Главная страница
Навигация по странице:

  • Путь к признанию своей идентичности

  • Стадия 1. До осознания себя

  • Стадия 3. Амбивалентность и развитие нового я- нарратива

  • Стадия 4. Поиск новых ориентиров в жизни

  • Стадия 5. Становимся собой

  • УПРАЖНЕНИЕ: СДЕЛАТЬ САМЫЙ МАЛЕНЬКИЙ ШАГ ВПЕРЕД

  • Поиск потока в работе и в жизни Когда обычные правила неприменимы

  • 1. Поддерживайте близкие отношения с собой

  • 2. Отсекайте «гул толпы»

  • 3. Будьте честны и уважайте свои ограничения

  • 4. Иногда расширяйте зону комфорта

  • 5. Цените свое любопытство

  • УПРАЖНЕНИЕ: СНОВА В ШКОЛУ

  • УПРАЖНЕНИЕ: ПРОГОНЯЕМ «НАДО»

  • Безопасное самовыражение

  • Оценка социального контекста и адаптация к нему

  • Как удовлетворить свою потребность быть увиден

  • Направляйте свои способности на творческие цели

  • Позвольте своему истинному «я» выйти вперед Изменение установки

  • УПРАЖНЕНИЕ: ПОИСК ПРАВДЫ В СЕБЕ

  • Ими ЛоС меня хватит!Серия миф саморазвитие


    Скачать 1.21 Mb.
    НазваниеИми ЛоС меня хватит!Серия миф саморазвитие
    АнкорLo_I._Mifsamorazvitie._S_Menya_Hvatit.a6
    Дата23.02.2023
    Размер1.21 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаLo_I._Mifsamorazvitie._S_Menya_Hvatit.a6.pdf
    ТипКнига
    #952134
    страница10 из 14
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14
    Глава 10. Заявляем о себе
    Возвращаем свое истинное «я»
    Сколько лет вы пытались стать «своими», несмотря на все неудачи? Скольким вы пожертвовали и как много неудобств пережили, чтобы стать такими же, как все?
    Порой веления сердца и сила переживаний воспринимались как недостаток или бремя, от которых вы предпочли бы избавиться. Пытаясь отрицать свои дарования и заглушить собственный голос, вы могли забуксовать, пытаясь доказать себе и другим, что можете быть «нормальным» и «таким, как все». Однако,
    чтобы освободиться, вы должны найти свою правду:
    место, где, опираясь на свою уникальность, вы не будете сомневаться в том, кто вы.
    В этом разделе мы обсудим, что значит жить свободно и естественно, будучи эмоционально чувствительным и ода- ренным человеком. На протяжении всей истории философы,
    теологи, социологи и другие мыслители исследовали идею аутентичной жизни. Хайдеггер, например, предполагал, что большинство из нас живет в тихом конформизме, чтобы преодолеть бесконечный экзистенциальный страх остаться в
    одиночестве в этом мире
    102
    . Не осознавая того, мы склонны жить так, как велят безымянные «они», мы живем как «они- я» и делаем что-то просто потому, что «все так делают». Так как сопротивление «они-я» влечет риск отторжения и изо- ляции, большинство приучается прятать взгляд и выбирает безопасность. Однако если мы просто согласимся со всеоб- щей точкой зрения, то без вопросов примем правила, стан- дарты, и, в конце концов, чужое мнение о том, кто мы такие.
    Заглушив истинное «я», мы утрачиваем жизненную силу.
    Быть аутентичным значит отказаться от неосознанного конформизма. Хайдеггер называл зов аутентичности внутри себя «голосом совести», но не в моральном смысле, а имея в виду, что высший долг каждого из нас – сбалансировать свое бытие с истинным «я» и отказаться от ожиданий, навя- занных миром извне
    103
    . Жить конформистом значит обма- нывать себя фальшивым ощущением спокойствия – «неау- тентичным спокойствием». В силу своей неискренности оно очень хрупко. Назойливый голос внутри вас требует отве- та, а ответ заключается в признании вашей чувствительной,
    страстной и одаренной натуры.
    Как все люди, мы склонны ощущать и верить, что мы че- го-то хотим, пусть даже это не нужно нашей душе. Это уло- вил Д. Г. Лоуренс, сказавший: «Люди не становятся свобод-
    102
    Heidegger, M. Ontologie: (Hermeneutik der Faktizitдt), Vol. 63 (Vittorio
    Klostermann, 1995).
    103
    Хайдеггер М. Бытие и время. Харьков: Фолио, 2003. Прим. ред.
    нее, когда делают все что хотят… Люди обретают свободу только тогда, когда они делают то, что нравится глубинно- му “я”. Но нужно еще добраться до глубинного “я”! Для это- го придется понырять»
    104
    . Истинное «я» находится глубоко внутри нас. Если мы хотим свободы, мы должны отказаться от иллюзии «мы делаем то, что нам нравится» и искать то,
    чего хочет наша душа, даже если это «ненормально» или де- лает вас меньшинством.
    Вы могли слышать, что «аутентичность требует смело- сти». Разумеется, обретение аутентичности – особенно если это нонконформизм – порождает смесь страха, одиночества и неуверенности. Нырять сперва страшно, потому что это подразумевает «убийство» старого «я». Этот процесс мож- но сравнить со смертью и перерождением, в ходе которого вам нужно отказаться от определенных фантазий и ожида- ний того, «что может случиться». Требуется решительный отказ от всего, что не соответствует вашему истинному пути.
    Это означает, что определенные отношения и идеи относи- тельно того, кем вы являетесь, будут утрачены и вы можете временно оказаться в изоляции, прежде чем найдете новое,
    истинное место в мире.
    Но чем скорее вы сделаете шаг вперед, тем скорее страхи рассеются. Со смелостью, нужной для поиска своей правды,
    приходит и сильное, убедительное чувство ясности и облег-
    104
    Lawrence, D. H. Studies in Classic American Literature, Vol. 2 (Thomas Seltzer,
    1923).
    чения и временами восторга, вызванного пониманием, что вы делаете нужное дело. В моменты, когда наступает время нырять, пусть даже разум протестует, вы ощущаете, что вас направляет нечто большее, чем вы сами. Постепенно поток жизни наберет скорость, и вам все легче будет выбирать –
    быть может, и не то, чего вы «хотели» все время, но именно то, что должно быть сделано.
    Чтобы полностью исцелиться от нанесенных вам ран, от веры в то, что вас «слишком много», нужно полностью при- нять свою идентичность эмоционально чувствительного ода- ренного человека и признать свои уникальные потребности и желания, не сдерживаясь и не прося прощения. В сказке
    Андерсена «Гадкий утенок» главный герой не должен был ничего «делать», чтобы стать героем. В утенке не было ни- чего гадкого, его просто окружали существа, которые не по- нимали его истинной природы. Это история о том, как одну за другой он исцелял свои раны и открывал, кто он такой.
    Как и гадкий утенок, вы могли верить, что должны думать,
    чувствовать и вести себя так же, как все остальные. Реше- ние некоторое время сдерживать свое «я», чтобы избежать критики или стать своим, могло казаться безопасным, но ве- ло оно только к ослаблению вашей души. Вы, в конце кон- цов, от рождения имеете право быть тем, кто вы есть, и жить не таясь. В вашей власти переписать лживую историю своей жизни, которую вы так долго считали истинной. По сути, это процесс воссоединения с частями себя, которые вы заглуша-
    ли и отрицали, и восстановление связи с вашим глубинным
    «я».
    Надеюсь, вас утешит следующий отрывок из сказки Ан- дерсена, где описано счастливое окончание истории утенка:
    «Было бы чересчур печально описывать все злоключения утенка за эту суровую зиму. Когда же солнышко опять пригрело землю своими теплыми лучами, он лежал в болоте, в камышах. Запели жаворонки, пришла весна-красна.
