Джей Ван Андел. Жизнь в действии - Джей Ван Андел. Издательство Сетевой Путь
Скачать 0.96 Mb.
|
Глава Налоги под другим именем На протяжении десятилетий AMWAY предлагал на рынке витамины в коробочке. Затем Комиссия по защите потребительских прав предписала нам установить на упаковке защёлку, чтобы её не могли открыть дети. Мы опросили наших клиентов и обнаружили, что во избежание трудностей они открывают защёлку и никогда не закрывают её снова. Такая защёлка стоит центов на упаковку, а мы ежегодно продаём миллионы упаковок. Сделайте подсчёт, ивы увидите, как государственное регулирование заставляет вас и меня платить миллионы долларов в год. Это могло бы даже разорить нас. Мой друг Эд Фолнер, президент Фонда Наследие, писал, что постановление, требующее установки защёлки - Акт об упаковке, предотвращающей отравления - легко может стать скорее вредным, чем полезным. Причина проста, - сказал Эд, - многие пожилые пациенты, ослабленные разными болезнями и физическими недостатками, замечают, что им трудно открыть эти упаковки. Таким образом, они просто не принимают нужные медикаменты. Один фармацевт рассказывал ему о пожилом клиенте, который пытался открыть эти баночки при помощи щипцов, молотка и консервного ножа. Один человек утверждал, что он открыл свою баночку, попрыгав на ней. Другая женщина заявила, что её семилетняя внучка легко открывает эти баночки, в то время как она самане смогла их открыть. Это постановление, наверное, должно быть названо акт по недопущению надлежащей упаковки с учётом того, что оно в действительности собой представляет. Это прекрасная иллюстрация Закона о Непредвиденных Последствиях. Решения, принятые государством, часто имеют непредусмотренные долговременные последствия. Пытаясь предотвратить любую маленькую опасность, государственные регулировщики, решив одну проблему, часто создают другую. Для примера, постановление о безопасности, требующее, чтобы ночная одежда для детей была из невоспламеняющейся ткани, имеет и другую сторону. Использование химически обработанной ткани может быть причиной возникновения рака. Пока я нишу это, ведутся нескончаемые дебаты по поводу предписанных государством воздушных подушек в автомобиле - известно, что их взрывная сила может убить невысоких взрослых, детей и даже ещё не родившихся младенцев. Бюрократы способны убить нас и наших детей своей «добротой». Государственное регулирование не в состоянии понять, что люди обычно учитывают свои собственные интересы лучше, чем это может сделать находящийся в отдалении бюрократ, к тому же платят за это значительно меньше. Мы перегружаем общество бесконечными расходами во-первых, налогами, стем, чтобы поддержать огромное число государственных бюрократов, которые следят за выполнением тысяч законов, во-вторых - высокими ценами, необходимыми для поддержки непроизводительной деятельности, необходимой для контроля за выполнением законов. Если бы Издательство Сетевой Путь» http://net-way.org 106 американцы столкнулись с настоящей ценой всех этих правил, я уверен, что большинство потребителей могли бы сказать Забудем о них. Я рискну их не выполнить. Регулирование представляет собой пагубную форму налогообложения. Государство утверждает, что нельзя допустить, чтобы бизнес причинил людям вред. В действительности оно препятствует бизнесу помогать людям. Посредством такого регулирования люди и компании оказываются обременёнными тысячами бесполезных правили постановлений, которые, в результате, как обычно, приводят к замедлению экономического развития. Миллионы людей оказались оторванными от созидательной, производительной работы и были превращены в безликих бюрократов. Эти армии бюрократов отвлекают внимание бизнесменов от законной и необходимой работы по предоставлению своим клиентам лучших товаров и услуг но более низким ценам. Бизнесмены ежегодно растрачивают без пользы множество часов на непродуктивное и дорогостоящее противостояние с представителями государства, заполняя тысячи документов. Американцы забыли мудрые слова Джеймса Мэдисона, который предостерегал нас от опасности строгого регулирования: «Людям будет мало пользы от законов, созданных согласно их собственному выбору, если законы столь объёмны, что их невозможно прочитать, или столь бессвязны, что их трудно понять если они будут отменены или пересмотрены ещё до того, как обнародованы, или будут подвергнуты таким изменениям, что ни один человек, знающий, каков закон сегодня, не сможет угадать, каковым он будет завтра». Как бремя регулирования соотносится с налоговым бременем День Свободы от Налогов - ежегодная дата, до которой средний американец, начиная год, работает только для того, чтобы заплатить налоги, в конце концов