Имэмо ран
Скачать 1.81 Mb.
|
О.Н. Борох ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ И КИТАЙСКАЯ СПЕЦИФИКА Одним из важнейших аспектов модернизации Китая в минувшем столетии стал поиск новой экономической модели, способной обеспечить быстрое развитие страны. Этот процесс охватывал задачи обновления унаследованных из прошлого традиционных идей и определения рамок для заимствования иностранных моделей и концепций. Обращение к спорам китайских экономистов первой половины ХХ века помогает глубже понять те решения, которые были приняты после образования КНР. 137 Проблема соотношения государственного вмешательства в экономику и свободного рынка возникла в Китае задолго до периода реформ под руководством КПК. Еще в 1930-е – 1940-е годы ее активно обсуждали китайские интеллектуалы. В те времена среди профессиональных экономистов практически не было ни защитников полной либерализации хозяйственной жизни, ни сторонников копирования советской плановой экономики, построенной на уничтожении частной собственности. Идеи государственного контроля и планирования были поддержаны подавляющим большинством исследователей. В первой половине 1930-х годов даже те китайские ученые, которые получили образование в США и приобщились там к теориям рыночной экономики, охотно признавали ведущую роль государства в экономическом развитии. Сплочение вокруг идеологии государственного вмешательства было связано с необходимостью в кратчайшие сроки наметить путь ускоренной индустриализации Китая для противодействия японской экспансии. Китайские исследователи ссылались не только на значительную роль государства в быстром развитии экономик СССР и Германии, но и на использование механизмов контроля в США и Великобритании, где сохранялась свободная рыночная конкуренция. Однако при ближайшем рассмотрении становилось понятно, что эти варианты принципиально отличаются друг от друга. Заимствование советской плановой экономики предполагало перевод предприятий в государственную собственность и их жесткое подчинение централизованному планированию. Немецкий, а тем более, британский или американский образцы, были основаны на сохранении частной собственности и исправлении недостатков рыночного механизма при помощи государственного вмешательства. Расширение интереса к контролируемой экономике сопровождалось ростом критики в адрес свободной конкуренции, служившей основой либеральной модели капитализма. Многие ученые полагали, что идеология экономического индивидуализма погубит Китай, обрекая его на поражение в соперничестве с могущественными зарубежными державами, использующими экономический контроль для укрепления собственного военного потенциала. Сторонники «контролируемой экономики» искали аргументы в прошлом и утверждали, что Китаю всегда было присуще жесткое государственное регулирование экономической жизни. Известный ученый Ма Иньчу, искавший рецепты спасения страны в немецких экономических теориях этатизма и универсализма, полагал, что в китайской традиции основой экономической политики служила идеология «сельского хозяйства как основы» (нунбэньчжуи). По его мнению, правители Китая в первую очередь думали о крестьянах, на этой основе сформировалась традиционная политика вмешательства в экономику, подавления свободной конкуренции, внимания к сельскому хозяйству и невнимания к торговле. Ма Иньчу полагал, что дух этой политики нужно сохранить, дополнив традиционные подходы иностранными идеями универсализма и меркантилизм 27 Помимо этого, в период внешней опасности государство должно возглавить процесс сплочения народа; также оно призвано ограничивать с помощью инструментов контроля антиморальное своекорыстное поведение рыночных субъектов, способное нанести урон интересам общества. Многие участники дискуссии высоко оценивали успех первой пятилетки в СССР, но уничтожать 27 Ма Иньчу. Чжунго цзинцзи гайцзао (Преобразование экономики Китая). Шанхай: Шанъу иньшугуань, 1935. С. 52. 