Главная страница
Навигация по странице:

  • «мировоззрение

  • «Языки различаются не только тем, — писал Б. Уорф

  • Р. Мифы древней Греции, Мс Чанышев АН Курс лекций по древней философии, Мс Глава. Философское мировоззрение

  • «Эгрегор — это сокровенный, четко очерченный круг кос­

  • Следует отметить, что каждая манвантара представляет собой до известной степени замкнутую духовную культуру со своей спецификой и особенностями. Поэтому в разных манвантарах

  • Никифоров А.Л. - Природа философии. - 1991. И с кус ст во. Философия bbн ере лиги я


    Скачать 5.02 Mb.
    НазваниеИ с кус ст во. Философия bbн ере лиги я
    Дата17.02.2020
    Размер5.02 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаНикифоров А.Л. - Природа философии. - 1991.pdf
    ТипДокументы
    #108846
    страница3 из 17
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
    2.1
    Обыденное мировоззрение
    Мировоззрение — вещь чрезвычайно сложная, ив первом приближении его можно определить как совокупность взглядов (воззрений) на мир, общество, на человека, на его место в мире ив обществе. В этом смысле говорят о научном или религиозном мировоззрении — взглядах на мир сточки зрения науки или религии. Но любопытно и удивительно то, что и каждый человек имеет свое собственное мировоззрение, те. у каждого из нас имеется какое-то общее представление о мире, обществе и о себе. Даже если человек никогда не задумывался над своим мировоззрением и чаще всего неспособен выразить его внятно, мировоззрение у него есть, и оно проявляется в его наиболее важных
    Глава решениях, делах и поступках. Скажем, известная когда-то кинозвезда Брижит Бардо публично отказалась носить изделия из натурального меха и призвала всех женщин последовать ее примеру. Она считает безнравственным истребление животных и стремится противодействовать этому. Это убеждение есть часть ее мировоззрения. Сейчас некоторые политики в нашей стране настойчиво проповедуют, что ненужно нам изобретать велосипед и следует просто заимствовать те формы хозяйствования, жизни, культуры и государственного устройства, которые за века исторического развития выработали страны Западной Европы и США. Эти политики захватили власть и появились у нас президенты, мэры, префекты и т.п., короче, смесь французского с нижегородским. Убеждение, что Западная Европа обогнала Россию в отношении социально-экономического и культурного развития, — это часть мировоззрения таких политиков. Все мы недавно были возмущены бомбардировками Сербии самолетами НАТО. В этом возмущении проявились особенности нашего русского мировоззрения.
    Однако не следует, по-видимому, каждое убеждение человека считать частью его мировоззрения. В противном случае мы отождествим мировоззрение совсем содержанием сознания индивида. Конечно, мировоззрение проявляется во всем содержании сознания, но именно проявляется, а не растворяется в сознании. Мировоззрение включает в себя лишь наиболее фундаментальные, глубинные, сокровенные убеждения человека, так сказать, центральное ядро его личности. Сюда входит самое общее представление о мире и определенная картина мира представление о себе, о своем месте в этом мире представление о добре и зле, о должном, о наиболее важных жизненных целях и ценностях. Жизнь отдельного человека направляется — в основном и главном — именно этими фундаментальными представлениями и убеждениями, однако далеко не все его поступки определяются этим ядром. Сознание человека непохоже на формальную аксиоматическую систему, в которой даже самая отдаленная теорема представляет собой логическое следствие исходных аксиом. Многое из того, что мы говорим или делаем в этой жизни, не вытекает из наших глубинных — мировоззренческих — убеждений, порой расходится сними и даже
    Философия как мировоззрение
    противоречит им. Что делать Человек не машина с вложенной программой и многое делает под влиянием мгновенного чувства, мелкого интереса, увлечения всеобщей модой или под воздействием пропаганды. Поэтому так часто мучают нас угрызения совести мы осознаем, что поступили не в соответствии с нашими глубинными убеждениями, и осознание этого причиняет нам душевную боль.