зарабатывает нужную сумму и начинает работать на себя - эта дата является одним из способов показать, какая немалая часть нашей продуктивной жизни идёт на оплату налогов. В 1902 году День Свободы от Налогов пришёлся на января. Через 23 года груз налогов передвинул эту дату немного вперёд - к 6 февраля. Потом началась Великая Депрессия, и вместе с Депрессией появились сотни государственных программ. В 1930 году этот день пришелся на 13 февраля, и на протяжении следующих пятнадцати лет он ежегодно маршировал вперёд, и уже в 1945 году налогоплательщики работали на дядю Сэма до апрельского Дня Дураков. Это означало приблизительное удвоение налогового бремени за пятнадцатилетний период. Так продолжалось более трёх десятков лет, пока в 1974 году эта дата в конце концов не переместилась на май. Вовремя правления президента Буша День Свободы от Налогов продвинулся только на один день - с 1 мая в 1980 году на 2 мая в году. Президент Клинтон находился в должности в один из самых драматичных соврем н президента Джонсона периодов, когда в течение одного срока правления эта дата ушла далеко вперёд. В 1992 году День Свободы от Налогов приходился на 30 апреля, а в 1997 году американцы не могли начать работать на себя до 9 мая Издательство Сетевой Путь» http://net-way.org 107 День Свободы от Налогов не оценивает, однако, всей ноши, возложенной федеральным правительством на американский народ. С 1865 года, и особенно с началом правления Франклина Д. Рузвельта, вступившего в должность в 1933 году, государственное регулирование подрывает силы Америки, сковывая предприимчивость и уничтожая нашу конкурентоспособность на мировом рынке. Лучшая оценка бремени федерального регулирования, которую я только знаю, дана в исследовании Тома Хопкинса из Рочестерского Технологического института. В работе приводится величина стоимости исполнения федеральных законов - миллиардов долларов в 1995 году. Федеральные постановления стоили средней американской семье 7 000 долларов в годна долларов больше, чем средняя сумма выплачиваемого такой семьёй подоходного налога. Как бы грустно это ни звучало, исследование мистера Хопкинса не является полным - оно включает в себя стоимость исполнения только тех законов, для которых эти расчёты были сделаны. Например, не включена стоимость адаптирования к новым правилам. Если к смете стоимости исполнения законов, составленной мистером Хонкинсом, прибавить груз налогов, то получится, что большую часть года американцы работают на дядю Сэма. Федеральное регулирование может нанести ущерб не только крупным работодателям, но и надомному бизнесу. Мы в AMWAY, конечно, очень этим озабочены. Когда в 1979 году чиновники регулирующих служб стали «зажимать» надомный вязальный бизнес в штате Вермонт, я внимательно следил за развитием событий. Министерство труда США, возглавляемое Рэем Маршаллом, назначенцем Картера, послало агентов в некоторые дома в Вермонте, где они обнаружили группу женщин, вязавших свитера, шарфы и лыжные шапочки и не являвшихся членами профсоюза. Женщины продавали эти вещи с прибылью, при этом они нарушали какие-то невразумительные постановления Закона о справедливых трудовых стандартах. Эти постановления запрещают домашнее производство семи конкретных изделий, включая вязанную верхнюю одежду, которая конкурирует с изделиями предприятий, работники которых являются членами профсоюзов. Вязальщицы в конце концов одержали победу после того, как назначенный Рейганом новый министр труда отменил это постановление, но такой случай выявляет главную проблему регулирования. Что же дурного в группе женщин, работающих у себя дома и производящих полезный продукт, и почему федеральное правительство считает необходимым пресекать такой вид производительного труда? Суть регулирующего закона стала крупным противозаконным захватом суверенитетов других сфер власти (ещё раз используем термин Абрахама Кайпера). Эта проблема не нова. Алексис де Токвиль ещё в 1840 году сравнивал молодую американскую республику с государствами Европы, которые вторгались в сферу интересов отдельных людей и частных институций: Издательство Сетевой Путь Государственная власть, как мы только что увидели, не только вторглась в сферу всех жизненных интересов до такой степени, что эта сфера больше не может вмещать е, но идёт дальше и завоёвывает область, прежде отведённую личной независимости. Множество действий, которые ранее совершенно не находились под контролем государственной администрации, в наше время подвластны этому контролю, а их число постоянно растёт». Это могло быть написано в 1998 году. Ничто не ново под луной. Но де Токвиль продолжает: «Очевидно, что большинство наших правителей не довольствуется коллективным