138 частную собственность они не хотели. Ученые полагали, что государство должно защищать китайских предпринимателей от давления иностранцев, стремившихся к захвату рынка Китая. Чтобы национальный капитал мог развиваться, власти должны поощрять частную инициативу и даже стимулировать конкуренцию между китайскими предпринимателями в тех случаях, когда это не будет играть на руку более сильным зарубежным конкурентам. В 1930-е годы одним из немногих сторонников либеральной экономики стал известный исследователь истории китайской экономической мысли Тан Цинцзэн. Глубокое понимание цивилизационной специфики собственной страны в соединении с хорошим знанием западной экономической теории привело его к выводу, что уравнительный социализм Китаю не подходит. Социализм помогает преодолеть неравенство в распределении богатства, и эта задача может быть актуальной в развитых странах, однако Китаю в первую очередь нужно накапливать богатство и развивать производство. По мнению Тан Цинцзэна, для этого лучше всего подходит индивидуализм, который лежит в основе частного капитализма. Китаю более всего недостает капитала, поэтому для его приращения нужно опереться на присущее человеку стремление к получению прибыли, которая могла бы стать источником инвестиций в экономическое развитие страны. Преждевременный переход на путь социализма лишит людей этой мотивации, и тогда Китай может застрять в состоянии бедности и отсталости на долгие годы. Ученый поставил под сомнение современную ценность основных идей экономической политики традиционного Китая. Во-первых, стремление к равному распределению богатства (цзюнь фу) существенно ограничивало материальные желания людей. Даже если в прошлом такая политика имела определенную ценность, в ситуации, когда «народ беден и богатство истощено», нет смысла ее придерживаться. Китаю нужно создать условия для того, чтобы люди могли разбогатеть – только после того как богатство увеличится и распределение станет неравным, можно будет вернуться к государственному регулированию для поддержания относительного равенства при распределении. Во-вторых, Китаю необходимо преодолеть идеологию экономической самодостаточности (цзы цзу). Попытки отгородиться от внешнего мира обречены на провал, они мешают развитию страны 28 Эти идеи были высказаны в начале 1930-х годов. В первые десятилетия своего существования КНР двинулась в противоположном направлении уравнительного распределения и закрытости от внешнего мира. Последующая политика реформ Дэн Сяопина, построенная на отказе от уравниловки и замкнутости, оказалась удивительно созвучной размышлениям Тан Цинцзэна. Китайские власти позволили наиболее активным членам общества обогатиться первыми, и это стало мощным импульсом для быстрого экономического развития. В 1980- е годы в официальном лексиконе слово «реформа» было неотделимо от слова «открытость», международная торговля и инвестиции внесли значительный вклад в развитие страны. Чтобы найти истоки этого совпадения, можно вновь обратиться к научному наследию Тан Цинцзэна. В 1930-е годы он подчеркивал, что, будучи продуктом истории, экономическая политика носит эволюционный и кумулятивный характер, при этом новая политика рождается на основе старой: «Если полностью копировать политики разных стран Запада и проводить их в жизнь, это неизбежно приведет к 28 Тан Цинцзэн. Цун лиши шан и гуаньча во го цзиньхоу ин цай чжи цзинцзи чжэнцэ [С точки зрения истории посмотрим, какую впоследствии в нашей стране следует проводить экономическую политику] // Цзинцзисюэ цзикань. Т. 7. № 1. Июль 1936 г. С.175-176. 139 тому, что они будут несовместимы и их нельзя будет осуществить, поэтому [собственную] старую политику нельзя не изучать» 29 . Тогда речь шла о преемственности экономических идей традиционной цивилизации и Китая эпохи модернизации. Однако эти соображения вполне могут быть отнесены и ко дню сегодняшнему. Китай эпохи глобализации невозможно понять без изучения китайских поисков времен модернизации, при этом дискуссии республиканского периода по своей важности не уступают спорам реформаторов КНР конца ХХ века. Крайне актуальными с точки зрения китайских проблем начала 2010-х годов представляются рассуждения Тан Цинцзэна о том, что исторически экономическая политика в Китае склонялась к невмешательству государства в экономику: люди соперничали друг с другом в борьбе за извлечение прибыли, но государство их соперником не было. Ученый подчеркивал, что в прошлом успехи казенных предприятий всегда были небольшими, а частные предприятия даже в неблагоприятной обстановке могли поддерживать свое существование. Самые известные реформаторы древности, такие как Шан Ян, Ван Ман, Ван Аньши и им подобные, терпели поражение, когда пытались проводить политику вмешательства. Китайские правители, по мнению ученого, исходили из того, что в центре экономической деятельности находится народ, и если он живет в достатке, то доходы государственной казны будут обеспечены. В республиканском Китае надежды на создание работоспособных механизмов государственного вмешательства в экономику в интересах ускорения модернизации сталкивались с институциональными ограничениями. Критики указывали, что созданию