Главная страница
Навигация по странице:

  • 70 Пушкин АС. Поэт ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОТВЕТ

  • Диалектический материализм МА л е к се е в П.В., Пани н А.В. Философия. М, 1996. 129

  • 5. Кузнецов В.Г., Кузнецов а И.Д., Миронов Б.Б., Момджян К Х .

  • 7. По у п к и н Р, С трол А Философия. М .— СПб., 1997. 8. Чанышев A.H .

  • Никифоров А.Л. - Природа философии. - 1991. И с кус ст во. Философия bbн ере лиги я


    Скачать 5.02 Mb.
    НазваниеИ с кус ст во. Философия bbн ере лиги я
    Дата17.02.2020
    Размер5.02 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаНикифоров А.Л. - Природа философии. - 1991.pdf
    ТипДокументы
    #108846
    страница13 из 17
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17
    Душа вкушает хладный сон,
    И меж детей ничтожных мира,
    Быть может, всех ничтожней он Однако даже ив заботах суетного света он порой вдруг замирает, увидев какую-нибудь бабочку, присевшую на цветок. Сколько миллиардов живых существ прошло через отбор и борьбу за существование, сколько миллионов лет трудилась природа для того, чтобы создать это трепетное сверкающее чудо И спешит он отойти подальше, смущаясь своей грубой тяжеловесности. Да, как только философ возвращается к философии, с него сползают липкие мелочи повседневности, он становится похож на тех великих тружеников мысли, которых любит и с которыми беседует в своем саду
    Эпикура».
    70 Пушкин АС. Поэт
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОТВЕТ
    Перечитав работу, с огорчением замечаю, что опять — в который раз — получилось не совсем то, чего бы я хотел. Как заметил некий государственный деятель Хотели как лучше, а получилось, как всегда В ней я вижу по крайней мере два существенных недостатка, один из которых я устранить уже не в силах, а другой попробую все-таки смягчить.
    Непонятно, для кого все это написано. Начинал я писать для студентов, поэтому на первых станицах проступает этакая легкомысленная веселость, но незаметно для себя стал обращаться к преподавателями стал серьезнее. Теперь первые могут счесть эту книжку излишне заумной, вторые — слишком тривиальной. Это приводит меня в уныние, но переписывать ее в настоящее время у меня нет ни сил, ни времени.
    К сожалению, мне таки не удалось придать тексту кристальной ясности горного хрусталя. Боюсь, в нем немало путаных, туманных рассуждений. Отнюдь не все мне и самому ясно. Надо бы еще подумать, ноя не Жан Мелье и еще не пишу Завещания. Поэтому попробую в виде кратких тезисов выразить свой ответ на вопрос Что такое философия. Философия — это не религия, не искусство, не наука. Философия есть мировоззрение — рациональная система общих взглядов на мирна себя, на свое место в этом мире. Философия вырастает из обыденного и религиозно-мифоло- гического мировоззрения и сохраняет сними тесную связь на протяжении всей своей истории. Налагаясь на внешний мир, философское мировоззрение наполняет его личностным смыслом и делает его понятным. Понятие истины к философским утверждениями системам неприменимо. Философия не есть ни вера, ни знание, она представляет собой субъективное мнение
    Заключение ответ. В философии нет какого-то одного основного вопроса. Каждая философская система решает свои проблемы, выделяет свои основные вопросы и сточки зрения этих вопросов оценивает предшествующую историю. Однако есть фундаментальное мировоззренческое отношение як не-л, или человека к миру. Это отношение является исходным пунктом обыденного мировоззрения, мифа, религии и философии. Это фундаментальное отношение порождает три важнейшие проблемы что есть мир что есть человек каковы отношения человека к миру Именно эти три проблемы являются вечными проблемами философии и всякого мировоззрения) и, расщепляясь на более конкретные вопросы, порождают весь спектр философских проблем. В качестве мировоззрения философия распадается наряд философских систем. Но она существует еще и как теория таких систем, как теория мировоззрения, вырабатывающая концептуальные средства для формулировки и решения философских проблем, для построения философских систем. Основная деятельность большинства философов осуществляется именно на этом уровне. Единство философии обеспечивается универсальной общностью ее проблем и общностью теоретического концептуального аппарата.
    В защиту этих тезисов мне удалось, я надеюсь, привести некоторые аргументы, заслуживающие критического вни­
    мания.
    С удивлением обнаружил, как много во мне поппериан- ства и как прочно сидит в моем языке марксистская фразеология. Однако особую благодарность я хотел бы высказать старшему научному сотруднику Института философии РАН
    JI. Б. Макеевой, которая терпеливо выслушивала мои бессвязные рассуждения и своими замечаниями содействовала их прояснению, а также известному издателю философской литературы О. Назаровой, принявшей на себя риск издания этой книги.
    Наконец, хочу назвать работы, на которые я существенно опирался и из которых многое для себя извлек. Алексеев П.В., Пани н A.B.

