Главная страница
Навигация по странице:

  • "Количество". Указывается количество предметов (арабской цифрой), числящихся под данным инвентарным номером. "Материал и техника изготовления".

  • "Проба и масса драгоценных металлов, количество и масса драгоценных камней".

  • "Источник и способ поступления".

  • "Учетные обозначения по главной инвентарной книге и специальным инвентарным книгам".

  • "Номера негативов или изображений на электронных носителях".

  • "Отметки о проверках наличия". Отметки о проверках наличия проставляются с помощью специального знака (логотипа), утвержденного ЭФЗК музея. "Примечание".

  • Маркировка музейных предметов

  • При ручной и механической маркировке музейных предметов

  • Учет музейных предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней. Основные положения

  • Нормативные документы в работе реставратора. Модуль 2.. Комплекс


    Скачать 1.09 Mb.
    НазваниеКомплекс
    АнкорНормативные документы в работе реставратора
    Дата17.02.2020
    Размер1.09 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаМодуль 2..pdf
    ТипЗакон
    #108844
    страница5 из 16
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
    "Дата регистрации. Ф.И.О. лица, производившего регистрацию".
    Указывается дата регистрации предмета и должностное лицо, производившее регистрацию ("19.04. 2002, Иванова А.И.").
    "Автор, школа, предметное слово, время и место создания, бытования, история (легенда) предмета".
    Указывается фамилия, имя, отчество автора произведения, его псевдоним, прозвище (для иностранного автора - в русской и иностранной транскрипции), годы жизни и другие краткие биографические данные, известные на момент регистрации предмета.
    При регистрации гравюр, офортов, литографий и других видов печатной графики необходимо указывать гравера и художника, с чьего оригинала выполнена гравюра ( если такие данные имеются).
    При регистрации архитектурных чертежей указывается автор проекта и автор чертежа.
    При описании наград указывается имя награжденного.
    Название произведений изобразительного искусства неизвестного автора начинается с собственного авторского названия или названия, данного специалистами музея.
    Название вещественного предмета начинается с предметного слова, определяющего его видовую принадлежность (ружье кремневое, ваза, кубок, тарелка, костюм женский городской, медаль настольная, прибор туалетный, пистолеты дуэльные, молоток геологический и т.п.) и соответствует названию на период его производства или бытования (шляпа "капелюх).
    При регистрации оружия после его названия в скобках дополнительно указывается штатное название образца, использовавшегося или используемого в официальных документах военного ведомства, например,
    "Автомат советский системы Калашникова АК-47 калибра 7,62 мм (7.62 мм автомат Калашникова АК).
    Для биологических объектов или их частей приводится видовое название на латинском языке. Если видовое название на русском языке отсутствует, то, как основное, указывается видовое название на латинском языке.

