Главная страница
Навигация по странице:

  • «Нередко, просидев в безмолвной келье Два, три дня, позабыв и сони пищу Некоторые особенности философского исследования

  • Я жег мой труд и холодно смотрел, Как мысль моя и звуки, мной рождены

  • 4.3. Поиск решения

  • Никифоров А.Л. - Природа философии. - 1991. И с кус ст во. Философия bbн ере лиги я


    Скачать 5.02 Mb.
    НазваниеИ с кус ст во. Философия bbн ере лиги я
    Дата17.02.2020
    Размер5.02 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаНикифоров А.Л. - Природа философии. - 1991.pdf
    ТипДокументы
    #108846
    страница6 из 17
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
    4.1
    Первичная и вторичная работа
    Вероятно, многие из нас, посмотрев на длинный список работ, написанных и опубликованных залет деятельности в области философии, с огорчением обнаружат, как мало в этом списке статей, тем более — книг, которые были написаны на новую для нас тему, написаны под влиянием внутреннего интереса, в которые была вложена частица ума и сердца, и как много статей, написанных на заказ, на давно известную и основательно надоевшую тему, на чужой вкуси стандарт. Работы первого рода можно назвать первичными или, если угодно, творческими работы иного рода — вторичными. Соотношение первичных и вторичных работ в деятельности разных философов будет, конечно, различным, однако лишь очень немногие из нас могут похвастаться тем, что никогда не писали вторичных работ. (Кстати, это характерно не только для нас. Будучи в Массачусетском технологическом институте, я обратил внимание на надпись-лозунг на какой-то кафедре Публикуйся или умри Ясно, что если нужно постоянно что-то публиковать, то без вторичных работ не обойтись.)
    По-видимому, можно с большой долей уверенности предположить, что философ любит свое профессиональное дело, ему нравится размышлять над мировоззренческими проблемами, сплетать хитроумные логические сети абстракций. И когда его увлекает некоторый вопрос, над решением которого он бьется недели, месяцы, иногда — годы, то только устойчивый интерес, искреннее внутреннее побуждение способны заставить его неотступно — в учреждении и дома, днем и вечером, на улице ив метро, даже на рыбалке — думать, размышлять, искать решение. Ив найденном, наконец, решении выражаются особенности его интеллекта, мировоззрения, личности. Сам же этот процесс — поиски, разочарования, находки — доставляет ни с чем несравнимое наслаждение (сродни тому восторгу, который испытал Пушкин, закончив Бориса Годунова»). Итак, мы устанавливаем первичная, или творческая, работа есть работа, совер­
    57
    Глава ш аемая свободно под влиянием внутреннего интереса над новой для автора темой или проблемой, результат которой выражает взгляды, идеи, вкусы автора, которая, наконец, доставляет удовольствие.
    Вторичная же работа побуждается не внутренним личным интересом, а внешними обстоятельствами. Действительно, часто мы пишем не потому, что нам интересно было размышлять над некоторой проблемой или овладевать новой для нас темой, не потому, что в душе выросло непреодолимое желание высказаться, а потому, что это требуется, скажем, планом, что подвернулся грант и есть надежда на получение гонорара, что нужно защитить диссертацию и необходимы какие-то публикации. Ясно, что такая работа над известной или неинтересной для нас темой не может доставить большого удовольствия и чаще всего оказывается утомительным, скучным занятием — работой в неприятном смысле этого слова. Ясно также, что возможности творческого самовыражения здесь сильно ограничены как необходимостью сообразоваться с внешними требованиями, таки внутренним отвращением, скукой, да самовыражение и не является целью такой работы.
    Для субъекта важна и ценна именно первичная работа, ибо только она открывает возможность для проявления и развития его творческих сил, только она позволяет ему выразить собственное мировоззрение и посредством этого — мировоззрение людей своего времени и определенной социальной группы. Вторичная же работа — это ремесло, повторение пройденного, средство получения материальных благ. Следует заметить, правда, что общественная оценка вторичной работы иногда может быть выше, нежели оценка первичной работы. Например, вы затратили много сил, вкусили восторги слезы вдохновенья», написали статью, а ее не заметили, не прочли или не поняли. А вторичная работа, в который раз излагающая идеи, набившие у вас оскомину, вдруг привлекает внимание философского сообщества и получает высокую оценку. Еще чаще встречается ситуация, когда статья начинающего автора, которую он писал совсем пылом молодой души, оказывается в глазах сообщества значительно ниже, чем вторичная статья поднаторевшего в своем ремесле профессионала, сколоченная им за несколько дней
