2004 - Железняк.Минбулатов. Железняк Ю. Д
Скачать 3.28 Mb.
|
Принцип систематичности и последовательности вытекает из закономерностей образования, воспитания и развития, которые приобретают особый смысл в дидактических процессах по пред- мету «Физическая культура». Эффект обучения обусловлен целост- ностью педагогического процесса, которая обеспечивается нали- чием логически обоснованной иерархии циклов технологии реа- лизации учебно-воспитательного процесса. В этой иерархии каж- дый цикл имеет собственную педагогическую систему, базирую- щуюся на взаимосвязанных и взаимообусловленных целях. Данное 130 обстоятельство обеспечивает взаимосвязь средств, форм и методов достижения иерархии целей преподавания предмета «Физическая культура» по вертикали и горизонтали структуры графы целей. Реализуя этот принцип, учитель разрабатывает с и с т е м у це- лей преподавания дисциплины: - цель предмета на учебный год (каждая параллель классов), включая цели периодов учебного года (четверть, триместр, се- местр); - цель раздела учебной программы; - цель каждого урока физической культуры. Адекватно целям может быть обоснована с и с т е м а педа- г о г и ч е с к и х з а д а ч как конкретизированные направления их (целей) достижения. Соответственно складываются с и с т е м ы содержания и дидактических процессов: - системность и последовательность деятельностей преподава- ния и учения; учебного материала, представляющего фрагменты или порции содержания образования, которые во взаимодействии приобретают характер средств его осуществления; - формы организации взаимодействия учителя и учащихся и методы их реализации. В п р е е м с т в е н н о с т и составляющих педагогических с и с т е м циклов технологии дидактических процессов и заклю- чается учет принципа последовательности в преподавании пред- мета «Физическая культура» в общеобразовательной школе. Еди- ная система уроков складывается из отдельных уроков, которые объединяются в недельные циклы и циклы периодов учебного года. Последние образуют большой цикл — цикл учебного года. При достижении цели каждого отдельно взятого урока физической культуры последовательно реализуются цели учебной четверти, учебного года и в целом преподавания предмета в течение 11 — 12 лет обучения детей в школе по ее ступеням — начальной, основной и полной средней. Каждая порция, или фрагмент, содержания образования, ко- торая включена в учебную программу по физической культуре в системе и последовательности изучения школьниками, представ- ляет собой ступеньку, опирающуюся на предыдущее и служащую основанием для последующей. Учебный материал предъявляется для усвоения учащимися последовательно с учетом возрастных возможностей школьников. Учитель применяет систему подводя- щих и подготовительных физических упражнений. Принцип систематичности и последовательности в процессе преподавания физической культуры находит свое выражение в построении учебного процесса, регулярности уроков. При этом учитывается обратимость психофизиологических и морфофунк- циональных сдвигов в организме учащихся, обусловленных ак- 131 тивной учебной деятельностью на уроках физической культуры. Положительные изменения в развитии органов и систем школь- ников, которые были достигнуты в результате активной учебной деятельности на уроке, сглаживаются через 5 —7 дней. Для созда- ния куммулятивного эффекта, или накопления позитивных из- менений путем наращивания морфологических и функциональных изменений, перерыв между уроками не должен превышать 1 — 2 дней. В настоящее время, когда в каждом классе общеобра- зовательной школы увеличено количество уроков физической куль- туры с двух до трех в неделю, создаются оптимальные возможно- сти для рациональной реализации принципа систематичности и последовательности. Другой аспект обсуждаемого принципа — уме- ние учителя регулировать физические нагрузки на уроке путем его чередования с отдыхом. Это важно для уроков, где доминирующей целью является развитие двигательных качеств или для ее реализации необходимо формирование двигательных навыков и умений. И не столько потому, что нужно обеспечить позитивные сдвиги в морфофункциональном состоянии учащихся, сколько для того, чтобы не допустить негативного воздействия физической нагрузки на растущий организм. Принцип