    Диалектический материализм МА л е к се е в П.В., Пани н А.В.
    Философия. М, 1996.
    129
    Заключение ответ. Введение в философию. МВ у н д т В. Введение в философию. М, 1998.
    5. Кузнецов В.Г., Кузнецов а И.Д., Миронов Б.Б.,
    Момджян К Х . Философия. МЛ уз г и н В.В.

    Основной вопрос философии и природа философского знания. Казань, 1992.
    7. По у п к и н Р, С трол А Философия. М .— СПб., 1997.
    8.
    Чанышев A.H .
    Курс лекций по древней философии. М, 1981.
    130

    ПРИЛОЖЕНИЕ
    Основы философии
    Имеется много прекрасных введений в философию и учебных пособий по философии. Некоторые из них я использовал выше. Однако все они — как отечественные, таки зарубежные — страдают одним существенным недостатком они двусмысленны и даже противоречивы. Я прошу прощения у их авторов за столь дерзкое утверждение, но, увы, это так почти все они трактуют философию и как науку, и как мировоззрение, а эти два истолкования несовместимы. Наука интерсубъективна, мировоззрение всегда субъективно научное знание истинно или ложно, мировоззрение не допускает истинностной оценки наука описывает внешний для нас объект, стремясь вытравить все следы субъективности, мировоззрение выражает особенности своего субъекта. Следует выбрать одну из этих позиций либо философия — наука, либо она — мировоззрение. Я выбрал второе.
    Но если тактов чем тогда должна состоять цель преподавания философии или знакомства с ней Конечно, интересно и важно познакомиться с мировоззрением Платона или
    Спенсера, но такое удовольствие не для всех, поэтому это отнюдь не главное. Важнейшая цель знакомства с философией заключается, намой взгляд, в том, чтобы человек прояснил, уточнил, систематизировал свои собственные мировоззренческие понятия и принципы. Как сказали бы логические позитивисты, изучение философии должно эксплицировать смутные мировоззренческие понятия здравого смысла. И если этому помогает знакомство с Аристотелем,
    Гегелем или Хайдеггером, то слава Богу Однако уточнение собственного мировоззрения посредством изучения множества мировоззренческих систем мне представляется чрезмерно длинными сложным путем. Для большинства нормальных работающих людей, обремененных многочисленными заботами, он не подходит. Им нужно дать выжимку, квинтэссенцию сотен философских систем, созданных на протяжении тысячелетий. И мне кажется, этот экстракт заклю-
    131