    Некоторые особенности философского исследования
    И это естественно, ибо общественная оценка философской работы определяется не только ее внутренними достоинствами, но и умонастроениями философского сообщества, господствующими вкусами и модой. Так, например, в период господства схоластики в средневековой Европе ценилась ученость — знание текстов и их обильное цитирование, самостоятельность мысли вызывала подозрение и встречала пренебрежительное отношение. Это был период господства вторичных работ. К сожалению, аналогичная ситуация существовала ив нашей стране в течение 70 лет уважением пользовались толстые труды, цитирующие, пересказывающие, комментирующие работы классиков марксизма или результаты науки, идеи зарубежных философов и т.п. Только такие труды создавали философу имя, обеспечивали профессиональную карьеру и доставляли уважение философского сообщества. Попытки высказать что-то оригинальное рассматривались, в лучшем случае, как лег­
    комыслие.
    Легко заметить, что различие между первичной и вторичной работой в значительной мере субъективно первичное для меня может быть вторичным для другого, если он уже исследовал эти ходы мысли. Данное различие, кроме того, не является достаточно четким в любой статье могут соединяться элементы как первичной, таки вторичной работы. Работа, начатая как вторичная, постепенно может вызвать искренний интерес и превратиться в первичную. Ситуации подобного рода часто встречаются в искусстве. Наконец, это различие почти ничего не говорит об общественной значимости работы первичная для меня работа вполне может оказаться тривиальной пустышкой для философского сообщества. Зачем же в таком случае нам нужно это туманное различие С одной стороны, чтобы указать на засоренность нашей философской литературы ремесленными поделками, изготовление и чтение которых ничего не дает ни уму, ни сердцу как автора, таки читателя. С другой стороны, можно утверждать только первичная, творческая работа вносит реальный вклад в развитие философии, ибо только такая работа может оказаться новаторской не для одного только автора, но и для философии в целом. У вторичной работы такой возможности заведомо нет
    Глава Конечно, вторичная работа не совсем уж бесполезна. Она способствует разъяснению, популяризации, пропаганде философских идей. Вспомним, что после Критики чистого разума Кант написал «Пролегомены». В современных условиях, когда профессиональные философы работают в государственных учреждениях и университетах и практически не получают никаких гонораров за свои философские произведения, вторичная работа — написание учебников, программ, методических и иных пособий — оказывается до некоторой степени неизбежной. В творческой деятельности возможны взлеты и падения, периоды большей или меньшей продуктивности, но план требует ежегодной определенной отдачи. Поэтому приходится, однажды сделав первичную работу, потом несколько раз подавать ее под разными соусами в виде нескольких вторичных статей или угрюмо жевать какой-то запланированный, но совершенно неинтересный кусок очередного коллективного труда. Это отчасти объясняет, почему у нас так много выходит серых, невыразительных статей и книг, в которых нет личности автора и которые поэтому оставляют читателя вполне равнодушным. Конечно, как показывает пример некоторых докторов и профессоров от философии, можно вполне благополучно прожить, занимаясь всю жизнь только вторичной работой, те. переписывая, повторяя, комментируя то, что было придумано другими. Причем даже этот тяжелый труд имеет свои маленькие радости. Однако если вы — философ, если вас действительно интересуют философские проблемы, если вам есть что сказать, то вы хотя бы иногда будете испытывать почти непреодолимое желание написать первичную работу. Когда такое желание пропадает безвозвратно, это знак того, что философ в вас умер.
    В дальнейшем мы будем говорить только о первичной работе. Выбор проблемы или темы

