Концепции развития и эффективного использования научного потенциала общества
Скачать 4.11 Mb.
|
УДК 821.35 ФА. Гандалоева магистрант 2 курса филол.факультета ИнгГУ, г.Магас,РФ ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ - МАТЕРИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ АХ. БОКОВА Аннотация. В статье исследуются особенности раскрытия образа матери в произведениях известного ингушского писателя АХ. Бокова – романе Сыновья Беки и повести Старый дом. Проанализированы идейно - художественная и сюжетно - композиционная составляющие данных произведений. Ключевые слова ингушская литература, проза, Ахмет Боков, роман Сыновья Беки, повесть Старый дом, женские образы в литературе, образная система. Ахмет Хамиевич Боков – признанный классик ингушской литературы, творческий путь которого начался в 1957 г, когда в газете Знамя труда, выходившей в городе Алма - Ате, был опубликован его первый рассказ Буран на ингушском языке. Из - под его пера в дальнейшем вышли такие рассказы, как Честь, «Бача и его жены, Мой спутник, Последняя ночь, Однажды вечером. Все они печатались в газетах Казахстана, Чечено - Ингушетии и Северной Осетии. Апогеем творческой биографии Ахмета Бокова и самым значительным его произведением многими исследователями по праву признается роман Сыновья Беки, увидевший свет в 1967 г. Нужно отметить, что роман Сыновья Беки – это первый роман, написанный и изданный на ингушском языке. В этом произведении автор повествует о предреволюционной жизни в небольшом ингушском селе Сагопши [2, с. 98]. Как известно, одним из ключевых элементов любого произведения, определяющим его сюжетно - композиционный строй, является образная система. Система образов романа Сыновья Беки строится Ахметом Боковым по принципу противопоставления смиренный и трудолюбивый Беки противопоставляется жестокому и алчному Сааду и трусливому Соси, добрая и кроткая Кайпа – злой и грозной Кабират и т.д. Основные герои этого произведения – бедняк - крестьянин Беки и его сыновья – Хасан, Хусейн, Султан. Интересен в романе образ Тарко - Хаджи Гарданова, ингушского революционера, который ведёт большую работу по пробуждению политического сознания среди горских масс. Однако нужно отметить, что в ингушской литературе особое место всегда отводилось женщине. В этом отношении Ахмет Боков не является исключением. В его произведениях женщины играют значительную роль, а их характер во многом определяет весь ход повествования. В произведениях Ахмета Бокова ярко и объективно освещена героическая история родного края, правдиво отражена жизнь простого народа. Прозаик детально разработал в своих произведениях вечную тему любви и верности, где прототипами героинь выступали реальные женщины, что требовало от него особого художественного дара и человеческой деликатности [1, с. 122]. Один из главных персонажей и ключевой женский образ романа Сыновья Беки – Кайпа – жена Беки и мать Хасана, Хусена, Султана. Она – заботливая мать, покорная жена, хранительница очага, олицетворение тепла и любви. На долю Кайпы выпало немало испытаний и бедно она никогда не теряла чувства собственного достоинства, с честью переносила все тяготы, не жалуясь и не прося ни у кого помощи. Потеряв мужа и рано овдовев, Кайпа все свои силы направила на то, чтобы воспитать сыновей, достойных памяти своего отца. Бесспорно, смерть мужа стала сильным ударом для Кайпы, но это не сломило ее дух она не роптала на судьбу и старалась во всем видеть благо для своей семьи. На предложение родного брата Орцхо отдать детей родственникам мужа и вернуться в отчий дом Кайпа ответила решительным отказом Я скорее соглашусь руки на себя наложить, чем пойду на такое, – сказала она [3, с. 64]. В этой фразе раскрывается вся материнская сущность Кайпы – она низа что не согласится оставить своих детей, как бы тяжело ей не приходилось. Безусловно, дети чувствуют любовь и ласку материи стараются отплатить ей тем же. В силу своего возраста и характера старший Хасан часто пререкается с матерью, которая всячески оберегает его от всего плохого. Кайпа очень мужественная и отважная женщина. Когда в ее доме