Главная страница
Навигация по странице:

  • Приложение I НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЛИЯНИЯ НА ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЮ

  • Польстер И., М. - Интегрированная гештал... Ирвин Польстер, Мириам Польстер


    Скачать 1.66 Mb.
    НазваниеИрвин Польстер, Мириам Польстер
    Дата14.04.2022
    Размер1.66 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПольстер И., М. - Интегрированная гештал...pdf
    ТипДокументы
    #473547
    страница23 из 24
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24
    Супружеские пары и семья
    Еще один шаг в работе с любыми по численности группами размера – индиви- дуальная или групповая работа с семьями и супружескими парами. Основной философ- ский тезис семейной психотерапии заключается в том, что семьи – это естественные системы, которые столь же важны, как и люди, находящиеся внутри этих систем. И здесь сумма частей, конечно, не равна целому. Как часто "лично" Джон плюс "лично"
    Мария на удивление отличаются от брака между Джоном и Марией. Это общеизвестно.
    Я не перевариваю одну даму, когда она заявляется ко мне вместе со своим мужем, но когда она приходит одна, она мне очень нравится. Обаяние Сида мгновенно испаряется в присутствии его сына, и он становится резким и грубым. Ко мне на прием пришла молодая женщина с грудным младенцем. И хотя ребенок никак себя не проявлял, его молчаливое участие непредсказуемым образом сказалось на этой "семейной" терапии.
    Другой пациент, разговорчивый при общении один на один, всегда замолкал в присут- ствии своей семьи; а беспечная женщина превращалась в "важную матрону" и т.д.
    Всякий раз, когда я работаю с людьми индивидуально, а затем вижу их в группе, я чувствую себя как жених, который собирается знакомить своих родителей с родствен- никами невесты. Эти перемены стали бы еще более заметными, если бы мы встреча- лись с нашими пациентами не в кабинетах, а у них дома (как делают некоторые тера- певты, ориентированные на разрешение конкретной ситуации), или обедали бы вместе с ними, ходили бы с ними в театр, на работу, видели бы их с мамами и папами...
    Принципы работы с семьями и супружескими парами в основном совпадают с принципами, которые мы описали с этой книге. Например, разрушение проекции в се- мейной терапии – такой же важный процесс, как и в индивидуальной работе. Как лучше избавиться от интроекции, когда ее источник находится в комнате? Если разрешение ретрофлексии – это поиск того, что будет принято другим, где лучше всего искать тако- го человека, как не в семье? Под разными личинами неизбежно возникает в семье и слияние. Любые проявления слияния лучше прорабатывать в присутствии всех членов семьи.
    Необходимо уделять внимание всем вариантам барьеров на пути к хорошему контакту, каковы бы они ни были. Барьеры выражения чувств, телесные барьеры, ба- рьеры близости и т.д. – все это должно побывать в фокусе терапии. Тогда можно улуч- шить качество контакта, а осознавание себя и других может обогатить взаимопонима- ние между членами семьи. Супружеским парам и семьям нужно слушать, видеть, при- касаться, пробовать, нюхать, двигаться и разговаривать – и все это друг с другом. Если они будут избегать чего-либо из перечисленного, за ними потянется хвост незавершен- ных действий.
    Люди, которые живут вместе, часто нуждаются в неотложной помощи психоте- рапевта. Конечно, срочная потребность в психотерапевтической помощи может возник- нуть и в любой другой ситуации, но когда человек приходит со своей семьей, чрезвы- чайная ситуация возникает из-за неотвратимости возможных последствий – этот фактор нельзя не учитывать.
    Вот один из примеров. Не успел Чак сказать своей жене, что ему никогда осо- бенно не нравилась ее фигура, как сессия закончилась. Его высказывание – лишь одно звено в цепи обид, которые тянут за собой другие, предъявляя целую палитру болез- ненных переживаний обиды, возмущения, обмана. Когда Чак сообщил Тине о том, что ему никогда не нравилась ее фигура, Тина только улыбнулась в ответ – и больше ниче-
    го. По-видимому, она привыкла к тому, что он унижает и мучает ее. Но терапевт, не склонный просто утешать пациента, начал исследовать ее переживания. Через некото- рое время Тина заявила: "Я чувствую себя обманутой, потому что всегда думала, что тебе нравилась моя фигура. Теперь же я убедилась, что ты всегда хитрил".
    Чак смутился и только теперь вспомнил, какое отвращение он испытывал к жен- ским фигурам. Он впервые испытал нечто подобное, увидев грязное белье своей матери и то, что оставила его сестра в туалете. Он всегда зажмуривал глаза, только бы не ви- деть женское тело ясно и отчетливо. Теперь Тина поняла, что дело не в том, что ее фи- гура нехороша, а в том, как Чак относится к женскому телу вообще. Когда я попросил
    Чака посмотреть на фигуру жены, он покраснел и сказал, что чувствует какую-то смесь восторга и отвращения. В ответ Тина произнесла: "Ты смотришь на меня, как милый маленький мальчик, и мне хочется взять тебя на руки, обнять и покачать". "Я не могу позволить тебе сделать это, – ответил Чак, – но внутри я весь горю. Я слишком смущен, чтобы обнять тебя, но другая моя часть хочет этого. Только твоя кожа становится слиш- ком жирной". Тине и Чаку придется научиться переживать открытые высказывания, ко- торые характеризуют их взаимоотношения в целом. Лучше, если они не станут откла- дывать свои реакции, а будут реагировать сразу же, даже если это вызовет острую кон- фронтацию. Когда конфронтация попадает в фокус внимания, она может причинить боль и стать новой раной в супружеских отношениях, а рану хочется запрятать еще глубже и не осознавать.
    Важная часть воркшопов или групп для семей и супружеских пар – использова- ние различных стилей работы при решении супружеских проблем. Ведущий может, к примеру, попросить детей образовать из присутствующих другую "семью" и проиграть в "новой семье" некоторые из своих реальных семейных трудностей . Впоследствии
    1
    "родители", которых выбрал ребенок, могут объединиться с его настоящими родителя- ми и исследовать то, что ребенок увидел в них и кем он был для "приемных" родителей.
    В работе с супружескими парами можно проводить отдельные сессии для мужчин и женщин, чтобы исследовать, что такое быть чьей-то "женой", "мужем", "матерью", "от- цом". А также исследовать внутренние потребности быть "женщинами", "мужчинами" или "любовниками", и как все это сочетается с внешними обстоятельствами. Такой об- мен мнениями сдвигает привычки к мертвой точки и позволяет им увидеть себя со сто- роны.
    Групповой опыт часто приводит к тому, что один участник конфликта проявляет готовность услышать другого, получить новый импульс и таким образом завершить конфликт. При разрешении конфликта нужно продвигаться так, чтобы не поддаваться на попытки одной стороны любой ценой покорить другую. Естественно, в тех случаях, когда имеет место крайняя несовместимость, необходимо признать и эту несовмести- мость и борьбу за права каждой стороны. Более того, в некоторых случаях необходимо, чтобы оба человека оставили друг друга в покое и разошлись, наконец, в разные сторо- ны. Но не все конфликты так опасны, поэтому зачастую они не требуют экстренного вмешательства.
    Минуя противостояние один на один, терапия вторгается на новую территорию.
    Когда враждебная среда противоречит развитию человека, это приводит к разочарова- нию и столкновениям. В конечном счете новое проникает в устоявшуюся систему, правда, не без синяков и шишек. Если же люди в группе обнимаются и целуются при встрече или дотрагиваются друг до друга во время беседы, они, в конце концов, научат-
    Эта техника была изобретена Вирджинией Сатир.
    1
    ся делать это свободно и вне терапевтической ситуации. Если человек в маленькой группе людей решится сказать, что ему скучно, он сможет сказать это и при любых дру- гих обстоятельствах. Если люди предпочитают молчать в маленькой группе, пока что-то не затронет их по-настоящему, они также свободны сохранять молчание в большом со- обществе, не боясь обвинений в некомпетентности или незаинтересованности.
    Отказ от вредного влияния некоторых культурных традиций может быть лучшим решением, чтобы "возместить" потери, понесенные в обычной жизни. Однако тому, кто участвует в терапии, нужно научиться не только разрешать конфликты с конкретным человеком, но и обобщать этот опыт.
    Когда человек начинает справляться со своими проблемами самостоятельно, возможно, впредь он не станет обращаться к терапевту за помощью. Окончание терапии
    – это завершение только одной из форм поддержки. Традиционный взгляд на заверше- ние терапии наивен и механистичен; он опирается на иллюзию, будто бы человек од- нажды освобождается от своих ошибочных представлений о мире, и мир покорно вста- ет на место. Конечно, мир никогда не встанет на место. Проблемы отцов и детей суще- ствуют со времен Каина и Авеля; сексуальные проблемы – со времен Адама и Евы; эко- логические катаклизмы – со времен Ноя; соперничество между детьми – со времен
    Иосифа и его братьев; нарушения заветов – со времен создания Библии; непомерную цену за счастье приходилось платить со времен Иакова и Рахили. Эти легенды отража- ют множество отклонений, которые являются "побочным продуктом" человеческой си- стемы, результатом столкновений интересов и противоречий. Извечная ткань бытия формирует взаимоотношения между потребностями человека, потребностями общества и противоборствующими частями одного человека.
    Последующая борьба призывает к общественной ориентации в расчете на под- держку, когда человеку трудно совершить что-либо в одиночку. Сообщество служит групповым этосом, создавая обычаи, ритуалы, инструкции, чтобы облегчить жизнь че- ловека, избавив его от необходимости решать самому, что хорошо, а что плохо. Обряды посвящения облегчают юношам вхождение во взрослый мир, траурные обряды помо- гают преодолеть утраты, церемонии бракосочетания – это коллективное свидетельство заключения союза и т.д.
    Сегодня людям нужны новые ритуалы, обряды, инструкции, чуткие не только к извечным потребностям, но и к актуальным нуждам. В результате психотерапевт начи- нает брать на себя определенную ответственность за возможные варианты улучшения жизни.
    Принципы гештальт-терапии особенно хорошо применимы к современным лю- дям в реальном мире с его реальными проблемами. Гештальт-терапевт – это человек в процессе осознавания и взаимодействия. Для него терапия – не просто практика. Для него человек существует в его взаимосвязи с социальной средой, в его поисках роста, в процессе соединения всех сторон своей личности.

    Приложение I
    НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЛИЯНИЯ НА
    ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЮ
    Юнг отличался от Фрейда некоторыми подходами, которые отразились в ге- штальт-терапии. Он указал на полярные качества жизни человека. По Юнгу, аспекты, которые делают личность открытой, отправляют в тень противоположные качества. До тех пор, пока отрицаемые или непризнанные характеристики не будут признаны как полноправные части целостной личности, личность остается незавершенной. Гештальт- терапия рассматривает полярности шире, чем Юнг, не ограничиваясь архетипом; точки зрения гештальт-терапии, они входят в жизнь, противопоставляя себя любой части, ка- честву или личности в целом.
    Юнг рассматривал сновидение и символику сновидений скорее как творческое выражение личности, а не как подсознательную маскировку сложного жизненного опы- та. Юнг выбрал символику сновидений, потому что это был самый плодотворный, са- мый законченный способ сказать то, что нужно было сказать. Гештальт-терапевт тоже рассматривает сновидение как творческое выражение, а не камуфляж. Это естественное следствие наших внутренних побуждений принимать явление серьезно, как оно есть, а не искать спрятанного "более реального" смысла. Мы не стараемся восстанавливать сновидение сызнова, чтобы затмевать смысл, который может стираться под воздействи- ем богатого воображения человека. Для нас сновидение – это трамплин для прыжка в настоящее, комментарий к актуальному существованию. Мы ищем смысл, который пока воспринимается смутно и все еще требует прояснения в проработке сновидения.
    Присущее сновидению творчество принимается во внимание и ведет от одного иссле- дования к другому, пока заложенное в сновидении сообщение на заговорит в полный голос. Мы понимаем сновидение как незавершенное действие, требующее удовлетво- рения и завершения.
    ***
    Концепция незавершенного и незаконченного действия приводит нас к другому теоретическому влиянию – к гештальт-теории обучения (Gestalt learning theory). Ранние гештальт-психологи верили во врожденную человеческую потребность в организации и интеграции опыта восприятия. Это означало, что человек структурирует свой опыт та- ким образом, чтобы двигаться к цельности. Мы полагаем, что человек не может разви- ваться, пока он неподвижен. Чтобы он ни воспринимал как незавершенность в своей жизни, он будет сконцентрирован на этом, пока переживания не приведут его к удовле- творению.
    Еще одна идея, доставшаяся в наследство от гештальт-теории обучения – опре- деление структуры "фигура – фон" – основной структуры восприятия, которая позволя- ет человеку организовать свое восприятие в наиболее цельное единство. Мы адаптиро- вали эту концепцию таким образом, чтобы воплотить в жизнь основной ритм чередова- ния осознавания и неосознавания. В нашем варианте мы применили эту концепцию к динамическому процессу жизни или, как называл ее Уоллен, "независимый критерий
    1
    хорошего функционирования".
    Richard Wallen: Gestalt Therapy and Gestalt Psychology – статья, напечатанная в сборнике Ohio
    1
    Psychologival Association meeting, 1957. Gestalt Institute of Cleveland.

    * * *
    Идеи Адлера, посвященные стилю жизни и творческому началу, предполагают самоподдержку и активность каждого человека. В ходе человеческой эволюции он сам пробивает дорогу собственной уникальной натуре. Адлер описал человека как созна- тельного творца собственной жизни даже в тех фантазиях, которые становятся для него руководством к действию. Он напоминал психотерапевтам о значении "поверхности существования". В гештальт-терапии этот уровень заслуживает пристального внима- ния психолога. На этой "поверхности" существует осознавание, которое придает жизни смысл и ориентацию.
    Адлер лечил человека не как традиционного больного, а как уникальную лич- ность, как участника действия, на которого могут влиять такие случайные события, как авторитет родителей и даже сам факт рождения. Он использовал непривычные слова и обращал внимание на обычные желания и потребности. Таким образом он подготовил почву для "популистского" подхода в психотерапии, которая могла бы иметь дело с че- ловеком в его сиюминутном существовании. Мы тоже верим в то, что человек сам со- здает себя. Огромная энергия этого Прометея исходит от его осознавания и принятия самого себя таким, каков он есть в данный момент.
    * * *
    Особенно важными для эволюции гештальт-терапии нам представляются два направления в исследованиях Ранка. Его теория в значительной степени опирается на травму рождения и ее патологическое влияние на все последующее существование, что является спорным вопросом. Тем не менее Ранк утверждал, что главная борьба в жизни происходит за "личностную индивидуализацию", что также совпадает с положениями гештальт-терапии. В этой борьбе человек пытается интегрировать полярные страхи разобщения и соединения. Разобщение чревато опасностью потери связи с окружаю- щими людьми, а соединение содержит риск потери индивидуальности. Конструктивное сопротивление этим полярным страхам ведет к новой созидательной интеграции этих классических противоположных сил. Такое понимание сопротивления и его роли в применении к этим в корне различным частям человека – основная тема гештальт-тера- пии. Гештальт-терапия признает силу конструктивного сопротивления, направляя ее на разрешение противоречий и движение к новой личностной структуре.
    И, наконец, интерес Ранка к развитию чувства идентичности человека привел его к в изменению взаимоотношений между пациентом и терапевтом. Признание раз- личных аспектов этих взаимоотношений сделало его одним их главных вдохновителей гуманистически ориентированной психотерапии. Это очень важное "наследство" для гештальт-терапии.
    Никто иной, как Райх, вызвал у Перлза интерес к человеческому характеру, отде- ленному от симптомов и синдромов. Не фокусируясь на симптомах болезни, Райх начал анализировать обычное поведение, обращая внимание на такие характеристики, как речь, поза, осанка и жесты. Он считал, что пока человек хронически нейтрализует пе- реживания, "замуровав" их в привычные выражения, психоанализ будет тщетным. Райх разработал методологический подход с целью разрешения такой нейтрализации. Его рекомендации были специфическими и весьма конкретными. Например, концепция ли- бидо, которая исходно была сформулирована для объяснения детской сексуальности, стала мистической абстракцией в аналитическом мышлении. Райх переформулировал
    либидо как возбуждение, связанное с актуальной деятельностью, не увязая в спекуля- циях на тему инстинктивного или инфантильного.
    Райх описал создание" телесного панциря", как привычного рудимента привыч- ного акта подавления, который, по его мнению, состоит лишь в избирательном напря- жении мышц. Поэтому терапия должна быть посвящена тому, чтобы избавиться от те- лесных ограничений, то есть осознать возбуждение как естественное поведение, кото- рое человек "закопал" глубоко вовнутрь. Это был убедительно простой взгляд на чело- века, высветивший такие непопулярные стороны поведения, как чувственное возбужде- ние, оргазм, непосредственное и неискаженное выражение чувств.
    Райх негодовал по поводу слабой разработанности фрейдовской теории субли- мации, описывающей поведение взрослого человека. Фрейд считал, что истинные мо- тивы поведения взрослого человека, как правило, не вписываются в рамки обществен- ной морали, а потому человек вытесняет их в подсознание. По Фрейду, человек заклю- чает с обществом замаскированное соглашение, предъявляя лишь одобряемые мотивы поведения. Райх предпочитал рассматривать поведение по достоинству – так же, как и приверженцы гештальт-терапии. Готовность Райха просто рассматривать поступки привела его к феноменологии.
    * * *
    Морено вновь признал за нестареющей силой искусства способность менять людей. Он использовал элементы искусства в психодраме и показал творческие воз- можности, присущие художественному воплощению жизни человека. Однако, для по- нимания влияния психодрамы на гештальт-терапию еще важнее поучительный вывод
    Морено: человек охотнее участвует в переживании, нежели рассказывает о нем. Это подтверждает силу воздействия непосредственного опыта и обходит вопрос доверия к интегративной функции – центральной силе психоанализа.
    Естественно, в работе гештальт-терапевтов психодраматические техники сильно отличаются от того, что имел в виду Морено. Главное различие заключается в том, что драма в гештальт-терапии опирается скорее на импровизацию, чем на заданную тему или определенные характеры. Кроме того, в гештальт-драме часто один исполнитель может играть много ролей, как актер Шекспировского театра. И хотя Перлз и Морено могли бы возразить, мы считаем, что это лишь стилевое, а не теоретическое расхожде- ние.
    Перлз считал, каждая из ролей является только проекцией частей личности че- ловека, поэтому никто другой не может играть эти части по ролям. Так или иначе, здесь допустимы любые изменения конфигураций и любая интерпретация. Например, кто-то играет дедушку "Джона", а "Джон" при этом играет себя. Для "Джона" может быть ин- тересно познакомиться с чужой "версией" своего дедушки, которая поможет ему иссле- довать любые возможности для разрешения своих жизненных проблем. В то же время он не лишается возможности сыграть эти роли самостоятельно и также получить важ- ный опыт.
    * * *
    Основной вклад экзистенционализма в психотерапию был сделан с развитием нового – в широком понимании – этоса. Он привнес понятие относительности в соци- альную и поведенческую науки, выразив свежие взгляды на власть, правду, опыт уча- стия и применения психотерапевтических принципов для личностного роста, а не толь- ко для лечения болезни. Экзистенциализм научил нас относиться серьезно к обычным
    жизненным явлениям: рождению, смерти, абсурдности, смятению, импотенции, ответ- ственности и т.п. Игнорируя или отвергая эти проблемы, мы создаем избирательную защиту, которая в результате дорого нам обходится. Ценой защиты становится обезли- чивание, взрывы насилия и второсортное существование. Хотя экзистенциалисты не предлагают практических рекомендаций, их идеи переживания, подлинности, противо- борства и потребности в живом и настоящем действии дали толчок для новаций в обла- сти психотерапии, наполнив абстрактные построения живым содержанием.

    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24


    написать администратору сайта