выработать какое-то иное истолкование этого понятия. Например, в конце XIX в. американские философы Ч. Пирс, У. Джеймс и Дж. Дьюи разработали прагматизм — концепцию, которая просто отождествляет истинность с полезностью истинно то, что полезно, что приносит успехи неважно, похоже ли наше представление о мире на сам мир. Возможно, что в общественной жизни такое понимание истины й можно было бы принять. В самом деле, если кто-то действует, руководствуясь некоторыми представлениями об обществе, о людях, отношениях между людьми, и добивается жизненного успеха, то, по-видимому, его представления верны, истинны. Если государственный деятель предлагает какие-то социальные реформы и осуществление этих реформ идет на благо обществу, то, по-видимому, идеи такого деятеля верны. Однако для естествознания такое понимание истины совершенно не подходит мы не можем считать истинной геоцентрическую систему мира только потому, что успешно ею пользуемся в своих повседневных делах. В XX в. было предложено еще несколько концепций истины, и сейчас по поводу истины продолжаются споры. И все-таки среди всех этих споров прочно стоит основная идея здравого смысла и классической концепции истинно то, что соответствует реальному положению дел. Человек

    Центром обыденного мировоззрения является представление о л, самосознание индивида, и самый интересный вопрос мировоззрения — это вопрос о том, кто я. Может быть, Кант был прав, считая, что все вопросы философии сводятся к одному Что такое человек На этот вопрос пытается ответить философская антропология. Однако он оказывается не только самым интересным, но и самым сложным философским вопросом, и, по сути дела, ни одна категория философской антропологии до сих пор не имеет какого-то общепринятого содержания. Как только пытаешься сказать что-то об этих категориях, так сразу же попадаешь либо в социологию, либо в психологию, либо встаешь на чью-то конкретную позицию. Даже философский аспект этих ка
    Приложение
    тегорий далеко не всегда ясен. Поэтому то, что я буду излагать ниже, увы, не может претендовать на общепризнанность.
    Обыденное сознание расщепляет человека на две стороны тело и душу. Ну, тело — это просто биологический организм, живущий по законам биологической жизни. От животного мира человека отличает наличие души. Поэтому вопрос о человеке — это, по сути дела, вопрос о том, что такое душа. Однако современная философия, по крайней мере философия XX вне говорит о душе (за исключением, понятно, религиозных мыслителей. Это понятие оказывается слишком сложными неясным, поэтому понятие души философы заменяют другими, более простыми понятиями, которые поддаются хотя бы какому-то анализу. А слово душа остается для увлекательных и туманных разговоров с друзьями о жизни. На место души философия ставит сознание, мышление, наконец, личность в качестве равноценных феноменов или, по крайней мере, важнейших сторон человеческой души. Правда, и эти понятия оказываются невообразимо сложными, так что выигрыш от замены не столь уж велик.
    Сознание есть свойство (функция) высокоорганизованной материи — мозга.
    Увы, кроме этого чрезвычайно тощего определения я больше ничего не могу сказать осознании. В большинстве работ отечественных философов сознание до сих пор истолковывается как отражение внешнего мира. Но апелляция к отражению мало что дает, ибо неясно, что такое отражение. Ассоциация с зеркальным отражением оказывается явно ошибочной, а если — так, то зачем вообще нужно это понятие Другие слова и понятия, используемые для прояснения того, что такое сознание, столь же неопределенны сознание — это нечто идеальное это — субъективное это — психика и т.п. Легче сказать, для чего нужно человеку сознание, чем — что это такое.
    Сознание — это такое свойство человека, которое позволяет ему ориентироваться в окружающем мире, строить планы своих действий и предвидеть их результаты, контролировать свое поведение и оценивать как себя самого, таки окружающие явления и вещи. В структуру сознания входят, грубо говоря, четыре разных блока 1) информация о