доступности и индивидуализации. Содержание образо- вания, средства, формы и методы его трансформации в элементы опыта личности учащегося должны быть адекватны возрастным особенностям, состоянию здоровья, уровню физического развития и двигательной подготовленности обучаемых, направленности физкультурных и спортивных интересов детей школьного возраста. Данный принцип обязывает, чтобы учитель знал учебные воз- можности школьников усвоить содержание образования препода- ваемой дисциплины, мог своевременно определить показатели фи- зического развития, двигательной подготовленности и познава- тельных качеств, отклонения от установленных закономерностей, характерных для пола детей и подростков. С учетом выявленных особенностей учитель дифференцирует учебно-воспитательный процесс. Решению этой задачи способствуют углубленный меди- цинский осмотр учащихся, прогностические контрольные испы- тания по показателям двигательной подготовленности в начале учебного года, семестра, четверти, педагогические наблюдения на уроках. В организации дидактических процессов учитель опирается на показатели фактического состояния учебных возможностей, с их учетом конкретизирует целевую ориентацию, уточняет педагоги- ческие задачи, отбирает средства воздействия, формы их органи- зации и методы обучения, воспитания, развития двигательных качеств. Дидактические процессы могут быть организованы по группам, комплектуемым по определенным критериям с последую- 132 щим дифференцированием педагогических воздействий. Такая диф- ференциация должна быть по каждому блоку содержания образо- вания: знаниям, двигательным навыкам и умениям, показателям развития двигательных качеств применительно к виду физкуль- турной деятельности (легкой атлетике, гимнастике, лыжной под- готовке, спортивным и подвижным играм, единоборствам или другим составляющим содержания регионального или местного его компонента). При дифференцировании педагогических воз- действий в учебном классе могут быть неформально выделены группы сильных, средних и слабых учащихся. Такие группы долж- ны носить временный и условный характер. Учитель оказывает педагогическое воздействие и на сильных, и на средних, и на слабых учащихся. Для него должна быть одинаково важна работа с детьми, опережающими в развитии одноклассников, и теми, кто отстает от них. Учитель обращает внимание на следующие обстоятельства. 1. Различия в отношении учащихся к себе самому, учебной деятель- ности по дисциплине и ее результатам, акцентируя внимание на тех, кто безразличен или негативно настроен к занятиям на уроках физической культуры. Данная категория учащихся должна быть объектом повышенного внимания для формирования мотивов активной учебной деятельности по физической культуре. В реше- нии этой задачи наряду с требовательностью может быть исполь- зована система поощрений, создаваться ситуации, в которых будет замечен успех учебной деятельности таких учащихся. 2. Дифференцирование содержания и условий выполнения заданий. Учитель использует подводящие и подготовительные физические упражнения с учетом средних величин показателей учебных воз- можностей тех, кто опережает средние показатели или отстает от них. Для этого можно изменить длину дистанции, массу или форму снаряда, исходное положение, продолжительность выполнения учебных заданий — основных, подводящих или подготовительных действий. К примеру, при обучении технике передвижения на лыжах прокладывают несколько параллельных лыжней, а при разучивании висов используют низкую, среднюю и высокую перекладины. 3. Доступность учебного задания. Она должна предусматривать затрату определенных усилий для его выполнения. Учебный мате- риал, не представляющий трудности для учащихся, не имеет тре- буемой педагогической ценности. Такие учебные задания не инте- ресны и учащимся, и они не содействуют воспитанию у них на- выков учебного труда по физической культуре. Уровень доступно- сти учебного задания должен стимулировать познавательную ак- тивность учащихся на уроке. Заведомо трудное задание негативно влияет на учебную деятельность школьников. После 2 — 3 попы- 133 ток, если при этом выяснится, что трудоемкость задания превы- шает зону ближайших возможностей, учащиеся перестают его вы- полнять. Многие и в последующем избегают выполнять данное двигательное действие на уроке в присутствии коллектива класса. Это происходит в VII—VIII классах, и с возрастом нежелание закрепляется. 4. Соотношение объема заложенной информации в двигательном действии и его доступности: чем ее больше, тем ниже доступность. Следовательно, каждое новое для ученика физическое упражнение, т.е. несущее в себе много неизвестного, ранее не встречавшегося, потребует более длительного периода обучения. Однако если ученику известен алгоритм обучения, то скорость воспроизведения информации, а следовательно, и доступность учебного материала могут возрасти примерно на 20 %. 5. Соотношение объема учебного материала и его доступности, т.е. доступность учебного задания, а значит, и основательность усвоения зависят от объема учебного материала: чем он больше, тем ниже уровень его доступности. Причем при однотипном материале, допускающем перенос двигательных навыков, его объем может быть увеличен. При разнородном же, особенно при формировании конкурирующих навыков, объем приходится ограничивать. Доза учебного материала не должна превышать возможно-стей ученика, уровня его внимания. Даже хорошо физически под-" готовленный человек при освоении двигательного действия не способен одновременно контролировать большое количество элементов. Учитель, сообщающий ученику все то, чему научился сам, уподобляется, по образному выражению К.Д.Ушинского, вознице с плохо увязанной кладью, который гонит вперед, не оглядываясь назад, и привозит телегу, хвастаясь тем, что проделал большой путь. Основными критериями доступности объема учебного задания служат психофизиологическая реакция ученика и результативность обучения. 6. Структурная сложность и величина психофизиологических уси лий, затрачиваемых на выполнение упражнений. Оценивая доступ ность физического упражнения, следует учитывать это. Между тем и другим очень часто отсутствует прямая зависимость: уп ражнение в координационном отношении может быть простым, но требующим значительных физических усилий (например, под тягивание), и наоборот (например, лазанье разноименным и од ноименным способами). Низкий уровень доступности может объясняться и психологическими факторами: боязнью (напри мер, в упражнениях на высоком бревне), неуверенностью в сво их силах и т. п. Доступность обучения двигательному действию определяется уровнем развития соответствующих физических способностей. Например, формирование умения лазанья по канату будет успеш- 134 ным только при условии предварительного развития силы опре- деленных мышц. Принцип наглядности — одно из основных инвариантных по- ложений общей и предметных дидактик, включая теорию обучения предмету «Физическая культура». Сущность принципа в оте- чественной дидактике связывают с одним из постулатов материа- листической диалектики, объясняющей природу познания чело- веком явлений и предметов реальной действенности, в частности, с тезисом В.И.Ленина о том, что данный процесс в своем генезисе и диалектике развивается «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике». При рассмотрении дидактических процессов с позиций психо- физиологии были обозначены место зрительного образа, его зна- чение в формировании представления о технике изучаемого дви- гательного действия. Реализация принципа наглядности в ходе дидактических процессов по физической культуре связана с ши- роким применением наглядности, т.е. средств, обеспечивающих восприятие и осознание различных параметров изучаемого двига- тельного действия, развиваемых двигательных качеств, инструк- тивных навыков, умений и других разновидностей структуры со- держания образования. Выделяют четыре формы проявления наглядности в обучении двигательным действиям: зрительную, звуковую, словесную и двигательную, которые представляют прямой и косвенный виды осуществления данного принципа. Зрительная наглядность выражается в передаче учителем учеб- ной информации, которую учащиеся воспринимают через зри- тельный анализатор. Это показ изучаемого двигательного действия в целом или отдельных его элементов, а также демонстрация ри- сунков, схем, кинограмм, кинофильмов и других материалов с помощью аудиовизуальных технических средств, включая компью- терную технику. Звуковая наглядность выражается в передаче учебной инфор- мации посредством звука, о характере которой учащиеся заранее осведомлены. Это может быть похлопывание в ладони, по- стукивание по полу или другим предметам либо использование метронома. Звуковая наглядность применяется для освоения учащимися ритма, темпа движений, например при разучивании темпа разбега в опорных прыжках в гимнастике или прыжках с разбега в длину и высоту в легкой атлетике. Звуком можно обозначить момент наскока на гимнастический мостик, отталкивания в прыжках с разбега. Звук помогает учащимся соблюдать ритм движения. Словесная наглядность способствует конкретизации отдельных параметров формирующегося логического образа изучаемого дви- 135 гательного действия благодаря конкретной словесной информации, которая должна быть немногословной, адресной и на языке, понятном для учащихся. Двигательная наглядность связана с использованием в процессе обучения двигательным действиям мускульных ощущений, ко- торые помогают формированию у учащихся кинестетического образа. При выполнении двигательных действий у учащихся возникают конкретные, поддающиеся прочувствованию мышечные ощу- щения: понимание (осознание) состава элементов двигательного действия, осознание правильного распределения мышечных уси- лий, момента приложения максимальных усилий. Все это способ- ствует получению информации, что невозможно лишь при зри- тельном восприятии. Прямая наглядность обеспечивается путем непосредственного показа изучаемого двигательного действия учителем или одним из наиболее подготовленных учащихся. К показу учителем изучаемого двигательного действия или комбинации, состоящей из нескольких движений (упражнений), предъявляются следующие требования. 1. Показ должен быть близким к идеальной технике исполнения изучаемого двигательного действия, служить эталоном для воспроизведения его учащимися. Вместе с тем демонстрация тех-* ники двигательного действия не должна быть образцовой, чтобы не отталкивать учащихся своей сложностью. 2. Следует больше внимания уделять имитационному показу, который облегчает восприятие основы и деталей техники двига- тельного действия. 3. Показывая технику выполнения физического упражнения, нужно акцентировать внимание учащихся на ее конкретных эле- ментах; двух, трех и больше. 4. Одновременно с демонстрацией эталонной техники выпол- нения изучаемого двигательного действия необходимо обратить внимание на возможные ошибки, привлекая к показу одного из учащихся, у кого подобные ошибки наиболее заметны, или же используя специально подготовленные рисунки, схемы, где ис- кажения техники обозначены. 5. При показе техники исполнения физического упражнения, его элементов или ошибок наблюдающие должны быть расставле- ны в удобных для обзора местах спортивного зала, площадки, лыжни. 6. Демонстрацию упражнения учителем или учащимся лучше сопровождать конкретизирующей зрительные воздействия словес- ной информацией, что повысит результативность возникновения логического, зрительного и кинестетического образов изучаемого двигательного действия. 136 Косвенная (опосредованная) наглядность —использование рисунков, схем, кинограмм, аудиовизуальной техники (телевизора, компьютера) для передачи зрительной информации. Для решения этой задачи разрабатываются средства и способы их использования. Опосредованная наглядность помогает восприятию параметров временных, пространственных и динамических характеристик тех- ники физических упражнений. Это световая или звуковая инфор- мация, которая сигнализирует о скорости, частоте, темпе, ритме движений. В последние годы в практике преподавания предмета «Физи- ческая культура» широко применяются так называемые учебные карточки. В них может содержаться информация о комплексах фи- зических упражнений для решения конкретных прикладных задач: формирования осанки, развития различных групп мускулатуры, быстроты, выносливости, мышечной силы, гибкости, а также подводящие физические упражнения, облегчающие усвоение сложных двигательных действий. Принцип прочности и прогрессирования требует, чтобы теорети- ческие сведения в виде знаний, двигательные и инструктивные навыки и умения, способность выполнить физические упражнения различной направленности и сложности системно структури- ровались в памяти учащихся. При этом отмеченные аспекты со- держания образования по