Главная страница
Навигация по странице:

  • (М.Л. Вайсбурд, Н.П. Каменецкая, О.Г. Поляков)

  • Дискурс в широком смысле (как комплексное коммуникативное событие)

  • Дискурс в узком смысле (как текст или разговор)

  • Разница между дискурсом и текстом

  • Трудности монологического общения

  • Коллективная монография под редакцией академика рао а. А. Миролюбова Памяти академика А. А. Миролюбова посвящается М54 Методика обучения иностранным языкам традиции и современность


    Скачать 7.76 Mb.
    НазваниеКоллективная монография под редакцией академика рао а. А. Миролюбова Памяти академика А. А. Миролюбова посвящается М54 Методика обучения иностранным языкам традиции и современность
    АнкорMetodika_obuchenia_inostrannym_yazykam_Traditsii (1).doc
    Дата28.01.2017
    Размер7.76 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаMetodika_obuchenia_inostrannym_yazykam_Traditsii (1).doc
    ТипМонография
    #343
    страница16 из 52
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   52

    Б. Обучение монологической речи (М.Л. Вайсбурд, Н.П. Каменецкая, О.Г. Поляков)

    1. Особенности монолога как вида речевой деятельности


    После выхода „Теоретических основ” было опубликовано немало работ, специально посвященных монологической речи,— это, например, „Обучение монологическому высказыванию” В.Л. Скалкина (Киев, 1983), в которой монологическая речевая деятельность рассматривается глубоко, детально, обоснованно; сборник, подготовленный под руководством В.А. Бухбиндера (Киев, 1980), работа В.С. Мерлина „Психология индивидуальности” (1996) и ряд диссертационных исследований. Опираясь на первое издание „Теоретических основ” и новые публикации, рассмотрим монологическую речь как вид речевой деятельности.

    Монологическая речь является формой речи, продуцируемой одним говорящим. Поэтому она логичней, стройней, чем диалогическая. Предметом монолога является мысль говорящего. Из психологических механизмов наиболее важными являются предвосхищение, умение слышать и правильно оценивать свою речь. Продуктом является текст, результатом — его воздействие на слушающих.

    Монолог является результатом активной речевой деятельности и рассчитан на своего рода пассивное и опосредованное восприятие. Однако слушание его другими (аудирование) часто носит активный характер. Говорящий, стремясь повысить активность слушающего, обычно прибегает к обращениям и риторическим вопросам, как бы диалогизируя тем самым свой монолог. В наибольшей мере это выражено в художественном монологе, сказке или анекдоте. В этой связи стоит упомянуть точку зрения, высказанную еще Г.О. Винокуром, отрицавшим наличие строгих и абсолютных границ между монологом и диалогом (Винокур Г.О., 1959). Тем не менее, для первого характерны более крупные отрезки речи, которые образуют в значительной степени более связные в содержательном и структурном отношении высказывания. Монологическая речь отличается также индивидуальным композиционным построением и относительной смысловой завершенностью, которые проявляются в той или иной мере в зависимости от жанровой принадлежности (типа текста, например: бытовой рассказ, отчет о проделанной работе, научный доклад, художественный монолог и т.д.) и способа развертывания текста (типа дискурса, например: повествование, описание, рассуждение, убеждение и др.). Такие стилистические особенности монологической речи, как строение предложений, используемые средства синтаксической связи, выбор лексики и пр., обусловлены, во-первых, спецификой осуществления устного речевого акта в отличие от письменного; во-вторых, различиями между типами текста и между типами дискурса, а также внутрижанровыми различиями; в-третьих, степенью ее подготовленности.

    В связи с тем что понятие „дискурс” относительно недавно получило распространение в лингводидактике и в определенной мере в методике обучения иностранным языкам, остановимся на его трактовке. Так, Т. Ван Дейк, автор монографий и около 200 статей по вопросам дискурса и дискурс-анализа, так определяет это понятие. (Ниже приводится отрывок из его книги "Ideology: A multidisciplinary Approach" London: Sage, 1998).

    „Понятие дискурса так же расплывчато, как понятия языка, общества, идеологии. Мы знаем, что зачастую наиболее расплывчатые и с трудом поддающиеся определению понятия становятся наиболее популярными. „Дискурс”— одно из них.

    Дискурс в широком смысле (как комплексное коммуникативное событие)

    Дискурс есть коммуникативное событие, происходящее между говорящим, слушающим (наблюдателем и др.) в процессе коммуникативного действия в определенном временном, пространственном и прочем контексте. Это коммуникативное действие (КД) может быть речевым, письменным, иметь вербальные и невербальные составляющие. Типичные примеры — обыденный разговор с другом, диалог между врачом и пациентом, чтение газеты.

    Дискурс в узком смысле (как текст или разговор)

    Как правило, выделяют только вербальную составляющую КД и говорят о ней далее как о „тексте” или „разговоре”. В этом смысле термин „дискурс” обозначает завершенный или продолжающийся „продукт” КД, его письменный или речевой результат, который интерпретируется реципиентами. То есть дискурс в самом общем понимании — это письменный или речевой вербальный продукт коммуникативного действия.

    Разница между дискурсом и текстом

    Дискурс — актуально произнесенный текст, а „текст” — это абстрактная грамматическая структура произнесенного (напомню: речь/язык, langue/parole, компетентность/произносимость). Дискурс — это понятие, касающееся речи, актуального речевого действия, тогда как „текст” — это понятие, касающееся системы языка или формальных лингвистических знаний, лингвистической компетентности” (Т. Ван Дейк).

    Однако, учитывая, что данная коллективная монография обращена к широкому кругу читателей, в том числе учителям-практикам, мы сохраним при описании проблем обучения иностранным языкам, в частности проблем обучения монологической речи, уже устоявшуюся и привычную терминологию.

    Так, В.Л. Скалкин выделяет следующие коммуникативные функции монолога:

    информативная — сообщение новой, по мнению говорящего, информации в виде знаний о предметах и явлениях действительности, описание событий, действий, состояний (например, публичная лекция, научное сообщение, производственный доклад);

    воздейственная — убеждение слушателя в правоте или несостоятельности тех или иных положений, взглядов, действий и т.д., побуждение к каким-либо действиям или предотвращение действий (например, речь защитника на суде, выступление на митинге, выступление оппонента на защите диссертации);

    экспрессивная (эмоционально-выразительная) — своеобразный регулятор для снятия эмоционального напряжения, для описания состояния, в котором находится говорящий, и т.д.;

    развлекательная — монолог человека, находящегося на сцене или среди друзей, художественное чтение и т.п.;

    ритуально-культовая — высказывание на свадьбе, юбилее и т.п.

    Монологическая речь может быть подготовленной и неподготовленной. О соотношениях этих видов речи имеются разные мнения. Раньше предполагалось, что подготовленная речь — это ступень к неподготовленной. Сегодня подготовленная речь рассматривается как самостоятельный вид монологической речи, типичный для конференций, симпозиумов, заседаний и других форм делового общения, требующих предварительной подготовки, планирования, продумывания. Подготовленная речь готовится с помощью самостоятельных творческих упражнений, требующих умения сообщать информативный материал, обобщать и оценивать его, выстраивать в связное, личностно-окрашенное высказывание.

    Неподготовленной речи также необходимо обучать — владение ею позволяет естественно и просто общаться, спонтанно реагировать на реакции слушающих.

    Форма и содержание монологического высказывания зависят от коммуникативной ситуации, в которой оно рождается (Скалкин В.Л., 1983). Конкретная ситуация может побудить собеседника к высказыванию, определить коммуникативную цель выступления, вытекающую из данного момента, обусловить конкретную речевую форму в зависимости от обращения к конкретным лицам.

    Продуктом устного сиюминутного речепроизводства является устная монологическая неподготовленная речь.

    Механизм устно-речевой деятельности может быть объяснен, если его представить в виде многоярусной структуры, характеризующейся одновременностью согласованных, но протекающих самостоятельно на различных уровнях процессов.

    Различают:

    1) смысло-интенциональный уровень — не ощущаемый говорящим логико-волевой импульс, нерасчлененное смысловое побуждение, уровень натурального кода (Жинкин Н.И., 1962);

    2) понятийный уровень — ощущаемый говорящим, изолированные словесные „отпечатки” информационно важных понятий в плане логического членения, высказывания;

    3) словесно-синтаксический уровень — подробное заполнение матрицы высказывания соответствующими формами извлекающихся из памяти слов или готовых словосочетаний — уровень развернутой внутренней речи;

    4) артикуляционный уровень — активная работа органов речи, уровень звукового кода.

    Наиболее значимый вклад в монологическую деятельность вносит механизм первого уровня — на нем зарождается высказывание — его общий замысел.

    Эти механизмы наиболее связаны с личностью говорящего, и их нужно всеми средствами развивать с помощью всей системы школьного обучения. Монолог требует большой нагрузки на кратковременную и долговременную память, умение длительное время концентрировать внимание на развитии повествования или рассуждения, увязывать результаты прошлого и сиюминутного мышления (аналитического, образного или ассоциативного) в единое целое по созданию, таким образом, некоторого содержания, согласующегося с целью речевого акта, темой, ситуацией общения (Скалкин В.Л., 1983).

    Трудности монологического общения

    Говорящий должен:

    1. помнить все, что сказал собеседник в течение предшествующих речевых контактов с ним;

    2. помнить все, что было сказано до настоящего момента;

    3. представлять все свое высказывание;

    4. удерживать в памяти „наворачивающиеся” ключевые слова, связанные с прогнозированием содержания будущих фраз (Скалкин В.Л., 1983).

    К трудностям устно-речевой монологической деятельности также относятся: необходимость сохранять в памяти достаточно длинный текст, логичность следования теме, распределение внимания между содержанием и языковой формой текста, стилистическая однородность.

    Необходимость сохранять в памяти сравнительно длинное высказывание, включающее набор данных, требует развития у учащихся специфических мимических способностей к консервации и актуализации (воспроизведению заданной информации), а также способности к логико-последовательному изложению мыслей (наблюдений, выводов, фактов, аргументов, событий). Достижение указанных качеств может явиться результатом наблюдений, запоминания, умозаключения, сопоставления.

    Важным в обучении монологической речи является адекватный учет ее типологии. Различают разные виды монолога (рассказ, рассуждение, комментирующий монолог, монолог-пересказ и др.). Еще одним принципом обучения монологу может быть многоступенчатый подход к обучению связному высказыванию, то есть поэтапное обучение монологическому высказыванию: сначала одному полному предложению, затем сочетанию двух, далее — трех, четырех, пяти и т. д. предложений.

    Одно из существенных отличий монологической речи состоит в том, что она тематична (Бухбиндер В.А., 1980). Темы служат смысловой канвой монологического высказывания, выступают как отражение в речевом произведении объективных связей окружающей действительности. Темы могут быть „объективно” и „субъективно” окрашенными. Первые относятся к жизни общества в целом, вторые — к личному жизненному опыту говорящих.

    Единицей монологической речи можно считать сверхфразовое единство. Это группа фраз, выполняющих определенную коммуникативную функцию. Например, это может быть описание способа действия, характеристика отношений, характеристика лица или предмета. В монологе часто реализуется и функция оценки. Группа взаимосвязанных фраз, входящая в высказывание, выражает относительно законченную мысль. Фразы, как правило, представляют собой предложения полного состава. Связь фраз последовательная и параллельная.
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   52


    написать администратору сайта