    Как обстоит дело в науке Согласно представлениям большинства современных философов, здесь имеется круг общепризнанных проблем, вопросов, задач. Ученый выбирает для себя задачу, руководствуясь внутренним интересом, общественной значимостью проблемы, сознанием границ своих
    Некоторые особенности философского исследования
    способностей и т.п. Как правило, ученые не ставят перед собой и не разрабатывают таких проблем, которые не признаны в качестве таковых научным сообществом.
    Как мы уже отмечали, проблем в этом смысле в философии нет, тенет общепризнанных вопросов, на которые все философы хотели бы получить ответ. Вместе стем довольно трудно было бы указать философский вопрос, на который все еще нет ни одного ответа. Поэтому философские сочинения часто начинаются довольно стандартно Иванов решает данную проблему так-то, Петров решает ее иначе, а я, Сидоров, предложу третье решение. Ответы есть, дело в том, что эти ответы не удовлетворяют тебя.
    Поэтому исходный пункт философского исследования — не вопрос, не проблема, с которых, по мнению Поппера, начинает наука, а субъективная неудовлетворенность существующими решениями и желание устранить эту неудовлетворенность. Часто она носит довольно-таки неопределенный характер какая-то неясность, непонимание слов, утверждений, смутное подозрение, что здесь что-то не так.
    В нашем философском сообществе встречались люди, которым все в философии было ясно и которые из работ классиков марксизма (а сейчас — из работ Хайека, Хайдеггера,
    Гадамера, Делеза или Деррида) или из основоположений диалектики были способны за пять минут извлечь ответ на любой вопрос. Едва ли их можно считать философами. Неудовлетворенность существующим, способность видеть открытые вопросы — первая черта философа и необходимая предпосылка философского исследования. Как часто при попытке поставить или обсудить некоторую философскую проблему возникает самоуверенный знаток, цитатами из Маркса или другого общепризнанного мыслителя закрывающий обсуждение и парализующий движение зарождающейся самостоятельной мысли К тому же этот несчастный еще и преисполнен гордости по поводу того, что он знает ответ, в то время как вопрошающие — не знают. Эти динозавры начетничества теперь, кажется, вымирают, но еще совсем недавно они грозно вставали на дыбы, громоздились на трибуны, громя идеализм, ревизионизм, оппортунизм, растаптывая своими слоновьими ногами всякую мысль, не вмещавшуюся в их крохотные головы
    Глава Были и есть люди, неудовлетворенные всеми все готовые критиковать. Как правило, это весьма квалифицированные специалисты с критическим складом мышления, и они гораздо больше похожи на философов, чем первые. Многолетнее навязывание устарелой ортодоксии и полная невозможность интеллектуальной жизни в царстве микроголовых рептилий порой рождали усталость и скепсис. То, что проповедуется с официального амвона, — глупость, но и робкое стремление выдумать что-то свое — тоже глупость, ибо ничего интересного высказать, развить все равно не дадут. И комом в горле встает желчный скептицизм, растет желание критиковать и разоблачать все подряд. Нет и не может быть пророков в нашем отечестве Такая позиция парализует столь же сокрушительно, как и носорожий догматизм.
    Подлинным философом, по-видимому, будет тот, кто не только чем-то не удовлетворен, не только в чем-то сомневается или что-то критикует, но и что-то отстаивает. Философу должно быть присуще стремление устранить имеющуюся у него неудовлетворенность и готовность приложить усилия для этого. Он не может обойтись без простодушной веры в найденные им решения. Ив этом отношении он похож на ученых и изобретателей — бескорыстных создателей новых идей и машин.
    Поскольку неудовлетворенность возникает в значительной мере стихийно и заранее весьма трудно предсказать, что именно вызовет у вас сомнение, постольку можно было бы даже сказать, что не философ выбирает тему своего исследования, а скорее тема выбирает, захватывает его, отвечая каким-то глубинным пластам его духа. Поэтому когда вы встречаете человека, спрашивающего, над чем бы ему поработать, на какую бы тему написать статью, то можно предположить, что у него еще не проснулся интерес к философии или ему нужно сделать вторичную работу.
    И еще одно. Порой вы над чем-то бьетесь, что-то сочиняете, а это никого не интересует. Иногда человек всю жизнь разрабатывает некоторую проблему, пишет и даже публикует статьи и книги, но все это оказывается никому не нужным.
    «Нередко, просидев в безмолвной келье Два, три дня, позабыв и сони пищу
    Некоторые особенности философского исследования
    Вкусив восторги слезы вдохновенья,
    Я жег мой труд и холодно смотрел,
    Как мысль моя и звуки, мной рождены,
    Пылая, с легким дымом исчезали В науке такое случается редко, ибо ученые работают над общепризнанными проблемами. Философ же сам изобретает для себя проблему, следовательно, рискует остаться в одиночестве в своем интересе к ней. Поэтому для философии, как представляется, имеет смысл вопрос о различении проблем и псевдопроблем. Едва ли здесь можно надеяться найти какие-то четкие критерии. Однако в качестве одного из возможных ориентиров можно предложить следующий псевдопроблема от проблемы отличается тем, что то или иное ее решение никак не влияет на рассмотрение других проблем. Таким образом, если решение некоторого вопроса заставляет вас и смежные вопросы решать в определенном направлении, то вы столкнулись с проблемой. Если же прямо противоположные ответы на некоторый вопрос оставляют вам полную свободу в решении других вопросов, то вполне возможно, что вам попалась псевдопроблема. Например, представители логического позитивизма в е гг. пылко обсуждали вопрос о форме протокольных предложений из каких слов они должны состоять Должно ли в них входить имя протоколирующего лица И т.п. Как выяснилось через некоторое время, все эти разговоры не имели никакого смысла, ибо язык чувственно данного оказался вообще непригоден в качестве базиса науки. У нас порой встречаются работы, посвященные проблеме классификации наук. Намой взгляд, это тоже псевдопроблема: как ты ни классифицируй науки, что это изменит К сожалению, все это слишком расплывчато, но пока я не умею обосновать разницу между подлинно философскими проблемами и псевдо­
    проблемами более ясно. Возможно, такого различия вовсе нет, и за ним стоит всего лишь один простой факт одни проблемы привлекают к себе широкое внимание, и их решением занимаются или интересуются многие, а к другим проблемам философское сообщество остается полностью равнодушным Пушкин АС Моцарт и Сальери.