была найдена винтовка, оставленная Даудом, Кайпа признала, что это их оружие, так как она была не из тех, кто мог бы свалить свою вину на другого. Знаю, Кайпа, знаю, ты мужественная. Ты все переносишь как мужчина, - эти слова Гойберда, сказанные им Кайпе после того, как он сообщил ей о смерти сына, наиболее точно характеризуют характер этой сильной женщины. Невероятное трудолюбие, доброта, отзывчивость, способность сопереживать и помогать – это основные качества Кайпы, которые передает писатель в ее образе. Главное свое назначение в жизни Кайпа видит в том, чтобы воспитать достойных сыновей, научить их быть мужественными, честными и порядочными. Бесспорно, для автора Кайпа является примером безграничной материнской любви и заботы. Еще одно знаковое произведение в творческой биографии писателя – это повесть Старый дом, которая увидела свет в 1972 г. Если действия романа Сыновья Беки разворачиваются в период Гражданской войны и установления советской власти на Кавказе, то повесть Старый дом посвящена описанию событий Великой Отечественной войны. Центральный персонаж повести – Айши – яркая, героическая личность, которой жизнь уготовила тяжелую судьбу. Судьба Айши во многом похожа с судьбой Кайпы – она также, будучи совсем молодой, осталась одна стремя малолетними сыновьями Бекханом, Гириханом, Алиханом. Айши воспитала детей честными, порядочными, благородными. С детства она развивала в них благородство чувств и поступков, прививала понятия о долге, патриотизме и достоинстве. Айши со свойственной для настоящей ингушской матери мудростью, умом и любовью без излишеств одна вырастила детей, заложив в них тот нравственный фундамент, на котором основывается память сыновей об отце, искреннее уважение к его заветам. Внешне хрупкая и беззащитная, Айши при этом обладала невероятной силой духа и мужеством, стойко переносила все удары судьбы, тяжести и лишения, выпавшие на ее долю. По своим моральным устоями духовно - нравственным качествам она является примером для каждого, кто соприкасался с ней в жизни. Подводя итог всему вышесказанному, мы можем сказать, что в своих произведениях Сыновья Беки и Старый дом Ахмет Боков в образах Кайпы и Айши воплотил все самые лучшие качества женщин - ингушек доброту, порядочность, благородство, честь и достоинство. Ахмет Боков не разговорило том, что прообразом Кайпы и Айши являлась его родная мать, которую он рано потерял, но связь с которой чувствовал до конца своей жизни. Мы можем сделать вывод о том, что Кайпа и Айши – это носительницы лучших национальных черт горянок. В них воплощена философия народа, его психологические особенности, морально - этические и эстетические представления. Библиографический список 1. Бекова М. Р. Основные мотивы и художественные особенности произведений Ахмета Бокова // Научное мнение. – 2015. – №1. – С. 122 - 125. 2. Бекова М. Р. Художественный мир прозы Ахмета Бокова: дисс. ... к.ф.н. – Махачкала, ФГБОУ ВПО Дагестанский государственный педагогический университет, 2016. – 162 с. 104 3. Боков АХ. Сыновья Беки / перс инг. Р. Кафриэлянц. – М Современник, 1984. – 526 с. © ФА. Гандалоева 2022 УДК 821.35 ФА. Гандалоева магистрант 2 курса филол.факультета ИнгГУ, г.Магас,РФ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ИМ. БАЗОРКИНА Аннотация. Статья посвящена исследованию основных этапов становления и развития творчества выдающегося ингушского писателя ИМ. Базоркина, стоявшего у истоков зарождения национальной литературы. Также в статье даны важные факты биографии писателя, охарактеризованы идейно - тематические и художественно - композиционные особенности его произведений. Ключевые слова ингушская литература, ИМ. Базоркин, романистика, публицистика, Из тьмы веков. Идрис Муртузович Базоркин – писатель, поэт, драматург, общественный деятель, один из самых ярких представителей ингушкой национальной литературы. Он родился 15 июня 1910 г. в с. Базоркино Назрановского округа Терской области (ныне – село Чермен Пригородного района Северной Осетии. В 1924 г. Идрис Базоркин поступил на подготовительное отделение Ингушского педагогического техникума во