    Итак, мировоззрение включает в себя наиболее глубокие и общие воззрения человека на мири на себя в этом мире.
    Однако это еще не все, и далеко не все. Мировоззрение — это непросто некоторая картина мира, общества, в которую в качестве одной из деталей включен сам субъект. Мировоззрение включает в себя также определенное отношение субъекта к миру и обществу, их оценку мир может представляться мне открытым, светлым, дружелюбным или, напротив, мрачным, пугающим, агрессивным. Природа может представляться мне родным домом, в котором каждая букашка родственна мне, а может рассматриваться как сырой материал для моего творческого самовыражения. Природа не храма мастерская, — говорит у И. С. Тургенева Базаров. В е гг. широкой популярностью пользовались фантастические произведения польского писателя Ст. Лема и русских писателей братьев Стругацких. Любопытно, что их герои, живущие в далеком будущем, с удовольствием предаются охоте им интересно слетать на какую-то далекую планету, убить уникальное — уже непросто на Земле, а во Вселенной — животное, стем чтобы украсить чучелом его головы свой кабинет Здесь выразилось мировоззрение авторов, характерное, впрочем, для того времени все в мире предназначено для человека, все должно служить его интересами прихотям.
    Меня либо устраивает мое общественное положение, и я стремлюсь его сохранить, либо оно меня не устраивает, и я хотел бы изменить его. Мне кажется, я могу добиться всего, если сильно захочу, или я осознаю, что, несмотря на все свои усилия, обречен влачить жалкое существование. Все эти отношения и оценки включаются в мировоззренческую картину мира и придают ей индивидуальную эмоциональную и смысловую окраску. Это приблизительно похоже на то, как если бы два художника писали портрет одной и той
    Глава же женщины, но один из них влюблен в свою модель, а другому она неприятна. Их отношение неизбежно проявится в их творчестве, и они напишут очень разные портреты. Также (и даже больше) различаются и мировоззрения разных людей. Таким образом,
    «мировоззрение — это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира места в нем человека и вместе стем жизненные позиции, программы поведения, действий людей Исходя из этого, более или менее общепризнанного понимания мировоззрения, сразу же можно увидеть его главную особенность оно всегда чье-то мировоззрение — индивида, социальной группы, эпохи, представленной конкретными лицами. Нет безличного, анонимного мировоззрения, в центре всякого мировоззрения стоит определенный субъект. Ну, конечно Если мы включаем в мировоззрение не только знания, но и ценности, идеалы, чувства, цели, то все это имеет смысл только для конкретного человека. Знания безличны
    — они принадлежат всеми одинаковы для всех. Но идеалы, цели и ценности у всех разные. Поэтому и мировоззрения разные. Со времен Ньютона образ Солнечной системы тысячекратно использовался для наглядного представления разнообразных идей. Ив данном случае он может быть полезен. Центром всякого мировоззрения, его Солнцем является конкретная человеческая личность, притяжение которой удерживает тяжелые планеты знаний, астероиды ценностей и целей, кометы идеалов. Все они образуют систему лишь благодаря светоносному центру, излучение которого всему придает неповторимое своеобразие. Выдерните из этой системы центр — индивида, — планеты и кометы унесутся в космический холод безличных абстракций.
    У каждого из насесть какое-то мировоззрение — без этого, по-видимому, простонет человека. Его называют стихийным или обыденным — потому, что оно формируется само по себе у каждого человека в процессе его жизнедеятельности. Это — ядро нашего здравого смысла. Своими корнями оно отчасти уходит в генетическую наследственность унаследовали вы от родителей силу и здоровье — это Введение в философию. М .,1989, сс. 24 — 25.

