Ими ЛоС меня хватит!Серия миф саморазвитие
Скачать 1.21 Mb.
|
Глава 13. Реализация творческого потенциала Творческая жизненная сила как источник вдохновения Творческое самовыражение – источник смысла жизни для высокочувствительного человека. Эмоционально чувствительные люди видят то, чего не ви- дят другие, и чувствуют то, чего другие не чувствуют. Бла- годаря вашему многоуровневому восприятию вам доступно больше информации. Возможно, многие идеи недоступны другим и иногда вам кажется, что таких идей слишком мно- го – так много, что вы бы хотели остановить творческий по- ток и уменьшить силу озарений. Творчество дает безопас- ный выход самовыражению, озарениям и идеям. Термин «творчество», как и «одаренность», в современ- ном обществе несет особую нагрузку. В данном случае мы не уравниваем творческую деятельность с публично признан- ными достижениями. Вы не создаете смыслы, только когда называете себя писателем или художником, вы делаете это в повседневной жизни: вы создаете их, когда готовите еду, разрешаете конфликт или ведете дружескую беседу. Аутентичное самовыражение – это то, что дает нам ощу- щение смысла жизни. Эмоционально чувствительные и ода- ренные люди склонны к экзистенциальной тревоге и депрес- сии, к постоянному ощущению, что они должны заниматься чем-то важным. Даже если вы не уверены, в чем заключается ваша миссия, или она кажется недостижимой, вы постоянно пребываете в поиске. Дело в том, что вы чувствуете себя обя- занными реализовать таланты, которыми обладаете. Если вы подавляете их, прячась и отступая, вы неизбежно лишаетесь уверенности и покоя. Но наполненность видениями и озарениями не делает ваш путь легким. Истинное творчество означает создание че- го-то, что не существовало раньше. Если мы вспомним ис- торию, то увидим, что шедевры не всегда оценивают сразу после их создания. Гений Ван Гога, например, был признан только после его смерти. Ваша задача – дать людям то, что им только предстоит захотеть. Вы созданы не просто для то- го, чтобы найти свое место в мире, но чтобы нести что-то но- вое. Так что уважение к своему пути означает, что, по край- ней мере какое-то время, окружающие не будут понимать вас или станут отвергать то, что вы им предложите. Несмотря на все трудности, творческий путь приносит невероятное удовлетворение. Для эмоционально чувстви- тельного человека творчество начинается с переживания жизненной силы, которая подталкивает вас реализовывать свои уникальные идеи. Следуя ей, вы способны сконцентри- роваться на видении, которое автоматически отсекает любые сомнения, тревоги, усталость. Вы почувствуете, что мень- ше беспокоитесь и переживаете из-за бытового дискомфор- та. Так как вы не можете позволить себе прокрастинировать и отвлекаться, у вас не останется иного выбора, кроме как стать смелыми и уверенно говорить «нет» тому, что более вам не подходит. Смысл жизни позволит очистить ее и от- бросить физические и ментальные блоки, которые вас удер- живают. Идя по избранному пути, рано или поздно вы до- стигнете точки, где восторг отодвинет все тревоги на задний план. Вы и не заметите, как станете более устойчивой и про- дуктивной версией себя. Установив контакт с жизненной силой, вы начинаете по- нимать, что обязаны использовать свои эмоциональные да- рования, чувствительность и восприимчивость, а не скры- вать их. Сочетание глубоких чувств с живым умом позво- ляет вам внести существенный вклад в культуру. Вместе с творческой идеей у вас появляется обязанность реализовать ее. Если вы будете подавлять свою креативность, ваш осо- бый взгляд будет навсегда потерян для мира. Таким образом, использование ваших дарований – не проявление эгоизма, а ваш прямой долг. Оставляя след в мире, вы создаете смысл не только для себя, но и для других. Принижая же себя, вы никому не помогаете. УПРАЖНЕНИЕ: КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТВОРЧЕСКУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИЛУ Найдите спокойное место, закройте глаза и посвятите себе хотя бы десять минут. Позвольте своему разуму вернуться в то время, когда вы испытывали сильную потребность в самовыражении. Вы могли находиться в одиночестве или с другими, вы могли быть ребенком или взрослым. Возможно, вы почувствовали необходимость выразить свою точку зрения или сделать что-либо. У вас могло возникнуть желание выразить себя в любой форме или образе: в публичном выступлении, книге, картине, песне или даже беседе. Однако мы смотрим не на результат или достижение, а на само переживание «творческой жизненной