Issn молодой учёныйМеждународный научный журналВыходит еженедельно 22 (156) Редакционная коллегия bГлавный редактор
Скачать 4.99 Mb.
|
. № 22 (156) . Июнь 2017 г. 174 Педагогика дентов соответственно, тов последующие периоды наблюдалось преобладание студентов заочной формы обучения (в 2013/14 году на 8,4% больше, чем студентов, обучающихся на очной форме). Начиная с 2011/12 учебного года наблюдется снижение числа высших учебных заведений, как реакция на начавшееся проведение реорганизации вузов. Так, залет (с 2010 по 2015 гг.), количество образовательных учреждений снизилось на 184 заведения. И к началу 2015 учебного года их количество составляло 950 организаций, что на 16,2% меньше, чем в 2011/12 учебном году. В численность студентов также наблюдается тенденция к снижению. В среднем число студентов уменьшается на 460, 8 тыс. человек. В 2015/16 учебном году в высших учебных заведениях обучалось 4766,5 тыс. студентов. Стоит отметить, что студентов очной формы обучения превысило численность студентов-заочников на 5,99% (2379,6 и 2237,8 тыс. человек соответственно. Общее число образовательных организаций высшего образования в 2016 году по сравнению с 2015 годом сократилось на 5,7% (или на 54 единицы число государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования в 2016 г. уменьшилось на 3,3% (18 единица количество действующих частных образовательных организаций высшего образования — на 9,0% (на 36 единиц. В тоже время численность студентов образовательных организаций высшего образования по сравнению с 2015 г. уменьшилась на 442,5 тыс. человек, из них 77,8% — студенты государственных и муниципальных образовательных организаций. Осуществление модернизации системы высшего профессионального образования должно также опираться на высококвалифицированный преподавательский состав таблица Таблица Численность профессорского-преподавательского состава ВПО [1, c. 209] на начало учебного года, тыс. человек) 2005/06 2008/09 2011/12 2012/13 2013/14 2014/15 2015/16 Численность профессорского- преподавательского состава в государственных и муниципальных учреждениях всего 341,1 319,0 312,8 288,2 271,5 в том числе имеют: ученую степень доктора наук 42,1 41,1 41,0 39,7 39,4 кандидата наук 173,5 168,5 167,8 157,8 152,8 ученое звание профессора 35.6 32,8 32,3 29,9 29,2 доцента 111,3 107,3 106,6 100,0 97,4 Численность профессорского-пре- подавательского состава в частных учреждения — всего 37,7 29,2 29,2 31,1 28,2 в том числе имеют: ученую степень доктора наук 5,1 3,7 4,0 5,3 4,7 кандидата наук 19,1 15,0 15,2 16,8 16,3 ученое звание профессора 4,1 3,1 3,3 4,6 3,9 доцента 10,6 8,4 8,5 9,3 9,3 В 2008/09 году в государственных и муниципальных образовательных заведениях преподавали 341,1 тыс. преподавателей, из них ученую степень доктора наук имели 42,1 тыс. человек, кандидата наук — 173,5 тыс. человек. Ученое звание профессора имели 35,6 тыс. человек, доцента тыс. человек. В негосударственных ВПО численность ученых была значительно ниже (докторов наук — 5,1 тыс. человек, кандидатов наук — 19,1 тыс. человек ученое звание профессора имели 4,1 тыс. человек, звание доцента — 10,6 тыс. человек. Начиная с 2014 года наблюдается снижение численности профессорско-препо- давательского состава как в государственных, таки вне- государственных высших учебных заведениях. К 2016 году произошло снижение в численности преподавательского состава в государственных учреждениях на 61,4 тыс. человек или на 18%, ив негосударственных образовательных учреждениях на 13,8 тыс. человек или на Одним из показателей развития сферы образования является концентрация вузов в различных округах Российской Федерации. Так, проведенный анализ показал, что характерна неравномерность развития сферы высшего профессионального образования по отдельным округам (рис. 1) “Young Scientist” . #22 (156) . June Рис Концентрация вузов по федеральным округам РФ в 2015 и 2016 учебных годах, единиц Рис. 2. Численность студентов по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры государственных и муниципальных образовательных организаций по источникам финансирования, тыс. человек Рис. 3. Выпускники с высшим образованиям по уровню полученных дипломов, тыс. человек Молодой учёный» . № 22 (156) . Июнь 2017 г. 176 Педагогика Наибольшее количество высших учебных заведение представлено в Центральном Федеральном округе в 2014/15 году их количество составило 1577,9 учреждений, что на 169 учреждений меньше, чем в 2013/14 учебном году. Наименьшее количество вузов действует на территории Крымского Федерального округа, в 2015 году их количество составило 57,4 