    Время создания и бытования предмета указывается точными либо примерными датами, либо отрезком времени, при отсутствии точных данных возможно употребление уточняющих слов "ранее", "не позднее" и т.п..
    При описании места создания, производства или бытования предмета точно или примерно указываются страна, область, район, (губерния, уезд), город, деревня, а также полное название государственного (казенного) или частного предприятия (завода, фабрики, мастерской), кустарного промысла, действовавшее на год изготовления предмета.
    В легенде предмета указываются сведения об этнической и социальной среде, в которой бытовал предмет до поступления в музей, а также о его бывшем владельце.
    "Описание предмета".
    Приводятся основополагающие визуальные характеристики предмета
    (форма, цвет, фактура и пр.) и его индивидуальные отличительные особенности (приложение - образцы описания музейных предметов).
    При описании картины или скульптурного произведения дается подробное описание сюжета или скульптурной композиции.
    При описании портрета конкретного лица приводятся краткие сведения о портретируемом.
    Описание портретных фотографий начинается с фамилии и инициалов снятого лица, указывается тип портрета (голова, погрудный, поясной, в рост, поворот влево и т.д.).
    Описание фотографий с групповым изображением начинается с общего наименования группы, а затем перечисляются входящие в нее лица, известные на момент регистрации.
    Описание фотографий, воспроизводящих различные события, начинается с наименования сюжета.
    При описании предмета, относящегося к вещевым источникам, указывается, является ли он цельным или составным. Описание предмета и его частей излагается в определенной последовательности. В первую очередь описываются конструкция и форма, декор, а затем следует описание отдельных составных частей. При описании конструкции предмета необходимо указывать места и способы соединения частей и деталей, их особенности.
    Предметы нумизматики описываются с лицевой и оборотной стороны.
    Описание предметов, в которые драгоценные металлы и драгоценные камни входят как составные части, должно содержать информацию о материале составных частей ("ларец золотой прямоугольной формы с эмалевым
    изображением сельского пейзажа, по краям крышки 10 бриллиантов, по углам - 4 рубина" и т.п.).
    Авторские подписи, клейма, марки, другие надписи с лицевой и оборотной стороны предмета следует приводить полностью на том же языке и с тем же написанием, как они существуют на предмете.
    Описание рукописных и печатных книг (фондовая коллекция "Редкая книга") начинается с указания автора, при отсутствии автора - с названия книги, приводятся имеющиеся автографы, подписи, печати, штампы, экслибрисы и т.п., указываются имеющиеся изобразительные элементы (заставки, концовки, схемы, карты и т.п.), особенности внешнего оформления.
    Для книги на иностранном языке приводится ее оригинальное название с переводом на русский язык.
    "Количество".
    Указывается количество предметов (арабской цифрой), числящихся под данным инвентарным номером.
    "Материал и техника изготовления".
    Указывается материал (материалы), из которого сделан предмет, и технология его обработки. Эти данные должны определяться с достаточной точностью, требующей специальных знаний, а в отдельных случаях - специального анализа и экспертиз.
    "Размеры. Масса".
    Для обмеров музейных предметов используются исключительно жесткие измерительные инструменты и приборы - линейка, металлическая рулетка, штангенциркуль, микрометр (для измерения объемных предметов).
    Размеры предметов обычно указываются в сантиметрах.
    Размеры предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных украшений, предметов нумизматики и других мелких изделий, рукописных и старопечатных книг, а также калибров огнестрельного оружия указываются в миллиметрах.
    При записи размеров и массы (веса) предметов используются сокращенные значения без точки, принятые в Международной системе единиц (СИ): см (сантиметры) мм (миллиметры) м (метры) г (граммы) кг (килограммы) кар (караты)

    Измерения производятся по высоте, ширине и глубине предмета: плоскостные предметы (живопись, графика, книги, документы и др.) измеряются по высоте и ширине; круглые и эллипсообразные - по наибольшему и наименьшему диаметрам; объемные - по высоте, ширине и глубине.
    Для произведений живописи указываются размеры по подрамнику или по доске, если предмет не подлежит раскантовке, или по величине основы, включая края холста, заходящие за подрамник.
    У иконы измеряются высота, ширина и толщина.
    При измерении окантованного произведения графики (с багетом или в паспарту) указывается общий размер по внешней стороне и видимой части изображения (в свету).
    Аналогичным образом указываются размеры миниатюры в рамке.
    Размер скульптурного произведения измеряется по высоте (от наивысшей точки до основания), ширине и глубине (наиболее отдаленным друг от друга частям). Высота скульптурного произведения (статуя) указывается вместе с постаментом (плинтом), если они составляют единое целое. Если скульптурное произведение и постамент не составляют единого целого, размеры указываются отдельно для скульптуры и постамента.
    При описании костюмов указываются следующие размеры: ширина плеч или пояса и длина.
    Размер книги, в том числе в переплете, указывается по высоте, ширине и толщине.
    Для музейных предметов фондовых коллекций "Техника", "Геология",
    "Биология" размеры даются по крайним точкам.
    Для гербарных листов указываются размеры листа и размеры растения.
    Мелкие предметы геологических, минералогических, археологических фондовых коллекций, россыпи биологических образцов (семена, плоды) подлежат измерению по общей массе (весу).
    "Проба и масса драгоценных металлов, количество и масса драгоценных
    камней".
    Указываются наименование, проба и масса в граммах (в лигатуре и чистоте) драгоценного металла, наименования, количество и масса драгоценных камней в каратах.
    Если драгоценный металл является составной частью предмета, указывается общая масса предмета, наименование, проба и масса каждого драгоценного металла, входящего составной частью в этот предмет с указанием частей, деталей предмета.

