Главная страница

Никифоров А.Л. - Природа философии. - 1991. И с кус ст во. Философия bbн ере лиги я


Скачать 5.02 Mb.
НазваниеИ с кус ст во. Философия bbн ере лиги я
Дата17.02.2020
Размер5.02 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаНикифоров А.Л. - Природа философии. - 1991.pdf
ТипДокументы
#108846
страница1 из 17
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

(1940-????)
[ЛййиниаДЯ
Что же это такое — философия Продукт шизофренического воображения или в самом деле что-то важное, быть может, даже необходимое, как всему обществу,
так и отдельному человеку?
С точки зрения современной физиологии, искусство и философия апеллируют
к разным полушариям головного мозга...
Философия начинается с вопросов почему, задаваемых по любому поводу и поиска рациональных ответов на такие вопросы. Для нее нет ограничений в вопрошании, как нет и никаких авторитетов. В том-то и разница между философией
и религие й.
Если попытаться развить взгляд на философию как нами ров о ззр е ни е , то мы быстро обнаружим, что мировоззрение и наука совершенно разные .вёШ; поэтому признавать философию наукой и одновременно считать ее формой мировоззрения
значит впадать в противоречие
ВЗГЛЯД НА ФИЛОСОФИЮ ПОЭТУ СТОРОНУ АТЛАНТИКИ
/ АЛЕКСАНДР У
[ НИКИФОР О В природа философии
Основы философии киишШДгЯа
Москва 2001

ББ КН Н 62
НИКИФОРОВ А. Л. ПРИРОДА ФИЛОСОФИИ Основы философии. М Идея-Пресс, 2001. — 168 с 5-7333-0020-5
© Никифоров А. Л ., 2001
© Художественное оформление С. Ж егло, 2001
© Идея-Пресс, 2001

ОГЛАВЛЕНИЕ
Об авторе еде ни е вопрос. Глава Отрицательное определение философии. Философия bbн е

и с кус ст во. Философия bbн ере лиги я.
1 5
1 . 3 . Философия bbн е
н ау ка Глава Философия как мировоззрение. Обыденно ем и ров о з зрение. Философ с коем и ров о з зрение. Мировоззрение ка к
п они манием и р а.
3 Глава Философия и истина. Основания bbи ст и н нос т ной bbо цен к и.
4 3
3 . 2 . Пот уст о ро ну истины ил ж и.
4 6
3 . 3 . Знание или мнение Глава Некоторые особенности с следования. Первичная bbиbbв тори ч на яра бота. Выбор проблем ы
и лите мы. Поиск решения. Разр а бот каре ш е ни я.
6 8
4 . 5 . Иллюстрация. Восприятие bbиbbо цен каре з ул ь тат о вис следования. Оп рог ре с се bbвbbф ил ос о фи и.
7 8
Глава Основной вопрос философии. Логиком е то долог и чески й
а на ли з.
8 2
5 . 2 . Историческая bbс правка Глава. Проблемы философии. Единство философии. Классификация bbф ил ос о ф с к их проблем. История bbф ил ос о фи и 0 5
6 . 4 . Классификация bbф ил ос о ф с к их систем, И НАПРАВЛЕНИЙ 0 8
6 .5 О НАЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ФИЛОСОФИИ...................
109
Г
л а в а Философия теориями ров о з зрения. Два способ асу щ ест во ван и я
ф ил ос о фи и. 1 1 4
7 . 2 . Обл ас тиф ил ос о ф с кого bbи с следования Глава Философия как образ жизни Заключение ответ Приложение biib.bibО снов ы философии. Мир. Общество. Познание. Человек. Заключительное bbс лов о 6 7
ОБ АВТОРЕ
Родился в 28 апреля 1940 г.
После окончания средней школы с 1957 по 1959 гг. работал слесарем на заводе в 1959—1962 гг. служил в армии. В 1962—1967 гг. учился на философском факультете МГУ им. МВ. Ломоносова
специализировалс на кафедре логики и одновременно работал истопником в больнице. Особенно запомнились лекции В. Ф. Асмуса и
лекции по истории логики Попова ПС, друга М. Булгакова.
Кандидатская диссертация Понятие истины и закона в методологии науки — 1970 г, Институт философии Российской Академии наук (ИФ РАН докторская диссертация Основные тенденции развития современной буржуазной философии науки 1983 г, ИФ РАН.
С 1967 г. по настоящее время работает в Институте философии Российской Академии наук с 1986 г. — ведущий научный сотрудник ИФ АН. Одновременно преподавал на философском факультете МГУ им. МВ. Ломоносова и мн. др. учебных заведениях.
ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ. О формальных признаках утверждений, выражающих законы природы / / Вопросы философии, 1968, № 11;