силы», проявляющейся как энтузиазм, вспышка сильных эмоций или импульс, который возникает внутри и побуждает вас высказать свое мнение и реализовать свои идеи. Отодвиньте внутреннего критика в сторону. Ищите только само побуждение, даже если тогда вы не довели дело до конца. Если таких воспоминаний несколько, выберите самое мощное, то, через которое сможете лучше подпитаться собственной силой. Это и есть ваша творческая жизненная сила, бесценный мост между способностями и достижениями. Теперь спросите себя: • «Что я знаю о себе, когда я нахожусь в этом состоянии?» • «Что я знаю о других и о мире?» Позвольте креативной жизненной силе впитываться в вас, вообразите, что она заполняет все ваше тело. Вы можете почувствовать ее физически, как тепло или свет, проникающие в вас. Выберите ощущение, которое лучше работает, и постарайтесь сохранять связь с ним несколько минут, не отвлекаясь. Прислушайтесь к зову творчества Теперь, когда вы осознали, что творчество – часть вашего жизненного пути, вы наверняка задаетесь вопросом, с чего начать. Многие люди годами пытаются понять, что они при- званы делать или на кого повлиять. Некоторые описывают это как призвание, другие называют это голосом. Зачастую ищущие получают более одного ответа. Чтобы не позволить поиску призвания превратиться в угнетающее расследова- ние с шокирующими результатами, поймите: творческий зов не приходит извне, он внутри вас. В нашем мире принято фокусироваться на том, что мы производим. Допустив, что нас определяет результат, и не позволив начаться естественному процессу самовыражения, можно потерять себя. Поиск вашего призвания – путь изнут- ри наружу, а не наоборот. Существует большая разница между творчеством ради социального одобрения и чистой радостью самовыражения. Когда мы действуем из-за недостатка чего-либо – одобрения, признания, похвалы, – мы привязываемся к результатам. На- против, если мы намереваемся всего лишь наиболее точно выразить, кто мы такие в этом мире, мы неожиданно осво- бождаемся от эгоистичных страхов. Многие успешные художники и творцы начинают с радо- сти. Они создают вещи, потому что у них есть мощная по- требность в самовыражении, они хотят, чтобы их видели и слышали. Нередко творческий процесс начинается с лично- го дневника или с детской фантазии. Но когда они получают больше внимания от мира, то зачастую попадают в зависи- мость от успеха. Вот почему они начинают тревожно отсле- живать обратную связь или сравнивать свой успех с другими. По мере того как они все больше привязывают самооценку и самоопределение к результатам своего творчества, их все- ленная сужается. Неожиданно они оказываются в мире, где мысли о работе занимают все пространство и энергию и лю- бой негативный отзыв воспринимается как личные нападки. Они отчаянно вкладываются больше и больше, чтобы дока- зать что-то миру, и попадают в порочный круг, делающий их жизнь безрадостной. В итоге они убивают свой дар, который когда-то привел их к успеху. Разрешая работе полностью определять вас, вы станови- тесь уязвимыми. Вы слишком сильно зависите от похвалы и обвинений, побед и поражений и рискуете утратить свою целостность и ценности. Напротив, если вы сфокусируетесь на выражении своего истинного «я», то удержитесь на из- бранном пути. Когда вы сильнее погружаетесь в ваш твор- ческий поток, креативность становится процессом постоян- ного внутреннего поиска. Для эмоционально одаренных и страстных людей выражение «найти свой голос» не совсем точное. Ваша задача на самом деле – вспомнить свой голос. Ваше творчество означает признание, а не отрицание, того, что вы всегда видели, чувствовали и знали. Думайте об этом как о процессе обратного конструирования: вы отбрасывае- те слои вины и стыда, которые помешали вам высказывать острые наблюдения, интересную точку зрения и революци- онные идеи, к которым мир, возможно, еще не готов. Ваш уникальный творческий вклад, естественно, заряжен вашим потенциалом, вашими качествами и сутью вашего «я». Пи- кассо справедливо отметил, что «все дети – художники», од- нако, повзрослев, вы лишились голоса. Спросите себя: пыта- етесь ли вы чего-то добиться – усердно работать, чтобы най- ти что-то, чего здесь нет, – или просто выражаете то, что уже здесь? Доверяете ли вы своим положительным качествам, внутреннему голосу? Если при всяком кризисе вы будете ис- кать ответ внутри себя, вы, в конце концов, начнете доверять себе. Жизненный опыт, уникальная точка зрения – все это будет утрачено, если вы не выскажетесь вслух. Именно тогда ваше