Владикавказе. Учась в техникуме, он впервые стал пробоваться в литературе – писать стихи для рукописного журнала Красные ростки. Можно сказать, что именно данный период является отправной точной в его творческой биографии. Условно творческий путь Идриса Базоркина можно разделить на два этапа ранний – 1924 - 1950 гг. и поздний – 1950 - 1990 гг. В 1934 году в г. Орджоникидзе в издательстве «Сердало» вышла первая книга стихов и рассказов Идриса Базоркина «Назманч» (Певец. Тематика книги, поэтика, ее стилистическое своеобразие подготовили почву для зарождения, становления и формирования прозы, поэзии и драматургии в ингушской литературе, неся в себе духовные и нравственные ценности [3, с. 24]. В 1937 г. из - под пера ИМ. Базоркина выходит первая в ингушской литературе многоактная пьеса Назаре, в которой рассказывается о борьбе с белогвардейцами на Северном Кавказе в 1919 г. С началом Великой Отечественной войны главной темой творчества ИМ. Базоркина становится тема борьбы против фашизма и победы над врагом, поэтому тема Великой Отечественной войны занимает большое место в творчестве писателя. Этой теме посвящены следующие его произведения Честь горца, Слово к чечено - ингушской интеллигенции, На переднем крае, Ночь в освобожденном селении, Лицо врага, Гнев народа, «Заретта», «Сэй», В эти дни, Капитан Ибрагимов». В этих произведениях автор повествует об ужасах войны, вопиющей жестокости врага, боевой доблести и героизме защитников Родины [2, с. 316]. Одно из самых трагичных событий в истории ингушского народа – это депортация в Казахстан и Среднюю Азию в 1944 г. Долгие тринадцать лет провели ингуши вместе с другими врагами народа в ссылке, в вынужденной разлуке сродной землей. Безусловно, этот период был очень сложным для всех людей, лишенных Родины. Непосредственным свидетелем и участником тех страшных лет стали Идрис Базоркин, который в 1944 г. попал в Киргизию. Неуемный творческий дух писателя нашел применение во Фрунзенском театре оперы и балета, где он работал администратором. Однако самым тяжелым испытанием для него был тот факт, что писать и печататься сосланным литераторам в то время было запрещено. По этой причине И. Базоркин начал собирать материал для своих произведений, надеясь на дальнейшую реабилитацию. Поэтому одним из самых долгожданных и важных событий в жизни писателя в то время стало возвращение ингушей в 1957 - 1958 гг. на свою историческую родину после тринадцатилетней ссылки. В это время творчество Идриса Базоркина получило вторую волну возрождения. Художественное наследие писателя этого времени представлено такими жанрами как документальный очерк, художественный очерк, повесть, драма. Писатель стремился всесторонне проанализировать наиболее важные явления в жизни своего народа, дать им историческую оценку. Творчество писателя многоаспектно и разнопланово сточки зрения художественного осмысления. Поражает также и жанровое многообразие его произведений очерки, рассказы, повести, романы, пьесы, статьи – Идрис Базоркин творил в разных направлениях ив каждом из них ему удалось оставить заметный след. В биографии любого писателя есть произведение, которое является вершиной его творчества и венцом всех его творений. Безусловно, для Идриса Базоркина таким произведением является роман - эпопея Из тьмы веков, в котором речь идет о становлении личности, о борьбе характеров в условиях значительных исторических событий [1, с. 5]. Действие романа охватывает последнее десятилетие XIX – начало XX вв. С большим знанием исторического материала рисует писатель тяжелую жизнь ингушей того времени, страдающих от безысходной нужды и произвола царских властей. На примере судеб героев своего романа он раскрывает во всей полноте историю Ингушетии. С большим мастерством описаны особенности жизни и быта ингушей, что придает роману своеобразный национальный колорит. Роман Из тьмы веков стал одним из самых значительных этапов творческого пути И. Базоркина, закономерным итогом развития его художественного мастерства. На страницах этого романа автор сумел показать сложную судьбу ингушского народа. Проблематика