2. О философском значении семантического понятия истины / / Вопросы философии, 1969, № 2;
3. Определения диспозиционных предикатов / / Логика и эмпирическое познание. М, 1972.
4. Об истолковании контрфактических предложений / / Логика и методология науки. Логика. М, 1973.
5. Один из способов построения дерева доказательства в пропозициональной логике / / Теория логического вывода. М, 1973.
6. Проблема универсалий в современной логике / / Проблемы логики и методологии науки. Вып. 1. М ИНИОН, 1974.
Об авторе. Методы эмпирического познания (на исп. яз) / / Методология современного научного познания Гаванна, 1975.
8. Модификация табличных построений для классической и интуи­
ционистской пропозициональной логики / / Методы логического анализа М, 1977.
9. Философская ситуация в ФРГ сегодня некоторые аспекты (совм. с А. Гулыгой) / / Вопросы философии М, 1978, № 6.
10. Логико-семантический анализ различия между эмпирическими теоретическим знанием (на польск. яз) / / Человек и мировоззрение Варшава, 1979, № 4.
11. Современный подход к проблеме диспозиционных предикатов / / Логические проблемы современной науки М ИНИОН, 1980.
12. Логика и методология научного познания (совм. С. Ю. А. Петровым. М МГУ, 1982.
13. Семантическая концепция понимания Понимание человеческой деятельности / / Объяснение и понимание в научном познании М ИФАН, 1983. Переизд. в кн Загадка человеческого понимания М Политиздат, 1991.
14. От формальной логики к истории науки. М Наука, 1983.
15. Техническое знание и прогресс науки (совм. с В. В. Чешевым); Научный факт и научная теория / / Творческая природа научного познания. М Наука, 1984.
16. Основа рациональности научных методов / / Методы научного познания и физика М Наука, 1985.
17. Основы научной рациональности / / D ijalektika. Broj 3—4,
Beograd, 1986.
18. Виды научного объяснения (совм. с Е. И. Тарусиной); Научная рациональность и цель науки / / Логика научного познания. М Наука, 1987.
19. Процесс философского исследования / / О специфике методов философского исследования М ИФАН, 1987.
20. Является ли философия наукой / / Философские науки, 1989, № 6.
21. Понятие истины в методологии научного познания / / Диалектика. Познание. Наука М Наука, 1989.
22. К вопросу об основном вопросе философии / / Взаимосвязь фундаментальных и прикладных методов исследования. М Наука, 1989.
23. Переживет ли марксизм перестройку / / Общественные науки, 1990,
№ 3. Перевод на нем. яз Wird der Marxismus die Perestrojka uberleben? /
/ Abschied vom Marxismus. Rowolt Tashenbuch. Reinbek bei Hamburg, 1992.
8
Об авторе. Философия как личный опыт / / Заблуждающийся разум ? М
Политиздат, 1990.
25. Философия в годы застоя / / Вестник АН СССР, 1990, № 1.
26. Деятельность, поведение, творчество Общее и индивидуальное в деятельности Деятельность и свободы / / Деятельность теории методология, проблемы. М Политиздат, 1990.
27. Краткий словарь по логике (совм. с Д. П. Горскими А. А. Иви­
ным). М Просвещение, 1991.
28. Rationality and Freedom (Рациональность и свобода) / / 77ie Opened
Curtain (Открытый занавес) / К. Lehrer, Е. Sosa (eds). San-Francisco:
Westview Press. Oxford, 1991.
29. О чем в действительности идет спор / / Философские науки
1991, № 1.
30. О понятии социального прогресса / / Научно-технический прогресс мифы и реальность. М ИФАН, 1992.
31. Логика. Учеб.-методич. пособие. М АЭП, 1993.
32. Философия мир предельных значений Наука общезначимое знание о мире / / Морфология культуры. Структура и динамика. М Наука, 1994.
33. Революция в теории познания / / Общественные науки и современность, 1995, № 4.
34. Между Востоком и Западом будущее обновленной России (совм. с Ю. М. Бородаем) / / Российский монитор, вып. 5, 1995. Перевод на англ. яз Between East and West: Russian Renewal and the Future / /
Studies in East European Thought, 1995, v. 47.
35. Книга по логике. М, Гнозис, 1995. Переизд. 1996, 1998.
36. Введение в логику учеб. пос. для учителя и родителя (совм. с МИ. Пановым). М Скорина, 1995.
37. Беседы на посторонние темы. М АЭП, 1997.
38. Философия науки История и методология. М Дом интеллектуальной книги, 1998.
39. Словарь по логике (совм. с А. А. Ивиным). М Владос, переводы. Хессе М Структура научного вывода / / Научные теории структура и развитие. М ИНИОН, 1978.
2. Структура и развитие науки (ст-и Лакатоша И, Куна Т, Вартоф-
окого М, Хессе Ми др. М, 1978.
9
Об авторе. Фейерабенд П. Против метода. Очерк анархической теории познания / / Зарубежные исследования по теории познания. М, 1978.
4. Логика научного исследования (совм.). М ИНИОН, 1979.
5. Хинтикка Я. Логико-эпистемологические исследования. М Прогресс, 1980.
6. Семантика модальных и интенсиональных логик (совм.). М Прогресс, 1981.
7. Поппер К . Логика и рост научного знания (совм.). М Прогресс
1983.
8. Фейерабенд 77. Избранные труды по методологии науки (совм.). М Прогресс, 1986.