контролируемой экономики мешали слабость гоминьдановской власти, коррумпированные чиновники, господство иностранцев и нехватка капитала. В этой ситуации увеличение полномочий государства грозило многократно увеличить ущерб от действий нечестных чиновников, которые получили бы возможность использовать должность в интересах личного обогащения. По сути это был вопрос о том, в каком порядке следует решать китайские проблемы. Первый вариант – отложить в сторону экономические цели и сосредоточить усилия на создании политических предпосылок для развития. Второй вариант – заняться экономикой в надежде на то, что по мере укрепления материального потенциала Китай станет более сильным, а его политическая система – более эффективной. В первые годы войны и сопротивления Японии (1937-1945) поддержка идеи государственной «контролируемой экономики» стала в Китае повсеместной. Однако в начале 1940-х годов этот интерес в научных кругах заметно ослаб. Подготовленные в те годы планы послевоенного развития Китая опирались на частное предпринимательство, а не на государственное вмешательство. Идея приоритетного развития тяжелой промышленности за счет других отраслей стала непопулярной, начал снижаться интерес к использованию государственной власти как руководящей силы подъема военного производства. Хотя война еще продолжалась, экономисты смотрели в будущее с большим оптимизмом, полагая, что после разгрома Японии у Китая не будет необходимости тратить драгоценные ресурсы на увеличение оборонительного потенциала, а партнерство с США откроет путь к получению инвестиций и расширению внешней торговли. Хотя пример СССР по-прежнему вызывал большое уважение, китайские экономисты все чаще относили плановые методы хозяйства к переходному периоду. Это означало, что по мере развития экономики плановый контроль должен быть ослаблен, государство должно отступить. 29 Там же. С. 174. 140 В короткий промежуток времени между завершением войны и образованием КНР обществоведы высказали ряд идей, удивительно созвучных современной китайской политике. У Цзинчао в 1948 году заявил, что на основании одного только опыта СССР между плановой экономикой и социализмом нельзя ставить знак равенства, поскольку плановую экономику использовали в разные эпохи в странах с различными социальными системами. Плановая экономика наилучшим образом позволяет привести производство в соответствие с потребностями военного времени, провести ускоренную индустриализацию за счет внутренних ресурсов путем использования высокой нормы накопления при невозможности получить иностранные инвестиции. Однако она требует введения централизованного контроля и передачи управления в руки небольшого числа людей, результат их работы вряд ли будет лучше, чем эффект механизма цен. Если же управленцы начнут использовать свои особые права в личных интересах, народу будет нанесен очень большой вред. Социализм заботится о благосостоянии людей, а плановая экономика лишает их экономической свободы, поэтому без нее лучше обойтись. Лучшая перспектива для Китая – это социализм в сочетании с механизмом цен, то есть с рыночной экономикой, без централизованного планирования 30 Созданная в 1949 году КНР пошла по пути создания социализма с централизованной плановой экономикой без механизма цен. Однако через четыре десятилетия в процессе реформирования плановой экономики вновь был сформулирован тезис, что рынок может быть при социализме, план может применяться при капитализме. «Коренное различие между социализмом и капитализмом не в том, чего больше – планирования или рынка. Плановая экономика не равнозначна социализму, при капитализме тоже есть планирование. А рыночная экономика не равнозначна капитализму, при социализме тоже есть рынок. Как план, так и рынок – экономические инструменты», – заявил Дэн Сяопин в 1992 году 31 Представители основного течения китайской «дореволюционной» экономической науки второй половины 1940-х годов выступали в защиту смешанной системы, когда государственные и частные предприятия могли бы развиваться совместно. К примеру, в 1947 году Ма Иньчу призывал разработать китайскую стратегию экономического развития на основе соединения преимуществ трех моделей – советской плановой, англо-американской либеральной и немецкой контролируемой экономики, сочетающей государственное вмешательство с частным предпринимательством 32 Взгляды экономистов основного течения в республиканский период прошли путь ускоренной эволюции, в ходе которой происходила быстрая смена оценок роли государства в экономике. В 1920-е годы молодые исследователи, только что получившие образование в лучших западных университетах, разделяли усвоенные за рубежом либеральные концепции. В 1930-е в экономическом сообществе наступил период всеобщего увлечения теориями плана и контроля. В 1940-е ученые пришли к идеям свободной экономики, близким к тем, которые они впитали во время обучения на Западе. 