организации. На рис. 2 представлена динамика структуры студентов, принятых в высшие учебные заведения по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры в зависимости от вида финансирования, за период с 2013 по 2015 учебные годы. Следует отметить, что преобладающий удельный вес имеют студенты, обучающиеся на платной основе. В 2015 году данное удельный вес обучающихся за счет бюджетов (федерального, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов) составил 47,4% от общей численности студентов. Анализ структуры студентов (выпускников) по уровню образования показывает, что вузы выпускают больше студентов с дипломами специалистов (рис. 3). Удельный вес выпускников-специалистов в 2015 году составил 49% или 633,3 тыс. человек. За этот же период было выпущено тыс. студентов-магистров и 589,3 тыс. человек, обучающихся по программам бакалавриата. В 2015 году выпустилось примерно поровну студентов бакалавриата и специалитета. Политика модернизации системы высшего профессионального образования привела к тому, что стало сокращаться число вузов, как государственных, таки частных. Многие вузы были признаны неэффективными и присоединены к вузам, которые отвечают всем требованиям качественного и эффективного образования. Наблюдается также тенденция снижения в численности студентов. Однако, стоит отметить, что все больше студентов выбирают очную форму обучения и предпочитают головные вузы филиалам. Распределение вузов по федеральным округам свидетельствует о том, что наибольшее число высших учебных заведений располагается на территории Центрального Федерального округа, что огранивает доступ к образовательным услугам абитуриентам, проживающим в регионах. Литература: 1. Российский статистический ежегодник 2016 // Росстат. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1135087342078 (дата обращения 23.05.2017). 2. Оперативная информация Образование в 2016 году // Росстат. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/education/ (дата обращения 23.05.2017). 3. Российская газета — Министр Ольга Васильева — об учебниках, Шекспире, школьной нагрузке и объединении вузов // Российская Газета. URL: минобрнауки.рф/пресс-центр/9206 (дата обращения 15.01.2017). 4. Приказ Минобрнауки России от 10.03.2015 № 185 (с изм. от 19.08.2015) О реорганизации федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова« и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)» // Консультант-плюс.URL: ttp://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=615714#0 (дата обращения 23.05.2017). 5. Приказ Минобрнауки России от 25 декабря 2012 г. № 12–94/95 О возложении исполнения обязанностей ректора федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российский государственный торгово-экономический университет». К вопросу о развитии творческого потенциала студентов музыкального отделения на практике в дошкольном образовательном учреждении Литвяк Анна Владимировна, преподаватель Челябинский педагогический колледж № В современной системе музыкально-педагогического образования развитие творческого потенциала будущих педагогов-музыкантов играет важную роль. Одним из определяющих факторов в становлении и развитии творческого потенциала музыкального отделения педагогического колледжа является целенаправленное педагогическое влияние в период прохождения ими педагогической практики в дошкольном образовательном учреждении (далее — ДОУ). Проблемы, связанные с творческим потенциалом привлекали внимание многих ученых-психологов, педагогов, музыкантов (В. А. Кан-Калик, МН. Скаткин, С. Л. Ру- бинштейн, Л. Л. Бочкарев, Н. Ф. Тихомирова и др. Они считают, что творческий потенциал — это интегральное “Young Scientist” . #22 (156) . June качество человека, ядро его сущностных сил, выражающих меру активности индивида в процессе его самореализации. Внешние факторы играют значительную роль в развитии творческого потенциала, однако создающей силой и его ядром являются внутренние факторы. Многие ученые сходятся во мнении, что способностью к творческой деятельности обладает каждый человек, и задача современного образования — найти такие ресурсы и возможности, при которых будет обеспечено развитие творческого потенциала каждого студента на протяжении всего периода обучения. Такие авторы, как Н. Ф. Вишнякова, НМ. Гнатко, В. Г. Рындак и др, сходятся во мнении, что творческий потенциал существует вскрытой и во внешней форме. Проявление творческого потенциала происходит в процессе его актуализации. По мнению авторов, посредством этой актуализации творческий потенциал проявляется в определенных внешних результатах