произведения весьма масштабна, в нем затрагивается целый спектр вопросов война и мир, добро и зло, жизнь и смерть, любовь и ненависть, дружба и предательство, радость и страдание. Таким образом, проанализировав основные этапы развития творчества ИМ. Базоркина, мы можем сделать вывод о том, что он является признанным классиком ингушской литературы, во многом определившим весь дальнейший ход развития всей национальной культуры ингушей. Исторический, социально - психологический, семейно - бытовой и философский роман Из тьмы веков по праву считается не только самым значительным произведением Идриса Базоркина, но и вершинным достижением ингушской литературы всего ХХ в. Творчество Идриса Базорвина до сих пор остается актуальным, так в своих произведениях он затрагивал самые важные и болезненные темы своего времени. Библиографический список 1. Базоркин ИМ. Из тьмы веков. – Назрань Сердало, 1991. – 800 с. 2. Мартазанова ХМ. Творчество ИМ. Базоркина: векторы развития // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – №6. – С. 315 - 317. 3. Ужахова Р. К. Ранний период творчества Идриса Муртузовича Базоркина // Lingua - universum. – 2016. – №6. – С. 20 - 26. © ФА. Гандалоева 2022 УДК 821.35 ФА. Гандалоева магистрант 2 курса филол.факультета ИнгГУ, г.Магас,РФ ВКЛАД ЧАХА АХРИЕВА В СТАНОВЛЕНИЕ ИНГУШСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Аннотация. В статье анализируется вклад ингушского ученого, просветителя, краеведа, мыслителя, этнографа Чаха Эльмурзиевича Ахриева в процесс становления и развития русскоязычной ингушкой литературы, ставшей частью общекавказской культуры. Также в статье даются основные биографические сведения из жизни ученого, и приводится перечень его наиболее заметных научных работ. Ключевые слова русскоязычная ингушская литература, Чах Ахриев, просветительство, научная жизнь, краеведение, этнография. Литература – это один из главных элементов культуры любого народа. Художественная литература представляет собой органическую часть искусства как формы общественного сознания и выражения эстетического отношения человека к действительности. Национальная литература любого народа зарождается и проходит длинный путь своего развития, оставаясь при этом неотъемлемым компонентом общей культуры человека. Истоки ингушской национальной литературы многие исследователи находят в устном народном творчестве, представленном нартским эпосом, героико - эпическими и лирическими песнями, сказаниями, легендами, мифами и сказками. В XIX в. ингушская литература была основана, прежде всего, на арабском языке и развивалась в русле традиций восточной литературы. Наиболее устойчивую форму она приобрела после создания ингушской письменности на основе кириллицы при установлении на Кавказе советской власти. То есть, можно сказать, что становление классической ингушской литературы произошло в самом начале ХХ в. Огромный вклад в изучение и развитие ингушской литературы внесли известные писатели, просветители и фольклористы, такие как И. А. Дахкильгов, З. К. Мальсагов, Т. Д. Беков, Х. Ш. Муталиев. Однако родоначальником русскоязычной ингушской литературы и одним из тех, кто оказал огромное влияние на процесс ее развития еще в XIX веке, по праву считается Чах Эльмурзиевич Ахриев, которого называют первым ингушским просветителем. Именно сего именем связано формирование ингушской просветительской мысли. Чах Ахриев родился 10 мая 1850 г. в селе Фуртоуг Терской области в семье Эльмурзы Ахриева из семьи Хаматхановых. С 1862 по 1868 гг. Чах Ахриев учился в Ставропольской гимназии, в стенах которой начинала свою творческую и научную карьеру значительная часть кавказской интеллигенции [1, с. 100]. В период с 1860 г. по 1870 г. в Российской империи поощрялось историко - этнографическое изучение Северного Кавказа и кавказоведение, открывались филиалы всероссийских научных обществ. В эти годы Чах Ахриев погрузился в изучение истории и фольклора своего народа. Почти все работы Чаха Ахриева этого рода были опубликованы в Сборнике сведений о кавказских горцах ив Терских ведомостях. После окончания Нежинского лицея князя А. А. Безбородко, где он первым из ингушей получил высшее образование, Чах Ахриев длительное время служил во Владикавказе, а затем в Елисаветпольской губернии [2, с. 36]. В этот период он занимался сбором фольклорных и этнографических материалов, что положило начало его литературной деятельности. Научное наследие Чаха Ахриева составляют исследования по фольклору, историко - этнографические и публицистические очерки, записи фольклорных материалов, знакомящие читателя с древнейшей историей, уникальными памятниками культовой архитектуры (склепы, храмы, часовни, святилища, языческими воззрениями, обрядами, устным поэтическим творчеством ингушей Несколько слово героях в ингушевских сказаниях (1870), «Ингушевские праздники (1871), Об ингушевских женщинах (1871), Этнографический очерк ингушевского народа с приложением его сказок и преданий (1872 - 1873), Ингуши (их предания, верования, поверья (1875). Чах Ахриев – автор огромного числа исследовательских работ, при написании которых он использовали тщательно систематизировал обширный документальный и фактический материал. Труды Чаха Ахриева по истории и этнографии заложили теоретические основы ингушеведения как одного из перспективных направлений кавказоведения, стали некой отправной точкой в деле становления ингушской научно - исторической, социологической, философской мысли. Масштаб научной деятельности Чаха Ахриева дает право рассматривать его творчество как важный этап зарождавшегося просветительского движения Ингушетии [4, с. 13]. Взгляды Чаха Ахриева формировались под влиянием общественных течений своего времени, в частности идей французской буржуазной революции, а также демократической русской интеллигенции. Точкой отсчета для исследований Ч. Ахриева стали духовные ценности его народа, выраженные в устном творчестве. Тем самым он давал понять, что приобщение ингушей к русской и европейской культуре осуществимо лишь тогда, когда происходит близкое знакомство с особенностями их миропонимания [3, с. 96]. Важным достижением Ч. Ахриева можно считать то, что оценка социальной действительности в его произведениях носит конкретный характер он впервые нарисовал образы представителей духовенства, образы горцев и горянок, вобравшие в себя типичные черты, присущие национальному характеру. Созданный им собирательный образ народа, найденные художественно - эстетические принципы описания жизни и мировоззрения горца, острая социально - критическая направленность произведений утверждали в художественном сознании народа реалистические принципы отражения действительности. Чах Ахриев умер во Владикавказе 29 апреля 1914 г. от сахарного диабета. В дальнейшем изучение культуры и социально - экономической жизни региона продолжили ингушские ученые М. Базоркин, А. Долгиев, А. Тутаев. Главная заслуга Чаха Ахриева состоит в том, что он стал для ингушского народа родоначальником русскоязычной литературы, а также новых для родной литературы жанров – историко - этнографического очерка и публицистической статьи, в которых показан социальный и духовный срез народной жизни. Работами Чаха Ахриева пользовались многие последующие этнографы и археологи, занимавшиеся изучением Кавказа его имя упоминается в различных библиографических трудах. Сегодня имя первого ингушского ученого - этнографа, кавказоведа носит Ингушский научно - исследовательский институт гуманитарных наук. Библиографический список 1. Амерханова Л. Р. Ингушское просветительство. Истоки возникновения ингушской прессы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Литературоведение. Журналистика. – 2009. – №4. – С. 97 - 108. 2. Долгиева М. Б. Чах Эльмурзиевич Ахриев: жизненный путь и творческое наследие // Современная научная мысль. – 2019. – №6. – С. 36 - 41. 3. Измайлова Т. С. Родоначальник ингушской русскоязычной литературы Чах Ахриев // Вестник Ингушского научно - исследовательского института гуманитарных наук им. Ч.Э. Ахриева. – 2018. – №1. – С. 95 - 104. 4. Угурчиева Р. Х. Ингушское просветительство. У истоков становления национальной литературы (конец XIX - начало XX века) : автореферат дис. к.ф.н.. – Мс ФА. Гандалоева 2022 |