30 У Цзинчао. Шэхуйчжуи юй цзихуа цзинцзи ши кэи фэнькай дэ (Социализм и плановая экономика могут быть разделены) // Синь лу. Т. 2. № 5. Декабрь 1948 г. С. 10. 31 Дэн Сяопин. Избранное. Т. III (1982-1992). Пекин: Изд-во литературы на иностранных языках. 1994. С. 470. 32 Ма Иньчу. Чжунго цзинцзи чжи лу [Путь экономики Китая] // Ма Иньчу цюаньцзи (Полное собрание сочинений Ма Иньчу). Т. 12. Ханчжоу: Чжэцзян жэньминь чубаньшэ, 1999. C. 460. 141 Однако это не было простым круговым движением идей от либерализма к командной экономике и обратно. Публикации 1945-1948 годов показывают, что в этот период китайские сторонники частного предпринимательства не повторяли иностранные либеральные рецепты. С опорой на опыт, накопленный за два десятилетия, ученые пытались найти оптимальное соотношение функций рынка и государства с учетом специфики своей страны. В научных кругах сформировалось понимание того, что копированию западных подходов мешают институциональные и культурные барьеры, поэтому единственный путь – это создание собственной китайской модели развития с опорой на иностранный опыт. Второй цикл поисков собственной модели развития начался после образования КНР. При новой власти идея плановой экономики была воплощена на практике, период полного отказа от смешанной экономики длился два десятилетия – с конца 1950-х до конца 1970-х годов. В итоге китайские реформаторы взяли курс на создание рыночной экономики с многообразием форм собственности. Современная китайская экономическая система построена на сочетании общественной собственности с негосударственной «народной» экономикой. Рассмотрение ее становления в узком контексте трансформации экономической политики КНР от «советской модели» к «специфически китайскому социализму» не позволяет заглянуть в прошлое чуть дальше и увидеть, что идеи смешанной экономики присутствовали в китайской экономической науке еще до того, как марксизм занял в Китае место господствующей идеологии. Можно предположить, что совпадение итогов первого и второго циклов поиска пути развития Китая не является случайным и поверхностным. Китайская цивилизация оказала существенное воздействие на формирование экономической политики, крайние варианты иностранных моделей на китайской почве так и не прижились. В сфере экономики либеральный индивидуализм был столь же неприемлем, как и советский вариант полного уничтожения частного предпринимательства. От государства ждали активного участия в развитии экономики – но лишь до тех пор, пока неэффективность власти не превращалась в препятствие на пути приращения богатства. Всякий раз после проб и ошибок поиски возвращались к укорененным в традиции идеям «срединности и центральности», умеренности, гибкого сочетания различных начал. 142 КИТАЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ А.И. Салицкий ИСТОКИ ПОДЪЕМА КИТАЯ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ДИСКУРС От идей к практике В мае 2014 года правительство КНР приняло довольно необычное решение. В рамках Госкомитета по развитию и реформам и под председательством главы этого органа экономического управления создан межведомственный механизм для проведения реформы по перераспределению доходов 33 Производя по- капиталистически, Китай ставит цель сокращения разрывов в доходах населения. Коэффициент Джини в этой стране в январе 2013 года составил 0.474, что примерно соответствует среднемировому уровню. Это решение заставляет еще раз вернуться к вопросу об истоках экономического подъема Китая, вот уже более трети века выделяющего эту страну на общем невеселом фоне. Заметим, что прошедшие годы были периодом постепенного, но не вполне линейного открытия этой страны внешнему миру, которое с неизбежностью расширяло сферу универсализации страны (коммерческой, технологической, образовательной). Это открытие в совокупности с критическим и творческим ленинизмом Дэн Сяопина, воплощенным в политическую практику и стало главной и, возможно, единственной причиной хозяйственных достижений КНР. Все остальное – китайская специфика, конфуцианство, национальная идея, китайский мир – является скорее декорацией подъема. На возможностях использования типа развития Китаем (и не только им) в наступившем новом мире мы остановимся ниже. |