9. Философия. Логика. Язык (ст-и Д. Дэвидсона, Дж. Серла и др М Прогресс, 1987.
10. Уайтхед АН Избранные работы по философии (совм.). М Прогресс, 1990.
11. Аналитическая философия Становление и развитие (ст-и Б
Рассела, А. Тарского, Д. Дэвидсона, У. Куайна). М Дом интеллектуальной книги, 1998.
12. Рассел Б Исследование значения и истины (совм. с ЕЕ. Ледниковым. М Дом интеллектуальной книги, 1998.
13. Боррадори Дж Американский философ (совм. с Л. Б. Макеевой, О. А. Назаровой). М Дом интеллектуальной книги, 1998.

14. Кюнг Г. Онтология и логический анализ языка. М Дом интеллектуальной книги, 1999.
10
ВВЕДЕНИЕ
ВОПРОС
В последние годы я редко соглашаюсь читать лекции по философии и делаю это с большой неохотой. Причина простая не знаю, что читать. Когда-то я читал диалектический материализм и знал, что могу спрашивать со своих студентов. Ну да, сейчас у меня есть возможность прочитать курс лекций по русской философии или по философии Канта, по философии позитивизма или прагматизма, по философии науки или, наконец, этике. Но, по-видимому, я должен читать курс лекций не по какому-то одному разделу философии или философскому направлению, а по философии вообще, просто по философии Но что это такое — философия вообще Или такой вопрос лишен смысла?
В замечательной пьесе сербского писателя Бранислава
Нушича Доктор философии главный герой пан Живота высказывает следующее замечание Философия Это когда тыне понимаешь, что я говорю, а я не понимаю, что ты говоришь Его слова кажутся смешными именно потому, что в них содержится изрядная доля правды. Нов данном случае важнее то, что пан Живота выразил довольно-таки распространенное представление о философии. Философия это что-то заумное, очень далекое от повседневной жизни, представляющееся нормальному, здоровому человеку каким- то пустопорожним умствованием, как вычисление того, сколько ангелов поместится на острие иголки. Когда мой будущий тесть узнал, что его дочь выходит замуж за студен- та-философа, он выразил свое отношение кратко, но энергично Проходимец Работать не хочет, языком болтать будет!»
Такова точка зрения людей рукодельных. Все, что создаст человек, служит каким-то целям, удовлетворяет какие- то потребности. Наука увеличивает наши знания, техника облегчает жизнь, искусство создает прекрасное — но зачем
Введение вопрос
нужна философия Философы вечно спорят по поводу ка­
ких-то маловразумительных проблем и порой договариваются до совершенно абсурдных вещей. Ну, например, древнегреческий философ Парменид вопреки всякой очевидности учил, что мир неподвижен, никакого движения в нем нет и что видимое перемещение отдельных вещей лишь иллюзия. Помните, у Пушкина:
«Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчали стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый»?
Философы Средневековья почти триста лет спорили о том, существует ли наряду с конкретными людьми — Петром, Павлом или Бонифацием — еще и человек вообще, просто человек (когда сегодня я слышу разговоры оправах человека или об общечеловеческих ценностях, мне вспоминаются эти давние споры. А знаменитый немецкий философ Имма­
нуил Кант создал изощренную систему для доказательства того, что мы ничего не знаем ив принципе ничего не можем узнать об окружающем нас мире.
Такие философемы, вырванные из их духовного контекста, и порождают у широкой публики мнение о том, что философия — это далекая от жизни игра в бисер или своего рода психическая болезнь, отдающая человека во власть фантомов его извращенного сознания.
Вместе стем мы смутно подозреваем, что философская болтовня вовсе не безобидна, что она содержит в себе нечто важное, способное оказать влияние на нашу повседневную жизнь. Недаром ведь на философов так часто ополчались представители правящих элит! Скажем, древние афиняне настолько перепугались развратных речей своего знаменитого мудреца Сократа, что заставили его выпить чашу с ядом. Католическая церковь сожгла Джордано Бруно за его рассуждения о множественности обитаемых миров. В
XVIII в. яд и костер уже вышли из моды и французским просветителям уда лось-таки совершить тот переворот в умах, который вскоре привел к Великой французской революции. Конечно, наиболее яркий пример влияния философии на общественную жизнь — это развитие России в XX в, которое
Введение вопрос
в немалой степени определялось одной bbи з