деятельности, например, в педагогической практике. В рамках нашей статьи особое внимание мы уделим специфике и возможностям педагогической практики в развитии творческого потенциала студентов музыкального отделения педагогического кол- леджа. Большое место в учебном процессе на музыкальном отделении в педагогическом колледже занимает педагогическая практика, так как она способствует не только закреплению знаний, полученных на лекциях, практических и семинарских занятиях, но и дает возможность видеть их практическое применение в работе с детьми как в детском саду таки в школе. В Большом энциклопедическом словаре слово практика (от греческого — деятельный, активный) — целеполагающая деятельность человека, освоение и преобразование действительности. НА. Мо- рева отмечает, что практика является движущей силой человеческого общества и познания [1, с. 121], а в контексте нашей статьи практика у студентов музыкального отделения в педагогическом колледже является не только составной частью основной образовательной программы, но и способствует развитию творческого потенциала студентов — будущих музыкальных руководителей в ДОУ. В процессе профессиональной подготовки студенты музыкального отделения педагогического колледжа проходят несколько видов педагогической практики выполняющих адаптационную, обучающую, воспитывающую, развивающую и диагностическую функции, которые определены образовательными стандартами специального профессионального образования РФ. Каждый вид педагогической практики обеспечивает профессиональный рост будущих специалистов. Педагогическая практика в ДОУ направлена на формирование у студентов знаний об особенностях педагогического процесса в группах дошкольного возраста и овладение функциями деятельности музыкального руководителя в ДОУ. Уточним, что целью педагогической практики и работы методиста со студентами музыкального отделения в педагогическом колледже является закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе обучения, приобретение необходимых умений практической работы по избранной специальности, соединение теоретической подготовки студентов с практическими умениями и навыками. На основе анализа научной психолого-педагогической и методической литературы мы выделили три составляющие творческого потенциала студентов музыкального отделения — будущих музыкальных руководителей и учителей музыки, который состоит из следующих компонентов личностно-творческого (включает индивидуальные способности и качества музыканта, профессионального (содержит все направления профессиональных знаний и умений музыканта, коммуникативного (отражает эмоциональный аспект, диалогичность и согласие в профессиональных отношениях с детьми, родителями, коллегами). Мир музыки особенно привлекателен для детей дошкольного возраста и бесспорно оказывает влияние на эмоциональную сферу растущей личности, хотя, по мнению ученых, механизм этого влияния пока нераскрыт до конца. Несомненно одно — знакомить детей необходимо с лучшими образцами народной и классической музыки. В дошкольных учреждениях музыкальным воспитанием детей непосредственно занимается музыкальный руководитель, от уровня профессиональной подготовки которого ив целом его педагогического мастерства зависит уровень музыкального развития воспитанников. Следовательно, музыкальный руководитель остается главным вдохновителем и организатором музыкально-пе- дагогического процесса в детском саду. В процессе прохождения студентами музыкального отделения педагогического колледжа практики в ДОУ методист помогает будущим педагогам-музыкантам расширить теоретические знания в области дошкольного музыкального воспитания. Для этого методистом педагогической практики на музыкальном отделении проводятся консультации и практикумы, такие как Разбор и структура музыкального занятия в детском саду, Виды музыкальной деятельности в ДОУ», Особенности планирования музыкального руководителя в детском саду, Составление тематических занятий, Развлечения и праздники вдет- ском саду с детьми дошкольного возраста, Индивидуальная работа с детьми в детском саду и др. Например, в текущем учебном году в период педагогической практики в ДОУ с особым успехом у детей и чувством удовлетворенности от проделанной творческой работы у студентов третьего курса, прошли музыкальные спектакли Колобок на новый лад, «Ванин огород, Осенние то- потушки в гостях у Петрушки». Таким образом, в процессе педагогической практики в ДОУ у студентов формируются представления о подготовке и проведении музыкальных занятий, развлечений и праздников в детском саду, они знакомятся со структурой