    3 0
    Философия как мировоззрение скажется на вашем восприятии окружающей жизни страдаете вы с рождения болезнями и хилостью — ваше мировоззрение будет окрашено в иные, более пессимистические тона. Общение с родителями, сверстниками, школьные знания, непосредственный контакт с окружающей средой — все это формирует наши глубинные убеждения, ценности, жизненные установки, и к началу юности вы уже обретаете вполне определенное мировоззрение. Важнейшую роль при этом играет усвоение родного языка. Американский философ Пол Фейерабенд (немец по происхождению и образованию, опираясь на идеи лингвистов Э. Сепира и Б. JI. Уор- фа, сравнил здравый смысл, сплавленный с языком, с научной теорией. Действительно, структура нашего языка и значения его слов задают определенную структуру мира. Например, в нашем языке есть категории подлежащего, сказуемого, прилагательного и т.п. Поэтому мы и мир представляем себе как состоящий из твердых предметов, их свойств и состояний. Картина мира, создаваемая повседневным языком, входит в обыденное мировоззрение человека, усвоившего язык. Слушая сказки в детстве, невольно запоминая пословицы и поговорки, мы почти бессознательно усваиваем традиции мышления, ценности, мироощущение своего народа. От трудов праведных не наживешь палат каменных, Единожды солгавши — кто тебе поверит, Не хлебом единым жив человек и т.п. — идеи, выраженные в такого рода расхожих выражениях и крылатых словечках, незаметно входят в мировоззрение человека и образуют его важную, хотя и не всегда осознаваемую, часть.
    Различия в естественных языках ив повседневной практике людей приводят к образованию разных миров здравого смысла.
    «Языки различаются не только тем, — писал Б. Уорф, — как они строят предложения, но и тем, как они делят окружающий мирна элементы, которые являются материалом для построения предложений. Английские обозначения sky небо
    hill холм, swamp болото и им подобные убеждают нас в возможности рассматривать отдельные стороны бесконечного разнообразия природы как отдельные предметы почти также как table стол и chair стул. Таким образом, английский и ему подобные языки дают возможность воспринимать мир как
    Глава собрание отдельных предметов, соответствующих отдельным словам. В самом деле, восприятие вселенной как собрания отдельных предметов различных размеров — это наиболее полная характеристика классической физики и астрономии Но ведущая роль в формировании обыденного мировоззрения принадлежит, бесспорно, трудовой деятельности. Те стороны и свойства вещей и явлений реальности, которые открываются нам в повседневной жизнедеятельности, которые важны сточки зрения наших потребностей, именно они в первую очередь выделяются человеком и образуют основное содержание его представлений об окружающем мире.
    Однако всякому стихийному обыденному мировоззрению присущи значительные недостатки. Оно никогда полностью не формулируется в явных утверждениях ив значительной мере существует в виде полуосознаваемых, неясных, смутных идей, образов, чувств. Яне могу ясно сказать, почему гадок мне сытый владелец каменного особняка или мерседеса. Это чувство порождается во мне глубинным убеждением, что честным трудом в наше время много не заработаешь, ноя далеко не всегда могу его сформулировать. Обыденное мировоззрение всегда носит достаточно узкий — местный, племенной, сословный — характер. И самое, может быть, важное обыденное мировоззрение никогда не представляет собой систему, те. его отдельные принципы часто несовместимы друг с другом, и следствия этих принципов редко доводятся до повседневных дели поступков. Например, человек может быть искренне убежден в том, что воровать нехорошо, но радостно бежит покупать акции какой- нибудь сомнительной компании или пылко мечтает об укреплении и процветании родного государства, но ведет двойную бухгалтерию, чтобы не платить налогов. От этих недостатков в значительной мере избавлено мифологическое и религиозное мировоззрение.
    Мифология и религия дают целостное и последовательное представление о мире и о месте человека в мире. Миф говорит о происхождении мира и его устройстве, о возникновении человека и человеческого общества, объясняет раз

    Уорф Б.Л. Лингвистика и логика / / Новое в лингвистике Вып, Мс Философия как мировоззрение iнообразные взаимосвязи вещей и явлений, формулирует принципы правильной жизни. Вот, например, как древний пеласгический миф повествует о происхождении мира:
    «Вначале Эвринома, богиня всего сущего, восстала обнаженной из Хаоса и обнаружила, что ей не на что опереться. Поэтому она отделила небо от моря и начала свой одинокий танец над его волнами. В своем танце она продвигалась к югу, и за ее спиной возникал ветер, который ей показался вполне пригодным, чтобы начать творение. Обернувшись, она поймала этот северный ветер сжала его в своих ладонях — и перед ее глазами предстал великий змей Офион. Чтобы согреться, Эвринома плясала все неистовей, пока не пробудилось в Офионе желание, ион обвил ее божественные чресла, чтобы обладать ею. Вот почему северный ветер который также зовется Бореем, оплодотворяет вот почему кобылы, поворачиваясь задом к этому ветру, рождают жеребят без помощи жеребца. Таким же способом и Эвринома зачала дитя.
    Затем превратилась она в голубку, села, подобно наседке, на волны и по прошествии положенного времени снесла Мировое яйцо. По ее просьбе Офион обернулся семь раз вокруг этого яйца и высиживал его до тех пор, пока оно не раскололось надвое. И появилось из него все то, что только существует на свете солнце, луна, планеты, звезды, земля и ее горы, реки, деревья, травы и живые существа Прочитав этот отрывок, мы легко поймем важнейшую особенность мифа (и религии) — его антропоморфный ха­
    рактер:
    «Социоантропоморфическое мировоззрение. это такое мировоззрение, в котором мироздание духовно осваивается людьми на эмоционально-образно-представленческом уровне путем перенесения на природу явных и неявных качеств и форм человека и его общественной жизни Миф и религия сплетаются с обыденным мировоззрением и придают ему стройность и цельность. Но эта стройность опирается не на логические, а на ассоциативно-образные связи. Возникновение философии как особого вида мировоззрения связано с переходом от чувственных образов к понятиями от ассоциативных связей — к логическим Грейвс Р. Мифы древней Греции, Мс Чанышев АН Курс лекций по древней философии, Мс Глава. Философское мировоззрение
    Приблизительно водно время, в VII—VI вв. до н.э., в Индии, Китае, Греции возникает и начинает быстро развиваться новый — философский — тип мировоззрения. В чем его отличие от мифологического мировоззрения Для меня здесь важно подчеркнуть три пункта. Во-первых, это отказ от антропоморфизма философское мировоззрение уже не пытается переносить свойства человека и человеческих взаимоотношений на мир. Во-вторых, философское мировоззрение постепенно заменяет чувственные образы, на которых покоится миф, абстрактными понятиями. Наконец, в-треть­
    их, ассоциативные связи образов мифа философское мировоззрение заменяет логическими связями понятий. Конечно, это происходит постепенно. Первые философские построения еще наполнены элементами мифологии. У Фалеса мир еще полон богов. Гераклит говорит о Солнце как о живом существе, за которым присматривает богиня справедливости Дике и ее слуги Эринии. У Эмпедокла все процессы в мире обусловлены борьбой любви и ненависти. Однако постепенно все эти мифологические и антропоморфные элементы исчезают. Вода Фалеса, воздух Анаксимена, огонь
    Гераклита и земля Ксенофана заменяются у Парменида абстрактным понятием бытия. Если до Парменида философы лишь провозглашали свои тезисы, то Парменид впервые прибегает к логическому доказательству, которое у его ученика Зенона приобретает уже отчетливую форму доказательства от противного, опирающегося на закон исключенного третьего.
    Так формировалось философское мировоззрение, включавшее в себя и первые научные знания — математические, астрономические, медицинские. Оно было столь же целостным, как миф, нов отличие от мифа было абстрактными рациональным.
    С возникновением философского мировоззрения у нас появляются три типа мировоззрения обыденное, мифологическое и философское, которые взаимно влияют друг на друга. Если обыденное мировоззрение ранее целиком находилось под влиянием мифа, то теперь оно начинает испытывать воздействие философских учений. Философия способ
    Философия как мировоззрение
    ствует разложению мифа и переходу от мифа к монотеистической религии. Ксенофан почти за пятьсот лет до возникновения христианства подверг философской критике политеизм древних мифов и пришел к идее единого бога. И до сего времени религиозное и философское мировоззрение соперничают за влияние на обыденное мировоззрение. Однако и философия испытывает постоянное воздействие со стороны обыденного мировоззрения. Последнее вырастает из реальной повседневной жизни, поэтому оно более чувствительно к изменениям этой жизни — к изменению образа жизни, деятельности, окружающей среды и т.п. Эти изменения лишают интереса одни проблемы и выдвигают на первый план другие. И эта смена общественных интересов, будучи осознана на уровне обыденного мировоззрения, передается в философию и приводит к построению все новых философских систем.
    Так, у ионийцев, находившихся почти еще целиком под влиянием господствующей мифологии, центральной проблемой становится проблема первоначала всего сущего. Крушение республики и укрепление императорской власти в Риме, связанное с уничтожением республиканских свобод и прав граждан, выразилось в распространении стоицизма и скептицизма в римской философии средневековые философы спорят о природе Бога, о теодицее и т.п.; успехи науки переключают внимание философов на вопросы познания, и т.д. Философия дает ответы нате вопросы, которые ставит передней обыденное мировоззрение. И эти ответы принимают форму философских систем.
    Таким образом, на мировоззрение современного человека оказывают влияние и религия, и мифология (которая вовсе не умерла с рождением философии, и философские системы. Элементы этих мировоззренческих систем, соединяясь в обыденном сознании, порождают порой удивительные комбинации. Вот пример:
    «Эгрегор — это сокровенный, четко очерченный круг кос­
    мически близких существ. Дело в том, что каждая человеческая монада перед воплощением получает определенное задание, и вот потом — сознательно или бессознательно (но большей частью бессознательно) — мы как представители той или иной монады стремимся выполнить предначертанную задачу
    Глава Души, имеющие похожие задания и потому как бы неким магнитом притягиваемые друг к другу, образуют эгрегоры. Эгре- горы считаются космическими, потому что все земные центры возникают под импульсом из Космоса, и Космос время от времени направляет на Землю своих посланников для организации руководства и помощи людям, воплощенным в данную эпоху, в данной манвантаре.
    Следует отметить, что каждая манвантара представляет собой до известной степени замкнутую духовную культуру со своей спецификой и особенностями. Поэтому в разных манвантарах действуют разные космические эгрегоры, и число их для каждой манвантары неодинаково. В нашей, например, на Землю
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


    написать администратору сайта