    Человек
    мире и своем теле, получаемая с помощью органов чувств
    2) мышление 3) эмоциональные переживания — страх, гнев, радость и т.п.; 4) ценности и мотивы. Над этим полем сознания надстраивается самосознание — осознание и оценка собственного я. Под этим полем располагается бессознательное инстинкты, подсознательные желания, волевые импульсы, в существовании которых люди не отдают себе отчета, но которые оказывают мощное воздействие на сознание. На роль бессознательного в психике человека впервые обратил внимание австрийский психолог 3. Фрейд (1856—1939), и после его работ уже никто не отрицает влияния бессознательного на всю психическую жизнь человека.
    Таким образом, мы можем заметить, что, хотя понятие сознание само по себе ненамного яснее, чем понятие душа, все-таки осознании мы можем сказать гораздо больше, чем о душе. В последние годы интенсивно развивается новая область философии — философия сознания, которая, быть может, раскроет наконец сущность сознания.
    Для нас же в данном случае важнее то, что понятие сознания во многих отношениях эквивалентно понятию личности — центральному понятию философской антропологии. В повседневной жизни мы весьма часто пользуемся этим понятием выдающаяся личность, неприятная личность, ничтожная личность, сильная личность и т.п. К сожалению, внятно сказать, что же такое личность, чрезвычайно трудно. Известный русский философ Н. Бердяев вообще полагал, что величайшей загадкой философии является загадка человеческой личности.
    Личность есть человек, обладающий особой, уникальной структурой сознания, которая выражается в определенной устойчивости его поведения Выше мы говорили о структуре сознания, о том, что она включает в себя четыре блока, самосознание и бессознательное. Так вот у каждого человека содержание этих блоков и их взаимосвязи будут определяться наследственностью, условиями воспитания и всей его жизнедеятельностью, те Я старался избегать здесь каких-либо ссылок (их было бы слишком много, но все жене могу не сослаться на поистине замечательную книгу Х ь ел л JI., З игле р Д .

    Теории личности
    СПб., 2000.
    161

    Приложение
    будут уникальными — это и есть личность человека, определяющая все его отношения с миром и другими людьми.
    С точки зрения приведенного определения самое драгоценное в человеке — это его уникальность, неповторимость, его отличие от всех других людей. Все мы разные личности, ибо все мы отличаемся друг от друга. Конечно, на 99% люди чрезвычайно похожи как млекопитающие животные, как представители одной культуры, как члены одного общества и социальной группы. Однако в каждом из насесть то зернышко своеобразия, которое отличает нас от всех остальных и всему облику отдельного человека, всем его поступкам, всей его жизни, в конце концов, придает особый, неповторимый оттенок и смысл. Каждый человек и интересен, прежде всего, как личность — как нечто новое, ранее не бывшее в этом мире.
    Личность человека проявляется в его деятельности. В самом деле, если некоторый объект никак себя не проявляет во взаимодействиях с другими объектами, то он как бы и не существует вовсе. Точно также и личность какими бы добродетелями, знаниями, умениями вы ни обладали, какие бы чувства, страсти, желания ни переполняли вашу грудь, если все это никак не проявляется в вашей физической активности, то как узнать, что вы — личность?
    Деятельность есть способ существования личности, заключающийся в целенаправленном воздействии на окружающий мир.
    Мы возводим города и строим плотины, воюем и занимаемся политикой, учимся и учим, общаемся друг с другом или читаем книги — все это деятельность, все это воздействие на мирили на самого себя с определенной целью. Деятельность есть средство достижения наших целей, иона организуется в соответствии с целью если вам нужно срубить дерево — вы возьмете топор и отправитесь в лес если нужно побриться — воспользуетесь бритвой. Деятельность всегда представляет собой воздействие на окружающие предметы с помощью определенных средств. Однако эту сторону деятельности мы сейчас оставим в стороне. Для нас важнее другое. Деятельность, вообще говоря, выполняет две основные функции она служит средством достижения некоторых целей ив тоже время оказывается средством самовы­
    162

