Рост учителя. Issn молодой учёныйЕжемесячный научный журнал 6 (65) Редакционная коллегия bГлавный редактор
Скачать 2.45 Mb.
|
721 “Young Scientist” . #6 (65) . May их за хвост, за лапки, кричать. Что вы чувствуете Дети обычно отвечают так Я могу оглохнуть, Я могу умереть. Так ребенок учится ставить себя на место слабого, на место того, кто нуждается в уходе и защите, и понимать, что жестокость по отношению к живому — это зло. После этого они начинают бережно относиться к обитателям живой природы. Использовать дидактические игры для обогащения экологических представлений следует с учетом представлений о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе о человеке как части природы о культуре поведения в природе. Таким образом, использование игр в воспитании экологической культуры способствует получению дошкольниками более прочных знаний, помогает овладеть умением экологически целесообразного поведения в природе. Ребёнок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру. Ведь забота о природе, есть забота о человеке, его будущем. Литература: 1. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию. С-П.: Детство — пресс — 2006 г. Газина, О. Играя, познаем природу // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 7. 3. Кондрашова, МА. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях ив повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. — 116 с. Лучич, МВ. Детям о природе. М, Просвещение, 1990. 5. Саморукова, П. Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду учебное пособие для педагогических училищ. — М Просвещение, 1991 г. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. — М Академия, 2002. — 336 с. Николаева, С. Н. Игра и экологическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994 гс. Новоселова, С. Л. Игра дошкольника. — М Просвещение, 1989. — 188 с. Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. N 10. с. 40–49. 10. Рыжова, НА. Экологическое образование в детском саду. — М Изд. Дом Карапуз, 2001. — 432 с. Рыжова, НА. Экологические игры Дошкольное образование. — 2009 г. № Культурологический подход к профессиональной подготовке студентов музыкального колледжа Крылова Юлия Сергеевна, аспирант Петрозаводский государственный университет И нтенсивные изменения, происходящие всоциокуль- турном пространстве на рубеже двух столетий, затрагивают различные сферы деятельности человека, в том числе все уровни образовательных систем. Современная образовательная парадигма опирается наподходы, направленные на формирование ценностей и смыслов деятельности, культуры современного специалиста. Культурологический подход является одним из основных методологических подходов к организации образовательного процесса в Петрозаводском музыкальном колледже им. К. Э. Раутио, где профессиональная подготовка студентов лежит в плоскости музыкального искусства и воспитания духовности как ценности художественно-твор- ческой деятельности. Профессиональный музыкант сегодня — это специалист, обладающий эстетической, коммуникативной и информационной культурой. Один из основоположников культурологии И. Г. Гардер определил культуру как уровень человечности и второе рождение человека, так как только в процессе образования и воспитания человек получает то, что позволяет в процессе жизнедеятельности характеризовать его как человека определенной культуры. Немецкий педагог А. Дистервег отмечал влияние культуры страны, в которой родился человек на принципы культуросообразности воспитания. Русский мыслитель НА. Бердяев связывал культуру с духовными традициями предков, основанными на знаках и символах нематериальной деятельности. В современном научном знании существует огромное количество трактовок культуры как феномена системы ценностей, находящихся в определенной иерархии и социальных процессов, порождающих культурные ценности в определенный исторический период. На наш Молодой учёный» . № 6 (65) . Май, 2014 г. Педагогика взгляд, наиболее концептуальным является определение Л. Р. Золотаревой, которая считает, что культура — это исторически развивающаяся система созданных человеком материальных и духовных ценностей, норм, способов организации поведения и общения сложный общественный феномен, охватывающий различные стороны духовной жизнедеятельности общества и процесс развития сущностных сил, творческой деятельности и самореализации человека [3, с. В данном определении заложен сущностный смысл культуры как среды, в которой формируются установки у субъектов образовательного процесса на художествен- но-эстетическую деятельность. Активное вовлечение их в сферу этой деятельности способствует раскрытию творческого потенциала, проявляющегося в умении подходить к конкретной задаче или явлению нестандартно, искать и находить оптимальные пути, эффективные методы решения возникающих проблем, в способности к оценочным суждениями критичности мышления, легкости ассоциирования, в способности вызывать в сознании образы и создавать из них новые комбинации. В данном случае образовательная среда музыкального колледжа a priori влияет на формирование способов творческой деятельности и создание базы практических умений и навыков, способствующих в дальнейшем успешной самореализации специалиста в учреждениях культуры и искусства. Содержание учебного процесса, состоящего из комплекса дисциплин и учебных модулей, исполнительской и педагогической практик, различных видов внеучебной деятельности, предусмотренной государственным образовательным стандартом и инициированной преподавателями колледжа или самими студентами, способствуют профессиональной подготовке будущего специалиста в контексте культуры. Формирование у обучающихся творческого мышления, умения публично демонстрировать креативные достижения вис- полнительской сольной или коллективной деятельности подчинено законам культуросообразности. Н. Н. Шевченко считает, что принцип культуросооб- разности как гуманистически ориентированный принцип, определяет отношения между воспитанием и культурой средой, питающей личность, а также между воспитанием и развитием личности как человека культуры. Это значит, что культурное ядро содержания воспитания должны составлять общечеловеческие ценности, а отношение к воспитаннику должно строиться на восприятии его как свободного индивидуума, который способен к самоопределению и самореализации в мире культуры [6, с. 11]. Воспитание человека культуры невозможно без индивидуального подхода к личности студента, чья профессиональная деятельность в дальнейшем связана с различными ипостасями специалиста в сфере культуры и музыкальной педагогики музыкант — педагог — руководитель творческого коллектива. В связи с этим, учебно-воспитательный процесс в музыкальном колледже при заданных образовательным стандартом параметрах предусматривает индивидуальную образовательную траекторию для каждого обучающегося в части выбора содержания обучения и способов самореализации. В данном случае сотворчество педагога и учащегося имеет большое значение. Диалог, выстраиваемый в процессе обучения, соотносится с ожидаемыми результатами в случае, если он основан на грамотном изучении, адекватном музыкальном восприятии, профессиональном воспроизведении обучающимися предметов духовной деятельности. Соприкасаясь с произведениями композиторов классиков или сочинениями современников, создавая креативные программы самостоятельно, учащиеся не только включаются в процесс познания нового, но и узнают азы педагогической культуры, построенной на использовании найденных совместно с наставниками способов творческой коммуникации. Эти способы в дальнейшем подлежат транспозиции в собственную педагогическую деятельность выпускника колледжа. Подчеркивая творческую природу педагогической культуры, В. А. Сластенин отмечает Культура — это всегда творчество со всеми характеристиками творческого акта, она всегда рассчитана на адресата, на диалога усвоение ее есть процесс личностного открытия, создания мира культуры в себе, сопереживания и сотворчества, где каждый вновь обретенный элемент культуры не перечеркивает, не отрицает предшествующий пласт культуры [4, с. 16]. Творчество является тем сакральным актом, который предполагает рождение нового знания на основе достижений предыдущих поколений и новых тенденций в области культуры. Исполнительская деятельность студентов, непосредственно связанная с интерпретацией сочинений известных композиторов, одновременно представляет собой перманентный процесс создания нового. Выступая на академических концертах или участвуя в конкурсных или фестивальных мероприятиях, учащиеся исполняют одну и туже музыку по-разному, пропуская ее сквозь призму личностных переживаний, собственного сценического опыта, инициируя передачу духовных ценностей от исполнителя к слушателю. В процессе такой передачи происходит невольное пересечение традиций, обусловленное временными рамками создания произведения и его современного исполнения. В данном случае культурологический подход, исходя из принципа преемственности, единства традиции и новаторства, реализуется в условиях той или иной культуры, которая является источником, питающим воспитание, средоточием всего наследия человечества, сокровищницей духовно-нравственных богатств, движущей силой развития личности [6, с. Традиции и новаторство тесно переплетаются в образовательном процессе музыкального колледжа. Одним из проявлений такой интеграции является передача ученикам отношения к ценностям культуры в рамках педагогической практики. Осуществляя педагогическую деятельность на занятиях, студенты колледжа передают своим воспитанникам знания о культурологических процессах, учат любить музыку и бережно относится к инструментам, на которых она исполняется. В. И. Андреев указывая на педагогическую закономерность воспитания, считает, что воспитание будет тем эффективнее, чем в большей степени оно будет интегрировано и вписано в контекст культуры, а воспитанник будет активно овладевать и творчески развивать лучшие образцы культуры нации, страны, мировой цивилизации [2, с. Ориентация на национальные традиции и народную мудрость, заимствование идеалов из фольклорного наследия и тенденция преемственности прошлого и настоящего, на наш взгляд, должна составлять не только основу содержания этнопедагогики, но и академической педагогической науки. Идея сопричастности к культуре региона, в котором осуществляет свою деятельность Петрозаводский музыкальный колледж им. К. Э. Раутио, воплощается в созданных на основе карело-финского народного эпоса музыкальных спектаклях. Синтетический жанр, к которому обращаются преподаватели музыкального колледжа и основанный на использовании музыки, слова, танца, не только выполняет функции обучения студентов профессиональным навыкам в рамках образовательного процесса, но и воспитывает интересу обучающихся к культуре своего края. Воплощение на сцене образов положительных героев, в характере которых заложены черты, присущие северному народу упорство, отвага, борьба за счастье соотечественников, преданная любовь к близким людям изучение рунического стиха, которым описывается в том числе процесс создания национальных инструментов и особенностей их звучания, — все это формирует представление об особенностях культуры коренных народов Карелии. В учебные программы исполнительских отделений включены произведения карельских композиторов. Разучивая эти произведения, студенты колледжа с одной стороны пополняют свой репертуарный багаж, с другой — посредством проигрывания интонаций, характерных для любой национальной музыки, узнают и воспринимают код культуры своего региона. Процесс изучения музыки карельских композиторов сопровождается также непосредственным профессиональным общением сними на творческих встречах и мастер-классах. Уникальный в данном случае опыт позволяет выпускнику колледжа включаться в процесс передачи нематериального наследия от поколения к поколению. Коммуникативная культура музыканта является важным компонентом его профессионального облика в современных условиях рынка труда и рассматривается как целостное интегральное свойство личности, предполагающее совокупность коммуникативных способностей, качеств, умений и навыков. Межличностное взаимодействие в творческом коллективе, невербальное общение со слушателем на концертах, открытая и эмоциональная подача музыкального материала, экстравертивный характер деятельности входе учебного процесса и вне его, навыки адекватного восприятия, воспроизведения и передачи информации о свойствах объектов творческой деятельности составляют основу коммуникативной культуры будущего специалиста. Воспитание коммуникативной культуры студентов в колледже осуществляется посредством участия в репетициях творческих коллективов выступления на различных концертных площадках и для разной целевой аудитории организации и участия в различных мероприятиях совместно со сверстниками выступлений на исследовательских конференциях, тематических семинарах, творческих олимпиадах. Наиболее эффективным дидактическим инструментом, способствующим развитию коммуникативных умений и навыков обучающихся, является проектный метод, который активно используется в образовательном процессе колледжа. Вовлечение студентов всех курсов ив течение всего периода обучения в колледже в международные проекты способствовало формированию их коммуникативных навыков в совместной творческой деятельности с музыкантами разного возраста и другой культуры. Современные подходы к уровню подготовки специалиста определяют также формирование информационной культуры, которая рассматривается, в том числе, сточки зрения субъект-субъектных отношений, зарегистрированных при помощи различных материальных носителей. При этом информационная культура как специфическая часть общей культуры есть одновременно исторически обусловленные уровень, способ (метод) духовно-прак- тического освоения действительности, зафиксированные и передаваемые от поколения к поколению посредством различных материальных носителей [5, с. 85]. Благодаря таким носителям информации ценности культуры становятся всеобщим достоянием. Медиатека, создаваемая в колледже, включающая записи спектаклей, концертов, конкурсных и проектных мероприятий, позволяет зафиксировать результаты творческих достижений студентов и преподавателей и одновременно передать опыт художественно-творческой деятельности следующим поколениям обучающихся. Качество этих материалов влияет начистоту их восприятия и напрямую связано сформированием эстетической культуры специалиста. Однако, в настоящее время отмечается дефицит развития информационного сознания человека, его ценностных ориентаций при использовании средств информационных технологий, готовности к успешной деятельности в постоянно изменяющихся условиях информационной среды [1, с. Дефицит компетенций у обучающихся, связанных с информационной культурой, мешает оптимальному использованию ИКТ-технологий в организации образовательного процесса. В данной ситуации целесообразным, на наш взгляд, является комплексное решение проблемы, которое включает осмысление опыта информационной деятельности, привлечение методов, позволяющих адекватно оценивать индивидуальные когнитивные способности студентов, отбор информационных потоков с целью Молодой учёный» . № 6 (65) . Май, 2014 г. Педагогика вычленения сегментов, носящих образовательный и воспитательный характер в подготовке будущего специалиста. Таким образом, можно рассматривать культурологический подход как методологическое основание в организации процесса профессиональной подготовки будущего специалиста-музыканта, обладающего в комплексе эстетической, коммуникативной и информационной культурой. Литература: 1. Адольф, В. А, Степанова И. Ю. Дидактические аспекты формирования информационной культуры личности В. А. Адольф, И. Ю. Степанова Текст // Информатика и образование, № 5. — 2013. с. 27–30. 2. Андреев, В. И. Педагогика Учебный курс для творческого саморазвития. — е изд. — Казань Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с. Золотарева, Л. Р. Культурная стратегия образования / Л. Р. Золотарева Текст // Вестник Московского университета, Сер. 20, Педагогическое образование. — 2012. — № 4. — с. 105–116. 4. Исаев, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Ф. Исаев. — М Издательский центр Академия, 2002. — 208 с. Полякова, Г. Феномен информационной культуры в современном обществе / Г. Полякова Текст // Власть, № 10. — 2013. — с. 83–86. 6. Шевченко, Н. Н. Культурологический аспект профессиональной подготовки учителя в художественно-эстети- ческой образовательной среде педагогического вуза монография. — LAP LAMBERT Academic Publishing / Германия с. Роль учебных заведений в педагогическом просвещении родителей на страницах периодической прессы (вторая половина ХХ века) Курчий Оксана Владимировна, кандидат педагогических наук Тютюнник Андрей Олегович, студент Донбасский государственный педагогический университет (г. Славянск, Украина) В статье определена роль учебных заведений в вопросах педагогического просвещения родителей. Большое внимание уделяется освещению вопросов педагогического просвещения родителей на страницах периодической прессы во второй половине ХХ века. Раскрыты некоторые формы роботы учебных заведений с родителями, которые рассматривались на страницах периодических изданий исследуемого периода. Ключевые слова учебное заведение, воспитание, педагогическое просвещение, периодическая пресса institutions role in the pedagogical education of the parents in the periodical press (second half of the 20th О. Kurchiy, candidate of pedagogical sciences; А. Tyutyunnik, fourth year student Donbass State Pedagogical University In the article was determined the role of the educational institutions regarding to issues of the parents pedagogical education. A lot of attention is paid to issues of the parents pedagogical education in the periodical press in the second half of the 20th century. Any methods of the educational institutions work with parents were shown. These methods were examined in the periodical press of the period under study. Key words: educational institution, education, pedagogical education, periodical В воспитании подрастающего поколения и подготовке его к жизни значительную роль играет единство в воспитании учебных заведений и семьи. По мнению педагогов именно в семье закладываются основы формирования личности. Поэтому, во второй половине ХХ века огромное значение приобретали вопросы совместной работы учебных заведений с семьями и педагогического просвещения родителей в вопросах воспитания детей. В организации пропаганды педагогических знаний среди родителей основной силой были педагогические коллективы школ и детских садов. Недостаток знаний родителей в вопросах воспитания детей выявил необходимость развития разнообразных форм педагогического просвещения. Актуальность проблем воспитания детей в семье, взаимодействия семьи и учебных заведений, педагогического просвещения родителей освещали в своих работах Ю. Азаров, Ю. Бабан- ский, И. Бестужев-Лада, В. Большаков, И. Гребенников, И. Кон, А. Косарева, А. Пинт, А. Петровский, В. Пу- стовой, О. Савченко, В. Сухомлинский, Г. Харчев и др. Во второй половине ХХ века публиковалось большое количество изданий периодической