творение станет потрясающим, потому что вы пойме- те, что напоминаете силовую станцию и ваша креативность – неисчерпаемый источник. Присвоив свой голос и заговорив с миром, чувствитель- ный эмпат, которым вы являетесь, защитит не только свои права, но и права всех остальных высокочувствительных лю- дей. Ваша смелость позволит другим найти поддержку в ва- шей истории и поможет им рассказать собственные. Ценить свои таланты и открыто признавать себя как эмо- ционально чувствительного человека – не только путь к лич- ному исцелению, но и значимое свершение для всего мира. УПРАЖНЕНИЕ: ПРИСЛУШАТЬСЯ К ТВОРЧЕСКОМУ ЗОВУ ЭМОЦИОНАЛЬНО ЧУВСТВИТЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА Не стоит искать творческий зов вовне. Он всегда был внутри вас, и все, что вам нужно, – это заглянуть в себя. Скорее всего, он пытался пробиться через ваши поступки, чувства и инстинкты. Если вы сможете выделить немного времени, чтобы тихо и без осуждения прислушаться к себе, вы узнаете ответ. Используйте следующие вопросы как подсказки. 1. Что вас завораживает? Составьте список. Вспомните давние интересы, посмотрите, как вы проводите свободное время. Пересмотрите книжные полки, список любимых фильмов и медиаресурсов. Что приводит вас в восторг и наполняет энергией? Кем вы восхищаетесь и почему? Составьте майндмэп (ментальную карту), включив туда все, что вы вспомнили, все, что вдохновило вас или повлияло на вас. Это могут быть люди, книги, фильмы, песни, статьи, семинары или даже памятные разговоры. 2. Что заставляет ваше сердце петь? Что вы любили больше всего, когда были ребенком? Составьте список дел, которыми вы занимаетесь в свободное время, пока никто не смотрит. Во время каких занятий время летит незаметно? Когда вы захвачены деятельностью, заставляющей сердце петь, вы, скорее всего, отлично концентрируетесь, ощущаете прилив энергии и полную осмысленность происходящего. Сам процесс награждает вас больше, чем результат. 3. От чего у вас вскипает кровь? Что вас злит или раздражает? Когда последний раз вы вступались за кого-то или за что-то? О чем шла речь? Вы чувствовали боль и раздражение из-за положения дел в мире? Вы видели и понимали, чего не хватало в конкретной ситуации? 4. Что вы можете делать такого, чего не может больше никто? Возможно, вы отчетливо представляете, как именно нужно изменять мир, или у вас есть уникальные идеи о каких-то возможностях. Отметьте часто упоминаемые темы из списка и сузьте их до трех главных. Постарайтесь не осуждать себя, не занимайтесь цензурой, не ограничивайте себя традиционными установками. Люди вносят самый разнообразный вклад: кто-то создает компании, кто-то распространяет идеи. Некоторые хотят быть лучшими родителями, а другие – выразить себя через творчество. Можно иметь более одного призвания. Главное – стремиться стать лучшими версиями самих себя: ведь остальные роли уже заняты. Настройка творческой реализации Несмотря на блаженство, радость и удовлетворение, ко- торые приносит творчество, это занятие не лишено боли. В отличие от других типов работы, этот процесс нелинеен, неосязаем, непредсказуем – одним словом, беспорядочен. Вы привыкли лететь вперед как ракета, но однажды случится творческий кризис. Некоторые называют это писательским или художественным блоком, но не обязательно быть писате- лем или художником, чтобы с ним столкнуться. Вы поймете, что иссякли, когда не сможете быть креативным, как бы ни старались. Творческий страх может проявиться в форме за- тяжной тревоги о том, что вы не реализуете ваш потенциал, или мыслей, что вы впустую тратите жизнь. Многие эмоци- онально чувствительные люди мучаются от необходимости «быть», а не «делать». Вы так ясно видите то, чего можно добиться, что чувствуете себя почти что обязанным работать над реализацией своего видения каждую свободную минуту. Даже когда это желание имеет форму здорового стремления к совершенству, оно все равно сопровождается постоянным экзистенциальным ужасом, назойливым ощущением, что вы не работали на должном уровне или были недостаточно про- изводительны. Возможно, вы помните времена, когда с восторгом и вдох- новением пускались в творческое путешествие, готовясь к великим свершениям. А потом, несколько месяцев спустя, оказывались где-то между хаосом и неуверенностью. В этот момент вы, скорее всего, начали отвлекаться, почувствова- ли, что истощены, и пришли в смятение. У этого феномена есть название: он известен как «закон Кантера». Мы наибо- лее уязвимы в середине творческого путешествия, далеко и от