физической культуре должны транс- формироваться (преобразоваться) в привычки и поведение, из которых формируется деятельность учащихся по использованию физической культуры и спорта как основа соблюдения ими здо- рового образа жизни. Процесс овладения прочными знаниями, навыками и умениями рассматривается в психологии как наиболее сложный и поэтому труд- ный, поскольку запоминание и воспроизведение учебной информа- ции зависят не только от объективных связей учебного материала, но и от отношения учащегося к этому материалу. Память человека избирательна, он не может запоминать все, выбирая лишь то, что для него особенно важно и интересно на конкретных этапах, в опре- деленные периоды, моменты его возрастного развития. Отсюда для прочного усвоения двигательных действий требу- ется сформировать положительное отношение, интерес к ним, вообще к знаниям по физической культуре, развиваемым двига- тельным и волевым качествам. Дидактические процессы, направленные на перевод содержания образования по физической культуре в элементы опыта личности учащихся, должны быть запрограммированы так, чтобы и знания, и навыки, и умения, и способность реализовать двигательные качества обладали свойством воспроизведения, использовались в подвижных, элементарно-спортивных, спортивных 137 играх, различных формах физической культуры (утренней гимна- стике, играх, спортивных забавах, самостоятельных занятиях оз- доровительным бегом, упражнениях на тренажерах, рекреацион- ных мероприятиях по месту жительства, во время массового от- дыха, в тренировочных занятиях по виду спорта и т.д.). Прочность и действенность знаний, навыков и умений, двига- тельных, духовно-нравственных и волевых качеств личности уча- щихся предполагают особую логику программирования дидакти- ческих процессов на неделю, месяц, учебную четверть, триместр, семестр, учебный год. При этом усвоение нового учебного мате- риала находится в рациональном, целесообразном соотношении с пятью этапами развертывания самих дидактических процессов по предмету «Физическая культура». В данном варианте изучение программного материала проходит поэтапно: усвоение, освоение, закрепление, применение на практике, контроль, коррекция с целью дальнейшего упрочения как компонента жизнедеятельности школьников. Правила использования принципа п р о ч н о с т и и прогрессирования 1. Не перегружать память учащихся запоминанием малознача- щих теоретических сведений (знаний). 2. Добиваясь прочности усваиваемого учебного материала тех- ники выполнения двигательных действий, предостерегать учащихся от закрепления ошибок. 3. При повторном выполнении изучаемых двигательных дей- ствий определять оптимальное количество повторений, характер- ное для каждого класса, и обеспечивать дифференцированный под- ход с учетом полярных возможностей отдельных учащихся. 4. Не каждое изучаемое двигательное действие можно закре- пить до образования динамического стереотипа, который в случае необходимости не поддается перестройке с учетом изменившихся условий. 5. При упрочении двигательных навыков и умений, закрепле- нии уровня, достигнутого в развитии двигательных качеств, не- обходимо выдвигать перед коллективом класса все новые и новые задачи с учетом возможностей учащихся и закономерностей по- степенного их расширения путем постоянного (но не безгранич- ного) повышения требований. 6. Для поддержания учебной активности занимающихся сле- дует постоянно регулировать интерес к уроку физической культу- ры, разнообразя средства, формы и методы, включая игры в со- держание урока. Охарактеризованные принципы выступают в органическом единстве. Вместе они образуют концепцию дидактического про- цесса, пронизывают функции его компонентов. 138 Контрольные вопросы и задания 1. Каково значение принципов обучения в теории и методике обуче- ния предмету «Физическая культура»? 2. Каково состояние научно-теоретической разработанности дидакти- ческих принципов предмета «Физическая культура»? 3. Почему понадобилась адаптация общедидактических принципов к специфике предмета «Физическая культура»? 4. Назовите ученых-педагогов, которые внесли вклад в обоснование дидактических принципов предмета «Физическая культура». 5. Что понимается под педагогическими принципами предмета «Фи- зическая культура»? Назовите их. |