    Утенок взмахнул крыльями и полетел; теперь крылья его шумели и были куда крепче прежнего»
    105
    Путь к признанию своей идентичности
    Следующая модель описывает различные фазы, из кото- рых, как правило, состоит путь к пониманию своей истин- ной природы эмоционально чувствительного и одаренного человека. Чтобы пройти этот путь, вам необходимо после- довательно шагать, становясь более открытыми, уязвимыми и искренними с собой и другими. Путь требует постоянно подстраивать образ «я» и поведение, чтобы вы, в конце кон- цов, смогли найти баланс между своими ценностями и тре- бованиями общества. Индивидуальные факторы вашего дет- ства – начиная с близкого окружения и заканчивая культу-
    105
    Андерсен Г. Х. Сказки и истории. В 2-х томах. Л.: Худ. литература, 1969.
    Прим. ред.
    рой – влияют на то, как и с какой скоростью вы пройдете эти фазы. Несмотря на то что описанное выглядит как линейная модель, поиск и присвоение истинного «я» – не одномомент- ное действие, а пожизненный процесс, где нет правильной и неправильной последовательности.
    Стадия 1. До осознания себя
    На этом отрезке пути вы совершенно не в курсе, что от- личаетесь от других. Вы не знаете, каковы ваши уникальные качества, а рассматриваете себя как одного из многих. У вас нет точки отсчета, и вы предполагаете, что все остальные ду- мают и чувствуют как вы, и наоборот. Но, пытаясь вести себя как все, вы нередко подавляете мысли и чувства, противоре- чащие культурной норме. Так как эмоциональная чувстви- тельность и одаренность, как правило, отчасти врожденные черты, у вас возникает ощущение, что вы «какой-то не та- кой», и переходите ко второй стадии в относительно юном возрасте.
    Стадия 2. Осознание
    В этот период вы начинаете замечать черты и качества, от- деляющие вас от остальных. Например, замечаете, что про- являете большую страсть к определенным темам и целям или влюбляетесь сильнее, чем другие. По мере усиления эмоций вы начинаете задаваться вопросами, кем вы являе- тесь, начиная с типа личности и заканчивая системой веро-
    ваний. Если ваше окружение не поддерживает индивидуаль- ную одаренность и людей, выделяющихся из массы, – как многие культуры, где ценят коллективизм, приличия и сход- ство, – ваши особенности заставляют вас чувствовать себя неловко. К тому же зачастую вы испытываете вину, стыд или страх неизвестности. Реагируя на окружающих, вы може- те научиться демонстрировать фальшивое «я», прекращать или скрывать поведение, выдающее вашу природную впечат- лительность, чтобы смешаться с ровесниками.
    Стадия 3. Амбивалентность и развитие нового я-
    нарратива
    На третьей стадии вы начинаете искать информацию, ко- торая описывает ваш жизненный опыт. С помощью книг, ин- тернета или других источников вы можете обнаружить шо- кирующие сведения об эмпатии, высокой чувствительности и одаренности. Эти открытия помогут вам сформировать но- вое представление о том, кем вы являетесь и как осознаё- те свой жизненный опыт. Они также начинают исцелять вас,
    так как вы понимаете, что, хотя вы и в меньшинстве, но не одиноки.
    В глубине души вы все еще можете колебаться между при- нятием и отрицанием своей высокой чувствительности. Воз- можно, вы примете лишь часть своей истинной натуры. Вы можете решить, например, что плакать над фильмом допу- стимо, но сентиментально вспоминать прошлое – нет. Часть
    вас может все еще рассматривать вашу чувствительную при- роду как нечто «неправильное» или «эгоистичное» и убеж- дать, что вы «перерастете» это с помощью лекарств или те- рапии.
    Возможно, вы боитесь быть отвергнутым. Стоит вам осо- знать, что окружающие чувствуют, ощущают и думают не так же, как вы, вы начинаете опасаться отторжения со сто- роны вашей семьи, близких и общества в целом. Вы може- те даже почувствовать себя виноватыми из-за своих отличий и преданными теми, кто вас вырастил. Когда вы начинаете рассматривать других сквозь новую призму восприятия, вам все еще могут мешать низкая самооценка, страх разоблаче- ния и привычный стыд. Если ваш опыт отношений был край- не негативным, вы, возможно, хотите сократить контакт с внешним миром, поверив, что эмоциональная чувствитель- ность – препятствие к здоровой социальной жизни. Если вы продолжите подавлять ваши истинные чувства и вредить се- бе, скрываясь и отступая, то придете к ощущению внутрен- ней пустоты, не совсем понимая, кто вы и в чем смысл вашей жизни.
    По мере пробуждения эмоциональной и эмпатической одаренности вы также начнете видеть, что жизнь предлага- ет больше возможностей, чем раньше. Но чтобы ухватить- ся за эти возможности, нужно будет отпустить старые бес- полезные идеи и ожидания. Страх неизвестности, особенно чужого отторжения и зависти, может привести к тому, что вы
    начнете бояться своей силы. Согласно знаменитому выска- зыванию Марианны Уильямсон: «Наш глубочайший страх вызван несоответствием. Мы боимся собственного могуще- ства, потому что оно не укладывается в общие рамки. Нас пугает не наша душевная тьма, а, напротив, наш свет»
    106
    Для прогресса на этой новой стадии вам понадобится при- нять как свои возможности, так и ограничения и найти но- вый образ себя, пересмотрев систему ценностей и способ по- иска смысла жизни.
    Стадия 4. Поиск новых ориентиров в жизни
    Теперь вы начинаете осознавать, что признание своей правды – не одноразовое достижение, а непрекращающийся поиск баланса между своими ценностями, поведением и тем,
    как мир вас воспринимает. Как и на предыдущих стадиях,
    остаются важными вопросы «Кому я верю?» и «Сколько я раскрываю о себе?». Теперь вы задаетесь извечным вопро- сом о том, как оставаться открытым и аутентичным, но не быть наивным.
    Отступая от мейнстрима, вы с большим скепсисом отно- ситесь к своему окружению. Теперь вы цените качество от- ношений больше, чем количество. Поддерживающая друж- ба или близость с людьми, чья эмоциональная глубина соот- ветствует вашей, бесценны. Благодаря виртуальным или ре-
    106
    Уильямсон М. Любовь! Верните ее в свою жизнь. Курс на чудеса. М.:
    Прайм-Еврознак, АСТ, 2015. Прим. ред.
    альным сообществам вы сможете найти позитивные ролевые модели и начать формировать связи, которые помогут выле- чить ваши раны.
    Когда вы поймете, что нет нужды соответствовать обще- принятым стандартам морали, любви и успеха, то будете го- товы изменить социальные и семейные связи. Вооруженные знаниями и уверенностью в праве сократить контакты с те- ми, кто не ценит ваши уникальные качества, вы можете из- менить свой социальный круг, обрывая связи или уходя от ограничивающих отношений. Эти изменения могут коснуть- ся не только социальных взаимодействий. Вы можете почув- ствовать, что должны изменить устройство своего жилья или профессию.
    Вы будете все больше убеждаться в том, что с вами не произошло ничего фундаментально плохого. Такое осозна- ние порой рождает гнев из-за того, что вам пришлось пере- жить.
    Чтобы использовать эту энергию во благо и перейти к сле- дующей стадии, вы можете трансформировать гнев в стрем- ление к позитивным изменениям в мире. Вдохновившись собственной историей, вы захотите вступиться за таких, как вы, – за людей, чью эмоционально чувствительную и одарен- ную натуру общество патологизирует и делает маргиналь- ной.
    Стадия 5. Становимся собой

    На этой стадии вы вбираете в себя все, что узнали о себе и своей чувствительной природе, и формируете новую иден- тичность. Вы принимаете факт своего отличия, но все равно можете ощущать и признавать глубокую, значимую связь с окружающим миром.
    С приходом эмоциональной зрелости вы учитесь выдер- живать конфликт между сходством и различиями, меж- ду желанием быть уникальным и быть частью сообщества.
    Несмотря на стигму, несправедливость и непонимание ва- шей чувствительности, вы не считаете, что мир – это поле вашего боя с менее чувствительными людьми. Вы также на- чинаете видеть вашу эмоциональную чувствительность как часть целого – часть вашей идентичности, – но не полное описание вас. Вы видите в себе динамичную личность с бога- тым внутреннем миром – кого-то большего, чем просто эмо- ционально чувствительного или одаренного человека.
    Как человек, уверенный в своей идентичности, вы боль- ше не нуждаетесь в маске. Хотя все равно будут возникать ситуации, когда вы предпочтете не раскрываться полностью,
    вы найдете безопасное пространство и несколько человек, с которыми можно оставаться собой – высокочувствительным человеком, идеалистом, полным восторга и огня.
    В идеале вас начнет направлять смысл, соответствующий вашей одаренности, и благодаря внутренней силе вы стане- те позитивной ролевой моделью для других чувствительных людей. Активно борясь за то, что для вас важно, вы проло-
    жите путь для других, чтобы они смогли жить и процветать в мире, который их замечает и ценит.
    УПРАЖНЕНИЕ: СДЕЛАТЬ САМЫЙ
    МАЛЕНЬКИЙ ШАГ ВПЕРЕД
    На какой стадии вы находитесь в описанной модели?
    Она представлена в линейной форме, но на самом деле процесс цикличен и зигзагообразен. По мере продвижения вы обнаружите, что иногда отступаете или перескакиваете несколько стадий за раз.
    Спросите себя: какой следующий самый маленький шаг я могу сделать в следующие 24 часа, чтобы приблизиться к своему истинному «я»?
    Движение к аутентичности требует постоянных упреждающих попыток проявить свободу выбора и сопротивления мнению большинства. Вы не должны начинать с чего-то масштабного и зрелищного.
    Как утверждает Джефф Олсон в книге The
    Slight Edge («Тонкая грань»), именно маленькие и последовательные действия приводят к наиболее значительным переменам
    107
    . Человек, поступающий подобным образом, многократно совершает, казалось бы, незначительные усилия, чтобы внести наибольший вклад и изменить жизнь к лучшему.
    Подумайте о действиях, которые подкрепят вашу аутентичность, например о том, чтобы отказаться от
    107
    Olson, J. The Slight Edge (Greenleaf Book Group, 2013).
    социального взаимодействия, выразить свои реальные ощущения в безопасной обстановке или позволить своей сильной страсти к чему-то или кому-то проявиться, вместо того чтобы подавлять ее. Начните с самого малого возможного действия, например с чтения книги на определенную тему. Разбив вашу цель на мельчайшие этапы и начав действовать, вы наберете инерцию для движения вперед.
    В конце концов, вам, возможно, и не следует участвовать в масштабных действиях. Вы можете решиться рассказать друзьям и семье, что значит быть эмоционально чувствительным и одаренным человеком, стать лидером для таких же, как вы,
    или даже посвятить себя движению гуманизма, чтобы использовать вашу эмпатию и страсть во благо. Однако это не обязательно. Просто проявляя свое истинное «я»,
    вы уже позволяете другим делать то же самое.
    Эмоциональная реальность, стоящая за вашими действиями, более важна, чем то, что вы делаете. В
    следующий раз, когда вы станете жертвой неприятной зависти, напомните себе: «Это их жизнь, а не моя. У
    меня свой путь». Или повторите следующую цитату из Оскара Уайльда: «Будьте собой. Прочие роли уже заняты»
    108
    . Сначала повторение этих фраз будет казаться странным механическим делом, но постепенно ваше бессознательное получит сообщение. Найти свое истинное «я» – непростая задача, особенно в начале пути, так что нужно похвалить себя за смелость и за то,
    108
    Уайльд О. Афоризмы. М.: Аргумент Принт, 2012. Прим. ред.
    что вы предприняли важные и необходимые шаги.
    В следующих главах мы подробнее рассмотрим,
    как жить аутентичной жизнью, и то, как вы можете изменить установки и какие действия предпринять в этом направлении. Поиск своей правды начинается с изменения осознанности и способа бытия, что, в свою очередь, влияет на то, как вы взаимодействуете с миром в быту. Вы достигаете конгруэнтности благодаря абсолютной честности с голосами своего тела и чувств.
    Это настоящий прыжок в неизвестность, но он не безнадежен, потому что ваша страсть и эмоции будут уверенно вас направлять.
    Поиск потока в работе и в жизни
    Когда обычные правила неприменимы
    Позитивные психологи определяют «поток» как «опти- мальное состояние сознания, в котором мы чувствуем себя и работаем лучше всего»
    109
    . Идея потока давно существует в гуманитарной философии и духовной традиции как среди многих великих мыслителей, художников, так и среди тех,
    кто стремится жить оптимальной жизнью. На Западе мы на- зываем это «присутствием в зоне». В своем знаменитом вы- ступлении на TED «Поток, секрет счастья» Михай Чиксент-
    109
    Csikszentmihalyi M. Flow and the Psychology of Discovery and Invention
    (Harper Collins, 1996).
    михайи описал поток как ощущение восторга
    110
    . С тех пор многие исследования подтвердили, что состояние потока –
    основа производительности, креативности и счастья.
    Чтобы достичь такого состояния, мы должны найти ба- ланс между уровнем своих навыков и уровнем сложности предстоящей задачи. Оптимальная производительность за- ключается в поиске той золотой середины, где ваши навыки отвечают уровню проблемы: если задача слишком легка, вам станет скучно, вы будете чувствовать себя опустошенным, а если слишком сложна, вас будет терзать тревога. Ни то ни другое не способствует потоку.
    Теория сама по себе звучит довольно просто, но эмоцио- нально чувствительному человеку может быть сложно най- ти золотую середину. Если ваша «природная потребность»
    в задачах и стимуляции отклоняется от нормы, окружающих будет удивлять и даже расстраивать ваш выбор образа жиз- ни. Не зная себя досконально и не имея устойчивого «я», вы легко поддадитесь чужому мнению и в итоге не будете пони- мать, как вам жить.
    Вы одарены восприимчивостью, от природы видите и чув- ствуете то, чего не видят другие, и это проявляется в раз- ных сферах жизни. Вы испытываете сильную страсть и мощ- ные эмоции в близких отношениях. Порой можете выражать свои чувства и потребность в близости задолго до того, как
    110
    Csikszentmihalyi, M. Flow, The Secret to Happiness (TED Talk, 2004) at www.ted.com/talks/mihaly_csikszentmihalyi_on_flow
    человек оказывается к этому готов. Ваш интеллект приводят в восторг различные сферы познания, и вы настолько любо- знательны и так рветесь к новому, что люди не успевают за вами. Вы способны получать такое острое чувственное на- слаждение от опыта, что с трудом сдерживаете себя. Долгое время вы, возможно, удивлялись, почему другие не видят и не чувствуют то же, что и вы.
    Для достижения оптимальной производительности и ка- чества жизни вашим базовым психологическим, эмоцио- нальным и физическим потребностям должен соответство- вать ваш образ жизни – от продолжительности времени, ко- торое вы хотите посвящать интеллектуальным дебатам, ра- боте или сну, до типа отношений, которые вы хотите иметь.
    Найти свой поток особенно сложно, если у вас хорошо разви- ты навыки или повышенная проницательность, потому что
    «здравый смысл» или «общие правила» неприменимы в ва- шем случае. Например, вам может требоваться более высо- кий уровень интеллектуальной сложности работы, чтобы не чувствовать сонливость и пустоту, таким образом, вам мо- жет быть полезно посещать лекции даже после долгого рабо- чего дня. Возможно, и ваше представление о развлечениях не совпадает с общепринятым. Или, например, вам нужно больше физической активности, чтобы оставаться энергич- ными, так что вы много двигаетесь не потому, что испыты- ваете тревогу, а потому, что среда недостаточно вас стиму- лирует. Подобная требовательность к условиям не означает,
    что вы превосходите других, так как вы можете быть ограни- чены в других аспектах, например не способны сидеть спо- койно или концентрироваться надолго.
    Вот некоторые стратегии, которые могут помочь вам най- ти золотую середину оптимальной производительности как на работе, так и в жизни.
    1. Поддерживайте близкие отношения с собой
    Дорога к оптимизации производительности на работе так же уникальна, как отпечатки пальцев.
    Чтобы выявить наиболее аутентичные и уникальные по- требности, вы должны поддерживать тесные отношения с со- бой и развивать навыки самопознания. Представьте себе, что вы исследователь, вооружитесь неугасающим любопытством по отношению к своему внутреннему состоянию и внима- тельно наблюдайте, как различные действия, окружение и люди влияют на вас. Постарайтесь делать пометки или запо- минать, как поступаете в разных условиях. Вы также можете начать практику осознанности или завести журнал впечатле- ний.
    2. Отсекайте «гул толпы»
    Эмоционально чувствительному человеку крайне важно научиться ограждать себя от «гула толпы». Ваши потребно- сти отличаются от того, что предполагает «здравый смысл».
    Будьте особенно осторожны с критикой или комментария-
    ми такого рода: «Это уж слишком», «Вам надо отдохнуть»,
    «Поверить не могу, что ты это сделал». Традиционная муд- рость не всегда права. Философы называют это «отсылкой к традиции» – ошибочным предположением, что нечто «вер- но, потому что мы всегда так делали». Каждый раз, когда кто-то говорит «вы должны», независимо от того, насколь- ко добры их намерения, задумывайтесь, имеют ли смысл их слова, потому что никто не имеет полного доступа к ваше- му уникальному физическому и ментальному складу, жела- ниям и мечтам.
    На самом деле вам не нужно демонстрировать обществен- ности то, что вам нравится, и то, что вы делаете. Вам не нуж- но публиковать свои открытия или распространяться о сво- их предпочтениях. Все что нужно – это сохранять любозна- тельную и жадную до информации часть себя и считать, что мир предоставляет нам набор обучающих возможностей. Вы вправе отказаться от тех, которые вам не подходят.
    3. Будьте честны и уважайте свои ограничения
    Аутентичность требует «отпустить то, кем вы хотите быть,
    чтобы стать тем, кто вы есть». В процессе поиска своего иде- ального макета оптимальной жизни вы окажетесь лицом к лицу с вашими ограничениями. Проявить уважение к своим ограничениям означает осмелиться взглянуть на себя тако- го, какой вы есть. Относитесь к себе справедливо, но с ува- жением, и наберитесь терпения и знаний, которые помогут
    вам найти свое место, не погрязнув во мнениях других лю- дей.
    4. Иногда расширяйте зону комфорта
    Хотя знать о своих ограничениях важно, жизнь, в кото- рой не хватает стимулов, не насыщает. Чтобы найти свой уровень максимальной производительности, вам нужно по- стоянно повышать уровень задачи – либо находя новые на- правления, либо углубляясь в то, что вы делаете. В книге
    The Rise of Superman («Восхождение Супермена») специа- лист по потоковым состояниям Стивен Котлер рекомендует правило четырех процентов
    111
    . Испытание должно быть на четыре процента сложнее вашего уровня навыков. Эти ма- ленькие шаги выведут ваше тело и разум в зону оптимально- го фокуса и обучения. Иными словами, вам придется выйти из зоны комфорта, чтобы найти золотую середину.
    5. Цените свое любопытство
    Как одаренный человек вы от природы любопытны и лю- бознательны. Однако мы живем в обществе, которое поощ- ряет цинизм и часто трактует любознательность как наив- ность. Мы боимся показаться глупцами и потому приучили себя воздерживаться от открытости. Современное образова- ние поощряет критическое мышление, но у него есть беспо-
    111
    Kotler, S. The Rise of Superman: Decoding the Science of Ultimate Human
    Performance (Houghton Mifflin Harcourt, 2014).
    лезный побочный эффект: повышенная критичность и ци- низм. Это можно наблюдать во всех аспектах жизни, начи- ная с реалити-шоу и заканчивая опытом социализации, ко- гда почти невозможно выжить без доли сарказма. Попытай- тесь вспомнить, когда в последний раз вы не позволили себе проявить энтузиазм и любознательность из-за страха пока- заться глупцом.
    Поиск потока – замысловатый процесс, полный проб и ошибок. Тем не менее это важное предприятие, потенциально способное значительно укрепить ощущение осмысленности жизни и повысить ее качество. Вам не нужно уже сейчас находиться «там»,
    вы и так пребываете в наиболее здоровом состоянии:
    оставляете разум открытым, признаёте свои таланты и достоинства и активно стремитесь к тому, чтобы стать лучшей версией себя.
    УПРАЖНЕНИЕ: СНОВА В ШКОЛУ
    Чтобы воссоединиться с вашей природной любовью к знаниям и учебе, составьте список из десяти вопросов, на которые вы бы хотели получить ответ – ребенком или взрослым человеком. Это может быть что угодно, от тайн мироздания до вопроса, как приготовить идеальный пирог. Затем найдите время, чтобы ответить на эти вопросы, как можно больше наслаждаясь процессом открытия. Во время исследования не забывайте мантру: «Оставайтесь
    голодными, оставайтесь безрассудными» (это название книги Рашми Бансалы, ставшей известной благодаря
    Стиву Джобсу, который процитировал эту фразу в своей речи перед вручением дипломов в Стэнфорде в 2005 году).
    УПРАЖНЕНИЕ: ПРОГОНЯЕМ «НАДО»
    Первый шаг к тому, чтобы найти помехи своей аутентичности, – это идентифицировать ваши «надо».
    Многих из нас заразили верой в «надо» и «нельзя»
    другие люди, не понимающие, кто мы такие. Иногда эти убеждения касаются мелочей, а иногда и серьезных вещей. Часто они исходят от внешнего мира, но бывает,
    что мы выращиваем их сами. Каждый раз, когда вы слушаетесь «надо», а не своего чутья, вы живете для других, а не для себя. Такой выбор может казаться более простым, знакомым и очевидным, но, опираясь на «надо», вы будете далеки от радости, глубокого удовлетворения и чувства восторга, который может дать страстному человеку аутентичная жизнь.
    Вот простое упражнение, которое поможет вам найти «надо» и «нельзя», которым нет места в вашей жизни, и избавиться от них.
    1. Возьмите дневник и найдите время и место для этого упражнения.
    2. Запишите все «надо» и «нельзя», которые придут вам в голову. Если вы не знаете, с чего начать,
    подумайте о текущей задаче. Столкнулись ли вы с определенной дилеммой или дошли до точки, где пора принять решение? Какого рода убеждения «надо»
    и «нельзя» с ней связаны? Например: «Я хочу уволиться с работы, но этого нельзя делать, потому что это безответственно».
    3. Теперь давайте копнем глубже и поищем причины этих убеждений в подсознательном мыслительном процессе. Попробуйте дополнить предложение,
    используя слова «потому что». Например, «Я должна пойти на эту вечеринку, хотя я и не хочу (потому что я верю, что это значит быть хорошей подругой)» или
    «Мне надо оставаться в этих отношениях (потому что я обещала)».
    4. Затем проверьте, не можете ли вы выявить любые более высокие личные ценности и принципы,
    объясняющие это решение. Ваша система ценностей включает в себя набор качеств, которые вы считаете важными. Например, доброта, честность, лояльность,
    творчество или свобода. Достоинства – суть вашего характера, и вы чувствуете себя лучше всего, когда действия соответствуют наиболее ценным качествам.
    Например, вы можете сказать: «Я остаюсь в этих отношениях, потому что я обещала, а одно из моих качеств – это верность». В идеале ваша вера в то, что вы должны и не должны делать,
    подкрепляется принципами и ценностями, которые что-то для вас значат. Теперь, если вам приходится дополнять утверждения типа «мне надо» и «мне
    нельзя» бессмысленным обоснованием «потому что люди так делают» или «потому что так получилось»,
    изучите его внимательнее. Так вы выявите убеждения,
    почерпнутые из внешнего мира, которые не обязательно совпадают с вашим уникальным набором ценностей.
    5. Выберите одно из убеждений, найденных на стадии 4, и спросите себя: «Это абсолютно верно?
    Откуда я знаю, что это так? Когда, от кого и как я этому научился?» Проработайте свои убеждения одно за другим. Вам может потребоваться время на то, чтобы вернуться в прошлое, найти источники этих убеждений и изучить их связь с вашей сегодняшней жизнью.
    6. Теперь уделите три минуты проверке, как вы чувствуете себя физически и эмоционально всякий раз, когда отбрасываете убеждение о «надо» или
    «нельзя». Подойдите к упражнению с внимательным,
    медитативным настроем и поиграйте с этой идеей. Это не значит, что вы должны немедленно предпринимать какие-то действия или что-то менять, так что расслабьтесь. Цель упражнения заключается лишь в том, чтоб разогреть ваш разум и постепенно расчистить место для новых возможностей.
    7. Постарайтесь представить, как изменится ваша жизнь, когда вы избавитесь от этого конкретного
    «надо» или «нельзя». Так как вы, скорее всего,
    никогда не обдумывали иной жизненный путь, помимо имеющегося, этот шаг может вызвать некоторую тревогу. Попробуйте подойти к нему легко и играючи.
    Обдумайте следующее: сделали бы вы какой-то иной
    выбор, если бы у вас не было этого убеждения?
    Насколько изменилась бы ваша жизнь? Где бы вы были?
    Что бы вы делали? Отметьте, получается ли у вас вообразить яркую картину.
    8. Опишите свой опыт в дневнике. Вы не обязаны решать, когда именно (и нужно ли вообще) отбрасывать убеждения о «надо» и «нельзя». Просто позвольте возникать любым идеям и поверьте: необходимые перемены произойдут в подходящее время.
    Безопасное самовыражение
    Как эмоционально одаренный человек вы уникальным образом воспринимаете мир. Исторически именно эмоцио- нально и творчески одаренные мыслители открывали и дава- ли людям то, в чем они нуждались, но еще не знали об этом.
    Однако те, кто хочет сказать что-то свое, часто подвергаются насмешкам.
    Эмоционально одаренные люди не могут долго притво- ряться. Нередко они стремятся узнать и высказать правду.
    Так как вы к тому же обладаете обостренным чувством спра- ведливости и непоколебимой жаждой жизни, вы неизбежно задаете предположительно «опасные» вопросы и выходите за пределы доступного, чтобы достичь более глубокого уровня понимания. Конечно, везде, где вы находитесь, вы бросаете вызов статус-кво, что делает вас уязвимым перед неприяз-
    нью тех, кто чувствует себя ущемленным. Говоря правду, да- же не адресно, вы все равно «раскрываете» тех, кто не готов увидеть ее или что-то сделать по этому поводу. Всего лишь отмечая творящееся лицемерие, вы подвергаете сомнению существующую реальность, которая устраивала всех осталь- ных. Никому это не нравится, так что неудивительно, что Га- лилей подвергся гонениям, когда заявил, что Земля не плос- кая.
    Так как в детстве над вами насмехались или пытались за- ткнуть вам рот, возможно, боль приучила вас молчать, опус- кать очи долу и не повышать голос. Всегда чувствуя и зная,
    что вы отличаетесь от других, что вы не соответствуете нор- мам, что ваше истинное «я» вызывает страх, равнодушие или даже враждебность, вы могли приучиться прятаться и заглушать свой голос. Это крайне печально, ведь ваше виде- ние и восприятие часто толкают мир к прогрессу, а также от- ражают высшую цельность. Как справедливо выразился Ан- тон Ст. Маартен, «быть предсказателем в племени – грязная работа, но кто-то должен это сделать». Может быть, вы не считаете себя особенно смелым человеком, но тот факт, что вы отличаетесь от нормы, означает: чтобы выжить, у вас нет иного выбора, кроме как развить дополнительные навыки,
    устойчивость и смелость.
    Один из наиболее ценных уроков жизни, приносящий пользу эмоционально чувствительным людям, – это умение найти баланс между поиском истинного, свободного и воль-
    ного «я» и защитой от осуждения и гонений. Хотя жить аутентично и свободно выражать себя очень важно, вам также нужно знать, когда и как адаптироваться к жизни в гармонии с другими. Именно познание своего истинного
    «я» – со всей его проницательностью, энтузиазмом и глубо- кой страстью к правде – вкупе с сохранением адекватных границ позволит вам сохранить свою витальность и безопас- но переживать непредсказуемые и иногда враждебные соци- альные ситуации.
    Оценка социального контекста и адаптация к нему
    Некоторые условия больше подходят эмоционально чув- ствительным людям.
    Например, на работе, в семье, культуре, где ценится ин- дивидуализм, или в странах и городах, где существует высо- кая социальная и географическая мобильность, больше тер- пимости к различиям. Напротив, в коллективистских куль- турах и группах, где подчеркивается сходство, а конфликта избегают, индивидуальное «я» обычно подчиняется видимо- сти гармонии. Впрочем, неважно, насколько открыта культу- ра, – люди в целом склонны не любить или отрицать незна- комое.
    Таким образом, следует осторожно оценивать любую си- туацию и контекст и регулировать свои ожидания о том, в ка- кой степени люди будут рады вашей проницательности. На- пример, в консервативной компании важно сделать паузу и
    оценить обстановку, прежде чем высказывать революцион- ные идеи или бросаться проявлять буйную страсть. Задача,
    конечно, не в том, чтобы прятаться, подавлять или отрицать себя, но следует всегда искать зрелый и стратегически вер- ный способ принести свои дары миру.
    Нет ничего плохого в том, чтобы иметь различные «пер- соны» – социальные маски, которые мы демонстрируем ми- ру. Взрослые люди играют разные роли в различной обста- новке. На самом деле способность адаптироваться к различ- ным группам и условиям и хорошо понимать каждую сторо- ну себя – важная часть здоровой зрелой личности. Иногда бывает мудро задуматься над тем, как лучше повести себя
    «англичанину в Нью-Йорке»
    112
    В безвыходных ситуациях, где вам остается только сдер- живать себя, задействуйте воображение. Попробуйте при- твориться, что вы актер, играющий роль, или представьте,
    что вы носите «форму». Вы сможете перетерпеть неблаго- приятные условия, зная, что в конце дня, когда вернетесь в безопасную обстановку, сможете снять форму и полностью принять свое реальное «я» – страстное, одаренное, смелое и сердечное. Таким образом, вы защититесь от любых ненуж- ных гонений или травли и сохраните аутентичный дух.
    Как удовлетворить свою потребность быть увиден-
    112
    «Англичанин в Нью-Йорке» – написанная в 1987 году песня Стинга, посвя- щенная его другу, переехавшему в Нью-Йорк из Лондона. Прим. пер.

    ным и услышанным
    Эмоционально одаренные люди порой позволяют своей высокой чувствительности и восторженности взять над со- бой верх. Это естественное проявление их яркости и скоро- сти восприятия и обработки информации.
    Однако иногда вызывающее поведение бывает обуслов- лено глубоким, неудовлетворенным желанием быть увиден- ными и услышанными. Люди от природы нуждаются в при- знании, и если вам не хватало внимания, признания и под- тверждения в детстве, отсутствие этой обратной связи мог- ло оставить в вас зияющую дыру. Порой вас может охваты- вать сильнейшее, почти иррациональное желание, чтобы вас признали, похвалили и оценили. Вы можете начать расска- зывать свои истории или высказывать свое мнение вне зави- симости от того, являются ли условия подходящими. Когда ваши действия выглядят навязчивыми, невротичными, на- зойливыми, они исходят от травмированного ребенка внут- ри вас. Если вы дошли до того, что делитесь глубокими чув- ствами и психологическими откровениями с теми, кто не го- тов их принять, то сталкиваетесь с негативной реакцией – от пустого взгляда и озадаченности до беспокойства и отверже- ния. Увы, взрослым еще сложнее реализовать свои эмоцио- нальные потребности, потому что статус взрослого человека автоматически означает, что мы берем на себя новую роль в группе и люди ожидают от нас иного. Когда мы находимся в незнакомом окружении, например на новом рабочем месте,
    нам, возможно, приходится напоминать части себя, желаю- щей быть увиденной и услышанной, что нужно проявлять больше терпения.
    Фокус в том, чтобы внимательно относиться к своим эмо- циональным потребностям и не забывать удовлетворять их,
    когда вы встречаетесь с людьми, способными принимать вас как есть. Вы можете обратиться к надежной группе друзей,
    консультанту, близкой подруге или интимному партнеру, ко- торому можно доверять. Найдите «своих людей».
    Возможно, вам не удастся выявить одного человека или одну группу, которая может удовлетворить все ваши потреб- ности, но вы можете обращаться к разным источникам. На- пример, огромную радость приносит встреча с людьми, ко- торые увлечены тем же, чем и вы. Вы можете примкнуть к другим равно эмоционально чувствительным людям, с ко- торыми можно делиться глубокими чувствами и моментами восторга, и позволить себе быть нежным и чувствительным человеком в этом пространстве. Открывайте свое одаренное
    «я» доверенным людям, когда это безопасно, но рассматри- вайте свою открытость и уязвимость как искренние предло- жения, а не просто способы получить то, что вам нужно.
    Направляйте свои способности на творческие цели
    Один из самых продуктивных способов использовать ва- ши уникальные дарования, страсть и прозорливость – на- правлять их в творчество. Если близкие не ценят ваше об-
    щество, не уважают вашу уникальность и не разделяют глу- бокие чувства, вы можете поделиться ими с миром.
    Поделиться своими чувствами и открытиями со всем ми- ром парадоксальным образом безопаснее, чем добиваться,
    чтобы ваш голос услышали в маленькой группе. Вы всего лишь двигаетесь в согласии с искренним намерением быть аутентичными и не принуждаете никого видеть или прини- мать вас. Вы всего лишь раскрываете свое истинное «я», на- деясь, что люди, находящиеся на вашей частоте, – и не толь- ко они – со временем услышат ваше послание. Благодаря ин- тернету у него отсутствуют географические границы. Люди,
    которым нужно вас услышать, придут издалека, привлечен- ные или захваченные вами. Они вправе присоединяться к вашему виртуальному племени, и они могут уйти, если услы- шанное будет им неприятно.
    Аутентичное самовыражение включает в себя преодо- ление интернализованного стыда, выросшего из привычки скрываться, и учит вас испытывать уверенность и любовь к своему природному «я». Вы можете ослабить хватку страха,
    позволив смелости и позитивным действиям занять его ме- сто, входя в незнакомые воды и готовясь к выходу на боль- шую сцену. Что более важно, не позволяйте неспособно- сти других признать ваше истинное «я» заставлять вас сно- ва прятаться в раковину. Если вас атакуют, рассматривайте оскорбления, унижения и разочарование как уроки, которые помогут отточить навыки и развить оригинальность. Такое
    отношение неизбежно приведет вас к тому, что вы найдете в мире место, где будут не только терпеть вас, но и восхи- щаться вами.
    ТЕМЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
    Поиск способа жить в мире, будучи эмоционально чувствительным человеком, – процесс нелинейный.
    Иногда вам будет казаться, будто вы делаете шаг вперед и два назад. В ходе поиска своего места, вероятно,
    вы будете выходить за границы и ощущать боль,
    и вам придется не раз возвращаться в безопасную зону, из которой вы пытаетесь выйти. Но каждый раз,
    когда вас отталкивают назад, вы становитесь сильнее и все лучше понимаете, кто вы есть. Вы сумеете поладить с концепцией принятия себя и сможете заново определить, кто вы, каковы ваша роль и ваш образ жизни. В конце концов, все дело в равновесии,
    в сочетании инь и ян, настойчивости и терпения,
    высказывания и наблюдения, индивидуальности и гармонии. Иногда нужно сделать рывок, чтобы выйти из зоны комфорта, определить свои пределы и бросить им вызов. С помощью этого последовательного,
    неровного процесса движения вперед и возвращения назад, сохраняя равновесие между неуверенностью и безопасностью, предпринимая один маленький шаг за другим, вы найдете свои границы и наконец отыщете баланс.