    Приложение
    чен в философских категориях, формулировках проблем и самых общих их решениях.
    Набор философских категорий, проблем и решений я называю основами философии и философствования. Каждый создатель философской системы или исследователь какой- либо проблемы использует эти категории. И каждый человек, усвоивший их, сможет более точно и ясно сформулировать принципы своего собственного мировоззрения.
    Чтобы не ограничиваться голыми призывами и дать пищу для критики, я попытаюсь — по необходимости очень сжато — изложить эти основы философии так, как если бы я читал некоторый вводный курс (Предполагая, что разговор о предмете философии уже состоялся. Мир
    У вас уже сложйлось определенное представление о мире, о себе и выработалось некоторое отношение к миру, те. в результате жизненного опыта, обучения и воспитания у каждого из вас сформировалось определенное мировоззрение. И оно постоянно проявляется в вашем поведении и деятельности. Поставил, например, я на экзамене четверку двум студентам, Алкивиаду и Аристиду. И вот после экзамена подходит ко мне Алкивиад и заявляет Я же отвечал лучше Аристида, а вы поставили ему такую же оценку, как и мне. Это несправедливо Подошел и Аристид, и тоже недоволен Ну вот, я занимался как проклятый, Алкивиад же почти ничего не делала вы поставили ему тоже, что и мне. Несправедливо Мои студенты руководствуются собственными представлениями о справедливости, а ведь это — мировоззренческое понятие. Вот такого рода понятия мы и попробуем прояснить.
    Один из первых и наиболее простых вопросов, встающих перед каждым человеком, таков что собой представляет мир, в котором я живу Для обозначения этого мира в философии используется категория бытие, а философское учение о бытии называется «онтологией».
    Бытие есть все то, что существует, те. я сам, другие люди, дома и деревья, леса и горы, мои мысли, произведения искусства — все это существует и обнимается одним словом бытие
    Мир Нам с вами уже известно, что бытие распадается, по крайней мерена три разные сферы чувственно-воспринимае- мый, или физический, мир мир, созданный людьми, мир культуры, искусственная среда человека наконец, мир сознания, духа, мышления.
    Мы знаем, что физический мир — это Земля с ее лесами, горами, водами что Земля — одна из планет Солнечной системы, а Солнце входит в громадное скопление звезд — Галактику. Вот наш мир. Но мифы, религиозные учения, разговоры о переселении душ, о жизни после смерти и т.п. заставляют задуматься а нет ли чего-то еще, что лежит за пределами этого физического мира, что недоступно обычному познанию, но тем не менее существует и открывается мистикам, йогам, колдунам Ведь вот мое собственное сознание, мои мысли и чувства — их нельзя увидеть, потрогать, измерить, но они же, несомненно, существуют Нет ли како- го-то другого, столь же бестелесного, но реального мира — какого-то мирового сознания, духа, Бога, наконец?
    Отвечая на этот вопрос, философская онтология вводит понятие «субстанции».
    Субстанция — единая первооснова всех вещей, это то, из чего состоят все вещи, из чего они возникают, во что превращаются после своего разрушения и гибели.
    Физика говорит нам, что все вещи нашего мира состоят из элементарных частиц и электромагнитных полей — и звезды, и планеты, и камни, и живые организмы. Значит, элементарные частицы и поля — вот субстанция нашего мира. Эту субстанцию называют также веществом или материей. Вопрос, который мы поставили выше, теперь можно сформулировать более точно:
    Лежит ли в основе бытия одна субстанция или несколько?
    В философии существует несколько разных ответов на этот вопрос, и, соответственно, философы разделяются на разные группы в зависимости оттого, как на него отвечают.
    Те философы, которые утверждают, что есть только одна субстанция, называются монистами (от греч.
    monos
    — один, единственный, а их позиция называется монизмом. Первые философы когда-то считали, что этой единой субстанцией является одно из известных им веществ — вода, земля, огонь или воздух. Древнегреческий философ Демокрит (V в