    Человек
    ражения личности. Именно в деятельности — в выборе целей и средств, в способах действий — выражаются особенности действующей личности, проявляются внешним образом ее внутренние глубины. Каждый портной шьет костюмы, но каждый делает это по-своему; каждая хозяйка готовит обед, ноу одной получается вкусно, ау другой — в рот не хочется брать.
    Особенности личности выражаются, формируются и развиваются в деятельности, но при условии что это — свободная деятельность. Несвободная, принужденная активность человека ничего не может сказать о его личности. Если кто- то поставил перед вами цель, снабдил вас средствами, регламентировал последовательность действий, то как вы сможете проявить себя в такой активности Никак. Такова активность раба на хлопковой плантации, рабочего в современном массовом производстве. Нужна свобода, чтобы в деятельности выразилась личность.
    Обыденное мировоззрение включает в себя понятйе свободы, нам известен лозунг Великой французской революции Свобода, равенство, братство, мы стремимся увеличить свою свободу и горько жалуемся на сковывающую нас рутину повседневных дели обязанностей. Понимание свободы, близкое обыденному мировоззрению, по-видимому, лучше всего выразил прекрасный нидерландский философ Б. Спиноза (Свободной называется такая вещь, — писал он в своем главном труде Этика, — которая существует по одной только необходимости своей собственной природы и определяется к действию только сама собой. Необходимой же или, лучше сказать, принужденной называется такая, которая чем либо иным определяется к существованию и действию по известному и определенному образу Отсюда мы легко получаем нужное нам определение деятельность свободна, если она осуществляется только благодаря воле и желаниям ее субъекта. И, напротив, если деятельность не зависит от воли и желания действующего субъекта, она несвободна

    Спиноза Б Этика / /
    Спиноза Б Избранные произведения М, 1957, т. 1, с. 362.
    163

    Приложение
    Чтобы лучше понять специфику свободной деятельности, начнем с ее антипода — с вынужденной активности. Допустим, вас обязывают явиться завтра на работу в новом костюме. Времени в обрез, выбежите в магазина там — только один костюм подходящего размера. Вы вынуждены приобрести его, хотя вам они не очень нравится. Здесь все задано извне цель, условия, средства деятельности. Ваша покупка целиком вынуждена, и, если кто-то упрекнет вас в дурном вкусе, он будет неправ вы к этому костюму не имеете никакого отношения. Но вот вас не ограничивают сроками, и, побегав по магазинам, вы встречаете несколько подходящих костюмов. Вы можете выбирать ив этом выборе уже проявить свой вкус, свои представления о прекрасном и пристойном, короче говоря, некоторые черты своей личности. Таким образом, свобода — это, прежде всего, возможность выбора.
    Чем более велики возможности выбора, тем больше ваша свобода, тем полнее проявится в деятельности ваша личность. Однако свобода выбора — это еще не вся свобода, которая свойственна человеку. Выбирают ведь и животные, ив этом смысле человек от них недалеко ушел. Чтобы увидеть ограниченность такой свободы, представьте себе, что вам приходится выбирать из такого ряда альтернатив, которые вам все одинаково не нравятся, Ну, скажем, ни один из тех костюмов, которые вы встречаете в магазинах, не пришелся вам по вкусу, а выбирать надо — какая же здесь свобода?
    Подлинная свобода — это способность творчества, способность созидания.
    Грубо говоря, свобода творчества — это способность непросто выбирать из имеющегося диапазона возможностей, но создавать новые возможности. Если обратиться к нашему простому примеру, то можно сказать, что свобода — это способность самому создать ту одежду, которая вам нравится. Вы сами ставите перед собой цель, сами создаете средства, определяете последовательность действий и т.д. Поэтому получившийся результат в наибольшей мере выразит особенности вашей личности. С этой точки зрения мы могли бы сказать, что личность, свобода, творчество — это, в некоторой степени, эквивалентные понятия, ибо самовыражение личности (ее существование) осуществляется только в сво­
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17


    написать администратору сайта