    При наличии в составе предмета драгоценных камней указывается их наименование, количество и масса в каратах.
    В этот же раздел вносятся данные о массе предметов нумизматики, независимо от материала, а также образцов ценных минералов, кристаллов и геологических образцов, в том числе внеземного происхождения
    (метеоритов).
    "Сохранность".
    При описании состояния сохранности музейного предмета не допускаются формулировки "сохранность плохая",
    "хорошая" или "имеются повреждения".
    Необходимо зафиксировать все дефекты предмета на момент его регистрации (прорывы, осыпи красочного слоя, трещины, вздутия, сколы, потертости, поломки, обрезы, отсутствие какой-либо части или детали предмета), указывается количество пустых гнезд от камней и прочих вставок, места и размеры значительных повреждений.
    Сохранность каждой составной части предмета фиксируется отдельно.
    При описании состояния сохранности произведений живописи, графики, рукописных и печатных материалов вначале фиксируется состояние сохранности лицевой стороны, а затем описывается состояние сохранности оборотной стороны.
    Если видимые повреждения не выявлены, следует использовать формулировку "видимых повреждений нет".
    "Источник и способ поступления".
    Указывается от кого и когда поступил предмет и способ его поступления со ссылкой на юридические документы (экспедиция, закупка, пожертвование, обмен, номер и дата протокола ЭФЗК, акта ПП, акта ОХ).
    Для археологических, этнографических предметов и предметов естественнонаучных коллекций дополнительно вносятся сведения о месте проведения раскопок, сборов, дате их проведения и руководителе работ.
    "Учетные обозначения по главной инвентарной книге и специальным
    инвентарным книгам".
    Учетные обозначения предмета по ГИК и специальным инвентарным книгам необходимы для установления идентификации предмета и взаимосвязи между книгами учета.
    "Номера негативов или изображений на электронных носителях".

    Номера негативов и изображений на электронных носителях служат для получения оперативной информации о наличии изображения предмета на различных носителях (негатив, слайд, дискета, диск и т.д.).
    "Отметки о проверках наличия".
    Отметки о проверках наличия проставляются с помощью специального знака
    (логотипа), утвержденного ЭФЗК музея.
    "Примечание".
    В раздел может быть внесена необходимая дополнительная информация по данному предмету.
    Для предметов естественнонаучных коллекций допускается ведение инвентарных книг по форме, учитывающей их специфику, которая утверждается внутримузейной инструкцией. При проведении уточнения систематизации, классификации или атрибуции музейных предметов допускается перевод их из одной инвентарной книги в другую, например, из общей инвентарной книги декоративно-прикладного искусства в инвентарные книги фондовых коллекций "мебель", "керамика, стекло" и т.п.) с изменение их инвентарных номеров и шифров. Ранее присвоенные переводимым предметам инвентарные номера погашаются, предметы вносятся в другую инвентарную книгу и им присваивается новый инвентарный номер. Учетные обозначения по главной инвентарной книге
    (книге поступлений основного фонда), присвоенные таким музейным предметам, сохраняются.
    Основанием для перевода музейных предметов из одной инвентарной книги в другую является решение ЭФЗК.
    Маркировка музейных предметов
    Маркировка музейных предметов представляет собой нанесение на предмет его полного учетного номера, состоящего из следующих обозначений: аббревиатура музея (принятое сокращенное наименование музея, выраженное заглавными буквами, например, ГЭ - Государственный
    Эрмитаж, ГИМ - Государственный Исторический музей, ГТГ -
    Государственная Третьяковская галерея и т.д.); шифр фонда и учетный номер по книгам поступлений (ГИК или КП ОФ,
    НВФ - научно-вспомогательный фонд, СФ - сырьевой фонд, ЭФ - экспериментальный фонд); шифр фондовой коллекции и учетный номер по инвентарной книге (ДРЖ-
    524); шифр и учетный номер по специальной инвентарной книге (ЗА-78).