прессы (Почат- кова школа, Семья и школа, «Радянська школа, Народное образование, Воспитание школьников, Советская педагогика, Дошкольное воспитание, «Освіта» и др, на страницах которых вопросы воспитания детей, взаимодействия учебных заведений с семьей, повышения педагогических знаний родителей рассматривали в своих публикациях А. Барабанов, М. Бе- лодед, В. Вугрич, И. Гребенников, И. Демина, О. Евту- шенко, Л. Иванова, В. Котирло, Р. Курбатова, Д. Луцик, Л. Нейман, Л. Пирожок, М. Рапопорт, Е. Соколовский, И. Трушина, Н. Шевченко и др. В современной периодической прессе вопросы педагогического просвещения родителей, роли семьи и школы в воспитании детей рассматривают Т. Алексеенко, В. Вер- шинин, Ю. Грицкова, И. Деснова, Л. Йовенко, Т. Крав- ченко, Л. Кравчук, Л. Лисина, Н. Максимова, В. Мороз, О. Полякова, Л. Порох, Д. Романовская, О. Ситник, С. Собкова, Н. Яремко и др. Семья и учебные заведения (детские сады, школы) — это неразрывно связанные институты, которые играют важную роль в жизни ребенка, его развитии и воспитании. С самого рождения ребенка семья становится первым ее воспитательным институтом, в котором ребенок осваивает общественную мораль, нормы и правила поведения, учится соотносить запросы и потребности с возможностями, с. 3]. Успех выполнения родителями воспитательной функции, всестороннее развитие детей и подготовка их к жизни в значительной мере зависят от воспитательного потенциала семьи. Безусловно, дело воспитания подрастающего поколения является чрезвычайно важными ответственным. Его успех зависит оттого, как согласованно и полноценно работают учебные заведения с семьями. Педагогическая неподготовленность родителей приводит к серьезным ошибкам в семейном воспитании детей. Поэтому, в исследуемый период, предоставление систематической помощи в этом многогранном деле было одним из основных заданий органов образования, школ и педагогической науки в целом. Анализ исследований ученых по освещению вопросов семейного воспитания детей, повышения педагогических знаний родителей на страницах периодической прессы позволяет утверждать, что эта проблема была очень актуальной и заслуживает внимания. Изучение научных трудов и публикаций в периодической прессе второй половины ХХ века говорит о том, что большое количество исследователей в своих работах выявляют сложности, связанные с воспитанием детей, которые вызваны педагогической неграмотностью родителей. Например, Н. Талызина [3, с. 23] отмечает, что многие отцы и матери уверены во врожденных способностях, характере, памяти их детей и настаивают на том, что от воспитания это не зависит. В. Большаков утверждает, что перед учителями и воспитателями стоит задача предупреждения родителей об ошибках в воспитании и пропаганды лучшего опыта воспитания детей в семье. Он приводит примеры воспитания в некоторых семьях, когда в беседах с учителями родители подчеркивали, что кроме выполнения уроков они своих детей не заставляют ничего делать, а некоторых родителей дети совсем не слушают. Иные родители вообще настаивают, что их дело одевать, обувать, кормить детей, а дело школы — учить и воспитывать, с. В. Пустовой также отмечал, что в связи с повышением материального состояния семьи, культуры и общественного сознания возникают трудности педагогического воздействия родителей на детей, которое приводит к отставанию семейного воспитание от уровня общественного развития [1, с. Вместе стем, исследователи подчеркивали, что родители понимали невозможность воспитания ребенка вслепую, потому что оно требует знаний по педагогике и психологии. Таким образом, огромное внимание уделялось педагогическому просвещению родителей, целью которого является предоставление родителям понятий о воспитании, его заданиях, формах и методах, о детской психологии и особенностях каждого возраста, обобщению лучшего опыта семейного воспитания. Пропаганда педагогических знаний среди родителей была важной цепочкой педагогической работы с семьями во второй половине ХХ века. А вооружение родителей педагогическими знаниями повышало их сознательность и улучшало воспитание детей, что обеспечивало успешную подготовку их к жизни и трудовой деятельности. Многочисленные публикации на страницах периодической прессы исследуемого периода посвящены освещению опыта работы учебных заведений с родителями с целью повышения их педагогических знаний. В своих публикациях специалисты-практики и ученые подчеркивали необходимость кропотливой ежедневной работы с родителями, педагогическая непросвещенность которых иногда приводила к тому, что упускались некоторые важные периоды в жизни ребенка. Усовершенствование педагогического просвещения родителей однозначно требовало активизации ее форм и методов. В многочисленных публикациях исследователей в периодической прессе освещался опыт работы |