Главная страница
Навигация по странице:

  • 5 Вундт В Введение в философию. М, 1998; первое изд. 1901 г См Алексеев П. В Пани н А. В Философия. М, 1996.

  • «... Специфика проблем философии состоит ... в том, что значительная их часть является постоянно воспроизводимой на новой основе ив этом смысле вечной. — Алексеев П В, Па ­ нин А. В

  • . Диалектический материализм, с .17.

  • Никифоров А. JI.

  • Никифоров А.Л. - Природа философии. - 1991. И с кус ст во. Философия bbн ере лиги я


    Скачать 5.02 Mb.
    НазваниеИ с кус ст во. Философия bbн ере лиги я
    Дата17.02.2020
    Размер5.02 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаНикифоров А.Л. - Природа философии. - 1991.pdf
    ТипДокументы
    #108846
    страница2 из 17
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
    Диалектический материализм Мс Глава Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которой я учу — а именно, подобающим образом занять указанное человеку место в мире — и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком 4 Лишь в середине XIX в. позитивизм несколько поколебал это представление. Тем не менее мы его вновь обнаруживаем ив в. философия есть всеобщая наука, имеющая своею целью соединить в единую беспротиворечивую систему познания, добытые специальными науками, и свести всеобщие употребляемые наукою методы и предпосылки познания к их принци­
    пам»^.
    Правда, авторы весьма основательного учебника по философии, вышедшего сравнительно недавно, уже непросто провозглашают, что философия есть наука, но и уже испытывают потребность обосновать это еще недавно казавшееся незыблемым положение Если некоторое убеждение держится так долгов нем, по- видимому, есть какая-то глубокая правда. Действительно, во времена античности нарождающееся научное знание противопоставило себя мифу именно в образе философии. И тогда философия действительно была наукой, более того, синтезом всех научных знаний. Однако с тех пор много воды утекло. Научное знание в форме конкретных наук о природе и о духе прочно стало на ноги, и, как мне представляется, в течение последнего столетия квалификация философии как науки — это просто дань великой, но уже давно умершей традиции. Философия давно перестала быть наукой и осталась просто философией, хотя и сохранила некоторые наукообразные черты, отмеченные П.В.Алексеевым и А.В.Па­
    ниным. Я попробую высказать некоторые соображения в пользу этого тезиса.
    Существует особая сфера исследования, направленная на изучение науки — ее структуры, методов, способов развития и т.п. Ее называют философией науки. Эта область достаточно сложна, чтобы что-то говорить о ней здесь. Нам Кант И Соч Вт. М .,1964, т. 2, с. 206.
    5 Вундт В Введение в философию. М, 1998; первое изд. 1901 г См Алексеев П. В Пани н А. В Философия. М, 1996.
    18
    Отрицательное определение философии
    в данной связи интересно лишь то, что философия науки пыталась найти критерии научности — какие-то черты науки, присущие лишь ей и отсутствующие у всех других форм духовной деятельности. Посмотрим, удовлетворяет ли философия этим критериям.
    а)
    Подтверждаемость фактами. Наука стремится подтверждать свои гипотезы, законы, теории с помощью фактов или эмпирических данных. Например, когда ученый утверждает, что все вороны черные, то он постарается найти какого- нибудь ворона и указать Видите, вон сидит ворони обратите внимание — черный, следовательно, мое утверждение подтверждено. Многие философы науки и сами ученые считают, что все утверждения науки в той или иной степени подтверждены или могут быть подтверждены фактами, наблюдениями, экспериментами.
    Значение подтверждения для науки определяется тем, что в нем видят один из критериев истинности научных теорий и законов. Для того чтобы установить, соответствует ли теория реальности, те. верна ли она, мы обращаемся к экспериментами фактами если они подтверждают нашу теорию, то это дает нам некоторое основание считать ее истинной. Например, обнаружение химических элементов, существование которых было предсказано Д.И.Менделеевым на основе построенной им периодической системы элементов, было подтверждением этой системы и укрепляло уверенность в том, что в ней нашла выражение реальная связь между атомными весами элементов и их химическими свойствами.
    С логической точки зрения процедура подтверждения проста. Из утверждения или системы утверждений А мы дедуцируем некоторое эмпирическое предложение В Затем с помощью наблюдения или эксперимента проверяем предложение В Если оно оказывается истинным, то это и рассматривается как подтверждение А .