вдохновляющего начала, и от бодрящего рывка к фини- шу. В это трудное время вы можете научиться черпать силы из чего-то большего, чем вы сами. У вас есть возможность практиковать то, что я называю «творческой настройкой»: шаг за шагом прокладывайте путь, но ослабьте потребность в контроле. «Творческая настройка» – это защита от трево- ги, зависимости и страха, важный навык, который потребу- ется в пути. Настроить свою креативность значит рассматривать себя всего лишь как проводника творческого импульса, исходя- щего от некой высшей силы. Для этого не обязательно быть религиозным. Все больше успешных творческих личностей и успешных бизнесменов по всему миру осознают эту муд- рость. Элизабет Гилберт, автор книг «Есть, молиться, лю- бить» 121 и «Большое волшебство» 122 , поясняет, что до Ре- нессанса понятие «гений» понимали иначе. Древние греки и римляне считали, что не сам человек является гением – это у человека есть гений, который использует его. Римляне верили, что гений – сверхъестественное создание, незримо помогающее творцу в работе. С этой точки зрения понятно, что, какими бы способностями и достижениями вы ни обла- дали, они принадлежат некому незримому духу, и вы не мо- жете полностью приписать себе свое творение. Так что все, что вам остается, это взяться за дело и стараться как мож- но больше, а результат вам не принадлежит. Джулия Кэме- рон, автор популярного творческого руководства «Путь ху- дожника» 123 , говорит: «Жизнь – что-то вроде духовного тан- ца, и невидимый партнер готов обучать нас ему, если, конеч- но, мы согласимся отдать ему роль ведущего» 124 Эту мудрость мы встретим и в священных индуистских текстах «Бхагавадгиты». В ней Кришна говорит Арджуне, что правильное отношение – сконцентрироваться на цель- ности действия без привязанности к результату. «Делай все, 121 Гилберт Э. Есть, молиться, любить. М.: Рипол Классик, 2015. Прим. ред. 122 Гилберт Э. Большое волшебство. М.: Рипол Классик, 2018. Прим. ред. 123 Кэмерон Дж. Путь художника. М.: Live book, 2017. Прим. ред. 124 Кэмерон Дж. Долгие прогулки: практический подход к творчеству. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. Прим. ред. сосредоточив разум на божественном, отказываясь от при- вязанности и взирая на победу и поражение одинаково» 125 Думая не о похвале и критике, а только о выражении прав- ды, вы сохраните силы, чтобы продвигаться в выбранном на- правлении. Тренировка креативной настройки заключается в том, чтобы сбалансировать напряжение между действиями и вос- приимчивостью. На практическом уровне к ней относятся поддержание физического здоровья, поиск советов, оптими- зация энергии и максимизация творческого результата. На более тонком энергетическом уровне настройка требует от вас готовности быть под руководством и открыться послани- ям, источник которых находится вне вашего контроля. Пол- ностью отдавшись работе, вы становитесь свободным. Как сказал Вуди Аллен о творческом человеке: «Восемьдесят процентов успеха – это быть на виду». Когда вы привыкнете к смене «времен года» в творче- ском процессе, то научитесь покорять эмоциональные вол- ны в сложные времена. У каждого человека будут свои фа- зы. Радость от создания чего-то осязаемого приносит при- лив бодрости, но постоянно находиться в состоянии восторга нездорово и неестественно. Представьте себе, что вы выра- 125 В одном из русскоязычных переводов эти слова звучат так: «О Арджуна, выполняй свой долг невозмутимо, без привязанности, не беспокоясь о победе и поражении. Такое умение владеть собой называется йогой» (цит. по: А. Ч. Бхак- тиведанта Свами Прабхупада. Бхагавад-Гита как она есть. М.: The Dhaktivedanta Book Trust, 2013. С. 145). Прим. ред. щиваете свое творение как садовник. Его семена необходи- мо посадить и полить, прежде чем растения расцветут. При- ходит время складывать слова и образы, и так же приходит время для исследований и для того, чтобы ваши идеи при- няли форму. Перетерпеть эту инкубационную фазу, если вы не доверяете творческому процессу, может быть сложно. Вы можете оценить результаты по объему сделанной рабо- ты, по потраченному времени, по числу задач, которые мож- но вычеркнуть из списка, или по сумме, которую зарабаты- ваете за день. Но за кадром происходит куда больше неосо- знаваемой вами работы. Время, которое вы тратите на отдых, сон, игру, перерывы и развлечения, может быть столь же (ес- ли не более) продуктивным и значимым. Парадоксальным образом жесткое представление о том, что и как мы должны делать, приводит к саботажу именно того, чего мы хотим до- стичь. Лучше вместо этого стать одновременно расслаблен- ными и креативными, позволив нашим сигналам тела, любо- пытству и энтузиазму направлять нас. Что, если все то время, которое вы проводите, наслажда- ясь игрой, отдыхом и удовольствиями, не отвлекает вас от цели, а служит трамплином к ее достижению? Исследова- ния показали, что люди, склонные к «прокрастинации», бо- лее креативны. То, что раньше мы называли прокрастина- цией, на самом деле было временем «производительного от- влечения», временем, когда мы собираем больше информа- ции, позволяем возникать и развиваться концепциям, в кон- це концов приходя к более инновационным идеям. Что, если внутри нас существует мудрый механизм, рабо- та которого неподвластна разуму? Как и все остальные си- стемы, подсознание постоянно работает, адаптируется, при- спосабливается и принимает решения, чтобы достичь функ- ционального равновесия. Как всё в природе, оно работает в естественном ритме от движения к неподвижности, от со- зидания к покою и, если вы не сопротивляетесь этому, на- ходится в полной гармонии с мировым устройством вещей. Я не предлагаю вам полностью остановить работу во время кризиса, но прошу вас увидеть в кризисе нечто иное и полу- чить от него максимум пользы. Время, проведенное без ак- тивной деятельности, может быть восхитительным. Это от- личное время, чтобы вернуться к своим наброскам, потре- нировать разум новичка, увидеть все новым взглядом и за- жечь в себе детское любопытство. Это также время, когда вы можете радостно рыскать в библиотеках и медиа, собирая информацию. Вы творите не только, когда пишете, рисуете, выступае- те или работаете. Вам не нужно делить свои действия на продуктивные и непродуктивные, так как все они – часть вашей творческой жизни. Бывает, что вы проваливаетесь в черную дыру самообвинений в напрасной трате времени или прокрастинации. Попробуйте думать об этих периодах как о разминке креативных мускулов, части пути к творческим достижениям. Доверие этому подсознательному природно- му процессу принесет вам куда больше пользы, чем плани- рование, пожелания и критика, которыми занимается ваше сознание. Многим одаренным эмоционально чувствительным лю- дям сложно отпускать ситуацию и сдаваться невидимой си- ле из-за склонности к перфекционизму. Если и вы такой, на- учитесь доверять утверждению, что происходящего уже до- статочно. То, что вы делаете, не определяет вас. Вы може- те сказать себе «меня достаточно» и отказаться от желания оправдывать свое существование пользой или продуктивно- стью. Ваш внутренний критик может путать свободу с ленью, но мудрец внутри вас знает, что постоянные попытки дости- гать все больших результатов приводят только к хроническо- му стрессу, тревоге и, наконец, выгоранию. Умение отпус- кать вырастает из любви, а попытки упорно удерживать – из страха. Вам также станет легче отпустить, если вы будете рассмат- ривать поиск аутентичного самовыражения как непрерыв- ный процесс длиной в жизнь. Вы одарены вдохновением и страстью, потому что некий источник, больший, чем вы са- ми, выбрал вас в качестве сосуда для всех этих талантов. Таким образом, даже если жизнь не следует вашему плану, то, что должно быть сделано, будет сделано. Судить о том, насколько эффективно вы работаете, насколько ценен ваш вклад или насколько он сочетается с работой других людей, – не ваше дело. Все, что вам нужно сделать, это продвигаться шаг за шагом и позволить жизни позаботиться об остальном. Если вы нетерпеливы, посмотрите, сможете ли вы принять более масштабный взгляд на вещи. Шаг, который вы делаете сейчас, лишь один из многих на вашем творческом пути, и природная потребность тела в отдыхе и восстановлении – не угроза, а союзник в долгосрочной перспективе. С этой точки зрения повседневные колебания вашей производительности больше не должны вас заботить. В основе этой практики лежит вера в то, что творческая работа совершается «через вас», а не вами. Смириться не означает бездействовать. Речь о том, чтобы начать доверять жизни и отпустить свою привязанность к конкретному ре- зультату. Такой подход не только снижает стресс и тревогу, он также открывает двери для лучших достижений. Когда вы избавляетесь от потребности в контроле, вы впускаете в се- бя безграничную энергию, вдохновение и покой. Возможно, контроль и погоня за успехом работали в прошлом, но они не способны вести вас вперед. Постарайтесь заменить их на слушание, доверие и разрешение и дайте себе возможность питаться энергией настройки на креативность. |