музыкального занятия в рамках программы каждой возрастной группы. Отметим, что в рамках формирования Молодой учёный» . № 22 (156) . Июнь 2017 г. 178 Педагогика общих и профессиональных компетенций будущие специалисты с интересом учатся планировать работу музыкального руководителя в детском саду вести документацию музыкального руководителя в ДОУ: перспективный план, календарный план, планирование музыкальных развлечений, планирование индивидуальных и коллективных консультаций использовать разнообразные формы, методы и приемы музыкального воспитания и развития ребенка дошкольного возраста изучать личность дошкольника, его общее и музыкальное развитие в процессе организованного педагогического процесса поддерживать эмоциональные переживания детей в процессе восприятия музыки, создавать атмосферу дружных коллективных устремлений, трудового настроя, развивать активность, увлеченность детей формировать у детей способность вслушиваться в музыку, чувствовать различный характер музыкальных произведений, высказываться о них формировать у ребенка элементарные навыки различения музыкальных звуков по высоте, динамике, тембру обучать детей индивидуальному и коллективному пению, постепенно развивая певческие интонации и голоса учить детей выполнять в соответствии с разнообразным характером музыки и средствами музыкальной выразительности различные, танцевальные и образно драматизированные движения, побуждая детей на основе развития их творческих способностей к придумыванию новых вариантов движений и составлению элементарных танцевальных композиций обучать исполнительским приемам игры на детских музыкальных инструментах, практикант должен уметь организовать ансамбль или оркестр детских инструментов стимулировать и активизировать всю музыкальную деятельность детей посредством знаний практикантами достаточного количества произведений детского репертуара, умения хорошо читать ноты с листа, подбирать по слуху, транспонировать, импровизировать, варьировать и сочинять музыкальные произведения в простой форме. Главное, что приобретают студенты музыкального отделения нашего педагогического колледжа по окончании педагогической практики — это первый опыт работы по специальности с детьми дошкольного возраста. На наш взгляд, именно педагогическая практика является тем решающим компонентом, который может не только реально оценить полученные студентом теоретическим путем знания, умения и навыки психолого-педагогиче- ских дисциплин и частных методик, но и выявить его действительную склонность к творческой педагогической де- ятельности. Мы считаем, что именно входе практических занятий в сфере музыкального дошкольного образования у студентов не только закрепляются теоретические и практические знания и умения, но и формируется понимание необходимости постоянного их совершенствования и, как следствие, возникает более устойчивый творческий интерес к будущей музыкально-педагогической деятельности в ДОУ. Рассматривая деятельность педагога-музыканта как творческий процесс, Б. С. Рачина предлагает организовать работу студентов входе педагогической практики по принципу театральных творческих мастерских [3, с. 13]. Целью работы творческой мастерской, как указывает ученый, является профессиональное становление личности каждого ученика преподавателя-мастера, который организует работу в своей группе на основе диалога. Б. С. Рачина указывает, что для руководства педагогическими творческими мастерскими необходимо привлекать педагогов-мастеров, известных своими творческими достижениями, инновационными подходами, обладающих яркой самобытностью и личностной значимостью [3, с. 14]. Мы согласны с такой авторской позицией, так как считаем, что подобный подход позволяет стимулировать творческий потенциал всех студентов. Таким образом, педагогическая практика студентов музыкального отделения педагогического колледжа в ДОУ помогает лучше понять задачи, принципы и методы музыкального воспитания детей дошкольного возраста, познакомиться с различными формами музыкально-педа- гогической работы, тем самым способствует развитию творческого потенциала будущих специалистов. Литература: 1. Морева НА. Педагогика среднего профессионального образования / НА. Морева. — М Академия, 2008. — С. 432. 2. Рабочая программа по педагогической практике, специальность 53.02.01 Музыкальное образование. — Челябинск ЧПК № 1, 2012. 3. Рачина Б. С. Педагогическая практика подготовка педагога-музыканта: Учебно-методическое пособие. — СПб.: Издательство Лань Издательство Планета музыки, 2015. — с ноты. — (Учебники для вузов. Специальная литература “Young Scientist” |