    Приложение
    до н.э.) пришел к мысли о том, что в основе бытия лежат атомы и пустота. Впоследствии под такой субстанцией стали понимать материю — нечто объективное, независящее от человека, его деятельности и сознания. Соответственно, философов, полагающих материю в качестве единственной субстанции, называют материалистами, а их позицию — материализмом. К числу материалистов относятся французские философы Д. Дидро (1713—1784), П. Гольбах (1723—
    1789), немецкие философы JI. Фейербах (1804—1872), К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895). Таким образом, если вы принимаете материалистический монизм, то для вас существует только один материальный мира все разговоры о переселении душ, о жизни после смерти и т.п. кажутся вам пустой болтовней.
    По-видимому, наиболее трудной для материализма оказывается проблема сознания, духа что это такое Откуда и как появилось Как сознание связано с материей Общепринятых ответов на эти вопросы до сих пор нет.
    К числу монистов относятся и те философы, которые считают, что единственной субстанцией является не материя, а сознание, дух, мысль. Прежде чем сделать стул или стол, построить дом или корабль, нужно иметь в сознании образ, идею стула или корабля. Таким образом, мысль предшествует всем этим вещам, сначала мысль — потом вещь. Так вполне может быть, что и всем предметам окружающего нас мира деревьями ручьям, горами облакам — предшествуют их идеи, понятия, образы. Мысль, идея — вот субстанция мира. Философы, склоняющиеся к этой точке зрения, называются идеалистами, а их позиция — идеализмом. Крупнейшими идеалистами были древнегреческий философ Платон (IV в. до н.э.), английский философ Дж. Беркли (1685—1753), немецкий философ Г. В. Ф.Гегель (Идеализм близок мифологии, населяющей мир духами и демонами, и религии, утверждающей, что мир создан Богом и управляется им. Если материализм совместим с наукой и может опираться на ее результаты при обсуждении своих проблем, то идеализм, по-видимому, вынужден вступать в противоречие и с наукой, которая до сих пор не обнаруживает ни малейших следов духовной субстанции (правда, она и не может их обнаружить своими методами, и со здравым
    Мир смыслом, прекрасно осознающим, что часто не столько сознание руководит нашим телом, сколько телесные заботы и немощи воздействуют на сознание. Перед идеализмом также встает неразрешимая до сих пор проблема как дух порождает материальный мир?
    Стараясь избежать проблем, возникающих при допущении лишь одной субстанции, некоторые философы признают наличие двух субстанций — материальной и духовной. Таких философов называют дуалистами (от лат.
    dualis
    — двойственный, а их позицию — дуализмом. Наиболее видным представителем дуализма считается французский философ Р. Декарт (1596—1650). Кажется, что это наиболее разумная позиция, преодолевающая трудности как материализма, таки идеализма теперь уже ненужно решать сложного вопроса о том, как материя порождает дух или как идея порождает материю. Однако дуализм сталкивается со своей, не менее трудной проблемой как объяснить связь между материей и духом, между физическими и психическими процессами Если мысль и материя — две самостоятельные субстанции, то почему и как моя мысль заставляет мою руку совершать физическое движение Дуализм, кажется, таки не смог вразумительно ответить на этот вопрос.
    Теперь вы имеете возможность сознательно выбрать одну из этих трех позиций. Если вам близка наука, то вы можете склониться к материализму, но тогда будете испытывать трудности при понимании и объяснении духовных явлений. Если ваши склонности носят религиозный оттенок, если вас увлекают рассказы о полтергейстах и экстрасенсах, примите идеализм. Однако вам будет трудно понять существование и изменение физического мира. В конце концов, вы можете предпочесть дуалистическую позицию — она фактически принимается нами при решении многих научных и житейских проблемно тогда вам придется как-то объяснять связь духовного и физического миров и событий.
    Следует заметить, что в своих рассуждениях о мире, о бытии философы чаще всего остаются стихийными материалистами и даже если и считают физический мир порождением духа, то все-таки категории, говорящие о свойствах бытия, его структуре и формах, относят, в основном, к физическому миру. Этот мир существует в пространстве и во времени