    63
    Глава 4
    4.3. Поиск решения
    Философ вступает в схватку с проблемой безоружными в этом заключается еще одна особенность философского исследования. У философа нет ни приборов, ни инструментов, он не может поставить эксперимент или провести наблюдения, ему не помогает математика и даже сама логика. В его распоряжении, как говорил Маркс, только сила абстракции. Философ изучает работы тех авторов, которые думали над интересующим его вопросом или близкими вопросами, и размышляет. Как возникает решение, мысль, нужное слово
    По-видимому, процесс философского творчества напоминает тот, который описан А. Пуанкаре и Ж . Адамаром как характерный для математики Адамар проводит различие между открытием и изобретением. Открыть можно то, что уже существует, — так
    Колумб открыл Америку, которая конечно же существовала до его путешествия, или Галилей открыл спутники Юпитера. Изобретением Адамар называет создание чего-то такого, чего раньше не существовало в природе. Громоотвод, паровоз, самолет — все это результаты изобретения. С этой точки зрения и роман, и картина, и музыкальная симфония — также изобретения, ибо они созданы писателем, художником, композитором. Как свидетельствует название книги Адамара, математик, по его мнению, изобретает, хотя, оговаривается он, быть может, было бы точнее говорить об открытии 30. Что касается философа, то я глубоко убежден, что он именно изобретает. Безусловно, далеко не все с этим согласятся и будут цитировать Маяковского: Маркс открыл истории законы Ноя не люблю Маяковского.
    «Изобретательская» сущность математики и философии влечет и сходство процессов творчества в этих областях. Вслед за Пуанкаре Адамар выделяет 4 этапа поиска решения 1) более или менее длительный период сознательных усилий решить проблему 2) инкубационный период — внешнее отвлечение от работы, вовремя которого происходит бес См Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. МВ Приложении помещена статья А.Пуанкаре Математическое творчество Там же с. 4.
    64
    Некоторые особенности философского исследования
    сознательное продуцирование и отбор различных идей, ведущих к решению 3) инсайт, озарение — неожиданное решение, приходящее как бы само собой, без специальных усилий 4) обработка и проверка найденного решения. По- видимому, все эти этапы присутствуют ив философском исследовании. Правда, для философа важен еще один, й этап изложение своего решения. Этот этап может представлять самостоятельные трудности. Каждый из нас, приступая к разработке некоторой темы, старается поточнее уяснить себе суть проблемы, знакомится с существующими решениями или формулировками, пытается осознать, чем они ему не нравятся и т.д. И все мы много времени тратим на изложение найденного решения в виде статьи или книги.
    Самое примечательное здесь — инсайт, озарение. Кто испытал хотя бы раз это состояние внезапной ослепительной вспышки, в свете которой окружавший тебя мутный хаос вдруг приобретает четкие очертания и груда кирпичей легко выстраивается в стройное здание, тот стремится пережить его еще и еще раз. Вот как рассказывает об этом Пуанкаре:
    «В этот момент я покинул Кан, где я тогда жил, чтобы принять участие в геологической экскурсии, организованной Горной школой. Перипетии этого путешествия заставили меня забыть о моей работе. Прибыв в Кутанс, мы сели в омнибус для
    какой-то прогулки в момент, когда я встал на подножку, мне пришла в голову идея, без всяких, казалось бы, предшествовавших раздумий с моей стороны, идея о том, что преобразования, которые я использовал, чтобы определить автоморфные функции, были тождественны преобразованиям неевклидовой
    геометрии. Из-за. отсутствия времени я не сделал проверки так как, с трудом сев в омнибус, я сейчас же продолжил начатый разговор, ноя уже имел полную уверенность в правильности сделанного открытия. По возвращении в Кан я на свежую голову и для очистки совести проверил найденный результат.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


    написать администратору сайта