    Допустим, мы утверждаем Ночью все кошки серы. Отсюда можно заключить, что и живущая у нас кошка ночью должна показаться серой. Проверяя это предположение, мы убеждаемся в том, что действительно ночью нашу кошку рассмотреть затруднительно. Это и будет подтверждением нашего общего суждения окошках. Конечно, здесь дело представлено предельно упрощенно, в реальной науке цепь рассуждений, ведущая от предположения к ф ак­
    19
    Глава там, будет несравненно более длинной и сложной. Однако суть подтверждения здесь выражена достаточно ясно.
    Философия, намой взгляд, равнодушна к подтверждениям. Правда, философ не упустит случая указать на то, что его точка зрения находится в согласии с научными представлениями или с фактами общественной жизни, и склонен рассматривать это как подтверждение своих философских воззрений. Но, во-первых, это вовсе не то эмпирическое подтверждение, к которому стремится наука. Здесь нет ни логического вывода (научных данных или жизненных явлений из философских положений, ни обращения к эмпирическим методам. Речь идет просто о совместимости философской системы сданными науки, но совместимость отнюдь нельзя рассматривать как подтверждение, указывающее на возможную истинность системы. Водно и тоже время, скажем, я могу пить чай и читать газету, те. эти действия совместимы. Но из того, что я сейчас читаю газету, странно было бы заключать, что я сейчас непременно должен пить чай. Итак, наука стремится подтверждать свои положения фактами, философия же в этом не нуждается.
    б)
    Проверяемость и опровержимость. Утверждения науки эмпирически проверяемы ив принципе могут быть опровергнуты опытом 7. Пусть проверка носит опосредованный характер, пусть опровержения признаются не сразу, однако опыт, факты, экспериментальные данные все-таки ограничивают фантазии ученых-теоретиков, а порой даже опровергают их построения. Например, в 1904 г. водном и том же номере журнала были опубликованы статьи известных физиков Дж.Дж.Томсона и Нагаоки о строении атома.
    Томсон представил атом в виде положительно заряженного ядра, вокруг которого вращаются по концентрическим кольцевым орбитам электроны. Нагаока полагал, что атом по Согласно этому критерию (критерию фальсифицируемос­
    ти — АН У высказывания или системы высказываний содержат информацию об эмпирическом мире только в том случае, если они обладают способностью прийти в столкновение с опытом, или более точно — если их можно систематически проверять, то есть подвергнуть. проверкам, результатом которых может быть их опровержение. — Поппер КР Логика и рост научного знания Мс Отрицательное определение философии
    хож на планету Сатурн — тяжелое ядро, окруженное кольцом электронов. Очень быстро обе эти модели были отвергнуты вследствие расхождения их с экспериментальными данными, в частности с результатами опытов Э.Резерфорда. Эмпирическая проверяемость — один из важнейших и почти общепризнанных критериев научности.
    На мой взгляд, утверждения философии эмпирически не- проверяемы и неопровержимы. Ну как, в самом деле, проверить и опровергнуть утверждение о том, что природа человека неизменна, что в основе развития мира лежит саморазвитие абсолютного духа, что субстанция представляет собой единство Природы и Бога и т.п.? Когда прекрасный французский философ Пьер Тейяр де Шарден утверждает, что каждая частичка вещества наделена некоторым подобием психического, разве смущает его какой-нибудь вполне безжизненный камень, лежащий на дороге Нет, конечно Он скажет, что психическая жизнь этого камня слишком слаба для того, чтобы мы могли обнаружить ее нашими приборами. Факты, с которыми имеет дело наука, всегда, уже со времен античности, были безразличны для философии, ибо с самого начала своего возникновения она пыталась говорить о тех вещах, которые находятся за пределами повседневного опыта и научного исследования — о сущности мира, о добре и зле, о совести и свободе и т.п. Ив этом отношении философия похожа на религиозные системы, которые также не боятся опровержений.
    в)
    Парадигмальный критерий. В каждой науке существует одна (иногда несколько) фундаментальная теория — парадигма, которой в определенный период придерживается большинство ученых. При всех оговорках, связанных с неопределенностью понятия парадигмы, нельзя отрицать того факта, что в каждой науке имеются достижения, признаваемые подавляющим большинством ученых 8. По-видимому, пока такой фонд общепризнанных достижений и методов исследования в некоторой области не сложился, рано еще гово­
    8 Под парадигмами, — пишет Кун, — я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу. — К ун Т Структура научных революций Мс Глава 1

    рить о науке. Имеется множество мнений, хаотичная совокупность фактов и методов, и каждый исследователь должен начинать с самого начала. Так было в оптике до того, как Ньютон сформулировал первую парадигму в области учения о свете так было в исследованиях электричества до работ Б.Ф ранклина; в учении о наследственности допри знания законов Г.Менделя и т.п. Появилась первая общепризнанная теория — возникла наука.
    А вот в философии никогда не было единства мнений практически ни по одному вопросу и тем более никогда не существовало философской концепции, которую признало бы большинство философов. В философии постоянно соперничают и спорят несколько направлений и школ. Фактически каждый более или менее самостоятельный мыслитель создает свою собственную философскую систему. Каждый философ знает, как трудно среди коллег — профессионалов встретить хотя бы одного человека, который согласился бы с твоим решением той проблемы, которой он сам интересуется. Да что там говорить о согласии, когда чаще всего философы неспособны добиться простого взаимопонимания И пан Живота совершенно верно схватил эту особенность философии. Мне кажется, тем, кто хочет видеть в философии науку, стоило бы обратить внимание на принципиальную плюралис- тичность философии и попытаться объяснить этот феномен.
    г) Методы. Наука широко пользуется наблюдением, измерением, экспериментом. Она часто прибегает к индукции и опирается на индуктивные обобщения. Наука стремится вводить количественные понятия, чтобы получить возможность использовать математику. Для получения нового знания наука выдвигает гипотезы. Особенности исследуемой области явлений неизбежно детерминируют специфику методов ее исследования. Исследование оптических явлений требует одних методов, тепловых явлений — иных, химических реакций — третьих и т.д. Поэтому каждая наука к общенаучным методам познания обязательно добавляет свои специфические методы. Всего этого в философии нет или почти нет философ не проводит наблюдений, не ставит экспериментов, не собирает фактов — он сидит в библиотеке и читает книги. В философии практически нет гипотез, поэтому если метод науки — гипотетико-дедуктивный, то фило­
    22
    Отрицательное определение философии
    софия скорее пользуется аксиоматическим методом. Причем основоположения, постулаты философских систем, как и аксиомы математических теорий, не предполагают эмпирического обоснования. Область же философского исследования настолько широка и неопределенна, что философия и не может ограничить себя никаким специальным методом.
    д) Проблемы. В науке всегда существует круг открытых и общезначимых проблем. Всем биологам интересно знать, как устроена хромосома или есть ли жизнь на Марсе, любого физика заинтересует сообщение о новой элементарной частице и т.д. Ученые ищут решений своих проблем, и если ответ найден, то вряд ли кому-нибудь придет в голову еще и еще разрешать закрытую проблему. Вопрос выражает отсутствие информации, и, как только информация получена, вопрос снимается или становится риторическим.
    В философии же дело обстоит совершенно иначе. Кажется даже, что в ней нет общезначимых проблем. Проблемы, интересные для одного философа или философского направления, могут показаться тривиальными или даже бессмысленными сточки зрения другого философа, иного философского направления. Ну, например, вопрос о том, как отделить царство духа от царства кесаря, обсуждению которого русский философ Н.Бердяев посвятил целую книгу, для позитивиста вообще не является вопросом. Проблема соотношения абсолютной и относительной истины, которой в марксистской философской литературе уделялось большое внимание, для сторонника прагматизма лишена не только какого либо интереса, но и смысла. Вначале х гг. логические позитивисты провели бурную дискуссию о природе протокольных предложений. Эта дискуссия оставила совершенно равнодушными французских и немецких экзистенциалистов. Итак далее.
    Удивительно, нов философии почти не встречается нерешенных проблем 9. На любой вопрос всегда имеется ответ, и даже не один, а несколько. Спросите о чем-нибудь философа, например Подчиняется ли развитие человеческого

    «... Специфика проблем философии состоит ... в том, что значительная их часть является постоянно воспроизводимой на новой основе ив этом смысле вечной. — Алексеев П В, Па ­
    нин А. В . Диалектический материализм, с .17.
    23
    Глава общества каким-нибудь законами в ответ вы услышите приблизительно следующее «Гегель на этот счет говорит то-то, Шпенглер утверждает иное, Поппер высказывает свою точку зрения. Легко показать, что все они ошибаются. Хочешь, я изложу тебе мою, правильную, точку зрения на этот вопрос И тем не менее философы продолжают искать все новые ответы на давно сформулированные и решенные проб­
    лемы.
    е) Язык. Каждая конкретная наука вырабатывает специфический язык, стремится сделать свои понятия все более точными. Этот язык является общепринятым, он служит для коммуникации между учеными данной области и для выражения научных результатов. И важным элементом подготовки будущего ученого является как раз овладение этим специальным языком. Понятия конкретной научной дисциплины в систематическом и точном виде представлены в учебнике, аккумулирующем в себе все достижения этой дисциплины. Поэтому, осваивая учебник, будущий специалист усваиваем точку зрения на мир своей науки, ее результаты и методы их получения.
    Очень трудно говорить о каком-то специальном философском языке. Известно, что писатели, художники, общественные деятели на обычном, повседневном языке выражали интересные и глубокие философские идеи и даже целостные мировоззренческие концепции. Вспомните Божественную комедию Данте, «Фауста» Гете, Преступление и наказание Достоевского В них философских идей побольше, чем в иных философских сочинениях.
    Но все-таки не будем преувеличивать. Философия имеет свой язык в том смысле, что за тысячелетия ее существования сложился какой-то (довольно неопределенный) круг понятий, традиционно используемых в философских рассуждениях. Это так называемые философские категории. По их употреблению посвященные узнают друг друга. Здесь дело обстоит примерно также, как с литературоведением конечно, можно дать оригинальную и даже интересную оценку литературному произведению, не обращаясь к специальному жаргону, и мы делаем это постоянно. Но литературовед выскажет туже оценку лучше и точнее, используя специальные понятия. Особенность философии не в том, что у нее нет
    Отрицательное определение философии
    своего языка, а в том, что язык ее гораздо более расплывчат и неопределен, чем языки конкретных наук. А это объясняется как раз тем, что в философии нет единой общепризнанной парадигмы и каждый философ вкладывает в философские понятия собственное содержание. Если сравнить употребление таких понятий, как, например, субстанция, опыт, справедливость, добро, разными философами, то мы обнаружим весьма далеко расходящиеся вариации.
    Насколько сильно язык философии отличается от языков конкретных наук, особенно легко заметить, если сравнить философский словарь со словарем, скажем, физики. В физическом словаре каждому термину дано четкое определение, указаны законы, в которые он входит, способы измерения и единицы соответствующей величины. Лишь в редких случаях упоминается имя ученого, впервые употребившего данный термин. Совершенно иной характер носит философский словарь. Девяносто процентов его содержания составляют исторические справки, повествующие о том, кто ив каком смысле употреблял обсуждаемый термин. Иначе говоря, в философском словаре, как правило, представлена история понятий и принципов, в то время как словарь конкретной науки дает их теорию.
    Пожалуй, пока достаточно. Надеюсь, мне удалось привести заслуживающие внимания аргументы в пользу того взгляда, что философия вовсе не является наукой. Ниже я еще не раз буду возвращаться к этому вопросу. Конечно, в наш сци­
    ентистский век всеобщего преклонения перед наукой приведенные выше рассуждения могут вызвать недоумение как же так, философ и вдруг доказывает, что философия лежит вне науки — вне той сферы, представители которой пользуются уважением и получают финансовую поддержку с разных сторон Кажется, разумный человек должен был бы поступать прямо противоположным образом. Когда я написал свою первую статью на эту тему 10, многие коллеги говорили мне с некоторым возмущением Что ты делаешь Ты же рубишь сукна котором все мы сидим В то время, правда, я думал не о природе философии, а о том, как бы, не нарываясь на большие неприятности, подвести мину под ого

    Никифоров А. JI. Является ли философия наукой / / Философские науки Глава 1
    сударствленный марксизм, объявивший себя высшей научной истиной. Сейчас этот мотив отпал, но суть дела не изменилась, и я с удовольствием присоединяюсь к словам обаятельнейшего испанского философа Ортеги-и-Гассета поэтому поводу:
    «Сегодня, после того как философы с краской мучительного стыда сносили презрение ученых, бросавших им в лицо, что философия не наука, нам — по крайней мере мне — нравится в ответ на это оскорбление заявлять да, философия не наука ибо она нечто гораздо большее И Мне тоже это нравится, хотя в отличие от Ортеги я не усматриваю никакого оскорбления в констатации того факта, что философия не наука.
    Но если философия — это не искусство, не религия, не наука, то что это Ортега-и-Гассет X
    . Что такое философия Мс Глава 2. ФИЛОСОФИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ
    Философия есть разновидность мировоззрения. В этом утверждении нет ничего нового. Практически все наши философы согласны стем, что философия есть рациональное систематическое мировоззрение. Мне кажется, однако, что мало кто берет на себя труд осознать все следствия этого утверждения. Если попытаться развить взгляд на философию как на мировоззрение, то мы быстро обнаружим, что мировоззрение и наука — совершенно разные вещи, поэтому признавать философию наукой и одновременно считать ее формой мировоззрения значит впадать в противоречие. Я думаю, мировоззренческий характер философии отчетливо проявился лишь в XX в, когда широкое распространение получили экзистенциализм, персонализм, философия жизни и т.п. Сейчас мы только еще начинаем осознавать это. Поэтому в большинстве книг по философии совмещаются и традиционная трактовка ее как науки, и более адекватное ее понимание как мировоззрения. Я попытаюсь ниже охарактеризовать философию именно как род мировоззрения.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


    написать администратору сайта