управлением складывается впечатление, что власти берут на себя ответственность за все действия и личную жизнь своих подданных, что их предназначение - вести за собой и поучать каждого подданного в различных ситуациях, а также обеспечивать им счастливую жизнь независимо от их собственного желания. С другой стороны, люди всё больше и больше склонны видеть высшую власть в этом свете они взывают к её помощи при малейшей необходимости, они смотрят на власти как на наставников и поводырей». Государственные регулирующие агентства действуют так, будто они уверены, что коллективный интеллект американцев равен интеллекту поганки. Иногда, как подчеркнул де Токвиль, граждане страны сами навлекают это на себя, когда отказываются брать ответственность за свои собственные действия. Частенько, однако, регулирование выглядит как результат неорганизованного заседания Комитета Некомпетентностей. Решения в Вашингтоне принимаются людьми, настолько далёкими от проблемы, что они даже незнакомы с сутью вопроса. Внеплановое общество является куда более разумным, поскольку люди, принимающие решения, находятся ближе всего к проблеме. В конце концов, регулирование может привести к разрушению общества и культуры. Комментируя опасность неуместного вмешательства государства, де Токвиль выражал беспокойство за американский народ Я опасаюсь не того, что они найдут тиранов в своих правителях страшно, если они найдут в них опекунов. Государство, управляемое такими людьми, продолжал он, «не уничтожает, но мешает существованию не тиранит, но давит, обессиливает, гасит желание и притупляет ум, пока не превращает народ в стадо робких и трудолюбивых животных, которых оно пасёт». Глава В основе – нравственность На протяжении многих летя получил достаточно упрёков зато, что совмещал мою христианскую веру с моими консервативными экономическими и политическими убеждениями. Я догадываюсь, что некоторые люди считают недопустимым верить в Высший Разум и позволить этому Разуму оказывать влияние на все сферы нашей жизни. На самом деле, я думаю, фундаментальное недоверие к бизнесу базируется на недоразумениях и Издательство Сетевой Путь» http://net-way.org 109 полуправдах. Эссеист и издатель Льюис Лафам в 1985 году написал Гений капитализма совершенно лишен нравственности. До тех пор, пока он недостаточно богат, чтобы нанять собственный хор, капиталист является человеком, кто, определяя точно, едва ли может поверить во что-то ещё, кроме доктрины практического результата. По-моему, он крайне ошибается. Слишком много людей думают, что слова христианин и «капиталист» находятся в противоречии, ноя уверен, что капитализм и свободное предпринимательство лучше работают в контексте иудеохристианских ценностей. Успешные предприниматели, хоть они и не являются частыми посетителями церкви, тем не менее знают, что успех, основанный на лжи, жадности, глупости и лени, долго не продлится. Бог устроил мир так, что не карает тех, кто следует Его заповедям. Существуют, помимо воздаяния на небесах, реальные награды за нравственное поведение ещё на этом свете - одна из компаний, в основу которой положены моральные принципы, производящие иногда впечатление непродуманных с финансовой точки зрения. Например, мы решили полностью останавливать наши производства по воскресеньям, несмотря на то, что многие финансовые гении говорили нам, что для достижения максимальной выгоды от вложения капитала наши машины должны крутиться семь дней в неделю. Мы же с Ричем придерживаемся мнения, что Бог предписал людям отдыхать один день в неделю, и для нас было бы лицемерием предлагать тысячам людей в этот день работать. Этот день даёт нам возможность не только помолиться и физически отдохнуть, в чём мы нуждаемся, он предоставляет нам возможность для общения с семьёй и друзьями, поскольку в пашей напряженной жизни мы не всегда находим на это время. Конечно, остановка производства по воскресеньям чего-то стоила нам, нос другой стороны, я уверен, что такой подход нам помог. Соблюдение традиционных моральных принципов приносит свою пользу, как материальную, таки духовную. Мыс Ричем с самого начала проповедовали принципы свободного предпринимательства, так как мы верим, что оно предоставляет человеку величайшую возможность стать таким, каким ему предназначено Богом. К моему удивлению, далеко не каждый в AMWAY разделяет эту точку зрения. Однажды во Франции Рич встретил дистрибьютора, который открыто заявлял, что он - коммунист. «Как же ты можешь быть в AMWAY, - спросил Рич, - когда система свободного предпринимательства делает упорна человека, а ваша философия - на государство Это просто. Мне нужны деньги, - ответил француз. До меня не доходит, что кто-либо, трудолюбивый, как