    Найдите время и место, чтобы побыть наедине с дневни- ком. Сядьте поудобнее, сосредоточьтесь на дыхании. Затем задайте себе следующие вопросы.
    1. В каких жизненных ситуациях я прячусь и сжимаюсь от страха?
    2. А в каких, вопреки здравому смыслу, открываюсь слишком сильно и слишком быстро, несмотря на то что это не нужно ни мне, ни окружающим?
    3. Есть ли у меня потребность быть увиденным и услы- шанным, вызванная незалеченными травмами детства?
    4. В каких ситуациях мне лучше сдерживаться?
    5. Как мне раньше удавалось справляться с подобными си- туациями и как мой подход изменился с годами?
    6. Есть ли у меня друзья, партнер, другие доверенные лю- ди, с которыми я могу вести себя свободно и естественно?
    7. Есть ли у меня канал для выражения творческих откры- тий и революционных идей?
    Позвольте своему истинному «я» выйти вперед
    Изменение установки
    Аутентичность – это умение отпускать навязанное пред- ставление о себе и принимать свое истинное «я». Это, бес- спорно, значительный шаг, хотя со стороны он может по- казаться лишь скромным изменением отношения. Но сдвиг точки зрения радикален: теперь, когда какие-то вещи «исче-
    зают» из вашей жизни, вместо того чтобы сопротивляться этому, вы задумываетесь: возможно, они и не были нужны?
    Например, если вас замучила работа – до такой степени, что вы больше не способны держаться за это место, – не крити- куйте себя и не фокусируйтесь на утрате, лучше рассматри- вайте эту несовместимость как изменение, инициированное вашим более аутентичным «я». Хотя утрата может принести боль, вы освободите место для чего-то еще, лучше отвечаю- щего вашим природным желаниям и способностям.
    Один из вызовов, с которыми сталкиваются многие ода- ренные люди, – выбор, что сохранить и от чего избавить- ся, чтобы избежать чрезмерной ответственности и излишней стимуляции. Вот когда аутентичность особенно важна: если вы не выходите за границы и не пытаетесь быть теми, кем не являетесь, вы естественным образом отфильтровываете всех «паршивых овец» в вашей жизни и привлекаете людей и возможности, которые вам подходят.
    Дорога к успеху и счастью станет куда проще: вместо того чтобы заставлять себя соответствовать определенному шаб- лону, вам нужно просто сфокусироваться на том, чтобы быть с собой как можно честнее. Тогда определенные вещи, лю- ди и ситуации, которые больше вам не нужны – пусть даже часть вас считает, что это именно то, что вы хотите или в чем нуждаетесь, – сами вас оставят. Чтобы оплакать эти потери,
    потребуется время, но, когда вы начнете доверять процессу,
    вы достигнете невозмутимости в отношении людей и отно-
    шений.
    В следующий раз, когда вы почувствуете, что вас избегают или отвергают, помните, что отношения – это всегда парный танец, они никогда не бывают односторонними. Представь- те себе, что все события и отношения в жизни следуют за- веденному природой порядку: два человека тянутся друг к другу, проходят какую-то часть пути вместе, обучаясь друг у друга, а когда это перестает работать, путешествие приходит к естественному финалу, и тогда они расстаются. Постепен- но вы увидите, что все – люди, места, карьеры – ведут себя как атомы во Вселенной или природные стихии. Они посто- янно сбегаются и разбегаются, и это процесс, у которого нет к вам ничего личного. Со временем интеграция с истинным
    «я» наградит вас особой вибрацией, которую смогут разли- чать подобные вам.
    Чтобы начать отличать аутентичные явления, вы должны поверить в силу своей правды как природного фильтра. Ко- гда вы позволите правде вести вас, к вам станут притягивать- ся правильные люди и возможности. Вы будете все лучше узнавать и признавать свои уникальные черты: сильные сто- роны, слабости и предпочтения. Вы станете защитником сво- его аутентичного «я», хранителем собственного достоинства и проводником, который установит здоровые границы с дру- гими. Задумайтесь над следующими словами Маргарет Янг:
    «Люди часто пытаются жить задом наперед: они хотят иметь больше вещей или больше денег, чтобы
    больше заниматься тем, что им нужно, чтобы быть счастливыми. На самом деле все работает иначе.
    Сначала нужно стать тем, кто вы есть на самом деле, а затем делать то, что вам на самом деле нужно, чтобы получить то, что вы хотите».
    Можете рассчитывать, что аутентичность в сочетании с чувством доверия приведет вас к изобилию во всех сферах жизни, действуя как естественный фильтр.
    УПРАЖНЕНИЕ: ПОИСК ПРАВДЫ В СЕБЕ
    Аутентичность зарождается благодаря внимательному изучению себя. Поскольку ваша правда состоит из ваших убеждений, порывов, желаний,
    болевых точек и страстей, вы познаете свое аутентичное
    «я», когда близко познакомитесь со своими психологическими и физиологическими процессами.
    На следующей неделе поставьте перед собой задачу тщательно отслеживать чувства и энергетический уровень, час за часом, и прислушиваться к себе так,
    словно от этого зависит ваша жизнь, позволяя себе двигаться туда, куда вас ведет энергия. В конце недели задайте себе следующие вопросы.
    1. Что я узнал о себе, вглядываясь внутрь, исследуя сигналы и послания физического тела и эмоций?
    2. Что приносит мне радость, что причиняет мне боль?
    3. Подходят ли мне «здравый смысл» и «как у
    всех» или моя эмоциональная чувствительность требует особых условий?
    4. Существуют ли ситуации или отношения, в которых мне приходится идти против своей природы,
    чтобы они работали?
    5. Какую одну вещь я могу отпустить прямо сейчас ради моей эмоциональной чувствительности и целостности?
    6. Что, если все, что было «неправильным», на самом деле оказалось бы «правильным»?
    7. Где я могу использовать свою аутентичность как естественный фильтр?
    Если вы недавно лишились чего-либо – человека,
    статуса, работы, возможности, – повторите следующую аффирмацию, вслух или письменно:
    «Пока что я еще не знаю, куда меня ведет эта утрата, пусть мне больно отпускать ушедшее… я открыт вероятности того, что новое состояние точнее соответствует моей внутренней правде. Мне дана возможность натренировать гибкость ума и принять более широкий взгляд на мир. Возможно, боль, которую я испытываю, – это боль роста.
    Теперь, когда я начинаю вспоминать, кто я на самом деле, я разрешаю себе отпустить ушедшее, чтобы открыть двери для чего-то, что больше мне подходит».

    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14


    написать администратору сайта