    Приложение
    Пространстго есть протяженность материи, ее структурность и взаимное сосуществование материальных объектов.
    Время есть длительность существования материальных объектов и последовательность смены их состояний.
    Пространство и время — это способы существования материальных тел, сами по себе, в отрыве от материальных тел, они не существуют. Пространство трехмерно и безгранично. Физики строят модели Вселенной и порой утверждают, что наша Вселенная замкнута, те. имеет форму ограниченного тела — шара, цилиндра, чемодана. Вполне возможно, что это так. Однако философ будет спрашивать, что находится за пределами этой ограниченной Вселенной, и никогда не успокоится наконечной модели. Время имеет одно измерение — от прошлого через настоящее к будущему. Оно необратимо, чтобы там ни говорили физики. Мир существует вечно, те. всегда существовали всегда будет существовать, хотя каждое материальное образование имеет определенный срок жизни. В последнее время получила известность и распространение концепция Большого взрыва, согласно которой наша Вселенная возникла 17—18 миллиардов лет тому назад в результате взрыва некоей сингулярности. Может быть. Однако философ будет спрашивать, что было до взрыва, что предшествовало нашей Вселенной. Античный философ Парменид утверждал, что небытие несу ществует. Философы соглашаются с этим утверждением, опираясь на простой силлогизм бытие есть все то, что существует если бы небытие существовало, оно было бы бытием следовательно, небытие не существует. Поэтому философ не может представить себе, что до взрыва ничего не было».
    Нам хорошо известно, что одни предметы движутся, а другие находятся в покое, что один и тот же объект может и двигаться, и покоиться. Я иду с работы домой — двигаюсь придя домой, ложусь на диван и покоюсь на нем. Дома стоят на месте, а автобусы движутся мимо них. Движение и покой — неотъемлемые свойства всех материальных объектов.
    Движение есть любое изменение материальных и идеальных объектов.
    В обыденной жизни под движением мы привыкли понимать перемещение, смену мест, изменение пространственных координат. Отсутствие такого движения мы считаем
    Мир покоем. Но ведь когда мы лежим на диване, мы одновременно вместе с домом и городом вращаемся вокруг земной оси, вместе с Землей мчимся вокруг Солнца наше сердце продолжает стучать, а кровь бежит по сосудам, легкие дышат, а желудок переваривает пищу. Мы изменяемся Значит, движемся. На тот факт, что все вокруг изменяется, те. движется, впервые обратил внимание древнегреческий философ Гераклит (V I—V вв. до н.э.). Все течет, все изменяется, — утверждал он, — даже в одну и туже реку нельзя войти дважды покаты обсохнешь после первого раза, воды, в которые ты входил, уже протекут, и во второй раз ты полезешь уже в новые струи. Один из последователей Гераклита философ Кратил был настолько заворожен этой постоянной изменчивостью всего на свете, что отрицал возможность войти в одну и туже реку даже один раз покаты сделаешь шаг, вода протекла, река изменилась, это уже другая река. (По- видимому, остается только броситься в нее с моста, чтобы застать ее на месте) Более того, пока мы о чем-то говорим, изменяется предмет нашего разговора, мысами, значения наших слов. Поэтому лучше вообще ни о чем не говорить, полагал Кратил. И когда к нему обращались, он лишь шевелил пальцем в знак того, что слышал, но отвечать считал бессмысленным кому отвечать Ведь тот, кто спросил, уже изменился, и ответ услышит другой человек!
    К счастью, слова и вещи сохраняют определенную устойчивость, неизменность своих основных черт. Вот эта устойчивость и выражается категорией покоя.
    Покой есть отсутствие движения.
    В нашей отечественной философии много говорилось о взаимоотношении движения и покоя. Считалось, что движение абсолютно, те. что материя может существовать только в движении. Покой же относителен, те. это временное отсутствие лишь одного из видов движения. Лежа на диване, я, конечно, покоюсь относительно предметов, находящихся в комнате, зато принимаю участие во многих других видах движения. По-видимому, покой столь же абсолютен и необходим материи, как и движение, ибо покой представляет собой необходимое условие существования всех материальных образований. Если движение — способ существования материи, то покой — способ существования материальных тел

    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17


    написать администратору сайта