наш французский дистрибьютор, может пропагандировать систему, которая отбирает богатство у других трудолюбивых людей и вверяет их государственным бюрократам. По здесь кроется ещё одно благодеяние свободы. Наш французский дистрибьютор свободен верить в коммунизм, даже если он зарабатывает на основе принципов капитализма. Мы знали, что наравне с ростом материального успеха, доступного каждому в свободном обществе, будет действовать и другой фактор. Свобода есть Издательство Сетевой Путь» http://net-way.org 110 этическая концепция. Если AMWAY предполагал управлять на основе этических принципов, мы знали, что должны делать упорна нравственные нормы, которые ведут к свободному обществу. Каждый, кто достигает успеха в AMWAY, обязан этим Господу, признаёт он это или нет. Согласно Божьей воле мы имеем свободу в этой великой стране, согласно Божьей воле мы ив будущем будем свободны. Только общество, основанное на твёрдых моральных принципах, заложенных в Библии, будет действительно свободным. Придерживаясь этой идеи, мы попадаем в хорошую компанию - раннеамериканское общество имело туже основу. Джордж Вашингтон в году в своём прощальном обращении сказал, что из всех особенностей характера и привычек, которые ведут к процветанию государства, религия и нравственность являются совершенно необходимыми». При отсутствии стабильности христианской морали и согласия с этическими принципами общество свободы легко может стать обществом вседозволенности. Если критерием блага воспринимается то, что является благом сточки зрения чувственных ощущений, наше общество становится гедоническими разрушается изнутри. Атеистическое общество отрицает божественное происхождение человека, отрицает цель в жизни, отрицает воздаяние за добро и наказание зла, разрушает уважение к человеческой жизни и отказывается от нравственной целостности. Пока ещё мир, в котором мы живём, теряет моральные устои, являющиеся стержнем человеческого общества. Многих людей удивило, что мыс Ричем, как христианебизнесмены, упоминали о моральном упадке на встречах дистрибьюторов АМWAY. В обществе, которое решительно отвергает всё, что имеет привкус традиционной веры и морали, нас строго критиковали за евангелический настрой, который имел место на многих собраниях AMWAY. Естественно, ни один бизнес не может быть религиозным в том смысле, в каком может быть религиозным человек, но многие дистрибьюторы AMWAY соглашались с тем, что было вполне уместно пригласить священника или религиозных проповедников на наши собрания и конференции. AMWAY стал объектом множества придирок и поиска недостатков, но Рич и я считали нашу веру неотделимой оттого пути, но которому мы вели своё дело. Иногда, однако, наши семинары начинали терять первоначальную деловую направленность. Временами нам приходилось сдерживать тех дистрибьюторов, которые хотели превратить деловое собрание в религиозный крестовый похода также и тех, кто использовал семинары с целью продемонстрировать свои туалеты и драгоценности. Чувство меры - вещь необходимая. Бизнес даёт возможность каждому жить по собственному призванию, содержать семью и жертвовать на достойные дела. Нов отсутствие христианских добродетелей достижение богатства не является чемто большим, нежели отвлечением от вечных истин. По мере того, как достигал всё более высокого уровня, дух свободного предпринимательства и традиционной религии, царивший на наших Издательство Сетевой Путь» http://net-way.org 111 собраниях, вызывал недовольство теологических либералов и атеистов. Либеральные журналисты, обозреватели, ведущие ток-шоу и все, кому не лень, постоянно задевали нас, выражая презрение к консервативным идеям. Мы не исключали людей из AMWAY из-за политических и религиозных взглядов. Разные люди, как, например, французский коммунист- дистрибьютор, встреченный Ричем, нашли свой успех в AMWAY. Но, по нашему мнению, система бизнеса AMWAY (и любой другой бизнес) процветала благодаря нравственности системы свободного предпринимательства. Политическое левое крыло хотело бы урезать систему свободного предпринимательства, но и теологическое левое крыло таки не поняло, что капитализм может быть сострадательными нравственным. К началу 70-ых годов мы уже были способны щедро жертвовать консервативным организациям, Республиканской партии и некоторым отдельным политическим кампаниям, что бесконечно раздражало либералов. Но наши пожертвования на политику и другие мероприятия были просто- напросто вопросом выживания. Независимый бизнесмен, действующий в системе свободного предпринимательства, был под угрозой исчезновения, и мыс Ричем собирались встать на его защиту. Эта борьба иногда выносила нас на самый высокий правительственный уровень. |