    Таким образом, полное учетное обозначение музейного предмета имеет вид:
    ГИМ-ГИК-1612/М-67/ЗА-5.
    Хранение и экспонирование музейных предметов без учетных обозначений не допускается.
    Маркировка предметов осуществляется ручным, механическим и электронным способами без ущерба их внешнему виду и состоянию сохранности.
    При ручной и механической маркировке музейных предметов
    применяются следующие способы нанесения их постоянных учетных
    обозначений:
    на произведениях живописи - краской на верхней или нижней планке подрамника; на картинах без подрамников - на кромке холста с оборотной стороны картины; на картинах большого размера - дважды (сверху и снизу); на иконах (досках) - белой или светлой голубой краской на торце или обороте доски; на двухсторонних иконах - краской на торце; на акварелях, рисунках, гравюрах, плакатах, отдельных рукописных листах, не оформленных в паспарту - на обороте листа в одном из углов; на предметах, оформленных в паспарту - штамп на паспарту; на предмете, не подлежащем раскантовке - на его окантовке, о чем в инвентарной книге делается соответствующая запись; на альбомах с рисунками, гравюрами, фотографиями, образцами тканей и пр.
    - на обороте титульного листа и на каждом листе альбома; на произведениях скульптуры - краской сзади на нижнем углу плинта; на крупногабаритной скульптуре, рельефах, прикрепляемых к стене, архитектурных фрагментах (фризы, колонны, карнизы и пр.) - на торцах, в двух-трех местах с разных сторон; на мелкой скульптуре, которую можно держать в руках, - краской на поддоне; на предметах из керамики стекла, дерева, металла и камня - эмалевой краской или тушью с последующим покрытием туши прозрачным лаком. На предметах с неровной и шершавой поверхностью применяются этикетки, закрепленные специальным клеем, рекомендованным реставраторами; на миниатюрах, монетах, медалях, геммах, камнях, крестах, мелких археологических предметах и фрагментах - на их монтировке, индивидуальной упаковке (конверты, футляры, коробки) или на подвешенных этикетках из плотного картона или металла;
    на крупногабаритных предметах из дерева, в том числе мебели, - эмалевой или масляной краской в местах, не покрытых лаком, политурой или фанеровкой; на расписанных и резных предметах (прялки, рубели и др.) - на местах, свободных от росписи и резьбы; на открывающихся предметах (шкатулки, табакерки и т.п) - на внутренней поверхности с использованием этикетки на рыбьем клее; на огнестрельном оружии - на внутренней стороне спусковой скобы или подвешенной этикете (картонной или металлической); на холодном оружии - на рукояти или подвешенной этикетке (картонной или металлической); на оборонительном вооружении (шлемы, щиты и т.п.) - на внутренней стороне; на тканях этикетка (с предварительно написанными номерами) из светлой плотной материи (коленкор, полотно) пришивается с изнанки. Если предмет# сшиты, например, юбка, этикетка пришивается к нижнему краю. К несшитому предмету (ковер, платок, отрез материи) этикетка пришивается к левому углу; на редких книгах и сброшюрованных документах штамп и номера проставляются на обороте последнего листа либо на внутренней стороне обложки; на отдельных документах - на обороте листа в углу карандашом; на негативах и диапозитивах - тушью на эмульсии; на фотоотпечатках - на обороте, в нижнем углу; на негативах размером менее 9х12 см. - на конверте; на малоформатных позитивах - на монтировке; на тушках животных и птиц - на специальных подвесных этикетках
    (ярлыках); на чучелах - на подставках; на препаратах, заключенных в банки или постоянные футляры - на наружной стороне банки или футляра; на гербарных листах - на каждом листе внизу; на геологических и палеонтологических образцах - непосредственно на предметах; на почвенных образцах - на стенке ящиков с монолитами или на банках и коробках с образцами; на сыпучих образцах - на упаковке.

    На предметах с бумажной основой (рисунки, гравюры, плакаты, рукописи и т.п.) или на ярлыках на тканевой основе для пришивания их к предметам из тканей, применяются специально изготовленные штампы размером не более
    15 х 30 мм. Учетные обозначения на штампе проставляются краской или тушью.
    Все старые шифры и номера на предметах сохраняются при замене их на новые и погашаются (зачеркиваются), но так, чтобы они легко читались и просматривались.
    Ярлыки, этикетки и надписи старых собраний, выставочных залов и т.п., отражающие историю предмета и музейного собирательства, такому погашению не подлежат.
    Предметы, поступившие в музей во временное пользование (временное экспонирование, реставрация), маркируются упрощенной техникой: номера временного пользования наносятся карандашом или обозначаются на подвесных этикетках.
    Маркировка музейных предметов с помощью новейших современных технологий осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми уполномоченным органом.
    Во внутримузейной инструкции каждый музей обязан подробно указать систему маркировки и способы нанесения учетных обозначений на каждый вид музейных предметов.
    Применение при маркировке новых материалов (клей, краска и т.п.) в обязательном порядке согласовывается с реставраторами.
    Учет музейных предметов из драгоценных металлов и драгоценных
    камней.
    Основные положения
    К музейным предметам из драгоценных металлов и драгоценных камней относятся предметы, состоящие полностью из драгоценных металлов - платины и металлов платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий), золота, серебра и драгоценных камней - природных алмазов, изумрудов, рубинов, сапфиров, александритов, природного жемчуга, а также предметы, в которые драгоценные металлы и драгоценные камни входят как составные части.
    К драгоценным камням относится крупный жемчуг (массой 0,25 карат и более), правильной совершенно шарообразной, грушевидной или овальной формы с ровным поверхностным слоем с перламутровым бархатистым блеском. Таким жемчугом является "ориенталь" - жемчуг восточных морей, а также жемчуг пресноводный (речной и озерный) и австралийский жемчуг.