философских концепций. Поэтому В. И. Ленин, будучи и сам не чужд философии, в 1922 г. собрал всех русских философов и выслал их заграницу. От греха подальше!
Так что же это такое — философия Продукт шизофренического воображения или в самом деле что-то важное, быть может, даже необходимое как всему обществу, таки отдельному человеку?
Когда-то, две с половиной тысячи лет назад, на базарной площади Афин вокруг Сократа собирались юноши, с которыми он целыми днями готов был разговаривать о богах и добродетели, о власти и свободе, о добре и зле — до тех пор, пока ни приходила за ним его жена Ксантиппа и ни загоняла его домой. Традиция сохранилась, хотя исчезли базарные площади и появились книги. Обратитесь к философу, ион охотно побеседует с вами обо всем, что кажется вам интересным или важным.
Попробуем поговорить о том, что такое философия. Быть может, нам удастся хотя бы отчасти прояснить для себя ответ на этот вопрос
Глава 1. ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
Вы, конечно, не читали моей популярной книжки поло гике *, хотя, намой взгляд, прежде чем приступать к знакомству с философией, полезно иметь некоторое представление о формах мышления и способах рассуждения. Ответ на вопрос Что такое философия должно дать определение Философия — это пустая болтовня, участники которой не понимают друг друга, — сказал бы пан Живота, если бы умел придать своей мысли форму определения. — Это так называемое положительное определение, в котором выражается некоторая важная или характерная особенность, присущая определяемому предмету. Но когда мы о предмете еще ничего не знаем и стремимся хотя бы как-то отличить его от других предметов, то прибегаем к помощи отрицательных определений типа комета — это не звезда, не планета, не астероид. Такие определения дают очень небольшую информацию о предмете, но часто приходится начинать именно с них познание всякого нового объекта начинается сего отличения от всех других объектов. Попробуем и мы сначала понять, чем философия не является.
1.1
Философия не искусство
Довольно легко увидеть, что философию нельзя отнести к области искусства.
Важнейшим средством, орудием искусства является художественный образ. Все, что пытается передать людям поэт, жипописец, скульптор, он выражает и передает посредством наглядно-чувственного образа. Вспомните белые глаза Иоанна Грозного на известной картине Репина, грозную мощь Моисея Микеланджело или один из образов С. Есенина:
1 Никифоров А Книга по логике. М, 1995.
14
Отрицательное определение философии
«Любимая!
Меня вы не любили.
Не знали вы, что в сонмище людском Я был, как лошадь, загнанная в мыле Пришпоренная смелым ездоком!»
Философия же пользуется почти исключительно рассуждением, чувственный образ служит лишь для прояснения или иллюстрации мысли философа. Уберите из романа художественные образы — в нем почти ничего не останется уберите художественные образы из философского сочинения — оно почти ничего не потеряет в своем содержании.
Художник стремится создать картину реальности или своего внутреннего мира во всей ее конкретно-чувственной полноте, запечатлеть сиюминутное, мимолетное переживание, остановить мгновенье. Философ же почти никогда не интересуется конкретными преходящим, его внимание, как правило, направлено на общее и вечное. Хотя искусство порой способно глубоко проникать в суть вещей и событий, главный его предмет — их внешний облик. Для философа же внешний вид окружающего мира часто не более чем иллюзия, не заслуживающая пристального внимания, он стремится проникнуть в сущность вещей. Короче говоря, в то время как искусство в основном обращается к чувству, философия — только к разуму. (Сточки зрения современной физиологии, они апеллируют к разным полушариям головного мозга) Когда художник хочет выразить свои представления о прекрасном, он создает Венеру или Анну Каренину; философ в этом случае пишет трактат.
1.2
Философия не религия
Может быть, философия — это секуляризованная форма религии Безусловно, между философией и религией имеется определенное сходство. Существует даже так называемая религиозная философия, которая прямо опирается на догматы того или иного вероучения. Тем не менее у религии не было более ядовитого врага, чем философия. История показывает, что религиозная вера совместима с чем-угодно, даже с наукой — стоит только разграничить их сферы. Но философия — не отдельная философская система или направле­
15
Глава 1
ние, а философия как целое — не может ужиться с религией. Да, философ может быть верующим человеком, но, как только он входит в церковь, он перестает быть философом.
И не так уж трудно понять — почему. Всякая религия опирается на некоторый безусловный авторитет и на веру. Скажем, у мусульман имеется Коран и пророк Мухаммед, у христиан — Библия и Иисус Христос. Священные книги не допускают ни малейшего сомнения, их безусловная истинность принимается на веру. Скажем, Коран предписывает ежедневную пятикратную молитву. Нельзя спрашивать, почему молиться нужно именно 5 разв день, и предлагать молиться 3 или 10 раз. Но философия как рази начинается с вопросов почему, задаваемых по любому поводу, и поиска рациональных ответов на такие вопросы. Для нее нет ограничений в вопрошании, как нет и никаких авторитетов. Философ все готов подвергнуть сомнению — даже само существование мира, в котором мы живем, и собственного тела И философия стремится ничего не принимать на веру, она всегда требует доказательств и обоснований. В том-то и разница между философией и религией, что религия уже знает, а философия все еще сомневается, религия уже учит добру, а философия спрашивает что есть добро Эта характернейшая особенность философии выражается уже в самом слове философия оно составлено из двух греческих слов
«phileo» — люблю и «sophia» — мудрость и наиболее адекватно переводится русским словом любомудрие. Пифагор, один из первых античных философов, обращаясь к своим ученикам, говорил не называйте меня мудрецом, зовите меня любителем мудрости, те. философом. Мудростью владеют только бессмертные боги, а человек способен лишь с любовью приближаться к ней.
Всеобъемлющий критицизм и стремление к рациональному обоснованию — вот основное отличие философии от религии. Надеюсь, это не будет истолковано как критика религии, тем более что в наше время такая критика считается дурным тоном. Я вполне готов согласиться стем, что религия нужна людям, ибо часто облегчает им жизнь и воспитывает душу. Единственное, что я хочу сказать, так это то, что философия — не религия
Отрицательное определение философии. Философия не наука
Чаще всего философию относят к науке. В нашей стране представление о том, что философия — это особая наука, в массовом сознании укоренилось благодаря длительному и монопольному господству марксизма — одной из философских систем, претендовавшей на статус науки о наиболее общих законах бытия 2. Причем эти законы мыслились как во всем подобные законам конкретных наук, только сферой их действия считался весь универсум, поэтому их объявляли всеобщими законами Предметом философии является всеобщее в системе мир — человек 3. Поскольку никаких других философских систем публика не знала и под философией привыкла понимать именно марксизм, постольку научный статус философии стал чем-то вроде общего предрассудка. Кстати сказать, один из немногих философских журналов в нашей стране носит название Философские науки. И все это, конечно, не объясняется только влиянием определенной философской школы.
Понимание философии как науки выражает очень старую и до недавнего времени господствующую традицию. Даже паши смутные знания истории человеческого познания подсказывают нам, что когда-то зачатки многих наук входили в философию и лишь постепенно отпочковывались от нее в качестве самостоятельных научных дисциплин. А если в лоне философии способны вызревать науки, то естественно и ее самою считать наукой, тем более что философии принадлежит немало открытий относительно мира и человека. Даже школьник сегодня знает, что атомистическое строение вещества открыл философ Демокрит, а знаменитую теорему геометрии доказал философ Пифагор, чье имя она с тех пори носит. Родоначальники западноевропейской философии Платон и Аристотель считали ее наукой, более того, самой главной наукой — наукой о наиболее общих и фундаментальных принципах бытия. Это понимание удержалось вплоть до XIX в. Например, И. Кант писал Диалектический материализм есть наука о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления. — Философский энциклопедический словарь, Мс Алексеев П.В., П анин A.B.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


написать администратору сайта