    Не относится к драгоценным камням жемчуг австралийский неправильной формы, кафимский жемчуг (включая крупный), жемчуг плохой сохранности
    ("мертвый", разложившийся).
    Учет музейных предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется в 3 этапа и предусматривает их актирование и регистрацию в главной инвентарной книге (ГИК), в инвентарных книгах и специальных инвентарных книгах в порядке, предусмотренном Правилами.
    Музеи, осуществляющие в соответствии со своей уставной деятельностью комплектование, учет, хранение и использование предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней, обязаны встать на учет в Российской государственной пробирной палате (в государственной инспекции пробирного надзора, в районе деятельности которой они находятся.
    Документом, подтверждающим постановку на учет, является свидетельство о постановке на специальный учет соответствующей государственной инспекции пробирного надзора.
    При организации новых музеев заявление о регистрации подается в соответствующую государственную инспекцию пробирного надзора не менее чем за месяц до открытия музея.
    Перечень районов деятельности экспертов Российской государственной пробирной палаты и государственных инспекций пробирного надзора, осуществляющих государственный контроль и экспертизу в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав
    Музейного фонда Российской Федерации, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, публикуется на сайте Российской государственной пробирной палаты - http://www.assay.ru.
    Запрещается хранение предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе государственных наград, музеям, не имеющим надлежащих условий для обеспечения их сохранности, а также структурным подразделениям юридических лиц, выполняющим отдельные музейные функции.
    Экспертизу предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней проводит Российская государственная пробирная палата.
    Эксперты
    Российской государственной пробирной палаты и государственных инспекций пробирного надзора, осуществляют периодический контроль государственных музеев и иных учреждений, которым переданы в оперативное управление или безвозмездное пользование музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной и негосударственной части Музейного фонда Российской
    Федерации, и проводят:
    проверку состояния учета и обеспечения условий хранения музейных предметов и коллекций, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни; проверку состояния сохранности музейных предметов и музейных коллекций, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, зарегистрированных в специальных инвентарных книгах учета.
    Основанием для проверки состояния учета и хранения предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней является распоряжение руководителя Российской государственной пробирной палаты или начальника инспекции пробирного надзора.
    Доступ в музеи и фондохранилища для проведения проверки осуществляется после издания приказа директором музея и создания комиссии из числа сот рудников музея.
    Выявленные при проверке недостатки и нарушения оформляются актом, с которым проверяющие знакомят директора и главного хранителя музея с их подписью в акте об ознакомлении.
    Один экземпляр акта вручается директору музея, что удостоверяется его подписью в экземпляре акта, остающемся у проверяющего.
    Ответственным хранителем предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней может быть сотрудник музея, имеющий высшее образование, проработавший в одном из хранительских отделов музея не менее двух лет, прошедший специальную подготовку (стажировку) по разделу учетно-хранительской работы с предметами из драгоценных металлов и драгоценных камней и аттестованный комиссией музея.
    Назначение на должность ответственного хранителя предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней производится на основании приказа директора музея по рекомендации ЭФЗК и согласовывается с учредителем.
    Основные функции, права и обязанности ответственного хранителя музейных предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней должны соответствовать функциям, правам и обязанностям ответственных хранителей, указанным в Правилах.
    В штатном расписании музеев, имеющих специально организованное хранение предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней
    ("особые" или "золотые кладовые"), может быть предусмотрена должность эксперта по драгоценным металлам и драгоценным камням.
    На должность эксперта назначаются лица, имеющие высшее образование, подготовку, подтвержденную официальным документом
    (курсы

    Московского государственного университета, Московской государственной геолого-разведочной академии), опыт работы с музейными предметами и музейными коллекциями не менее трех лет.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта